Главная > Методические указания


Повышательная волна: с 1890-1896 гг. до 1914-1920 гг. Понижательная волна: с 1914-1920 гг.

Большинство взятых данных обнаружили наличие циклических волн продолжительностью 48-55 лет. Причем периоды колебаний отдельных данных совпали между собой весьма близко. С конца XVIII в. периоды больших циклов оказались приблизительно следующие.

На протяжении всего исследуемого периода Кондратьев выделил «четыре эмпирические правильности». Две из них относятся к повышательным фазам, одна – к стадии спада и еще одна закономерность проявляется на каждой из фаз цикла.

1) У истоков повышательной фазы (в самом ее начале) наблюдаются глубокие изменения в условиях жизни общества.

Этим изменениям предшествуют значительные научно-технические изобретения и нововведения, а также вовлечение в мировые экономические связи новых стран, изменение добычи золота и денежного обращения. В повышательной фазе первой волны это были развитие текстильной промышленности и производство чугуна, изменившие экономические и социальные условия жизни общества. В повышательной фазе второй волны: строительство железных дорог, которое позволило освоить новые территории и преобразовать сельское хозяйство. Повышательная стадия третьей волны вызвана широким внедрением электричества, радио и телефона. Перспективы нового подъема Кондратьев видел в автомобильной промышленности.

2) На периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится наибольшее количество социальных потрясений (ре­волюций, войн).

3) Понижательные фазы оказывают особенно угнетающее влияние на сельское хозяйство. Низкие цены на товары в период спада способствуют росту относительной стоимости золота, что побуждает увеличивать его добычу. Накопление золота содействует выходу экономики из затяжного кризиса.

4) Периодические кризисы (7-11-летнего цикла) как бы нанизываются на соответствующие фазы длинной волны и изменяют свою динамику в зависимости от нее: в периоды длительного подъема больше времени приходится на «процветание», а в периоды длительного спада удлиняются кризисные годы.

Кондратьев ищет корни длинных циклов в процессах, аналогичных тем, которые порождают периодические колебания капиталистической экономики, повторяющиеся каждые 7-11 лет. В своей работе «Длинные волны конъюнктуры» он пишет, что «волнообразные движения представляют собой процесс отклонения от состояний равновесия, к которым стремится капиталистическая экономика». Он выделяет три вида равновесных состояний: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное.

Основные элементы внутреннего (эндогенного) механизма длинного цикла, по Кондратьеву, приведены ниже.

1. Капиталистическая экономика представляет собой движение вокруг нескольких уровней равновесия. Равновесие «основных капитальных благ» (производственная инфраструктура плюс квалифицированная рабочая сила) со всеми факторами хозяйственной и общественной жизни определяет данный технический способ производства. Когда это равновесие нарушается, возникает необходимость в создании нового запаса капитальных благ.

2. Обновление «основных капитальных благ» происходит не плавно, а толчками. Научно-технические изобретения и нововведения при этом играют решающую роль.

3. Продолжительность длинного цикла определяется средним сроком жизни производственных инфраструктурных сооружений, которые являются одним из основных элементов капитальных благ общества.

4. Все социальные процессы – войны, революции, миграции населения – результат преобразования экономического механизма.

5. Замена «основных капитальных благ», выход из длительного спада требуют накопления ресурсов в натуральной и денежной форме. Когда это накопление достигает достаточной величины, возникает возможность радикальных инвестирований, которые выводят экономику на новый подъем.

Последняя работа Кондратьева – «Основные проблемы экономической статики и динамики», написанная в Бутырской тюрьме в 1931 г., должна была сыграть роль первой части обширного произведения из пяти книг, охватывающего общие проблемы экономического развития (равновесие и рост, статика и динамика, цикл и кризис). Эта рукопись знакомит нас с новыми взглядами ученого на проблемы народнохозяйственного равновесия. В главе об экономической статике, динамике и генетике Кондратьев формулирует учение о «трех концентрах» на рынке товаров, труда и капитала. Для товарного рынка «центральным элементом» является цена, на рынке труда – зарплата, на рынке капитала – процент. Вокруг них образуются «концентрические круги»: спрос, предложение, доходы, производство и т.д. Системы концентров трех рынков взаимоувязываются, побуждая стабилизирующие силы восстанавливать равновесие на новом, более высоком уровне развития.

