Главная > Основная образовательная программа


7 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика и профилю подготовки «Финансы и кредит» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и образовательной программой.

ООП включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер.

ВУЗ ежегодно обновляет ООП (в части состава дисциплин (модулей), установленных вузом в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.1 Годовой календарный учебный график

Годовой календарный учебный график служит для организации учебного процесса при освоении ООП для студентов всех форм обучения и формируется на учебный год на основе требований ФГОС ВПО по направлению подготовки к срокам освоения ООП и учебных планов.

Календарный учебный график приведен в Приложении 4 Годовой календарный график и учебный план профиля. В нем указана последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.

Годовой календарный учебный график составляется на один учебный год в виде сводного учебного графика экономического факультета по формам обучения и годам набора в соответствии с учебными планами, утверждается приказом по НФИ КемГУ, хранится на выпускающей кафедре (папка-дело № 06.02-18).

7.2 Учебный план

Учебный план, разработан в соответствии с рекомендациями УМО по образованию в области экономики. В структуру учебного плана включены разделы: график учебного процесса, план учебного процесса, учебная практика, производственная практика, итоговая государственная аттестация, включая государственный экзамен, подготовку и защиту отчёта по производственной практике.

В учебном плане отображена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

При составлении учебного плана учтены требования к условиям реализации ООП, сформулированные в разделе VII ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика.

Учебный план приведен в Приложении 4 Годовой календарный график и учебный план профиля.

В базовых частях учебных циклов указан перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов сформирован перечень и последовательность модулей и дисциплин (установлен вузом самостоятельно).

ООП содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем учебным циклам ООП. Выбор дисциплин вариативной части осуществляется с учётом рекомендаций УМО, требований работодателей, достижений науки и практики, по принципу дополнения, расширения и углубления содержания дисциплин федерального компонента циклов, а также профилирования в профессиональной сфере.

Для каждой дисциплины, модуля, практики указаны виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.

ООП предусматривает изучение следующих учебных циклов, разделов и дисциплин учебного плана.

Учебные циклы: Б1 - гуманитарный, социальный и экономический цикл; Б2 -математический и естественнонаучный цикл; Б3 - профессиональный цикл.

Разделы: физическая культура; учебная и производственная практики или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация.

Учебный план подготовки содержит: перечень учебных циклов и разделов; трудоемкость цикла и раздела в зачетных единицах и академических часах с учетом интервала, заданного ФГОС; трудоемкость дисциплины и раздела в зачетных единицах и академических часах.

При этом учитываются условия, что одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам; примерное распределение трудоемкости дисциплин и разделов по семестрам; форму (формы) промежуточной аттестации по каждой дисциплине, по каждому разделу; рекомендуемые виды и продолжительность практик, формы аттестации по каждому виду практик; рекомендуемые виды и продолжительность итоговой государственной аттестации, формы итоговой государственной аттестации.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.

Вариативная (профильная) часть каждого цикла, включая дисциплины по выбору студента, факультативные дисциплины дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить с учетом профиля ООП ВПО вуза углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» предусматривает изучение дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи».

Базовая (обязательная) часть цикла «Математический и естественнонаучный цикл» предусматривает изучение дисциплин «Математика», «Информатика».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Учебный план студента на семестр включает все дисциплины, изучаемые обязательно и строго последовательно, а также дисциплины, выбранные студентом. При этом трудоемкость освоения образовательной программы в год составляет 60 кредитов (без учета факультативов).

Максимальный объем учебной нагрузки студента соответствует ФГОС ВПО и равен 54 часам в неделю, включает в себя все виды аудиторной и самостоятельной учебной работы. Максимальный объем аудиторных занятий составляет 27 часов. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

Нагрузка бакалавров в рамках практики (ознакомительной, учебной, производственной) составляет 16 недель в течение 8 семестров. Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет [7-10 недель], в том числе не менее двух недель в зимний период.

Общая учебная нагрузка студентов не превышает 54 часа в неделю. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Данные занятия составляют более 20 процентов аудиторных занятий. Занятия по лекционной форме для соответствующих групп студентов составляют более 50 процентов аудиторных занятий (п.7.3 ФГОС).

