Главная > Методические рекомендации


Соловьева Татьяна Николаевна,

начальник ОИПП ГОУ ТОИУУ,

кандидат педагогических наук,

почетный работник общего образования РФ

Методические рекомендации по преподаванию русского языка

в образовательных учреждениях Тверского региона

в 2009 – 2010 учебном году

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, во многом определяющим успешность личности в овладении школьными предметами и качество образования в целом. В этом заключается та особая миссия, которую выполняет учитель русского языка.

Лучшие традиции отечественной школы в обучении русскому языку связаны с необходимостью речевого развития учащихся. Еще в XIX веке один из основоположников методики русского языка как науки Ф.И. Буслаев называл родной язык «неистощимой сокровищницей всего бытия человеческого» и считал, что развитие дара слова напрямую связано с раскрытием «нравственных сил» человека. Эта идея является основополагающей и сегодня как для педагогов российской школы, так и ученых, исследующих проблемы преподавания русского языка в школе.

Такой школьный предмет, как русский язык, обладает особым потенциалом в духовно-нравственном становлении личности, в развитии ее эмоционально-ценностного отношения к миру, в привитии коммуникативной культуры.

Изменения, происходящие сегодня в практике преподавания русского языка, связаны прежде всего с осуществляемым современной школой переходом от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной. В основе такого перехода лежит понимание того, что будущее зависит не столько от суммы предметных знаний учащихся, сколько отсформированности универсальных способов деятельности. Отсюда усиление коммуникативной направленности школьного курса русского языка, когда на уроках больше внимания уделяется работе с текстами различных типов и стилей, что в итоге и призвано обеспечить формирование общеучебных умений работы с информацией, зафиксированной в тексте.

Становление сегодняшнего школьника как личности, как будущего профессионала начинается с его умения позиционировать себя в устной речи, что, в свою очередь, мотивирует пристальный интерес к развитию устной связной речи учащихся, а в методике преподавания русского языка приводит к необходимости отработки навыка создания монологических высказываний, участия в диалоге и полилоге.

Один из видов обобщенных способов деятельности заключается в способности учащихся пользоваться разными видами словарей, обращаться к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Школьников нужно научить пользоваться словарями правильности русской речи, чтобы при создании и воспроизведении текстов разных стилей, в том числе и делового, научного, они сохраняли нормы современного русского литературного языка, нормы речевого этикета.

Наметившиеся в последние годы подходы к дифференцированному обучению призваны обеспечить индивидуальное личностное развитие школьника. Благодаря введению предпрофильного и профильного обучения, единого государственного экзамена актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения, основная идея которого заключается в признании важности теоретических знаний для успешного формирования практических умений. Изучение языковых и литературных явлений ведется с учетом взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных уровней.

При подобном подходе в центре процесса обучения оказываются интересы ученика, создаются условия для раскрытия его творческого потенциала, учитывается его личный и читательский опыт, что, несомненно, нацелено на реализацию личностно ориентированного подходав обучении русскому языку.

В проектах стандартов второго поколения основными целями изучения русского языка в школе названы следующие:

  • формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

  • формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

  • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Для успешной реализации поставленных целей необходима готовность учителя к работе в инновационных условиях, к разумному соединению традиций и инноваций в педагогической деятельности.

Анализ состояния преподавания русского языка в образовательных учреждениях Тверского региона, сделанный в ходе курсовой подготовки, работы с тьюторами, проведения новых форм итоговой аттестации за курс основной школы, участия в едином государственном экзамене, позволяет выделить несколько проблемных зон в преподавании предмета, на которые следует обратить особое внимание в наступающем учебном году.

1. Выбор УМК по русскому языку в основной и средней общеобразовательной школе

Для решения вопроса об учебно-методическом обеспечении преподавания русского языка необходимо использовать перечень-каталог учебно-методических изданий, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2008 года № 379 (приложения 1, 2) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год»). В учебном процессе могут быть использованы как допущенные, так и рекомендованные издания. Выборка учебников по русскому языку, рекомендованных и допущенных к использованию в 2009/2010 учебном году, приведена в Приложениях 1 и 2 к данному документу.

