Главная > Основная образовательная программа


обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,

  • наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания,

  • обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами,

  • развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения.

    6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

    Ожидаемые результаты развития воспитания в системе образования могут быть следующими:

    • Совершенствование нормативно-правовой и программно-методической базы воспитания.

    • Совершенствование управления воспитанием и укрепление социального партнерства школы с другими общественными субъектами.

    • Создание системы мониторинга качества воспитания.

    • Обновление содержания, форм и методик воспитательной деятельности.

    • Повышение социального статуса и профессиональной компетентности
      организаторов воспитания.

    • Формирование гуманистической воспитательной системы

    • Позитивная динамика личностного роста.

    Итогом развития воспитания должно стать создание воспитательного пространства школы; формирование системы управления развитием воспитания на основе совершенствования законодательного и правового обеспечения.

    7. Возможные риски

    В процессе реализации Программы воспитания могут возникнуть следующие трудности:

    • постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями детей и юношества; недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания;

    • медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания детей, юношества и молодежи.

    8. Реализация Программы предполагает наличие следующих условий:

    • Высокий уровень психологической готовности педагогов к воспитательной работе в школе, включающий профессиональную компетентность (образование и соответствующую систему навыков), потребность в обновлении личной методической и технологической культуры, стремление к инновационной деятельности с учетом новых условий и факторов воспитательной ситуации в стране, интеллектуальную и эмоциональную потребность диалога с детьми, готовность к организации «команды взрослых» для совместной деятельности в интересах детей;

    Психологическая готовность педагогов к воспитательной работе в школе обусловлена ключевой идеей настоящей Программы – реализацией деятельностно-мотивационного подхода к воспитанию. При такой постановке вопроса педагогический коллектив и педагоги – воспитатели все более выполняют функцию организаторов совместной деятельности учащихся, учителей, родителей, а также многочисленных энтузиастов работы с детьми, представляющих иные структуры воспитания. При этом решающей фигурой воспитания остается учитель, специалисты, организующие воспитательный процесс (заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, педагоги-организаторы, социальные педагоги, классные воспитатели, старшие вожатые, педагоги дополнительного образования).

    Образовательное учреждение привлекает к реализации воспитательного процесса высококвалифицированных специалистов из других социальных институтов, общественных организаций, волонтеров, родителей и других членов семей, желающих работать с детьми и обладающих необходимыми для этой деятельности знаниями и способностями.

    • Программно-методическое обеспечение, соответствующее по содержанию и динамике задачам реформирования системы образования, разработке и реализации стандартов общего образования;

    Программно-методическое обеспечение воспитательного процесса опирается на современные достижения теории и методики воспитательной работы, теории воспитательных систем (Л.И.Новикова, А.П.Куракин, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова), а также конкретный опыт разработки и реализации программ развития воспитания в системе образования России.

    Функции методического обеспечения воспитательного процесса выполняют объединения педагогов, родителей, представителей иных субъектов воспитания, участвующих в обеспечении и реализации настоящей Программы. В их числе могут быть: методические объединения классных руководителей, родительский актив, Управляющий совет, аккумулирующие необходимые для воспитания разработки теоретического и прикладного характера, дидактические материалы, информационные источники, аудио-, видео-материалы, методическую и справочную литературу для педагогов, родителей, детского актива.

    • Последовательное углубление демократических основ управления образовательным процессом, все более широкое включение в этот процесс разных субъектов воспитания: педагогов, обучающихся, родителей;

    Демократизация управления образовательным учреждением должна проявляться во всех его сферах: учебном процессе, внеурочное время, отношениях в педагогическом коллективе, среди учащихся, взаимодействии с родителями, внешним окружением. Демократическое управление образовательным учреждением рассматривается как одно из основных звеньев обеспечения качества полученного детьми социокультурного опыта, создания нравственной и психологической атмосферы.

    Управление образовательным учреждением обеспечивает организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми демократическими и нравственными нормами человеческого общежития, овладение детьми знаниями о своих правах и обязанностях, механизмах их реализации в современном социуме, атмосферу толерантности, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности, содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося.

    Управление воспитательным процессом обеспечивает противодействие негативным явлениям в детской и подростковой среде, реализацию прав каждого субъекта воспитательного процесса на моральную, правовую и социальную поддержку, защиту от насилия, систему мер по профилактике социальных девиаций, нивелировании влияний асоциальных объединений на учащихся.