Аудиторная нагрузка студентов предполагает лекционные, практические, лабораторные занятия, семинары. Внеаудиторная нагрузка предполагает подготовку студентами контрольных, реферативных и курсовых работ, а также подготовку к экзаменам.

Соотношение часов между аудиторной и самостоятельной работой студентов составляет в целом по образовательной программе 50:50. Самостоятельная работа организуется в форме подготовки к практическим занятиям, к текущим контрольным мероприятиям (контрольные работы, тестовые опросы), выполнения домашних индивидуальных заданий, выполнения курсовых работ, и т.п. (цель, на формирование каких компетенций влияет, деятельность студентов, и т.д.).

7.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

ООП включает рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента.

Список рабочих программ дисциплин приведен в Приложении 5 Список рабочих программ дисциплин и практик ООП подготовки бакалавра направления 080100.62 Экономика по профилю Финансы и кредит.

Аннотации учебных программ включают основное содержание дисциплин,трудоёмкость в зачетных единицах/часах, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, и представлены в Приложении 6 Аннотации рабочих программ ООП подготовки бакалавра направления 080100.62 Экономика по профилю Финансы и кредит.

Рабочие программы дисциплин разработаны в 2010 году в соответствии с требованиями ФГОС, который утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. № 747.

Разработка, пополнение и обновление рабочих программ дисциплин учебных планов осуществляется ППС кафедры, за которой закреплено ведение дисциплины ежегодно издаваемым в период планирования приказом директора.

Документы, входящие в состав обязательной части рабочих программ дисциплины учебного плана регулярно обновляются к началу нового учебного года, утверждаются в установленном порядке кафедрой и методической комиссией факультета, о чем в рабочие программы вносится соответствующая запись.

Кафедра финансов, как выпускающая, осуществляет пополнение и обновление комплекта рабочих программ дисциплин по ООП профиля «Финансы и кредит».

Общий контроль своевременной разработки, пополнения и обновления рабочих программ дисциплин кафедр и ООП по профилям направления осуществляют:

• заведующие выпускающими кафедрами,

• заместитель начальника УМО, руководитель методического сектора УМО НФИ КемГУ.

По результатам работы информация обсуждается на заседаниях выпускающей кафедры финансов, кафедр, ведущих дисциплины данной ООП, Методических комиссиях факультетов и Методическом совете.

Содержание рабочих программ дисциплин профиля «Финансы и кредит» составлено на основании рекомендаций УМО.

Рабочие программы дисциплин размещены в локальной сети НФИ КемГУ на внутрисетевом сервере otdel на led (ЭФ/ O:\ЭФ\Финансов\Документы\080100.62 Экономика ФиК 2011\)

7.4 Программы учебной и производственной практик

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика и профилю подготовки «Финансы и кредит» раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

    ФГОС устанавливает трудоемкость практик 8-12 недель и закрепляет за практиками формирование следующих компетенций:

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК- 4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10,ПК-11, ПК-12,ПК-13, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-13,ОК-15.

    При реализации данной ООП практика предусмотрена в объеме 6 недель (9 зачетных единиц) в следующих видах: учебная и производственная.

    Список рабочих программ практик приведен в Приложении 5 Список рабочих программ дисциплин и практик ООП подготовки бакалавра направления 080100.62 Экономика по профилю Финансы и кредит.

Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающихся.

Учебная практика – одна из форм обучения, являющаяся интегрирующим компонентом личностно-профессионального становления будущего специалиста; это процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором создаются условия для самопознания, самоопределения студентов в различных социально-профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности.

В 4-ом семестре предусмотрена учебная практика в объеме 2 недели, трудоемкость 3 зачетных единицы (108 ч.)

Практические навыки, универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися:

ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8,ПК-13, ,ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12,ОК-15.

Цели учебной практики:

  • закрепление, расширение, систематизация и обобщение теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

  • ознакомление с особенностями и содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации специалистами соответствующего профиля;

  • формирование, развитие и накопление специальных навыков.

