Главная > Документ


Региональная общественная организация учёных

БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

----------------------------------------------

Научный выпуск

Посвящается

65-летию победы СССР

в ВОВ 1941-1945 гг.

ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АКАДЕМИИ

Вып. 94. – 2010 г.

Актуальные проблемы нравственного

и физического воспитания учащейся

и студенческой молодёжи

Санкт-Петербург

Редакционная коллегия выпуска:

Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. Ю.А. Гагин; доктор пед. наук, проф. В.Ф.Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н. Николаев; канд. психол. наук, ст.н.с.О.И.Волков док­тор медиц. наук,проф.Е.А.Гаврилова; канд.пед. наук,проф. В.Д. Ти-мофеев; доктор психол. наук проф. И.В.Курис;.

Ответств. за выпуск – доктор пед. наук,

руководитель отделения педагогической акмеологии,

действит. чл БПА, проф. Ю.А.Гагин

=======================

Гл. редактор – проф. И.П.Волков.

Зам. гл. редактора - проф.Д.Н.Давиденко,

проф. А.Г.Левицкий, проф.А.П.Панфилова

Уч. секретарь – проф. И.Г.Станиславская.

Адрес редакции:

190121. г.Санкт-Петербург.

Ул.Декабристов. 35. НГУ им. П.Ф,Лесгафта

Кафедра психологии им. проф. А.Ц.Пуни

Тел. 714-66-27; 8-921-924-62-31;

Е-mail: Volkov_bpa@

В36 © РООУ БПА.

© Гагин Ю.А.

  • Издаётся на средства авторов статей и взносы членов БПА:

Отделение педагогической акмеологии.

Секция интерактивных психотехнологий обучения.

==========================

«Вестник Балтийской Педагогической Академии»

Научное издание. Сокращенно: «Вестник БПА»

Основано 30.06.1995 г. в г. Санкт-Петербурге.

Международная регистрация (Юнеско, Париж):

ISSN 1818-6467(Vestnik BPA)

-----------------------------------------------------

Подписано к печати 18.03.2010 г. Печать ризограф.. Зак. 01.

Тир.300. Формат бумаги 69х90. Изд. РООУ БПА.

СОДЕРЖАНИЕ:

От редакции…………………………………………………5

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ:

Алиева Т.Г.Развивающие и оздоровительные эффекты регуля-

рных занятий физической культурой и спортом……

6

Воронов Д.И. Психопрофилактика компьютерной зависимости у учащейся молодёжи средствами спорта…………..

10

Теодорович М.В.Негативные эмоции у юных спортсменов

как предмет психологического исследования………

16

Геева Г.О. Внушающие эффекты культа личности чемпиона в спортивном мифотворчестве…………………………

19

Таймазов В.А., Бакулев С.Е. К вопросу о спортивной генетике - научной основе спортивного отбора……………….

25

Дамадаева А.С. Гендерный подход в отечественной психоло-

гии спорта…………………………………………….

31

Капралов В.А. Осипов А.В. Бильярд - будущий олимпийский

вид спорта…………………………………………..

34

Коршунова О.В., Коршунов А.А. Формирование и проявление

акцентуаций характера личности в спортивной деятельности………………………………………..

39

Тихомиров А.ИСамоконтроль чувства времени спортсменов в

циклических и ациклических упражнениях……….

42

Ань Цзин (КНР).Использование медитации в спортивной подго-товке юных теннисистов…………………….............

48

Шихвердиев С.Н.Современные научные представления о помо-

щи спортсменам, завершающим спортивную ка-

рьеру…………………………………………………..

52

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ:

Алексеева Е.Е. Проявления эмоционального выгорания у сту-

денток педагогического вуза……………………

57

Меньщикова А.Л. Взаимосвязь Я-концепции и чувства безза-

щитности у школьников………………………..

62

Волков О.И., Митрофанов, В.В.Павел Д.Н.Актуальные проб-

лемы обеспечения качества вузовского образо-

вания в России ………………………………….

65

Цикунова Н.С.Мотивационные проблемы и методические трудности в спортивном воспитании подрост-

ков…………………………………………………

70

Козаева Н.Д. Восприятие и оценка школьниками трагических событий в Южной Осетии ………………………

72

Томанов Л.В., Шарапова М.А. Влияние религиозного воспи-тания на личность школьника……………………

77

Хао Цзюнь (КНР). Воспитание самостоятельности юных

спортсменов в период предсоревновательной

подготовки…………………………………………

81

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИ­ХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Волков И.П. Метод «пустого стула» в обучении клиентов самопознанию и саморегуляции состояний……. .

