Главная > Методические рекомендации


Возврат в начало

3. Специфика обучения и повышения квалификации индивидуальных слушателей

Организация работы индивидуальных (не коллективных) слушателей более проста, поскольку в их курсовой деятельности не предполагается достаточно сложного звена – оперативных контактов с коллективом школьников. Это обстоятельство сокращает количество компонентов направляемых слушателям материалов. Учебник, ориентируемый на индивидуального слушателя-учителя, хотя и совмещает в себе изложение содержания предмета и описание методики, тем не менее, позволяет строить материал, не заботясь об уровне популяризации, столь необходимой для школьников.

Занятия в этой форме дистанционного обучения представляют собою

прочтение слушателем полученных из центра методических материалов (с  тренировочными упражнениями, выполняемых на рекомендуемых программах);

ответы на вопросы контрольных заданий и упражнений по каждому занятию;

подготовка реферата при завершении каждой темы;

разработка индивидуального проекта;  

публикации и рецензии в курсовых и университетских телеконференциях.

 Начало изучения каждой из тем определяется получением методических материалов по теме, представляющих собою главы книги - пособия для слушателя. Вместе с этими главами направляются рекомендации их изучения: деление на параграфы-занятия, сроки освоения каждого параграфа, правила оформления отчета по теме.   

Это не означает, что не допускаются оперативные вопросы и сомнения слушателей по ходу выполнения занятий. При индивидуальном обучении значительно возрастает роль личной переписки “куратор-слушатель” по электронной почте.

Содержание и методика при индивидуальном обучении может сильно варьироваться в зависимости от целевых установок курса. Курс может обсуждать концептуальные вопросы построения той или иной учебной дисциплины, и в этом случае полезно построить его как последовательность теоретических лекций, каждая из которых настраивает слушателя на обсуждение предложенных положений курса и генерацию собственных гипотез, контрольные вопросы предполагают анализ описанных в лекции концепций, отчет-реферат является, по существу, методическим исследованием по материалам изучаемой книги или по собственному педагогическому опыту слушателя; в таком курсе велико значение курсовых конференций, на которых куратор курса организует общие коллективные обсуждения.

Курс имеет практическую направленность, при которой слушатели  самостоятельно проектируют дидактические материалы, предназначаемые для использования в повседневной педагогической работе. Конкурсное подведение итогов по каждой теме оказывается более результативным, чем курсовая  телеконференция.

В качестве примеров таких курсов разной ориентации можно привести два курса Сетевого дистанционного университета. Курс “Раннее обучение информатике” – теоретический. Он ставит целью обосновать актуальность систематического подхода к внедрению непрерывного информатического образования в начальной школе, обсудить дидактические принципы решения этой сложной социальной проблемы, найти методические решения отдельных сложных или спорных вопросов курса раннего обучения информатике, выработать требования к учителям и ученикам, к программному обеспечению и другим компонентам учебного процесса. В курсе “Английский с компьютером” учителя-слушатели, познакомившись с технологиями использования открытых программных систем, выполняют большую практическую работу, проектируя многочисленные компьютерные модели, учебные программы и тренажеры для компьютеризованных уроков английского языка. Возможны смешанные стратегии проектирования курсов дистанционного обучения.

 

Возврат в начало

 

4. Структура темы

Содержательно и организационно курс разделен на несколько (5-8) тем. Как правило, темы следуют в курсе последовательно. 

Завершается курс конечным этапом, который посвящается многоаспектному анализу учебного процесса на курсе, коллективным и групповым рекомендациям по дальнейшему усовершенствованию, оформлению аттестационной документации, награждению победителей (как слушателей-учителей, так и школьников из их команд).

Изучение темы подчиняется строгому временному графику, который разработан в центре и является стержневым, дисциплинирующим документом для всех слушателей учебного заведения дистанционного обучения. Хотя оперативность электронной почты весьма высока, что дает основания достаточно быстрых корректировок графика, тем не менее эти корректировки (принципиально возможные), вообще говоря, не рекомендуются, а отклонения от графика слушателей без уважительных причин оцениваются как недостаток учебной деятельности слушателя и его команды.

