Главная > Государственный образовательный стандарт


Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России

24 января 2002 г.

Регистрационный № 18-2819-Б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности

2819 Экспертиза качества потребительских товаров

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – эксперт

Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

Москва – 2002 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2819 Экспертиза качества потребительских товаров (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. 36 с.

© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002

1. Общая характеристика специальности
2819 Экспертиза качества потребительских товаров

1.1. Специальность 2819 Экспертиза качества потребительских товаров утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля
2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 2819 Экспертиза качества потребительских товаров:

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.

1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

  • на базе среднего (полного) общего образования – 1 год 10 месяцев,

  • на базе основного общего образования – 2 года 10 месяцев1.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.

1.4. Квалификация выпускника – эксперт.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по экспертизе качества продовольственных и промышленных товаров (далее – потребительских товаров) в роли эксперта в должности лаборанта, техника, техника-лаборанта, товароведа в организациях различных организационно-правовых форм, в органах по сертификации и других органах контроля и надзора.

Основные виды деятельности эксперта:

оценочная – проведение экспертизы качества потребительских товаров; документальное оформление процедур и полученных результатов;

организационно-управленческая – организация профессиональной деятельности в коллективе исполнителей, выбор и принятие оптимальных решений по ее результатам, участие в обосновании экономической эффективности экспертной деятельности, обеспечение безопасности профессиональной деятельности для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.

Выпускник должен уметь: осуществлять экспертизу качества потребительских товаров; определять соответствие их основных характеристик требованиям нормативных документов, контрактов, договоров и соглашений; участвовать в подготовке и проведении сертификации; пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора материалов, оборудования и средств измерения, применяемых при экспертизе качества потребительских товаров; использовать в профессиональной деятельности средства вычислительной техники; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности своего структурного подразделения, оценивать эффективность производственной деятельности; анализировать, оценивать и поддерживать необходимое состояние техники безопасности и охраны труда на производственном участке.

Выпускник должен знать: виды и методы экспертизы качества потребительских товаров; номенклатуру и ассортимент потребительских товаров; нормативные документы на товарно-материальные ценности; основы организации и управления деятельностью экспертных организаций, промышленных предприятий и торговых организаций, основные показатели их производственно-хозяйственной деятельности; основы экономики, организации труда и управления; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты в сфере профессиональной деятельности.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 2819 Экспертиза качества потребительских товаров, подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению в сокращенные сроки основной профессиональной образовательной програм­мы высшего профессионального образования по специальности 351100 Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения).

2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
2819 Экспертиза качества потребительских товаров

2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической ценности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к планированию и реализации самостоятельных действий профессиональной деятельности, анализу и оценке полученных результатов и корректированию деятельности по данным анализа;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным само­стоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самокон­тролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

выпускник должен

в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;

в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200–1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональ­ном и социальном развитии человека;

  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;

в области социальной психологии2:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;

в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).

По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

выпускник должен

в области математики:

  • иметь представление о месте и роли математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;

  • уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

  • уметь применять методы математической статистики и теории вероятностей в сфере профессиональной деятельности;

в области информатики:

  • иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

  • знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

  • знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

  • уметь использовать изученные прикладные программные средства профессиональной направленности;

в области химии:

  • иметь представление о теориях электронного строения и принципах классификации химических веществ и соединений;

  • иметь представление о применении химических веществ и соединений при производстве, хранении и экспертизе потребительских товаров;

  • знать состав, строение, свойства основных химических соединений;

  • знать особенности реакций полимеризации и поликонденсации;

  • уметь вести расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • уметь проводить простейшие реакции с участием химических соединений и исследования их отдельных свойств в лабораторных условиях;

в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.

По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен

иметь представление:

  • о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

  • об основных электрических и магнитных явлениях, их физической сущности и практическом использовании в электротехнике и электронной технике;

  • о предмете и методе бухгалтерского учета;

  • о требованиях к метрологическому обеспечению средств измерений при экспертизе качества потребительских товаров;

  • об основных положениях международной, Межгосударственной и Государственной систем стандартизации;

  • о концепции, целях, задачах и принципах сертификации;

  • об основных технологических процессах производства потребительских товаров;

  • о факторах, определяющих качество потребительских товаров;

  • об основаниях для проведения экспертизы потребительских товаров;

знать:

