Главная > Документ


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Специальная психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б3.Б.13).

Для освоения дисциплины «Специальная психология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная и педагогическая психология», «Педагогика».

Освоение дисциплины «Специальная психология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психологическое консультирование», « Логопедия», прохождения педагогической практики.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способен конструировать содержание образования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (СК-2);

  • готов применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания (СК-3);

  • способен оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития (СК-4);

  • готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях образования (СК-5);

  • способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования (СК-7).

  • - способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

  • - способен осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития (СК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

основные категории специальной психологии и педагогики;

основные виды дефектов, психофизиологические особенности и категории детей с нарушениями развития;

систему помощи, особенности организации образования, воспитания и

коррекционной работы с детьми имеющими нарушения развития и поведения;

уметь:

выявлять психофизиологические особенности деятельности и затруднения детей с проблемами в развитии, намечать пути их преодоления;

составлять психолого-педагогическую характеристику детей с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы;

владеть:

методами и приемами изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5.Разработчики: БГПУ, доцент, кандидат психологических наук Ануфриенко Е.В..

«Психолингвистика»

1. Цель дисциплины: во-первых, целостное описание речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, во-вторых, рассматривание особенностей работы этих механизмов в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психолингвистика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Психолингвистика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология человека», «Возрастная психология», «Специальная психология», по языкознанию и русскому языку.

Освоение дисциплины «Психолингвистика» является необходимой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- проявлять нравственные качества по отношению к другим людям, социальной группе, обществу и природе (ОК-1);

- владеть способностью к разным видам речевой деятельности (ОК-5);

- способен к корректному и адекватному восприятию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-1);

- готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ (ПК-4);

- способен использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

- способен обеспечивать адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на развитие лиц с нарушениями интеллекта (СК-2).

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- нормы и правила педагогической этики;

уметь:

- брать на себя ответственность за результаты своего социального взаимодействия;

владеть:

- основными понятиями и представлением о человеке как субъекте общения, его социальном взаимодействии, культурных нормах и этике общения.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчик: БГПУ, доцент кафедры логопедии и олигофренопедагогики Званцова М.Е.

«Психолого-педагогическая диагностика»

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о методах и приемах психолого-педагогических исследований, умений и навыков их использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методы психологической диагностики» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б3.Б.15).

Для освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Психология», «Специальная психология», «Методы психологических исследований».

Освоение дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психологическое консультирование».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2);

- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме учебного учреждения (ПКСПП-7)

- способен к дифференциальной диагностике для определения типа нарушений (СК-1);

- готов формулировать психологическое заключение (СК-2);

- способен проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам (СК-3);

- способен осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития (СК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- теоретические основания различных направлений психодиагностики;

- классификации типов психодиагностических методик, их преимущества и недостатки;

- основные психометрические процедуры, необходимые для проведения психодиагностического исследования;

- этические нормы и правила, регулирующие психодиагностическую деятельность.

Студент должен уметь:

- фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия, как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам;

- осуществлять рестандартизацию тестовых норм применительно к конкретной психодиагностической ситуации;

- собирать данные в полном объеме, выполнять корреляционную обработку и измерять эмпирическую валидность;

- обеспечивать чистоту и достоверность исследования;

- намечать коррекционную работу.

владеть:

- навыками планирования психодиагностического исследования;

- навыками написания психодиагностического заключения.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5.Разработчики: БГПУ, доцент, кандидат психологических наук Ануфриенко Е.В..

«Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями»

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о методах и приемах психологического обследования детей с речевыми нарушениями, умений и навыков их использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методы психологической диагностики» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б3.Б.16).

Для освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Психология», «Специальная психология», «Методы психологических исследований».

Освоение дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психологическое консультирование», научной базы для педагогической и культурно-просветительской деятельности бакалавра педагогического образования по организации комплексной специализированной помощи детям с речевыми расстройствами и их семьям.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • Способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с речевыми нарушениями на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • Способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицамис речевыми нарушениями (ПК-12);

  • Способность к учету индивидуально-типологических проявлений речевого дефекта и различий в динамике его преодоления (на модели различных речевых нарушений) (СК-1);

  • Готовность к применению научно-методических и прикладных знаний и умений в процессе изучения, обучения и развития детей с нарушениями речи в учреждениях различных типов и видов (СК-10);

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- теоретические основания различных направлений психодиагностики;

- классификации типов психодиагностических методик, их преимущества и недостатки;

- основные психометрические процедуры, необходимые для проведения психодиагностического исследования детей с речевыми нарушениями;

- этические нормы и правила, регулирующие психодиагностическую деятельность.