В теме (как временном процессе) выделяются шесть различных по длительности этапов.

4.1. Освоение учебного материала.

На этом этапе учитель-слушатель организует занятия со школьниками своей команды; обращено внимание на усвоение новых знаний и приемов работы; для проведения занятий используется книга для школьников (как содержание обучение) и книга для учителя (как методика проведения занятий); учитывая необходимость подготовки завершающего творческого исследования, слушателю рекомендуется на этом этапе максимально подробно записывать свои наблюдения: так накапливается богатейший методический материал, который, будучи объединенным с работами других слушателей сможет послужить основанием для дальнейшей творческой работы и ее широкого распространения; количество и частота занятий обычно предлагается в рекомендациях, однако эти рекомендации могут быть скорректированы местными возможностями – количеством компьютеров, используемых на занятиях, количественный и качественный состав группы, расписание кабинета информатики и др.; важно добиться, чтобы такие корректировки были минимальными; если ограничения школьного кабинета информатики настолько жестки, что рекомендуемые учебным процессом занятия приходится сократить, например, вдвое, то лучше отказаться от участия в дистанционном обучении, ибо количественное искажение ресурсных возможностей может сказаться на качестве работы – глубине и полноте освоенных знаний, умений и навыков.

4.2. Подготовка к конкурсу, решение тренировочных задач

(выполнение тренировочных проектов).

Объявляются условия конкурса, в котором школьникам под руководством и по наставлениям учителя предстоит выполнить самостоятельные (индивидуальные или коллективные) работы; по завершении конкурса эти работы будут направлены в методический центр дистанционного университета; форма занятий, при которой учащиеся и учитель психологически настроены на соревновательный итог, повышает уровень творческого отношения к проекту и коллективной ответственности; как правило, число отправляемых в центр работ от одной команды регламентируется; это обстоятельство может входить в противоречие с желанием школьников сделать все новые и новые проекты, в этом случае они участвуют в дополнительном этапе работы, имеющем воспитательное значение – отбор работ для участия в конкурсе.

4.3. Проведение конкурсов

Характерная особенность этого этапа – жесткие временные рамки, установленные методическим центром; учителю, знающему своих учеников, предстоит определить форму их участия в конкурсе; это могут быть несколько индивидуальных заданий, каждое из которых выполняется одним участником (такую организацию занятия можно считать моделированием курсового конкурса), либо групповые задания-проекты, выполняемые всеми участниками или подгруппами (такую форму выполнения конкурсных занятий организовать несколько сложнее, но она обычно более эффективна: работа выполняется быстрее, активно используется воспитательный компонент учебной деятельности, единый проект разделяется на несколько отдельных заданий, учитывающих индивидуальные творческие возможности учеников).

4.4. Проверка конкурсных работ

Проверка конкурсных работ осуществляется коллективно. К этому виду деятельности привлекаются методические комиссии каждого курса.

 Проверенные методической комиссией учебного заведения дистанционного обучения работы направляются на перекрестную проверку. Хотя этот этап отнесен к проверке готовых работ (с формальной точки зрения этот этап – завершающий), тем не менее, значение его в главной педагогической задаче – формировании знаний, умений и навыков  обучаемых – огромно. Действительно,  возвращаясь к хорошо знакомому материалу, обучаемые сравнивают свой подход к решению задач с результатами других учащихся,  наглядно убеждаются  в оптимальности того или иного решения, получают новые знания.

Кроме того, привлечение широкого коллектива заинтересованных и компетентных участников, знакомых не только с постановкой задачи, но и с особенностями ее решения, существенно повышают объективность проверки. Такая объективность недостижима в традиционных, ";недистанционных"; формах обучения.

По получении результатов проверки объявляются предварительные итоги личного и командного первенства в завершенном конкурсе; назначается так называемая “апелляционная неделя”, за время которой имеют право высказать свои недоумения или возражения по поводу оценок, полученных их учениками; наконец, с учетом корректировок апелляционной недели публикуются окончательные результаты, которые фиксируются в аттестационных документах учителя и руководимой им командой.

