Главная > Документ
Министерство образования Российской Федерации
СБОРНИК
НОРМАТИВНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
Обществознание
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
Примерныепрограммы пообществознанию
4Г р Р о Ф Q
МОСКВА • 2007
УДК 372.83(094) ББК 74.266.0 С23
Материалы подготовлены Временным научным коллективом «Образовательный стандарт» (руководитель Э. Д. Днепров, менеджер А. Г. Аркадьев) Министерства образования РФ
Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев
Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. С23 Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 111,[ 1] с. ISBN 978-5-358-02357-4
Сборник включает документы, адресованные учителям обшествознанин: федеральный компонент государственного стандарта общего образовании по общество-знанию; федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровень); примерные программы по обществознанию основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень).
УДК 372.83(094) ББК 74.266.0
СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Составители: Днепров Эдуард Дмитриевич Аркадьев Аркадий Гельевич
Редактор А. Н. Дачевская
Художественный редактор Е. Б. Фалетова
Технический редактор М. В. Биденко
Компьютерная верстка £. В. Агуреева
Корректор И. А. Никанорова
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.24.953 Л.006499.07.06 от 26.07.2006.
Подписано к печати 19.02.07. Формат 60 х 90'/i6-
Бумага типографская. Гарнитура «Ньютон». Печать офсетная.
Усл. печ. л. 5,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 7362.
ООО «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49.
Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги
просим направлять в редакцию общего образования издательства «Дрофа»:
127018, Москва, а/я 79. Тел.: (495) 795-05-41. E-mail: chief@drofa.ru
По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа»
обращаться по адресу: 127018, Москва. Сущевский вал. 49.
Тел.: (495) 795-05-50. 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52.
Торговый дом «Школьник». 109172. Москва, Малые Каменщики, д. 6, стр. 1А.
Тел.: (495) 911-70-24, 912-15-16, 912-45-76.
Сеть Магазинов «Переплетные птицы». Тел.: (495) 912-45-76.
Интернет-магазин: http://www.drofa.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.
ISBN 978-5-358-02357-4 © ООО «Дрофа», 2007
ФЕДЕРАЛЬНЫЙКОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГОСТАНДАРТА
ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Основные задачи модернизации российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь — значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.
Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт — это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.
1. Государственный стандарт общего образования
Государственный стандарт общего образования ~ нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению)1.
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
единства образовательного пространства в Российской Федерации;
1 Основные требования к обеспечению образовательного процесса устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4
защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
преемственности образовательных программ на разных ступенях обшего образования, возможности получения профессионального образования;
социальной защищенности обучающихся;
социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений:
основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного обшего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам:
объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
установления эквивалентности (нострификации) документов об обшем образовании на территории Российской Федерации;
установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией;
региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации;
.— 5
компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
В настоящем документе представлен федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр — начальное общее и основное общее образование, второй — среднее (полное) обшее образование.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее — федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:
переход к 4-летнему начальному образованию;
введение профильного обучения на старшей ступени школы;
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика:
формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
6
усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, — экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т. д.
В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования внесены следующие основные изменения в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденным приказом Минобразования России в 1998/99 гг.):
Русский и Иностранный языки — существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение русского языка в старшей школе и иностранного языка со II класса начальной школы;
Литература — значительно усилена духовно-нравственная 11 )с готическая функции предмета, существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений;
Математика — впервые введены элементы теории вероятности и статистики;
Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с IIIкласса как учебный модуль, с VIIIкласса — как самостоятельный учебный предмет;
Естествознание — усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (Физика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание;
Биология — значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности);
География — реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу;
История — полнее раскрываются историко-культурные аспекты, причинно-следственные связи, роль человеческого фактора, ци-вилизационная составляющая исторического процесса;
Обществознание — направлено на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и правового государства; впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном
7
уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право;
—Искусство — увеличен удельный вес данной образовательной
области, предусматривается ее обязательное изучение в IX классе
и по выбору — в старшей школе.
Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельно-стному его освоению.
3. Структура федерального компонента
государственного стандарта общего образования
Федеральный компонент — основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливает:
обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
требования к уровню подготовки выпускников;
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся', а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней — по учебным предметам.
Образовательные стандарты по учебному предмету включают:
цели изучения учебного предмета;
обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.
3.1. Цели
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе.
1 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г. (регистрационный номер 3997).
8
Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и по отдельным учебным предметам.
Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.
3.2. Обязательный минимум содержания
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) — обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.
Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях(уровнях) образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рам-
9 .
ках ступеней обшего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.
Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, предоставляет возможность разноуровневого обучения.
3.3. Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников (далее — требования) — установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта обшего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне обшего образования.
Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, умен,, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Похожие документы:
Сборник нормативных документов в сфере образования Комплексный проект модернизации образования 2008 Сборник подготовлен
Закон... образования Составитель – Светлана Сергеевна Трусенева Сборникнормативныхдокументов в сфере образования. Министерство образования Калининградской ...Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования
ЗаконСборникнормативныхдокументов регламентирующих деятельность педагога-психолога ... 6.5. Психологические службы в образовательных учреждениях в соответствии с нормативнымидокументами: активно содействуют формированию личностного и интеллектуального ...Сборник нормативных документов в сфере культуры субъектов российской федерации часть i
Закон... КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент культуры СБОРНИКНОРМАТИВНЫХДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ... культуры повышается в соответствии с нормативнымидокументами Правительства Российской Федерации, Правительства Свердловской ...Сборник нормативных документов социально-педагогической работы СамГУПС Самара 2011
Документ... РАБОТЫ Сборникнормативныхдокументов социально-педагогической работы СамГУПС Самара 2011 УДК Сборникнормативныхдокументов по ... – Самара: СамГУПС, 2011. – 59 стр. В сборникнормативныхдокументов входят федеральные законы, постановления Правительства ...Сборник нормативных документов по кредитной технологии
Закон... УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМЕНИ Ш. ЕСЕНОВА СБОРНИКНОРМАТИВНЫХДОКУМЕНТОВ ПО КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ АКТАУ, 2011г ... мобильности в казахстанских вузах используются следующие нормативныедокументы: заявление студента, выезжающего (ей) по ...