Главная > Основная образовательная программа


8 Фактическое ресурсное обеспечение ООП

Ресурсное обеспечение ООП формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ, определяемых ФГОС ВПО по направлению 080100 «Экономика», с учетом рекомендаций ООП.

Реализация ООП обеспечивается научно - педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью

Подготовку бакалавров по профилю 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» ведёт высококвалифицированный коллектив преподавателей.

Доля преподавателей, имеющая степень кандидата или доктора наук, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс ООП 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Финансы и кредит» составляет 60%. К учебному процессу привлечены специалисты - практики.

Доля преподавателей, имеющая степень кандидата или доктора наук, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по основной образовательной программе 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» составляет 61 %. К учебному процессу привлечены ученые и специалисты-практики, обеспечивающие, научно и практико - ориентированный подход к обучению.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень (ученое звание), может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей более 10 последних лет (п.7.16 ФГОС).

Реализация ООП 080100.62 «Экономика» по профилю подготовки «Финансы и кредит» обеспечивается доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню реализуемых дисциплин. Образовательная программа включает лабораторные практикумы и практические занятия, перечень которых определяется с учетом формируемых компетенций.

ООП обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ООП обеспечена доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом в сети Интернет к Интернет-ресурсам:

/ Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства «Дистанционный консалтинг» предоставляет доступ к материалам учебного характера по различным аспектам управления предприятием: «Финансовый директор», «Законодательство», «Внешнеэкономическая деятельность».

http://www. Сайт журнала «Финансовый директор»

- Сайт Росстата.

- Сайт Банка России

- Сайт Всемирной торговой организации

- Сайт Международного валютного фонда

- Сайт Всемирного банка

- Сайт Росбизнесконсалтинга

- Сайт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) -

- Организация экономического сотрудничества и развития

- Сайт Международной организации труда

http://www.finbook.bizСайт «Электронная Библиотека книг по бизнесу, финансам, экономике и смежным темам». Содержит подборку из более чем 200 книг на темы: Инвестиции, Бизнес, Экономика, Управление…

http://www. Библиотека раздел «Учебные материалы». В списке 1261 файлов по всем предметам. Среди них довольно много учебников и разных материалов по экономике.

http://www.     Всего 120 книг. Библиотека очень удобная, можно читать на месте или скачать в html с удобной навигацией.

В соответствии с ФГОС для профиля «Финансы и кредит» необходимая информационная база, обеспечивающая подготовку бакалавра, включает в себя:

а) периодические издания:

- Российский налоговый курьер;

- Вестник Института экономики РАН;

- Вестник Московского университета;

- Вестник Новосибирского государственного университета;

- Вопросы экономики;

- Вестник Санкт-Петербургского университета;

- Деньги и кредит;

- Карьера

- Консультант

- Малый бизнес

- Мировая экономика и международные отношения;

- Российский внешнеэкономический вестник;

- Российский экономический журнал;

- Финансы;

- Финансы и кредит;

- Экономика и математические методы;

- Эксперт

- American Economic Review

- Journal of Finance

- Journal of Economic Perspectives

- Economic Journal

- Journal of Economic Literature

- Review of Economics and Statistics.

б) учебно-методическая литература, рекомендуемая УМО и необходимая для реализации данной образовательной программы

в)современные обучающие компьютерные программы по данному профилю.

Библиотечный фонд, обеспечивающий реализацию ООП

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет). Библиотечный фонд учебники и учебные пособия по всем дисциплинам учебного плана в количестве не менее 0,5 экземпляра на одного студента в соответствии со списком литературы, рекомендуемым УМО». Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

ООП включает выполнение студентами лабораторно-практических работ, в т.ч., как обязательный компонент - выполнение практических заданий на персональных компьютерах. В НФИ КемГУ создана необходимая информационная база, обеспечивающая подготовку квалифицированного бакалавра и обеспечен доступ студентов к различным сетевым источникам информации, включая Интернет.

