Главная > Документ


Проект

Стратегический план развития

Министерства финансов Республики Казахстан

на 2009 – 2011 годы

г. Астана 2008 год

Содержание

Миссия и видение

Анализ текущей ситуации

Стратегические направления, цели и задачи деятельности Министерства финансов Республики Казахстан

Межсекторальное взаимодействие (на основе соглашений между государственными органами)

Соответствие стратегических направлений и целей государственного органа стратегическим целям государства

Функциональные возможности Министерства финансов Республики Казахстан и возможные риски

Нормативные правовые акты

6.

Бюджетные программы

Миссия и видение Министерства финансов Республики Казахстан

Обеспечение прозрачности и своевременного осуществления, достоверного учёта и надежного контроля операций при образовании и использовании государственных финансовых и материальных ресурсов в целях содействия экономическому росту и достижения высокой конкурентоспособности экономики Республики Казахстан

Эффективно функционирующая система управления государственными финансами, классифицируемая мировым финансовым сообществом как одна из наиболее развитых, устойчивых и прогрессивно эволюционирующих финансовых систем

Анализ текущего состояния

В Послании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Глава государства поставил перед Правительством ряд важнейших стратегических задач, направленных на рост качества жизни казахстанцев и построение конкурентоспособного государства.

В экономике государства наступает принципиально новый этап - это обеспечение качественных характеристик роста. А именно, устойчивость экономики в условиях кризисов, сбалансированное развитие как добывающих, так и обрабатывающих отраслей, эффективность инфраструктуры. А прежде всего, это качество жизни каждого человека.

В соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан Правительством страны принимаются меры по минимизации последствий мирового экономического кризиса, выработке превентивных мер защиты отечественной экономики от потенциальных внешних рисков.

В целях решения поставленных задач Министерство финансов Республики Казахстан, являющееся одним из главных экономических ведомств страны и уполномоченным органом по исполнению бюджета, обеспечивает, прежде всего, реализацию государственной политики в области налогообложения, таможенного дела, исполнения бюджета, а так же формирование государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Стратегическое направление 1. Улучшение качества исполнения бюджета

Ключевая функция Министерства финансов состоит в обеспечении полного и своевременного исполнения бюджета, поэтому данное стратегическое направление объединило цели по повышению качества казначейского обслуживания исполнения бюджетов и счетов государственных учреждений, оптимизации и повышению эффективности процесса государственных закупок и предупреждение финансовых нарушений при использовании средств государственного бюджета.

В настоящее время в сфере казначейского обслуживания возникает проблема, связанная с увеличением оборота обрабатываемых платежных документов в казначействе, возникающая в связи с ежегодным увеличением объемов бюджетов, например, если в 2005 году оборот обрабатываемых платежных документов составлял 7031,4 тысячи, то 2006 году он увеличился на 1 247,6 тысяч, а в 2007 году по сравнению с 2006 – на 758,4 тысячи.

Основной проблемой являются задержки в обработке документов и выдаче форм отчетности в связи с ростом трафика и увеличением нагрузки на производительность системы.

В этой связи, учитывая динамику роста финансовых документов, в Стратегическом плане предусмотрена задача по совершенствованию информационной системы казначейства в части взаимодействия между казначейством и клиентом (государственным учреждением) в процессе исполнения бюджетных программ с поэтапным переходом на электронный документооборот. В результате будет сокращено время обслуживания государственных учреждений и обработки финансовых документов.

В части формирования тендеров государственных закупок, так же выявлены проблемы, связанные с затяжным процессом проведения торгов и последующим недоосвоением бюджетных средств, в случае если конкурсы не состоялись. Для решения этих проблем Министерством будет модернизировано законодательство о государственных закупках, что позволяет активно применять IT-технологии. Планируется максимально отработать информационную систему «электронные государственные закупки» путем опытной эксплуатации в рамках пилотной зоны. Это даст возможность ускорить ее промышленное тиражирование, обеспечить поэтапный переход субъектов государственных закупок в систему электронных торгов, что в свою очередь приведет к упрощению процедур государственных закупок и увеличению своевременности исполнения бюджетов.