4.5. Анализ результатов конкурса

Результатом конкурсного участия команды служат подробные описания задач (в соответствии с требованиями, которые задаются из центра в методических рекомендациях), составленные учащимися и обобщенные руководителем команды. Это первый из аналитических этапов конкурсов.

Вместе с публикацией на сайте университета итогов конкурса куратор готовит и рассылает аналитический обзор конкурсных работ, являющийся обобщением учительских описаний. В нем фиксируется, в какой мере достигнуты педагогические цели конкурса и темы в целом. По материалам преподавателей и методической комиссии куратор подводит итоги усвоенного материала, отмечает типовые ошибки.

4.6. Подготовка и рассылка сборника конкурсных работ

Сборник конкурсных работ оставляет слушателям материализованный итог темы; все завершенные и выдерживающие установленные критерии ученические работы объединяются в сборник, который становится доступным для всех слушателей курса; как правило, такой сборник в виде заархивированного электронного документа попадает к слушателям, которые могут использовать его как дидактический материал на уроках и на занятиях по любым формам внешкольной работы с учащимися; с одной стороны, методическая ценность таких сборников очень высока, с другой стороны, слушатели приобретают сборники бесплатно, что повышает заинтересованность учителей в повседневной работе на курсе – ведь каждый из них становится соавтором  нужного и полезного дидактического материала.

Возврат в начало

 

5. Критерии оценок

 

Заслуживают особого внимания критерии оценок, которыми оперирует методическая комиссия дистанционного университета и которые рекомендуются для перекрестных проверок. Результат конкурса это, как правило, небольшой оригинальный проект, созданный в ходе учебной деятельности и направленный на использование в рамках учебной деятельности. В связи с этим представляется, что критерий оценок при дистанционном обучении должен быть многоаспектным с тем, в частности, чтобы восполнить отсутствие тех впечатлений преподавателя от личности и способностей обучаемого, которые отчетливо проявляются при персональном общении.

В оценке работ  используются следующие различные по значимости критерии:

практическая значимость результата; если продукт, представленный на конкурс, готов для непосредственного использования в школьном учебном процессе, он должен получить максимальный балл по имеющему наибольший вес критерию практической ценности;

наличие и качество методических рекомендаций использования продукта; говоря об этом  авторы проекта выражают умение увидеть и оценить область применения созданного ими продукта;

качество разработанного программного продукта (наполненности программной оболочки, правильности и эффективности решения задачи, оригинальности и логической сложности модели или алгоритма и т.п.);

качество оформления работы; например, более высоко оцениваются работы с хорошей композицией графических иллюстрацией, продуманной цветовой палитрой; имеет значение музыкальное оформление работы; эти критерии названы не в числе первых для тех заданий и работ, в которых графика и музыка не выступают в качестве основного объекта исследуемой предметной области;

грамотность описания; ученику и учителю будет указано на погрешности оформления, если описание работы содержит много орфографических ошибок; требования к текстовому описанию работы составляют один из критериев единой общей оценки;

стилистическая корректность сопровождающего текстового описания; как всякий учебный центр дистанционный университет должен систематически поддерживать и повышать общекультурный уровень слушателей, обращая внимание на недопустимость жаргона, слэнга, не говоря уже о ненормативной лексике.

По предложенной здесь системе критериев каждая отдельная ученическая работа получает некоторое количество баллов. Однако, от нее еще далеко до формирования командной оценки и, следовательно, до оценки слушателя-учителя, который оценивается тем же количеством баллов, что получает команда. Критерии формирования командной оценки могут быть разными; они могут (и должны) быть согласованы с руководителями команд до объявления условий конкурса. Здесь не даются типовые рекомендации, поскольку сложность и трудоемкость конкурсных заданий меняются от конкурса к конкурсу. Например, методический центр может заявить о том, что на конкурс принимается некоторое фиксированное число работ от одной команды и итоговый балл команды вычисляется как сумма оценок отдельных работ; можно вычислять среднеарифметическое значение баллов отдельных участников команды; можно принимать в зачет фиксированное число лучших из присланных работ. Такие (и подробные) рекомендации – отдельная работа методического центра, в которой учитываются особенности конкурсных заданий в той или иной предметной области.