В компьютерных классах студенты имеют доступ к информационным ресурсам, к базе данных библиотеке, в читальных залах к справочной и научной литературе, к периодическим изданиям в соответствии с направлением подготовки. Библиотека имеет читальный зал и абонемент для самостоятельной работы студента с учебно-методической и научной литературой в размере не менее 1 экземпляра для студента. Учебный процесс оснащён наглядными пособиями, аудио, видео и мультимедийными материалами. При изучении английского языка используется компьютерная программа «Learn to Speak English». Высшее учебное заведение обеспечивает свободный доступ к справочной и научной литературе, периодическим изданиям в соответствии с направлением подготовки.

Реализация ООП подготовки дипломированного специалиста обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и методических рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий — практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также мультимедийными материалами.

Студенту обеспечена возможность работы в информационной среде Интернет в достаточном временном объёме.

Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для выполнения учебного плана подготовки специалиста, в целом соответствует лицензионному нормативу – 0,5 экз. на одного студента. Источники учебной информации отвечают требованиям современности.

В учебном процессе используются также материалы профессионально-ориентированных журналов и других периодических изданий.

Ежегодно в период переутверждения рабочих программ дисциплин на новый учебный год выпускающая кафедра производит контроль соответствия основных учебников требованиям по содержанию, по сроку годности, по наличию рекомендаций к использованию в качестве учебника.

Кроме того, кафедра совместно с библиотекой регулярно проводит анализ книгообеспеченности дисциплин учебного плана ООП в соответствии с «Минимальными нормативами обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов», на предмет наличия новизны и рассчитывает среднюю обеспеченность ООП основной учебной и учебно-методической литературой.

Основными инструментами комплектования ООП учебной литературой являются тематический план комплектования (ТПК) НФИ КемГУ и «Регламент обеспечения основной учебной литературой основных образовательных программ по специальностям НФИ КемГУ» (разработан сотрудниками библиотеки и методистами учебного отдела и введен в 2006 году). Дополнением служат нормативы комплектования библиотечного фонда и оценка состояния книгообеспеченности в вузе. Вопрос состояния книгообеспеченности находится на постоянном контроле у руководства вуза, лично у директора филиала и регулярно рассматривается на заседаниях Ученого совета, директората, Методического совета вуза, на совещаниях с заведующими кафедрами. Результаты анализа книгообеспеченности по дисциплинам кафедры доводятся до сведения заведующих кафедрами, профессорско – преподавательского состава ежеквартально.

В вузовской локальной сети в папке «BIBLIOTEKA» (диск litera(\\led) (L:) представлена следующая информация:

  • ежемесячные Бюллетени новых поступлений (12 бюллетеней);

  • информация о подписке (дважды в год);

  • папка «Электронные учебники и статьи»;

  • алгоритмы поиска по электронному каталогу;

  • список электронных учебников;

  • формы документов;

  • примеры библиографических описаний по ГОСТу;

  • текущая информация о библиотеке.

Там же организована и постоянно пополняется папка «Электронные учебники», включающая более 300 наименований электронных вариантов учебников, в т.ч. найденных через Интернет, разработанных преподавателями других вузов - 235 названий, преподавателями нашего вуза - 72 названия. На CD-ROM - 48 экземпляров. Папка доступна в ЛВС BIBLIOTEKA, ярлыки размещены на рабочих столах ПК для читателей.

Заказ новой учебной и дополнительной литературы (с указанием контингента обучающихся) осуществляется по заявке преподавателей, подписанной заведующим кафедрой, директором.

Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам «Консультант Плюс», «Гарант».

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» вуз, реализующий ООП подготовки бакалавра должен располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом, и соответствующей санитарно-техническим нормам и противопожарным правилам.