9.4. Экономико-математическая школа и ее основные направления.

Эта школа формировалась усилиями таких ученых, как А. И. Чупров, Ю. Г. Жуковский, Л. З. Слонимский, Л. Винярский, В. Ф. Залесский,
Р. М. Ор­же­нецкий, Н. А. Столяров. Заметный вклад в развитие экономико-математического направления внесли В. К. Дмитриев и
Е. Е. Слуцкий.

Владимир Карпович Дмитриев (1868-1913) дал подробное обоснование необходимости «органического синтеза» теории предельной полезности с теорией трудовой стоимости. Основной работой Дмитриева являются «Экономические очерки» в трех частях: «Теория ценности
Д. Рикардо (опыт точного анализа)» (1898), «Теория конкуренции
О. Курно (великого «забытого экономиста»)» (1902), «Теория предельной полезности» (1902). В ней он предпринял попытку объединить теорию издержек производства Д. Рикардо с теорией предельной полезности.

Классики считали, что цена слагается из доходов участников производства – заработной платы и прибыли. На основе этой конкуренции Дмитриев строит первую модель – систему уравнений, которая была бы достаточна для определения цен всех товаров. В модели цена продукта слагается из двух элементов: зарплаты и прибыли.

В итоге Дмитриеву удалось доказать, что концепция издержек производства в интерпретации Рикардо может быть освобождена от «заколдованного круга» (определение цен одних товаров ценами других).

Во второй модели Дмитриев сводит все затраты к затратам труда как к исходному фактору. Особенно интересной, с современной точки зрения, представляется система уравнений, предложенная Дмитриевым для исчисления полных затрат труда на производство продукции с учетом межотраслевых связей. По существу, была создана линейная система «затраты–выпуск» с определенными технологическими коэффициентами. Метод «затраты–выпуск», развитый американским экономистом
В. В. Леонтьевым, во многом повторяет идеи В. К. Дмитриева.

Исчисление полных затрат труда Дмитриев решил связать с анализом спроса–предложения. Цена, по его мнению, формируется одновременно под воздействием условий производства и условий потребления. Дмитриев также пришел к выводу, что уровень общественно необходимых затрат определяется не при средних, а при наихудших условиях на предприятиях с наиболее высокими издержками, разумеется, при условии, что их продукция нужна для удовлетворения общественного спроса.

Другой важный вывод был сделан Дмитриевым при анализе экономических последствий технического прогресса. Он полагал, что технический прогресс приводит к перепроизводству и единственный способ устранить непроизводительные «резервные» запасы заключается в установлении развитых рынков и распространении «сделок на срок».

Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880-1948) – выдающийся экономист и математик, внесший большой вклад в теорию потребительского поведения. Статья Слуцкого «К теории сбалансированного бюджета потребителя» (1911) считается основополагающей в ряду экономико-математических исследований спроса и потребления. В ней он анализировал связь функции полезности с движением цен и денежных доходов потребителя, широко известную из учебников микроэкономики как «замещение по Слуцкому».

Не отрицая целиком субъективной трактовки ценности, Слуцкий предложил определять параметры функции полезности на базе характеристик функций спроса и предложения, прежде всего коэффициентов эластичности спроса по ценам и доходам. Он сосредоточил внимание на поведении потребителя и его реакции на изменение цен и доходов.

Опираясь далее на математический аппарат, Слуцкий проанализировал, как изменяется спрос (соответственно полезность) в зависимости от двух факторов: от относительных цен при неизменных ценах. Слуцкий делает следующее заключение: «Если бюджет потребителя нормальный, то спрос на каждое благо увеличивается вместе с возрастанием дохода и уменьшается с увеличением цен на это благо». Слуцкий впервые ввел понятие «устойчивого бюджета», полезность которого является наибольшей среди близких к нему состояний. Именно Слуцкий сформулировал наиболее важное условие равновесия как равенство предельных норм замещения соотношению цен соответствующих благ. Он также предложил математическую трактовку комплиментарности товаров.

Кроме теории поведения потребителя Слуцкий проанализировал закономерности циклических колебаний под влиянием случайных причин. Он обосновал тезис, согласно которому «сложение случайных величин может быть источником циклических, иначе говоря, волнообразных процессов»; эти волны приобретают определенную правильность, сложение случайных причин приобретает форму, отвечающую «закону стремления к синусоиде».

