Главная > Документ


*Часы на физическую культуру

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

АННОТАЦИИ

«Педагогика»

  1. Цель дисциплины – вооружить студентов знаниями: о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности, педагогической науки, методах педагогических исследований, сущности процессов воспитания и обучения, об основах управления образовательными системами; истории возникновения и развития института образования и педагогической науки, педагогических технологиях, предмете и основных направлениях исследований социальной педагогики, о нормативно-правовом обеспечении образования в России, а также первоначальными умениями и навыками осуществления познавательной и профессиональной педагогической деятельности.

  2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла

(Б 3.Б.1).

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения таких дисциплин как «Отечественная история», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности».

Изучение дисциплины «Педагогика» тесно связано с такими дисциплинами, как психология, философия, специальная педагогика и психология, основы генетики и др.

Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для изучения педагогических дисциплин по специальности: «Специальная психология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способности организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-4);

- способности использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-5);

  • способности понимать высокую социальную значимость педагогической профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК 7);

- способности использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-9);

  • способности к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП -4);

  • способности выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП -7)

  • способности осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии (СК-7).

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • в чем заключается сущность и специфика профессиональной педагогической деятельности;

  • каковы предмет, функции педагогической науки, ее категориальный аппарат, основные направления педагогических исследований, методы их осуществления;

  • в чем состоит сущность процессов воспитания и обучения, каковы закономерности, принципы и методы их осуществления;

  • каковы теоретические и организационные основания управления образовательными системами;

  • историю возникновения и развития института образования и педагогической науки;

  • что такое «педагогические технологии», каковы их основные типы;

  • каковы предмет и основные направления исследований социальной и специальной педагогики.

уметь:

  • осуществлять психолого-педагогическую диагностику;

  • прогнозировать и проектировать педагогические ситуации;

  • ставить и решать педагогические задачи;

  • моделировать и конструировать педагогическую деятельность;

  • накапливать педагогический опыт;

  • получать информацию об образовательном пространстве Амурской области, об образовательной политике в стране и регионе;

владеть:

  • способами работы с профессиональными источниками информации;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической
    деятельности;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений.

  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

  2. Разработчик: БГПУ. кандидат педагогических наук, профессор Т.А.Плотникова

«Психология»

1.Цели дисциплины: Изучение фундаментальных и прикладных аспектов психологии как научной базы для педагогической и культурно-просветительской деятельности бакалавра педагогического образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология»относится к базовой части профессионального цикла ООП (Б3.Б2.)

Базируется на знания, умения и навыки, полученные в рамках таких дисциплин, как «Возрастная анатомия и физиология», «Невропатология», «Основы генетики», а также дисциплин вариативной части предметного цикла, обеспечивающих усвоение предметного содержания профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений», дисциплин психолого-педагогического цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения производственной практики (педагогической и культурно-просветительской), подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-4);

  • способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-9).

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

  • способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-психологические феномены, категории, методы изучения;

  • общие закономерности, движущие силы и механизмы развития психики, основные взгляды на законы, управляющие поведением и познанием человека, формированием его личности;

уметь:

  • переносить полученные в курсе знания на другие теоретические психологические дисциплины, в практику психолого-педагогической работы;

владеть навыками:

  • теоретического обоснования основных закономерностей функционирования и генезиса психики.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

5. Разработчики: БГПУ, доцент, кандидат психологических наук АнуфриенкоЕ.В..

«Возрастная анатомия и физиология»

1. Цель дисциплины – знакомство с возрастными особенностями, закономерностями развития и проявлением физиологических функций органов и систем организма; формирование представления об особенностях развития детей с ОВЗ; знакомство с основными гигиеническими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях.

  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» относится к базовой части профессионального блока дисциплин (Б3.Б3).

Возрастная анатомия и физиология тесно связана со специальной и возрастной психологией, коррекционной педагогикой, с дисциплинами медико-биологического цикла.

