Главная > Учебное пособие


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральные налоги и сборы с организаций

Учебное пособие для дистанционного образования с приложением учебно-методического комплекса для специальности

351200 Налоги и налогообложение

Издательство

Тюменского государственного университета

2004

УДК 336.22.

ББК 67.402

Ф322

Федеральные налоги и сборы с организаций: учебное пособие. - Тюмень Изд-во ТюмГУ,2004.190 с.

Аннотация

Учебное пособие подготовлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ в 2003 г., по специальности «Налоги и налогообложение».

Дисциплина «Федеральные налоги и сборы с организаций» является одним из конкретных учебных курсов, формирующих профессиональные знания студентов специальности «Налоги и налогообложение». Данное учебное пособие отражает систематизированный подход к рассмотрению достаточно объемных по содержанию соответствующих глав Налогового кодекса по федеральным налогам в РФ. В пособии учтены изменения, вносимые поправками в первую и вторую главу Налогового кодекса РФ с 1 января 2005 г.

В учебном пособии большое внимание уделяется вопросам экономической сущности и назначения федеральных налогов, приводятся статистические данные и фактический материал, иллюстрирующий современную практику и совершенствование российской налоговой системы в части федеральных налогов по материалам данных по Тюменской области и РФ в целом. Каждый налог рассматривается с точки зрения его составляющих элементов согласно статье 17 Налогового кодекса РФ.

Данное учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения (дневной, заочной, дистанционной), а также слушателей, получающих второе высшее образование по специальности «Налоги и налогообложение».

Составитель: Т.М.Ляпина, к.э.н., доцент

Рецензенты: Е.Б.Жаркова, заместитель руководителя УМНС России по Тюменской области, Советник налоговой службы РФ I ранга;

А.П.Невская, доцент кафедры Налогов и налогообложения

ИГиП

© Тюменский государственный университет

© Институт дистанционного образования

© Т.М.Ляпина, 2004

Предисловие. 5

Теоретические материалы 7

Модуль 1. Место федеральных налогов в современной налоговой системе РФ. 7

Вопрос 1. Предмет и задачи курса 8

Вопрос 2. Состав федеральных налогов. 9

Вопрос 3. Роль и значение федеральных налогов и сборов с организаций в формировании бюджетов разных уровней. 15

Вопрос 4.Налоговая реформа и совершенствование федеральных налогов и сборов. 21

Модуль 2.Акцизы 27

Вопрос 1. Сущность и назначение акцизов 28

Вопрос 2. Налогоплательщики (ст.179 НК РФ) 36

Вопрос 3. Объект налогообложения 37

Вопрос 4. Налоговая база. 40

Вопрос 5 Налоговые вычеты. 42

Вопрос 6. Ставки 44

Вопрос 7. Порядок расчета и уплаты 49

Вопрос 8. Сроки уплаты 51

Вопрос 9. Налоговые режимы в отношении алкогольной продукции. Особенности уплаты акцизов по товарам, по которым введены марки акцизных сборов 54

Вопрос 10. Особенности уплаты акцизов по нефтепродуктам 59

Модуль 3. НДС 69

Вопрос 1.Сущность и назначение НДС 70

Вопрос 2. Плательщики НДС 75

Вопрос 3. Объект обложения НДС 77

Вопрос 4.Операции, не подлежащие налогообложению (льготы) ст.149 НК РФ. 83

Вопрос 5. Налоговая база 103

Вопрос 6. Налоговый период 104

Вопрос 7. Налоговые ставки 105

Вопрос 8. Порядок исчисления НДС 108

Вопрос 9. Порядок и сроки уплаты налога 116

Вопрос 10. Особенности исчисления НДС по отдельным операциям 117

Модуль 4. Налог на прибыль. 124

Тема 1. Характеристика налога на прибыль 124

Вопрос 1. Сущность и назначение налога на прибыль. 125

Вопрос 2. Плательщики 128

Вопрос 3. Объект обложения 130

Вопрос 4. Налоговая база. 150

Вопрос 5. Налоговый период 156

Вопрос 6. Налоговая ставка 156

Вопрос 7. Порядок исчисления и сроки уплаты налога и авансовых платежей 157

Вопрос 8.Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения (ст.288 НК РФ). 159

