Главная > Документ


«Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»

1. Цель дисциплины – сформировать у студента-дефектолога представление о строении и функциях нервной системы, начиная с ранних этапов ее формирования в фило- и онтогенезе.

  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»

относится к базовой части профессионального блока дисциплин (Б3.Б7).

Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» тесно связана со специальной и возрастной психологией, коррекционной педагогикой, с дисциплинами медико-биологического цикла.

Дисциплина позволит студентам более глубоко изучить макро- и микроскопические структуры мозга, физиологию возбуждения, функциональные системы, этапы созревания мозга, что способствует адекватному анализу физиологических и психологических процессов с обязательным возрастным аспектом.

Задачи дисциплины:

  • создание у студентов целостного представления о работе нервной системы,

  • выяснить анатомо-физиологические особенности строения нервной системы, возрастные закономерности развития и формирования нервной системы, этапы формирования высших психических функций;

  • формирование у будущих педагогов-дефектологов знаний, умений и навыков, необходимых для индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ;

  • способствовать воспитанию у студентов бережного отношения к своему здоровью, профилактике вредных привычек, формированию естественнонаучного мировоззрения.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

  • способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями интеллектуального развития с целью выбора рациональной индивидуальной образовательной траектории (СК-1)

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • особенности строения и функционирования нервной системы;

  • основные структуры мозга, участвующие в осуществлении двигательных и чувствительных функций, организации психических функций;

  • структурные особенности нервной системы в возрастном аспекте;

  • особенности организации психической деятельности у детей в возрастном аспекте;

  • основные гигиенические требования, методы и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ;

  • особенности работы нервной системы у детей с разными типами высшей нервной деятельности.

уметь:

  • демонстрировать на таблицах, муляжах и натуральных препаратах отделы спинного и головного мозга;

  • работать со специальной литературой (анатомическим атласом, медицинской энциклопедией и др.), составлять конспекты, аннотации статей;

владеть навыками:

- по определению физического развития, функциональных возможностей нервной системы организма детей на разных возрастных этапах;

  • по определению типов нервной деятельности у детей.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

5. Разработчик: БГПУ, старший преподаватель кафедры логопедии и олигофренопедагогики Сергеева В.Ю.

«Невропатология»

1. Цель дисциплины: формирование у студентов системного подхода к рассмотрению механизмов психической деятельности человека и анализа протекания психических процессов в норме и патологии с точки зрения его церебрального обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Невропатология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б3 Б.8).

Для освоения дисциплины «Нейропсихология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Психология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения».

Освоение дисциплины «Невропатология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психологическое консультирование», «Методы психологической коррекции», «Основы психотерапии».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

- способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

- готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

- готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов формирования общей культуры личности, социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушениями речи (СК-9);

- способность проводить систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания детей с нарушением речи (СК-10);

– способность прослеживать динамику развития лиц с нарушением речи (СК-11);

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные принципы строения мозга как органа психики;

- три основных функциональных блока мозга и их взаимодействие;

- психологическое строение и мозговую организацию отдельных психических процессов;

уметь:

- грамотно проводить нейропсихологическое обследование с целью выявления состояния психических функций и соответствующих отделов головного мозга;

- разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы применительно к различным нейропсихологическим синдромам;

- оказать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам учета диагносцированных нейропсихологических синдромов в воспитании и обучении детей;

владеть:

- базовыми методическими приемами нейропсихологической диагностики и коррекции, формами консультативной работы.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

5.Разработчики:

БГПУ, доцент, кандидат психологических наук Лукьянова Е.Л.

«Психопатология»

1. Цель дисциплины – сформировать систему знаний о семиотике психических расстройств, их биопсихосоциальном этиопатогенезе, динамике психопатологических проявлений в экзогенной и эндогенной моделях душевного заболевания, тактике взаимодействия с лицом, имеющим расстройство психики.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психопатология» относится к базовой части профессионального блока дисциплин (Б 3. Б.9).

Дисциплина «Психопатология» тесно связана со специальной и возрастной психологией, коррекционной педагогикой, дисциплинами медико-биологического цикла.

Полученные знания станут основой, необходимой студенту для овладения навыками и умениями, используемыми в работе дефектолога.

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с общими закономерностями развития нервно-психических заболеваний и психопатологических синдромов, принципами профилактики и оказания помощи.