Студент должен уметь:

- фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия, как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам;

- осуществлять рестандартизацию тестовых норм применительно к конкретной психодиагностической ситуации;

- собирать данные в полном объеме, выполнять корреляционную обработку и измерять эмпирическую валидность;

- обеспечивать чистоту и достоверность исследования;

- намечать коррекционную работу.

владеть:

- навыками планирования психодиагностического исследования;

- навыками написания психодиагностического заключения.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5.Разработчики: БГПУ, доцент, кандидат психологических наук Ануфриенко Е.В..

«Русский язык с основами языкознаниями»

  1. Цель дисциплины – сформировать у студентов готовность к использованию лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога на основе теоретического изучения ими современного русского языка и особенностей его реализации в речи, а также через формирование у них прикладных умений лингвистического анализа.

  2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Русский язык с основами языкознаниями» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин. (Б3. Б.17).

Поскольку изучение данной дисциплины начинается в I семестре, базовыми будут являться знания, полученные студентами в процессе довузовского обучения (школа, колледж и т.п.).

Изучение современного русского языка предшествует изучению дисциплин, раскрывающих различные аспекты исследования речи и речевой деятельности, лингвометодических и логопедических дисциплин и спецкурсов, необходимы для исследовательской деятельности студентов (написание рефератов, курсовых, квалификационных работ), а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; готовность к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

  • готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к применению лингвистического анализа и оценке его результатов (ПК-11);

  • готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

  • готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

  • готовность обеспечить уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям специального государственного образовательного стандарта для лиц с нарушениями речи и нести ответственность за их реализацию (СК-8);

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • теоретические сведения о системе современного русского литературного языка;

  • единицы различных уровней языковой системы, законы и правила их функционирования, сочетания, варьирования и модификации в речи;

  • нормы современного русского литературного языка;

уметь:

  • систематизировать сведения по различным разделам современного русского языка;

  • выделять в тексте различные единицы языка;

  • производить лингвистический анализ языковых и речевых фактов;

  • пользоваться научной лингвистической и лексикографической литературой;

владеть:

  • информацией о профессиональной значимости отдельных вопросов темы, о возможности применения усвоенной теории при анализе и коррекции речевых нарушений,

  • приемами лингвистического анализа всех видов: фонетического, орфографического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, пунктуационного, стилистического;

  • навыками распознавания и квалификации нарушения языковых и речевых норм (на основе проведения лингвистического анализа)

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

5. Разработчик: кандидат филологических наук, доцент кафедры логопедии и олигофренопедагогики БГПУ В.В.Коломенская.

«Логопедия»

1. Цель дисциплины: сформировать систематизированные знания о различных речевых нарушениях, представления об этиологии, механизмах, симптоматике, классификации, методах и приемах логопедического воздействия, обследования и профилактики речевых нарушений, специфике профессии логопеда.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Логопедия» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3 В.1).

Для освоения дисциплины «Логопедия» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Специальная педагогика», «Русский язык с основами языкознания», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Невропатология», «Психопатология».

Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК -1);

способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с нарушениями речи (ОП – 1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП – 2);

- способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП - 3);

- готов к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с нарушениями речи (ПК - 2);

- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК – 5);

- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК – 6);

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК – 7);

- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с нарушениями речи, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК – 8);

- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК – 10);

- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК – 12);

- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями речи с целью выбора рациональной индивидуальной образовательной траектории (СК - 1);

- способность обеспечивать адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на развитие лиц с нарушениями речи (СК – 2);

- готовность к осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с нарушениями речи (СК 3)

способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида (СК – 4).

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- основные терминологические понятия курса «Логопедия»;

- классификации речевых нарушений;

- этиологию, механизмы, симптоматику речевых расстройств;

- принципы, методы, этапы и содержание коррекционно-логопедического обследования, воздействия и профилактики при различных видах речевых нарушений.