Вопрос 9. Определение НБ при уступке права требования. 160

Тема 2. Особенности состава расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. 161

Вопрос 1. Общие положения по определению расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. 162

Вопрос 2. Состав, размеры и условия включения расходов по производству и реализации, продукции, работ, услуг для расчета НБ по налогу на прибыль. 166

Вопрос 3. Внереализационные расходы 218

Модуль 5. ЕСН 224

Вопрос 1. Сущность и назначение ЕСН 225

Вопрос 2. Плательщики (ст. 235 НК РФ) 226

Вопрос 3. Объект обложения 226

Вопрос 4. Налоговая база и суммы, не подлежащие обложению 226

Вопрос 5. Ставки 229

Вопрос 6. Льготы 233

Вопрос 7. Порядок и сроки уплаты ЕСН 234

Модуль 6. Платежи за пользование природными ресурсами. 237

Вопрос 1.Назначение и экономическая сущность платежей за пользование природными ресурсами. 237

Вопрос 2. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) гл.26 НК РФ. 239

Вопрос 3.Водный налог 243

Модуль 7. Госпошлина. Сборы с организаций, направляемые в федеральный бюджет. 250

Вопрос 1. Характеристика госпошлины по элементам 251

Вопрос 2. Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 260

Вопрос 3. Сбор за использование наименований ";Россия";, ";Российская Федерация"; и образованных на их основе слов и словосочетаний 265

Вопрос 4. Сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции 266

Методические материалы по дисциплине 270

Рабочая программа дисциплины 270

Календарно-тематический план работы обучающегося 277

Методические указания 278

Указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины. 278

Указания по подготовке к различным видам практических занятий. 279

Указания по подготовке к текущему контролю знаний, к промежуточной и итоговой аттестации. 315

Практикум 324

Комплект заданий для контроля 335

Контрольные тесты и ключи к ним. 363

Примерные вопросы к госэкзамену. 371

Глоссарий 372

Список источников информации 387

Приложения 389

Предисловие.

Появление специальности «Налоги и налогообложение» обусловило необходимость конкретизации и детализации широкого спектра вопросов, связанных с системой учебных дисциплин по налогам и налогообложению. По сравнению с другими специальностями студенты данной специальности более глубоко и основательно, на основе системного подхода изучают разделы существующей дисциплины для студентов специальности «Финансы и кредит» - «Налоги и налогообложение». Таким образом, можно считать, что дисциплина «Федеральные налоги и сборы с организаций» выделена как самостоятельная из ранее существовавшего курса «Налоги и налогообложение» для студентов экономических специальностей. Хотелось бы обратить внимание читателей, что пока большинство учебных материалов по данной дисциплине отражены в учебниках и учебных пособиях под названием «Налоги и налогообложение», но постоянно появляются все новые и новые учебники с названиями, соответствующими учебному плану специальности «Налоги и налогообложение».

Следует отметить, что изучение данного курса должно основываться на тех знаниях, которые студенты получили по экономическим и правовым дисциплинам на предыдущих курсах. Можно отнести данный курс к блоку экономических дисциплин, поскольку он целиком основывается на понятиях таких дисциплин учебного плана как экономическая теория, статистика, бухгалтерский учет. Отсюда следует сделать вывод, что студентам дистанционного обучения необходимо постоянно возвращаться к материалам указанных базовых курсов.

С другой стороны дисциплина «Федеральные налоги и сборы с организаций» носит общегосударственный, политический и для студентов дневного отделения во многом воспитательный характер. Как прикладная дисциплина она должна вооружить студентов фундаментальными знаниями по общим направлениям профессиональной деятельности налоговых работников, которые должны понимать и реализовать на практике государственные интересы при сохранении материальных интересов других участников налоговых отношений и повышении уровня материального благосостояния в обществе в целом. Таким образом, можно сказать, что ранее полученные теоретические и практические знания студентов по другим дисциплинам должны преломляться в содержании данного курса.

