Главная > Методические рекомендации


3. Ресурсы Интернет в образовательном процессе

Программа раздела
(10 часов)

Цель обучения

Ознакомление с образовательными возможностями Интернет-технологий, информационными ресурсами Сети образовательного назначения, их типологией, особенностями применения в ходе базового и дополнительного образования; изучение педагогических основ организации дистанционного образования.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

Практические навыки работы с ОС Windows;
знакомство с основными понятиями и сервисами Интернет;
начальные навыки работы с броузерами (Microsoft Internet Explorer, Netscape Communicator);
начальные навыки поиска информации в Интернет.

Структура раздела

Образовательные возможности интернет-технологий

лекция

2 часа

Использование интернет-ресурсов в цикле гуманитарных предметов

практ.зан.

2 часа

Интернет-ресурсы в естественно-математическом образовании и курсе информатики

практ.зан.

2 часа

Интернет-технологии и дополнительное образование

лекция

2 часа

Основы дистанционного образования

лекция

2 часа

Содержание занятий

Лекция 1. Образовательные возможности Интернет-технологий.

1.

Образовательные возможности Интернет-технологий.

 

Итнернет-технологии как часть общей информационной культуры учителя и учащихся. Информационные ресурсы Интернет, их типология с позиций организации педагогического процесса.

2.

Специфика и проблемы использования ресурсов Интернет.

 

Специфика и проблемы использования информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самообразования.

3.

Обучающие программы и компьютерные технологии обучения.

 

Роль и место обучающих программ и компьютерных технологий обучения в образовательном процессе. Ресурсы дистанционной поддержки образовательного процесса.

4.

Коммуникационные технологии в образовании.

 

Перспективы использования коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Практическое занятие 1. Использование Интернет-ресурсов в цикле гуманитарных предметов.

1.

Интернет-ресурсы гуманитарной направленности.

 

Практическое ознакомление с интернет-ресурсами гуманитарной направленности.

2.

Поиск необходимых ресурсов и конструирование алгоритмов их использования.

 

Поиск необходимых ресурсов и конструирование алгоритмов их использования в организации обучения в соответствии с конкретной темой учебного предмета.

Практическое занятие 2. Интернет-ресурсы в естественно-математическом образовании и курсе информатики.

1.

Ознакомление с интернет-ресурсами естественно-математического содержания.

 

Практическое ознакомление с интернет-ресурсами естественно-математического содержания. Интернет-ресурсы в обучении информатике.

2.

Поиск необходимых ресурсов и конструирование алгоритмов их использования.

 

Поиск необходимых ресурсов и конструирование алгоритмов их использования в организации обучения в соответствии с конкретной темой учебного предмета.

Лекция 2. Интернет-технологии и дополнительное образование.

1.

Интернет-технологии и дополнительное образование.

 

Использование интернет-технологий в организации дополнительного образования детей: углублённое изучение предметов, факультативы, предметные кружки. Интернет-технологии в воспитательной деятельности школы. Организация развивающей досуговой деятельности с применением интернет-технологий. Виртуальные объединения и клубы по интересам.

2.

Интернет-технологии как средство непрерывного профессионального образования.

 

Интернет-технологии как средство непрерывного профессионального образования педагогов. Сетевые формы организации профессионального общения и повышения квалификации учителей.

Лекция 3. Основы дистанционного образования.

1.

Основные понятия дистанционного образования.

 

Основные понятия, связанные с дистанционным образованием. Представление о принципах организации дистанционного обучения, его моделях, видах самостоятельной деятельности учащихся, способах взаимодействия в сетях с учителем-координатором и между собой, способах контроля.

2.

Структура дистанционного учебного курса.

 

Основные требования к структуре курса дистанционного обучения, организации учебного материала, методического аппарата. Обзор различных типов дистанционных курсов.

3.

Формы взаимодействия педагогов и учащихся в сети.

 

Принципы и особенности организации телеконференций, форумов, чатов и других форм сетевого общения в целях активизации процесса дистанционного образования.

4.

Возможности и перспективы дистанционного образования.

 

Роль и место дистанционного образования в общем, профессиональном и дополнительном образовании, перспективы его развития.

Знания и умения слушателей

Наличие системных представлений об образовательных возможностях интернет-технологий;
владение основными понятиями и парадигмами, необходимыми для осуществления практической деятельности в соответствии с содержанием раздела;
знание типологии интернет-ресурсов образовательного назначения;
умение адекватно выбрать интернет-ресурсы и построить алгоритм их использования для реализации конкретной образовательной задачи.

