Главная > Методические указания


1) земледелие и ремесло;

2) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

3) мелкую торговлю.

2.В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги — это:

1) совершенно бесполезный товар;

2) результат соглашения между людьми;

3) стихийно возникший товар.

3.Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

1) затратный принцип;

2) морально-этический принцип;

3) затратный и морально-этический принцип одновременно.

4.Кольбертизм — это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка:

1) не меняется;

2) сужается;

3) расширяется.

5.Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма является:

1) эмпирический метод;

2) каузальный метод;

3) функциональный метод.

6. У Монкретьена политическая экономия рассматривалась как наука о: 1) цене товара

2) прибавочной стоимости;

3) государственном хозяйстве;

4) классовых отношениях.

7. Главную причину «скудости» страны И. Посошков видел в:

1) отсталости сельского хозяйства;

2) недостаточное развитие промышленности;

3) неудовлетворительное состояние торговли;

4) неудовлетворительное состояние финансов и налоговой политики.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бартенев С. Л. История экономических учений. –М.: Юрист, 2001.Гл.1, 3.

  2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.Раздел 1.

  3. История экономических учений. Учебное пособие. Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 1-2.

  4. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997 г. Лекции 1-6.

  5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. -4-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 3-4.

Источники:

1.Крижанич Ю. Политика. — М.: 1965.

2. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения / Ред. и коммент. Б. Б. Кафетауза. — М.: Изд-во АН СССР, 1951.

3. Кейнс Дж. М. Заметки о меркантилизме, законах про­тив ростовщичества, деньгах, оплаченных марочным сбором, и теориях недопотребления. В кн.: Кейнс Дж. М. Избранные произведения: Пер. с англ. / Предисл., коммент., сост.: Л. Г. Худокормов. — М.: Экономика, 1993. — (Экон. наследие), с. 479 - 509.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов Д. Н. Иван Посошков. - М.: Экономика, 1989. — (Из истории экон. мысли).

2. Пушкарев Л. Н. Юрий Крижанич: Очерк жизни и твор­чества / Отв. ред. В. И. Буганов. — М.: Наука, 1984.

3. Зайцева П. Умом Россию не понять...// Вопросы эконо­мики. - 1994, № 2, с. 95 - 107.

4 Кондаков С. Рецепты Петра Великого // Диалог. — 1991, № 15, с. 82 -91.

5. Полянский Ф. Я. Адам Смит как критик феодализма и меркантилизма. — В кн.: Адам Смит и современная полити­ческая экономия / Под ред. Я. А. Цаголова. — М.: Изд-во Моск. у-та, 1979, с. 39-50.

6. За что был брошен в острог старец Иван Посошков, создавший экономический трактат покруче Адама Смита // Российская газета, 2 марта 1996 г.

Примечание: на с. 138 — 142 указанной выше работы на­печатана полная библиография трудов Посошкова И. Т. и подробный список литературы на русском языке о Посошкове И. Т. и его учении.

Раздел 2. Генезис основных направлений современной экономической мысли

Тема3. Становление и эволюция классической политэкономии.

    1. Общая характеристика классической школы и этапы её развития.

Период ";полного laisser faire"; стал девизом нового направления экономической мысли — классической полити­ческой экономии, а ее представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализ­ма.

В развитии классической политической экономии с определен­ной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные предста­вители начала данного этапа У.Петти и П.Буагильбер безотноси­тельно друг от друга первыми в истории экономической мысли вы­двинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой ис­точником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или бла­га. Осуждая меркантилизм и исходя из причинной зависимости экономических явлений, основу богатства и благосостояния госу­дарства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Веду­щие авторы этой школы Ф.Кенэ и А.Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение на­ряду с трудом придавали земле. Критикуя меркантилизм, физиок­раты еще более углубились в анализ сферы производства и рыночных отношений, хотя и в основном по проблемам сельского хозяй­ства, неправомерно отдаляясь от анализа сферы обращения. Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита — центральной фигуры среди ее представите­лей. Его ";экономический человек"; и ";невидимая рука"; провидения убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х годов XX столетия неопровержимым считалось положение о невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию. Третий этап эволюции ";классической школы"; политической экономии приходится на первую половину XIX в. В течение этого периода последователи, и в том числе ученики А.Смита, подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обо­гатили школу принципиально новыми и значимыми теоретически­ми положениями. Среди представителей данного этапа следует осо­бо выделить французов Ж.Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т.Мальтуса и Н.Сениора, американца Г. Кэри и др. Каждый из них оставил в истории экономиче­ской мысли и становления рыночных отношений довольно замет­ный след. Четвертый этап развития классической полити­ческой экономии охватывает вторую половину XIX в., в течение которого Дж.С.Милль и К.Маркс обобщили луч­шие достижения школы. Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней истории классической политической эко­номии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции.