С другой стороны решение проблемы несвоевременного исполнения бюджета должно заключаться не только в упрочении процедурных вопросов, многие государственные органы не всегда эффективно используют выделенные им финансовые средства, а зачастую и не по назначению. В таких случаях возникает проблема эффективного действия системы внутреннего контроля страны.

Динамика финансовых нарушений за последние 3 года свидетельствует об их росте (2005 году – 32,2 млн. тенге, 2006 году – 41,1 млн. тенге, 2007 году – 54,4 млн. тенге). В идеале, нарушения должны стремиться к снижению, это и должно быть индикатором эффективности деятельности внутреннего контроля страны.

В этой связи в Стратегическом плана определена цель «Предупреждение финансовых нарушений при использовании средств государственного бюджета», измеримым результатом которой должно стать снижение удельного веса нарушений в расходах государственного бюджета.

На протяжении ряда лет нерешенной проблемой оставалось несвоевременное исполнение объектами контроля предписаний по устранению выявленных нарушений. Ответы объектов контроля составляют около 70%, как правило, их третья часть это формальные ответы, не содержащие конкретной информации о принятых мерах.

Введение с этого года нормы Кодекса об административных правонарушениях в части привлечения к ответственности должностных лиц объектов контроля за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний будет способствовать повышению финансовой дисциплины объектов контроля.

В этой связи определен показатель: повышение уровня исполнения решений и рекомендаций, принятых по итогам контрольных мероприятий с его достижением к 2011 году 85%.

Недостаточная эффективность действующей системы финансового контроля на данном этапе большей частью обусловлена тем, что основным методом в деятельности контрольных органов является последующий контроль, когда факт нарушения состоялся, денежные средства использованы и упущено время.

Необходимость перехода к аудиту очевидна, но должна осуществляться поэтапно. На данном этапе предлагается внедрение аудита на уровне государственных органов, а в перспективе на уровне Правительства страны.

В этой связи в Стратегическом плане предусмотрена задача по поэтапному переходу к аудиту управления рисками, соответственно Министерству необходимо приступить к разработке системы отбора и мониторинга объектов по группам рисков и к 2010 году внедрить ее на уровне 30% от плановых контрольных мероприятий, к 2011 г. – до 40%.

Новые подходы бюджетирования требуют внедрение и развитие оценки деятельности государственных органов, направленной на анализ эффективности и результативности планирования и исполнения бюджетов, ориентированных на результат. Внедрение предполагается начать с 2011 года в рамках пилотных министерств и акимата Южно-Казахстанской области.

Стратегическое направление 2. Повышение эффективности деятельности органов налоговой службы

Несмотря на уже достигнутый в 2002-2007 годы рост отношения налоговых поступлений к ВВП на 5,6 процентных пунктов, есть возможность увеличить в ближайшие 3 года этот показатель ещё на 3 процентных пункта.

В целях увеличения налоговых поступлений необходимо сосредоточить внимание на резервах скрытых в теневой экономике и направить деятельность на их выявление. Необходимо повышать эффективность проверок крупных предприятий, особенно – по контролю за трансфертными ценами, активизировать борьбу со лжепредпринимательством, усилить администрирование убыточных предприятий, обратить внимание на нерезидентов, существенно повысить поступление налогов от подакцизной (особенно – от алкогольной) отрасли.

Увеличение доходной части бюджета должно проводиться за счет совершенствования налогового администрирования с параллельным снижением налоговой нагрузки. Недостатки или недоработки налогового администрирования могут привести к снижению поступлений налогов в бюджет, увеличить вероятность налоговых правонарушений, в конечном итоге создать социальную напряженность в обществе.

Достижение данной задачи предусмотрено в рамках стратегической цели «Обеспечение полноты поступления налогов путем улучшения налогового администрирования» путем повышения охвата налогоплательщиков налоговым контролем.

Кроме того, наряду с прорывными шагами в совершенствовании деятельности органов налоговой службы, основанными на использовании передового международного опыта на базе информационных систем, существует ряд проблем, требующих их решения.

