Главная > Документ


ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ,

ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

УТВЕРЖДАЮ


Ректор ВОИПКиПРО

__________________

Профессор Ю.А. Савинков

« 28 » 05 2009 год

Дополнительные профессиональные

образовательные программы

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

2009/10 учебный год

ВОРОНЕЖ 2009

УДК 974(075)

ББК 63.3(2)6а7

Д68

Авторы-составители:

М.И. Баранникова, Н.П. Бондарчук, М.Л. Воронова, Т.В. Дорофеева, А.В. Ершова, П.Б. Стукалов, В.В. Машненков, С.В. Милованов,

С.В. Печенкин, М.Б. Поппель, Ю.В. Пыльнев, Б.Я. Табачников

Ответственный редактор

Б.Я. Табачников

Д68

Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания истории,
обществознания. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 71 с.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей истории и обществознания отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора учителями истории и обществознания модулей на общее количество часов, предусмотренных учебным планом.

Печатается по решению кафедры истории, философии и культуры ВОИПКиПРО.

УДК 974(075)

ББК 63.3(2)6а7

ã ВОИПКиПРО, 2009

ã Баранникова М.И., Бондарчук Н.П., Воронова М.Л., Дорофеева Т.В., Ершова А.В., Стукалов П.Б., Машненков В.В., Милованов С.В.,

Печенкин С.В., Поппель М.Б., Пыльнев Ю.В., Табачников Б.Я.,

составление, 2009


1-Ж


Модуль

«ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1900–1914 гг.

П.А. СТОЛЫПИН И ЕГО ВРЕМЯ»

Пояснительная записка

Модуль предназначен для повышения квалификации учителей истории и обществознания. Актуальность темы определяется тремя аспектами: период столыпинских преобразований является противоречивым, вследствие чего в современной исторической науке отсутствует однозначное представление о нем; в школьной программе изучаются только отдельные аспекты, связанные со временем нахождения П.А. Столыпина на посту премьер-министра; обращает на себя внимание общность задач, стоящих перед современной властью РФ и решаемых Столыпиным в начале XX века, связанных с реализацией концепции постепенного прогрессивного развития страны.

Цели и задачиознакомить слушателей с основными тенденциями общественно-политического развития Российской империи в указанный период, проанализировать политические взгляды П.А. Столыпина, охарактеризовать его деятельность, дать оценку его реформам.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Первая русская революция – причины, следствия. Становление русского парламентаризма. Альтернативы развития России

2

лекция

2.

Концепция реформ П.А. Столыпина – идейные истоки, сущность

2

лекция

3.

Итоги деятельности П.А. Столыпина. Общественно-политическое развитие Российской империи в 1911–1914 гг., причины кризиса 1917 г.

2

круглый стол

4.

Консультации

2

Итого

8

Содержание тем

Тема 1. Первая русская революция – причины, следствия. Становление русского парламентаризма. Альтернативы развития России.

Причины и предпосылки революции 1905–1907 гг. Итоги революции. Изменение политической системы Российской империи. Споры в историографии о сущности политической системы Российской империи после 17 октября 1905 г. Становление российского парламентаризма. Опыт I и II Государственных дум. Ведущие политические партии Российской империи и их программы (черносотенцы, октябристы, кадеты, социал-демократы).

Тема 2. Концепция реформ П.А. Столыпина – идейные истоки, сущность.

Общественно-политические взгляды Николая II и П.А. Столыпина – сходства и различия. Политическая биография П.А. Столыпина. Концепция реформирования страны П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Проекты реформ суда, местного самоуправления, образования. Экономические преобразования. Национальный вопрос в реформах Столыпина. Столыпин и III Дума.

Тема 3. Итоги деятельности П.А. Столыпина. Общественно-политическое развитие Российской империи в 1911–1914 гг., причины кризиса 1917 г.

Итоги деятельности Столыпина – причины незавершенности реформ. Общественно-политическое развитие Российской империи в 1911–1914 гг. Причины общенационального кризиса 1917 г. – постановка проблемы.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте причины общенационального кризиса 1905 г. Определите характер этих событий и перечислите их последствия.

2. Охарактеризуйте программу преобразований Столыпина. Определите типологию его взглядов.

3. Оцените проведение реформ Столыпиным и их результаты.

4. Определите причины кризиса и распада Российской империи в 1917 году.

