Главная > Учебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра общей биологии, экологии и природопользования

УТВЕРЖДЕН

на заседании кафедры

от «____» ____________200__г.

Протокол №_____

Зав. кафедрой__________ДзуевР.И.

СОГЛАСОВАНО

«____» ______________ 200__г.

Декан БФ_______ Паритов А.Ю.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДС. 02.4 Закономерности изменчивости животных

Для специальности - 02.02.01.65-Биология

Дзуев Руслан Исмагилович, д.б.н., профессор, зав. кафедрой общей биологии, экологии и природопользования.

Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС 20.4 Закономерности изменчивости животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 02.02.01.65-Биология

Шифр ДС 02.4

Дисциплина входит в ДС компонент цикл специальных дисциплин и является обязательной для изучения

СОДЕРЖАНИЕ

5. Рабочая программа дисциплины «Закономерности изменчивости животных»………………………………………………………………..7

5.3. Пояснительная записка………………………………………………7

5.4.Распределение часов по дисциплине «Закономерности изменчивости животных»…………………………………………………7

5.5. Тематический план курса……………………………………………8

5.5.1. Тематический план лекций………………………………………...8

5.5.2. Тематический план практических занятий………………………..9

5.6. Содержание учебного материала…………….……….……….……10

5.7. Глоссарий по дисциплине…………………….………………..……12

5.8. Формы контроля по дисциплине «Закономерности изменчивости животных»…………………………………………………………………17

5.9. Список литературы по дисциплине «Закономерности изменчивости животных»………………………………………..………….…………….22

5.10. Протокол согласования РУПД с другими дисциплинами специальности………………………………………….………………….25

5.11. Дополнения и изменения в рабочей программе на очередной учебный год……………………...……………………………………….26

6. Учебно – методическое обеспечение дисциплины «Закономерности изменчивости животных»…………………………………………..…….27

6.1. Методические рекомендации для преподавателей………………..27

6.2. Методические рекомендации для студентов………………………27

6.3 Методические указания по выполнению самостоятельной работы28

6.3.1. Программа по организации контролируемой самостоятельной работы студентов………………………………………………………….29

6.4. Обеспеченность образовательного процесса по спецдисциплине специализированным и лабораторным оборудованием………….…….30

6.5. Карта обеспеченности литературой по спецдисциплине «Закономерности изменчивости животных»……………………..……..32

6.6. Перечень обучающих и контролируемых программ, мультимедия и интерактивные материалы……………………………………..………35

7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине «Закономерности изменчивости животных»……………………………35

7.1. Распределение баллов по спеддисциплине «Закономерности изменчивости животных» для студентов 4-го курса биологического факультета………………………………………………………………....37

7.2. Рейтинговые и экзаменационные вопросы по спецкурсу………...38

8. Инновационные методы в процессе преподавания «Закономерности изменчивости животных» на биологическом факультете………...……39

3. Аннотация к учебно-методическому комплексу по дисциплине «Закономерности изменчивости животных»

Изменчивость живых организмов привлекало внимание исследователей еще со времен Уолиса и Дарвина. У нас, в России, где дарвинизм был воспринят и оценен по достоинству значительно раньше, чем в других странах, благодаря плеяде русских дарвинистов, изменчивость в природе так же давно обратило на себя внимание исследователей. Однако нельзя не отметить, что еще в XIX веке в России изменчивость больше интересовало именно экологов, нежели морфологов. Видимо, это можно объяснить тем, что морфологи, как правило, имеют в своем распоряжении материал от единичных экземпляров, в то время, как экологи значительно чаще имеют дело с сообществами, с популяциями.