 

Возврат в начало

 

Заключение: место дистанционного обучения, встроенного в учебный процесс, во множествемоделей обучения

Будем, следуя Е.С.Полат, называть моделями реализационные версии тех или иных способов организации дистанционного обучения. Таким образом, понятие модели трактуется как конкретное воплощение одной из возможных организационных структур учебного процесса, но не в качестве идеализированного приближения к одной из концепций новой формы учебного процесса. В книге ";Дистанционное обучение"; (изд. ";Владос";, М., 1998) проф. Е.С.Полат приводит классификацию таких моделей, выделяя:

Модель 1. Обучение по типу экстерната.

Модель 2. Университетское обучение.

Модель 3. Программа на основе сотрудничества нескольких учебных заведений.

Модель 4. Автономные образовательные учреждения, специализирующиеся на различных формах дистанционного образования.

Модель 5. Обучение на основе автономных обучающих систем.

Модель 6. Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на ос­нове мультимедийных программ.

Не пытаясь оспаривать здесь полноту приведенного списка моделей, отметим, что обсуждаемая структура дистанционного обучения, встроенного в учебный процесс, не вписывается непосредственно ни в один из разделов приведенной классификации. Одна из причин этого явления видится в том, что при встроенном в школьный учебный процесс дистанционном обучении ориентация сделана одновременно на два контингента обучаемых – как школьных учителей, так и на ведомых ими школьников. Используя, несомненные достоинства (ресурсные, организационные, методические) других моделей, ";встроенное дистанционное обучение";  непосредственно связано с текущей, повседневной деятельностью переподготавливаемого школьного учителя и дает возможность последнему сразу же в ходе его собственных методических исследований, проводимых в рамках университетских занятий, убедиться в эффективности тех или иных осваиваемых новых методических инструментов. Занимаясь повышением собственной квалификации в Сетевом дистанционном университете,  учитель не отрывается от своих уроков в родной школе (отсюда и берет свое начало термин ";встроенного в учебный процесс дистанционного обучения";), а ведет дополнительную педагогическую нагрузку в виде факультатива, кружка или, быть может, непосредственно вводя новые методические приемы и инструменты в текущие уроки по своему предмету. Дидактические, психологические и экономические достоинства такой модели представляются очевидными. Успех практической деятельности Сетевого университета, работающего по такой модели это подтверждает и дает убежденность в ее актуальности и жизнеспособности.

Выше, при цитировании проблемной записки А.К.Капитанской отмечалась опасная тенденция концептуального сближения двух форм обучения – заочной и дистанционной. Смешение представлений о заочном и дистанционном обучении приводит к искажению целей дистанционного обучения. В упомянутой выше проблемной записке говорится: ";Цели дистанционного повышения квалификации учителей:

1.     Дать возможность повышающим квалификацию (проходящим переподготовку) совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках предложенных программ повышения квалификации (переподготовки).

2.     Дать качественное образование по актуальным направлениям развития образования, в том числе школьных и вузовских программ.

3.     Дать документ государственного образца, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).";

В перечисленной совокупности целей отсутствует формирование практических педагогических навыков и закрепления полученных знаний. Этого важнейшего практического компонента учитель не сможет добиться иначе, как непосредственно в учебном процессе. Модель дистанционного обучения, встроенного в текущий учебный процесс, не только пополняет набор актуальных моделей, но и дает конструктивную аргументацию в обсуждении места дистанционного обучения в непрерывной подготовке и переподготовки учительства.

Пополняя названный выше перечень моделей дистанционного обучения, ";встроенный"; учебный процесс, обеспечивающий оперативное педагогическое внедрение, предлагает конкретный путь реализации важнейшего лозунга обсуждаемых новых форм – ";Дистанционное обучение: от дополнительных форм к базовому образованию!";.  Воспринимаемая сегодня как лозунг, эта фраза становится  выражением актуальной педагогической задачи ближайшей перспективы.

 

Возврат в начало

 

Библиография

Е.С.Полат. Дистанционное обучение. – изд. ";Владос";, М., 1998.