Компьютеризация учебного процесса по дисциплинам учебного плана ООП обеспечивается 9 компьютерными классами, оборудованными современными компьютерами, объединенными в локальную сеть, имеющими выход в Интернет и снабженными пакетами прикладных программ. Для проведения лабораторных практикумов по дисциплинам ООП ВПО оборудован компьютерный класс, содержащий 24 компьютера DualCore AMD Athlon/160Gb/2Gb, объединенных в сеть, на которых установлено необходимое для каждой дисциплины программное обеспечение, в том числе «Learn to Speak English». Имеется специализированный кабинет иностранного языка, снабженный видеодвойкой, магнитофонами, картами и учебными материалами и пособиями, в том числе периодическими изданиями на иностранном языке.

Обеспечен доступ к сетям Интернет в соответствии с требованиями ФГОС из расчета не менее одного входа на 50 пользователей.

Учебные аудитории соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятия по физической культуре проводятся в спортивном комплексе, в котором оборудованы тренажерный зал, плавательный бассейн, 4 спортивных зала, фитнесс – центр и оздоровительный центр. Для зимних занятий используется загородная лыжная база.

В целом материально-техническое обеспечение ООП по профилю «Финансы и кредит» в НФИ КемГУ соответствует требованиям ФГОС 080100.62 «Экономика».

9 Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

Развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций через воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе. Воспитание как управление процессом социализации индивида заключается в процессе влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.

Необходимость воспитания в вузе подтверждена государственными правовыми актами. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества.

В законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» указаны основные задачи вуза в воспитательном процессе:

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредствам получения высшего образования;

- формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.

В «Типовом Положении о вузах РФ» указано на то, что воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной деятельности студентов и преподавателей.

Исходные установки, разработанные ведущими учеными в области современной педагогики и психологии образования и воспитания:

- не должно быть воспитательной работы, должна быть воспитательная деятельность (воспитатель не воспитывает - у него воспитываются);

- чем больше подходов к воспитанию может быть реализовано в настоящее время, тем больше вероятность эффективности воспитания;

- основной тенденцией современного воспитания, определяющей стратегию воспитания нового поколения, является гармонизация общественно ориентированного и индивидуалистического типов образования.

Изменения целевых установок образования предполагает и новую тактику сущности воспитания. Из многообразия концепций наиболее близки к практике воспитания следующие:

- воспитание как управление развитием личности, принятие индивида таким какой он есть, обеспечение каждому ";эффекта старшего друга";;

- воспитание как управление социализацией личности - поддержка позитивной социализации, обеспечение нравственной устойчивости к влиянию негативных факторов общества;

- воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности;

- понимание сущности воспитания как создание условий для развития личности, т.е. соответствующей среды, воспитательного пространства;

- событийный подход: значимость случая, отдельных мероприятий как поворотных моментов в развитии личности;

- синергетический подход к анализу воспитательной системы как саморазвивающейся.

Основной общей целью воспитания студентов в НФИ КемГУ является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.

Главная задача воспитательной деятельности: создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Наиболее конкретными и актуальными являются следующие задачи:

- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

- формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества);

- воспитание нравственных качеств, интеллигентности;

- привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;

- сохранение и зарождение культурных традиций университета, преемственности, приобщение к университетскому духу;

- укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.

Среди основных принципов воспитания студентов НФИ КемГУ можно выделить следующее:

- принцип демократизма, предполагающий педагогику сотрудничества;

- принцип конкурентоспособности;

- принцип ответственности;

- принцип индивидуализации, предполагающей личностно ориентированное воспитание;

- принцип социальной активности;

- принцип толерантности- плюрализма мнений, вариативности мышления;

- принцип самостоятельности.

Воспитательная и внеучебная работа на кафедре организована в соответствии с текущим и перспективным планом работы НФИ КемГУ и факультета.

Основные направления воспитательной работы отражены в плане работы кафедры. Воспитательной работой занимаются преподаватели и кураторы академических групп.

Воспитательная работа направлена на адаптацию студентов к условиям вуза, мотивацию студентов к обучению, мотивацию студентов к личностному развитию, на развитие самосознания, мировоззрения студентов, совершенствование волевой, потребностно-мотивационной сферы личности, формирование профессиональной культуры студентов.