Дисциплина «Федеральные налоги и сборы» занимает в цикле специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта особое место. Это связано, прежде всего, с тем, что федеральные налоги и сборы имеют решающее значение для формирования не только федерального бюджета РФ, но и бюджетов разных уровней. В профессиональной деятельности налоговые работники значительную часть времени уделяют федеральным налогам и сборам на всех этапах налогового администрирования. Следовательно, студенты должны настроиться на то, что происходит постоянное развитие и совершенствование межбюджетных отношений в нашей стране, а в связи с этим постоянно изменяется и будет совершенствоваться законодательная база по конкретным налогам. В этом убеждает и мировой опыт развития налоговых систем. К тому же, процессы международной финансовой глобализации, усиливающиеся на современном этапе, не могут не сказаться на развитии отечественной налоговой системы. Студенты должны заметить для себя на будущее, что знания по данному курсу должны быть систематизированы и конкретизированы по изучаемому позднее курсу «Налоговые системы развитых государств».

Как положительный момент, следует отметить наличие в нашей стране Налогового кодекса, который имеет решающее значение для регулирования и стабилизации налоговых отношений. Однако происходит, к сожалению, постоянная корректировка и изменение Налогового кодекса, что вызывает определенные трудности в его освоении и понимании, особенно по федеральным налогам и сборам. Учебное пособие призвано помочь студентам, прежде всего, самостоятельно изучающим налоги, разобраться и сориентироваться в часто изменяющемся налоговом законодательстве, приобрести необходимые практические навыки и знания. Серьезные требования к подготовке специалистов по налогообложению предъявляются практикой, когда налоговый контроль в нашей стране осуществляется за три года. Следовательно, налоговые работники должны ориентироваться в порядке налогообложения за достаточно длительный период.

Цель дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций» заключается в том, чтобы сформировать у студентов четкое представление о федеральных налогах и сборах с организаций, учитывая их постоянное совершенствование и развитие вместе с налоговой системой РФ.

Можно выделить такие основные задачи при изучении курса:

  • Овладение понятийным аппаратом в области федеральных налогов и сборов;

  • Изучение механизма исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов;

  • Формирование представлений о тенденциях в развитии налоговой системы РФ и месту федеральных налогов в ней.

Учебное пособие ориентирует изучающих на привлечение дополнительных источников по каждому их федеральных налогов и, прежде всего материалов периодической литературы. В качестве обязательных источников, которыми студенты должны обязательно пользоваться, следует назвать журналы Налоговый вестник, Российский налоговый курьер, Налоговая политика и практика, Финансы, газету Экономика и жизнь и другие периодические издания. Кроме того, рекомендуется начинать изучение конкретного налога со знакомства с соответствующей главой Налогового кодекса и справочно-информационных систем Гарант и Консультант.

Теоретические материалы

Модуль 1. Место федеральных налогов в современной налоговой системе РФ.

Цели и задачи модуля.

После изучения теоретических дисциплин учебного плана студенты впервые встречаются с конкретным преломлением ранее полученных знаний в практику налогообложения. Дисциплина Федеральные налоги и сборы с организаций является прикладной дисциплиной, но состав и содержание ее составляющих постоянно изменяется. Еще раз подчеркнем, что постоянные изменения обусловлены прежде всего политическим характером налоговых отношений и несовершенством действующего законодательства. Таким образом, от студентов требуется обобщение ранее полученных знаний и умение ориентироваться в потоке изменяющегося законодательства. Значительное внимание тем самым студенты должны уделить информации по таким курсам, которые они изучали ранее как Теория и история налогообложения; Финансы, денежное обращение и кредит; Финансовое право. Особое место в данной дисциплине и данном модуле отводится материалам федерального закона о Федеральном бюджете на текущий год.

Исходя из этого, можно сформулировать цель и задачи модуля 1 таким образом:

Цель:

Определить состав федеральных налогов и сборов с организаций по действующему законодательству и с учетом предстоящих изменений.

Задачи:

  1. сформулировать предмет и задачи курса;

  2. показать место федеральных налогов и сборов с организаций в регулировании бюджетных отношений;

  3. конкретизировать место федеральных налогов в проводимой налоговой реформе.

Вопросы.

  1. Предмет и задачи курса

  2. Состав федеральных налогов.

  3. Роль и значение федеральных налогов и сборов с организаций в формировании бюджетов разных уровней.

  4. Налоговая реформа в России и совершенствование федеральных налогов и сборов.

Литература указана в плане семинарских занятий.

Особо следует обратить внимание на Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах». Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года. ";Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года.

