Главная > Основная образовательная программа


Внешняя оценка: СтатГрад, МЦКО, окружной мониторинг и др.

VIII. Система воспитательной работы и дополнительного образования.

Программа воспитания в системе образования ГОУ СОШ № 933

  1. Роль воспитания в системе образования

Воспитание детей и молодежи в ГОУ СОШ № 933 должно быть основано на приоритете «прав и свобод человека и гражданина, социального и межнационального мира и согласия; возрождения, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций; уважения к ратным и трудовым подвигам москвичей».1

Воспитание – это педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Воспитание и часть образования, состоящая одновременно из элементов обучения и воспитания, в совокупности образуют воспитательный компонент образования. Воспитательный компонент в образовательном учреждении реализуется в форме воспитательной работы (как отдельного специального направления образовательной деятельности) и в форме воспитывающих влияний обучения и целостного процесса обучения и воспитания.

Программа воспитания в системе образования ГОУ СОШ № 933 (далее – Программа), разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

В Программе учтены положения национальной образовательной доктрины «Наша новая школа», Концепции развития воспитания в системе образования города Москвы Содержательные аспекты Концепции духовно-нравственного воспитания школьников и базовые основания Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей „Московские дети“ на 2008–2017 гг. позволили выделить ключевые задачи развития воспитания.

Программа выступает условием формирования и целостного развития воспитательного пространства ГОУ СОШ № 933.

Новая гуманистическая парадигма образования предусматривает пересмотр требований к организации взаимодействия участников школьной жизни, как основы формирования молодого поколения XXI века. Становится очевидным, что изучение механизма сотрудничества, анализ в современных условиях единства детей и взрослых в школьной жизнедеятельности представляют для современной педагогической теории и практики актуальную проблему.

Школьная среда (как и все общество) характеризуется такими тревожными явлениями, как снижение моральных требований к человеку, моральный индифферентизм в вопросах отношений между людьми, духовная пустота, ориентация на материальное благополучие любой ценой и удовольствия, агрессия, жестокость, правонарушения, пессимизм, наркомания, алкоголизм. Это касается не только России, во всем мире остро стоят вопросы воспитания и социализации молодежи, в особенности в развитых странах.

Острота проблем воспитания детей и молодежи определяется и усугубляется наличием комплекса проблем развития западной и всей мировой цивилизации, в том числе и проблем России. Итак, с одной стороны, проблемы воспитания, стоящие перед практиками; с другой стороны, педагогики-теоретики предлагают, как им и следует делать, пути решения проблем воспитания детей и молодежи. Ответ, который дает современная отечественная педагогическая наука кратко можно обозначить так: гуманистическая педагогика, то есть воспитание свободой, любовью, поддержкой.

Воспитание на основе ненасилия, поддержки, выращивания самореализующейся личности, поиска и стимулирования творческого, активного развития «самости» каждого школьника, ребенка – вот кредо, воспитательная идеология, концепция современной либеральной, демократической, гуманистической педагогики.

В предлагаемом документе речь пойдет о включении детей в мир культуры взрослых путем организации их взаимодействия, основанного на решении реальных и актуальных для детей жизненных задач возраста. Эта сложная проблема во многом связана с решением вопроса о реализации потребности ребенка в идентификации себя с определенной общностью людей. Включение родителей учащихся в организацию воспитательного процесса в школе будет способствовать естественному и эффективному формированию у детей чувства причастности к школе. Использование совместных с родителями форм и принципов взаимодействия будет способствовать формированию особой школьной общности – коллектива педагогов, родителей и детей, объединенных общими целями и ценностями. Целью такого взаимодействия является в конечном итоге функционирование механизма коллективистской идентификации - определенного типа гуманных отношений, когда личностная позиция ребенка сознательно преобразуется или формируется в соответствии с целями и ценностями, выработанными в ходе совместной деятельности с взрослыми.