В рейтинге административных барьеров среди государственных органов налоговые органы заняли 7 место, из них:

  • отсутствие удобств для ожидания - 45%

  • недоброжелательный персонал - 35%

  • плохо организованные сотрудники - 29%

  • большие очереди - 69%

  • отсутствие разъяснительной информации - 29%

В данный момент на низкое качество услуг влияет техническая оснащенность. К примеру, основными проблемами при представлении налоговой отчетности в электронном виде и организации удаленного доступа к лицевым счетам является:

  • несвоевременное обновление программного обеспечения по заполнению форм налоговой отчетности в связи с изменениями налогового законодательства;

  • нестабильность работы системы приема и обработки форм налоговой отчетности, что приводит к сбоям при приёме и обработке отчётности в период максимальной нагрузки, в том числе, к задержке разноски данных из форм налоговой отчётности на лицевые счета налогоплательщиков;

  • неразвитость аналитического аппарата систем приема и обработки форм налоговой отчетности.

Кроме того, уровень технической обеспеченности налоговых органов неадекватен объёму получаемой и обрабатываемой ими информации. Имеющиеся ресурсы требуют модернизации, и не отвечает текущим потребностям налоговых органов. Результатом этого является образование очередей обработки данных на серверах, разноска на лицевые счета происходит с нарушением сроков сдачи отчетности. Такое положение вызывает нарекания со стороны налогоплательщиков, и может привести к отказу налогоплательщиков от представления налоговой отчетности в электронном виде.

Решения этих проблем предусмотрены в рамках обеспечения стратегической цели «Обеспечение роста уровня удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы» путем:

- повышения качества предоставляемых налоговых услуг (сокращение среднего времени ожидания в очереди, повышение удовлетворенности качеством работы программного обеспечения по оказанию электронных видов государственных услуг (по результатам опроса), упрощение исчисления налогов – среднее время, затрачиваемое на подготовку и сдачу налоговой отчетности в год, строительство Центров приема и обработки информации налоговых органов),

- повышения информированности общества в налоговых вопросах путем внедрения в практику работы органов налоговой службы прогрессивных форм и методов разъяснительной работы, в том числе, с использованием современных информационных технологий.

Стратегическое направление 3. Повышение эффективности деятельности таможенных органов

В последнее время таможенной службой Республики Казахстан предпринимаются активные шаги в сторону совершенствования таможенного администрирования, упрощения таможенных процедур, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и населения в целом.

Стратегическим планом развития предусмотрено сократить время обслуживания участников ВЭД за счет модернизации основных автоматизированных бизнес-процессов в таможенном деле до 2011 года. Основными показателями, характеризующими выполнение данного пункта, являются разработка и внедрение в промышленную эксплуатацию информационных систем таможенных органов.

Также важно наличие таможенников высокой квалификации, способных решать в масштабе государства проблемы совершенствования законодательной базы, влиять на развитие рыночной экономики, защиту прав и свобод граждан, заставляет особое внимание обратить на вопросы их подготовки.

В этой связи планируется проводить постоянное обучение должностных лиц: в 2008 году 3525 человек, в 2009-2011 годы по 4 тысячи человек в каждом.

Согласно отчету Международного банка развития в рейтинге по ведению международной торговли Казахстан занимает 178 место в мире, так как для осуществления сделки по импорту в нашей стране необходимо представить 18 документов, по экспорту – 14. При этом продолжительность их оформления может длиться до 60 дней.

Из 18 требуемых документов только 3 являются таможенными – учетная карточка участника ВЭД, гарантийное обязательство о доставке товаров, таможенная декларация (грузовая, пассажирская).

В этой связи Министерство планирует исключить 2 вспомогательных таможенных документа и оставить обязательным лишь один – таможенную декларацию.

Актуальным вопросом на текущий момент остается сокращение сроков таможенного оформления. Несмотря на постоянный мониторинг сроков оформления, таможенные органы в силу своих дискреционных полномочий продолжают применять документальный и физический контроль одновременно.