Первин Ю.А. Дети, компьютеры и коммуникации. – Информатика и образование, №1, 1994.

Дуванов А.А., Первин Ю.А., Скородумов В.Е. Телекоммуникационная  обучающаяолимпиада  по   информатике. –  Информатика (приложение к газете ";1 сентября";), №21, 1997.

Дуванов А.А., Первин Ю.А.,  Скородумов  В.Е. Совместное использование компьютерной  сети для обучения учителей и школьников. – Информатика и образование, №8, 1997.

Дуванов А.А. Введение в Интернет. ";Информатика"; (приложение к газете ";1 сентября";), №36, №40 1998.

Первин Ю.А. Модель дистанционного обучения, встроенного в  текущий  учебный  процесс. –  Тезисы  докладов  конференции ИТО-99, ч.III. М., 1999.

Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. - РАО,  М., 2000

 

Возврат в начало

 

Приложение 1

Терминология

коллективный ученик – команда (см. ниже), составленная из группы школьников и одного учителя, участвующая в дистанционном учебном процессе; ответственность за организацию учебного процесса на месте (в учебном заведении, на базе которого сформирована команда), возлагается на учителя, стоящего во главе команды.

индивидуальный ученик – слушатель-учитель, участвующий в дистанционном учебном процессе индивидуально; он использует полученные в ходе обучения знания по своему усмотрению – либо для непосредственного использования на своих текущих уроках в школе, либо (как правило) для предварительной подготовки к предстоящим в будущем (например, в следующем учебном году) занятиям по теме курса.

команда – коллектив школьников, руководимый учителем и участвующий в дистанционном учебном процессе как единый адресат; как правило, учитель собирает в команду детей одного возраста, чаще всего одноклассников, и, во всяком случае, школьников примерно одинакового уровня подготовленности; нормальной по численности командой следует считать группу в 15-20 детей, в перспективе – класс; типовой руководитель команды – школьный учитель (имеют место отклонения как в количественном отношении в отдельных командах, которыми руководят 2 или 3 учителя, так и в качественном – когда командой руководит директор школы, методист регионального института повышения квалификации педагогов или центра информационных технологий, аспирант или даже студент-старшекурсник).

курс – подразделение дистанционного учебного заведения, группирующее преподавателей и слушателей по тематическому принципу; в очной форме этот термин ближе соответствует факультету; термин “факультет” не используется в описании структуры дистанционного учебного заведения по той причине, что полный предметный цикл учебных занятий, завершающийся вручением аттестационного документа, имеет продолжительность учебного года; такая продолжительность необходима и достаточна для целей повышения квалификации учителей и методистов;

отделение – подразделение дистанционного учебного заведения (курса), организуемое в тех случаях, когда в тематике курса сосредоточено большое количество предъявляемого слушателям материала и существуют организационные возможности разделить курс на несколько параллелей; каждая из таких параллелей и составляет отделение; например, в курсе “Программирование” могут быть предусмотрены два отделения, различающиеся как содержанием, так и методикой обучения – “Программирование для начинающих” (основы дисциплины) и “Программирование для продолжающих” (избранные дополнительные разделы; решение олимпиадных задач); кураторами разных отделений одного курса могут работать различные специалисты;

куратор курса – руководитель курса; как правило, в качестве куратора курса рекомендуется использовать разработчика одного (или нескольких) компонентов дистанционного учебного процесса - автор учебника для школьников или пособия для учителя, программист-разработчик программного продукта;

 

преподаватель – сотрудник дистанционного учебного заведения, осуществляющий непосредственное общение учебного заведения и обучаемых; на его ответственности подготовка упражнений и конкурсных заданий, редактирование рассылаемых материалов, оперативная переписка, организация контроля и проверки;

методическая комиссия – временный коллектив преподавателей, формируемый куратором курса для обсуждения ключевых методических проблем, выработки критериев оценок, организации и проведения проверок ученических работ; 