уметь:

- осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений и отграничивать от других нарушений в развитии;

- проводить профилактическую деятельность по предупреждению речевых нарушений;

- осуществлять коррекцию и реабилитацию лиц с речевыми расстройствами.

владеть:

профессиональными навыками для осуществления логопедической деятельности.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 51 зачетная единица.

5. Разработчики: БГПУ, доцент кафедры логопедии и олигофренопедагогики, кандидат педагогических наук Н.П. Рудакова.

«Основы олигофренопедагогики»

1. Цель дисциплины: сформировать знания студентов о детях с умственной отсталостью как субъекте и объекте изучения, воспитания и обучения, представление о системе помощи детям с нарушением интеллектуального развития, особенностях содержания специального образования с нарушением умственного развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина “Основы олигофренопедагогики” относится к базовой части дисциплин профессионального цикла. Базовыми для ее изучения являются знания, умения и навыки, сформированные у студентов в процессе изучения дисциплин: анатомия и физиология, невропатология.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность к оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением интеллектуального развития (ПК-3);

Способность к выявлению детей с нарушением умственного развития (ПК-7); способность осуществлять коррекционно-образовательный процесс с использованием современных технических средств.

- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями интеллекта с целью выбора рациональной индивидуальной образовательной траектории (СК – 1);

- готовность к осуществлению коррекционно-развивающих мероприятий на основе индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с нарушениями интеллекта (СК – 3);

- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (СК – 4).

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

особенности психофизического развития детей с нарушением интеллектуального развития; категории лиц с нарушением интеллектуального развития; содержание образования детей в специальных образовательных учреждениях 8 вида.

Должен уметь: осуществлять педагогический процесс с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида.

Должен владеть: специальными знаниями и навыками в работе с детьми в условиях специальных коррекционных образовательных учреждений.

4. Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы.

5. Разработчик: БГПУ, кафедра логопедии олигофренопедагогики, кандидат

педагогических наук К.Е. Глазунова.

«Логопедические технологии обследования речи»

  1. Цель дисциплины - сформировать у студентов профессиональные качества специалиста, владеющего знаниями и технологиями изучения детей, обследования общих моторных функций, тонкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики. Подготовить студентов к индивидуальной форме коррекционной логопедической работы с детьми, опирающейся на сформированные эталоны действий (артикуляционных, звукопроизносительных, интонационных и др.).

  2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Логопедические технологии обследования речи» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3 В.3).

Базовыми для изучения дисциплины «Логопедические технологии обследования речи» являются дисциплины: «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Современный русский язык (раздел «Фонетика»)», «Развитие речи в норме и недоразвитие речи», «Логопедия». «Техника речи», а также знания, полученные студентами в процессе изучения русского языка в школе (школа, колледж и т.п.).

Дисциплина «Логопедические технологии обследования речи» является предшествующей по отношению к изучению дисциплин, входящих в блок «Логопедия», специальных методик развития речи, а также дисциплин вариативной части профессионального цикла. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Логопедические технологии обследования речи», необходимы для публичных выступлений студентов (ответы на занятиях, участие в дискуссии, доклады, выступления на конференциях, защита квалификационных работ), их исследовательской деятельности (написание текстов рефератов, курсовых, квалификационных работ), а также для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК–1);

- готов включатся во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ПК-7);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- роль языка в развитии культуры и в становлении личности;

- специфику и соотношение понятий «язык – речь – речевая деятельность»;

- правила речевого этикета, нормы профессионального общения логопеда;

- строение и функционирование речевого аппарата;

- закономерности становления звуковой (фонетической) системы языка в онтогенезе;

- параметры оценки звукопроизношения, голоса, дыхательной функции и др.;

- содержание, планирование и проведение обследования различных направлений обследования моторных функций;

- дифференциальные приемы обследования детей с различными
формами речевых нарушений;

- содержательные, структурные и методические аспекты обследования произносительной стороны речи;

- компоненты интонации, подлежащие анализу в процессе обследования;

- содержание и структурную организацию обследования интонационной стороны речи;

- критерии оценки материалов обследования интонации;

характеристики интонации в норме и при заикании, особенно
определение темпа и ритма речи как основных компонентов интонации, которые способствуют объединению ряда слогов в синтагму;

методы и логику логопедической диагностики, особенности ее организации;

