Главная > Методические рекомендации


Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции(форум), чат).

  • Практические и лабораторные работы, необходимые для качественного усвоения курса. Предварительно рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, проверить знания теоретического материала.

  • Творческие задания (курсовые работы, эссе, задания, ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества.

  • Блок проблемных ситуаций(тексты задания на выявление глубины понимания).

  • База данных рефератов, курсовых работ, проектов, рефератов других студентов, презентаций.

  • Web- работы студентов(или файлы презентаций, размещенные в Интернет).

  • Блок с файлами(презентаций, рефератов, ….)

  • Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещенные на Web-сайте и доступные для обучающихся.

  • Заключительный тест. Экзаменационные материалы, требования к уровню владения материалам.

  • Блок мониторинга результатов учебной работы.

  • Пакет анкет. В комплект курса включаются пакет анкет для знакомства с потенциальными учащимися и пакет тестов для определения их исходного уровня знаний по данному предмету, теме и заключительная анкета для оценки курса и тьютора.

  • Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок.

  • Виртуальный лабораторный практикум.

    КОМПОНЕНТЫ КУРСА ДО

    Информация о курсе(Syllabus)

    Какие предварительные знания ожидаются от студента. Краткое описание учебного материала и методологии курса. 

    Введение в курс

    Краткая общая информация и структура учебного материала, например:

    Модуль 1. Основные принципы и процедуры бухучета.

    Краткая характеристика содержания модуля

    Модуль 2. Бухучет заработной платы

     Цели курса

    Какие знания и навыки ожидаются от студента по окончании курса.

    По смыслу, это скорее цели студента при изучении курса.

     Материалы курса

    Наряду с основным учебником, материалы курса в некоторых случаях включают перечень отдельных публикаций для изучения, требование приобретения аудио- и видеокассет, лабораторного оборудования.

     Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

    Процедура оценки успеваемости

    Например:

    Промежуточный экзамен 10%

    Финальный экзамен 30%

    Участие в обсуждении 10%

    Индивидуальный проект 20%

    Групповой проект 10%

    Задания для самостоятельной работы 20%

    Оценка А (четыре балла, высшая оценка) – выше 90%

    Оценка В (три балла) - выше 80%

    и т.п.

     Описания проектов

    Проект может представлять собой, например, подготовку финансовой отчетности модельного или реально существующего предприятия за какой-то период, или любую другую четко очерченную преподавателем самостоятельную деятельность студента, в которой практически используются полученные при изучении курса знания и навыки.

     

    Расписание курса

    Пример типичного расписания:

    Задание 1

    – до 4.02.2002

    Задание 2

    – до 11.02.2002

    ...

     

    Индивидуальный проект

    – до 25.02.2002

    Промежуточный (mid-term) экзамен

    – до 10.03.2002

    ...

     

    Финальный (final) экзамен

    – до 26.05.2002

     

    • Сроки прохождения курса

    • График прохождения тем и разделов по данной дисциплине

    • Формы и время отчетности

    • График прохождения практических и семинарских занятий

    • График консультаций

    Зачастую преподаватель описывает также систему штрафов за просроченные задания (например, 10% от заработанного балла за каждую просроченную неделю).

     Опыт дистанционного обучения показывает, что нужна жесткая отчетность за каждый раздел курса, обучаемому нельзя двигаться дальше не изучив данного раздела. Работа каждого учащегося по освоению курса должна быть, с одной стороны, индивидуальна и самоорганизуема, а с другой стороны, достаточно регламентирована, студенты должны работать каждый день. Построение индивидуальной обратной связи, с фокусировкой внимания и усилий обучаемого позволяет повысить эффективность обучения.

    Дополнительная информация

    Обычно стандартизованные рекомендации по различным аспектам обучения. Методические рекомендации по подготовке и оформлению работ.

    Глоссарий – глоссарий по терминам курса, с гиперссылками из разделов курса.

    Библиотека состоит из ссылок на online источники, на источники в сети Интернет(сайты), электронные библиотеки и на электронные материалы для чтения студентами. Все ссылки должны иметь аннотации. Ссылки должны тщательно подбираться автором, и как можно лучше соответствовать интересам и потребностям обучаемых. Представляет ценность не длинный перечень ссылок, а тщательно подобранный аннотированный список.Используются ссылки на электронные магазины, где обучаемые могут заказать через Интернет необходимые книги, CD-ROM.

    Письмо тьютору – отсюда можно послать письмо тьютору. 

    Конференция -управляется преподавателем, здесь размещаются преподавательские и присланные ему студенческие реплики, посвященные различным обсуждаемым вопросам, например: Introductions (студенты сообщают краткие сведения о себе для знакомства с другими студентами).