тема – часть курса, ограниченная временными рамками и группирующая учебный материал по признакам содержания; в курсе может содержаться 5-8 тем; каждая тема, в свою очередь, реализуется несколькими занятиями; наряду с органической привязкой к содержанию обучения тема является структурной единицей методической работы на курсе – все виды контроля за деятельностью обучаемых связаны с темой;

занятие – аудиторный урок команды с учителем – руководителем команды – в рамках базово формы учебного процесса или факультатива по методическим материалам, получаемым из учебного заведения дистанционного обучения;

конкурс – форма учебного процесса, группирующая несколько занятий в теме и позволяющая внести в занятия элементы соревнования и игры, стимулирующие учащихся; конкурсы позволяют привести неформальные показатели контроля над результатами учебного процесса к количественным характеристикам; хотя конкурс организуется и проводится среди школьников, тем не менее, он становится объективным показателем качества обучения и сформированности умений и педагогических навыков слушателя (руководителя команды); конкурсы могут быть командными и личными (индивидуальными).

перекрестная проверка – способ проверки текущих упражнений, конкурсных заданий и контрольных работ, в которой наряду с методистами учебного заведения дистанционного обучения принимают участие слушатели-учителя и руководимые ими команды; центр группирует полученные от слушателей работы и, сформировав в пакеты, направляет их на проверку другим командам (группировка работ в пакеты выполняется программными средствами, входящими в систему административного управления учебным заведением дистанционного обучения); работы, проверенные слушателями в фиксированное время возвращаются в центр; в результате каждая работа оценивается многократно (4-8 оценок); с одной стороны, перекрестная проверка обеспечивает высокую объективность контроля; с другой – полезный методический механизм, позволяющий учителям и учащимся увидеть свои сильные и слабые стороны: вынесенные на широкое внутрикурсовое обсуждение достоинства и недостатки слушательских работ, дают возможность учителю объективно сравнить себя и свою команду с результатами однокурсников; на этом этапе обучения слушатель закрепляет полученные знания и учится анализировать качество педагогической работы.

Возврат в начало

 

Приложение 2

Технические способы распространения учебно-методической документации и программных средств.

В основу дистанционного обучения и, в частности, дистанционного повышения квалификации педагогов, положена определенная модель передачи знаний. В ней основными источниками знаний являются информационные ресурсы сети – как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной сети или связанных с нею сетях системы Интернет. Телекоммуникации  обеспечивают: доставку участникам учебного процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, размещенном на сервере; интерактивное взаимодействие преподавателей и слушателей в процессе обучения; предоставляют обучаемым возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в процессе повышения квалификации.

электронная почта; это наиболее оперативная и эффективная форма общения куратора и методистов центра со слушателями, при которой предполагается хотя и достаточно оперативный, но, тем менее, отсроченный ответ; вообще говоря, существуют способы диалогового общения в режиме реального времени, однако для учебного дистанционного процесса такие способы общения не рекомендуются, поскольку синхронизация сложной учебной деятельности с большим количеством участников и на больших расстояниях (включая проблему разных часовых поясов) пока весьма сложна. Целесообразно использовать базы данных единого формата как в центре, так и на местах. При этом база данных почтовой программы может служить временным оперативным хранилищем писем, тогда как почтовая база преподавателей (куратора) и слушателей должны хранить всю переписку в течение учебного года;

телеконференции; конференции – это активная форма коллективного обсуждения проблем в дистанционном обучении, одинаково доступная любому пользователю, в том числе и не являющемуся слушателем дистанционного учебного заведения; административно телеконференции не являются частью дистанционного учебного заведения, поэтому выход в глобальные и региональные телеконференции (типовой пример такой конференции – relcom.education) носят рекомендательный характер;

