Главная > Методические рекомендации


3. Ресурсы Интернет в образовательном процессе

Программа раздела
(10 часов)

Цель обучения

Ознакомление с образовательными возможностями Интернет-технологий, информационными ресурсами Сети образовательного назначения, их типологией, особенностями применения в ходе базового и дополнительного образования; изучение педагогических основ организации дистанционного образования.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

Практические навыки работы с ОС Windows;
знакомство с основными понятиями и сервисами Интернет;
начальные навыки работы с броузерами (Microsoft Internet Explorer, Netscape Communicator);
начальные навыки поиска информации в Интернет.

Структура раздела

Образовательные возможности интернет-технологий

лекция

2 часа

Использование интернет-ресурсов в цикле гуманитарных предметов

практ.зан.

2 часа

Интернет-ресурсы в естественно-математическом образовании и курсе информатики

практ.зан.

2 часа

Интернет-технологии и дополнительное образование

лекция

2 часа

Основы дистанционного образования

лекция

2 часа

Содержание занятий

Лекция 1. Образовательные возможности Интернет-технологий.

1.

Образовательные возможности Интернет-технологий.

 

Итнернет-технологии как часть общей информационной культуры учителя и учащихся. Информационные ресурсы Интернет, их типология с позиций организации педагогического процесса.

2.

Специфика и проблемы использования ресурсов Интернет.

 

Специфика и проблемы использования информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самообразования.

3.

Обучающие программы и компьютерные технологии обучения.

 

Роль и место обучающих программ и компьютерных технологий обучения в образовательном процессе. Ресурсы дистанционной поддержки образовательного процесса.

4.

Коммуникационные технологии в образовании.

 

Перспективы использования коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Практическое занятие 1. Использование Интернет-ресурсов в цикле гуманитарных предметов.

1.

Интернет-ресурсы гуманитарной направленности.

 

Практическое ознакомление с интернет-ресурсами гуманитарной направленности.

2.

Поиск необходимых ресурсов и конструирование алгоритмов их использования.

 

Поиск необходимых ресурсов и конструирование алгоритмов их использования в организации обучения в соответствии с конкретной темой учебного предмета.

Практическое занятие 2. Интернет-ресурсы в естественно-математическом образовании и курсе информатики.

1.

Ознакомление с интернет-ресурсами естественно-математического содержания.

 

Практическое ознакомление с интернет-ресурсами естественно-математического содержания. Интернет-ресурсы в обучении информатике.

2.

Поиск необходимых ресурсов и конструирование алгоритмов их использования.

 

Поиск необходимых ресурсов и конструирование алгоритмов их использования в организации обучения в соответствии с конкретной темой учебного предмета.

Лекция 2. Интернет-технологии и дополнительное образование.

1.

Интернет-технологии и дополнительное образование.

 

Использование интернет-технологий в организации дополнительного образования детей: углублённое изучение предметов, факультативы, предметные кружки. Интернет-технологии в воспитательной деятельности школы. Организация развивающей досуговой деятельности с применением интернет-технологий. Виртуальные объединения и клубы по интересам.

2.

Интернет-технологии как средство непрерывного профессионального образования.

 

Интернет-технологии как средство непрерывного профессионального образования педагогов. Сетевые формы организации профессионального общения и повышения квалификации учителей.

Лекция 3. Основы дистанционного образования.

1.

Основные понятия дистанционного образования.

 

Основные понятия, связанные с дистанционным образованием. Представление о принципах организации дистанционного обучения, его моделях, видах самостоятельной деятельности учащихся, способах взаимодействия в сетях с учителем-координатором и между собой, способах контроля.

2.

Структура дистанционного учебного курса.

 

Основные требования к структуре курса дистанционного обучения, организации учебного материала, методического аппарата. Обзор различных типов дистанционных курсов.

3.

Формы взаимодействия педагогов и учащихся в сети.

 

Принципы и особенности организации телеконференций, форумов, чатов и других форм сетевого общения в целях активизации процесса дистанционного образования.

4.

Возможности и перспективы дистанционного образования.

 

Роль и место дистанционного образования в общем, профессиональном и дополнительном образовании, перспективы его развития.

Знания и умения слушателей

Наличие системных представлений об образовательных возможностях интернет-технологий;
владение основными понятиями и парадигмами, необходимыми для осуществления практической деятельности в соответствии с содержанием раздела;
знание типологии интернет-ресурсов образовательного назначения;
умение адекватно выбрать интернет-ресурсы и построить алгоритм их использования для реализации конкретной образовательной задачи.