Задачи учебной практики:

    • ознакомление студентов с системой управления и организационной структурой предприятия (учреждения, организации) и содержанием работ;

    • ознакомление с основными направлениями деятельности экономической и финансовой служб предприятия (учреждения, организации), функциональными обязанностями работников;

    • ознакомление с положениями, инструктивно-методическими материалами, нормативной и правовой документацией в подразделениях финансовой службы предприятия;

    • закрепление практических навыков, знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе;

    • углубленное изучение и анализ вопросов, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

    • формирование представления о практической деятельности предприятия (учреждения, организации) и ее ключевых проблемах;

    • рассмотрение организационных и технологических аспектов осуществления финансовых операций;

    • приобщение студентов к аналитической работе на основе выполнения комплексных целевых заданий под руководством преподавателя, способствующих более глубокому пониманию и освоению будущей профессиональной деятельности;

    • сбор и обобщение материалов, необходимых для выполнения курсовых работ по специальным дисциплинам.

    Базами практик являются организации, с которыми в соответствии со статьей 11, п.9 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» заключены договоры.

    Перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве:

    - ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк»

    - Фонд «Гарант-РК»

    - Фонд Социальных Гарантий «Ветеран-Угольщик»

    - ООО «Декар»;

    - ООО «Строймонтажремонт»;

    - ОАО «СМО Сибирь»;

    - ООО «ФАБУС»;

    - ООО «Инвест-Трейд».

Производственная практика

В 6-ом и 8-ом семестрах предусмотрены 2 производственные практики в объеме 2 недели каждая, трудоемкостью 3 зачетных единицы (108 ч.),

Практические навыки, универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися во время прохождения производственной практики:

ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8,ПК-13,ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-13,ОК-15,

    Цели и задачи производственной практики

Производственная практика – одна из форм обучения, направленная на самостоятельное выполнение студентом задач, связанных с процессом создания материальных благ, в реальных социально-экономических и общественно-политических условиях.

Цели производственной практики:

  • закрепление, расширение, систематизация и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в предшествующий обучения;

  • овладение методами управления финансовой деятельностью, методами решения проблем повышения эффективности и совершенствования ее организационных форм;

  • приобщение студента к социальной среде предприятия (организации) с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере;

  • сбор фактического материала, информации и нормативов по теме выпускной квалификационной работы.

Задачи производственной практики:

  • исследование целей и задач функционирования предприятия (организации, учреждения), его внешних связей и внешней среды, его места и роли как элемента, входящего в более сложные системы, в том числе в иерархические связи (подчиненность уровням более высокого порядка);

  • изучение правовых основ функционирования предприятия, соответствующих разделов гражданского права, учредительных документов (учредительного договора, устава и пр.), положений о подразделениях организации, инструктивно-методического материала;

  • составление общего представления о деятельности предприятия (номенклатуре продукции, особенностях технологии и оборудования, структуре предприятия, уровне квалификации персонала, положении предприятия на российском и мировом рынке аналогичной и заменяемой продукции, основных конкурентах, круге поставщиков и потребителей и т. п.);

  • изучение организационной структуры предприятия (организации, учреждения), оценка соответствия этой структуры и структуры управления целям и задачам предприятия (организации, учреждения);

  • углубленное изучение и анализ вопросов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы и будущей профессиональной деятельностью;

  • изучение методов работы специалистов предприятия (учреждения, организации), овладение современными приемами организации труда и навыками организаторской работы;

  • исследование уровня информационной обеспеченности, степени ее соответствия целям, задачам и функциям предприятия;

  • проверка умения студентов пользоваться нормативными, правовыми и справочными материалами, в том числе законодательными актами, регламентирующими финансовую деятельность предприятия (учреждения, организации);

  • определение основных направлений совершенствования финансовой деятельности предприятия (учреждения, организации);

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы, в том числе с применением творческого подхода к решению практических задач;

  • сбор, обобщение и предварительный анализ информации по теме выпускной квалификационной работы.

В процессе выполнения поставленных задач практикант должен не только осуществлять сбор, систематизацию и обобщение фактических материалов, но и выявлять проблемы организации финансовой деятельности, предлагать способы их решения, способы повышения эффективности, совершенствования форм и методов этой деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Трофимовская основная общеобразовательная школа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Правдинская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района» разработана в соответствии с требованиями
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  7. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (135)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Черемисская ООШ» строится в соответствии с основными направлениями совершенствования системы Российского образования и ориентирована на реализацию социальных требований

Другие похожие документы..