Главная > Основная образовательная программа


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

Педагогическим советом ГОУ №2

Протокол №_1_ от

31 августа 2011 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ №2

_____________Е.В.Поздняков

«_31_» августа 2011 года

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОГРАММЫ

Санкт – Петербург

2011

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………3

  2. Пояснительная записка……………………………………………………………4

  3. Целевое назначение образовательных программ……………………………….4

  4. Пояснительная записка к учебному плану……………………………………….9

  5. Общеобразовательная программа начального обучения (1 – 4 кл.)……………13

  6. Общеобразовательная программа основного образования (5 – 9 кл.)…………18

  7. Общеобразовательная программа среднего образования (10 – 11 кл.)………...27

  8. Образовательные программы индивидуального обучения……………………...40

  9. Характеристика учебных программ………………………………………………45

  10. Приложения………………………………………………………………………...59

ВВВЕДЕНИЕ

Основная образовательная программа образования для ГОУ СОШ №2, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089» для 2-11 классов); на основе анализа деятельности образовательного учреждения.

Образовательная программа ГОУ СОШ №2 на 2011 – 2012 учебный год разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Конвенция о правах ребенка ООН;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.09.99, гл. 3, ст. 28, п. 2;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196;

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в редакции от 28.06.2002;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее – ФБУП-2004);

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089» (для 2 – 11 классов)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 « О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312».

  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт – Петербурга от 04.04.2011 №568-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт –Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2011 – 2012 учебный год»

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 № ИК-1374/19

  • Письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 № ЮН-02-09/4912

  • Устав ГОУ средняя общеобразовательная школа № 2.

Пояснительная записка

Образовательная программа  представляет собой систему взаимосвязанных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Целевое назначение образовательных программ

Образовательные программы в своих целях ориентируются на:

  • стратегические цели развития образования в Российской Федерации,

  • на реализацию приоритетного национального проекта «Образование»,

  • на реализацию Национальной доктрины развития Образования РФ до 2025 года,

  • на реализацию Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы,

  • на проекты Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

  • на реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которые направлены на:

- обновление образовательных стандартов;

- систему поддержки талантливых детей;

- развитие учительского потенциала;

- обновление школьной инфраструктуры;

- формирование здоровьесберегающей среды школьников.

Школе как современному образовательному учреждению свойственны как общие для всех школ черты, так и специфические. Общим является предоставление права всем учащимся на получение бесплатного образования (основного или среднего), соответствующего запросам личности.

Социальная среда школы

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее расположение в центральном районе города. ГОУ №2 в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, что обусловливает ряд отличительных особенностей школы. Василеостровский район является старейшим в городе и наряду с некоторыми другими составляет исторический центр Санкт-Петербурга. Социокультурное пространство составляет большое число архитектурных ансамблей, исторических садов и парков, дворцов и музеев. В районе расположен целый ряд высших учебных заведений, в том числе старейший Санкт-Петербургский государственный университет. Возможности взаимодействия с культурными центрами города позволяют обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся.

Таким образом, образовательная среда школы, составляя часть социокультурной среды, отражает богатейшие культурные традиции района и Санкт-Петербурга в целом. Соответственно образовательная и воспитательная система школы ориентируется на образовательный и воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.

Субъекты и источники социального заказа школы

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы. Являясь одним из наиболее благополучных районов города, Василеостровский район в лице родителей учащихся предъявляет ряд требований к общеобразовательным учреждениям района. В числе таких требований можно отметить ожидание высокого качества образования, высокого уровня воспитательной работы, организации благополучного психологического климатав школе, личностно-ориентированного и индивидуального подхода к ребенку. Сделанные выводы подтверждают данные анкетирования, проведенного в День открытых дверей в школе. Так при ответе на вопрос «Что должна дать ребенку школа?»

  • 40% - родителей назвали прочные знания по предметам,

  • 38% - опыт конструктивного общения с людьми,

  • 35% - умение мыслить самостоятельно,

  • 28% - общекультурный кругозор, представление о ценностях,

  • 15% - смысл жизни.

Как видно из приведенных данных для родителями очень значимыми являются как предметные знания, так и умение детей мыслить и работать самостоятельно, а также высокая общекультурная подготовка и становление жизненных ценностей.

Итак, большинство родителей в социальном заказе ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные учебные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей.

Особенности и специфика школы:

  1. Создание условий для получения учащимися качественного образования по всем направлениям.

  2. С 01.09.2005 года в основной школе осуществляется предпрофильная подготовка.

  3. С 01.09.2006 года на старшей ступени реализуется универсальное (непрофильное) обучение и профильное обучение с естественно – математической и спортивно-физкультурной направленностью.