    Help – подсказки по пользованию навигационной системой курса, электронной почтой и других модулей курса. Здесь должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы. 

    Тесты – тесты по данному курсу.

    Для тестирования знаний слушателей может использоваться одна из существующих программных систем тестирования, например СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ ОРОКС.

    Система ОРОКС позволяет самому преподавателю без помощи Web-мастера создавать необходимые тесты.

    Система позволяет создавать различные типы тестов.

    • Тест со случайным порядком выдачи вопросов - простейший вариант тестирования. Пользователь получает случайно сгенерированную последовательность вопросов. Возможны все типы вопросов по способу ответов.

    • Тест с заданной структурой - в отличие от предыдущего имеет жесткую структуру ";дерева вопросов";, включающую различную реакцию на правильный либо неправильный ответ. Данный режим позволяет создавать обучающие тесты.

    • Тест в режиме ";Контрольная работа";: Пользователь при прохождении теста вводит ответ на каждый вопрос в виде теста, набираемого с клавиатуры. Введенные тесты сохраняются в базе данных. Законченный пользователем тест, но непроверенный тест ставится в очередь на проверку преподавателем. Преподаватель имеет возможность просмотреть очередь законченных тестов, а также проверить выбранную работу и выставить оценку.

    • Доступны следующие варианты тестов: выбор одного или несколько правильных ответов из предложенных вариантов. Ввод ответа с клавиатуры в произвольном виде(проверка осуществляется по шаблону).

    • Просмотр законченных тестов, а также возможность проверить выбранную работу и выставить оценку.

    Все тексты вопросов, тесты, результаты тестирования, список пользователей хранятся в единой базе данных.

    Для каждого законченного учебного блока данного курса должны быть подготовлены  блоки тестирования, выполнение которых должны показать полноту и глубину усвоения знаний по  данному блоку каждым из обучающихся.

    Могут использоваться дополнительные модули.
    Список рефератов, курсовых и дипломных работ по данной области знаний.

    Методические рекомендации по изучению данного курса ДО и по работе в сети Интернет.

    Chat -Возможность побеседовать с преподавателем и другими студентами в режиме реального времени. Обычно преподаватель заранее сообщает в своих объявлениях график своего выхода в час – например, по полчаса два раза в неделю в определенное время.

    Методические рекомендации для тьюторов по организации занятий.

    Папки заданий для самостоятельной работы студента.

    Портфолио(Портфель студентов) – Все, что написал студент, помещается здесь, включая электронные письма, выполненные работы, задания, ответы преподавателя.

    Классная комната – имена и E-mail слушателей класса, преподавателя, ассистентов, с возможностью послать письмо любому из них или всех сразу, включая преподавателя.

    Учебные группы - В зависимости от требований преподавателя, студенты могут объединяться в небольшие ";бригады";, коллективно выполняющие отдельные проекты.

    Доска объявлений- информация для всех студентов группы и для конкретного студента.

    Файлы для скачивания студентами(презентации, файлы Word).

    Лабораторные работы(моделирование лабораторных работ с помощью языков программирования и непосредственная передача данных в ходе лабораторной работы в Интернет).  

    ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВ ДО

    При создании курса ДО необходимо учитывать особенности Интернет технологий. Учитывая слабость каналов Интернет в России, не рекомендуется делать Web-страницы очень большими. По возможности не следует использовать рисунки во весь экран. Не следует перегружать Web-страницы большим количеством рисунков. Большие по объему страницы, насыщенные графическими элементами, требуют большого времени для загрузки информации по сети Интернет на компьютер пользователя, и делают процесс обучения неудобным. При обрыве связи пользователь вынужден снова загружать Web-страницы. Рекомендуются большие по объему загрузки страницы разбивать на несколько страниц и соединять их гиперссылками.

    При разработке курса ДО необходимо участие автора, методиста, веб-мастера, дизайнера, программиста. Качество разработанного курса зависит от слаженной работы всей этой команды. Подготовив материалы по курсу ДО, автор передает его веб-мастеру. Веб -мастер перерабатывает курс для представления его в Интернете.

    При создании курса необходимо использовать итерационный подход. Курс должен изменяться и дорабатываться по результатам работы с материалами курса Web-мастера и других специалистов.

    После создания курса проводятся тестирование и проверка курса автором курса и пилотные испытания курса, по результатам которых проводится доработка курса.

    Для организации дистанционных курсов разрабатывается специальный Web-сайт. На сайте размещается система для управления процессом дистанционного обучения, информация по организации обучения, представлен список предлагаемых курсов и сами курсы. Каждый курс размещается в своем разделе сайта.

    На сайте также размещаются:

    Общие сведения о курсе, его назначения, цели, задачи, содержание, структура.

    Условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сайте для ознакомления.

    Могут быть открыты и сами курсы или первые главы курса, но лишь регистрация и оплата обучения дает право получить тьютора.

    Пакет анкет для предварительного тестирования абитуриентов (определение исходного состояния знаний по данному предмету, теме).

    Справочные материалы по предметной области курса.

    Блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых, контроля результатов их работы.

    Новости, доска объявлений.

    Координаты для связи.

    Тесты.

    Телеконференции(Форум).

    Электронные библиотеки.

    FAQ (Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы).

    Система контроля знаний.

    Для представления курсов в сети Интернет обычно используется типовая оболочка курса с удобной системой навигации. По каждому курса создаются тесты, конференция(форум). Создается закрытая и открытые области для размещения курса на сайте. Информация о тестировании обучаемого заносится в базу данных.

    Размещение курса делается многоуровневое. На первом уровне показывается структура курса и аннотация разделов. Каждый раздел курса разбивается на отдельные модули (web-страницы).

    В пределах каждой web-страницы студент имеет возможность: отправить письмо преподавателю с вопросом, информацией; общаться со своими коллегами по обучению через форум (вопросы, обмен мнениями, выполнение совместных работ); обратиться к глоссарию; получить список литературы по данному вопросу или адреса сайтов в Интернете наиболее важных и полезных документов.

    По каждому курсу определяется календарь курса: срок обучения, сроки прохождения разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания рефератов, предельные сроки сдачи контрольных заданий и т.д. 

    В курсах дистанционного обучения более, чем в каких-либо других курсах, должен использоваться дружественный интерфейс, стимулирующий учащихся к продолжению работы, успешному ее завершению.

    ПРИМЕР web-страницы дистанционного курса

     

    Рекомендуется использовать ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПРИ СОЗДАНИИ КУРСА: выдерживать единую цветовую палитру по всему курса, одинаковое использование шрифтов, одинаковые цвета гиперссылок, единый стиль оформления и т.д.

    Web-страница в среднем не должна превышать по длине трех экранов. Основное разрешение экрана у пользователей 800*600 пикселей. (Пользователь может иметь различное разрешение монитора у себя на компьютере - количество точек (пикселей) на экране монитора по горизонтали и вертикали).

    Фон страниц рекомендуется делать белый, буквы - черные.

    Рекомендуется использовать стандартные шрифты - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всего курса. Например основной текст курса шрифт Times New Roman, заголовок раздела и занятия – Arial.

    Гипертекстовая структура может оказаться очень полезной при чтении, максимально используйте возможности гипертекста; информацию значительного объема следует разбивать на несколько страниц, связанных между собой гиперссылками.

    Все гиперссылки выделяются одним цветом, например цвет синий с подчеркиванием.

    Все ссылки на глоссарий выделяется одинаково, одним цветом и возможно курсивом.

    Возможно размещение гиперссылок в пределах одной web-страницы, например для быстрого перехода вверх страницы, или в определенное место данной страницы.

    Текст должен быть коротким или, по крайней мере, поделен на абзацы; текст должен быть удобным для беглого ознакомления. Не следует заставлять посетителя читать крупные абзацы текста. Вместо этого лучше использовать небольшие абзацы, подзаголовки и маркированные списки. Например:

    • Текст1

    • Текст2

    • Текст3

    Рекомендуется использование цвета в курсе, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы).

    Не рекомендуется использовать подчеркивание в тексте, чтобы не путать с гиперссылками.

    Каждый графический файл должен иметь текстовую подпись, которая будет видна при отключении графики обучаемым у себя на компьютере. (Пользователь имеет возможность отключить у себя на компьютере прием графических изображений, для ускорения загрузки web-страницы из сети).

    Графические элементы должны дополнять текст.

    Каждая web-страница должна иметь заголовок раздела (цвет черный) и заголовок занятия (цвет темно синий).

    Модули могут иметь дополнительные материалы в виде отдельных web-страниц.

    Каждая страница может иметь слева вертикальное поле, которое можно использовать для размещения различных подзаголовков, комментариев, графических изображений.

    На любой web-странице можно открыть новое окно с просмотром информации в нескольких окнах одновременно или попеременно. Возможно использование фреймовой структуры, когда экран компьютера разбивается на несколько независимых окон(фреймов).

    Возможно использование звуковых и видео фрагментов.

    Большие рисунки можно представлять в два приема. Сначала на экране появляется маленький рисунок – уменьшенная копия большого рисунка, при нажатии на маленький рисунок появляется большой рисунок в новом окне. Размер графических файлов оптимизируется для уменьшения загрузки Web-страницы.