  • принципы действия типовых электрических и электронных устройств бытовой электро-, радио-, аудио- и телеаппаратуры;

  • организацию бухгалтерского, финансового и управленческого учета, состав и содержание бухгалтерской отчетности;

  • правила выбора средств измерений при экспертизе качества потребительских товаров;

  • структуру и требования нормативных документов на потребительские товары и методы их контроля;

  • порядок проведения сертификации потребительских товаров, сертификационную документацию и знаки соответствия;

  • влияние технологических процессов на качество потребительских товаров;

  • основы применения безотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологий;

  • виды и типы производственной технологической документации;

уметь:

  • проверять исправность бытовой электро-, радио-, аудио- и телеаппаратуры;

  • оформлять документы на прием и отгрузку продукции по установленным формам;

  • выбирать средства измерений при экспертизе качества потребительских товаров;

  • использовать нормативные документы на методы контроля, анализа, измерений и испытаний при экспертизе качества потребительских товаров;

в области правового обеспечения экспертизы потребительских товаров:

  • иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

  • знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

  • знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

в области экономики отрасли:

  • иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

  • знать организацию производственного и технологического процессов;

  • знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

  • знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги) и экспертизу качества потребительских товаров, формы оплаты труда в современных условиях;

  • знать методику разработки бизнес-плана;

  • знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • иметь представление о целях, задачах и функциях управления торговым предприятием и экспертной организацией;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • уметь обеспечивать безопасность жизнедеятельности на рабочем месте;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях;

в области охраны труда:

  • знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;

  • уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

  • уметь использовать экобиозащитную технику.

По специальным дисциплинам

выпускник должен

иметь представление:

  • о целях, задачах и методах экспертизы качества однородных групп потребительских товаров при их изготовлении, транспортировании, хранении, реализации и применении;

  • о нормативной документации Госстандарта России и органов государственного управ­ления по общим вопросам экспертизы качества потребительских товаров;

знать:

  • классификацию однородных групп и ассортимент потребительских товаров;

  • товароведную характеристику однородных групп потребительских товаров;

  • требования к качеству однородных групп потребительских товаров;

  • методики оценки потребительских свойств однородных групп товаров;

  • методы выявления и определения дефектов потребительских товаров;

  • порядок отбора проб и образцов для экспертизы качества потребительских товаров;

  • форму и порядок составления акта об отборе проб и образцов;

  • порядок проведения товарной экспертизы потребительских товаров различных групп;

уметь:

  • расшифровывать маркировку и информационные знаки потребительских товаров;

  • распознавать дефекты товаров и определять причины их возникновения;

  • анализировать нормативную и информационную документацию на потребительские товары с целью выявления показателей, подлежащих экспертизе;

  • отбирать пробы и образцы потребительских товаров для экспертизы их качества;

  • составлять акты об отборе проб и образцов потребительских товаров;

  • проводить экспертизу качества потребительских товаров, тары, упаковки, торговых марок, маркировок и сопроводительной документации в соответствии с требованиями нормативной документации, методик и правил экспертизы (по однородным группам потребительских товаров);

  • составлять заключения (протоколы) о результатах экспертизы.

2.3. Требования к уровню подготовки выпускников по производственной (профессиональной) практике

В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные при обучении, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.

Кроме того, студент должен овладеть приемами работ со средствами измерений, применяемыми при экспертизе качества потребительских товаров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации (1)

    Документ
    1. Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Эксперт в области экологической безопасности».
  2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ

    Документ
    1. . Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно - педагогической работы не менее лет.
  3. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий» 1 общая характеристика дополнительной профессиональной

    Программа
    1. Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий».
  4. Государственные требования

    Государственный образовательный стандарт
    1.1. Специальность 050202 Информатика утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 21. 11. 2001 г. № 3755 «О внесении дополнений и изменений в Классификатор специальностей среднего профессионального образования
  5. Государственные требования (1)

    Документ
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2203 Программное обеспечение вычислительной техники
  6. Государственные требования (2)

    Государственный образовательный стандарт
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0614 Земельно-имущественные отношения (базовый уровень
  7. Государственные требования (3)

    Государственный образовательный стандарт
    1.1. Специальность 050202 Информатика утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 21. 11. 2001 г. № 3755 «О внесении дополнений и изменений в Классификатор специальностей среднего профессионального образования

Другие похожие документы..