Главная > Рабочая программа


М

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________ Т.В. Маркелова

«_____» ___________2006 г.

рабочая программа

По дисциплине «Редакторская подготовка изданий»

По специальности 030901.65-Издательское дело и редактирование

Факультет Издательского дела и журналистики

Кафедра Издательского дела и редактирования

Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Федеральный

Национально-региональный (вузовский)

Элективный

ДС.01.07

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Общепрофессиональные дисциплины

Специальные дисциплины

X

Дисциплины специализации

Форма

Обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

работа

Курсовой проект

Самостоятельная работа

Очная

4

7,8

200

119

68

51

20

61

Экзамен

Очно-заочная

5

9,10

200

102

68

34

20

78

Экзамен

Заочная

5

9

200

48

22

20

20

138

Экзамен

Москва — 2009 г.

Составитель: Шиманов А.Е., к.ф.н., доц. каф. Издательского дела и редактирования, Мжельская Е.Л., к.ф.н., доц. каф. Издательского дела и редактирования, Гольцова Н.В. к.ф.н., доц. каф. Издательского дела и редактирования

Рецензент:

Рабочая программа обсуждена на кафедре «Издательского дела и редактирования»

10 ноября 2009г., протокол № 5 .

Зав. кафедрой Шеметова Е.П.

Одобрена Советом факультета издательского дела и журналистики

___ ноября 2009г., протокол № 3 .

Председатель Столяров А.А.

1. Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью преподавания дисциплины является обучение студентов приемам, методам, навыкам подготовки к печати и выпуску в свет произведений различных видов литературы с учетом видо-типологической структуры массива изданий.

Задачами дисциплины являются:

  • формирование представлений о специфике работы редактора над изданиями различных типов и видов;

  • обучение методам разработки концепции, модели и проекта издания, навыкам формирования конкретных изданий;

  • овладение приемами отбора произведений литературы, работы с автором, организации творческого коллектива, участвующего в подготовке издания;

  • обучение навыкам работы над аппаратом и иллюстрациями;

  • формирование знаний о теоретических основаниях, определяющих характер работы редактора над изданием.

1.2. Требования знаниям и умениям

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать современное состояние и тенденции развития издательского дела, понимать особенности подготовки к печати произведений различных видов литературы;

  • знать специфику восприятия произведения литературы различными категориями читателей, уметь учитывать эту специфику при подготовке издания;

  • уметь выявлять актуальный спрос населения на печатную продукцию и определять пути его обеспечения путем подготовки издания;

  • уметь правильно оценивать качество литературного труда и издания;

  • получить представление о механизмах формирования репертуара изданий, особенностях и задачах его реализации в программах издательств, задачах и возможностях интерпретации литературного произведения средствами книгоиздания;

  • владеть критериями редакторской оценки литературных произведений, исходя из требований к отдельным элементам издания и к изданию в целом;

  • владеть навыками редакторской подготовки изданий и переизданий различных типов и видов;

  • владеть навыками разработки концепции, модели и проекта издания и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса, организации рецензирования и привлечения специалистов для подготовки издания.

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины

Для усвоения данной дисциплины студенты должны изучить следующие дисциплины: Современный русский язык. Практическая и функциональная стилистика русского языка, Современное отечественное и зарубежное издательское дело, Стандарты в книжном деле, Теория текста, История зарубежной литературы, История русской литературы, Современный литературный процесс, Текстология, Основы книговедения, Теория литературных жанров, Типология изданий, Аппарат изданий произведений печати, Редактирование. Общий курс, Технология редакционно-издательского процесса.

2. Содержание дисциплины

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

Раздел «Редакторская подготовка издания по отраслям знаний»

п/п

Наименование тем, разделов

Общая трудоемкость (часов)

Аудиторные занятия

(всего часов)

Лекции

Практические занятия

(семинары)

Лабораторные занятия

1

Тема 1. Введение

6,95

4,1

2

2

Тема 2. Редакторская подготовка научных изданий

6,95

4,1

2

3

Тема 3. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

6,95

4,1

2

4

Тема 4. Работа редактора над справочным изданием

6,95

4,1

3

5

Тема 5. Работа редактора над учебным изданием

6,95

4,1

4

6

Тема 6. Редакторская подготовка информационных изданий

6,95

4,2

4

ИТОГО

41,7

24,7

17

2.1.1. Введение

Цели и задачи курса. Объект и предмет изучения. Связь курса с другими дисциплинами.