Методика и структура формирования учебных курсов для дистанционного обучения в режиме on-line


    Полянских Н.А.,
к.т.н., доцент,
директор УИЦ " МанускриптЪ"
тел. (095) 530 4013, факс (095) 913 2439,
E-mail: pol@

    Для формирования учебных курсов у нас в центре создана специальная база данных, которая регулярно пополняется информацией из различных источников таких, как банки, биржи, различные информационные агентства и т.д. Данные принимаются по нескольким каналам связи, а именно по глобальной сети Internet в on-line и offline режимах, через спутник и используя модем по телефонным линиям. Затем информация накопленная в базе анализируется и часть информации используется для наполнения курсов.
    Учебно-методические пособия, разработанные профессорско-преподавательским составом, адаптируются к машинной реализации и особенностям дистанционного обучения.
    Разработана следующая организация системы дистанционного обучения в режиме on-line:

  • для получения диплома по выбранной специальности, включающей определенное число курсов, составляется программа обучения;

  • пользователю передаются учебные курсы, разбитые на мини-модули \темы\.

    Каждый такой курс делится с почасовой разбивкой на модули \мини-модули-темы\, которые включают в себя:

  • содержательную часть в виде компьютерных лекций;

  • закрепляющую часть в виде практических занятий;

  • контролирующую часть в виде тестов и экзаменов.

    Наполняемость компьютерной лекции рассчитана на два академических часа и длится два полных часа, с учетом перерывов.
    Контрольные мероприятия длятся от одного до двух академических часов.
    Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов - модулей - формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям обучаемого.
    Представленный подход предполагает возможность как индивидуальной ориентации на каждого обучаемого, так и групповой \поточной\.
    Проводятся контрольные мероприятия:

  • самотестирование \после каждого мини-модуля обучающийся должен пройти тест, включающий в себя контрольные вопросы по предложенной теме\;

  • тестирование \после прохождения необходимого количества мини-модулей \тем\, которое позволит перейти к следующему блоку мини-модулей \тем\ данной учебной дисциплины\;

  • контрольное тестирование - ответы на вопросы, заданные в "живой" связи между обучающимся и преподавателем; количество контрольных тестов зависит от продолжительности курса;

    Проводятся консультации и экзамены, включая и выездные.
    В предлагаемой методике лекция и практическое занятие - это некая информация по предмету, организованная в виде гипертекста, видео- и аудиоинформации. Под гипертекстом понимается совокупность текстовой и графической информации, которая имеет ссылки на другую такую же информацию.
    Тесты в этой методике классифицируются следующим образом: тесты самоконтроля, контрольные тесты, итоговые тесты.
    Тесты самоконтроля - это тесты, результаты которых не известны в Учебном Центре (УЦ), и которые ни на что не влияют. Их задача состоит в информировании обучаемого о том, насколько хорошо он усвоил материал.
    Результаты контрольных тестов записываются в отдельный файл, который затем доставляется по системам коммуникаций в УЦ. Эта информация оказывает влияние на вынесение решения о выдаче сертификата.
    Кроме того, существуют еще и итоговые тесты, которые проводятся после прохождения всего курса. Они транслируются в on-line режиме непосредственно из УЦ и требуют немедленного их прохождения в отличие от других видов тестов, которые можно проходить в любое удобное для обучаемого время.
    Разработаны специальные требования подготовки учебно-методических материалов.
    Для визуализации лекций, практических занятий и тестов используется ряд специально разработанных программ.
    Программа дистанционного обучения "МанускриптЪ Магистр" ("МанускриптЪ Магистр"), свидетельство № 970468. Эта программа поставляется обучаемому. Она контролирует процесс обучения, отвечает за прием новой информации, а также подготавливает файлы отчета о ходе обучения.
    Программа дистанционного обучения "МанускриптЪ Ментор" ("МанускриптЪ Ментор"), свидетельство № 970471. Программа, осуществляет тестирование знаний обучаемого, работает в режимах самотестирования, тестирования и контрольного тестирования.
    Программа дистанционного обучения "МанускриптЪ Мастер" ("МанускриптЪ Мастер"), свидетельство № 970469. Программа обеспечивает создание файлов тестов для программы "МанускриптЪ Ментор" и входных файлов лекций для программы "МанускриптЪ Магистр".
    Программа дистанционного обучения "МанускриптЪ Модератор" ("МанускриптЪ Модератор"), свидетельство № 970470. Программа устанавливается в УЦ. Она представляет собой базу данных по всем обучаемым, которая хранит всю необходимую информацию о них. Схема взаимодействия программного комплекса представлена на рис.1.
    Подача блоков информации обучаемому организована следующим образом: после идентификации пользователя системой, ему сообщается какой материал ему рекомендуется пройти. Кроме рекомендуемого материала, пользователь может пройти любую из предыдущих лекций или любой из тестов самоконтроля. Обучаемый получает доступ к следующему материалу в блоке информации только после изучения и прохождения предыдущего материала.


