Главная > Учебно-методический комплекс


ИСТОРИЯ
КАЗАХСТАНА
Учебно-методический комплекс
для кредитной технологии обучения.

УДК 94 (574)

ББК 63.3 (рус)

К 18.

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Учебно-методический комплекс

для кредитной технологии обучения.

Актобе, 2005 – 360 стр.

ISBN 9965-706-77-8.

Обсужден и рекомендован в печать

Ученым Советом

Актюбинского государственного

педагогического института

(протокол № 3 от 03.12.2004.)

Авторский коллектив:

Абдуллаев Н.А. д.и.н., профессор;

Нурышев Г.Ж. д.э.н., профессор;

Ерниязов Д.К., Кожакметова Г.К.,

Есеналина Ж., Шинтемирова А.

Рецензенты:

Биримжаров Б. д.и.н., профессор;

Муктар А. д.и.н., профессор.

ISBN 9965-706-77-8. ББК 63.3 (рус)

053020905 © 25.07.05.

Κ 00(05)-05

ВВЕДЕНИЕ.

История Отечества вызывала и будет вызывать интерес у широкой публики, гражданского общества Казахстана. В связи с переходом на новую кредитную технологию обучения, появилась необходимость в создании новой формы типового учебника для студентов, целью которого является краткий обзор истории Казахского народа с древнейших времен до современности.

Основной задачей данного учебного пособия является:

- изучение основных этапов возникновения и развития казахского этноса;

- осмысление культурно-исторических процессов формирования хозяйственного типа, народных традиций, политических образований на территории Казахстана;

- осмысления места и роли исторических событий и процессов в контексте мировой истории.

Изучение истории Казахстана дается в хронологической последовательности. Авторы данного учебника предлагают пересмотреть некоторые вопросы периодизации Истории Казахстана, сохранить четырёх членную периодизация в следующей последовательности:

- история древнего мира;

- средние века; данный период включаеттри этапа: период тюркского каганата VI-IX вв., период распада каганата IX-XIII вв. и монгольский период XIII-XV вв.

- новое время начать с истории образования Казахского ханства 1465 гг. В прежней советской периодизации «Новое время» начинается с периода колонизации и потери Казахстаном независимости. Данный этап включает следующие периоды: образование казахского ханства XV-XVIII вв., период колониализма XIX-XX вв., советский период в истории Казахстана 1917 – 1991 гг.

-новейшую историю начать с периода обретения независимости Республики Казахстан т.е. с 1991 гг.

Данная периодизация, на наш взгляд, способствовала бы систематизации накопленных исторических фактов и соответствовала современным требованиям изучения отечественной истории, а также переосмыслению исторических событий, ограничила бы господство формационного подхода и колониального духа в прежней трактовке периодов истории Казахстана.

Над разработкой данного проекта работали: д.и.н., профессор Абдуллаев Н.А., д.э.н., профессор Нурышев Г.Ж., преподаватели кафедры истории Казахстана АкГПИ Ерниязов Д.К., Кожахметова Г.К., Есеналина Ж.С.

Лекция № 1. Предмет и задачи курса история Казахстана.

ВОПРОСЫ

1

Предмет, цели и задачи курса истории Казахстана, источники и материалы.

2

Историография Казахстана.

3

Период каменного века на территории Казахстана, процессы: антропогенеза, социогенеза и техногенеза.

Литература:

Авторы, сборники.

Рекомендуемая литература

Алпысбаев ХА

«Памятники нижнего палеолита Южного Казахстана»

А-А 1979 гг.

Байпаков КМ,

Таймагамбетов ЖК,

Жумаганбетов Т

«Археология Казахстана» А-А 1993 гг.

Медоев А.Г.

«Геохронология палеолита Казахстана» А-А 1982 гг.

АН Институт истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова.

История Казахстана. Том 1. А – 1996 гг.

История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Том 1. А-А 1977гг.

История Казахской ССР в 2-х томах. Том 1. А-А 1963 гг.

История Казахстана (очерки) А- 1993 гг.

сборники

«Археологические исследования в Казахстане» А-А 1973 гг.

«Культура древних скотоводов и земледельцев Казахстана» А-А 1969 гг.

Тезисы докладов Всесоюзной археологической конференции «Задачи советской археологии в свете решений ХХVII съезда КПСС» М-1987 гг.