Общепризнанно, что работы Слуцкого оказали немалое влияние на формирование эконометрики. Идеи Слуцкого легли в основу известной книги Хикса «Стоимость и капитал», в которой он писал, что Слуцкий был первым экономистом, сделавшим значительный шаг вперед по сравнению с «неоклассиками». Над разработкой идей Слуцкого трудились Р. Аллен, А. Билимович, В. Войтинский и др.

Таким образом, дореволюционная российская экономико-математическая мысль вышла на подлинный мировой уровень. Это создало предпосылки для последующего развития экономико-математических исследований.

В первые послереволюцион­ные годы исследования в области эконометрики практически прекратились. Благоприятная обстановка НЭПа, дальнейшее развитие статистики вызвали большой интерес россий­ских экономистов к использованию математики для анализа хозяйственных процессов.

Приоритетным направлением экономико-математиче­ских исследований было решение макроэкономических про­блем. Одним из достижений школы стала разработка кон­цепции межотраслевого баланса народного хозяйства.
Уже при разработке первого пятилетнего плана стали появ­ляться первые балансовые построения (";Баланс народного хозяйства Союза ССР 1923-1924 гг.";).В работе над ними участвовали П.И. Попов, Л.Н. Литощенко, И.О. Дубенецкий, Ф.Г. Дубровников, И. А. Морозова, О.А. Квиткин, А.Г. Первухин.

Эти балансы были достаточно близки к межотраслево­му. Разрабатывались балансы и отдельных отраслей. В це­лом неразработанность концепции товарно-денежных отно­шений препятствовала впоследствии построению стоимост­ного баланса. Работы советских ученых привлекли внима­ние американского ученого В.В. Леонтьева, с именем ко­торого связано возобновление работ по составлению межот­раслевых балансов в СССР в конце 50-х годов.

В конце 20-х годов публикуются статьи Г. А. Фельд­мана, в которых предлагается оригинальный вариант схе­мы расширенного воспроизводства.

В модели экономического роста Фельдмана рассматри­вается взаимосвязь темпа роста национального дохода, фондоотдачи, производительности труда и структуры ис­пользования народного дохода. Ученый приходит к выводу о необходимости направления большей части капитала в производство средств производства для достижения высо­ких темпов роста.

Работы Фельдмана заложили основу теории экономиче­ского роста, опередив аналогичные западные исследования Дж. Кейнса, Р. Харрода, Е. Домара и др.

Одним из наиболее выдающихся представителей рос­сийской эконометрики был Леонид Витальевич Канто­рович (1912-1986). Работая в Ленинградском университе­те, он занялся решением вполне практической задачи — распределения различного рода сырья по разным обрабаты­вающим станкам с целью максимизации выпуска продук­ции при заданном ассортименте. Для решения этой задачи Канторович разработал специальный метод, при котором с каждым ограничением исходной задачи связывалась специ­альная оценка, называемая разрешающим множителем. Оптимальный план задачи определялся в результате итера­тивного процесса, в ходе которого осуществлялась последо­вательная корректировка разрешающих множителей. Таким образом, Канторович создал новую науку — линейное программирование. Результаты исследования были изложены в брошюре ";Математические методы организации и плани­рования производства"; (1939), в которой рассматривались, помимо задачи со станками, известная транспортная зада­ча, проблемы минимизации отходов, максимизации отдачи от использования комплексного сырья, наилучшего распре­деления посевной площади. В 1975 г. за выдающийся вклад в мировую экономическую науку ученый был удостоен Но­белевской премии по экономике.

В 1939 г. была опубликована крупная экономико-мате­матическая работа — ";Методы соизмерения народнохозяй­ственной эффективности плановых и проектных вариантов"; лениградского экономиста Виктора Валентиновича Но­вожилова (1892-1970), в которой сформулирована задача составления народнохозяйственного плана. Оптимальным, по мнению Новожилова, является такой план, который тре­бует минимальной суммы трудовых затрат при заданном объеме продукции.