В учебно-методический комплекс (УМК) входят образовательная программа, учебник, методические рекомендации, а также при наличии – поурочные разработки, сборники текстов для различных письменных работ, сборники тестов, рабочие тетради с печатной основой и т.п.

При выборе УМК по русскому языку следует учитывать следующие факторы:

  1. наличие грифа Министерства образования и науки и включенность в Перечень изданий, рекомендованных к использованию в учебном процессе;

  2. полнокомплектность учебной линии (программа (!), учебник, методические рекомендации);

  3. завершенность учебной линии (5-9 классы; 10-11 классы);

  4. готовность учителя к преподаванию предмета по данному УМК;

  5. соотнесенность с содержанием контрольно-измерительных материалов (КИМ) государственной итоговой аттестации за курс основной и старшей школы;

  6. эффективность учебников (оценивается по результатам государственной итоговой аттестации);

  7. обеспеченность образовательных учреждений учебниками.

Основная школа.

С учетом вышеперечисленных факторов в 5-9 классах образовательных учреждений Тверского региона активно используются УМК под ред. Н.М. Шанского (издательство «Просвещение»), УМК под ред. В.В. Бабайцевой (издательство «Дрофа»), УМК под ред. М.М. Разумовской (издательство «Дрофа»).

При переходе образовательных учреждений Тверской области на Базисный учебный план 2004 года в региональном базисном учебном плане изменилось количество часов, отводимых на изучение русского языка в 6 и 7 классах: 6 часов и 4 часа соответственно (см. таблицу ниже).

Региональный базисный учебный план

образовательных учреждений Тверской области

Образовательные
компоненты

Начальное общее
обучение

Основное общее
образование

Универ.
обучение
X-XI кл.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

5

5

5

5

6

6

4

3

2

2

Тогда как во всех трех вышеуказанных программах учебно-методических комплексов на изучение русского языка как в 6 классе, так и в 7-ом, отводится 170 часов в год, или 5 часов в неделю.

Возникшее несоответствие часов, отводимых региональным базисным учебным планом и авторской программой УМК на изучение русского языка в 6 и 7 классах, может быть устранено за счет выделения в 7 классе одного дополнительного часа из школьного компонента. В этом случае в рабочих программах по предмету, которые есть сегодня во всех общеобразовательных учреждениях региона, необходимо обосновать выделение дополнительного часа на изучение русского языка.

На сегодняшний день нерешенной остается проблема преемственности в преподавании русского языка по самому массовому (в хорошем смысле этого слова) учебно-методическому комплексу под редакцией академика Н.М. Шанского. Касается это прежде всего учебников для 8-9 классов. По инерции многие учителя используют учебники С.Г. Бархударова, которые, хотя и входят в перечень допущенных (!) учебных изданий (см. каталог 2009-2010), тем не менее существуют вне предметных линий. Учебную линию Н.М. Шанского, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской в 8-9 классах продолжают новые учебники под редакцией Л.А. Тростенцовой:

  • Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение;

  • Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.

Принципиальное отличие новых учебников состоит в том, что при изучении синтаксиса в них усилена семантическая направленность, а сам подход к изучению простого предложения в 8 классе и сложного предложения в 9 классе получил название структурно-семантического. Сущность структурно-семантического подхода заключается в том, что изучение простого и сложного предложений строится на основе равнозначного внимания к структуре синтаксической единицы и к смысловым отношениям между синтаксической единицей и внеязыковой действительностью. Обосновывая специфику учебника, сущность семантического подхода, в методических рекомендациях для 9 класса авторы пишут: «… при изучении синтаксических явлений, опоре на синтаксические знания и умения в собственной речи учащиеся используют не только синтаксические знания о языке, но и обращаются к знаниям о мире, к знаниям о ситуации общения, т.е. выходят за узкие рамки анализа закодированной исключительно синтаксическими средствами информации».

Иными становятся и задачи, стоящие перед учителем русского языка, и главная из них – научить школьников «упаковывать» свои знания о мире в различные типы синтаксических конструкций и уместно использовать эти конструкции в различных речевых ситуациях.