Новые слова:

археология

наука, изучающая историческое прошлое человечество по вещественным историческим источникам

этнография

наука изучающая обычаи, традиции обряды и культуру различных народов

антропология

наука, которая изучает строение тела человека, его возникновение и наследственность;

антропогенез

процесс эволюционного развития человека.

ашель

Ранний палеолит, датируется 700-150 тыс.(120 тыс.) лет до н.э.

бифас

Орудия обработанные с обеих сторон камня. Относятся к первому этапу раннего палеолита.

керамика

обожжённая на кострах прочная глиняная посуда

микролиты

миниатюрные каменные пластины, которые служили вкладышами  составных орудий труда. Например, к ним относятся каменные наконечники стрел.

мустье

последний этап раннего палеолит, датируется с 150 тыс. (120 тыс.) по 35-30 тыс. лет д. н.э.

нуклеус

ядро камня

обмен

натуральный обмен, появился в период неолита. Долгое время заменял торговлю.

отжимная ретушь

отдавливание тонких осколков камня с помощью специальных пластин.

присваивающее хозяйство

охота, рыболовство, собирательство. Первобытная форма хозяйство периода палеолита и мезолита.

производящее хозяйство

земледелие, скотоводство, ремесло. Самые ранние формы хозяйства возникшие в период неолита.

ретушь

обработка камня рядом мелких ударов.

социогенез

процесс развития общественных отношений.

техногенез

эволюция развития орудий труда, охоты.

чоппер

грубое рубящее орудие, обработанное с одной стороны

чопплинг

грубое рубящее орудие, обработанное с двух сторон

  1. Предмет цели и задачи курса истории Казахстана, источники и материалы.

Задачи предмета истории Казахстана:

1. Гносеологическая задача – знание о прошлом Отечества.

2. Аксеологическая задача - чувство сопричастности к истории.

3. Праксеологическая – вырабатывает способности самостоятельного анализа и оценки

исторических событий.

Периодизация и источники по истории Казахстана.

Периодизация

Источники

1

История древнего мира.

1. каменный век.

Материалы археологических экспедиций.

2. бронзовый век.

«Авеста» - религиозный гимн зороастрийцев.

3. раннежелезный век.

Дари-1 «Бехистунская надпись» 522-424 г. д.н.э.

Геродот «История» 430-424 г. д.н.э.

Страбон «География» 64 г.д.н.э.-24 г. н.э.

Птоломей 90- 160 гг.

Чжань Цянь 2 в.д.э.

Сыма Цянь «Ши цзи» (исторические записки) 145 – 86 г. д.н.э.

Бань Гу «Цянь Ханьшу», «Цянь Таньшу» 1 в. н.э.

II

Средние века. VI – XVIII вв.

1. раннее средневековье. Тюркский период.

Йолыг-тегин оставил руническую надпись в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина. VIII вв.

Ибн аль-Факих X вв.

2. развитое средневековье. Эпоха кочевых государств.

Марко Поло XIII вв.

Плано Карпини, Гильем Рубрук – европейские дипломаты и путешественники.

3. позднее средневековье. Казахское государство.

Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи Рашиди». 1500-1551 гг.

Ибн Рузбихан «Записки Бухарского гостя» XVI вв.

Кадыргали Бек Жалаири «Сборник летописей» XVII вв.

Дженкинсон XVI вв.

III

Новая история. 1732 – 1917 гг.

1. присоединение к России.

Материалы экспедиции Российской Академии наук под руководством П.С. Палласа (1768-1774) гг.

Н.Я. Бичурин (отец Йакинф) 1777-1853 гг.

А.И. Левшин «Описание киргиз-кайсацких орд и степей» 1799-1879 гг.

2. колонизация.

Вельяминов –Зернов «Исторические сведения о киргиз- кайсаках» 1830-1904 гг.

Бартольд В.В. «Очерки истории семиречья». 1869 – 1930 гг.

Валиханов Ч.Ч. «Абылай», «Киргизская родословная» и др. 1835-1865 гг.

Букейханов А. «Формы национального движения в национальных государствах». 1866 – 1937 гг.

3.

проникновение капитализма.

«Землепользование в киргизской степи»

Экспедиция Щербины.

IV

Новейшая история. 1917 …….