В настоящее время существующая система таможенных органов осуществляет тотальный контроль грузов, при котором имеет место волокита при бумажном декларировании, должностные лица таможенных органов в основном ориентированы на проверку грузов и документов, что в свою очередь создает возможности для действий субъективного характера со стороны должностных лиц.

Приоритетом для будущего развития должно стать сокращение процента физического досмотра товаров и транспортных средств, которое к 2011 году планируется сократить до 35%.

Одной из задач Стратегического плана ставится обеспечение профилактики правонарушений, с целью снижения высокого процента правонарушений, которые допускается при декларировании товаров и транспортных средств. Международный опыт показывает, что применение наказания не обеспечивает исполнение законов.

В связи, с чем рамках данной задачи планируется внесение изменений в законодательные и нормативные правовые акты в целях устранения причин и условий, способствующих правонарушениям, а также в целом для эффективного выполнения задач, стоящих перед таможенными органами Республики Казахстан.

В данной задаче также предлагается целый комплекс мероприятий, которые позволят сделать проведение проверок таможенными органами механизмом направленными на помощь бизнесу в устранении имеющихся нарушений.

Относительно повышения качества уголовного и административного производства планируется, что в результате повышения качества оперативно-розыскной деятельности, сбора предварительной информации и формирования дел, дознания, количество дел, не рассмотренных судами, снизится к 2011 году до 35%.

Либерализация внешней торговли и как следствие увеличение объемов импорта товаров повышают риски их незаконного перемещения через таможенную границу страны, зачастую опасных для жизни и здоровья граждан, а также наносящих не только экономический ущерб государству, но и невосполнимый вред экологии.

В этой связи, таможенные органы в рамках оперативно-розыскной деятельности проводят плановые операции по методу «контролируемая поставка», позволяющие выявлять не просто факт контрабанды наркотических средств, а всю цепочку преступной схемы от поставщика до реализатора.

В целом, реализация стратегического направления позволит привести деятельность таможенной службы в соответствие с международными стандартами и требованиями по вступлению во Всемирную торговую организацию, обеспечит беспристрастное обслуживание участников внешнеэкономической деятельности, увеличит объемы собираемых пошлин и сборов, снизит уровень контрабанды и коррупции.

Стратегическое направление 4. Повышение качества и доступности финансовой информации

В связи с динамичным развитием экономики страны, ее интеграцией и постоянным взаимодействие Казахстана с международным сообществом, необходимо постоянное совершенствование качества и доступности финансовой информации Казахстана, что непременно ведет к переходу на международные стандарты бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности.

При этом переход на МСФО юридических лиц невозможно обеспечить без мониторинга за соблюдением требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Для реализации данной задачи в Стратегическом плане предусмотрена задача по улучшению законодательной базы.

Параллельно в рамках создания Депозитария финансовой отчетности для организаций публичного интереса в Стратегическом плане представлены мероприятия по формированию базы данных по юридическим лицам с долей участия государства, не перешедших на МСФО, что помимо должного мониторинга обеспечит доступ к оперативный информации для принятия своевременных мер по обеспечению внедрения международных стандартов.

В целях совершенствования системы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе 2009-2011 годах планируется провести на первом этапе подготовку основы для создания системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях, соответствующей международной практике, в частности: изучить международную практику и проанализировать возможности и способы ее применения в государственных учреждениях (2009 год), разработать и принять нормативные правовые акты (2009-2010 годы), создать программный продукт (2011 год), начать обучение составителей, пользователей финансовой отчетностью, внешних и внутренних аудиторов (с 2010 года), подготовиться к реализации «пилотной программы».

Также не все аудиторские организации осуществляют свою деятельность в соответствии с международными стандартами аудита, в этой связи Стратегический план содержит задачу по обеспечению соблюдение аудиторскими организациями требований международных стандартов.

