Главная > Методические рекомендации


Исторические предпосылки

Богатое техническими, технологическими и методическими возможностями дистанционное обучение реализуется разными моделями. Их многообразие зависит от:

·        целевых установок обучаемого (получение сертификата, удостоверяющего повышение квалификации, или любознательное удовлетворение информационного голода в избранной предметной области);

структуры образовательного процесса (концентрация в едином вузе или распределение управляющих функций между несколькими учебными центрами);

технической ресурсной обеспеченности (коммуникационных средств электронной почты или широкое использование многообразных ресурсов Интернета);

контингента обучаемых (отбор слушателей по возрастным, предметным, квалификационным признакам или неограничиваемое формирование групп обучаемых).

Аргументация в пользу описываемой ниже модели дистанционного обучения и повышения квалификации педагогов, встроенного в текущий образовательный процесс, сформирована не столько историческими предпосылками и практическим опытом работы конкретного учебного учреждения, сколько стремлением получить максимальную эффективность средств дистанционного обучения в повышении квалификации обучаемых педагогов. Вместе с тем, на наш взгляд,  представляется заслуживающим внимания тот факт, что отмеченная выше аргументация сложилась в ходе многолетних педагогических экспериментов, исторически начальной целью которых была не повышение квалификации и переподготовка школьных учителей, а, скорее, итог этой работы – поиск новых, современных эффективных инструментов и методики обучения школьников.

Началом серии педагогических экспериментов по совместному дистанционному обучению учителей и детей можно считать Всероссийскую сетевую обучающую Олимпиаду младших школьников (несколько месяцев в 1996-1997 учебном году), в которой участвовали команды школьников из разных регионов страны. Команды были сформированы учителями школ на местах, они же организовывали внутри своих команд проведение конкурсов, проводили предварительный анализ решенных задач, обеспечивали коммуникации с методическим центром Олимпиады по электронной почте.

Успех Олимпиады послужил стимулом к поиску новых форм дистанционного обучения, ориентируемых на повышение квалификации педагогов. В многочисленных отзывах учителей, которые провели свои команды через все конкурсы этого многоэтапного соревнования, отмечались не только увлеченная заинтересованность учеников, но и, главным образом, удовлетворение (включая, восторги) педагогов, значительно расширивших благодаря участию в Олимпиаде множество используемых в учебном процессе задач и новых методических приемов.

Реакцией на пожелания учителей стали годовые функциональные курсы, проведенные в 1997-1998 учебном году. Совмещение курсов с учебным годом (с учетом его деления на четверти) значительно повысило заинтересованность учителей в этой форме повышения квалификации. Вместе с тем, в многочисленных письмах с мест звучали просьбы сделать следующий шаг на пути от дистанционного обучения как формы дополнительного образования к образованию базовому: дать поурочные методические комментарии к занятиям, которые методический центр курсов рекомендовал учителям проводить в своих школах.

Другой вектор пожеланий учителей – включение предметных циклов в тематику курсов: учреждение, организовавшее описываемый центр дистанционного обучения, имело своим профилем школьную информатику; жизнь настоятельно требовала расширения тематики - перехода от информатики к прикладным задачам межпредметных связей к средствам дистанционного обучения предметных (неинформатических) дисциплин.

Так родилась и была реализована в 1998-1999 учебном году идея Сетевого университета, в котором наряду с информатическими дисциплинами (программирование, введение в Интернет, ...) появились предметные дисциплины (английский язык). Готовится включение в учебный план университета таких принципиальных школьных курсов, как математика и биология. Педагоги, которые стали слушателями Сетевого университета, обучаются по программе, которая по содержанию и объему соответствует нормативным требованиям системы повышения квалификации и переподготовки учителей и получают удостоверения, предоставляющие им право на повышение квалификационного разряда при переаттестации.

Эта форма дистанционного обучения, повышения квалификации и переподготовки учителей является типовым, характерным выражением модели дистанционного обучения, встроенного в текущий учебный процесс. Здесь концентрируется внимание на такой форме дистанционного обучения в силу того, что сегодня она представляется наиболее отвечающей потребностям школьных учителей и методистов народного образования.

