Главная > Документ



реального спроса на конкретные образовательные услуги. С точки зрения задач профильного изучения права наиболее эффективным представляется формирование социально-правового профиля. С целью подготовки к организации профильного обучения рекомендуется в основной школе вводить изучение права в качестве самостоятельного предмета в 7, 8, 9 классах за счет использования часов компонента общеобразовательного учреждения из расчета 1 час в неделю, а в IX классе 2 часа в неделю. Это даст возможность использовать преимущества специализации, осуществить предпрофильную подготовку учащихся.

В случае если право выбирается для изучения на профильном уровне, на его изучение выделяется 140 часов – по 2 часа в неделю в X и XI классах. Рекомендуемый оптимальный объем учебного времени, позволяющий реализовать практическую направленность курса, -3-4 часа в неделю как в Х, так и ХI классе.

Правовая проблематика в основной и старшей школах может изучаться в составе элективных курсов – обязательных курсов по выбору учащихся, на которые выделяются часы компонента образовательного учреждения. В практике правовой подготовки в образовательных учреждениях Челябинской области накоплен положительный опыт преподавания таких элективных курсов, как «Основы избирательного права», «Из истории права», «Основы правоведения», «Права потребителей», «Права ребенка». Рекомендуется обратить внимание на внедрение новых элективных курсов: «Основы уголовного права, криминологии и судебной психиатрии как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних», разработан специалистами Челябинского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации и элективного курса «Права и ответственность ребенка» автор Ю.А. Кожин (Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка – М., Русское слово, 2008).

Одной из составляющих обновления содержания правового образования является усиление внимания к формированию знаний о правах и свободах человека. Организовать изучение прав и свобод человека позволяет использование учебно-методического комплекса «Права человека» (авторы – Т.В. Болотина, Е.А. Певцова, П.В. Маков, А.Б. Суслов, В.В. Смирнов). Концепция, учебная программа, тематическое планирование курса, методическое пособие для учителя, текст учебника «Права человека» 10-11 класс размещены на сайте: http:www.mon.gov.ru

Образовательные учреждения имеют широкие права в области выбора учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание права. Главным требованием при этом является соответствие учебных пособий Федеральному перечню учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год.

В настоящее время учитель права обеспечен целостной системой учебно-методических комплексов по праву в основной и средней (полной) школе. В рамках реализации проекта «Правовое образование в школе» Российским Фондом Правовых Реформ были разработаны учебные программы для 5-11 классов (направленные на углубленное изучение права), учебные пособия для учащихся, методические рекомендации для учителей, хрестоматии по праву.  В федеральном перечне учебников для основной школы, по данной линии указан учебник Володиной С.И., Полиевктовой А.М., Спасской В.В. Обществознание (Основы правовых знаний), 8-9 класс – М., Новый учебник, 2004.

При изучении права на базовом уровне возможно использование следующих учебно-методических комплексов:

  1. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Ч.1,2 10,11 кл. – М., Русское слово, 2005. (В УМК входит программа, поурочное планирование, поурочные методические разработки).

  2. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 кл. – М., просвещение. 2004. (Методические рекомендации).

  3. Кашанина Т.В. Основы права. 10-11 кл. – М., Вита-Пресс, 2005. (В УМК входит методическое пособие, хрестоматия).

Изучать учебный предмет «Право» на профильном уровне рекомендуется с использованием следующих учебно-методических комплексов:

  1. Боголюбов Л.Н., Лукпшева Е.А., Матвеева А.И. Право.10, 11 кл.-М., Просвещение 2007.

  2. Воронцов А.В., Романов К.С., Баранов П.А. под ред. Бордовского Г.А. Право. 10,11 класс – М., Вентана-граф, 2008.

  3. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Ч.1,2 10 класс, Ч.1,2 11 класс – М., Русское слово, 2006.

  4. Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 кл. – М., Дрофа, 2005.

Особенностью преподавания права с учетом новых тенденций в обновлении содержания образования является отказ от традиционных нормативистских установок в пользу ценностного подхода к праву, от юридического догматизма к деятельностному освоению правовых механизмов, средств и способов действия.

При освоении правового содержания стандарта в основной школе необходимо уделить особое внимание правам, обязанностям и ответственности несовершеннолетних; правилам поведения в семье, на улице, в школе, в конфликтных ситуациях; ситуациях, типичных для соответствующего возраста; приемам поиска необходимой информации и т.п.

В старшей школе базовый курс права должен быть направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Учитель должен учесть, что на профильном уровне в старшей школе в содержание обязательного минимума включаются дополнительно темы, обеспечивающие приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права, о юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также способы познавательной деятельности, освоение которых является условием дальнейшего обучения и профессионального становления.

В рамках реализации национально-регионального компонента содержание правового компонента рекомендуется дополнить модулем, посвященным особенностям устройства органов государственной власти и местного самоуправления в Челябинской области.