    Управление системой воспитания в образовательном учреждении обеспечивает ее открытый характер, содействует расширению и продуктивности взаимодействия коллектива учащихся, педагогов и родителей с коллективами других социальных институтов, органами местного самоуправления, реализации принципа социального партнерства и межведомственного подхода к формированию воспитательного пространства, потенциала различных социальных институтов в решении воспитательных задач.

    • Материально-техническу и учебно-техническую оснащенность, критерии которых определяются новыми высокими требованиями завтрашнего дня (информация, компьютеризация, Интернет);

    Реализация воспитательного процесса предполагает совершенствование технического оснащения учреждения, включая аудио- и видео- аппаратуру, культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д. Воспитательный процесс должен осуществляться в помещениях, приспособленных для учебно-воспитательной работы с детьми, обеспеченных необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания и оснащенными телефонной связью. По своим размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям противопожарной безопасности.

    • Федеральное, региональное и внутришкольное нормативно-правовое сопровождение, как основа функционирования образовательного учреждения в едином образовательном и воспитательном пространстве страны и региона.

    В системе нормативных документов образовательного учреждения должна найти отражение адаптация настоящей Программы создания воспитывающей атмосферы с учетом традиций школы, имеющегося педагогического опыта, а именно:

    • целевая ориентация воспитательного процесса на личностное развитие как развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических качеств и ценностных ориентаций;

    • последовательная ориентация педагогов на инновационную деятельность, внедрение воспитательных систем и динамических технологий, их апробацию в собственной практике;

    • прозрачное организационное сопровождение, в том числе планирование, реализация и контроль исполнения; совместная деятельность педагогов и учащихся, родительских комитетов; взаимодействие с другими субъектами воспитания.

    Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса в соответствии с федеральным и региональным законодательством реализуется в системе нормативных актов образовательного учреждения, а именно:

    • Устав образовательного учреждения, отражающий целевые установки и принципиальные особенности воспитательной деятельности его коллектива;

    • документы, раскрывающие стратегические задачи и специфику воспитательной системы ГОУ СОШ № 933, должностные инструкции, планы работы специалистов – воспитателей, организаторов воспитательного процесса;

    • документы (федеральные, региональные) для руководства по организации воспитательного процесса в учреждении;

    • отчетная документация, раскрывающая систему контроля на основе выработанных критериев и конкретных показателей результативности.

    9. Содержательные основы Программы (приоритетные направления создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении)

    Анализ научной литературы по проблемам воспитания, а также существующей школьной практики позволил нам определить основные направления деятельности школьного коллектива: учебно-познавательное, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, творческое развитие личности, трудовое и экологическое, спортивно-оздоровительное.

    Формирование традиций урока и внеурочной деятельности как фактора создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении.

    Традиции образовательного учреждения в широком смысле – урок, внеучебная деятельность, отношения учителей, учащихся, родителей, внутренний микроклимат оптимизма, сотрудничества, взаимопомощи, непрерывного диалога – рассматриваются как самодостаточная конструкция развивающейся воспитывающей атмосферы. Коллективным носителем традиций являются педагогический коллектив, коллектив учащихся, родители.

    Цель: целенаправленное развитие и укрепление традиций образовательного учреждения как динамической основы для интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального роста ребенка.

    Достижению этой цели будет способствовать реализация следующих аспектов содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса:

    • развитие мотивации и смыслов учебной деятельности, в том числе: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности; расширение социальной активности учащихся (дежурство в школе, выполнение общественных поручений, взаимопомощь);

    • приобщение школьников к системе требований в обучении, взаимодействии и общении – визитной карточке школы, в том числе: расширение представлений об основных сферах культуры и человеческой деятельности и личного опыта деятельности ребенка в этих сферах; установка на индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития (эмоциональной, познавательной, саморегуляции); формирование умений организовать свою учебную деятельность; усвоение нравственных норм поведения в общественных местах, среди окружающих, в природе;

    • формирование навыков ориентации на конкретный результат, в том числе: воспитание умения учиться; формирование инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности, осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, режима дня, планирования учебного и свободного времени;

    • развитие нравственно-эмоциональных представлений о своей школе, в том числе: ознакомление с историей школы, именами выпускников, лучших учащихся, спортивными достижениями, благотворительной деятельностью, разнообразием досуговых форм, общественной работы; организация школьных праздников, проведение уроков-праздников (День знаний, Уроки мира, открытые уроки для родителей, уроки-соревнования).

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

    Цель: формирование у детей ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; готовности к самостоятельному выбору демократических ценностей и исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации.