Методика и структура формирования учебных курсов для дистанционного обучения в режиме on-line


    Полянских Н.А.,
к.т.н., доцент,
директор УИЦ "; МанускриптЪ";
тел. (095) 530 4013, факс (095) 913 2439,
E-mail: pol@

    Для формирования учебных курсов у нас в центре создана специальная база данных, которая регулярно пополняется информацией из различных источников таких, как банки, биржи, различные информационные агентства и т.д. Данные принимаются по нескольким каналам связи, а именно по глобальной сети Internet в on-line и offline режимах, через спутник и используя модем по телефонным линиям. Затем информация накопленная в базе анализируется и часть информации используется для наполнения курсов.
    Учебно-методические пособия, разработанные профессорско-преподавательским составом, адаптируются к машинной реализации и особенностям дистанционного обучения.
    Разработана следующая организация системы дистанционного обучения в режиме on-line:

  • для получения диплома по выбранной специальности, включающей определенное число курсов, составляется программа обучения;

  • пользователю передаются учебные курсы, разбитые на мини-модули \темы\.

    Каждый такой курс делится с почасовой разбивкой на модули \мини-модули-темы\, которые включают в себя:

  • содержательную часть в виде компьютерных лекций;

  • закрепляющую часть в виде практических занятий;

  • контролирующую часть в виде тестов и экзаменов.

    Наполняемость компьютерной лекции рассчитана на два академических часа и длится два полных часа, с учетом перерывов.
    Контрольные мероприятия длятся от одного до двух академических часов.
    Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов - модулей - формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям обучаемого.
    Представленный подход предполагает возможность как индивидуальной ориентации на каждого обучаемого, так и групповой \поточной\.
    Проводятся контрольные мероприятия:

  • самотестирование \после каждого мини-модуля обучающийся должен пройти тест, включающий в себя контрольные вопросы по предложенной теме\;

  • тестирование \после прохождения необходимого количества мини-модулей \тем\, которое позволит перейти к следующему блоку мини-модулей \тем\ данной учебной дисциплины\;

  • контрольное тестирование - ответы на вопросы, заданные в ";живой"; связи между обучающимся и преподавателем; количество контрольных тестов зависит от продолжительности курса;

    Проводятся консультации и экзамены, включая и выездные.
    В предлагаемой методике лекция и практическое занятие - это некая информация по предмету, организованная в виде гипертекста, видео- и аудиоинформации. Под гипертекстом понимается совокупность текстовой и графической информации, которая имеет ссылки на другую такую же информацию.
    Тесты в этой методике классифицируются следующим образом: тесты самоконтроля, контрольные тесты, итоговые тесты.
    Тесты самоконтроля - это тесты, результаты которых не известны в Учебном Центре (УЦ), и которые ни на что не влияют. Их задача состоит в информировании обучаемого о том, насколько хорошо он усвоил материал.
    Результаты контрольных тестов записываются в отдельный файл, который затем доставляется по системам коммуникаций в УЦ. Эта информация оказывает влияние на вынесение решения о выдаче сертификата.
    Кроме того, существуют еще и итоговые тесты, которые проводятся после прохождения всего курса. Они транслируются в on-line режиме непосредственно из УЦ и требуют немедленного их прохождения в отличие от других видов тестов, которые можно проходить в любое удобное для обучаемого время.
    Разработаны специальные требования подготовки учебно-методических материалов.
    Для визуализации лекций, практических занятий и тестов используется ряд специально разработанных программ.
    Программа дистанционного обучения ";МанускриптЪ Магистр"; (";МанускриптЪ Магистр";), свидетельство № 970468. Эта программа поставляется обучаемому. Она контролирует процесс обучения, отвечает за прием новой информации, а также подготавливает файлы отчета о ходе обучения.
    Программа дистанционного обучения ";МанускриптЪ Ментор"; (";МанускриптЪ Ментор";), свидетельство № 970471. Программа, осуществляет тестирование знаний обучаемого, работает в режимах самотестирования, тестирования и контрольного тестирования.
    Программа дистанционного обучения ";МанускриптЪ Мастер"; (";МанускриптЪ Мастер";), свидетельство № 970469. Программа обеспечивает создание файлов тестов для программы ";МанускриптЪ Ментор"; и входных файлов лекций для программы ";МанускриптЪ Магистр";.
    Программа дистанционного обучения ";МанускриптЪ Модератор"; (";МанускриптЪ Модератор";), свидетельство № 970470. Программа устанавливается в УЦ. Она представляет собой базу данных по всем обучаемым, которая хранит всю необходимую информацию о них. Схема взаимодействия программного комплекса представлена на рис.1.
    Подача блоков информации обучаемому организована следующим образом: после идентификации пользователя системой, ему сообщается какой материал ему рекомендуется пройти. Кроме рекомендуемого материала, пользователь может пройти любую из предыдущих лекций или любой из тестов самоконтроля. Обучаемый получает доступ к следующему материалу в блоке информации только после изучения и прохождения предыдущего материала.


