Главная > Рабочая учебная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

Муниципальное образование Кондинский район

Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________

Протокол №_______

«____»_________20 __г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_______________С.В.Яворских

«____»_________20 __г.

«Утверждаю»

директор МОУ Морткинской СОШ ________ О.Г. Мурашина

«____»_________20 __г.


Рабочая учебная программа

по информатике и ИКТ

10-11 классы

(базовый уровень)

на 2010-2011 учебный год

Составители:

Рябцева Е.А., Ильиных О.А.

учителя информатики,

первая кв. категория

Мортка

2010

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Н.В. Макаровой (системно-информационная концепция), для преподавания в общеобразовательных классах.

В дисциплине «Информатика и ИКТ» для базового уровня предлагается выделить три фундаментальных направления обучения: информационная картина мира, программное обеспечение информационной технологии, техническое обеспечение информационной технологии. Это системообразующие направления всего периода обучения, и развиваются они на основе концентрического подхода.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В 10-11 классах предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального использования компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы в освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом организация учебной и познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов. Продолжается изучение технологии моделирования, для чего используется среда табличного процессора.

Этот уровень определяет базовую подготовку выпускника школы и является продолжением основного курса средней школы. Общее время на два года – не менее 68 часов.

Календарно-тематическое планирование для 10-11 классов разработано на основе программы курса информатики и ИКТ Макаровой Н.В. и ориентировано на использование учебников «Информатика и ИКТ. 10 класс» и «Информатика и ИКТ. 11 класс».

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 68 часов (1 час в неделю в 10-11 классах).

II. Содержание курса «Информатика и ИКТ»

10 класс

Часть 1. Информационная картина мира

Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты

Тема 1.1. Информация и данные. Свойства информации

Понятие информации. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Мера измерения информации. Измерение объема данных. Форма представления информации. Свойства инфор­мации: актуальность, достоверность, доступность, понятность, полнота, репрезентативность, адекватность. Рассмотрение пе­речисленных свойств на примерах из окружающей жизни. По­нятие выборки данных. Рассмотрение примеров геоинформа­ционных систем с точки зрения свойств информации.

Тема 1.2. Информационный процесс

Понятие процесса. Понятие информационного процесса. При­меры информационных процессов в человеческом, животном и растительном мирах. Сопостановление этих процессов с целью выявления общих и отличительных свойств.

Тема 1.3. Информационная модель объекта

Понятие объекта (оригинала, прототипа) исследования. Поня­тие модели объекта. Роль цели при создании модели. Понятие информационной модели объекта. Понятие адекватности ин­формационной модели. Методы оценки адекватности модели оригиналу. Рассмотрение и анализ адекватности, общих и отличительных свойств нескольких информационных моделей, полученных благодаря заданию разных целей исследования одного и того же объекта (на примере строящегося дома).

Тема 1.4. Представление об информационном объекте

Сопоставление реального и информационного миров. Роль цели при таком сравнении. Понятие информационного объек­та. Информационные объекты в окружающем реальном мире. Информационные объекты, существующие в компьютерной среде, формы их представления и Возможные действия с ними на примерах.

Тема 1.5. Представление информации в компьютере

Представление в компьютере числовой информации. Системы счисления: позиционная, непозиционная. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую: из недесятичной позиционной в десятичную; из десятичной в недесятичную по­зиционную. Форматы представления чисел в компьютере.

Представление в компьютере нечисловой информации: тек­стовой, графической, звуковой, видео. Стандарты ASCII-код, Unicode. Растровое изображение и особенности форматов его представления. Векторное изображение. Методы кодирования звуковой информации. Форматы звуковых и видео файлов.

Тема 1 .6. Моделирование в электронных таблицах

Этапы моделирования в электронных таблицах.

Моделирование задачи расчета геометрических параметров объекта на примере определения необходимых размеров склеи­ваемой коробки. Индивидуальные задания.

Моделирование ситуаций на примере решения следующих задач: определение необходимого количества рулонов обоев для оклейки комнаты; расчет стоимости покупки в компьютерном магазине; обслуживание клиентов в сберкассе; определение времени для быстрейшего заучивания стихотворения; расчет кривой падения предмета с высоты; исследование процесса движения объектов. Индивидуальные задания.