Термин «Изменчивость» заключает два понятия (Фелипченко 1978) изменчивость как состояние (variability) и изменчивость как процесс (variation). В рамках данного спецкурса, в первом случае мы, как де Симпсон (1948) и А.В. Яблоков (1966), под изменчивостью будем понимать наличие различий между особями в пределах скрещивающейся популяции или различия (разнокачественность) между любыми сравниваемыми совокупностями особей. Во втором – под изменчивостью – вслед за И.И. Шмальгаузеном (1969, с. 169) «выражение преемственности органических форм в процессе размножения, при котором в потомстве появляются несходные структуры и функции» и т.д.

Настоящий учебно-методический комплекс призван способствовать теоретической и практической реализации современных достижений в этой области, а именно на 4-м курсе специальности «Биология» биологического факультета КБГУ. Кроме того, дать основные закономерности проявления изменчивости млекопитающих в горах Кавказа.

Как отмечено в пояснительной записке данного комплекса он создан на основе новейших достижений биологической науки в данной области, а также достижений сотрудников трех подразделений КБГУ: кафедры общей биологии, экологии и природопользовании; научно-исследовательской лаборатории горной экологии и научно-учебно-производственного комплекса в рамках их научного направления «Экологические основы микроэволюции и охраны животного и растительного мира в горах», а также в соответствии с учебным планом по специальности «Биология» биологического факультета в рамках специальных дисциплин кафедры общей биологии, экологии и природопользования.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан биологического факультета

к.б.н., доцент_______А.Ю.Паритов

«_____»______________2009 г.

Кафедра общей биологии, экологии и природопользования

Шифр и наименование дисциплины: ДС 02.4 Закономерности

изменчивости животных

Статус дисциплины: дисциплина входит в ДС компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения

Специальность (направление): 02.02.01.65 - Биология

Нальчик - 2009

Рабочая программа составлена на основании учебного плана по биологии, утвержденной проректором по УВР КБГУ с учетом новых достижений в области данной науки как в теории и практике, так и в различных подразделениях КБГУ в этой области.

Разработчик:

д.б.н., профессор, зав. кафедрой

общей биологии, экологии и

природопользования Дзуев Р. И. _______________________________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей биологии, экологии и природопользования_______________________________

Протокол №______________

От « ___» _______ 200 г.

Заведующий кафедрой _________________Дзуев Р.И

Одобрена Учебно-методическими советами Биологического факультета

“ ___” _______ 200 г.

Председатель _______________А.Ю.Паритов

5. Рабочая программа по дисциплине «Закономерности изменчивости животных»

5.3. Пояснительная записка

Изучение спецкурса «Закономерности изменчивости животных» студентами специализирующихся по выпускающей кафедре общей биологии, экологии и природопользования биологического факультета КБГУ является необходимым этапом в их естественно-профессионально-научной подготовке, особенно с позиции формирования будущего специалиста «Биолога», учителя – биологии. Животный мир, являясь неотъемлемой частью природных экосистем и представляя собой цельный биологический феномен, служит основным объектом профессиональной деятельности биолога и эколога. В связи с этим биологическое образование, сохраняя статус фундаментального, должно в большей степени ориентировать знания студента на кафедре, на экосистемы, на запросы практической экологии.

В связи с чем, учебно-методический комплекс для студентов 4-го курса биологического факультета, которые проходят специализацию на кафедре общей биологии, экологии и природопользования разработан в соответствии с учебным планом по специальности 02.02.01.65 – Биология, с учетом дисциплин специализации кафедры. Кроме того, учтены достижения сотрудников кафедры и НИЛГЭ КБГУ в данной области исследования, а именно наземных позвоночных животных Кавказа. Весь этот материал нашел свое отражение во всех разделах РУПД. Основные биологические закономерности изложены в соответствии с положением о теории биологических систем и представлениями об уровнях организации живой природы, особенно в экосистемном.

В системе биологического образования широкая экологическая подготовка студентов необходима для получения ими фундаментальных знаний в области биоэкологии и для формирования мировоззрения будущего биолога. В связи с этим, содержание спецкурса «Закономерности изменчивости животных» в значительной мере ориентировано на научном направлении кафедры, по которой получено определенное достижение особенно по млекопитающим Кавказа и отвечает практической биоэкологии. В РУПД изложены основные взгляды на изменчивость живых организмов особенно в связи с усилением антропогенной трансформации природных экосистем, что имеет важное значение для современного биолога.