1

Борьба за установление советской власти.

2

Построение социализма.

3

Период «Развитого социализма».

4

Период независимости.

Отраслевая структура исторической науки и вспомогательные исторические дисциплины (краткий перечень).

Предмет

Решаемые задачи

1.

Археология

Исследует материальные памятники истории.

2

Нумизматика

Исследует монеты древних государств.

3

Метрология

Исследует метрические системы прошлого.

4

Этнография

Исследует культуру, традиции и обряды народов, этносов, народностей.

5

Историография

Исследует историю исторической науки.

6

Историческая ономастика

Раздел изучающий имена собственные

2. Историография исторической науки Казахстана.

К началу 20-х годов усилиями Центрального краевого архива, Истпарта, Казахского научно-исследовательского института национальной культуры, Казахского филиала АН СССР, Общества изучения Казахстана начинается сбор, обработка и исследование документальных материалов. Тогда же вышли в свет первые издания сборников документов и материалов, часть которых посвящена дооктябрьской (1917 г.) истории Казахстана. Однако объем этих сборников был невелик, хронологически охватывая ограниченный период, археографическая обработка документов страдала многими недостатками.

Первой “ласточкой“ собственно казахстанской историографии является двухтомное издание “Прошлое Казахстана в источниках и материалах”, вышедшее в 1936-1937 гг. под редакцией первого профессионального казахского историка С.Д. Асфендиярова и П.А.Кунте.

40-е годы ХХ века характеризовались относительной активизацией археографической деятельности, обусловленной повышенным интересом историков к проблематике дооктябрьского периода. Этому способствовало также то обстоятельство, что в годы Великой Отечественной войны в Казахстане работали многие известные ученые-историки, эвакуированные из центральных районов страны.

В 1926 году в Ташкенте открылось первое казахстанское высшее учебное заведение - Казпедвуз, директором которого был назначен студент САГУ Т.К.Жургенев. Были и противники открытия этого учебного заведения, мотивировавшие о несвоевременности, преждевременности его. В этой связи положительное значение имела публикация двух работ Т.К.Жургенева, в которых он реально обосновывал отставание республики в области образования, аргументируя свои суждения трудностями комплектования первого вуза и преподавателями, и студентами. Из 80 допущенных к приемным экзаменам абитуриентов были приняты на 1-ый курс лишь 49 человек. Автор не ограничился констатацией фактов, а поставил проблему дальнейшего немедленного развертывания сети высших учебных заведений на территории Казахстана.

Важную роль в интенсификации историографической деятельности Казахстана сыграла прошедшая в 1943 году конференция историков-архивистов республики с участием Д.А. Баевского, Н.М. Дружинина, М.П.Вяткина, А.М. Панкратовой. Именно с этого времени начинается впервые подготовка к изданию сборников документов по истории Казахстана в 15-и томах. Хотя работа такого плана не была доведена до конца, сам факт свидетельствует о развитии источниковой базы Казахстана.

Уже в первое десятилетие после образования АН Каз. ССР сотрудниками Института истории, археологии и этнографии было написано значительное число монографических исследований. К их числу относятся труды В.Ф.Шахматова, М.П. Вяткина, Н.Г. Аполловой, Б.С.Сулейменова, А.Н. Нусупбекова, Г.Ф. Дахшлейгера, Е.Д. Дильмухамедова, А.С.Елагина, Е.Б.Бекмаханова, С.Н. Покровского и др. Аграрные отношения, развитие земледелия и переселенческий вопрос изучались О.А.Вагановым, А.Б. Турсунбаевым, П.Д. Верещагиным, А.Б. Геллер.