Стратегическое направление 5. Повышение эффективности системы управления собственностью

Формированию системы управления собственностью (осуществление права собственника в отношении республиканской собственности, обследование активов государства на предмет выявления нерационально использующихся объектов республиканской собственности, передачу таких объектов в конкурентную среду или другим пользователям, продажу государственного имущества, и некоторые другие) в стратегическом плане развития представлено формированием информационной базы, включающей Реестр государственных предприятий и негосударственных юридических лиц с участием государства, результаты комплексного мониторинга эффективности управления собственностью юридических лиц с участием государства; результаты государственного мониторинга собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

Информационная база содержит информацию о финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и юридических лиц с участием государства (501 организация), а также юридических лиц всех форм собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение (42 объекта).

В процессе формирования указанной информационной базы, основываясь на данных которые предоставляются государственными органами, производится принятие управленческих решений. Выявилось, что необходимо дальнейшее совершенствование системы управления собственностью, как стратегическое направление деятельности Министерства на среднесрочный период.

Количество обследованных объектов любых форм собственности, и практическое содержание и процедура наполнения базы актуальными данными, в существующем виде, не способствует повышению качества принимаемых решений по совершенствованию системы управления собственностью, что требуется при принятии управленческих решений, а также дальнейшему повышению прозрачности деятельности отраслей экономики и определении показателей Глобального индекса конкурентоспособности.

В этой связи, требуется увеличение количества обследованных объектов комплексного мониторинга эффективности управления собственностью юридических лиц с участием государства, для обеспечения фактическим данными государственных органов для увеличения представительности вырабатываемых управленческих решений.

Осуществление деятельности во исполнение Закона РК «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение» сопровождается увеличением числа обследуемых объектов, при неизменности финансирования, что отрицательно сказывается на качестве принимаемых решений по обеспечению экономической безопасности страны. Обеспечение минимально необходимого охвата стратегических объектов, при все увеличивающемся их абсолютном количестве, для повышения качества фактической информационной базы, служащей основой для принятия решений по обеспечению экономической безопасности страны, становится настоятельной необходимостью.

Указанные выше проблемы требуют разрешения путем дальнейшего совершенствования системы управления собственностью, увеличения показателя обеспеченности финансовой и управленческой информацией, включенной в информационную базу для принятия управленческих решений. Формирование электронной информационной базы на изложенных принципах, обеспечит соответствие изменяющимся условиям развития производительных сил Республики Казахстан, повышение прозрачности деятельности государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, а также юридических лиц, функционирующих в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

Стратегическое направление 6. Повышение эффективности регулирования в сфере банкротства

Начиная с 2002 года ликвидировано 16 587 организаций, из них 14 119 организаций или 85,1 % не имели имущества. Процедуры банкротства применяются к предприятиям, которые уже не работают, имущество практически отсутствует, в итоге при ликвидации большинство требований кредиторов остаются непогашенными.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основы социальной экономики

    Учебное пособие
    ... прошлого года и теплоэнергии – на 4% . Внешнеторговый оборот Казахстана (данные Комитета таможенного контроля МинистерствафинансовРеспубликиКазахстан, без ...
  2. Об утверждении программы по развитию химической промышленности республики казахстан на 2010 - 2014 годы

    Программа
    ... РеспубликиКазахстан от 6 мая 2009года № 641 "Об утверждении Плана действий по развитию химической промышленности РеспубликиКазахстанна2009 - 2015 годы ...
  3. Об утверждении программы по развитию конкуренции в республике казахстан на 2010 - 2014 годы

    Программа
    ... РеспубликиКазахстан от 26 октября 2010 года № 1115 ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕКАЗАХСТАННА 2010 - 2014 ГОДЫ г. Астана ...
  4. Программа по развитию конкуренции в республике казахстан на 2010 - 2014 годы

    Программа
    ... РеспубликиКазахстан от 26 октября 2010 года № 1115 ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕКАЗАХСТАННА 2010 - 2014 ГОДЫ г. Астана ...
  5. Об утверждении программы по развитию агропромышленного комплекса в республике казахстан на 2010 - 2014 годы

    Программа
    ... ноября 2008года № 1106 "Об утверждении Комплекса мер по устойчивому развитию агропромышленного комплекса РеспубликиКазахстанна2009 - 2011годы" ...

Другие похожие документы..