Главная > Методические рекомендации


Современные образовательные технологии в Интернете.

Дистанционное образование

Цель:

Знакомство с образовательными возможностями Интернет-технологий. Особенности дистанционного обучения и дистанционного образования.

Задание:

Познакомиться с различными видами Интернет-ресурсов, ориентированных на дистанционное обучение, и особенностями их использования в ходе образо­вательной деятельности. Рассмотреть специфику и оценить эффективность ком­муникационных технологий в рамках дистанционного образования. Практичес­ки опробовать некоторые варианты образовательных Интернет-технологий.

Теоретические аспекты:

Интернет превратился в глобальной информационный ресурс, хранящий миллионы документов в виде гипертекстов и структур гипермедиа. Интернет способствует развитию новых базовых навыков, необходимых человеку ин­формационного общества:

  • умение находить критически осмысливать и продуктивно использовать информацию Интернета помогает уверенно чувствовать себя в современных информационных потоках;

  • умение создавать гипермедиа документы в Интернете расширяет диапазон представлений о формах самовыражения;

  • взаимодействие в Интернет-проектах помогает социализации личнос­ти, развивает способность к планированию и организации совместной дея­тельности.

Современное образование учитывает новые технические и педагогические идеи, изменяющие содержание и формы образовательного процесса.

С помощью телекоммуникаций и электронных изданий можно преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом их достоинства. Информационно-образовательная среда Интернета представляет собой сово­купность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потреб­ностей пользователей.

По прогнозу Института стандартов и технологий США (Institute of Standards and Technology) к 2005 г. объем средств, вложенных в образовательные Интер­нет-услуги, достигнет 46 млрд. долларов.

Дистанционное компьютерное обучение (открытое образование) является одной из форм реализации права человека на образование и получение ин­формации. Это совокупность информационных технологий (гипертекстовые электронные публикации и библиотечные каталоги, гипермедиа справочники и энциклопедии, обучающие и тестирующие программы, системы электрон­ной почты и телеконференции и т.д.), обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие с преподавателями, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освое­нию изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков в процессе обучения.

В качестве основных преимуществ дистанционного обучения на основе современных технологических достижений можно отметить:

  • высокую степенью охвата (дальнодействие);

  • быстрый доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;

  • возможность оперативного ознакомления с современными научными достижениями,

  • обеспечение удобными средствами для обучения или общения; широкие возможности для групповой работы;

  • эффективное консультирование; возможность удаленного тестирования.

Однако исследования, сравнивающие классическую и дистанционную фор­мы обучения, показывают, что последняя может быть более эффективной толь­ко при условии правильного и внимательного использования соответствующе­го учебного материала и методик, образующих систему.

Дистанционное обучение как одна из форм системы образования стало развиваться еще до появления компьютерной сети Интернет, постепенно нара­щивая комплекс используемых технологий. Сначала на вооружение была взята так называемая кейс-технология: четко структурированные учебно-методичес­кие материалы комплектовались в специальный набор («кейс»), который затем отправлялся студенту для самостоятельного изучения. Со временем бумаж­ные проспекты и учебники были дополнены записями на магнитных носителях и CD-ROM, а для проведения занятий и чтения лекций стали применять телеви­зионные технологии. При этом студент все же должен был периодически посе­щать очные консультации преподавателей (тьюторов) или инструкторов в спе­циально созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах. Всемирная паутина послужила основой для развития сетевых технологий рас­пространения знаний, дав в руки студентов и преподавателей электронные учеб­ники и библиотеки, удобные системы тестирования, а также средства общения. Интернет позволил не только объединить все ранее известные инструменты обучения, но и заметно расширить их перечень, оказав существенное влияние на информационную культуру в образовательной среде.

В настоящее время дистанционное образование - комплекс образователь­ных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с по­мощью специализированной информационно-образовательной среды на лю­бом расстоянии от учреждений образования.

Информационно-образовательная среда представляет собой системно орга­низованную совокупность средств передачи данных, информационных ресур­сов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организацион­но-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение осознан­ных и интуитивных потребностей пользователей.

В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информаци­онные системы и т.п. Телекоммуникации также обеспечивают доставку уча­стникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материа­лом, размещенном на сервере, интерактивное взаимодействие преподавате­ля и курсанта в процессе обучения, предоставляют курсантам возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возмож­ность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения.