Преподавание этих дисциплин должно базироваться на знании особенностей организма детей на каждом возрастном этапе. Задачами дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» являются:

  • вооружение студентов теоретическими знаниями об анатомическом строении и функционировании организма детей и подростков;

  • знакомство с особенностями роста и развития детей с ОВЗ;

  • приобретение необходимой суммы гигиенических знаний для укрепления и сохранения здоровья учащихся;

  • формирование у будущих педагогов-дефектологов знаний, умений и навыков, необходимых для индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ;

  • способствовать воспитанию у студентов бережного отношения к своему здоровью, профилактике вредных привычек, формированию естественнонаучного мировоззрения.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

  • способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями интеллектуального развития с целью выбора рациональной индивидуальной образовательной траектории (СК-1)

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • анатомо-физиологическую номенклатуру;

  • общие закономерности роста и развития организма и их особенности у детей с ОВЗ;

  • возрастные особенности строения и функционирования всех систем организма;

  • основные гигиенические требования, методы и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.

уметь:

- работать с влажными препаратами, муляжами и таблицами;

- владеть навыками работы с микроскопом, микропрепаратами, аппаратурой, применяемой для измерения различных морфо-функциональных показателей;

- работать со специальной литературой (анатомическим атласом, медицинской энциклопедией и др.), составлять конспекты, аннотации статей.

владеть навыками:

- по определению физического развития, функциональных возможностей систем организма детей на разных возрастных этапах.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

5. Разработчик: БГПУ, старший преподаватель кафедры логопедии и олигофренопедагогики Сергеева В.Ю.

«Основы медицинских знаний»

  1. Цель дисциплины: сформировать у студентов, будущих педагогов и психологов сознательное отношение к своему здоровью, воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.

  2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Предмет «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» тесно связан с возрастной анатомией, физиологией, гигиеной и безопасностью жизнедеятельности, с возрастной психологией и дисциплинами педагогического цикла.

Преподавание дисциплины должно базироваться на знании о биологической природе и целостности организма человека;

  • причин и факторов, вызывающих болезненные изменения в организме.

Задачами дисциплины являются:

  • ознакомление студентов с наиболее распространенными болезнями и возможностями их предупреждения, с неотложными состояниями и особенностями оказания первой помощи;

  • формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков в методах оценки количества и качества здоровья человека;

  • ознакомление с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания детей и подростков;

  • развитие положительной мотивации сохранения и укреплении собственного здоровья через освоение принципов здорового образа жизни;

  • формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека;

  • формирование навыков по уходу за больными на дому.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способность понимать значение социально-значимых проблем общества и образа жизни человека в нем (ОК-2);

  • готовность к овладению методически правильного использования методов сохранения, укрепления и развития здоровья (ОК-3);

  • способность осознавать социальную значимость своей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, к адекватной оценке здоровья детей и подростков (ОП-1);

  • способность анализировать причины нездоровья детского населения, и выявлять факторы, ухудшающие состояние здоровья (ОП-2);

  • способность использовать в своей профессиональной деятельности полученные знания (ОП-3);

  • готовность к выбору программ в области здоровья (ПК-1);

  • способность к организации здоровьесберегающего и здоровье-развивающего пространства (ПК-2);

  • освоение современных в области здоровья технологий, направленных на сохранение здоровья и профилактику заболеваний (ПК-3);

  • готовность к участие в совместной деятельности с органами здравоохранения и правопорядка по профилактике социально опасных заболеваний (СК-1);

  • готовность к оказанию первой помощи при неотложных состояниях (СК-2);

  • способность создать ситуацию, предупреждающую травмоопасность (СК-3);

  • способность отличать здорового от заболевшего (СК-4).

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • признаки наиболее распространенных заболеваний, неотложных состояний, инфекционных болезней;

  • понимать эпидемический и инфекционный процессы;

уметь:

  • работать со специальной литературой, с таблицами, муляжами, информационными сборниками, СанПиН и др.;

владеть

  • приемами первой помощи при травмах, неотложных состояниях: кровотечениях, переломах, вывихах, обмороке, эпилептическом и истерическом припадках и др.

  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

  1. Разработчик:БГПУ, доцент кафедры основ медицинских знаний и ОЗД Антонова Л.А.