Возврат в начало

Педагогические основы дистанционного повышения квалификации

В числе педагогических основ дистанционного обучения и, в частности, дистанционного повышения квалификации педагогов, выделяются следующие положения:

1.В центре дистанционного обучения лежит самостоятельная познавательная деятельность слушателя.

2.Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального, информационного общества.

3.Отсюда, с одной стороны необходима более гибкая система повышения квалификации, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно слушателю. А, с другой – важно, чтобы обучаемый не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования.

4.Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, слушатель-педагог с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения слушатели должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Гипертекстовые мультимедийные возможности дистанционного курса позволяют слушателям искать нужную информацию и осуществлять пооперационный контроль.

5.Дистанционное повышение квалификации, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном повышении квалификации.

6.Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна строиться как на основе оперативной обратной связи  так и отсроченного контроля.

Таким образом, модель дистанционного повышения квалификации гибко сочетает:

       самостоятельную познавательную деятельность слушателей с различными источниками информации, учебными материалами курса, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-коорди-наторами;

       групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса, используя все многообразие методов в работе над соответствующими модулями курса;

       предусматривать совместные проекты участников курса с иногородними и зарубежными партнерами, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмен мнениями, информацией с участниками курсов;

       контроль должен быть оперативным и предусматриваться при разработке соответствующих учебных материалов и итоговый со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, презентаций, творческих работ.

При организации дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций огромную роль играют непосредственные участники этого процесса – как обучаемые, так и преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп. Все они используют возможности Интернета для решения конкретных педагогических и воспитательных задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть Интернетом на уровне пользователя, то от преподавателей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы курсантов в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач:

       назначение, особенности устройства и функционирования  сети;

       условия хранения и передачи информации внутри сети;

       основные сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними;

       особенности организации и проведения телекоммуникационных проектов;

       особенности организации и проведения тематических телеконференций;

       методические основы организации работы преподавателя и обучаемых в сети;

       правила поведения пользователей в сети, телекоммуникационный этикет;

       работа с электронной почтой, сетевыми информационными службами;

       поиск, отбор и обработка информацию, полученную по сети;

       подготовка информации к передаче по сети с использованием вспомогательных программных средств; 

       организация, разработка и проведение сетевого проекта. 

 Система дистанционного повышения квалификации педагогов требует привлечения специалистов различных профессий: менеджеров и организаторов курсов, педагогических координаторов и кураторов, преподавателей, методистов высокой квалификации для разработки учебных материалов, технических специалистов и системных операторов, занимающихся технической поддержкой процесса дистанционного обучения. 

Каждый из участников дистанционного обучения может взаимодействовать с остальными специалистами и друг с другом. Взаимодействие между участниками процесса дистанционного обучения является ключевым моментом любой образовательной программы. Курсанты работают большую часть времени самостоятельно. Если у них возникает желание задать вопрос преподавателю или однокурснику, то им необходимо сделать определенные усилия (составить текст вопроса, послать его по электронной почте и ждать ответа). С одной стороны, это заставляет слушателя более вдумчиво относиться к материалу,  с другой, это может привести к небрежности в работе, если слушатель по какой-либо причине не захочет задавать вопросов, оставит проблему нерешенной, тем самым, допустит определенный пробел в своих знаниях. Поэтому программы дистанционного обучения должны максимально стимулировать интерактивное взаимодействие между обучаемыми и преподавателями, между самими слушателями, а также между слушателями и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации. Помочь в этом сможет организация групповой коллективной работы слушателей,   проектная работа и т.д.

 При дистанционном обучении участники этого процесса не видят друг друга, если разумеется, не используется видеоконференция, общение происходит, как правило, в вербальной форме. Поэтому процесс обучения можно персонифицировать, познакомив участников друг с другом, чтобы общение было живым, личностным.

Методы дистанционного обучения  FORMTEXT могут и должны тиражироваться в системе повышения квалификации и переподготовки учителей школ как инструментарий повышения эффективности этой системы: дистанционное обучение, встроенное в учебный процесс, призвано сделать технологию работы с учителями более оперативной, интенсивной, контролируемой и объективной.