Рис. 1. Схема взаимодействия программного комплекса

    В настоящее время пользовательская система организована таким образом, что на каждом рабочем месте может проходить обучение любое количество желающих, т. е. система является многопользовательской.
    Информация о прохождении курса передается в УЦ, где она анализируется.
    На основе этой информации и результатов экзаменов, проводимых группой экспертов (тьюторов), выезжающих на место, принимается решение о выдачи сертификата.
    Система, установленная в УЦ, представляет собой некую базу данных (БД), ведущую учет всех пользователей, проходящих (или проходивших) курсы, содержащую информацию о всех существующих курсах. Кроме того, она ведет организацию автоматической пересылки данных в нужное время и анализ информации, полученной от обучаемых.
    Все пользователи, получившие сертификаты, заносятся в локальный банк занятости. Локальная база занятости обменивается данными с региональными и международными банками занятости, т.е. пользователь, прошедший курс обучения и получивший сертификат, реально помещается не только в локальные, но и в региональные и международные банки занятости.


Рис. 2. Организация дистанционного обучения посредством Internet и телефонной линии

    На рис. 2 приведена структура дистанционного обучения посредством Internet по предлагаемой методике.
    Примечание: стрелки на рисунке, направленные вниз, показывают передачу учебного материала, а стрелки, направленные вверх, показывают передачу результатов прохождения курсов.
    На рис. 3 показана предполагаемая организация системы дистанционного образования на базе IBSystem, разработанная в Информационном Агентстве "ИА ИнфоТех-. Сервис", по методике обучения в режиме online, разработанной в Учебно-информационном Центре "МанускриптЪ".
    IBSystem представляет собой систему передачи данных в телевизионном сигнале, которая может приниматься посредством специальной платы IB Decoder, установленной на рабочем месте обучаемого. Возможность пользования системой IB System имеется везде, где есть возможность приема 1-го канала "Останкино".


Рис. 3. Структура организации дистанционного обучения на базе системы IBSystem

    При передаче учебного материала посредством системы IB System файлы преобразуются в специальный формат.
    Необходимо отметить, что если для систем Internet, E-mail стоимость передачи данных линейно возрастает с увеличением количества пользователей, то для IBSystem количество пользователей значения не имеет. Другими словами, при увеличении числа пользователей системы передача информации в расчете на одного пользователя становится дешевле. Таким образом, уже при определенном количестве пользователей экономическая эффективность передачи данных средствами IBSystem становится выше, чем у остальных систем (рис. 4).
    Разработанная методика формирования и передачи данных с помощью специализированных обучающих программ и новой технологии IBSystem была апробирована при проведении Первого Городского Открытого Конкурса по информатике и вычислительной технике в г. Добрянка, Пермской области, в апреле 1997 года.


Рис. 4. Зависимость стоимости передачи 2Мб информации различными системами от количества пользователей

Модель дистанционного обучения,
встроенного в текущий учебный процесс
(анализ опыта дистанционного обучения школьников и учителей
на основе российских реалий)

Первин Ю.А.

Оглавление

  • Введение

  • Исторические предпосылки

  • Педагогические основы дистанционного повышения квалификации

  • Организационная схема дистанционного учебного заведения

  • Сетевой дистанционный университет как типовая структура методического центра дистанционного обучения
    1. Структура курса.
    2. Особенности программного и методического обеспечения
    3. Специфика обучения и повышения квалификации индивидуальных слушателей
    4. Структура темы
    4.1. Освоение учебного материала.
    4.2. Подготовка к конкурсу, решение тренировочных задач (выполнение тренировочных проектов).
    4.3. Проведение конкурсов
    4.4. Проверка конкурсных работ
    4.5. Анализ результатов конкурса
    4.6. Подготовка и рассылка сборника конкурсных работ
    5. Критерии оценок

  • Заключение: место дистанционного обучения, встроенного в учебный процесс, во множестве моделей обучения Библиография

Приложения:
1. Терминология.
2. Технические способы распространения учебно-методической документации и программных средств.

 

Введение

Дистанционное обучение как форма образования, повышения квалификации и переподготовки педагогов не случайно возникла в последнее десятилетие и сейчас активно развивается. Становление дистанционного обучения – это феномен, родившийся на стыке двух тенденций, характерных для современного информационного общества. С одной стороны, информационное общество постоянно увеличивает требования к образовательному потенциалу молодого поколения – становятся актуальными не только практические навыки работы с персональными компьютерами и освоение новых информационных технологий, но и понимание основных идей и механизмов информатики, лежащих в основе этих технологий и, в целом, информационной картины мира. С другой стороны, современная вычислительная техника и программные системы создают предпосылки для существенного снижения порога доступности мировых информационных фондов через глобальные сети.