Контрольные процедуры

После завершения лекционной части во время круглого стола предполагается проводить собеседование со слушателями.

Список литературы

1. Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906–1911 гг.) / П.А. Пожигайло. – М., 2007.

2. Бородин А.П. Столыпин: реформы во имя России / А.П. Бородин. – М., 2004.

3. Федоров В.А. История России 1861–1917 гг. / В.А. Федоров. – М., 2003.

4. Политические партии России: история и современность. – М., 2000.

5. Козорезов В.В. П.А. Столыпин: история и современность / В.В. Козорезов. – Новосибирск, 1991.

2-Ж


Модуль

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.»

Пояснительная записка

Модуль предназначен для повышения квалификации учителей истории и обществознания. Актуальность темы обусловлена тем, что в современный период совершаются попытки радикального пересмотра важнейших событий истории Советской России первой половины XX века. Среди них – революция 1917 года, гражданская война, новая экономическая политика и т. д. В этой связи создание целостного представления о данных событиях имеет важнейшее значение.

Цели и задачиознакомить слушателей с основными тенденциями социально-экономического, общественно-политиче­ского развития нашей страны в указанный период.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Новые подходы к освещению событий
1917 г. и Гражданской войны

2

лекция

2.

Советское государство в 1920-е годы

2

лекция

3.

СССР 1930-х гг.

1

1

лекция

круглый стол

Консультации

2

Итого

8

Содержание тем

Тема 1. Новые подходы к освещению событий 1917 г. и Гражданской войны.

Причины, сущность и последствия событий 1917 года – основные подходы и дискуссии. Гражданская война и ее последствия.

Тема 2. Советское государство в 1920-е годы.

Сущность политики «военного коммунизма». Кризис «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике. Принципы нэпа, успехи и противоречия. Политическая жизнь страны в 20-е годы.

Тема 3. СССР 1930-х гг.

Свертывание нэпа. Индустриализация и сплошная коллективизация. Политическое развитие СССР в 30-е годы XX века. Репрессии. Внешняя политика накануне войны.

Контрольные процедуры

После завершения лекционной части во время круглого стола предполагается проводить собеседование со слушателями.

Список литературы

1. История России 1900–1945 гг. 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А.А.Данилова, А.В. Филиппова. – М. : Просвещение, 2008.

2. История России ХХ века : пособие для учителя / под ред. А.О. Чубарьяна. – М. : Просвещение, 2003.

3. Милованов С.В. Историки СССР-России о советско-германских отношениях в 1917–1941 гг. – Воронеж, 2008.

4. Россия. Век XX. Страницы истории. В 2-х т. / под ред. Б.Я. Табачникова, Г.И. Псарева. – Воронеж, 2002.

3-Ж


Модуль

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

Пояснительная записка

Модуль предназначен для повышения квалификации учителей истории и обществознания.

Актуальность темы определяется необходимостью анализа исторического опыта второй мировой войны.

Цели и задачирассмотреть основные дискуссионные проблемы истории второй мировой войны.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Дискуссии о происхождении и характере Второй мировой войны

3

лекция

2.

Итоги и уроки войны. Цена Победы

3

лекция

3.

Самостоятельная работа, консультации

2

Итого

8

Содержание тем

Тема 1. Дискуссии о происхождении и характере Второй мировой войны.

Причины Второй мировой войны. Ответственность за развязывание войны. Смысл доктрины тоталитаризма. Точки зрения на проблему характера войны.

Тема 2. Итоги и уроки войны. Цена Победы.

Территориальные и геополитические изменения после окончания второй мировой войны. Мировая война и современность. Потери главных участников военных действий. Причины огромных потерь СССР.

Контрольные процедуры

Собеседование по дискуссионным проблемам истории Второй мировой войны.

Список литературы

1. Безыменский Л.А. Гитлер и Сталин перед схваткой / Л.А. Безыменский. – М., 2000.

2. Великая Отечественная война: Правда и вымысел. – СПб., 2000.

3. Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований / пер. с нем. – М., 1997.

4. Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны. (Очерки о проблемных вопросах Великой Отечественной войны). – М., 1995.

5. Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? Незапланированная дискуссия : сб. материалов / под. ред. Г.А. Бордюгова; сост. В.А. Невежин. – М., 1995.

6. Мерцалов А.Н. Сталинизм и война / А.Н. Мерцалов, Л.А. Мерцалова. – М., 1994.