Зарождалось в казахстанской историографии и такое направление, как исследование городов. Научное освещение истории городов Западной Сибири было проведено в монографии Р.М. Кабо. В ней был дан анализ хозяйственной жизни в первой половине XIX века Петропавловска, Ишима, Кургана, Семипалатинска, Омска. Позднее казахстанские города стали предметом исследования историков А.Х. Маргулана, А.А. Горячевой. В “ Очерках по истории Казахской ССР” М.В.Вяткина (1941 г.) и “Истории Казахской ССР” (1943 г.) частично затрагивались социальные проблемы. Поворот в науке к изучению проблем социальной истории Казахстана связан с работами М.П.Вяткина, Н.Устюгова, Е.Б. Бекмаханова, В.Ф. Шахматова, а также представителей других гуманитарных специальностей. Именно в этот период ряд проблем социально- экономической жизни казахского общества стал обсуждаться на различных научных конференциях, страницах периодической печати и отдельных публикаций. На сессии в Ташкенте (1954 г.) на большом конкретном историческом материале развернулась творческая дискуссия по важнейшим вопросам дооктябрьской истории Средней Азии и Казахстана. По итогам рекомендации конференции были написаны монографии Е.Б. Бекмаханова (Социально-экономические отношения Казахстана в период империализма. Алма-Ата, 1957), С.З.Зиманова ( Общественный строй казахов первой половины XIX века. Алма-Ата, 1958), С.Е.Толыбекова ( Общественно-экономический строй казахов в XVII-XIX вв. 1959).

Е.Б.Бекмаханов изучал динамику социальных изменений по категориям султанов, биев, ходжей и мулл, баев, тарханов. Отстаивая свои взгляды на сущность байского хозяйства, автор полемизировал с оппонентами по двум проблемам: с одной стороны, он опровергал утверждения С. Толыбекова, С .Зиманова о существовании байства задолго до XIX в., считая этот подход односторонним; в то же время, он выступал против положений Е.Федорова и А.Якунина, переоценивавших роль капиталистических отношений в экономике Казахстана, игнорировавших факты безвозмездного применения в байском хозяйстве труда обедневших шаруа под видом “родовой помощи”.

В эти же годы значительно продвинулась работа по изучению культурного наследия казахов, в частности, творчества казахских просветителей. В отечественной историографии произошел перелом в оценке творческой деятельности Ш. Уалиханова и А. Кунанбаева. Творческое наследие казахских просветителей- демократов изучалось довольно интенсивно. Появились целая группа исследователей историко-литературного наследия казахов. Безусловно, в этом направлении выдающееся место занимает творчество М.О. Ауэзова. Научному анализу подверглось и литературное наследие Ибрая (Ибрагима) Алтынсарина. О возможностях исследования творчества просветителей свидетельствовала публикация А.Х. Маргулана о переписке Ш. Уалиханова с Х. Фанзхановым, татарским просветителем, востоковедом, слушателем, а затем преподавателем восточных языков Петербургского университета. Знакомство их произошло во время пребывания Ш. Уалиханова в столице. В публикации показано, что как востоковед Уалиханов интересовался не только арабским языком, но и общественной жизнью стран Арабского Востока.

Освещению национально-освободительных движений на территории Казахстана были посвящены ряд научных работ. Среди них следует выделить монографии: М.П.Вяткина о восстании батыра Срыма Датова в Киши жузе, В.Ф. Шахматова о народном движении во Внутренней орде (1836-1838 гг.), Т.Ж. Шоинбаева - о восстании присырдарьинских казахов под руководством Жанхожи Нурмухамедова (50-е годы XIX в.), Е.Б. Бекмаханова об освободительной борьбе казахского народа под предводительством К.Касымова (1838-1847 гг.). В этом отношении особого внимания заслуживает фундаментальная монография Е.Б. Бекмаханова, написанная на очень сложную и малоразработанную тему.

В работах 40-50-х годов культ личности и идеологический прессинг стали преградой творческого мышления, порождая и утверждая догматизм, начетничество и схоластику.

Отдельные аспекты данной проблемы освещались в литературе стран дальнего Зарубежья, часть которой теперь доступна читателю. Среди множества их, тема промышленности и рабочих кадров освещена в трудах советских эмигрантов. Так, немецкий историк Б. Мейснер в свое время писал, что рабочий класс СССР в преобладающей части своей состоял из представителей деревни, выброшенных оттуда процессом коллективизации, что кулаки усиливали в нем мелкобуржуазные элементы. Важным преимуществом другого исследователя Й. Хёслера, перед его западными, и при том самыми известными коллегами ( например, Н. Хеер в США или Р.У. Дэвис в Англии) состоит в привлечении советских архивных фондов к своему историографическому исследованию, в том числе из центра хранения современной документации, т.е. материалов отделов ЦК КПСС в 50-е и отчасти за 60-е годы, что позволило ему шире и глубже рассмотреть объект исследования.