Достижение поставленных задач осуществляется посредством организации как самого учебного материала, так и комплексной учебной деятельности. Это и изложение теоретических сведений; система заданий к упражнениям; отбор дидактического текстового материала; использование различных методических приёмов при формировании синтаксического знания; связь интонации с коммуникативными намерениями школьника; функциональный подход к формированию пунктуационных умений и навыков; взаимосвязь между изучением языковой системы и развитием речи.

Отнесенность к конкретной ситуации, соотнесённость с фрагментом внеязыковой действительности способствует развитию мышления и речи школьников. Таким образом, изучение синтаксического строя русского литературного языка и осознанное употребление в речи синтаксических средств становится для ученика когнитивно (познавательно)-коммуникативным.

Семантический подход к изучению синтаксиса определил и подбор текстов, через которые школьники знакомятся с культурой народа, гениями искусства, науки, истории. Среди них имена, не только хорошо знакомые сегодняшнему школьнику, но и менее известные, хотя не менее значимые в истории российской культуры. Это и Иван Дмитриевич Сытин, с именем которого связывают целую эпоху в деле широкого народного просвещения. Это и Екатерина Романовна Дашкова, президент Российской академии наук, при содействии и непосредственном участии которой был издан первый словарь русского языка (1794). Это и Павел Михайлович Третьяков, создатель поистине всенародной картинной галереи. Это и тексты о выдающихся лингвистах – Владимире Ивановиче Дале (1801-1872), Алексее Александровиче Шахматове (1864-1920), Александре Матвеевиче Пешковском (1878-1933), Викторе Владимировиче Виноградове (1894-1969), Сергее Ивановиче Ожегове (1900-1964), Михаиле Трофимовиче Баранове (1924-1999). Текстовый материал учебника влияет и на эмоции школьников, тревожит душу, учит чувствовать прекрасное.

Все это создает тот лингво-историко-культурный контекст учебника, который способствует воспитанию патриота и гражданина, что названо в Государственном образовательном стандарте 2004 года приоритетной целью изучения русского языка в школе.

При условии проведения комплексной работы над семантикой предложения по завершении 9 класса учащиеся овладевают умениями, обязательными для успешного выполнения выпускной работы на итоговой аттестации в новом формате:

  • соотносить содержание синтаксических единиц с внеязыковой действительностью;

  • проводить смысловой, структурный и функциональный анализ различных синтаксических единиц;

  • объяснять текстообразующую роль изученных синтаксических единиц;

  • произносить интонационно правильно предложения разных типов и осознанно употреблять их в устной и письменной речи;

  • разграничивать знаки препинания по их функциям и пунктуационно грамотно оформлять предложения на письме;

  • владеть навыками синтаксической синонимии;

  • производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор синтаксических единиц.

Таким образом, весь дидактический материал учебника нацелен на решение триединой задачи: на формирование языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся.

В Приложениях 3 и 4 к данному документу даны варианты примерного календарно-тематического планирования уроков русского языка в 8 и 9 классах по учебникам Л.А. Тростенцовой, разработанные и апробированные в МОУ Тверская гимназия №8 Т.Н. Соловьевой.

Старшая школа.

С каждым годом увеличивается вариативность УМК по русскому языку для старшей школы. Появляются учебные линии, которые могут быть использованы или только на базовом уровне (УМК Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А.), или только на профильном уровне (УМК Бабайцевой В.В.). Понятно, что учебник В.В. Бабайцевой целесообразно использовать в тех классах, где русский язык в основной школе изучался по УМК В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой.

Для образовательных учреждений Тверской области особый интерес представляют учебные линии, рекомендованные как для профильного обучения, так и для базового: УМК А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой (Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс – М.: Просвещение) и УМК А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум-М). С одной стороны, по данным учебникам накоплен определенный опыт работы, с другой стороны, их универсальность и полнокомплектность дают возможность одному учителю, при условии профессионального постижения своеобразия УМК, преподавать русский язык как в объеме 1 часа в неделю, так и в объеме 3 часов в неделю.