В послевоенный период отмечается оживление в об­ласти экономико-математических исследований в СССР. Так, в 1958 г. Василий Сергеевич Немчинов (1894-1964) организовал в Академии наук первую в стране Лаборато­рию экономико-математических методов. В работе Немчи­нова ";Экономико-математические методы и модели"; (1965) определены основные направления применения ма­тематики в экономической науке: разработка теории плано­вых расчетов и общей математической методологии опти­мального планирования; разработка межотраслевых и меж­региональных балансов; математический анализ схемы расширенного воспроизводства; оптимальное планирование ра­боты транспорта; решение технико-экономических задач; разработка математической статистики и ее использование в народном хозяйстве. Эти направления не потеряли своей значимости и в настоящее время.

В рамках экономико-математической науки в 50-60-е гг. выдвигались идеи о необходимости использования косвен­ных рычагов государственного регулирования экономики, необходимости сокращения сферы директивного планиро­вания, необходимости в связи с этим сокращения бюрокра­тического аппарата и некоторые другие идеи, нашедшие признание в экономической теории лишь во второй половине 80-х годов. В 60-е годы эти идеи нашли отражение в концеп­ции системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ), оставившей заметный след в развитии советской эконометрики. СОФЭ выступала как альтернатива господ­ствовавшим тогда методам управления народным хозяйством.

В период так называемого застоя (70-80-х гг.) в эконо­мико-математических исследованиях осуществляется пере­ход к более сложным моделям и к комплексам моделей, расширяются исследования по проблемам экономической кибернетики, автоматизированных систем управления, ин­тегрированных систем обработки данных и т.д. Уже в 70-е годы, в частности на основе СОФЭ, были сформированы теоретические предпосылки создания хозяйственного меха­низма типа регулируемого рынка. Однако в годы, непо­средственно предшествовавшие началу перестройки, про­тивники СОФЭ вытеснили ее за пределы теоретической ба­зы реформы.

9.5. Дискуссии и поиски в экономической науке в 50-90-е гг.

В 50-60-е годы среди отече­ственных экономистов не прекраща­лись дискуссииороли плана и рынка. Отношение к роли планирования и рыночных рычагов в экономической системе социализма стало главным критерием классификации советских полит­экономов. Позиции сторонников реформ стали постепенно усиливаться в результате начавшихся кризисных явлений в экономике с середины 60-х годов. В 1965-1967 гг. была предпринята попытка экономической реформы, основанная на хозяйственных методах руководства (концепция Е.Г. Либермана) Однако тотальное господство партийной номенкла­туры как в науке, так и в области хозяйственной политики сохраняло монополию сторонников планового подхода, наибо­лее яркими представителями которого были И.А. Цаголов, Н.В. Хессин, Н.С. Малышев, В.А. Соболь, А.В. Бачурин, Л.Е. Минц, разрабатывавшие теорию социалистического хозяйства, базирующегося на отношениях планомерности и планомерного развития.

Глобальные изменения в мире, ускорение научно-технического прогресса в странах с рыночной экономикой к началу 80-х годов выявили полную несостоятельность ме­тодов управления экономикой на основе административно-командных методов. При этом часть экономистов {Г. Лисич­кин, Н. Петраков, О. Лацис и др.), исходя из опыта роб­ких преобразований 1965 г., все более склонялась к необ­ходимости сочетания серьезных структурных, институцио­нальных и политических преобразований.

У истоков начала ";перестройки"; (";горбачевских ре­форм";) стояли такие видные отечественные экономисты, как А. Аганбегян, Л. Абалкин, А. Анчишкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин. Первоначально в 1985-1987 гг., в так называемый ";розовый период"; реформ, была разрабо­тана стратегия ";ускорения";. Ее авторы исходили из того, что исчерпанные возможности экстенсивного развития в условиях неблагоприятной для СССР конъюнктуры на рынке нефти позволяют обеспечить оптимальные темпы экономического роста лишь на основе крупных инвестиций в машиностроение, что в свою очередь должно привести к повышению производительности труда на базе новой тех­ники и технологии в народном хозяйстве в целом. В основу стратегии ";ускорения"; ее авторы заложили два императива: 1) стремительно догнать Запад и 2) сделать это, опираясь на преимущество социализма. Эта стратегия очень напо­минала известный лозунг ";догнать и перегнать";, столь по­пулярный в 50-60-е гг., а еще ранее — политику ускоренной индустриализации 30-х гг. Не удивительно, что уже к началу 1987 г. стало очевидным, что политика ";ускорения"; требует непомерно больших государственных инвестиций. В результа­те резко возрос дефицит бюджета, что усугублялось даль­нейшим падением цен на нефть на мировом рынке, чрезвы­чайными расходами бюджета, связанными с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, неподготовленной антиалкогольной кампанией и т.п.