Общая характеристика курса, особенности его построения. Учебно-методические материалы по курсу, дополнительные источники. Издание как объект редакционно-издательской деятельности. Понятие издания. Издание и литература, виды литературы, издания понятийной и художественной литературы. Книжные и журнальные издания. Видо-типологическая характеристика книжных изданий, их классификация. Виды журнальных изданий. Типовая структура и состав издания, основная часть и аппарат издания. Литературное произведение (совокупность произведений) как содержательная основа издания. Жанры литературных произведений .Методологическая роль концепции издания в его редакторской подготовке, информационная основа ее разработки. Моделирование издания. принципы формирования изданий. Жанры книжных изданий; понятие серии. Дополнительные материалы, реклама в изданиях.

2.1.2 Редакторская подготовка научных изданий

Понятие научного издания, его предмет, целевое назначение, читательский адрес, функциональные свойства.

Виды и жанры научных изданий. Жанры научных произведений и формирование содержательной основы научного издания.

Научная монография и сборник научных трудов, состав, структура и формирование их состав, структура и формирование их части; виды сборников и учет их особенностей при редакторской подготовке. Другие виды научных изданий.

Аппарат научного издания, назначение его элементов, требования к их содержанию и оформлению; связь элементов аппарата с основной частью издания.

2.1.3. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

Цели и задачи популяризации достижений науки и техники в современных условиях. Ученые - популяризаторы науки.

Понятие научно-популярного издания, его видо-типологические характеристики.

Жанры литературных произведений, составляющих основу издания, и их влияние на формирование основной части издания.

Аппарат научно-популярного издания, его состав, назначение и содержание отдельных элементов.

Специфика редакторской работы над подготовкой научно-популярной монографии, сборника, научной биографии ученого, описания путешествия.

2.1.4. Работа редактора над справочным изданием

Понятие справочного издания. Особенности назначения справочных изданий. Их типологические характеристики.

Функциональные свойства, разновидности справочных изданий.

Жанровые особенности произведений, составляющих основу энциклопедических, словарных изданий и справочников. Основания для систематизации материала в основной части изданий. Организационно-методическая работа редактора по наполнению и формированию основной части справочных изданий.

Состав и характеристика элементов аппарата энциклопедических, словарных изданий и справочников, обусловленность состава аппарата применительно к виду издания и его конкретному содержанию.

Завершающая работа редактора над изданием в целом. Требования к оформлению справочных изданий с учетом специфики пользования ими.

2.1.5. Работа редактора над учебным изданием

Учебные издания как целостный комплекс. Их дифференциация по целевому назначению и читательскому адресу. Государственные образовательные стандарты как основа содержания учебных изданий.

Требования к программно-методическим, обучающим, вспомогательным, учебно-методическим изданиям.

Работа редактора над обучающими изданиями (учебником, учебным пособием, конспектом лекций).

Обучающее издание как система знания. Обучающее издание как дидактическая система. Работа редактора над учебником. Особенности школьного и вузовского учебников. Специфика учебников, определяемая типом учебного заведения, формой образования, характером учебного предмета. Требования к содержанию, справочному аппарату, аппарату ориентации, аппарату усвоения. Работа над композицией и языком учебника. Работа над иллюстративным материалом.

2.1.6. Редакторская подготовка информационных изданий

Природа информационных изданий, их сущность. Определение информационного издания, его предмет, целевое назначение и читательский адрес, функциональная роль.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инистерство образования и науки рф

    Рабочая программа
    ИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ... ПК-8); использовать современные достижения науки и техники по физике ... обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать: теплогидравлические процессы, протекающие ...
  2. Инистерство образования и науки рф

    Рабочая программа
    ИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ... ПК-8); использовать современные достижения науки и техники по физике ... обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать: теплогидравлические процессы, протекающие ...
  3. М инистерство образования и науки (31)

    Рабочая программа
    М ИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ...
  4. М инистерство образования и науки (6)

    Методические указания
    23 − − М ИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный институт ... : канд. физ.-мат. наук И.К. Бусяцкая; канд. физ.-мат. наук К.К. Андреев УДК 512 ...
  5. М инистерство образования и науки (8)

    Рабочая программа
    ... ИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ... ; Мин-во образования и науки РФ; Федеральное агенство по образованию; МГУП. - ...
  6. М инистерство образования и науки (11)

    Рабочая программа
    ... ИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ... национальных ценностях культуры и науки; сущность и особенности ценообразования ...

Другие похожие документы..