- интегрировать полученные знания о психопатологии детского возраста в базисную информацию, полученную студентами при изучении других дисциплин медико-биологического цикла, являющихся основой для усвоения дисциплин психолого-педагогического цикла;

- воспитывать чувство толерантности к лицам с психическими отклонениями.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

  • способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями интеллектуального развития с целью выбора рациональной индивидуальной образовательной траектории (СК-1)

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  1. общие закономерности нервно-психических заболеваний и психопатологических синдромов;

  2. возрастные уровни нервно-психического реагирования и связь с ними определенных нервно-психических расстройств;

  3. принципы лечебно-коррекционной педагогики и уметь использовать эти знания в своей практической работе;

  4. соотношение биологических и социальных факторов в возникновений психических болезней;

  5. значение критических периодов в возникновении и течении психических болезней;

  6. свою роль и место в системе медико-психолого-педагогической реабилитации детей с психическими отклонениями.

уметь:

  • распознавать симптомы и синдромы психических отклонений, подлежащих лечению и психолого-педагогической коррекции;

  • совместно с врачами проводить профилактические мероприятия, направленные на профилактику психических отклонений у детей и подростков;

  • работать совместно с врачами на медико-педагогических комиссиях и консультациях.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

5. Разработчик: старший преподаватель кафедры логопедии и олигофренопедагогики М.В. Чекмарёв.

«Клиника интеллектуальных нарушений»

1. Цель дисциплины – подготовка высококвалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии, познакомить студентов с нозологическими формами умственной отсталости и пограничной интеллектуальной недостаточности, методами их профилактики, лечения и коррекции.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Клиника интеллектуальных нарушений» относится к базовой части профессионального блока дисциплин (Б3.Б.10).

Дисциплина «Клиника интеллектуальных нарушений» тесно связана со специальной и возрастной психологией, коррекционной педагогикой, с дисциплинами медико-биологического цикла.

Полученные знания должны быть основой, необходимой студенту для овладения навыками и умениями, используемыми в повседневной работе дефектолога.

Задачи дисциплины:

  • научить будущих специалистов-дефектологов распознавать проявления нервно-психических расстройств, связанных с интеллектуальной недостаточностью и подлежащих профилактике, лечению и коррекции;

  • познакомить студентов с целым рядом нозологических форм умственной отсталости и пограничной интеллектуальной недостаточности и методами их профилактики, лечения и коррекции;

  • интегрировать полученные знания по клинике интеллектуальных нарушений в базисную информацию, полученную студентами при изучении других дисциплин медико-биологического цикла, а также сформировать основу для последующего усвоения дисциплин психолого-педагогического цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

  • способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями интеллектуального развития с целью выбора рациональной индивидуальной образовательной траектории (СК-1)

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • современную трактовку учения об умственной отсталости;

  • этиопатогенетические закономерности умственной отсталости;

  • классификации интеллектуальных нарушений;

  • клинико-психологическую структуру интеллектуального дефекта при различных формах интеллектуальной недостаточности;

  • особенности нарушений речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью, методы клинико-психолого-педагогической диагностики и коррекции;

  • особенности соматических и психоневрологических расстройств у детей, страдающих умственной отсталостью,

  • методы клинико-психолого-педагогической диагностики и коррекции;

  • особенности психомоторики и эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталых детей,

  • методы клинико-психолого-педагогической диагностики и коррекции;

  • атипичные и осложненные формы олигофрении;

  • динамику и дифференциальную диагностику различных форм интеллектуальной недостаточности;

  • клинику и динамику пограничных форм интеллектуальной недостаточности, в том числе задержек психического развития;

  • дифференцированные формы интеллектуальной недостаточности и методы их профилактики, лечения и коррекции;

  • принципы профилактики, лечения, адаптации и организации помощи детям с интеллектуальными нарушениями.

уметь:

  • -распознавать клинические проявления умственной отсталости, правильно использовать понятийно-терминологический аппарат при описании нозологических форм и структуры дефекта;

  • -использовать диагностические методики для дифференциальной диагностики различных форм интеллектуальной недостаточности;

  • -совместно с врачами проводить профилактические мероприятия, направленные на профилактику вторичных дефектов у детей с первичной интеллектуальной недостаточностью;

  • -эффективно работать с врачами в медико-педагогических консультациях и комиссиях, правильно квалифицировать степень и характер интеллектуальной недостаточности и определять пути помощи;

  • -использовать полученные знания по клинике интеллектуальных нарушений в работе с семьей.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

5. Разработчик: старший преподаватель кафедры логопедии и олигофренопедагогики В.Ю. Сергеева.

«Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

1. Цель дисциплины – знакомство с анатомическими и физиологическими особенностями зрительного, слухового анализаторов, основными патологиями органов зрения, слуха и речи, с требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов речи, слуха и зрения» относится к базовой части профессионального блока дисциплин (Б3.Б.11).

Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов речи, слуха и зрения» тесно связана со специальной и возрастной психологией, коррекционной педагогикой, с дисциплинами медико-биологического цикла.

Полученные знания должны быть основой, необходимой студенту для овладения навыками и умениями, используемыми в повседневной работе дефектолога.

Задачи дисциплины:

  • сформировать теоретическую базу об особенностях анатомического строения зрительного, слухового анализаторов, органов речи, основных физиологических процессах и причинах патологических нарушений,

  • познакомиться с методами изучения, оборудованием для исследования органов зрения, слуха и речи, а также навыками по оказанию первой доврачеб­ной помощи при повреждении органов зрения, слуха и речи,

  • выяснить основные направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения органов.

  • формирование у будущих педагогов-дефектологов знаний, умений и навыков, необходимых для индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ;

  • способствовать воспитанию у студентов бережного отношения к своему здоровью, профилактике вредных привычек, формированию естественнонаучного мировоззрения.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

  • способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями интеллектуального развития с целью выбора рациональной индивидуальной образовательной траектории (СК-1)

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • раскрывать общие особенности строения, физиологических процессов и причин патологий органов зрения, слуха и речи;

  • методы исследования органов зрения, слуха и речи, назначение специализированного оборудования для их изучения;

  • основные гигиенические требования, методы и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ;

  • особенности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения органов зрения, слуха и речи;

уметь:

  • работать с муляжами и таблицами;

  • уметь работать с основными источниками литературы, конспектировать монографии, составлять аннотации статей журналов по темам курса.

владеть навыками:

  • по оказанию первой доврачебной помощи при повреждении органов зрения, слуха и речи;

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

5. Разработчик: БГПУ, старший преподаватель кафедры логопедии и олигофренопедагогики Сергеева В.Ю.

«Cпециальная педагогика»

1.Цель дисциплины:

формирование профессиональной компетенции в области специальной педагогики; формирование систематизированных знаний о закономерностях и содержании специального образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы специального образования; представления о сущности профессиональной деятельности и личности педагога системы специального образования, особенностях педагогической системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.

2.Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина ”Специальная педагогика” относится к базовой части профессионального цикла дисциплины.

Для освоения дисциплины “Специальная педагогика” студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: “ Анатомия и физиология,” “Психология”, ” Философия”, “Невропатология”,” Возрастная анатомия и физиология”. Освоение дисциплины “Cпециальная педагогика” является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: “Логопедия”, “Основы олигофренопедагогики”, “Основы тифлопедагогики”, а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

3.Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии , корректному и адекватному восприятию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-1); способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных, так и типовых общеобразовательных учреждений (ПК-3); готов включиться к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ (ПК-4); способен к планированию коррекционно-педагогической деятельности в работе с лицами с ОВЗ (ПК-10).

В результате освоения дисциплины студент должен знать: основы специальной педагогики, ее место в структуре педагогического знания, историю развития специального образования и специальной педагогики, основы дидактики специальной педагогики, технологии и методы специального образования, формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи лицам с ОВЗ, современную систему специальных образовательных услуг, социально-педагогическую помощь в социокультурной адаптации лиц с ОВЗ.

Студент должен уметь: использовать специальные методы в оказании коррекционно-педагогической помощи лицам с ОВЗ, осуществлять коррекционно-педагогический процесс в работе с лицами, имеющими ОВЗ в типовых и специальных образовательных учреждениях.

Студент долженвладеть: профессиональными навыками для осуществления специальной педагогической деятельности.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5.Разработчик: БГПУ, профессор кафедры логопедии и олигофренопедагогики, кандидат педагогических наук К.Е. Глазунова.

«Специальная психологии»

1. Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами специальной психологии, сформировать навыки работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки менеджмент (профиль «производственный менеджмент»)

    Основная образовательная программа
    ... министра _________________ «____»__________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент» ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «инновационный менеджмент»

    Основная образовательная программа
    ... подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (1)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОЕКТ Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Социология ... исследований в соответствии с основнойобразовательнойпрограммойподготовки социолога в системе классического ...
  6. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (5)

    Основная образовательная программа
    ... ______________Федоров М.П. «___»____________ 2010 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 222000 «инноватика» утверждено приказом ...

Другие похожие документы..