В 2009-2010 учебном году появилась возможность сохранения преемственности между основной и старшей школой в реализации системы «Школа - 2100»: педагоги, преподающие русский язык в 5-9 классах по УМК под ред. Леонтьева А.А., могут продолжить изучение русского языка по данной системе и на ступени старшего образования (базовый и профильный уровни):

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык. 10 класс. – М.: Баласс;

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык. 11 класс. – М.: Баласс;

2. Организация предпрофильной подготоки и профильного обучения

В помощь учителям, участвующим в реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в 2006 году в Тверском областном институте усовершенствования учителей была выпущен сборник программ элективных курсов, разработанных тверскими педагогами. Две теоретические статьи из этого сборника, обосновывающие специфику предпрофиля и профиля, не потеряли актуальности до настоящего времени. Ввиду того что единственный тираж сборника давно реализован, а повторный тираж не планируется, приводим эти статьи в полном объеме.

Элективные курсы и их роль в предпрофильной подготовке учащихся

9 классов общеобразовательных школ

На этапе модернизации российской школы важная роль отводится введению профильного обучения на старшей ступени образования.

Опыт экспериментальных территорий показал, что выпускники основной школы не готовы к осознанному выбору профиля. Нужна большая подготовительная работа с учащимися 9 классов, которая и получила название предпрофильной подготовки. Цель её – помочь ученикам сориентироваться в многообразии предлагаемых профилей обучения, понять, какие предметы хочу и могу изучать на базовом уровне, а какие – на профильном. Задача для подростка сложная и очень ответственная, потому что, выбрав профиль обучения на пороге основной школы, ребёнок тем самым проектирует выбор профессии по окончании старшей школы, лишая себя права на изменение образовательной траектории, так как количество часов, отводимых инвариантной частью базисного учебного плана на изучение базовых предметов, будет сокращено. Знания и умения, сформированные на базовом и профильном уровнях, значительно отличаются как по объёму, так и по глубине, о чём свидетельствуют государственные образовательные стандарты по русскому языку.

Конечно, в первую очередь, ответственность за принятие решения о выборе профиля обучения ложится на плечи подростка и его семьи. Но многое будет зависеть и от школы, от возможностей и желания педагогов работать в инновационных условиях.

Какова же роль учителя-предметника в предпрофильной подготовке учащихся 9 классов?

Уже сегодня пора задуматься, какие дополнительные учебные модули по русскому языку, литературе окажутся востребованными учащимися с различными умственными способностями и мотивационными возможностями. Главное – эти курсы должны быть интересны той аудитории учащихся, которой они адресованы. Для одарённых учеников, которые «могут» и «хотят» заниматься в гуманитарном классе на старшей ступени образования, следует предложить предметные, или монопредметные, элективные (от латинского electus - избранный) курсы. Их цель – расширить знания ученика по предмету, подготовить к сдаче профильного экзамена по выбору, убедить в желании изучать выбранный предмет на повышенном уровне в старшей школе. Названная цель обуславливает и примерную тематику монопредметных курсов. Например, «Трудные вопросы грамматики», «Этимология и орфография», «Лексика русского языка», «Это непростое простое предложение» и другие.

Оптимальная продолжительность этого вида курсов – 17 – 34 часа, т.е. при условии проведения занятий один раз в неделю они продолжаются в течение полугодия или всего учебного года.

Следует подчеркнуть, что на проведение элективных курсов по всем предметам в 9 классе отводится 2/3 часов школьного компонента, что составляет примерно 70 часов в год. Таким образом, в рамках учебного года выпускник основной школы должен пройти обучение на нескольких элективных курсах.

Для девятиклассников, не определившихся в выборе профиля, сомневающихся в том, хотят ли они углублённо изучать предметы, например, гуманитарного цикла, не уверенных в успешности обучения в данном профильном направлении, целесообразно предложить другой вид элективных курсов, которые получили название межпредметных. Их цель – способствовать самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. При этом на занятиях будут предлагаться для решения комплексные учебные проблемы, требующие синтеза знаний смежных наук.

Оптимальная продолжительность этих курсов – 8-17 часов, что составляет при условии проведения занятий один раз в неделю одну или две учебные четверти. Другой будет и тематика занятий, и их содержательное наполнение.