список рассылки; этот способ рассылки используют, главным образом, преподаватели и куратор курса при необходимости сообщить некоторую единую информацию сравнительно небольшого объема всем слушателям курса; практически это та же самая электронная почта, но с фиксированным (групповым) адресом рассылки; список рассылки, вообще говоря, доступен и слушателям, поэтому они могут в случае необходимости воспользоваться списком рассылки, чтобы переслать информацию, которую они считают важным довести до сведения каждого из слушателей курса; таким образом, списки рассылки по существу представляют собою курсовые (или тематические) телеконференции, которые руководители учебного заведения дистанционного обучения и кураторы курсов могут открывать (и нести за них ответственность); участие в конференциях (списках рассылки), открытых учебным заведением, обязательно   для слушателей, и активность участия в этой форме дистанционного общения представляется одним из критериев комплексной оценки учителя-слушателя; на курсах “коллективных слушателей” предусматриваются и детские конференции, в которых дети обсуждают со сверстниками интересующие их вопросы или (что более типично) вопросы, инициированные куратором курса; при этом активность учащихся, их эрудиция, стиль, лексика, этика общения, технические навыки коммуникаций оцениваются и суммируются в многокритериальной оценке руководителя команды; тем самым, учитель-слушатель несет непосредственную ответственность за участие членов своей команды в детских телеконференциях;

ftp-сервер; значительную по объему информацию (программные архивы, сборник конкурсных работ, книги для учеников и учителей и проч.) куратор выкладывает на сервер, откуда слушатели могут взять нужную им информацию (переписать на свой компьютер);

сайт; учебное заведение дистанционного обучения должно иметь свой сайт в Интернете; на таком сайте, открытом для всех пользователей, может размещаться общедоступная информация – адресные сведения об учебном заведении, регламентирующая информация (способы регистрации, часть финансовой базы учебного заведения), реклама, демонстрационные версии некоторых программ и систем и проч.;

почта; использование обычной (не электронной) почты в целях дистанционного учебного процесса, вообще говоря, не предусматривается; тем не менее, обычная почта не исключается из деятельности учебного заведения дистанционного обучения; так рассылка материалов, которыми завершается учебный год – аттестационные документы с подписями и печатями, грамоты, призы, благодарственные письма и проч. – отправляются из центра на периферию обычными почтовыми отправлениями – заказными и ценными письмами, бандеролями; обычной почтой или через систему банковских коммуникаций проходят все финансовые документы учреждения – счета, почтовые переводы, платежные поручения и т.п.; В исключительных случаях допускаются рассылки учебных материалов (например, дискет с объемными сборниками конкурсных работ);

личное общение; хотя личное общение людей было и остается высшей и исчерпывающей формой общения, в дистанционной форме обучения и повышения квалификации такое общение преподавателя и слушателей не предусмотрено (в отличие, например, от вечернего и заочного обучения, где транспортные переезды слушателей планируются как обязательная составляющая учебного процесса в дни экзаменационных сессий); стремление к личным встречам нельзя не приветствовать, однако, оно не является обязательным компонентом учебного процесса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дистанционное обучение на базе мрио состояние и перспективы развития

    Документ
    ... с основами дистанционногообучения, системой дистанционногообучения, организационными формами обучения с применением дистанционных образовательных технологий, формами сочетания дистанционного и очного ...
  2. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров на базе аис «сетевой город образование»

    Документ
    ... профильного обучения на основе дистанционногообучения /Дистанционное и виртуальное обучение. Научный журнал. № 5. 2010. С. 34-42. Лупанов В.Н. Дистанционноеобучение ...
  3. Дистанционное обучение как элемент сотрудничества т фостер д кокрелл

    Документ
    Дистанционноеобучение как элемент сотрудничества ... в УИ успешно работает программа дистанционногообучения для работающих студентов, которые не ... семинара в 2005 году. Опубликовано: Дистанционноеобучение как элемент сотрудничества между Государственным ...
  4. Дистанционное обучение позволяет

    Документ
    Дистанционноеобучение-составная часть ... задач модернизации школьного образования. Дистанционноеобучение позволяет: Выбирать удобное время, ... /  Сеть творческих учителей - /  “Эйдос”. Дистанционный образовательный центр, Москва - /  Познай себя ...
  5. Дистанционное обучение учащихся гоу сош № 17 находящихся на домашнем обучении учитель –

    Решение
    Дистанционноеобучение учащихся ГОУ СОШ № 17, находящихся на домашнем обучении. Учитель – Евдокимова О.И. Учащиеся: № п/п Класс ...

Другие похожие документы..