Обработка массивов данных на примере решения задачи исследования массива накопленных гидрометеорологической службой данных. Индивидуальные задания.

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

Раздел 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word

Тема 2.1. Текстовые документы и текстовые процессоры

Сферы и формы использования текстовых документов. Аппа­ратное и программное обеспечение процесса обработки текста. Интерфейс среды текстового процессора Word 2003 и назначе­ние его объектов. Классификация объектов текстового доку­мента.

Тема 2.2. Форматирование объектов текста

Понятие форматирования объекта текстового документа.

Объект «символ» и его свойства. Технология вставки сим­волов. Различие в технологии использования дефиса и тире. Технология форматирования символов, установления границ, определения вида заливки.

Объект «абзац» и его свойства. Технология форматирова­ния абзацев, установления границ, определения вида заливки. Объект «список» и его свойства. Технология форматирова­ния маркированного, нумерованного и многоуровневого спи­сков. Расположение текста в списке.

Тема 2.3. Создание и редактирование графических изображений

Виды компьютерной графики: векторная и растровая. Примеры программного обеспечения разных видов графики. Сравнительная характеристика векторной и растровой графики. Виды расположения графического объекта в текстовом документе. Технология вставки готовых графических объектов из фай­ла или коллекции картинок.

Возможности программной среды Word 2003 по созданию векторного графического объекта. Основные действия с графи­ческим объектом в среде Word 2003.

Тема 2.4. Создание и редактирование табличных объектов

Понятие объекта применительно к таблице и ее элементам. Свойства составляющих таблицу объектов. Основные инстру­менты технологии работы с объектами таблицы.

Тема 2.5. Информационная технология работы со структурой текстового документа

Форматы бумаги, используемые для печати текстовых доку­ментов. Основные объекты текстового документа: страница, разделы, колонтитулы. Назначение и изменение параметров этих объектов. Технология работы со страницами: установка параметров страницы, книжная и альбомная ориентация, пра­вила перехода на новую страницу и пр. Технология работы с разделами документа. Многоколоночный текст. Технология работы с колонтитулами.

Раздел 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

Тема 5.1. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

Практикум. Статистическое исследование массивов данных. Постановка и описание задачи. Технология обработки статистических данных (массива данных) по выбранной теме: определение состава абитуриентов по стажу работы; определение среднего балла; определение регионального состава абитуриентов; определение состава абитури­ентов по виду вступительных испытаний.

Тема 5.2. Технология накопления и обработки данных

Практикум. Освоение технологии накопления данных. Постановка задачи разработки информационной системы для тестового опроса.

Технология разработки тестовой оболочки: оформление об­ласти теста; оформление области ответов; создание и настрой­ка форм для ответов.

Тема 5.3. Автоматизированная обработка данных с помощью анкет

Практикум. Освоение технологии автоматизированной обра­ботки анкет на примере проведения анкетирования в рамках конкурса на место ведущего музыкальной программы. Поста­новка задачи.

Технология разработки пользовательского интерфейса: оформ­ление шаблона анкеты претендента; создание форм оценок, вво­димых в анкету членами жюри; настройка форм оценок.

Технология организации накопления и обработки данных: создание макросов; создание управляющих кнопок; подведение итогов конкурса и построение диаграмм.

Раздел 6. Информационная технология разработки проекта

Тема 6.1. Представление об основных этапах разработки проекта

Понятие проекта. Примеры проектов. Классификация проек­тов: по сфере использования; по продолжительности; по слож­ности и масштабу.

Основные этапы разработки проекта: замысел проекта; планирование; контроль и анализ. Характеристика основных этапов.

Понятие структуры проекта как разновидности информа­ционной модели. Цель разработки информационных моделей. Понятие структурной декомпозиции.

Тема 6.2. Базовые информационные модели проекта

Информационная модель проекта в виде дерева целей. Общий вид структуры дерева целей. Декомпозиция цели. Построение дерева целей на примере проекта ремонта школы. Информационная модель проекта в виде структуры про­дукта. Общий вид структуры; Построение структуры продукта на примере проекта ремонта школы.

Информационная модель проекта в виде структуры разбие­ния работ. Общий вид структуры. Построение структу­ры разбиения работ на примере проекта ремонта школы.