Это заставило правительство в середине 1987 г. пойти на расширение самостоятельности хозяйственных субъ­ектов. Предприятия получили возможность распоряжаться большей частью полученной прибыли. Однако и это не обеспечило притока необходимых инвестиций в машино­строение, а кроме того, значительно увеличило ";денежный навес"; в экономике, поскольку значительная часть высво­бодившихся средств была направлена предприятиями на повышение выплат работникам. В результате к 1988 г. в реформационном процессе усиливается политическая до­минанта. 1989-1991 гг. характеризуются тенденцией к потере управляемости экономикой и попытками консервативной стабилизации (политика кабинета В. Павлова). Это еще более усугубило экономическое финансовое положение страны.

В условиях новой политической ситуации, после авгу­стовских событий 1991 г. и распада СССР, реформы при­обретают резко радикальный характер. В основу преобра­зований, связанных с именем Е. Гайдара, был заложен императив — ";делать как на Западе"; — ";жить как на За­паде";. Монетарная политика, направленная на оздоровле­ние денежной системы, финансов, бюджета, приобрела форму ";шоковой терапии";, апробированной в странах Восточной Европы, переходящих к рынку. Сегодня пред­ставляется сложным однозначно оценить последствия этого этапа реформ. Наряду с небывалым спадом производства, негативными социальными, политическими, нравственными и т.д. последствиями монетарных преобразований можно наблюдать и некоторые положительные результаты. Столь же неоднозначен и подход отечественных экономистов к оценке реформ. Существенно отличаются их взгляды и на перспективы отечественной экономики.

Развитие отечественной экономической науки продолжается, она ищет решение проблем, с которыми сталкивается государственная экономическая политика и хозяйственная система страны в целом.

Самостоятельная работа

1. Написать эссе на тему (по выбору студента):

    • Политэкономические проблемы в контексте религиоз­ности

    • Вклад отечественной науки в развитие мировой экономической мысли

2. Составить конспекты следующих статей:

История экономической мысли в России/Под ред. проф. А.Н. Марковой.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.гл 1-7

3. Выполните задание: установите соответствие

М. И. Туган-Бара­новскй

Теория крестьянского хозяйства

А. В. Чаянов

Автор отечественного учебника политической экономии

А. А. Богданов

Теория больших циклов

Н. Д. Кондратьева

";Социальные основы кооперации";

В. К. Дмитриев

Представитель экономико-математической школы

Л. В. Канторович

Автор теории реформирования экономики

Е. Т. Гайдар

линейное программирование

4. Написать реферат на тему (по выбору студента)

  1. Особенности развития экономической мысли в России (во второй половине 19-начале 20 в.)

  2. Экономические взгляды С. Ю. Витте.

  3. М.И. Туган-Барановский: проблемы методологии и теории политической экономии.

  4. Анализ аграрных отношений и семейного крестьянского хо­зяйства в трудах А. В. Чаянова

  5. ";Философия хозяйства"; С. Н. Булгакова.

  6. Теории экономических циклов

  7. Теория больших циклов Н. Д. Кондратьева: обоснование, практическая значимость.

  8. Н. Юровский: концепция рыночного равновесия и фи­нансовой стабилизации.

  9. Создание российской экономико-математической школы. Работы В. К. Дмитриева, Е. Е. Слуцкого.

  10. Л. В. Канторович: разработка теории линейного программирования.

  11. Научные школы в отечественной экономической науке 50-90 гг.

  12. Теории переходной экономики.

  13. Гайдарономика: содержание и результаты практической реализации

5. Выполните тестовые задания

1. Основные причины, обусловившие резкую политизацию отечественной экономической мысли периода 1917-1921 это:

1) процесс становления основ официальной партийно-государственной доктрины экономических преобразований;

2) влияние крайне политизированных программных установок большевистской партии;

3) политизация экономических взглядов, обусловленных ангажированностью оппонентов большевиков.