В таких условиях традиционные формы образования - очное, вечернее, заочное, экстернат - оказываются недостаточными для удовлетворения растущих потребностей общества в кадрах, овладевающих информационной культурой;

концептуальный запас информатики и эффективность информационных и, в первую очередь, коммуникационных технологий естественно привели к исследованиям и педагогическим экспериментам в области дистанционного обучения, завершившимся широким внедрением разнообразных моделей дистанционного обучения.

В настоящее время дистанционное обучение не только становится в один ряд с традиционными формами образования, но и неуклонно вытесняет такие технологически устаревающие формы образования, как заочное и вечернее обучение, вливает новую живительную струю в экстернат как форму самостоятельного образования, кардинально дополняет основную форму образования - очное обучение.

Дистанционное обучение и, в частности, дистанционное повышение квалификации принято определять как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов-пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования. В частности, такого определения придерживается, например, А.К.Капитанская в проблемной записке Академии повышения квалификации работников образования. Подчеркнутое в таком определении игнорирование расстояния между преподавателем и обучаемым, казалось бы, сближает две формы образования – заочное и дистанционное. Ссылка на фактор дистанции используется в этом определении исключительно для того, чтобы в толковании новой формы учебной деятельности можно было использовать хорошо известный и сложившийся стереотип заочного обучения. Такое упрощенное, ограниченное, а потому неверное определение сразу же приводит к терминологической путанице: "Дистанционное повышение квалификации – это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Такая форма обучения известна как заочная. Однако следует признать, что все формы заочного обучения (особенно повышения квалификации) нельзя признать удовлетворительными." Не споря против неадекватности заочных форм обучения динамическим потребностям современного информационного общества, следует с самого начала отметить принципиальное различие заочного и дистанционного обучения. В обеих формах существует передача учебно-методической информации из центра на периферию и регламентируемый по времени обратный поток выполненных учебных заданий. Но количественные характеристики этих двух процессов – объем передаваемой информации и скорость передачи – различаются на несколько порядков, и уже этого было бы достаточно, чтобы говорить о переходе “из количества в качество” при сравнении заочного и дистанционного обучения, поскольку контакты центра и периферии становятся, действительно, оперативными и могут быть доведены до уровня прямого диалогового общения.

Не менее важно, однако, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций как следствие порождают принципиально новые методические возможности, реализованные в дистанционном образовании. К ним можно отнести:

гибкость структуры учебного процесса, позволяющая учесть потребности и общение в рамках курсовых и тематических конференций как “по вертикали” (центр-периферия), так и “по горизонтали” (между удаленными слушателями, как в режиме электронной почты, так и в режиме конференций);

повышение эффективности (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения, благодаря легко реализуемым в сетях перекрестным проверкам;

принципиальное расширение доступных информационных фондов и методов доступа к ним;

интересы обучаемых и темпы их продвижения по изучаемому материалу;

возможность практического использования в текущей учебной деятельности педагогов материалов,  получаемых по сети или генерируемых в ходе дистанционного повышения квалификации.

Возврат в начало



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дистанционное обучение на базе мрио состояние и перспективы развития

    Документ
    ... с основами дистанционного обучения, системой дистанционного обучения, организационными формами обучения с применением дистанционных образовательных технологий, формами сочетания дистанционного и очного ...
  2. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров на базе аис «сетевой город образование»

    Документ
    ... профильного обучения на основе дистанционного обучения /Дистанционное и виртуальное обучение. Научный журнал. № 5. 2010. С. 34-42. Лупанов В.Н. Дистанционное обучение ...
  3. Дистанционное обучение как элемент сотрудничества т фостер д кокрелл

    Документ
    Дистанционное обучение как элемент сотрудничества ... в УИ успешно работает программа дистанционного обучения для работающих студентов, которые не ... семинара в 2005 году. Опубликовано: Дистанционное обучение как элемент сотрудничества между Государственным ...
  4. Дистанционное обучение позволяет

    Документ
    Дистанционное обучение-составная часть ... задач модернизации школьного образования. Дистанционное обучение позволяет: Выбирать удобное время, ... /  Сеть творческих учителей - /  “Эйдос”. Дистанционный образовательный центр, Москва - /  Познай себя ...
  5. Дистанционное обучение учащихся гоу сош № 17 находящихся на домашнем обучении учитель –

    Решение
    Дистанционное обучение учащихся ГОУ СОШ № 17, находящихся на домашнем обучении. Учитель – Евдокимова О.И. Учащиеся: № п/п Класс ...

Другие похожие документы..