Воспитательная деятельность в учебной работе направлена на формирование профессиональных компетенций, профессиональной культуры, профессионального поведения студента, мотивации его к сознательному регулированию своего поведения в направлении профессионального самоопределения. Этому способствуют все дисциплины федеральной компоненты учебного плана, а также такие дисциплины региональной компоненты и курсов по выбору как финансовое право, введение в специальность, реинжиниринг бизнеспроцессов, системный анализ, финансовый инжиниринг, управление рисками, информационная безопасность и другие. Формированию гражданской позиции способствует такая дисциплина как история Кузбасса. Закрепление навыков здорового образа жизни происходит на занятиях физической культуры.

Воспитательная деятельность в учебной работе осуществляется преподавателями факультета по следующим направлениям:

- привлечение студентов к проведению внутривузовских предметных олимпиад, конкурсов курсовых и дипломных работ;

- привлечение студентов к НИР кафедры;

- подготовка научных публикаций совместно со студентами;

- подготовка команд для участия во внешних олимпиадах, конференциях студентов;

- содействие временной занятости студентов и трудоустройству студентов старших курсов:

1) выявление предприятий и организаций, составляющих рынок трудоустройства студентов и выпускников;

2) проведение конференций по итогам практики;

3) реклама результатов курсовых и дипломных работ с целью их внедрения.

Студенты участвуют в институтских и факультетских культурно-массовых мероприятиях (День первокурсника, «Первый снег», День рождения факультета), Дне открытых дверей, фестивале «Студенческая весна», спортивной олимпиаде студентов НФИ КемГУ, а также в городских митингах, посвященных праздникам.

Традиционные события факультета (кроме общеинститутских мероприятий):

- собрания первокурсников;

- День факультета;

- осенний и весенний субботники;

- последний звонок;

- торжественное вручение дипломов.

Собрания первокурсников проводятся кураторами.

День факультета традиционно проводится студенческим советом. Праздник проходит «без отрыва от учебы», в то же время не заорганизован и позволяет студентам ощутить корпоративную атмосферу.

Субботники организуются деканатом и АХЧ при участии заведующего кафедрой и кураторов.

Последний звонок организуется студентами как праздник выпускников, а не длявыпускников. Качество сопоставимо с Днем факультета, однако для студентов не выпускных курсов он проходит малозаметно.

Торжественное вручение дипломов организуется совместно студентами, студенческим отделом института, деканатом и кафедрой.

С 2002 г. разработана «Положение о кураторах». Для обучения кураторов работает постоянно-действующий семинар. кураторы знакомят студентов с организацией учебного процесса, законом об образовании РФ, их правами и обязанностями, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными документами, осуществляет контроль за текущей семестровой успеваемостью, посещаемостью, проводит воспитательные мероприятия в соответствии с планами работы.

В структуру студенческого самоуправления входит: студенческий совет ВУЗа, совет старост.

В целях более полного представления о требованиях, которые предъявляются работодателями выпускникам Вузов, особенностях работы на реальных предприятиях, а также формирования у студентов позитивного отношения к своей профессии, организовываются встречи студентов с ведущими специалистами предприятий и организаций региона, с выпускниками предыдущих лет.

В области воспитания личности целью ВПО по специальности 080102 «Финансы и кредит» является формирование универсальных (общих): социально-личностных, общекультурных, общенаучных, инструментальных и системных знаний, умений и компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть постоянно востребованным на рынке труда.

Воспитательная деятельность в учебной работе осуществляется преподавателями по следующим направлениям:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Трофимовская основная общеобразовательная школа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Правдинская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района» разработана в соответствии с требованиями
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  7. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (135)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Черемисская ООШ» строится в соответствии с основными направлениями совершенствования системы Российского образования и ориентирована на реализацию социальных требований

Другие похожие документы..