  4. Школа сотрудничает с Санкт-Петербургским Государственным университетом, СПб филиалом ГУ Высшая школа экономики, Российским государственным педагогическим университетом имени А.И.Герцена, Гуманитарным университетом профсоюзов, Санкт–Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения, Санкт – Петербургским государственным университетом сервиса и экономики, Политехническим техникумом.

  5. В школе реализуется проект «Библиотека / медиатека гимназии (21 века)» с 2009 года.

Образование предоставляется в соответствии с лучшими традициями отечественной школы, государственными образовательными стандартами и отражает следующие тенденции Санкт-Петербургской школы:

    • Развитие сети экспериментальных площадок и инновационных центров.

    • Развитие системы взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования.

    • Развитие интерактивных технологий.

    • Развитие личностно-ориентированного образования.

    • Повышение качества образования.

    • Приобщение учащихся к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Население микрорайона в качестве главного смысла общего образования рассматривает развитие у учащихся способности конструировать внутренний мир на основе освоения социального опыта, ориентации в мире современных ценностей, теорий и правил. У родителей учащихся ярко выражена потребность в получении полноценного среднего образования их детьми, в сочетании с развитием познавательных способностей и интересов при индивидуальном подходе к ребенку.

Школа осуществляет обучение и воспитание на принципах гражданственности и патриотизма, любви к своему городу и району, заботы о сохранении и приумножении богатства страны, экологически грамотного поведения, соблюдения общечеловеческих ценностей.

Общей целью образовательной программы является:

  • Создание условий для достижения каждым из учащихся личностно значимого уровня образованности на основе освоения государственного минимума содержания образования (образовательных стандартов);

  • Создание условий для разностороннего развития каждого ученика;

  • Создание условий для развития познавательных потребностей учащихся, а также удовлетворения образовательных запросов учащихся и их родителей.

К числу таких условий относятся:

  • Конструирование образовательного процесса в соответствии с современными требова-ниями, предъявляемыми к образовательной деятельности;

  • Организация обучения на доступном уровне сложности по базовым, расширенным и углубленным учебным программам, позволяющая последовательно развивать познавательные потребности учащихся (потребность во впечатлениях – потребность в знаниях – потребность в целенаправленной деятельности);

  • Проектирование путей повышения уровня образованности учащихся через формирование познавательной базы, расширений образовательного пространства и формирование универсальных способов деятельности;

  • Построение учебного процесса с применением разнообразных образовательных технологий, позволяющих сделать цели обучения достижимыми для учащихся;

  • Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся на образовательном маршруте и диагностического отслеживания реализации образовательной программы;

  • Стимулирование профессионального роста педагогического коллектива.

Образовательная программа направлена на удовлетворение потребностей:

    • Учащихся – в программах обучения, способствующих развитию способностей и познавательных возможностей, прочному освоению знаний по всем предметам учебного плана, расширяющих кругозор и формирующих опыт общения с разными людьми.

    • Родителей в создании комфортных условий для обучения и развития учащихся.

    • Общества и государства –в реализации программ, направленных на формирование интеллектуальной элиты, способной к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений.

    • Санкт-Петербурга - в сохранении и развитии традиции города как крупнейшего научного и культурного центра России.

    • Вузов города – в притоке интеллектуально-развитой, широко образованной молодежи, обладающей высоким уровнем познавательной готовности к освоению программ высшего образования.

Образовательная программа школы представлена двумя образовательными линиями: базового уровня и расширенного уровня. Перечень образовательных программ разных видов, реализуемых в школе, представлен в таблице.

Образовательные программы школы №2

Начальное образование

Основное образование

Среднее образование

  • Базовая образователь-ная программа (1-4 кл.)

  • Базовая образователь-ная программа (5-8 кл.)

  • Образовательная про-грамма предпрофиль-ного обучения (9 кл.)

  • Образовательная программа профильного обучения (10-11 кл.)

  • Программа универсального (непрофильного) обучения (10-11 кл.)

Образовательная программа индивидуального обучения (1-11 класс)

Цели образовательных программ представлены в таблице ниже, соответствуют возрастным ступеням образовательного процесса и удовлетворяют следующим требованиям:

  • Ориентированы на максимум возможностей учащихся, что позволяет вызвать их высокую познавательную активность;

  • Рассчитаны на всю перспективу обучения по данной образовательной программе;

  • Ориентированы на достижение уровня образованности, соответствующего возрасту и образовательным запросам учащихся;

  • Учитывают психологические новообразования каждой возрастной ступени учащихся;

  • Связаны с обязательным освоением минимума содержания образования (государственного образовательного стандарта), созданием комфортных условий и удовлетворением образовательных запросов учащихся и их родителей.