В 2008 году специалистами ЧГПУ, ЧИППКРО на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования был разработан и апробирован новый современный электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области». Данная программа позволяет образовательным учреждениям конструировать предметные линии в образовательной программе, разрабатывать календарно-тематические планирования по предметам в соответствии со спецификой учреждения, определяемой соответствующим типом и видом.

Учителю права необходимо всесторонне изучить и эффективно использовать возможности нового электронного ресурса «Образовательная программа Челябинской области» для планирования учебно-методической работы по предмету, освоения содержания федерального компонента образовательного стандарта по праву, составления календарно-тематических планов на базовый и профильный уровень, а также при конструировании содержания и планирования элективных курсов.

Практика преподавания и изучения права показывает, что усвоение учащимися содержания образования по праву достигает наибольшей эффективности там, где широко используются новейшие педагогические технологии, обеспечивающие деятельностный подход в организации учебного процесса (обучение в сотрудничестве (Cooperative learning), метод анализа конкретных ситуаций (Case-studies), метод проектов). Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков, как учебных, так и гражданских.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных рабочих программ. Разрабатывать рабочую учебную программу по праву учителю необходимо с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, изложенных в письме «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в образовательных учреждениях Челябинской области».

Важная роль при обучении праву отводится внеклассной и внешкольной работе. Содержание внеурочной деятельности включает такие направления, как развитие школьного самоуправления: участие в работе советов школы, создание ученических советов, социальное проектирование в рамках проектов «Я - гражданин России», «Гражданский форум», участие в конкурсах, олимпиадах.

Участие в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по праву, позволяет стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, содействует выявлению школьников, проявляющих особые способности к предмету, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений по праву, создает льготные условия поступления в высшие учебные заведения. При подготовке к олимпиадам рекомендуется использовать обновленные учебно-методические комплексы по праву, предметные журналы «Основы государства и права», «Право в школе» и электронные информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант-плюс», методическое пособие Федерального агентства по образованию «Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 году»: М., АПКиППКРО, 2006.

Особую важность в обучении праву приобретает изменение системы оценивания учебных достижений учащихся. Грамотная организация оценивания – одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Эта задача тем более осложняется, что предметом оценивания становится правовая компетентность, т.е. определенные умения и навыки. В правовом образовании очевидной является необходимость комплексного подхода к системе оценивания. Оно должно быть направлено не только на выявление, в какой мере учащиеся усвоили знания, но и на выявление способности использовать их на практике. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, полезно использовать методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни. Критериями оценивания достижений учащихся в изучении права являются: объективность, адекватность, значимость, открытость, доступность.

Образовательным учреждениям, организующим преподавание права в качестве самостоятельного предмета в основной и старшей (полной) школе, рекомендуется проведение экзамена по выбору для учащихся 9 и 11 классов. Формы проведения экзаменов регламентируются Положением об итоговой аттестации. Примерные комплекты билетов по праву для итоговой аттестации за курс общеобразовательной школы опубликованы в журнале «Вестник образования» март 2005 г., Примерный





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо О преподавании ПРАВА в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования I

    Инструктивно-методическое письмо
    ... культура. Еслиправовыбираетсядляизучениянапрофильномуровне оно исключается из состава инвариантной части, на его изучениенапрофильномуровне в ... на первых этапах рекомендуется использовать действующие учебники по праву, привлекая в случае ...
  2. Необходимо предусмотреть выделение в учебном плане дополнительного третьего часа в 9 классе для изучения регионального (национально-регионального) компонента

    Документ
    ... напрофильномуровне могут изучаться обществознание, право ... напрофильномуровне могут изучаться литература, русский язык и иностранный язык. Если история выбираетсядляизучениянапрофильномуровне ... случае, когда изучение истории напрофильномуровне ...
  3. Необходимо предусмотреть выделение в учебном плане дополнительного третьего часа в 9 классе для изучения регионального (национально-регионального) компонента

    Документ
    ... напрофильномуровне могут изучаться обществознание, право ... напрофильномуровне могут изучаться литература, русский язык и иностранный язык. Если история выбираетсядляизучениянапрофильномуровне ... случае, когда изучение истории напрофильномуровне ...
  4. Методические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании учебного предмета «история» в 2009 – 2010 учебном году

    Методические рекомендации
    ... на реализацию ФБУП – 2004 г. переходят VI и XI классы. Таким образом, право ... часа в неделю). Если история выбираетсядляизучениянапрофильномуровне, то она исключается ... В случае необходимости можно получить соответствующие консультации на кафедре ...
  5. В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов

    Документ
    ... дляизученияна базовом уровне. Учебное время, отведенное в этом случаенаизучение ... 10 классе). Если география выбираетсядляизучениянапрофильномуровне, то она ... с географией напрофильномуровне могут изучаться обществознание, право, экономика и ...

Другие похожие документы..