Вопрос 1. Предмет и задачи курса

Дисциплина Федеральные налоги и сборы с организаций является основной частью существующего большого курса «Налоги и налогообложение» для студентов экономических специальностей. Исходя из этого, данный курс занимает центральное место в экономической составляющей подготовки специалистов по налогообложению.

Еще раз обратим внимание студентов на такие моменты. Сложность в изучении дисциплины Федеральные налоги и сборы с организаций заключается в том, что требуется солидная подготовка студентов по ранее изучаемым экономическим дисциплинам, например, бухучет, статистика, экономика и организация производства. С другой стороны, очевидна необходимость в наличии знаний по таким курсам как Теория и история налогообложения, а также по циклу правовых дисциплин, налоговому законодательству, которое весьма противоречиво.

Таким образом, предмет дисциплины Федеральные налоги и сборы с организаций можно определить как совокупность налоговых отношений организаций с государством по поводу своевременного и полного внесения в бюджет федеральных налогов и сборов, плательщиком которых выступает организация.

На основе определения предмета изучения данной дисциплины можно сформулировать цель ее изучения:

Способствовать приобретению систематизированных знаний и практических умений для работы с налоговым законодательством РФ, регулирующим механизм исчисления и уплаты организациями федеральных налогов и сборов.

Следовательно, задачами курса будут:

  1. Формирование фундаментальных представлений по исчислению и уплате организациями федеральных налогов и сборов;

  2. Обоснование необходимости комплексного подхода к изучению актуальных вопросов действующего механизма налогообложения;

  3. Овладение понятийным аппаратом в области федеральных налогов и сборов;

  4. Изучение механизма исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов;

  5. Выяснение тенденций в развитии налоговой системы РФ и месте федеральных налогов в ней.

Итак, налоговые отношения в данном курсе мы должны рассматривать на основе системы законодательных актов, которые постоянно меняются, дополняются новым содержанием, что отражает всю совокупность налогов как научной категории. Напомним, что налоги – это категория политическая, правовая, экономическая, философская. Рассмотрение каждого федерального налога нужно осуществлять на основе всей системы налогового законодательства РФ, которая изображена на представленной схеме.

Схема 1.

Система налогового законодательства РФ

Отметим, что законодатель особо оговаривает в ст.4 НК РФ, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов не могут принимать нормативные правовые акты, направленные на изменение или дополнение законодательства о налогах и сборах.

Вопрос 2. Состав федеральных налогов.

Казалось бы, не должно существовать особых проблем с перечнем федеральных налогов и сборов, поскольку действует такой основополагающий документ в налоговых отношениях как НК РФ. Однако, как следует из положений налоговой реформы, полностью Налоговый кодекс должен быть принят в 2005 г. В настоящее время (2004 г.) имеет место переходный этап от ранее принятого законодательства к Налоговому кодексу РФ в полном объеме.

Сложность перехода определяется тем, что на 2004 год структура действующей налоговой системы РФ определяется законом «Об основах налоговой системы в РФ», который был принят в 1991 г. В настоящее время этот закон отменен, но его статьи 19-21, в которых указан перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2004 году действуют.

В виде таблицы состав федеральных налогов и сборов можно представить следующим образом (выделены в правой колонке федеральные налоги и сборы с организаций).

Табл. 1

По Налоговому кодексу

По действующему на 2004 год налоговому законодательству (ст. 19-21 закона «Об основах налоговой системы РФ»)

НДС

  1. НДС

Акцизы

  1. Акцизы;

Налог на прибыль (доход) организаций

  1. Налог на прибыль

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды

  1. Единый социальный налог (ЕСН);

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

  1. Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Лесной налог

Водный налог

  1. Плата за пользование водными объектами;

Экологический налог

  1. Платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

  1. Государственная пошлина

Налог за пользование недрами

  1. Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

Налог на доходы от капитала

  1. Налог на операции с ценными бумагами;

Таможенная пошлина и таможенные сборы

  1. Таможенная пошлина;

Подоходный налог с физических лиц

  1. Налог на доходы физических лиц;

Федеральные лицензионные сборы

  1. Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот эти­лового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

  1. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Фе­дерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

  1. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и да­рения;

Рассмотрим подробнее данную таблицу. Несовпадение правой и левой колонки по состоянию на начало 2004 года свидетельствует, что предстоит еще достаточно большая работа по подготовке и принятию новых законов в налоговом законодательстве: по лесному налогу, водному налогу, экологическому налогу.