    Достижению цели будет способствовать реализация следующих аспектов содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса:

    • ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам Российской Федерации, сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания;

    • историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их в процессе экскурсий, заочных путешествий, туристко-краеведческих экспедиций к ценностям родного края;

    • ознакомление школьников с народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором в рамках программ дополнительного образования, в процессе сюжетно-ролевых игр, творческих конкурсов, фестивалей, праздников;

    • ознакомление детей с деятельностью общественных организаций, патриотических клубов, участие младших школьников в доступных социальных проектах (историко-художественных проектах, участие в создании плакатов, выставок рисунков, театральных постановках, тематических конкурсах песен, и др.);

    • организация проектной деятельности, направленной на формирование школьников уважения к профессиям защитников Отечества, участие в игровых ситуациях военно-патриотического содержания, конкурсах и спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх на местности, встречах с представителями действующей армии и др.;

    • участие школьников в туристско-краеведческой, информационно-коммуникативной, этнографической деятельности, игровых проектах, направленных на формирование у детей личного опыта межкультурной коммуникации с детьми из разных стран и представителями разных национальностей.

    Формирование представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей

    Цель: освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовки их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирования у школьников гуманистического мировоззрения, морально-этических знаний и убеждений, этической культуры, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

    Достижению цели будет способствовать реализация следующих аспектов содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса:

    • ознакомление детей с духовными ценностями отечественной и мировой культуры, нравственно-этическими ценностями народов разных стран в процессе экскурсий, заочных путешествий, в творческой деятельности (создание театральных постановок, литературно-музы­кальных композиций, художественных выставок - по мотивам культурных традиций народов разных стран);

    • ознакомление (изучение) детей с нравственными категориями, общечеловеческими ценностями культурно-нравственными традициями представителей разных народов, артефактами религиозной культуры;

    • содействие актуализации традиций позитивного взаимодействия в семье в процессе проведения ";открытых"; семейных праздников, выполнения детьми творческих проектов, раскрывающих их доброе отношение к родителям, родственникам разных поколений.

    Воспитание организационной и правовой культуры, формирование активной жизненной позиции

    Цель: формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта лидерства в небольших социальных группах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, формирование у детей ценности свободы, других ценностей демократического общества, организационной и политической культуры, уважения к закону, осознание единства прав и обязанностей гражданина России.

    Достижению цели будет способствовать реализация следующих аспектов содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса:

    формирование у школьников навыков самоорганизации в учебной и внеурочной деятельности, навыков самообслуживания в повседневной жизни посредством различных форм и методов педагогического стимулирования их самостоятельности; навыков целеполагания, планирования собственной деятельности, прогнозирования результата деятельности, выбора средств достижения цели, оценки результатов деятельности, самооценки (метод проектов, сюжетно-ролевых игры, конкурсные программы, беседы);

    Эстетическое воспитание

    Цель: формирование у школьников эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной и мировой культуры; потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности

    Достижению цели будет способствовать реализация следующих аспектов содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса:

    • формирование у детей представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной и мировой культуры в ходе учебного процесса, реализация содержания общего образования и программ дополнительного образования культурологической, эстетической направленности (мировой художественной культуры; изобразительного искусства; музыки; хореографии; фотографии; и мн.др.), посредством проведения встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на современные художественные производства, к памятникам русского зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковые ансамбли;

    • расширение у детей опыта эмоционального восприятия эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самим себе; формирование представлений о красоте явлений духовной культуры, красоте человеческой души, проявлениях эстетической культуры в поведении, различных сферах человеческой деятельности; стремления к реализации эстетических ценностей в жизненной практике и создания условий для созидательной деятельности детей во имя красоты;

    • ознакомление детей с эстетическими ценностями, традициями художественной культуры родного края, приобщение их к фольклору и народным художественными промыслам как в системе экскурсионно-крае­ведческой деятельности, так и посредством системы внеклассных мероприятий, проводимых при активном участии семьи, учреждений культуры, включая конкурсы и фестивали;

    • создание условий для расширения у детей опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества за счет реализации системы творческих проектов,

    • содействие повышению эстетической культуры семьи путем организации семейных художественных клубов, мастерских, проведения музыкальных вечеров, выставок семейного художественного творчества, конкурсов актерского мастерства, а также организации систематического участия родителей в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая самостоятельное посещение с детьми объектов художественной культуры с последующей презентацией своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсии творческих работ в образовательном учреждении.

    Воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности

    Цель: интеграция экономического образования с практической подготовкой учащихся к труду, осознание детьми общественно и личностно значимых целей труда, формирование потребности в труде в целях успешной социализации и самоопределения; поддержка детей в процессе жизненного, профессионального самоопределения.