2. Математические методы использовали в своих экономических исследованиях:

1) В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий;

2) Л.В. Канторович, В.В. Новожилов;

3) Н.А. Цаголов, Е. Либерман.

3. Главным предметом исследования А.В. Чаянова было:

1)большие циклы конъюнктуры;

2) межотраслевые связи;

3) семейно-трудовое крестьянское хозяйство.

4. Мировой науке Н.Д Кондратьев известен, прежде всего, как автор:

1) теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры;

2) стройной концепции научного планирования;

3) метода экономико-математического анализа «затраты-выпуск».

5. Разработка теории линейного программирования – это заслуга:

1) Л.В. Канторовича;

2) В.К. Дмитриева;

3) В.В. Новожилова.

6. Д.И. Менделеев занимался проблемами:

1) размещения производительных сил;

2) народнохозяйственного планирования;

3) связи и равновесия аграрного и индустриального секторов экономики.

7. Н.А. Цаголов, Н.С. Малышев являются авторами:

1) концепции, отрицавшей наличие товарного производства и действие закона стоимости при социализме;

2) стратегии «ускорения»;

3) концепции «перестройки».

8. Теория оптимального функционирования экономики – это:

1) теория, базирующаяся на применении математических методов управлении народным хозяйством;

2) теория, отражающая такое развитие экономики, когда повышается эффективность экономической системы за счет роста производительности труда, отдачи от основных фондов, улучшения использования сырья и материалов;

3) теория, согласно которой хозрасчет – особая форма хозяйствования, охватывающая различные уровни общественного производства, опирающаяся на принципы самостоятельности и самоокупаемости.

9. В начале 80-х годов сторонниками структурных, институциональных и политических преобразований советской экономики и общества были:

1) Г. Лисичкин, Н. Петраков;

2) С. Шаталин, Л. Абалкин;

3) А. Чубайс, Е. Гайдар.

10. Перестройка – это:

1) программа повышения темпо роста экономики, основанная на использовании достижений НТП и интенсификации производства, структурной перестройки, эффективной системы управления, организации и стимулирования труда;

2) концепция управления экономикой, предусматривающая её социальную переориентацию и структурные преобразования, реформу ценообразования и кредитно-финансовой сферы при общей направленности к регулируемой рыночной экономике;

3) преобразование важнейших институтов социально-экономической системы: прав собственности, государства и его функций и т.д.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Бартенев С. Л. История экономических учений. – М.: Юрист, 2001.Гл. 13,16,28-29.

    2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.Тема 6,11.

    3. История экономических учений. Учебное пособие. Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006. Гл. 20-28.

    4. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997 г. Лекция 6, 11,22,26

    5. История экономических учений (современный этап) Учебник /Под общ. Ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2002. Гл. 24-25.

Источники:

  1. Ленин В. И. О кооперации. — Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 45, с. 369-377.

  2. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации/Предисл., коммент.: Л. А. Булочникова, Г. Н. Сорбина, Т. П. Субботина. — М.: Экономика, 1989. — (Эконом, наследие).

  3. Чаянов А. В. Краткий курс кооперации. Изд. 4-е. — М.: Кооперативное издательство, 1925. — (Репринтное воспроиз­ведение. — 1989).

  4. Чаянов А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. В кн.: Чаянов А. В. Из­бранные труды. — М.: Колос, 1993. — (Классики отечеств, с.-х. науки), с. 247 — 574.

  5. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство: Избранные труды/Редкол. сер.: Л. И. Абалкин (пред.) и др. — М.: Экономи­ка, 1989. — (Экон. наследие).

  6. Богданов А. А. Краткий курс экономической науки. 10-е изд. - М.: 1922.

  7. Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: (Редкол. Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др./ Отд-ние экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР. - М.: Экономика, 1989. — (Эконом, наследие).

  8. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предварительный эскиз/Авт. статей о Кондратьеве и его творчестве: Ю. Н. Давыдов, Ю. Б. Кочеврин, В. В. Симонов. — М.: Наука, 1991. — (Серия ";Социологи­ческое наследие";).

  9. Кондратьев Н. Изменения мирового и русского сельс­кого хозяйства за время и после войны и основные задачи нашей сельскохозяйственной политики//Экономические на­уки. - 1989, № 4, с. 35 - 43.