7. Милованов С.В. Историки СССР-России о советско-германских отношениях в 1917–1941 гг. / С.В. Милованов. – Воронеж, 2008.

8. Электронная библиотека о войне –

4-Ж


Модуль

«РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ»

Пояснительная записка

Современная Россия переживает сложный период своего развития. Подобное можно сказать обо всех сферах жизнедеятельности общества. Различные аспекты экономической, политической, идеологической ситуации в стране представляют несомненный интерес для самой широкой аудитории, независимо от специализации. Слушателям предлагается обсудить проблемы, которые затрагивают интересы каждого гражданина Российской Федерации.

Цели и задачи – дать анализ экономической, политической и идеологической ситуации в России в XXI веке, охарактеризовать основные тенденции и перспективы развития государства.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Экономика России в XXI веке

2

лекция

2.

Политическое развитие РФ

в XXI веке

2

лекция

3.

Проблемы формирования новой идеологии

2

лекция

круглый стол

Консультации

2

Итого

8

Содержание тем

Тема 1. Экономика России в XXI веке.

Понятия «рыночная экономика», «смешанная экономика». Эволюция типов экономики в ХХ веке. Общая характеристика экономики СССР. Реформы 1990-х гг., кризис. Роль государства в регулировании современной экономики России. Социальная политика, национальные проекты. Перспективы экономического развития РФ.

Тема 2. Политическое развитие РФ в XXI веке.

Общая характеристика советской политической системы. Политическая дестабилизация 1990-х гг. Олигархия. Реформы начала XXI века. Основные тенденции и дальнейшие перспективы политического развития современной России.

Тема 3. Проблемы формирования новой идеологии.

Понятие «идеология», ее необходимость в жизни общества. Идеология СССР. «Демократия» 1990-х гг. «Суверенная демократия» – понятие, содержание. Перспективы идеологического развития России.

Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы слушателей содержат задачи, решение которых предполагает знание вопросов темы.

Контрольные процедуры

После завершения лекционной части во время круглого стола предполагается проводить собеседование со слушателями.

Список литературы

1. Абросимов В.Н. Многопартийность в постсоветской России / В.Н. Абросимов. – М., 1997.

2. Новейшая история России / под ред. М.В. Ходякова. – М., 2007.

3. Обществознание: глобальный мир в 21 веке : книга для учителя / под ред. Л.В. Полякова. – М., 2007.

4. План Президента Путина. Руководство для будущих президентов России : сборник. – М., 2007.

5. Современная экономика : лекционный курс. – Ростов н/Д, 2007.

6. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. – М., 2006.

7. Филиппов А.В. Новейшая история России, 1945–2006 гг. : книга для учителя. – М., 2007.

5-Ж




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дополнительные профессиональные образовательные программы теория и методика преподавания (1)

    Пояснительная записка
    ... ) Д68 Ответственный редактор Н.Г. Корниенко Д68 Дополнительныепрофессиональныеобразовательныепрограммы: Теория и методикапреподавания русского языка и литературы. 2009/10 ...
  2. Дополнительные профессиональные образовательные программы теория и методика преподавания (2)

    Пояснительная записка
    ... 41-Ж Модуль «Проблемы образовательного права»…………….. 63 Учебное издание ДополнительныепрофессиональныеобразовательныепрограммыТЕОРИЯ И МЕТОДИКАПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 2009 ...
  3. Дополнительные профессиональные образовательные программы теория и методика преподавания информатики

    Учебно-тематический план
    ... Список литературы…………………………………………………… 107 Учебное издание ДополнительныепрофессиональныеобразовательныепрограммыТЕОРИЯ И МЕТОДИКАПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 2009 ...
  4. Дополнительные профессиональные образовательные программы теория и методика преподавания информатики (1)

    Документ
    ... , Н.В. Ярчикова Ответственный редактор Л.А. Бачурина Д68 Дополнительныепрофессиональныеобразовательныепрограммы: Теория и методикапреподавания информатики и информационно-коммуникационных технологий. 2009 ...
  5. Дополнительные профессиональные образовательные программы теория и методика преподавания информатики (2)

    Документ
    ... Список литературы…………………………………………………… 107 Учебное издание ДополнительныепрофессиональныеобразовательныепрограммыТЕОРИЯ И МЕТОДИКАПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 2009 ...

Другие похожие документы..