Во-первых, неприятие протекционизма в экономической по­литике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и приме­нение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный (каузальный), дедуктивный и ин­дуктивный, логическую абстракцию. Свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения стало причиной недооценки закономерной взаимосвязи хозяйствующих субъектов этих сфер, обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения.

Во-вторых, опираясь на каузальный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм форми­рования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке в связи с издержками производства или, по другой трактов­ке, количеством затраченного труда. Не будучи в состоянии разрешить очевидный парадокс ценообразования, классики не могли проследить последовательность рыночных сделок вплоть до конечного потребите­ля, но были вынуждены начинать свои построения с действий бизнес­мена, для которого потребительские оценки полезности являются за­данными";.

В-третьих, категория ";стоимость"; признавалась авторами ";классической школы"; единственной исходной категорией экономи­ческого анализа, от которой как на схеме генеалогического древа отпочковываются (вырастают) другие производные по своей сути категории. Подо­бного рода упрощение анализа и систематизации привело ";клас­сическую школу"; к тому, что само экономическое исследование, как бы имитировало механическое следование законам физики, т.е. поиску сугубо внутренних причин хозяйственного благополу­чия в обществебез учета психологических, мораль­ных, правовых и других факторов социальной среды.

В-четвертых, исследуя проблематику экономического роста и повышения благосостояния народа, классики пытались обосновать динамизм и равновесность состояния экономики страны. Однако при этом, как известно, они ";обходились"; без серьез­ного математического анализа, примене­ния методов математического моделиро­вания экономических проблем, позволяю­щих выбрать наилучший (альтернативный вариант из определенного числа состоя­ний хозяйственной ситуации. Более того, ";классическая школа"; достижение равновесия в экономике считала автоматически возможным, разделяя ";закон рынков"; Ж.Б.Сэя.

Наконец, в-пятых, деньги, издавна и традиционно считавшиеся искусственным изобретением людей, в период классической политической экономии были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя ";отменить"; никакими соглашения­ми между людьми. Среди классиков единственным, кто требовал упразднения денег, был П.Буагильбер. В то же время многие авто­ры ";классической школы"; вплоть до середины XIX в. не придавали должного значения разнообразным функциям денег, выделяя в основ­ном одну — функцию средства обращения, т.е. трактуя денежный товар как вещь, как техническое средство, удобное для обмена. Недо­оценка других функций денег была обусловлена упомянутым недо­пониманием обратного влияния на сферу производства денежно-кредитных факторов.

    1. Экономическая теория У. Пети

Первым профессиональным экономистом был англичанин Уильям Петти (1623–1689). Важнейшими сочинениями его были «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672) и «Политическая арифметика» (1676).

Исходной целью его исследования было упорядочение налогообложения в Англии. Для этого нужно было правильно оценить богатство страны и людей. Решая эту задачу, он не только описывал экономические явления, но и стремился раскрыть их сущность: объяснить «таинственную природу» налогов, денег, ренты, факторов богатства.

Петти анализировал богатство с позиции выявления налоговой способности населения. Богатство государства он делит на три части. Первое – богатство его подданных. Второе – доля богатства, отдаваемая подданными государству для дела защиты, управления и др. Третье – это та часть упомянутой доли, которая идет на содержание короля, его двора. Первостепенную роль играет «первое» – богатство населения, его следует развивать как основу всего.

В отличие от меркантилистов он считал богатством страны не только драгоценные металлы и камни, но и товары, земли, дома, корабли, скот и т.д. А что создает богатство? «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля – его мать», – отвечал Петти. Общественный продукт, образующий богатство, он поделил на три части: возмещение затрат, заработную плату и чистый доход (ренту). При этом он пытается найти единую меру ценности благ (товаров, земли, денег). Он полагает, что «оценку всех предметов следовало бы свести к двум естественным знаменателям – к земле и к труду. Обычным масштабом ценности является среднее дневное пропитание взрослого человека, а не его дневной труд». Следовательно, в основе цены товара у Петти лежит затратный подход.

Анализируя ценность благ, Петти выделяет «естественную» и «искусственную» цену. Он пишет: «Если кто-нибудь может добыть… и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собой естественную цену другого…» (Антология экономиче­ской классики. М., 1993. Т.1. С. 38). Здесь выявился подход к определению ценности трудом.