В отличие от различных форм заочного и дистанционного обучения, дис­танционное образование обеспечивает, с одной стороны, эффективную опе­ративную обратную связь, заложенную в самом учебном материале, а с дру­гой - непосредственную систематическую обратную связь с преподавателем по сети, а также возможность общения в сети с партнерами.

Характерными чертами дистанционного образования являются:

  1. Гибкость: Для поступления формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса (предмета, дисциплины) и получения необходимых зачетов по выбранным курсам (модулям).

  2. Модульность: Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний. Это позволяет из выбора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

  3. Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты составляют примерно 60% затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большее количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

  4. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном развитии. Асинхронное, как правило, взаимодействие курсанта и преподавателя предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время.

  5. Специализированные формы контроля: в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

  6. Использование специализированных технологий: технология дистанционного образования - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать формам его представления.

Таким образом, дистанционное образование имеет целью систематичес­кое обучение (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, пе­реподготовка специалистов), в то время как открытое образование обеспечи­вает повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, по­пуляризация научных знаний.

Большинство действующих центров дистанционного обучения можно ус­ловно разделить на три группы по степени «погружения» в Интернет. К первой группе принадлежат заведения, вся работа которых строится исключительно на Интернет-технологиях. Выбор учебного курса, его оплата, занятия со студента­ми, передача контрольных заданий и их проверка, а также сдача промежуточ­ных и финальных экзаменов осуществляются через сеть. Подобных учебных центров, иногда именуемых «виртуальными университетами», не так много из-за высоких требований к аппаратно-программному оснащению и уровню подготовки персонала, а также необходимости значительных начальных фи­нансовых вложений. Вторую, наиболее многочисленную, группу составляют учебные заведения, сочетающие различные традиционные формы очного и дистанционного обучения с новшествами в духе времени. Например, некото­рые вузы часть своих программных курсов переводят в виртуальную форму, а центры дистанционного обучения, опираясь на Интернет-технологии, в то же время не отказываются от практики проведения очных экзаменационных сес­сий. Вариантов здесь может быть много, но в каждом случае компьютеризиро­вана лишь часть учебного процесса. К третьей группе можно отнести учебные центры, для которых Интернет служит лишь внутренней коммуникационной средой. На своих сайтах они размещают информацию об учебных программах (планах), семинарах, а также библиотечные каталоги.

Предлагаемые в системах виртуального обучения курсы принято делить на два вида: кредитные и некредитные. «Кредитным» считается курс, официально утвержденный в аккредитованном учебном учреждении. Он засчитывается студенту в рамках учебной программы по какой-либо специальности и являет­ся одной из ступенек на пути к получению ученой степени. (Каждый курс в кредитной иерархии имеет свой вес.) К «некредитным» относят курсы, предназначенные для получения дополнительного или постуниверситетского образования (например, с целью повышения квалификации) и не ведущие к получению ученой степени. Учебные заведения, предлагающие некредитные курсы, фактически образуют систему «открытого образования». Они делают акцент на ценности обучающей программы как таковой, не заботясь о престижности выдаваемого диплома или весе кредита. В рамках открытого образования созданы тысячи учебных курсов по самым разным темам, включая освоение языков и совершенствование навыков работы с компьютером. В Интернете можно найти и такие учебные заведения, которые предлагают пройти обучение по полной программе колледжа, но не предоставляют образовательного кредита.

Стоимость виртуального обучения в 3-5 раз ниже стоимости традиционного. Если в какой-то момент вы понимаете, что обучение на данном лучше отложить на неопределенное время, можно воспользоваться программой возврата денег. Разные курсы - разные условия. Одни курсы вообще не предусматривают подобной процедуры, другие возвращают большую часть суммы (удержав, скажем, 25% на административные расходы), но при условии, что вы попросили об этом не позднее, чем через четыре дня после начала занятий и не загружали учебные материалы. При выборе виртуальной программы и конкретного курса следует внимательно изучить условия его оплаты и возмож­ности возврата выплаченных средств.

Успешность и качество дистанционного образования, в общем случае, за­висят от эффективной организаций и качества используемых материалов, а также руководства процессом, мастерства участвующих в нём педагогов. Дис­танционное образование предполагает тщательное и детальное планирование деятельности курсанта, четкую постановку задач и целей обучения, организа­цию доставки необходимых учебных материалов.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания. В этих условиях на первый план при дальнейшем рассмотрении дистанционного об­разования выходят педагогические проблемы его организации.