уметь:

- производить целенаправленное наблюдение и самонаблюдение за состоянием и движениями мышц лица, органов артикуляционного аппарата, за дыханием и голосом;

- определять параметры анализа и производить анализ и самоанализ (по соответствующим параметрам): строения, статики и динамики лица, артикуляционного аппарата, голосообразующей и дыхательной систем; звукопроизношения; фонематического восприятия; интонационной стороны речи;

- проводить фрагменты обследования детей (артикуляционная моторика, звукопроизношение, грамматический строй речи, моторика и т.д.), вести протоколы обследования;

- анализировать материалы обследования, давать характеристику статической и динамической координации движений с учетом соответствующих параметров;

- оформлять речевую карту (ее фрагменты) по результатам анализа и обобщения материалов обследования;

- обследовать темпо-ритмоинтонационную сторону речи заикающихся;

владеть:

профессиональными навыками для осуществления логопедической диагностики.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики: ассистент кафедры логопедии и олигофренопедагогики БГПУ А. В. Никифорова.

«Логопедические технологии формирования речи»

  1. Цель дисциплины - сформировать у студентов профессиональные качества специалиста, владеющего знаниями и технологиями формирования речи детей, коррекции общих моторных функций, тонкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики. Подготовить студентов к индивидуальной форме коррекционной логопедической работы с детьми, опирающейся на сформированные эталоны действий (артикуляционных, звукопроизносительных, интонационных и др.). Формирование практических умений, направленных на выработку навыков темпо-ритмоинтонационной саморегуляции в речи заикающихся и введение этих навыков в их речевую коммуникацию.

  2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Логопедические технологии формирования речи» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3 В.4).

Базовыми для изучения дисциплины «Логопедические технологии формирования речи» являются дисциплины: «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Современный русский язык (раздел «Фонетика»)», «Развитие речи в норме и недоразвитие речи», «Логопедия». «Техника речи», а также знания, полученные студентами в процессе изучения русского языка в школе (школа, колледж и т.п.).

Дисциплина «Логопедические технологии формирования речи» является предшествующей по отношению к изучению дисциплин, входящих в блок «Логопедия», специальных методик развития речи, а также дисциплин вариативной части профессионального цикла. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Логопедические технологии формирования речи», необходимы для публичных выступлений студентов (ответы на занятиях, участие в дискуссии, доклады, выступления на конференциях, защита квалификационных работ), их исследовательской деятельности (написание текстов рефератов, курсовых, квалификационных работ), а также для прохождения логопедической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК–1);

- готов включатся во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ПК-7);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- специфику и соотношение понятий «язык – речь – речевая деятельность»;

- правила речевого этикета, нормы профессионального общения логопеда;

- методику коррекции звукопроизношения, голоса, дыхательной функции и др.;

- содержание, планирование и проведение фрагментов занятий по коррекции моторных функций;

- дифференциальные приемы коррекции речи детей с различными
формами речевых нарушений;

- содержательные, структурные и методические аспекты коррекции произносительной стороны речи;

- компоненты интонации, подлежащие коррекции в процессе логопедической работы с заикающимися людьми;

- содержание и структурную организацию коррекции интонационной стороны речи;

  • методические основы разработки и проведения коррекционных занятий по формированию интонационной стороны речи у детей с разными формами речевых нарушений;

-способы использования различных интонационных стилей как основы
логопедических технологий при формировании плавной речи заикающихся,
где основная роль принадлежит стилю произношения;

уметь:

- производить целенаправленное наблюдение и самонаблюдение за состоянием и движениями мышц лица, органов артикуляционного аппарата, за дыханием и голосом;

- подбирать и структурировать коррекционно-ориентирующий дидактический и речевой материал для работы над мимической и артикуляционной моторикой, звукопроизношением, фонематическим восприятием и интонацией;

  • моделировать фрагменты занятий по соответствующим направлениям
    работы на разных ее этапах (начальном, продвинутом, конечном);

-использовать приемы поэтапного обучения заикающихся разного
возраста полному стилю произношения.

владеть:

профессиональными навыками для осуществления логопедической работы.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики: ассистент кафедры логопедии и олигофренопедагогики БГПУ А. В. Никифорова.