    СЦЕНАРИЙ РАЗРАБОТКИ КУРСА  ДО:

    1.Определить цели и задачи курса.

    2.Учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого и целей курса.

    3.Организация учебного процесса, методы взаимодействия преподавателя и обучаемого, виды и формы занятий.

    4.Определить средства доставки курса и информационные носители.

    5.Структуризация и подготовка учебного материала. Провести разбивку курса на разделы и разбивку содержания раздела на небольшие смысловые части – занятия (модули). Каждый раздел и каждое занятие модуля должны иметь заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован на сайте.
    Моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода от одной web-страницы к другой, при этом основные web-страницы могут иметь гиперссылки на дополнительные страницы курса, не включенные в основную последовательность).
    Каждый модуль по максимуму включает в себя:

    • Текст психологического настроя

    • Цели изучения модуля

    • Учебные вопросы

    • Учебный материал

    • Набор ключевых проблем по теме модуля

    • Лучшие работы учеников прошлых групп

    • Новые работы учеников

    • Вопросы для самопроверки и рефлексии(желательно с ответами, комментариями и рекомендациями).

    6.Составление сценария реализации. Подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию).

    7.Подготовка медиафрагментов. Разработка рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела ДО с эргономической точки зрения.

    8.Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет. Подбор внешних гиперссылок является одной из самых сложных задач автора курса. Тщательный подбор ссылок на документы в сети избавит обучающегося от необходимости блуждать по Интернет в поисках информации. Размещение ссылок с аннотациями и на конкретные страницы сайта - источника при необходимости. Позволяет увязать курс с лучшими мировыми информационными источниками.

    9.Система контроля, оценки и сертификации. Подбор тестов, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, тем рефератов и курсовых работ, составление подсказок. Проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.

    10.Разработка методических материалов по изучению курса, календарь курса.

    11.Программирование материалов курса для представления в Интернете.

    12.Тестирование курса, в том числе на различных разрешениях экрана и различных браузерах.

    13.Опытная эксплуатация курса.

    14.Модернизация курса по результат опытной эксплуатации курса.

    ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КУРСА

    Для оценки качества курса и оценки работы тьютора широко используется анкетирование обучаемых. 
    На заключительной стадии обучения целесообразно заполнение слушателями анкеты оценки качества курса. 
    Анкета может включать следующие вопросы:

    Оценка эффективности курса.
    Сильные и слабые стороны курса.
    В какой мере удалось добиться поставленных целей.
    Возможность использования полученных знаний в профессиональной деятельности.
    Какие формы дистанционного обучения должны быть использованы в большей степени.
    Оценка работы тьютора.
    Будете ли Вы рекомендовать данный курс своим коллегам?
     И другие вопросы.

    Для определения эффективности дистанционных курсов используются следующие критерии: субъективная удовлетворенность обучаемых учебным курсом; практические навыки, приобретенные обучаемыми; время, необходимое обучаемым для изучения материалов учебного курса; соотношение между количеством слушателем начавшими обучение и успешно закончившими курс и др.

    Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе (учебно-методический комплект для системы педагогического образования). - М.: АПК и ПРО, 2004. - С. 136 -144.

    /getblob.asp?id=1100002922



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Дистанционное обучение на базе мрио состояние и перспективы развития

      Документ
      ... с основами дистанционногообучения, системой дистанционногообучения, организационными формами обучения с применением дистанционных образовательных технологий, формами сочетания дистанционного и очного ...
    2. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров на базе аис «сетевой город образование»

      Документ
      ... профильного обучения на основе дистанционногообучения /Дистанционное и виртуальное обучение. Научный журнал. № 5. 2010. С. 34-42. Лупанов В.Н. Дистанционноеобучение ...
    3. Дистанционное обучение как элемент сотрудничества т фостер д кокрелл

      Документ
      Дистанционноеобучение как элемент сотрудничества ... в УИ успешно работает программа дистанционногообучения для работающих студентов, которые не ... семинара в 2005 году. Опубликовано: Дистанционноеобучение как элемент сотрудничества между Государственным ...
    4. Дистанционное обучение позволяет

      Документ
      Дистанционноеобучение-составная часть ... задач модернизации школьного образования. Дистанционноеобучение позволяет: Выбирать удобное время, ... /  Сеть творческих учителей - /  “Эйдос”. Дистанционный образовательный центр, Москва - /  Познай себя ...
    5. Дистанционное обучение учащихся гоу сош № 17 находящихся на домашнем обучении учитель –

      Решение
      Дистанционноеобучение учащихся ГОУ СОШ № 17, находящихся на домашнем обучении. Учитель – Евдокимова О.И. Учащиеся: № п/п Класс ...

    Другие похожие документы..