Принципиальным отличием дистанционного образования от традицион­ных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность курсанта. Важно, чтобы курсант не только овла­дел определенной суммой знаний, нои научился самостоятельно их приобре­тать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельно­сти, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного само­образования.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, курсант с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения курсанты должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

Дистанционное образование, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с препо­давателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при организации дистанционного образования, так как одним из условий успешности обучения является включение обучаемого в коллективную познавательную деятельность, дефицит которой вытекает из самого феномена дистанционного образования.

Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при итоговом тестировании).

Представление содержания дистанционного курса - важнейший компонент его подготовки. Как правило, содержание курса представляется в виде разви­той гипертекстовой структуры в понятийной части, а также в логике изложения учебного материала (последовательность, взаимозависимость частей и т.п.). В основе гипертекста лежит расширенная модель энциклопедии - веками отра­ботанного средства информационной поддержки образования. Гипертексто­вая организация информации подчиняется следующим принципам: свобода перемещения по тексту;

  • сжатое (реферативное) изложение информации; необязательность сплошного чтения текста; наличие справок в структуре информации;

  • использование перекрестных ссылок.

Формы представления материала необходимо включают в себя удобную для пользователя систему управления его освоением. Преподаватель может задать любую форму представления и последовательность изложения матери­ала, что позволяет один и тот же учебный материал использовать для аудитории разной степени подготовленности и для различных видов учебной деятельнос­ти. Курсант должен иметь возможность распечатать любую «страницу» по­добного учебного материала.

Там, где это методически оправдано, в гипертекст включаются звук, анима­ции, графические вставки, видеоряд и пр., однако необходимо помнить, что избыточная наглядность снижает коэффициент усвоения материала.

Учебный материал должен быть доступен, по возможности, в нескольких видах, например: по Internet, на CD-диске, в печатном виде. В целом в структу­ру материала включаются следующие содержательные компоненты:

  • собственно учебный материал, включая необходимые иллюстрации;

  • инструкции по его освоению;

  • вопросы и тренировочные задания;

  • контрольные задания и пояснения к их выполнению.

Как показывает практика, при построении дистанционного курса наиболее эффективно мультимедийное представление учебной информации. Из психо­логии известно, что результат собственного труда вызывает определенные по­ложительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию к учению. Известно также, что для лучшего усвоения материала каждый человек выраба­тывает индивидуальные приемы работы и запоминания.

Мультимедийный курс, основанный на использовании современных сете­вых технологий, дает возможность курсанту по своему усмотрению иллюстри­ровать изучаемый текст, сделав его более личностным (отобрать содержание в соответствии со своими индивидуальными потребностями, выбрать и зафик­сировать в тексте пути, наиболее эффективные лично для него). Мультимедий­ные элементы создают дополнительные способствуют восприятию и запоми­нанию материала. Появляется возможность использовать подсознательные реакции обучающегося, например, подведение итогов или выдача задания в каждой лекции курса могут предваряться определенным звуком (мелодией), настраивающих курсанта на определенный вид работы.

Кроме того, мультимедийный курс может использоваться многократно и многофункционально: часть курса или лекции может составить самостоятель­ный фрагмент занятия на повторение или контроль без дополнительных усилий педагога. В основе курса может лежать не только расширенная модель учебно­го пособия (текста), но и расширенная модель лекции-процесса («презента­ция»), что также создает дополнительные возможности управления и самоуп­равления познавательными процессами.

В последнее время получают распространение средства «3 D-технологий» в Internet, трехмерных объемов, являющихся усовершенствованной электрон­ной моделью не книжной страницы (как Web-страницы), а комнаты, музейно­го зала, городской площади и т.д. 3 D-объекты обладают эффектом присутствия: можно выбрать угол обозрения объектов, можно перемещаться от одного объекта к другому и т. п.. 3 D-модель в плане организации дистанционного об­разования можно рассматривать как дальнейшее усовершенствование спосо­бов репрезентации учебного материла, значительно стимулирующих познава­тельный интерес. Расширение виртуальных возможностей и внедрение в та­кую модель принципов, свойственных гипертексту, позволяет успешно исполь­зовать её в образовательных целях.