  10. Кондратьев Н. Д. План и предвидение: к вопросу о методах составления перспективных планов развития на­родного хозяйства и сельского хозяйства в частности// Вопросы экономики. - 1992, № 3, с. 3 - 15; № 4 - 6, с. 91 - 110.

  11. Канторович Л. В. Математика в экономике: достиже­ния, трудности, перспективы/Лекция в Шведской Академии наук в связи с присуждением Нобелевской премии за 1975 ГОД//ЭКО. - 1975, № 3.

  12. Канторович Л. В., Залгаллер В. А. Расчет рационального раскроя промышленных материалов. — Л.: Лениздат, 1951; 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск, Наука, 1971.

  13. Немчинов В. С. Экономико-математические методы и модели. — М.: 1962.

  14. Новожилов В. В. У истоков подлинной экономической науки./Изд. подг. Н. Я. Петраков, Н. С. Козерская. — М.: Наука, 1995. — (Памятники экономической мысли).

  15. Слуцкий Е. Е. К теории сбалансированного бюджета потребителя// Экономико-математические методы. — Вып. 1. - М.: 1963, с. 241 - 271.

  16. Шаталин С. С. Функционирование экономики разви­того социализма. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

  17. Булгаков С. Н. Краткий очерк политической экономии - М.: 1906.

  18. Булгаков С. Н. Философия хозяйства./Серия: Из истор. отечеств, философ. мысли, т. 1/ — М.: Наука, 1993, с. 49 — 308

  19. Булгаков С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность./ Серия: Из истории отечеств, философ, мысли, т. II с. 343 - 367.

  20. Булгаков С. Н. Православие и хозяйственная деятельность//Православие. — Париж: Имка-Пресс, 1964.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Белых А. А. Об отношении экономистов к математике в период с начала 30-х до середины 50-х годов. В кн.: Истоки (Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли). Вып. 2/ Редколл.: В. А. Жамин (гл. ред.), А. А. Бара­нов, Я. И. Кузьминов и др. — М.: Экономика, 1990, с. 173 — 186.

  2. Бессолицын А.С Витте и создание системы коммерческого образования // Вопр. экономики. 2006. № 7.

  3. Богомолов О. Леонтьев как ученый и человек // Экономист. 2007. № 2.

  4. Бузгалин А., Колганов А. Политическая экономия постсоветского марксизма (тезисы к формированию научной школы) // Вопр. экономики. 2005. № 9.

  5. Гранберг А. Леонтьев и его вклад в мировую экономическую науку // Экономист. 2007. № 2.

  6. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков: христианская аскеза и трудовая этика//Вопросы философии. — 1994, № 2. с. 54 — 74.

  7. Изюмов А. И. Теория ";длинных циклов и конъюнкту­ры";: критический анализ//Изв. АН СССР. Сер. Экономика. - 1988, № 2, с. 133 - 140.

  8. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследова­ния, факты и политика: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1990, - Ч. IV, с. 242 - 415.

  9. Лукашевич И. Развитие идей Н. Д. Кондратьева в тео­риях длинных волн нововведений.//Вопр.экономики. — 1992, № 3, с. 16 - 25.

  10. Макаров В. Теоретические основы экспериментальной экономики.//Экономист. — 1995, № 9, с. 50 — 63.

  11. Маневич В. История развития советской экономической мысли в 20-х годах (основные концепции)//Вопр. эконо­мики. - 1989, № 10. с. 46 - 75.

  12. Меньшиков С. М., Клименко Л. А. Длинные волны в эко­номике. Когда общество меняет кожу. — М.: Междунар. от­ношения, 1989.

  13. Нариманова О. А. В. Чаянов о мотивации экономичес­кого поведения в трудовых крестьянских хозяйствах//Экономические науки. — 1990, № 12, с. 92 — 98.

  14. Никифоров Л., Кузнецова Т. Судьба кооперации в России.//Вопр. экономики. — 1995, № 1, с. 86 — 96.

  15. Симонов В., Фигуровская Н. Аграрно-экономическая кон­цепция Н.Д. Кондратьева//Вопр. экономики. — 1992, № 3.

  16. Фигуровская Н. К столетию со дня рождения А. В. Чаянова//Вопросы экономики. — 1988, № 1, с. 52 — 62.