Рис. 1. Схема взаимодействия программного комплекса

    В настоящее время пользовательская система организована таким образом, что на каждом рабочем месте может проходить обучение любое количество желающих, т. е. система является многопользовательской.
    Информация о прохождении курса передается в УЦ, где она анализируется.
    На основе этой информации и результатов экзаменов, проводимых группой экспертов (тьюторов), выезжающих на место, принимается решение о выдачи сертификата.
    Система, установленная в УЦ, представляет собой некую базу данных (БД), ведущую учет всех пользователей, проходящих (или проходивших) курсы, содержащую информацию о всех существующих курсах. Кроме того, она ведет организацию автоматической пересылки данных в нужное время и анализ информации, полученной от обучаемых.
    Все пользователи, получившие сертификаты, заносятся в локальный банк занятости. Локальная база занятости обменивается данными с региональными и международными банками занятости, т.е. пользователь, прошедший курс обучения и получивший сертификат, реально помещается не только в локальные, но и в региональные и международные банки занятости.


Рис. 2. Организация дистанционного обучения посредством Internet и телефонной линии

    На рис. 2 приведена структура дистанционного обучения посредством Internet по предлагаемой методике.
    Примечание: стрелки на рисунке, направленные вниз, показывают передачу учебного материала, а стрелки, направленные вверх, показывают передачу результатов прохождения курсов.
    На рис. 3 показана предполагаемая организация системы дистанционного образования на базе IBSystem, разработанная в Информационном Агентстве ";ИА ИнфоТех-. Сервис";, по методике обучения в режиме online, разработанной в Учебно-информационном Центре ";МанускриптЪ";.
    IBSystem представляет собой систему передачи данных в телевизионном сигнале, которая может приниматься посредством специальной платы IB Decoder, установленной на рабочем месте обучаемого. Возможность пользования системой IB System имеется везде, где есть возможность приема 1-го канала ";Останкино";.


Рис. 3. Структура организации дистанционного обучения на базе системы IBSystem

    При передаче учебного материала посредством системы IB System файлы преобразуются в специальный формат.
    Необходимо отметить, что если для систем Internet, E-mail стоимость передачи данных линейно возрастает с увеличением количества пользователей, то для IBSystem количество пользователей значения не имеет. Другими словами, при увеличении числа пользователей системы передача информации в расчете на одного пользователя становится дешевле. Таким образом, уже при определенном количестве пользователей экономическая эффективность передачи данных средствами IBSystem становится выше, чем у остальных систем (рис. 4).
    Разработанная методика формирования и передачи данных с помощью специализированных обучающих программ и новой технологии IBSystem была апробирована при проведении Первого Городского Открытого Конкурса по информатике и вычислительной технике в г. Добрянка, Пермской области, в апреле 1997 года.


Рис. 4. Зависимость стоимости передачи 2Мб информации различными системами от количества пользователей

Модель дистанционного обучения,
встроенного в текущий учебный процесс
(анализ опыта дистанционного обучения школьников и учителей
на основе российских реалий)

Первин Ю.А.

Оглавление

  • Введение

  • Исторические предпосылки

  • Педагогические основы дистанционного повышения квалификации

  • Организационная схема дистанционного учебного заведения

  • Сетевой дистанционный университет как типовая структура методического центра дистанционного обучения
    1. Структура курса.
    2. Особенности программного и методического обеспечения
    3. Специфика обучения и повышения квалификации индивидуальных слушателей
    4. Структура темы
    4.1. Освоение учебного материала.
    4.2. Подготовка к конкурсу, решение тренировочных задач (выполнение тренировочных проектов).
    4.3. Проведение конкурсов
    4.4. Проверка конкурсных работ
    4.5. Анализ результатов конкурса
    4.6. Подготовка и рассылка сборника конкурсных работ
    5. Критерии оценок

  • Заключение: место дистанционного обучения, встроенного в учебный процесс, во множестве моделей обучения Библиография

Приложения:
1. Терминология.
2. Технические способы распространения учебно-методической документации и программных средств.

 

Введение

Дистанционное обучение как форма образования, повышения квалификации и переподготовки педагогов не случайно возникла в последнее десятилетие и сейчас активно развивается. Становление дистанционного обучения – это феномен, родившийся на стыке двух тенденций, характерных для современного информационного общества. С одной стороны, информационное общество постоянно увеличивает требования к образовательному потенциалу молодого поколения – становятся актуальными не только практические навыки работы с персональными компьютерами и освоение новых информационных технологий, но и понимание основных идей и механизмов информатики, лежащих в основе этих технологий и, в целом, информационной картины мира. С другой стороны, современная вычислительная техника и программные системы создают предпосылки для существенного снижения порога доступности мировых информационных фондов через глобальные сети.