Качество полученного традиционного образования во многом зависит от личности преподавателя, который кроме обеспечения формального учебного процесса играет очень важную роль в формировании мировоззрения студентов, их характера. Новые информационные технологии существенно меняют формы взаимодействия студентов и преподавателей, оказывая влияние и на содержание обучения. При этом имеет место не разрушение добрых старых традиций в сфе­ре образования, а скорее рождение новой парадигмы и нового качества образо­вания. Поэтому распространение виртуальных форм обучения - это естествен­ный этап эволюции системы образования от классического до виртуального, т. е. от доски с мелом к компьютерным обучающим программам, от обычной биб­лиотеки к электронной, от малочисленных учебных групп к виртуальным аудито­риям любого масштаба и т. д. Происходящие в сфере образования процессы не носят антагонистического характера, и поэтому виртуальные и традиционные формы обучения не следует воспринимать как взаимоисключающие.

Хорошее образование сегодня - это синтез самых разных форм получения знаний и современных технологий, оптимальное сочетание которых может определить для себя только сам учащийся.

Практические рекомендации:

  1. Запустить Internet Explorer.

  2. Ознакомиться с различными вариантами реализации обучающих Интернет-технологий (просматривая сайты и порталы со следующими адресами):

  • Система федеральных образовательных порталов http://www.edu.ru/dbportal/sites/portalpage.htm

  • Интернет технологии в образовании http://www.curator.ru/

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://vschool.km.ru/ (демоуроки)

  • Онлайновые справочники России http://lib.pstu.ac.ru/ , в частности, русскоязычная справочная система http://www.megabook.ru/

  • Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования http://www.ripc.redline.ru банк педагогических данных (on-line версия);

  • Каталог образовательных ресурсов Школьный мир ;

  • Департамент образования г. Иркутска. Обучающие программы Иркутск :http://edu.irkutsk.ru/.

  • Региональные и городские Интернет-ресурсы на примере Перми http://www.diaghilev.perm.ru/pedsovet/s/s2-5.htm

3. Просмотреть информацию некоторых центров дистанционного образования:

  • Управление Высшим Образованием и Образовательные Ресурсы Ин­тернет в России http://edu.secna.ru/main/

  • Центр Компьютерного Обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана - 12 лет! http://www.specialist.ru/

  • Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Интернет-обучение (короткие образовательные программы) http://www.e-education.ru/

  • Федерация Интернет-образования - 3-й номер электронного журнала «Вопросы Интернет-образования» (http://center.fio.ru/vio). Ирина Дмитриевна Демакова «Гуманизация пространства детства». Видеофильм. Часть II. (демо-лекция)

  • Рекомендации самарского центра образования http://www.edc.samara.ru/ rio/rio.htm

  • Институт дистанционного образования Кемеровского государственного университета (учебно методические материалы) http://ido.kemsu.ru/text/ library/metod.shtml курс «Интернет в образовательной деятельности»

Контрольное задание (варианты):

- Разработать структуру курса дистанционного обучения.

  • Разработать структуру занятия по курсу дистанционного обучения.

  • Подготовить презентацию курса дистанционного обучения.

  • Проанализировать проблемы организации дистанционного образования в ОУ, территории, регионе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дистанционное обучение на базе мрио состояние и перспективы развития

    Документ
    ... с основами дистанционногообучения, системой дистанционногообучения, организационными формами обучения с применением дистанционных образовательных технологий, формами сочетания дистанционного и очного ...
  2. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров на базе аис «сетевой город образование»

    Документ
    ... профильного обучения на основе дистанционногообучения /Дистанционное и виртуальное обучение. Научный журнал. № 5. 2010. С. 34-42. Лупанов В.Н. Дистанционноеобучение ...
  3. Дистанционное обучение как элемент сотрудничества т фостер д кокрелл

    Документ
    Дистанционноеобучение как элемент сотрудничества ... в УИ успешно работает программа дистанционногообучения для работающих студентов, которые не ... семинара в 2005 году. Опубликовано: Дистанционноеобучение как элемент сотрудничества между Государственным ...
  4. Дистанционное обучение позволяет

    Документ
    Дистанционноеобучение-составная часть ... задач модернизации школьного образования. Дистанционноеобучение позволяет: Выбирать удобное время, ... /  Сеть творческих учителей - /  “Эйдос”. Дистанционный образовательный центр, Москва - /  Познай себя ...
  5. Дистанционное обучение учащихся гоу сош № 17 находящихся на домашнем обучении учитель –

    Решение
    Дистанционноеобучение учащихся ГОУ СОШ № 17, находящихся на домашнем обучении. Учитель – Евдокимова О.И. Учащиеся: № п/п Класс ...

Другие похожие документы..