Тема 6.3. Разработка информационных моделей социального проекта

Понятие замысла проекта. Уточнение и детализация замысла социального проекта. Анализ социальной проблемы. Составление пред­варительного плана работы по проекту.

Построение дерева целей проекта. Построение структуры информационного продукта проекта. По­строение структуры разбиения работ проекта. Построение мат­рицы ответственности.

Тема 6.4. Информационная технология создания социального проекта

Практикум. Подготовка докладов по теме с позиции основных предметных областей: истории, химии, биологии, экономики, литературы, обществоведения, социоло­гии, психологии.

Подготовка материалов.

Созда­ние анкеты в среде Excel. Проведение опроса. Обработка стати­стических данных.

Представление результатов проекта: проведение общешкольных мероприятий, молодежный форум в Интернете.

11 класс

Часть 1. Информационная картина мира

Раздел 1. Основы социальной информатики

Тема 1.1. От индустриального общества — к информационному

Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией. Характеристика индустриального общества. Ха­рактеристика информационного общества. Понятие информа­тизации. Информатизация как процесс преобразования инду­стриального общества в информационное.

Тема 1.2. Информационные ресурсы

Основные виды ресурсов. Понятие информационного ресурса. Информационный ресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается правильное использование информа­ционных ресурсов на развитии общества.

Понятия информационного продукта, услуги, информаци­онной услуги. Основные виды информационных услуг в биб­лиотечной сфере. Роль баз данных в предоставлении информа­ционных услуг. Понятие информационного потенциала об­щества.

Тема 1.3. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

Право собственности на информационный продукт: права рас­поряжения, права владения, права пользования. Роль государ­ства в правовом регулировании. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» как юридическая ос­нова гарантий прав граждан на информацию. Проблемы, стоя­щие перед законодательными органами в части правового обес­печения информационной деятельности человека.

Понятие этики. Этические нормы информационной дея­тельности. Формы внедрения этических норм.

Тема 1.4. Информационная безопасность

Понятие информационной безопасности. Понятие информаци­онной среды. Основные цели информационной безопасности. Объекты, которым необходимо обеспечить информационную безопасность.

Понятие информационных угроз. Источники информаци­онных угроз. Основные виды информационных угроз и их ха­рактеристики.

Информационная безопасность различных пользователей компьютерных систем. Методы защиты информации: ограни­чение доступа, шифрование информации, контроль доступа к аппаратуре, политика безопасности, защита от хищения ин­формации, защита от компьютерных вирусов, физическая за­щита, защита от случайных угроз и пр.

Тема 1.5. Моделирование в электронных таблицах

Этапы моделирования в электронных таблицах. Моделирование биологических процессов на примере ре­шения задачи исследования биоритмов и прогнозирования не­благоприятных дней для человека. Индивидуальные задания.

Моделирование движения тела под действием силы тяже­сти на примере решения следующих задач: исследование дви­жения тела, брошенного под углом к горизонту; исследование движения парашютиста. Индивидуальные задания.

Моделирование экологических систем на примере задачи ис­следования изменения численности биологического вида (попу­ляции) при разных коэффициентах рождаемости и смертности с учетом природных факторов и биологического взаимодейст­вия видов Индивидуальные задания.

Моделирование случайных процессов на примере решения следующих задач: бросание монеты; игра в рулетку. Индивиду­альные задания.

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

Раздел 3. Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов

Тема 3.1. Автоматизация редактирования

Редактирование и форматирование документа. Проверка орфо­графии. Автозамена. Автотекст. Поиск и замена символов. Об­работка сканированного текста.

Тема 3.2. Автоматизация форматирования

Автоперенос. Нумерация страниц. Стилевое форматирование. Функции панели задач Стили и форматирование. Технология сти­левого форматирования. Правила применения стилей в много­страничных документах. Применение и изменение стандарт­ных стилей. Создание нового стиля. Создание стиля на основе выделенного фрагмента. Определение стилей в документах. Стили заголовков с нумерацией.

Создание оглавления. Автоматическая нумерация таблиц и ри­сунков. Перекрестные ссылки в документе, в колонтитулах, на список литературы. Обновление автоматически созданных по­лей. Сортировка.