Пример достаточно удачно проведенной на предыдущих этапах подобной работы существует. Речь идет о том, что ранее три налога: налог за пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов уже объединены в один – налог на добычу полезных ископаемых.

Сложность выделения из блока федеральных налогов РФ объекта изучения по данной дисциплине заключается в том, что на основе государственного образовательного стандарта специальности «Налоги и налогообложение» часть федеральных налогов и сборов РФ изучается в других дисциплинах. Речь идет о таких налогах как:

  • Налог на операции с ценными бумагами

  • Таможенные пошлины

  • Налог на доходы физических лиц

  • Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и да¬рения.

Таким образом, в дисциплине Федеральные налоги и сборы с организаций согласно действующего законодательства в начале 2004 г. мы должны будем рассматривать 11 налогов и сборов, которые представлены в левой колонке таблицы.

Табл. 2

Федеральные налоги и сборы c организаций, изучаемые в данной дисциплине

Классификационный признак

    • Акцизы

косвенный

    • НДС;

косвенный

Налог на прибыль

прямой

    • Единый социальный налог (ЕСН);

прямой

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых)

прямой

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Плата за пользование водными объектами;

Платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

    • Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот эти­лового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    • Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Фе­дерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

Логика построения данного курса основывается на классификации налогов, которая изучалась в курсе «Теория и история налогообложения». Следуя прежде всего историческим аспектам и практической значимости, вначале рассматриваются косвенные налоги – акцизы и НДС, а затем прямые – налог на прибыль, ЕСН, НДПИ. После них следуют платежи за пользование природными ресурсами и, наконец, сборы. В этой связи нужно вспомнить, чем отличаются сборы с организаций от налогов (см. глоссарий).

В Бюджетном послании (июль 2004 г.) Федеральному собранию президент РФ В.В.Путин заявил, что в 2004 г. нужно принять главы Налогового кодекса о налоге на наследование и дарение, водном и земельных налогах. Следует отметить, что сделаны серьезные шаги по реализации указанный направлений налоговой политики РФ. В частности, в 2004 г. своевременно принят закон о водном налоге.

В начале июля 2004 г.Государственная Дума приняла несколько законов, которые вносят поправки в первую и вторую части Налогового кодекса. В результате одни налоги будут отменены, а другие — существенно изменятся.

Рассмотрим предстоящие с 1 января 2005 г. изменения в часть первую НК РФ (см. подробнее \\РНК, 2004,№15,с.10-11). Самые важные поправки в первую часть Налогового кодекса касаются перечня налогов и сбо¬ров, действующих на территории Российской Феде¬рации.

С 1 января 2005 года, когда изменения вступят в силу, налогов и сборов останется всего пятнадцать.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Налоги и сборы с юридических лиц

    Методические указания
    ... .Н. Щавелева « » _________2011г. С.В. Кузнецова Налоги и сборы с юридических лиц МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ... Гончаренко Л.И. Практикум по федеральнымналогам и сборам с организаций. – М.: КНОРУС, 2007 г 4. Практикум по налогам и налогообложению/Под ред ...
  2. Согласовано министр рф по налогам и сборам

    Государственный образовательный стандарт
    ... СД.04. ФЕДЕРАЛЬНЫЕНАЛОГИ И СБОРЫ С ОРГАНИЗАЦИЙ Состав и социально-экономическое значение федеральныхналогов и сборов, их роль ... стади, охватывающих исчисление организациямифедеральных, региональных и местных налогов и сборов и учитывающих текущие ...
  3. Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных (1)

    Закон
    ... ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных ... Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы от федеральныхналогов и сборов зачисляются в бюджет края ...
  4. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации

    Закон
    ... налогов и сборов поселения; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 4) организация ... бюджетов от федеральныхналогов и сборов 1. Доходы от федеральныхналогов и сборов зачисляются в ...
  5. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации (1)

    Закон
    ... налогов и сборов поселения; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 4) организация ... бюджетов от федеральныхналогов и сборов 1. Доходы от федеральныхналогов и сборов зачисляются в ...

Другие похожие документы..