«Искусственная» цена зависит не только от затрат труда, но и от многих других факторов: колебания спроса и предложения и т.д. Очевидно, под «искусственной» ценой Петти понимает собственно рыночную цену товара.

Кроме указанных двух видов цен Петти выделял еще и «политическую» цену. Она включает в себя более высокие затраты по сравнению с «естественной» ценой, отражающие воздействие на производство неблагоприятных политических факторов (революция, война и т.д.).

Деньги (золото, серебро) Петти считал товаром. Он осуждал политику порчи денег, так как это ни в коем случае не увеличивает богатство страны. Он считает, что количество денег, большее или меньшее необходимого, в равной мере вредно для страны. Петти ставит вопрос о необходимом количестве денег для обращения, выделяя факторы, влияющие на него. «Количество денег, необходимое для торговли, – писал Петти, – должно определяться частотой меновых сделок и размером платежей, совершаемых по закону или обычаю иным образом».

Земельную ренту Петти определял как разницу между ценой товара и заработной платой. Из земельной ренты и цены земли он выводит «денежную ренту» – ссудный процент. Цену земли Петти рассматривал как определенное количество годичных земельных рент, т.е. фактически как капитализированную земельную ренту.

Таким образом, в отличие от меркантилистов, сконцентрировавших свое внимание на функционировании торгового капитала, Петти исследует не только торговый, но и промышленный капитал в денежной форме.

С именем Петти связана еще одна большая веха в развитии экономической мысли – создание основ экономической статистики.

3.3. Физиократизм. Экономическая таблица Ф Кэне

Физиократы-экономисты XVIII в. – представители французской классической политэкономии. Термин «физиократия» означает буквально «природовластие». Наиболее известными идеологами физиократизма были Венсиан де Гурнэ (1712–1759), Франсуа Кенэ (1694–1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1724–1781). Школа физиократов выработала учение, которое держалось на нескольких важных идеях.

Первым устоем физиократизма была идея экономического либерализма, которая выражалась знаменитой фразой «Laissez faire, laissez passer» – «Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом». Или проще: «Не мешайте!». Эта формула предполагает, что государство не должно вмешиваться в экономику, не должно мешать предпринимательству, хозяйствованию. Экономический либерализм физиократов опирался на тезис, что поведение людей должны определять природные законы. Они создают естественный порядок.

Вторым устоем физиократизма было представление о земле как единственном источнике богатства. Прирост народного богатства определяется чистым продуктом (продукт без затрат на производство), а он берется только из земли. Чистый продукт – дар природы, земельная рента. Промышленность и торговля не создают чистого продукта.

Третий устой учения физиократов – деление труда на производительный (создающий чистый продукт) и непроизводительный (не создающий чистого продукта) и соответственно деление общества на классы. Класс земледельцев был назван производительным, а класс промышленников и торговцев – бесплодным. Третий класс – собственники земли, получатели земельной ренты от земледельцев. Богатство этого класса происходит не от труда, а от права владения землей, он и должен нести налоговое бремя. В реальности же налоги платили крестьяне, ремесленники, торговцы, но не собственники.

Лидером и основоположником школы физиократов был Ф. Кенэ. Он также сформулировал экономическую и политическую программу физиократов. Основные произведения Кенэ были опубликованы в «Энциклопедии»: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др. В перечисленных трудах он попытался выявить экономические закономерности капитализма, хотя и был сторонником просвещен­ного абсолютизма, монархии. При изучении экономических взглядов Кенэ наибольшее внимание нужно уделить его знаменитой «Экономической таблице», в которой он выполнил первый научный анализ кругооборота общественных продуктов и встречного потока доходов (рисунок).

Экономическая таблица, как изобразил ее сам Кенэ

Кенэ научил экономическую мысль различать две категории затрат: единовременные («первоначальные авансы») и текущие («ежегодные авансы»). Первое – это инвестиции, или капитальные вложения, как в основную, так и в оборотную часть капитала. Второе – это постоянно требуемые расходы на ведение хозяйства: оплату труда работников, содержание скота, ремонт техники, зданий и т.д. Это издержки производства. Для них не требуется привлекать деньги извне, они возмещаются в цене продукта производства при его продаже. Эти категории используются в экономической таблице. Таблица показывает, как распределяется общественный продукт между классами общества, как осуществляется обмен продуктов и денег (доходов), как возмещаются расходы каждого класса. Таким образом, таблица характеризует процесс общественного воспроизводства. В ней Кенэ рассмотрел экономику страны как целостный единый организм, в котором все взаимосвязано.