Таким образом, Программа представляет основные подходы к организации совместной с педагогами и родителями учащихся личностно-значимой для детей деятельности, в структуре которой взрослые занимают оправданно высокую позицию, являются примером и наставником. В качестве результата воспитательной деятельности образовательного учреждения рассматривается достижение такого качества организации совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, которое обеспечивает возможность формирования у последних ценностно-значимых личностных проявлений и обогащает их личный опыт жизненно необходимым содержанием, а именно - формированием личностных компетенций.

Содержательное ядро Программы – включение детей в мир культуры взрослых путем организации их взаимодействия, основанного на решении реальных и актуальных для детей жизненных задач возраста. Отсюда введение широкоформатного понятия «совместная деятельность».

Учитывая, что практика современной школы не находит полностью адекватной своим реалиям воспитательной программы, актуализируется задача разработки модели системы социализации и воспитания обучающихся в новых условиях в соответствии с моделью построения государственных стандартов общего образования и с опорой на гуманистический потенциал их содержания.

Программа создания воспитывающей атмосферы в школе и ее реализация является базовым компонентом целостной воспитательной системы школы, определяющим ее оптимальное развитие в целях усиления воспитательного воздействия с учетом возрастных и психологических особенностей разновозрастных групп обучающихся.

Программа строится с учетом качественных изменений социально-педагогических условий образования и воспитания (иной уровень материально-технического оснащения, компьютеризация и интернизация), определяемых логикой реализации национальных проектов.

Важнейшим средством ее реализации является укрепление и развитие воспитательного пространства на основе единых принципов, приоритетных направлений, современных педагогических технологий при активном сбережении, поддержке и развитии инновационной деятельности, развивающегося опыта, прогрессивных исторических и ментальных традиций.

  1. Методологические подходы и принципы,обеспечивающие развитие воспитания в системе образования ГОУ СОШ № 933

Методологической основой Программы развития воспитания является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения, а также взаимодействия всех ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве.

Ведущими (базовыми) подходами к развитию воспитания в системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.

Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.

Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.

Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.

Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда принципов.

  • Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детейв воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.

  • Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.

  • Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации.

  • Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических ценностей и традиций.

  • Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

  • Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.

  • Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

  • Принцип системности. Он обусловлен тем, что личность, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.

  • Принцип природосообразности воспитания, предполагающий расширение границ развития и творческой самореализации человека на основе изучения субъективного мира личности, его индивидуальной природы; оптимизацию воспитательного процесса на основе актуальной для школьников деятельности, целесообразное использование в воспитательном процессе игры, труда, творческих проектов, результатом которых является реальный продукт детской деятельности (рисунок, модель, сочинение и пр.)

  • Принцип культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с прогрессивными отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами культуры, региональными этническими традициями, гармонично сочетающимися с общечеловеческими ценностями, подготовкой подрастающего поколения к мировым интеграционным процессам на основе усвоения норм толерантности, культуры межнационального общения, международного сотрудничества, введение воспитанника в широкий круг представлений о природе, обществе, праве, законе, культуре для формирования навыков ориентации в современном мире.

  • Принцип гуманистической направленности воспитания, предполагающий формирование воспитательных представлений о гармонично развитой личности как стремящейся к гармонии во внутреннем мире и во взаимоотношениях с окружающей социоприродной средой, формирование у детей бережного, гуманного отношения к человеческой личности, жизни, обществу, природе.

  • Принцип демократического управления процессом воспитания предполагающий субъектность воспитания как развивающуюся модель совместной деятельности учителей, обучающихся, родителей, утверждение свободы выбора педагогических концепций, технологий, средств; развитие форм самоуправления коллективов учащихся, педагогических коллективов, форм общественного демократического контроля, общественной экспертизы и многоуровневого мониторинга.

Выбор технологии - это выбор оптимальной системы совместной деятельности педагогов и воспитанников по проектированию, организации и корректированию жизнедеятельности с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам процесса воспитания. Разрешая ситуацию выбора технологий в условиях их большого разнообразия, мы понимаем, что в основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого учащегося, т.е. адаптация к особенностям содержания, методов и форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность личности.