«Основы сурдопедагогики»

1.Цель дисциплины: сформировать систему знаний о слухе и его функциях, категория лиц с нарушениями слуха, нарушениях слуха; представление о методике развития остаточного слуха и специфике работы логопеда со слабослышащими детьми.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина “Основы сурдопедагогики” относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Базовыми для ее изучения являются знания, умения и навыки, сформированные у студентов в процессе изучения дисциплины – анатомия и физиология.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: осознание социальной значимости дисциплины в работе с лицами, имеющими нарушения слуха (ОПК-1):

- способности профессионально взаимодействовать с лицами с ОВЗ (ПК-5);

- осознание специфики коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими нарушения слуха.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

Основы сурдопедагогики, особенности строения слуха и его функции, причины нарушения слуха, категории лиц с нарушениями слуха; осуществлять коррекционно-педагогический процесс в работе с данной категорией лиц.

Должен уметь:

Использовать знание сурдопедагогики в оказании специальной педагогической помощи лицам с нарушениями слуха; осуществлять педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха.

Должен владеть:

Специальными профессиональными навыками в оказании коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5.Разработчик: БГПУ, профессор кафедры логопедии и олигофренопедагогики, кандидат педагогических наук К.Е.Глазунова.

«Основы нейропсихологии»

1.Цели дисциплины: ознакомление студентов с методологией и практикой изучения мозговой организации психической деятельности человека, ее нарушениях при локальных поражениях мозга.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы нейропсихологии»относится к вариативной части профессионального цикла ООП (Б3.В.6.)

Базируется на знания, умения и навыки, полученные в рамках таких дисциплин, как «Возрастная анатомия и физиология», «Невропатология», «Психология», а также дисциплин вариативной части предметного цикла, обеспечивающих усвоение предметного содержания профессиональной деятельности бакалавра специального дефектологического образования.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений», дисциплин психолого-педагогического цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения производственной практики (педагогической и культурно-просветительской), подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-4);

  • способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-9).

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

  • способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-психологические феномены, категории, методы изучения;

  • общие закономерности, движущие силы и механизмы развития психики, основные взгляды на законы, управляющие поведением и познанием человека, формированием его личности;

уметь:

  • переносить полученные в курсе знания на другие теоретические психологические дисциплины, в практику психолого-педагогической работы;

владеть навыками:

  • теоретического обоснования основных закономерностей функционирования и генезиса психики.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики: БГПУ, доцент, кандидат психологических наук Кора Н.А.

«Литература с основами литературоведения»

1. Цели дисциплины: познакомить у студентов с закономерностями историко-литературного процесса, раскрыть специфику литературы как искусства слова, дать представление о развитии мировой литературы как целостного историко-культурного явления мирового значения.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Литература с основами литературоведения» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.7).

Для освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в средней общеобразовательной школе.

Дисциплина «Литература с основами литературоведения» является основой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студента, для прохождения педагогической практики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие

общекультурных компетенций

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

– способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеет одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовность к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

профессиональных компетенций

- готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

- готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • основные понятия теории литературы;

  • особенности литературы как искусства слова;

  • закономерности и этапы развития мировой литературы;

  • основные черты литературных направлений и течений, признаки жанров и их трансформацию в различные периоды истории мировой литературы;

  • творчество выдающихся мастеров мировой литературы;

уметь:

  • анализировать эпические, лирические и драматические произведения в единстве содержания и художественной формы;

  • характеризовать своеобразие мировоззрения писателя, особенности его стиля; принадлежность к литературному направлению;

  • пользоваться библиографической и справочной литературой;

владеть навыками:

  • литературоведческого анализа художественных текстов с использованием соответствующей методологии и методики.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

5. Разработчики: БГПУ, доцент кафедры литературы, кандидат филологических наук В.В. Гуськов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки менеджмент (профиль «производственный менеджмент»)

    Основная образовательная программа
    ... министра _________________ «____»__________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент» ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «инновационный менеджмент»

    Основная образовательная программа
    ... подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (1)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОЕКТ Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Социология ... исследований в соответствии с основнойобразовательнойпрограммойподготовки социолога в системе классического ...
  6. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (5)

    Основная образовательная программа
    ... ______________Федоров М.П. «___»____________ 2010 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 222000 «инноватика» утверждено приказом ...

Другие похожие документы..