85

Курис И.В.Эзотерические знания в духовном самосовершен

ствовании личности………………………………..

90

Гультяева Е.Г. Чувства юмора в педагогической деятельно- сти…………………………………………………..

94

Волков И.П., Волков О.И. Изучение сознания человека с виртуальных позиций Интернета……………….

96

Белоус В.Г.Практика медитативных упражнений с использо-

ванием солнечной энергии…………………….

99

ТВОРЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ:

Адаменко Ю.П. Ещё раз о «русской лени» как средстве дос-

тижения удобства и покоя………………………

103

Зиганов Н.П. К вопросу о бизнес-инкубаторах, бизнес-анге-

лах и бизнес-планах возрождения Советского

спорта в России………………………………….

107

Богачек И.А.Крах теории менеджмента качества в России….

110

Воскобойников Ф.(США).Управление производством – это

прежде всего управление людьми…………......

116

К 65-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ:

Герои Советского Союза в ВОВ (1941-1945)...………. .…….. .

123

Триумф наследников народа-победителя ..................................

124

После драки кулаками не машут………………………………..

126

«Россияне, простите меня!...» (Ельцин - могильщик СССР)….

«Русская доктрина» народного самосохранения ……………..

В Президиуме РООУ БПА (признание заслуг учёных)………

130

140

141

Сведения об авторах…………………………………………….. 141

--------------------------------------

От редакции

Посвящая настоящий выпуск «Вестника БПА» Юбилейной дате - 65-летию победы СССР во Второй Отечественной Войне (1941-1945 гг ),редакция журнала поздравляет школьный учи­тельский и вузовский педагогический корпус РФ и всех членов БПА со столь значимым для всех нас Годом Учителя (2010 г.). Тематическое содержание данного «Вестника» предлагает читателям поразмышлять о том, что было позитивного в образовании в Советский период и что ныне явно упущено в воспитании личности учащихся и студентов? Почему отечественная педагогическая наука уже десятилетиями находится в системном кри­зисе? Подумать о «подводных» политических причинах этого кризиса? О новых социально-педагогических реалиях, с которыми ныне столкнулась постсоветская педагогическая наука вследствии поражения СССР в «холодной войне» с США (1948-1991?).

Что нас, – учителей и педагогов, ожидает в будущем в связи со вступлением России в новую историческую эпоху неуправляемой государством рыночной экономики, в которой и образование, и воспитание молодежи подчиняется не государственным органам управления, а власти денег и капиталу? Вспомним шаги движения по этому пути!

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования европейских стран - участниц т.н. «Болонского про-цесса», РФ в лице министра образования РФ В.М.Филип­пова приняла «Болонскую декларацию», обязалась до 2010 года воплотить в жизнь её прин­ципы. И вот 2010 год наступил! Спеша наверстать упущенное, сравняться с США и с просвещенной Европой с их властью денег в освоении современных информационных обучающих технологий, у нас возникло отторжение не только достижений Советской, но и забвение культурно-исторических традиций Русской педагогики. Под давлением денежного Западнизма в сфере образования возникла опасность полной утраты и забвения своего национального педагоги-че-кого лица.

Ради приветствуемого Западнизмом имиджа «антисоветской России», вымышленного и уже укоренного в «верхах» под давлением западных СМИ, политическое мышление наших нынешних руко-водителей российской образования и воспитании студенческой и учащейся молодежи оказалась духовно несостоятельным в связи с уверенностью авторов образовательных реформ в безнаказанности.

Теперь российская система образова­ния и воспитания уча-щейся и студенческой молодежи, при­знанная в ХХ веке одной из лучших в мире, объективно вынуждена подчиниться Западнизму. В итоге Российское высшее образование ныне превратилась в аутсайдера мировой образовательной практики. Куда же дальше? Куда мы идем и к чему мы придем уже в середине ХХI века?

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

- ПУТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИИ

================================================

РАЗВИВАЮЩИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ РЕГУЛЯР­НЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Т.Г.Алиева

Позитивное влияние физической культуры на здоровье человека бесспорно и подтверждено многими исследованиями. Физические уп­ражнения необходимы для развития и нормального функционирова­ния организма в течение всей жизни. Влияние двигательной активно­сти на лиц любого возраста многообразно, его наиболее важные по­следствия – улучшение физической работоспособности и выносливо­сти индивида (Захаров Ю.В., 2003).