Анализ воспитательного процесса в школе говорит об успешности применения технологий:

  • технологии личностно-ориентированного взаимодействия субъектов школьной жизни (К.Д. Ушинский, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, К. Роджерс и др.);

  • технологии саморазвития личности (Г.К. Селевко) во внеурочной деятельности;

  • технологии сотрудничества, сотворчества (авторские методики);

  • технологии дифференцированного взаимодействия (Н.П. Гузик, Е.В. Полат и др.).

Укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания:

  • воспитание доверием, заботой и уважением;

  • воспитание ответственностью;

  • воспитание творчеством;

  • воспитание через здравомыслие,

  • воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;

  • воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния – доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.

Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование – двусторонний процесс, не должна предаваться забвению.

3. Цель и основные задачи развития воспитания

Цельюразвития воспитания в системе образования ГОУ СОШ № 933 является создание качественно новых условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации подрастающих поколений москвичей.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

  • обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса;

  • совершенствование системы мониторинга процесса воспитания;

  • обновление содержания, форм и методики организации воспитательной деятельности;

  • развитие форм и механизмов управления воспитанием;

  • развитие социального партнерства ГОУ СОШ № 933 с другими общественными субъектами в решении задач воспитания детей и молодежи;

  • развитие системы компетенций учащихся в соответствии с уровнями общего образования;

  • создание благоприятных научно-методических, мотивационных условий для развития воспитательной системы ГОУ СОШ № 933.

4. Перспективные направления реализации

Концепции развития воспитания в системе образования

На современном этапе наиболее актуальными проблемами для проектной деятельности в области развития воспитания являются: содействие реализации инициативы Президента «Наша новая школа»; обновление содержания и методики воспитания; создание новых моделей управления развитием воспитания; формирование инновационного педагогического мышления всех участников организации воспитания.

Основными участниками разработки и реализации перспективных проектов развития воспитания должны стать:

  • Педагогический коллектив школы

  • Управляющий Совет

  • Совет благотворителей

  • Учком,

  • органы исполнительной и законодательной власти, структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодежью.

Программа воспитания в системе образования должна получить практическое воплощение в следующих перспективных проектах.

Проект 1. «„Московской новой школе“ – эффективную практику воспитания»

Цель: совершенствование новых технологий и методик, содействующих развитию у учащихся способности социально ответственного действия, социальной коммуникации с представителями других социальных позиций и культур, развитию способности анализа ситуации и выявления проблем, предпринимательских качеств детей и молодежи. Эти цели реализуются при внедрении инновационных образовательных технологий.

Основные результаты: создание эффективных технологий воспитания и социализации, основанных на подходе неадаптивной социализации, предполагающей создание возможности формирования ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, в открытой социальной среде. Новые методики воспитания и социализации должны включать социально-образовательные проекты, молодежные переговорные площадки, молодежную экспертизу качества городской среды, интернет-форумы, встречи представителей разных традиций, международные коммуникативные формы.

Условия реализации: формирование эффективной и востребованной социальной активности молодежи, пространства социального действия, содержательной социальной коммуникации при развитии взаимодействия учреждения образования с органами исполнительной и законодательной власти, со структурами другой ведомственной принадлежности.

Проект 2. «Совершенствование духовно-нравственного, гражданского и правового воспитания детей и учащейся молодежи»

Цель: развитие воспитательных систем и технологий, использующих гуманитарный, духовно-нравственный потенциал базового образовательного процесса и внеурочных форм, направленных на формирование у молодых школьников деятельной социальной и гражданской позиции, личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою столицу и страну, основы правовой культуры. Эта цель достигается разработкой и инновированием технологий формирования мировоззрения учащихся,развития гражданской позиции, правового самосознания.

Основные результаты: комплексные воспитательные системы, модели деятельности и технологии, ориентированные на проблемный и проектный методы с целью формирования у школьников собственной позиции, обеспечение культуры самоопределения и деятельности, правовой культуры.

Условия реализации: привлечение социального и культурного потенциала города, различных ведомств и учреждений. Одновременно необходимо совершенствование системы семейного воспитания, улучшение партнерских связей «ребенок — семья — школа» как основных инструментов воспитания духовно-нравственной личности ребенка, развитие института омбудсменов, создание условий для соблюдений гарантий прав ребенка.