    Достижению цели будет способствовать реализация следующих содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса:

    • формирование у школьников ценностного отношения к труду, уважения к людям труда на основе ознакомления их с основами культуры труда, трудовыми достижениями человечества, представителей народов разных стран; ознакомление детей с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий, экономико-краеведческих экскурсов по промышленной, трудовой истории родного края, презентаций семейных профессионально-трудовых традиций;

    • развитие мотивации детей к самореализации в профессиональной деятельности, формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности, стимулирование взаимопомощи младших школьников, организаторских навыков, расширение опыта ролевого взаимодействия в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеклассных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности (праздников труда, ярмарок, конкурсов, города мастеров, и др.);

    • формирование уважительного отношения к учебному труду, стимулирование трудолюбия в процессе обучения посредством презентации учебных достижений младших школьников, системы поощрений их учебного труда, предоставления возможностей творческой самореализации, проявления творческой инициативы в учебном труде; обеспечение условий для получения школьниками дополнительного образования в соответствии с их интересами, способностями как основы успешного включения их в дальнейшем в систему профильного обучения и профессиональной ориентации;

    Экологическое воспитание

    Цель: формирование у школьников экологической культуры, ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, готовности к экологически адекватному взаимодействию с окружающим миром; усвоение детьми экологических знаний, практических навыков экологической деятельности, выработка безопасной для здоровья, активной и конструктивной экологически целесообразной жизненной позиции.

    Достижению цели будет способствовать реализация следующих аспектов содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса:

    • освоение эко-культурных ценностей, ознакомление с традициями нравственно-этического отношения к природе в культуре народов разных стран, нормами экологической этики, овладение знаниями об экологически грамотном взаимодействии человека с природой на основе экологизации учебно-воспитательного процесса в целом, насыщения его экологически значимой информацией, повышения воспитательного потенциала естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в формировании у школьников экологической культуры; стимулирование детей к общественно-полезной и познавательной деятельности в природе;

    • расширение у детей эмоционально-чувственного опыта непосредственного взаимодействия с природой, опыта нормативного экологически грамотного поведения в природе, ознакомление их с природой родного края, опираясь на воспитательный потенциал туристско-краеведческой деятельности, экологического краеведения, экскурсий, прогулок, туристических путешествий;

    • практическое участие детей в природоохранной деятельности в школе и на пришкольном участке, экологических акциях (высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от бытового мусора, подкормка птиц), в деятельности школьного экологического лагеря «ЭКОС»; создание и реализация коллективных и индивидуальных природоохранных проектов;

    • содействие экологическому воспитанию школьников в семье, предоставлению семьей позитивных образцов взаимодействия с природой; расширению опыта общения детей с природой, заботы о домашних животных, растениях; участию детей в экологической деятельности по месту жительства.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Содержание программы (1)

      архив
      По своей направленности данная программа относится к художественно-эстетическому направлению. Отсутствие типовых образовательных программ по лоскутному рукоделию и существование авторских программ Лазаревой Е.
    2. Содержание программы (2)

      Пояснительная записка
      Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макро условий для развития общества.
    3. Содержание программы (17)

      Программа
      Основание для разработки Распоряжение Губернатора Костромской области №517-р от 25.12.2006 г. «О социально-экономическом положении Галичского муниципального района и перспективах и развития»; Решение Собрания депутатов Галичского
    4. Содержание программы

      Пояснительная записка
      Устав МОУ Костино-Отдельской СОШ утверждён постановлением главы администрации Терновского муниципального района от 14.03.2011г № 53, Изменения в Устав утверждены постановлением главы администрации Терновского муниципального района от 23.
    5. Содержание программы (5)

      Пояснительная записка
      Сделав шаг в новое тысячелетие, мы понимаем, что пришла новая эпоха, эпоха нового сознания. Это эпоха перемен, эпоха инноваций, эпоха быстрого решения различных вопросов, эпоха нового интеллекта.
    6. Содержание программы (12)

      Урок
      Составление алгоритма решения задач по разделам: кинематика, динамика, молекулярная физика, газовые законы, электрический ток, магнетизм, электромагнетизм, колебания, оптика, квантовая физика, атомная физика.
    7. Содержание программы (13)

      Урок
      Составление алгоритма решения задач по разделам: кинематика, динамика, молекулярная физика, газовые законы, электрический ток, магнетизм, электромагнетизм, колебания, оптика, квантовая физика, атомная физика.

    Другие похожие документы..