Однако в ходе различных исследований были найдены и многооб­разные психологические эффекты занятий физическими упражне­ниями у разных категорий людей (Баранов Н.А., 2001; Захаров Ю.В., 2003; Тихвинский С.Б., 2003; Царегородцева Л.Д., 2003; Щепарева Л.В., 2003).

Во-первых, у занимающихся происходит повышение умственной работоспособности, интеллектуальной продуктивности, развитие вни-мания, наблюдательности, быстроты мышления. Таким образом, про­исходит улучшение функционирования познавательных психических процессов, развитие когнитивной сферы личности.

Во-вторых, у лиц, занимающихся физической культурой, как пра­вило, наблюдается улучшение психологического настроя, возрастает «жизненный тонус», жизнерадостность, энергичность и оптимистич­ность. Таким образом, можно сказать, что физическая культура спо­собствует улучшению эмоционального благополучия личности.

В-третьих, в ходе занятий физическими упражнениями происхо­дит коррекция и свойств личности. У занимающихся усиливается стремление к самосовершенствованию, организованность, волевой на­строй на преодоление трудностей, дисциплинированность и коммуни­кабельность.

Одним из наиболее важных осознаваемых каждым человеком со­циально-психологических эффектов регулярных занятий физической культурой и спортом является целенаправленное формирование уме­ний и навыков самоконтроля и самокоррекции функциональных состояний в деятельности, развитие, совершенствование и примене­ние своих физических качеств и двигательных способностей для решения задач личной, общественной и трудовой деятельности.

С помощью физических упражнений и спортивной тренировки человек овладевает своими эмоциональными состояниями, лучше кон­тролирует тревогу, страх, агрессивные реакции. Совершенствует само­регуляцию состояний. Систематические занятия боксом, борьбой, спортивными играми особенно полезны в решении задач физического и нравственного воспитания эмоционально возбудимых, нервных и не-уравновешенных подростков, склонных к асоциальным поступкам.

В.М. Суханов (2003) отмечает, что в животном мире негативные эмоции (тревога, ярость, страх) быстро снимаются при движении – убегании, нападении, защите. Системы, запускающие патологический стрессовый ответ, возвращаются к норме. У человека эти реакции не сразу материализуются в действиях, гормоны тревоги (катехоламины) оказываются невостребованными. Именно они и оказывают разру­шающее действие на жизненно важные системы и органы. И только движение «гасит» эмоции и предотвращает развитие психосоматиче­ской патологии. Постоянная тренировка создает в организме защитные механизмы.

О.В. Иванова (2003) указывает, что занятия физической культу­рой, вызывая потоки нервных импульсов от работающих мышц и сус­тавов, приводят центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. В этом процессе активизируется и работа внутренних орга­нов, обеспечивая высокую работоспособность и ощутимый прилив бодрости. Раздражения, испытываемые проприорецепторами в про­цессе выполнения физических упражнений, передаются по проводя­щим путям в соответствующие нервные центры, активируют деятель­ность центральной нервной системы (Абрамченко В.В., 1997). Физиче­ские упражнения могут усиливать или ослаблять центральные про­цессы возбуждения и торможения (Сильченко О.Б., 1979).

Существует ряд исследований, в которых экспериментально дока­зано способность физических упражнений корректировать эмоцио­нальное состояние человека. Л.Д. Царегородцева (2003) указывает, что правильный подбор упражнений позволяет снижать эмоциональ­ное возбуждение и повышать самочувствие, активность, настроение при пониженном эмоциональном состоянии. Существует масса приме­ров, в которых рассматривается позитивная роль физических упражне­ний в формировании эмоционального благополучия различных контингентов испытуемых.

Большинство исследований имеют отношение к школьникам и студентам. Так, установлено, что при преобладании режима теорети-ческой учебы, под влиянием ограничения двигательной активности, по механизмам относительной гипокинезии и гиподинамии обнаружива-ется развитие негативного состояния (Баранов Н.А., 2001). Физкуль-турно-оздоровительная работа в школах привела у школьников к нор-мализации психических процессов, снижению ситуативной тревож-ности, отмечена тенденция к смягчению негативных оценок окружа-ющей жизни и собственной личности (Платонова Т.В., 2003).

В результате занятий физической культурой у подростков повышается психическая устойчивость к отрицательным проявлениям эмоционального стресса (Сильченко О.Б., 1979).