«Безопасность жизнедеятельности»

1. Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление об угрозах окружающего мира, правилах поведения в случае их возникновения, а также о приемах и методах их предупреждении и нейтрализации.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является необходимой основой для последующего изучения дисциплинами: экология, психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний, основы педиатрии, гигиены и других предметов связанных с изучением земли, атмосферы, биосферы, а также техносферы.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных действий (ОК-6);

  • способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • правовую и нормативную базу системы безопасности жизнедеятельности Российской Федерации;

  • основные угрозы окружающего мира (природная среда, техносфера, оружие массового поражения) и приемы снижения их отрицательного воздействия на организм;

  • основные угрозы окружающего мира, исходящие из социальной сферы и приемы их предупреждения и нейтрализации;

  • основные угрозы исходящие из биосферы, приемы их предупреждения и нейтрализации;

уметь:

  • использовать знания по основам безопасности жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и биологического происхождения;

  • использовать индивидуальные, коллективные и медицинские средствами защиты;

  • уметь оказать первую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях различного происхождения;

владеть:

  • методами подбора индивидуальных средств защиты органов дыхания и средств защиты кожи;

  • навыками работы с приборами предназначенными для определения в окружающей среде экологически вредных факторов химического происхождения, а также имеющих физическую природу;

  • навыками применения знаний по основам безопасности жизнедеятельности с целью предупреждения негативного влияния вредных факторов внешней среды, а в случае их появления принимать меры по их нейтрализации.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчик: БГПУ, доцент кафедры основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Яценко Е.А.

«Основы генетики»

  1. Цель дисциплины: снабдить педагога-дефектолога конкретными знаниями по общей и медицинской генетике, позволяющими сформировать его научное мировоззрение и помочь ему найти правильные приемы в коррекционно-воспитательной работе.

  2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Основы генетики» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла.

Генетика тесно связана со специальной и возрастной психологией, коррекционной педагогикой, с другими дисциплинами медико-биологического цикла.

Задачей дисциплины является закрепление школьных знаний по общей генетике, составляющей теоретическую базу для медицинской генетики, а также освоение современных представлений о причинах и механизмах наследственных заболеваний человека и знакомство с новыми достижениями в лечении генетических болезней. Дисциплина знакомит студентов с медицинскими вопросами диагностики наследственных болезней, их лечения и профилактики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности (ОК-4);

  • способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

  • способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями интеллектуального развития с целью выбора рациональной индивидуальной образовательной траектории (СК-1)

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • Место генетики в системе подготовки специалистов в области коррекционной педагогики.

  • Основные этапы развития генетики, имена отечественных и зарубежных ученых, внесших большой вклад в развитие генетики.

  • Терминологию основных понятий генетики.

  • Классификацию наследственных болезней; наиболее важные для дефектологии формы менделирующей патологии.

  • Хромосомные синдромы и болезни с наследственной предрасположенностью, методы их диагностики, лечение и коррекция.

  • Принципы, этапы и содержание медико-генетического консультирования; медицинский прогноз.

  • Возможные причины нарушений в системе хромосом и генных мутаций, мутагенные факторы внешней среды.

Уметь и владеть:

  • Собирать клинико-генетические данные, составлять и «читать» родословную, анализировать полученные данные и делать заключение о соответствии наблюдаемого расщепления.

  • Устанавливать генотип родителей, если известен генотип ребенка, и наоборот.

  • Распознавать ситуацию, при которой показано медико-генетическое консультирование, и рекомендовать родителям эту процедуру.

  • Оказать психологическую поддержку семьям, имеющим ребенка с наследственной болезнью.

  • Способствовать интеграции детей с генетически детерминированными отклонениями развития в общество.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

5. Разработчик: БГПУ, доцент кафедры специальной и дошкольной педагогики и психологии Попова М.Ю.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки менеджмент (профиль «производственный менеджмент»)

    Основная образовательная программа
    ... министра _________________ «____»__________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент» ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «инновационный менеджмент»

    Основная образовательная программа
    ... подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (1)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОЕКТ Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Социология ... исследований в соответствии с основнойобразовательнойпрограммойподготовки социолога в системе классического ...
  6. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (5)

    Основная образовательная программа
    ... ______________Федоров М.П. «___»____________ 2010 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 222000 «инноватика» утверждено приказом ...

Другие похожие документы..