Главным инструментом, который постоянно и регулярно используется при дистанционном обучении – это персональный компьютер. Знакомство с ним всегда приводит к освоению новых информационных технологий (базы данных, электронные таблицы, текстовые, графические и музыкальные редакторы, телекоммуникации) и, тем самым, к повышению столь необходимого сегодня уровня информационной культуры. Это важное обстоятельство имеет также  ряд побочных эффектов, которые скажутся на совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе, обеспечат доступ работников образования к педагогическим информационным фондам, помогут в организации и выполнении административно-хозяйственных функций учебного заведения (инструментарий дистанционного обучения приведен в Приложении 2).

Возврат в начало

Организационная схема дистанционного учебного заведения   

Дистанционное учебное заведение повышения квалификации и переподготовки работников образования (университет), имеющее лицензию на право образовательной деятельности и, в частности,  повышение квалификации педагогов, может иметь статут самостоятельного учреждения или представлять собою структурное подразделение более крупной организации. В любом случае общая организационная структура дистанционного учебного заведения может быть представлена нижеприведенной схемой:

Руководитель университета

Куратор курса 1   Куратор курса 2 административно-финансовая группа

преподаватель      преподаватель        методическая комиссия

команда 1    …            команда n

учитель       группа школьников

Здесь отражено разделение учебно-методической деятельности на несколько относительно независимых курсов (отделений), возглавляемых кураторами (используемая здесь терминология модели дистанционного обучения, встроенного в учебный процесс, вынесена в Приложение 1) . Куратор – научный, методический и административный руководитель курса. Он непосредственно участвует в деятельности курса, однако, его основная ответственность сосредоточена на формировании коллектива преподавателей и организации их совместной работы. В частности, одним из форм такой работы коллектива преподавателей являются временные тематические коллективы преподавателей – методические комиссии. В методических комиссиях генерируются основные положения учебной деятельности учреждения, которые становятся нормативными документами после утверждения администрацией университета.

Возможны сокращенные варианты обсуждаемой схемы. Например, при небольшом объеме деятельности, куратор может брать на себя нагрузку преподавателей, используя в методических комиссия приглашаемых специалистов.

Административно-хозяйственная группа, подчиненная непосредственно руководителю дистанционного учебного заведения,  организует свою работу в зависимости от установленной для учебного заведения формы собственности. Практика последних лет показывает, что дистанционное обучение учителей и школьников может, вообще говоря, осуществляться на принципах самоокупаемости. Растущая потребность в дистанционном обучении, по-видимому,  заставит относиться к этой форме дистанционных учебных заведений как  к весьма серьезному ресурсу системы образования. Вместе с тем, важность и социальная значимость проблемы столь велика, что определение стратегии в дистанционном обучении и повышении педагогической квалификации так же, как планирование основных ресурсов дистанционного обучения,  должно принадлежать государству, Министерству образования страны. 

 Нижняя часть схемы показывает контингент обучаемых, организованных в виде коллективных (команды) или индивидуальных слушателей.

Компьютер и информационная сеть  представляют собою основные компоненты инфраструктуры дистанционного обучения как формы образования. Поэтому естественно, что информационные технологии служат в таком учебном центре не только и не столько объектом изучения, сколько инструментом организации учебного процесса и административно-хозяйственной деятельности. Значительная часть нормативной и текущей документации (во всяком случае, вся внутренняя документация учебного заведения, связанная с дистанционным обучающим процессом) существует и хранится в электронном виде. В такой информационной системе удобно пользоваться инструментарием баз данных и электронных таблиц, регистрирующих библиотечные (электронные) фонды, текущее состояние всех видов учебных занятий, форм контроля, коммуникаций и переписки, финансовых средств учреждения. 

Возврат в начало

Сетевой дистанционный университет как типовая структура методического центра
дистанционного обучения.