Существенный вклад в развитие французской классической школы внес А. Тюрго. В своем «Размышлении о создании и распределении богатств» (1766) он углубил ряд физиократических понятий и сформулировал новые, выходящие за рамки доктрины.

Тюрго полагал, что чистый продукт – не просто дар природы, а результат производительного труда. Для него необходим капитал, т.е. «накопленная ценность». Первостепенную роль играет капитал, вложенный в землю, сельскохозяйственное производство. Продукт, создаваемый капиталом, распадается на две части: издержки и прибыль. Прибыль Тюрго рассматривал как самостоятельный вид дохода, получаемый предпринимателем, хотя и трактовал его как часть «чистого дохода», т.е. ренты. Кроме этого Тюрго дал более конкретную характеристику классов, выделив в них наемных работников и предпринимателей-капиталистов. Первые являются получателями заработной платы (минимума средств существования), а вторые – прибыли как платы за предпринимательский труд, умение и риск. Прибыль выводится из процента, а последний связан с рентой. Тюрго описывает модель свободного перелива капиталов и естественного выравнивания нормы прибыли. Текущий процент служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов. Низкий процент – это последствие и показатель избытка капиталов.

Интересным является анализ понятия «ценности», которое Тюрго связывал с пригодностью блага к нашим потребностям. Он выделял субъективную ценность и объективную. Под субъективной ценностью он понимал оценку вещи ее владельцем. Объективная же ценность устанавливается на рынке в зависимости от спроса и предложения, ряда других причин. Однако ценность каждой из обмениваемых вещей не имеет другого измерителя, кроме потребностей, желаний и средств договаривающихся. Субъективные оценки под влиянием конкуренции «превращались» в цены на рынке, которые принимали и покупатели, и продавцы. По этому пути в дальнейшем пойдут основатели теории предельной полезности.

Наконец, отметим, что Тюрго выдвинул понятие об «общем экономическом равновесии», которое устанавливается «между ценностью всех произведений земли, потреблением разного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых (их производством) людей и ценой их заработной платы».

    1. Адам Смит и его вклад в экономическую науку

Адам Смит (1723–1790. У Адама Смита политическая экономия развилась в некоторую целостность. В его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» разработана система взглядов, а его последователи осуществляли ее совершенствование.

Метод исследования Смита был преимущественно аналитическим, так как базировался на создании логических абстракций и обобщений в виде категорий. Он был направлен на выявление внутренних причинных связей экономических процессов капитализма, раскрытие сущности, закономерности изучаемого явления или процесса. Социальный подход к экономическим явлениям у Смита сочетается с методом «робинзонады», когда Смит из изолированного хозяйства Робинзона пытается вывести некоторые законы хозяйства. Однако первостепенное внимание он уделяет анализу социальных проблем, отношений между классами.

Основные принципы, из которых исходил Смит при объяснении экономических явлений и процессов, сформировались в тесной связи с учением о «естественном порядке» и «естественном праве», созданным физиократами. Однако если последние ставили «естественный порядок» в зависимость от сил природы, то Смит считал, что он определяется челове­че­ской природой и ей соответствует. По его мнению, человек – эгоист, он преследует исключительно личные цели, руководствуется личными интересами, собственной выгодой. И поскольку это вытекает из самой природы человека, оно законно, имеет право на существование. Личный интерес одного индивидуума ограничен лишь личными интересами других. Иных ограничений нет и быть не может. В соответствии с этим подходом общество состоит из множества индивидов, а интересы общества складываются из интересов его членов. Следовательно, анализ и общества, и общественных интересов должен основываться на анализе природы и интересов индивида. Отсюда вытекает, что люди нуждаются друг в друге как эгоисты, они оказывают взаимные услуги, и поэтому единственной рациональной формой, позволяющей наилучшим образом достигнуть взаимного оказания услуг, является обмен. Значит, обмен – явление естественное, так как обусловлен самой природой человека.

«Движущей силой» истории становятся «естественные усилия», постоянно предпринимаемые отдельными индивидами в целях улучшения своего положения. Эти усилия, согласно Смиту, являются первоначальным источником богатства как общественного, так и частного. Действием «экономического человека» («homo economicus»), единственным мотивом которого является стремление к богатству, Смит попытался объяснить почти все экономические процессы.

Центральная идея Смита состоит в том, что источником всякого богатства является труд. Капитал важен лишь в той мере, в какой он дает занятие труду. «Богатство» общества он ставит в зависимость от двух факторов:

- доли населения, занятого производственным трудом;

- производительности труда.