Цели образовательных программ школы №2

(по ступеням образовательного процесса)

Уровень образовательных программ

Начальное образование

Основное образование

Среднее образование

Базовый уровень:

- Базовая образова-тельная программа (1-11 классы)

- Программа универсального (непрофильного) обучения (10-11 кл.)

-Программа индивидуального образования

(1-11 кл)

Создание условий:

- для освоения учащимися обяза-тельного минимума содержания начального образования;

- для развития у учащихся основ теоретического мышления и связанных с ними способностей (рефлексии, анализа, планирова-ния);

- для достижения учащимися уровня элементарной грамотности;

- для формирования у учащихся простейших общеучебных умений.

Создание условий:

- для освоения учащимися обязательного минимума содержания основного обра-зования;

- для развития у учащихся интеллектуаль-ных умений – анализировать, конструиро-вать, моделировать;

- для достижения учащимися уровня функ-циональной грамотности;

- для формирования у учащихся общеучеб-ных умений и навыков, соответствующих данной возрастной ступени;

- для развития у учащихся коммуникатив-ных навыков и удовлетворения потребнос-тей в общении;

- для развития потребности личностного и профессионального самоопределения.

Создание условий:

- для освоения учащимися обязательного минимума содержания среднего образования;

- для формирования у учащихся универсальных способов деятельности на основе сформированных интеллектуальных умений;

- для достижения учащимися уровня общекультурной компетентности;

- для формирования нгавыков самообразования на основе освоенных общеучебных умений и навыков;

- для развития у учащихся потребности в самостоятельной образовательной деятельности.

Расширенный уровень:

- Образовательная программа предпрофильного обучения (9 кл.)

- Образовательная программа профильного обучения (10-11 кл.)

Создание условий:

- для освоения учащимися обязательного минимума содержания основного образования;

- для развития у учащихся комплексных интеллектуальных умений;

- для достижения учащимися уровня функциональной грамотности;

- для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, соответствующих данной возрастной ступени;

- для поддержания познавательного интереса и формирования познавательной активности в выбранном направлении предпрофильного образования;

- для развития у учащихся коммуникативных навыков и удовлетворения потребности в общении;

- для развития потребности личностного и профессионального самоопределения.

Создание условий:

- для освоения учащимися обязательного минимума содержания среднего образования;

- для развития у учащихся творческой активности и универсальных способов деятельности на основе сформированных комплексных интеллектуальных умений;

- для достижения учащимися уровня общекультурной и допрофессиональной компетентности;

- для формирования навыков самообразования на основе освоенных общеучебных умений и навыков;

- для развития у учащихся потребности в продолжении образования и самостоятельной образовательной деятельности;

- для расширения и углубления знаний, поддержания познавательной активности в выбранном профиле обучения.

Возможности изменения образовательного маршрута

Начальное образование

  • Базовая образовательная программа (1-4 кл.)

  • Программа индивидуального образования (учитывающая особенности здоровья)

(1 – 4 кл.)

Основное образование

  • Базовая образовательная программа (5-8 кл.)

  • Образовательная программа предпрофильного обучения (9кл.)

  • Программа индивидуального образования (5-9 кл)

Среднее образование

  • Образовательная программа уни-версального (непрофильного) обучения (10-11)

  • Образовательная программа профильного обучения (10-11 )

  • Другие ОУ (про-фессиональные, общеобразовательные)

Пояснительная записка к учебному плану

Учебный план ГОУ средняя школа №2 отражает стратегию организации образовательного и воспитательного процесса в Санкт – Петербургской школе и строится на следующих принципах:

  • Реализация права каждого ребенка на качественное образование, исходя из его способностей, уровня развития, трудолюбия, моральных и поведенческих установок;

  • Преемственность образования на его ранних ступенях, создание равных условий посредством дифференциации для максимально полного раскрытия потенциала учителя и учащихся;

  • Ориентация школьного образования на достижение выпускниками социальной зрелости.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа (25)

    Основная образовательная программа
    ... _31_»августа 2012 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного общеобразовательного ... 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание ... содержании учебного материала. Этапы реализации программы «Здоровье». I этап (2011-2012 учебный год ...
  2. Основная образовательная программа 030600 68 01 история азии и африки квалификация (степень) выпускника «магистр»

    Основная образовательная программа
    ... программы – 2 года Форма обучения – очная Красноярск 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ ... (от 22 августа 1996 г. № ... в общеобразовательных учреждениях, ... А. А. Шевцов . - Санкт-Петербург : Тропа Троянова, 2000.- 525 ... / «_31_» марта_2011 г. ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ...

Другие похожие документы..