Проект 3. «Развитие государственно-общественного управления развитием воспитательного пространства школы»

Цель проекта: развитие системы социального партнерства учреждения образования с различными общественными субъектами воспитания и социализации (семья, учреждения и организации социальной сферы, органы местной власти, институты гражданского общества, детские и молодежные общественные организации и объединения и др.).

Основные результаты: устойчивые, продуктивные, реально действующие модели взаимодействия государственных структур и различных общественных институтов в сфере развития воспитания, которые опираются на осуществление мер, направленных на демократизацию деятельности органов управления образованием в области воспитания; обеспечение развития самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней), организация общественных органов управления воспитанием.

Условия реализации: привлечение внимания различных структур к проблемам практики воспитания, реализация их потенциала в решении проблем воспитания и социализации детей и молодежи столицы.

Проект 4. «Город – округ – район: формирование единого воспитательного пространства»

Цель:развитие интегративных межведомственных моделей на основе целевых программ по созданию единой стратегии воспитательной деятельности и общего воспитательного пространства на уровнях «город — округ — район — учреждение».

Основные результаты: создание и реализация интегративных моделей, объединяющих усилия учреждений образования, различных ведомственных структур, органов власти и позволяющих решать задачи развития у детей и молодежи социально ответственной деятельности, предпринимательских и лидерских качеств; формирование отношения к своему месту жительства как сфере реализации личных и профессиональных перспектив.

Основные условия: создание схем эффективного взаимодействия учреждений образования и других ведомств с целью формирования единого пространства воспитания и социализации.

5. Критерии оценки качества воспитания

Качество воспитания представляет собой соотношение поставленных в этой области целей и реально полученных результатов, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.

Оценка качества воспитания должна производиться с учетом следующих принципиальных его особенностей: разделенный характер авторства результатов воспитания; незавершенность воспитания; отсроченный характер проявления результатов воспитания; заданная обществом гуманистическая направленность воспитания, требующая рассматривать его результаты в динамике.

Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания детей следует считать динамику их личностного роста, в частности:

  • динамику усвоения ими основных социальных норм;

  • динамику развития их позитивных отношений к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

  • динамику накопления ими опыта самостоятельного социально значимого действия.

Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:

  • реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,

  • реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей,

  • развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,

  • развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.

Критериями оценки качества созданных в ГОУ СОШ № 933 условий для воспитания являются:

  • разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание программы (1)

    архив
    По своей направленности данная программа относится к художественно-эстетическому направлению. Отсутствие типовых образовательных программ по лоскутному рукоделию и существование авторских программ Лазаревой Е.
  2. Содержание программы (2)

    Пояснительная записка
    Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макро условий для развития общества.
  3. Содержание программы (17)

    Программа
    Основание для разработки Распоряжение Губернатора Костромской области №517-р от 25.12.2006 г. «О социально-экономическом положении Галичского муниципального района и перспективах и развития»; Решение Собрания депутатов Галичского
  4. Содержание программы

    Пояснительная записка
    Устав МОУ Костино-Отдельской СОШ утверждён постановлением главы администрации Терновского муниципального района от 14.03.2011г № 53, Изменения в Устав утверждены постановлением главы администрации Терновского муниципального района от 23.
  5. Содержание программы (5)

    Пояснительная записка
    Сделав шаг в новое тысячелетие, мы понимаем, что пришла новая эпоха, эпоха нового сознания. Это эпоха перемен, эпоха инноваций, эпоха быстрого решения различных вопросов, эпоха нового интеллекта.
  6. Содержание программы (12)

    Урок
    Составление алгоритма решения задач по разделам: кинематика, динамика, молекулярная физика, газовые законы, электрический ток, магнетизм, электромагнетизм, колебания, оптика, квантовая физика, атомная физика.
  7. Содержание программы (13)

    Урок
    Составление алгоритма решения задач по разделам: кинематика, динамика, молекулярная физика, газовые законы, электрический ток, магнетизм, электромагнетизм, колебания, оптика, квантовая физика, атомная физика.

Другие похожие документы..