При этом Смит дальновидно заметил, что второй фактор имеет несравненно большее значение. Но вполне закономерно для своего времени он указал, что производительность труда определяется разделением его. Смит выявил универсальный характер разделения труда от простых операций на предприятии до отраслей производства и общественных классов. Поскольку разделение труда вызывает снижение издержек производства, то оно открывает простор для использования машин, так как механизировать можно было лишь простые операции. Смит считает, что разделение труда обусловливает обмен между людьми продуктами их деятельности.

Смит полагает, что обмен экономит труд, так как специализированный работник производительнее неспециализирован­ного; и если бы последний сам изготовлял все необходимые ему продукты, то тратил бы гораздо больше труда, чем получая их в обмен на свои, производимые на основе разделения труда. Каждый выигрывает время и силы, как бы получает больше труда, чем обладает им.

По Смиту, чем выше чистый выигрыш на единицу товара, тем выше меновая ценность этого товара. Меновая ценность существует лишь в уме каждого торгующего на рынке. Ее нельзя ни точно измерить, ни ощутить. Она становится доступной наблюдению, когда превращается в цену товара. Сосредоточив свое внимание на меновой ценности, Смит обнаруживает «действительное» мерило в затратах труда на производство товаров. Это лежит в основе обмена. Источником ценности является труд, независимо от отраслевой специфики, труд вообще.

Плодотворной была концепция Смита о естественной рыночной цене товаров. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой ценности и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоему центру колебаний. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными.

Однако попытки Смита связать трудовую теорию ценности (стоимости) со сложными процессами капиталистической экономики встретили большие трудности: невозможность установить отношение между двумя различными количествами труда в товарах, различная степень интенсивности труда и необходимого искусства. Он стал варьировать ценовую теорию и приспосабливать к практике капитализма исходную позицию. Смит приходит к выводу, что ценность товара при капитализме определяется суммой трех доходов. «Заработная плата, прибыль и рента являются, – писал Смит, – тремя первоначальными источниками всякого дохода и всякой меновой стоимости» (Антология экономической классики. М., 1991. Т. 1. С. 122). Следовательно, закон ценности, закон обмена товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство труда, в условиях капитализма не действует. Это теория издержек производства, которой суждено было играть важную роль в течение следующего столетия. Здесь Смит высказывает важное положение, что вся стоимость в конечном счете сводится к вновь созданной стоимости. Этот тезис пытались оспорить некоторые экономисты, но теория и практика доказали его правильность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель книг поступивших в библиотеку (8)

    Библиографический указатель
    ... /060810/Историяэкономическихучений/4/Доп; Э/01/080102/Историяэкономическихучений/4/Доп; Э/01/080105/Историяэкономическихучений/4/Доп; Э/01/080507/Историяэкономическихучений ...
  2. Грнти руб

    Документ
    ... примеры решения задач и даны упражнения ... экономических отношений в рамках ГА АТ/ВТО. Рассматриваются цели и история ... торговля -- валютный курс -- мировое хозяйство -- экономический рост -- безработица ... написан коллективом ученых Финансовой академии ...
  3. Грнти руб

    Документ
    ... примеры решения задач и даны упражнения ... экономических отношений в рамках ГА АТ/ВТО. Рассматриваются цели и история ... торговля -- валютный курс -- мировое хозяйство -- экономический рост -- безработица ... написан коллективом ученых Финансовой академии ...
  4. Список книг из собрания алексея федоровича лосева

    Документ
    ... с. Цицерон. Речь в защиту М. Целия. (M. Tullius Cicero. Pro M. ... в школе. История, задачи и методика преподавания. (Методическое пособие к курсу «LINGUA LATINA. ... Мордухович, Лев Матвеевич. Очерки историиэкономическихучений. (От античных мыслителей до ...
  5. Список книг из собрания алексея федоровича лосева

    Документ
    ... с. Цицерон. Речь в защиту М. Целия. (M. Tullius Cicero. Pro M. ... в школе. История, задачи и методика преподавания. (Методическое пособие к курсу «LINGUA LATINA. ... Мордухович, Лев Матвеевич. Очерки историиэкономическихучений. (От античных мыслителей до ...
  6. Периодические издания поступившие в центр правовой информации в 2009 – 2010 гг

    Бюллетень
    ... : цели, задачи, ... истории и генезисе права______________________________________________________________________ 35 Историяучений ... курса «Документология»: история. Современное состояние, ближайшие перспективы…………..35 Чарная И.В. Экономическое ...

Другие похожие документы..