 

1. Структура курса

На каждом курсе слушателям предлагается завершенный тематический цикл по одному из школьных предметов. Наряду с целевыми установками единство цикла обеспечивается тем, что материалы курса являются авторским продуктом одного разработчика или единого коллектива разработчиков.  В материале по тематическому циклу выделяются следующие компоненты:

1.1) книга для школьника; это учебник, который рекомендован учителю-слушателю в качестве книги для чтения учеников его команды; учебник излагает содержание курса и ориентирован на фиксированный возрастной и квалификационный уровень учащихся; учебник структурирован на главы и параграфы; в нем выражено примерное соответствие структуры процесса – “глава-тема”, “параграф-занятие”; соблюдены принятые Министерством образования для соответствующего возрастного контингента объемные ограничения на размер параграфа-занятия; каждый параграф сопровождается серией контрольных вопросов и упражнений, которые призваны помочь читателю-ученику в качестве самоконтроля; (о форме такого учебника см. следующий раздел  - ";2. Особенности программного и методического обеспечения";);

1.2) книга для учителя; это - методическое пособие для учителя, который является слушателем выбранного курса дистанционного обучения и одновременно руководителем команды; в пособии описывается методика преподавания предметной дисциплины, а также предлагаются разделы содержания курса, которые обеспечивают более широкое видение предмета, чем учебник для школьников;

1.3) методические рекомендации к проводимым занятиям; они содержат примерное распределение учебного материала по занятиям темы, выделяют и описывают ключевые элементы занятий;

1.4) конкурсные задания и контрольные работы; как правило, эти материалы составляются описанием заданий и методическими рекомендациями учителю-слушателю по методам и приемам подготовки и проведения конкурсов, способам оформления результатов и представления выполненной работы;

1.5) программные средства, необходимые для проведения занятий по курсу: изучаемые и исследуемые программы, иллюстративный материал, представляемый с экрана компьютера, упражнения и контрольные задания, выполняемые на компьютере; 

1.6) плановая, организационная и экономическая документация курса (регистрационные и аттестационные документы, годовые, тематические и поурочные планы, рекламные материалы, финансовые документы и проч.).

1.7) личная переписка куратора курса и руководителей учебного заведения с учителями-слушателями.

По всем компонентам пересылки информации из центра на периферию существуют потоки обратной связи – с периферии (от учителей-слушателей) в центр. По разным компонентам эти потоки имеют различную интенсивность: объем передаваемых на периферию книг и программных материалов существенно превосходит соответствующую обратную связь; обратная связь на материалы конкурсных заданий и контрольных работ, наоборот намного объемнее, чем прямая.

Наряду с этой прямыми и обратными коммуникациями, образующими “вертикальные связи”, при дистанционном обучении группы обучаемых значительную роль играют “горизонтальные связи” – отношения между слушателями. Часть горизонтальных связей может, конечно, составляться личной перепиской участников, однако, определяющее место в горизонтальных связях занимают предусмотренные методикой групповые отношения к решаемой задаче: сюда относятся перекрестные проверки (организационно-методическая переписка) и коллективные решения задач на единой (реальной или модельной) информационной сети.

Типовые горизонтальные связи слушателей регламентируются курсовыми и тематическими телеконференциями, что не исключает выходов (и рекомендуется) в отраслевые, государственные и международные конференции.

Кроме описанной выше переписки учителей-слушателей, для учебного процесса значимы и горизонтальные связи детей, участвующих в этом процессе. Прямые контакты детей порождаются впечатлениями от изучаемого материала и созданных в ходе его продуктов. Такие контакты организуются и в необходимой мере курируются учителями-руководителями команд. Опосредованные контакты вызваны участием детей в детских тематических конференциях, конкурсах, выставках и других видах соревнований, организуемых учебным заведением дистанционного обучения вне рамок учебной работы. Эти контакты в большей мере курируются и направляются из центра.

Периодичность информационных потоков в дистанционном учебном заведении может заметно различаться для разных компонентов. Так, книга для учителя, книга для ученика и программные средства направляются из центра на периферию один раз в год (или один раз в семестр); методические рекомендации к проводимым занятиям - перед началом изучения темы (примерно один раз в полтора-два месяца); та же периодичность у конкурсных заданий и контрольных работ, отправляемых из центра на периферию с некоторым сдвигом по времени относительно методических рекомендаций; плановая, организационная и экономическая документация, а также личная переписка преподавателей и куратора идут в оперативном режиме - по мере необходимости.