Основной целью спецкурса «Закономерности изменчивости животных» является формирование у студента представления о всеобщем характере изменчивости и ведущие роли этого явления в процессах адаптациогенеза, внутри видовой дифференциации и видообразования; особенностях изменчивости в условиях гор Кавказа. Для современного биолога не менее важное значение имеет так же экологическое образование, т.е. понимание системного анализа современной экологии.

Основные задачи изучения спецдисциплины:

- познание основных типов, форм и проявлений изменчивости;

- получение навыков исследования изменчивости животных в условиях гор Кавказа;

- приобретение способности правильно оценивать адаптивный смысл изменчивости определенных параметров; систематико-таксономический вес избранных морфофизиологических признаков.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

Для усвоения содержания спецкурса «Закономерности изменчивости животных» необходимы знание курсов биологии общеобразовательной школы, зоология позвоночных животных, общая генетика, эволюционное учение, териология, учение о высотно-поясной структуре ландшафтов Кавказа.

5.4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Закономерности изменчивости животных»

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсов. проект. (работ), расч. заданий

Форма итогов. аттестац. (зачет, экзамен)

Общий объем

Аудиторные

СРС

всего

лекции

лабор.

практ.

8

60

36

18

18

-

24

-

экзамен

5.5. Тематический план курса

5.5.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Тема

Часы

1

Изменчивость животных в горах как результат сопряженной эволюции ландшафтов и определенных таксонов

2

2

Внутрипопуляционная изменчивость: типы изменчивости.

2

3

Внутрипопуляционная изменчивость: проявление изменчивости

4

4

Внутрипопуляционная изменчивость: формы изменчивости

2

5

Межпопуляционная или географическая изменчивость

2

6

Межпопуляционная или географическая изменчивость

2

7

Типы географической изменчивости

4

5.5.2.Тематический план практических занятий

Тема

Часы

1

Различные типы морфологической изменчивости (на примере структуры черепа Erinaceusroumanicus, Talpacaucasica и T. levantisSorexcaucasica и S. volnuchini.

Цель:студент должен повторять, знать систематику насекомоядных млекопитающих Кавказа; усвоить основные морфологические (качественные и количественные) признаки черепа и их систематический вес. Освоить принципы отбора систематико-таксономических критериев, их систематическую обработку, а также выделения и измерения. Научиться составлению и анализу вариационного ряда по систематическим признакам. Освоить вариационно-систематический метод изучения модификационной изменчивости применительно к систематике млекопитающих.

4

2

Изменчивость размеров белого пятна на нижней поверхности тела Erinaceusroumanicus (изменчивость площади)

Цель: студент должен изучить морфологическую структуру белого пятна на груди у южного ежа с учетом пола, возраста, биотопа и выделить различные фенотипы. Уметь вычислять площадь этого пятна и составлять вариационный ряд статистической обработки. Иметь представления о географической (межпопуляционной), внутрипопуляционной изменчивости волосяного покрова млекопитающих Кавказа.

4

3

Хромосомный набор представителей отряда Insectivora Кавказа. Характеристика и структура кариотипа ежей, кротов и землероек. Таксономический вес хромосомного набора.

Цель: освоить методику приготовления «высушенных препаратов» хромосом у млекопитающих; различные методы окраски метофазных хромосом. Уметь анализировать метафазные пластинки хромосом млекопитающих и их кариотипирования. Научиться составлять кариограмму метофазных пластинок и уметь описать кариотип отдельных видов, а также определить его систематико – таксономический вес.

8

4

Внутрипопуляционная изменчивость меристических параметров представителей отряда Insectivora в различных ландшафтно – экологических условиях обитания на Кавказе.