Те же позитивные изменения касаются и более взрослых людей. Так, доказано, что занятия оздоровительной физической культурой в течение трех месяцев позволили вдвое (с 78% до 41%) снизить показатели эмоционального стресса у студентов (Суханов В.М. и др., 2003). По данным другого исследование, занятия физической культрой в сочетании с самомассажем привели к снижению у студентов нейро-тизма, тревожности, улучшения самочувствия, активности и настро-ения у студентов (Ястребов Ю.В., 2003).

М.В. Захарова (2002) в результате проведенного исследования установила, что занятия шейпингом способствуют у замужних жен-щин снижению степени нервно-психического напряжения, повы-шению их самооценки, формированию, тем самым, более высокой степени психологического благополучия.

С.И. Знаменская (2007) установила, что эмоциональные состояния беременных женщин, которые существенно ухудшаются в процессе беременности и оказывают существенное влияние как на процесс родов, так и на состояние новорожденного ребенка, под влияние занятий специальными физическими упражнениями, существенно улучшаются. У женщин, на протяжении всей беременности занимавшихся физической культурой, произошло значительное улучшение эмоционального благополучия по сравнению с беременными, не занимавшихся физической активностью.

Также занятия физической культурой способствуют улучшению эмоционального состояния некоторых других категорий психологи-чески проблемных индивидов.

Так, например, А.А. Самохиной (2002) установлено, что занятия спортом способствуют снижению у подростков-деликвентов тревож-ности и напряженности, повышению общей эмоциональной стабильности личности.

Кроме того, физические упражнения способствуют профилактике наркомании, влияют на отношение к различным аспектам действительности, ценностные ориентации личности школьников (Моисеева И.В., 2006). И даже более – установлено, что в процессе занятий физической культурой и спортом происходит коррекция свойств личности у наркозависимых, снижается степень их наркотизации (Станиславский В.Н., 2004).Таким образом, физическая культура оказывает существенное влияние на психологическое благополучие личности, способствуя его повышению у различных категорий населения.

Одним из перспективных направлений для изучения психо-логических эффектов занятий физической культурой является изу-чение влияния лечебной физической культурой на лиц, имеющих те или иные отклонения в здоровье.

Так, например, Ю.Е. Куртанова (2004) указывает, что состояние здоровья ребенка воздействует на развитие его личности. Дети, страдающие разными видами хронических соматических заболеваний, проявляют своеобразие в личностном развитии. Причем в процессе формирования внутренней картины здоровья у детей без соматической патологии отмечается общая тенденция: чем старше дети, тем чаще они отмечают значимость психологического состояния человека в сохранении здоровья.

Таким образом, изучение влияние занятий физической культурой на психологическое благополучие личности, особенно в тяжелые моменты ее жизни (например, в период болезни) является очень важной и актуальной проблемой психологии физической культуры и спорта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вестник балтийской педагогической академии вып 92 – 2009 г

    Документ
    Региональная общественная организация учёных БАЛТИЙСКАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯ Секция медицинского образования НаучныйвыпускВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИ Вып. 92. – 2009 г. Современный ...
  2. Вестник балтийской педагогической академии вып 93 - 2009 г символ в трансперсональном опыте

    Документ
    ... САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2009 Редакционная коллегия выпуска: Д.п.н., проф. Волков И.П., к.п.н., проф. Курис И.В., ... © И.В. Курис (E-mail: «ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИ»Научное издание (сокращенное название: «Вестник БПА») Основано в июле 1995 ...
  3. Вестник балтийской педагогической академии вып 93 — 2009 г символ

    Документ
    ... БАЛТИЙСКАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯБАЛТИЙСКИЙ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Отделение трансперсональной психологии и педагогики НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙпедагогическойакадемии ... ОПЫТЕ Редакционная коллегия выпуска: Д.п.н., проф. Волков ...
  4. Вестник балтийской педагогической академии вып 80 - 2008 г сознание творчество искусство трансперсональные

    Документ
    ... БАЛТИЙСКАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯ -------------------- Отделение трансперсональной психологии и педагогики НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ --------------------------------------------------------------------- ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИ ... выпускало на ...
  5. Вестник балтийской педагогической академии вып 80 - 2008 г сознание творчество искусство трансперсональные (2)

    Документ
    ... БАЛТИЙСКАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯ -------------------- Отделение трансперсональной психологии и педагогики НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ --------------------------------------------------------------------- ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИ ... выпускало на ...

Другие похожие документы..