Возврат в начало

2. Особенности программного и методического обеспечения

Являясь центром генерации потока методических материалов,  дистанционный университет оснащается современными программными средствами, позволяющими создавать, редактировать, оформлять и распространять учебники и пособия.  Изменяющийся контингент слушателей и варьирующаяся тематика курсов требует высокой динамичности редакционных процессов. Этим требованиям можно удовлетворить в том случае, если подавляющее большинство методических материалов циркулирует в учебном заведении и в его информационной сети на электронных носителях.

В связи с этим актуальными становятся учебники нового поколения, которые изучаются с экрана компьютера. Предшественниками таких учебников можно считать различные гипертекстовые системы, с успехом использовавшиеся  как в вузах, так и в средней школе (гипертекстовые учебные модели предприятия ";Информир";, разработанные для курса ";Информационная культура";, учебник по интегрированной системе ";Конструктор Сказок"; в ";Роботландии"; и др.). Другими путями к тем же задачам подошли проектировщики многочисленных компакт-дисков с учебными медиа-программами - репетиторами по различным школьным предметам  (";Кирилл и Мефодий";, ";1С"; и др.).

Программные системы последних лет, созданные под заметным влиянием интенсивно развивающихся глобальных сетей, позволили ставить перед школьным учебником новые дидактические задачи. Так, средствами редактора HTML  можно конструировать страницы электронного учебника подобно тому, как конструируются сайты в Интернете. В таком учебнике непосредственно в текст монтируются цветные изображения,  мультипликации, звуковые эффекты и речь. Самый замечательный эффект такого электронного учебника – оперативный диалог читателя-пользователя с встретившимся на странице гипертекстом или встроенной программой. В каждом параграфе учебника появляются разделы рубрики ";Испытатели";, ";Контрольные вопросы";, ";Зачетные классы";, ";Оценка"; и др.

Такой электронный учебник стирает ставшую стереотипом грань между программным средством как дидактическим инструментом и его методическим обеспечением – книгой в твердой копии.

В Роботландском сетевом университете используются в учебном процессе курса ";Введение в Интернет"; книги А.А.Дуванова ";HTML-программирование"; и ";Java-Script-программирование";, пользующиеся большой популярностью у занимающихся на курсе учителей. Тот факт, что первые электронные дистанционные медиа-учебники появились на курсах информатической тематики, объясняется скорее конъюнктурными, чем дидактическим  причинами. Очевидно, что владеющий современными информационными технологиями учитель биологии сможет самостоятельно подготовить биологический сайт-учебник,  а учитель-химик сделает (или использует) средствами редактора сайтов эффективную модель химической лабораторной работы.

Во всяком случае, именно дистанционное обучение с его новыми высокими требованиями к школьному дидактическому инструментарию заставит систему переподготовки учителей, педвузы и школы обсудить принципиально новые подходы к такому консервативному понятию как школьный учебник.  



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дистанционное обучение на базе мрио состояние и перспективы развития

    Документ
    ... с основами дистанционногообучения, системой дистанционногообучения, организационными формами обучения с применением дистанционных образовательных технологий, формами сочетания дистанционного и очного ...
  2. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров на базе аис «сетевой город образование»

    Документ
    ... профильного обучения на основе дистанционногообучения /Дистанционное и виртуальное обучение. Научный журнал. № 5. 2010. С. 34-42. Лупанов В.Н. Дистанционноеобучение ...
  3. Дистанционное обучение как элемент сотрудничества т фостер д кокрелл

    Документ
    Дистанционноеобучение как элемент сотрудничества ... в УИ успешно работает программа дистанционногообучения для работающих студентов, которые не ... семинара в 2005 году. Опубликовано: Дистанционноеобучение как элемент сотрудничества между Государственным ...
  4. Дистанционное обучение позволяет

    Документ
    Дистанционноеобучение-составная часть ... задач модернизации школьного образования. Дистанционноеобучение позволяет: Выбирать удобное время, ... /  Сеть творческих учителей - /  “Эйдос”. Дистанционный образовательный центр, Москва - /  Познай себя ...
  5. Дистанционное обучение учащихся гоу сош № 17 находящихся на домашнем обучении учитель –

    Решение
    Дистанционноеобучение учащихся ГОУ СОШ № 17, находящихся на домашнем обучении. Учитель – Евдокимова О.И. Учащиеся: № п/п Класс ...

Другие похожие документы..