В таких условиях традиционные формы образования - очное, вечернее, заочное, экстернат - оказываются недостаточными для удовлетворения растущих потребностей общества в кадрах, овладевающих информационной культурой;

концептуальный запас информатики и эффективность информационных и, в первую очередь, коммуникационных технологий естественно привели к исследованиям и педагогическим экспериментам в области дистанционного обучения, завершившимся широким внедрением разнообразных моделей дистанционного обучения.

В настоящее время дистанционное обучение не только становится в один ряд с традиционными формами образования, но и неуклонно вытесняет такие технологически устаревающие формы образования, как заочное и вечернее обучение, вливает новую живительную струю в экстернат как форму самостоятельного образования, кардинально дополняет основную форму образования - очное обучение.

Дистанционное обучение и, в частности, дистанционное повышение квалификации принято определять как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов-пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования. В частности, такого определения придерживается, например, А.К.Капитанская в проблемной записке Академии повышения квалификации работников образования. Подчеркнутое в таком определении игнорирование расстояния между преподавателем и обучаемым, казалось бы, сближает две формы образования – заочное и дистанционное. Ссылка на фактор дистанции используется в этом определении исключительно для того, чтобы в толковании новой формы учебной деятельности можно было использовать хорошо известный и сложившийся стереотип заочного обучения. Такое упрощенное, ограниченное, а потому неверное определение сразу же приводит к терминологической путанице: ";Дистанционное повышение квалификации – это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Такая форма обучения известна как заочная. Однако следует признать, что все формы заочного обучения (особенно повышения квалификации) нельзя признать удовлетворительными."; Не споря против неадекватности заочных форм обучения динамическим потребностям современного информационного общества, следует с самого начала отметить принципиальное различие заочного и дистанционного обучения. В обеих формах существует передача учебно-методической информации из центра на периферию и регламентируемый по времени обратный поток выполненных учебных заданий. Но количественные характеристики этих двух процессов – объем передаваемой информации и скорость передачи – различаются на несколько порядков, и уже этого было бы достаточно, чтобы говорить о переходе “из количества в качество” при сравнении заочного и дистанционного обучения, поскольку контакты центра и периферии становятся, действительно, оперативными и могут быть доведены до уровня прямого диалогового общения.

Не менее важно, однако, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций как следствие порождают принципиально новые методические возможности, реализованные в дистанционном образовании. К ним можно отнести:

гибкость структуры учебного процесса, позволяющая учесть потребности и общение в рамках курсовых и тематических конференций как “по вертикали” (центр-периферия), так и “по горизонтали” (между удаленными слушателями, как в режиме электронной почты, так и в режиме конференций);

повышение эффективности (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения, благодаря легко реализуемым в сетях перекрестным проверкам;

принципиальное расширение доступных информационных фондов и методов доступа к ним;

интересы обучаемых и темпы их продвижения по изучаемому материалу;

возможность практического использования в текущей учебной деятельности педагогов материалов,  получаемых по сети или генерируемых в ходе дистанционного повышения квалификации.

Возврат в начало



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дистанционное обучение на базе мрио состояние и перспективы развития

    Документ
    ... с основами дистанционногообучения, системой дистанционногообучения, организационными формами обучения с применением дистанционных образовательных технологий, формами сочетания дистанционного и очного ...
  2. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров на базе аис «сетевой город образование»

    Документ
    ... профильного обучения на основе дистанционногообучения /Дистанционное и виртуальное обучение. Научный журнал. № 5. 2010. С. 34-42. Лупанов В.Н. Дистанционноеобучение ...
  3. Дистанционное обучение как элемент сотрудничества т фостер д кокрелл

    Документ
    Дистанционноеобучение как элемент сотрудничества ... в УИ успешно работает программа дистанционногообучения для работающих студентов, которые не ... семинара в 2005 году. Опубликовано: Дистанционноеобучение как элемент сотрудничества между Государственным ...
  4. Дистанционное обучение позволяет

    Документ
    Дистанционноеобучение-составная часть ... задач модернизации школьного образования. Дистанционноеобучение позволяет: Выбирать удобное время, ... /  Сеть творческих учителей - /  “Эйдос”. Дистанционный образовательный центр, Москва - /  Познай себя ...
  5. Дистанционное обучение учащихся гоу сош № 17 находящихся на домашнем обучении учитель –

    Решение
    Дистанционноеобучение учащихся ГОУ СОШ № 17, находящихся на домашнем обучении. Учитель – Евдокимова О.И. Учащиеся: № п/п Класс ...

Другие похожие документы..