Например, «Сочинения разных жанров», «Лингвокраеведение», «Основы риторики», «От слова к словесности», «Компьютерная грамотность» и другие.

При самостоятельном составлении программ элективных курсов (внешней экспертизе они подвергаться не будут, так как вводятся в учебный план за счёт часов школьного компонента) педагогам необходимо учесть основные требования, предъявляемые к программам подобного типа:

  • соответствие целям и задачам предпрофильной подготовки;

  • относительная новизна для учащихся;

  • доступность;

  • научность;

  • связность и систематичность учебного материала;

  • практическая направленность;

  • реалистичность с учётом времени;

  • эффективность и результативность.

Цели элективных курсов, требования к составлению программ заставляют переосмыслить подходы к организации учебной деятельности учащихся. Такие широко распространённые в современной школе традиционные основы, как классно-урочная система обучения, преобладание иллюстративно-объяснительного метода преподавания, фронтальная форма организации учебного пространства, контроль и опрос репродуктивного типа, реализуют отношение к ученику как к объекту деятельности.

Элективные же курсы ориентируются на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат. Задача педагога не передавать знания, а сопровождать по пути к знанию, идти рядом, чтобы помочь, если в этом возникнет необходимость.

В государственном стандарте основного общего образования по русскому языку 2004 года впервые, наряду с указанием того, что выпускник должен знать/понимать и уметь, закреплены способы деятельности. Их выделяется три:

  • познавательная,

  • информационно-коммуникативная,

  • рефлексивная.

Познавательная деятельность способствует овладению навыками познания окружающей действительности, творческому подходу к решению учебных и практических задач, участию в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность реализует адекватное восприятие устной речи, осознанное чтение текстов различных стилей и жанров, владение монологической и диалогической речью, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная - обеспечивает владение навыками контроля и оценки, умениями совместной деятельности, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Соловьева татьяна васильевна глухих наталья владимировна

    Документ
    ... по русскому языку СоловьеваТатьяна Васильевна, председатель предметной ... межкультурной коммуникации, к.филол.н. СоловьеваТатьяна Ильинична МОУ СОШ №131 ... , учитель математики Рудакова ТатьянаНиколаевна Южно-Уральский государственный университет ...
  2. Ветрова татьяна николаевна феномен латиноамериканского кино этапы и особенности становления

    Автореферат диссертации
    ... .5 ББК 85.37 ВЕТРОВА ТатьянаНиколаевна ФЕНОМЕН ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО КИНО: ЭТАПЫ ... рискованный, рассматривается на примере творчества Таты Амарал и Бето Бранта, а ... (СССР-Колумбия) режиссера С. Соловьева, "Надежда/Эсперанса" мексиканского режиссера ...
  3. CЕРГЕЕВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ АБАДЧИКОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА АБАЛАКОВ КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ АБАНИНА ТАТЬЯ

    Документ
    ... СОЛОВЬЕВА АНТОНИНА ИВАНОВНА СОЛОВЬЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНАСОЛОВЬЕВА КАПИТОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА СОЛОВЬЕВА ЛЮБОВЬ АРКАДЬЕВНА СОЛОВЬЕВА НАДЕЖДА ИЛЬИНИЧНА СОЛОВЬЕВАТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА СОЛОВЬЕВА ...
  4. Северо-Западное окружное управление образования (1)

    Распоряжение
    ... 1564 анг 3 Пономарь татьянаНиколаевна 1564 ист/общ 8 Федорова ТатьянаНиколаевна 1564 физ 2 Воробьева ... 2 Слатова Наталия Георгиевна 1358 другое 2 СоловьеваТатьянаНиколаевна 1358 гео 2 Сюсюкова Ольга Александровна ...
  5. Предложения и замечания участников публичных слушаний поступившие на собрании 12 08 2009 по материалам проекта актуализированного генерального плана города москвы на период до 2025 года

    Документ
    ... Милослава Марковна Ознакомление I.36 Мирук ТатьянаНиколаевна Категорически против!!! Предложенного проекта Генерального ... Альфия Ятымовна ознакомление Книга I-200 СоловьеваТатьянаНиколаевна ознакомление Книга I-201 Бредихина Лидия ...

Другие похожие документы..