Цель: уметь определять пол и возраст насекомоядных млекопитающих. Научиться проводить снятие промеров тела и черепа представителей отряда насекомоядных млекопитающих. Составлять вариационный ряд для статистической обработки. Изучить систематико-таксономический вес меристических параметров тела и черепа и т.д.

2

5.6 Содержание учебного материала

5.6.1. Изменчивость животных в горах как результат сопряженной эволюции ландшафтов и определенных таксонов……………………2 часа

Цель: изучить изменчивость как фундаментальное свойство живого. Наследственное (генетическое) и ненаследственное (негенетическое) изменчивость, и их роль в эволюции (Дж. Г. Симпсон, А.В. Яблоков, Р.Левонтин, П.А. Пантелеев и др.).

Изменчивость видовых параметров в горах в трех измерениях: высотном (высотная поясность), широтном (широтная зональность) и спектральном (варианты поясности) на примере Erinaceus, Talpa, Pitymys, Arvicola, Capra и др.

5.6.2 Внутрипопуляционная изменчивость: типы изменчивости...2 часа

Цель:Изучить классификацию внутрипопуляционной изменчивости по А.В. Яблокову (1966, 1987). Типы внутрипопуляционной изменчивости: морфологическая или структурная; биохимическая или физиологическая; психическая или изменчивость поведения.

Современные методы биохимических (рестриктазный анализ ДНК, полимерная цепная реакция ДНК) и цитогенетических (митотические и мейотические хромосомы с использованием различных окрасок) исследований, внутривидовая структура и систематика животных.

5.6.3. Внутрипопуляционная изменчивость: проявление изменчивости………………………………………………………………4 часа

Цель:Изучить и освоить классификацию изменчивости по размерности: непрерывное (временная, весовая, линейная, объемная, площади, угловая, калориметрическая, меристическая); прерывистая (эпигенетический полимерфизм, меристическая). Фонетика: фен, фенофонд, феногеография по А.В. Яблокову (1980), А.В. Васильеву (2005). Феногеография, структура вида и систематика, реконструкция микрофилогенеза.

5.6.4. Внутрипопуляционная изменчивость: формы изменчивости................................................................................................2 часа

Цель:Классификация явлений изменчивости по отношению к факторам, влияющим на развитие популяции: возрастная, половая, хронографическая и генерационная, травматическая и др. Соотношение внутрипопуляционной и индивидуальной изменчивости.

Биотопическая изменчивость по С.С. Шварцу (1980), П.А. Понтелееву и др. (1990).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (60)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплексподисциплине: «Методика внеклассной работы по биологии» к. п. н., доцент Осипова И.В. Методические указания студенту по изучению дисциплиныДисциплина «Методика внеклассной ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «государственное регулирование экономики»

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплексподисциплине «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ» УФА -2007 Государственное регулирование экономики: Учебно-методическийкомплекс ... экономических наук Учебно-методическийкомплексподисциплине «Государственное ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «теория и методика обучения биологии» специальности «050102 65 – биология»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплексподисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения ... работ учащихся по биологии с микроскопом и микропрепаратами. Анализ учебно-методическогокомплекса на примере комплексапо разделу «Растения» ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине « основы рекламного дела»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплексподисциплине «Основы рекламного дела» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 « ... 1. Методические рекомендации по изучению курса. 1.1 При работе с настоящим учебно-методическимкомплексом особое внимание ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экообразование» методические указания студенту по изучению дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплексподисциплине: «Экообразование» кандидат пед. наук,доцент Осипова И.В. Методические указания студенту по изучению дисциплиныДисциплина «Экообразование» предназначена ...
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (4)

    Учебно-методический комплекс
    ... __________________________________________________________ (ф.и.о.) Учебно-методическийкомплексподисциплине Организация ЭВМ и ... Самме Г.В. Учебно-методическийкомплексподисциплине Организация ЭВМ и систем (название дисциплины) составлен ...

Другие похожие документы..