Раздел 4. Информационная технология хранения данных

Тема 4.1. Представление о базах данных

Роль информационной системы в жизни людей. Понятие пред­метной области. Примеры представления информации в разных предметных областях. Пример организации алфавитного и предметного каталогов,

Понятие структурирования данных. База данных как осно­ва информационной системы. Основные понятия базы дан­ных — поле и запись. Понятие структуры записи.

Тема 4.2. Виды моделей данных

Примеры информационных моделей предметной области. По­нятие модели данных. Иерархическая модель данных и ее ос­новные свойства. Сетевая модель данных и ее основные свой­ства.

Реляционная модель данных и ее основные свойства. Типы связей между таблицами реляционной модели данных: «один к одному», «один ко многим», «многие ко многим». Трофиче­ское обозначение реляционной модели данных. Понятие клю­ча. Причина, по которой одна таблица разделяется на две. Пре­образование иерархической и сетевой моделей данных к реля­ционной.

Тема 4.3. Система управления базами данных Access

Понятие системы управления базой данных (СУБД). Этапы работы в СУБД. Интерфейс среды СУБД Access.

Основные группы инструментов СУБД: для создания таб­лиц; для управления видом представления данных; для обра­ботки данных; для вывода данных. Технология описания струк­туры, таблицы. Понятие формы для ввода и просмотра данных. Понятие фильтра. Виды фильтров: «по выделенному», «исклю­чить выделенное», расширенный фильтр. Понятие запроса. По­нятие отчета.

Тема 4.4. Этапы разработки базы данных

Этап 1 — постановка задачи. Этап 2 — проектирование базы данных. Этап 3 — создание базы данных в СУБД. Этап 4 — управление базой данных в СУБД.

Тема 4.5. Практикум. Теоретические этапы разработки базы данных

Постановка задачи — разработка базы данных «Географические объекты». Цель — создание базы данных. Проектирование базы данных «Географические объекты»: разработка структуры таб­лиц «Континенты», «Страны», «Населенные пункты»; выделе­ние в таблицах ключей.

Тема 4.6. Практикум. Создание базы данных в СУБД Access

Технология создания таблицы «Континенты». Создание струк­туры таблицы. Изменение свойств таблицы. Вставка рисунков в таблицу. Редактирование структуры таблицы. Технология создания таблицы «Страны». Технология создания таблицы «Населенные пункты».

Установление связей между таблицами: создание связей, удаление и восстановление связей. Понятие целостности дан­ных. Использование Мастера подстановок.

Ввод данных в связанные таблицы.

Тема 4.7. Практикум. Управление базой данных в СУБД Access

Технология создания и редактирования форм для таблиц «Кон­тиненты», «Страны», «Населенные пункты». Создание и редак­тирование составной формы. Ввод данных с помощью форм. Изменение вида подчиненной формы. Составная форма на ос­нове трех таблиц.

Сортировка данных в таблице. Разработка фильтра «по вы­деленному». Бланк расширенного фильтра и фильтрация «по маске».

Технология работы с запросами. Создание запроса на вы­борку и условия отбора в нем. Создание запроса с параметром и условия отбора в нем. Групповые операции в запросах.

Технология создания и редактирования отчёта.

III. Требования к уровню подготовки выпускников средней школы

Базовые знания

Развитие познавательных умений

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия ";информация";.

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

IV.Календарно - тематическое планирование



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по информатике и икт 10-11 классов среднего (полного) общего образования форма обучения – экстернат шаньгина лариса валентиновна учитель информатики

    Рабочая программа
    Рабочая программа по информатике и ИКТ разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  2. Рабочая учебная программа по информатике и икт 3-6 классы (пропедевтический курс)

    Рабочая учебная программа
    Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,
  3. Рабочая программа курса «информатика и икт» к учебнику " информатика и икт" () 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

    Рабочая программа
    Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» соответствует примерной программе профильного курса « Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
  4. Рабочая программа по информатике и икт для 11 класса на 2012-2013 учебный год

    Рабочая программа
    Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
  5. Рабочая программа курса «информатика и икт» к учебнику " информатика" () 10 - 11 класс базовый уровень

    Рабочая программа курса
    Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 09.
  6. Горно-Алтайск 2011 г

    Рабочая учебная программа
    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Н.

Другие похожие документы..