В начале 30-х годов в работах Г.Береза, О.Саяро, Х.Амрина, С.Мендешева, Н.Нурмакова, Г.Романова были охарактеризованы первые итоги осуществления всеобщего начального образования в Казахстане, впервые отмечена специфика организации начальной школы в городах, среди кочевого и полукочевого населения. А Ш. Альджанов, Г.Дейнега и Дж. Садвакасов в своих работах освещали проблему привлечения казахской молодежи в школы и учебные заведения республики, обобщали и анализировали опыт и недостатки в учебно-воспитательной работе школ Казахстана. По их выводам школы республики (в особенности аульные) по уровню подготовки учащихся заметно отставали не только от городских, но и сельских школ Центральной России и других промышленно развитых регионов СССР.

Историография Казахстана периода Великой Отечественной войны является актуальным направлением и берет свои истоки с времени единоборства между СССР и гитлеровской Германией. Для этого этапа историографии была характерна мобильность, оперативность и широкая публикация. Только в годы войны в материалах Казахской ССР по военной проблематике было опубликовано около 150 книг, документальных сборников, брошюр, научных статей.

В 70-80-е гг. ХХ века институт истории, археологии и этнографии Академии Наук республики издал 5-томную “Историю Казахской ССР с древнейших времен до наших дней”, которая была отмечена Государственной премией. В подготовке к изданию его участвовали известные историки Казахстана, Москвы, Ленинграда, других республик Союза. Как отмечают многие историки, пятитомник явился переломным этапом казахстанской историографии, и в то же время этот обобщающий труд не избежал серьезных недостатков.

Период первых шагов Казахстана к суверенитету отмечен выходом в свет значительного количества научной, научно-методической и учебной литературы. Все эти работы без исключения явились заметным вкладом в историографию Казахстана Следует отметить, что для написания этих трудов были использованы широкий круг не только письменных источников, но и археологических.

Зарубежная историография представляет собой весьма неизученное направление отечественной исторической науки и к нему проявляется всесторонний интерес у исследователей. В связи с этим изучение внутренних процессов, протекающих в нашей стране получает новый импульс. В зарубежной историографии в последние два столетия появились ряд исследований, сложились определенные традиции, школы и направления в освещении исторического прошлого региона. В исследовании зарубежной историографии Казахстана фундаментальным вкладом являются труды Есмагамбетова К.Л. Ценность трудов данного исследователя состоит прежде всего в том, что она отличается критическим подходом к сложившимся догмам и постулатам, обращенностью к распространенным в мировой исторической науке концепциям и теориям типа модернизации, конвергенции, традиционного общества, аккультурации, стадий роста, сравнительного исследования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс по кредитной технологии обучения ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

    Учебно-методический комплекс
    ИСТОРИЯКАЗАХСТАНАУчебно-методическийкомплекс по кредитнойтехнологииобучения. ИСТОРИЯКАЗАХСТАНАУчебно-методическийкомплекс по кредитнойтехнологииобучения. Актобе, 2009 – 189 стр. Обсужден и ...
  2. Учебно-методический комплекс (150)

    Учебно-методический комплекс
    ... проф. Рубинштейн Е.Б. Учебно-методическийкомплекс по дисциплине «ИсторияКазахстана»для неисторических специальностей форма обучения – дневная, заочная ... Изучение данного предмета по правилам кредитнойтехнологии завершается экзаменом, оценка на ...
  3. Учебно-методический комплекс (273)

    Учебно-методический комплекс
    ... проф. Рубинштейн Е.Б. Учебно-методическийкомплекс по дисциплине «ИсторияКазахстана»для неисторических специальностей форма обучения – дневная, заочная ... Изучение данного предмета по правилам кредитнойтехнологии завершается экзаменом, оценка на ...
  4. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения экономическая теория караганда 2004

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплексдля дистанционного обучения ... использованием какой технологии; - для кого производить ... «Народный сберегательный банк Казахстана»; и, наконец, крупные ... - финансовых и кредитных, информационно интернациональных связях ... Исто­рия ...
  5. Казпотребсоюза учебно-методический комплекс для дистанционного обучения

    Учебно-методический комплекс
    КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ М А К Р О Э К О ... - "История монетаризма ... Казахстана ... кре­дитно- ... - мера текущего уровня технологии, или совокупная производительность факторов ...

Другие похожие документы..