  17. Фигуровская Н. Об истоках административной системы в аграрной сфере //Вопр. экономики. — 1991, № 5, с. 95 - 106.

  18. Щербакова О., Новиков А. ";Особое мнение"; Чаянова// Диалог. - 1991, № 5, с. 62 - 67.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. История экономических учений: предмет, структуризация и методология Экономические учения древнего мира (Древний Восток, Древ­няя Греция, Древний Рим).

  2. Экономическая мысль в средние века в Западной Европе и в России.

  3. Меркантилизм: сущность, этапы, особенности в различных стра­нах.

  4. Меркантилизм в России

  5. Экономические идеи предшественников классической школы: Д. Дефо, Д. Лоу, Д. Локк, Д. Норе, Д. Юм.

  6. Общая характеристика классической школы и этапы её развития.

  7. Экономическая теория У. Пети

  8. Возникновение классической школы в Англии и во Франции (У. Петти, П. Буагильбер).

  9. Экономическая теория физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго).

  10. А. Смит и его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов».

  11. Д. Рикардо и его работа «Начала политической экономии и налогового обложения».

  12. Основные теории классической школы ХIХ века.

  13. «Основы политической экономии» Милля.

  14. Английская классическая школа в XIX в. (Н. Сениор, Т. Мальтус).

  15. Классическая школа во Франции в XIX в. (Ж. Б. Сэй, Ф. Бастиа).

  16. Особенности классической школы в США (Г. Ч. Кери) и Германии («историческая школа»).

  17. Возникновение раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла).

  18. Экономические учения западноевропейских социалистов-уто­пистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

  19. Мелкобуржуазная критика капитализма (С. Сисмонди, П. Ж, Прудон).

  20. Методология экономической теории марксизма.

  21. Логика и структура «Капитала» К. Маркса.

  22. Теория стоимости и прибавочной стоимости К. Маркса.

  23. Марксистская теория капитала, цены производства и прибы­ли.

  24. Теория воспроизводства, циклов и кризисов К. Маркса.

  25. Марксистская теория ренты.

  26. Критика марксизма (Э. Бернштейн, К. Каутский, С. Вибб).

  27. Социалистическая мысль в России (экономический аспект) XIX в. и начала XX в.

  28. Экономические взгляды А.И. Герцена и Н.П. Огарева

  29. Экономические воззрения Н. Г. Чернышевского.

  30. Развитие В. И. Лениным марксистской политэкономии.

  31. «Маржинальная революция» и её особенности

  32. Основоположники предельного анализа

  33. Австрийская школа (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер).

  34. Кембриджская школа (А. Маршалл).

  35. Американская классическая школа (Дж. Б. Кларк).

  36. Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето).

  37. Американский институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл).

  38. Теория индустриального общества (Дж. Гэлбрейт) и неоинституционализм (Р. Коуз).

  39. Кейнсианская система экономического развития.

  40. Неокейнсианство

  41. Посткейнсианство

  42. Кризис кейнсианства в 70-е гг.

  43. Основные направления американского ";классического"; институционализма

  44. «Новое индустриальное общество» Дж. Гэлбрейта

  45. Новая институциональная теория

  46. Теория трансакционных издержек Экономическая теория прав собственности

  47. Теорема Коуза

  48. Теория общественного выбора

  49. Принципы и социально-философские основы неолиберализма.

  50. Лондонская школа неолиберализма

  51. Германский неолиберализм как доктрина ";социального рыночного хозяйства";.

  52. Неолиберализм во Франции и новая французская шко­ла.

  53. Чикагская школа. Монетаризм (М. Фридмен, А. Шварц).

  54. Теория рациональных ожиданий и новая классическая школа (Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент).

  55. Школа экономики предложения (А. Лаффер).

  56. Неоклассический синтез (П. Самуэльсон).

  57. Теории предпринимательства (И. Шумпетер, Ф. Найт, И. Киршнер).

  58. Теории несовершенной и монополистической конкуренции (Дж. Робинсон, Э. Чемберлин).

  59. Становление и развитие отечественной экономической науки

  60. Организационно-про­изводственное направление отечественной экономической мысли.

  61. Тектология А. А. Богданова

  62. Вклад Н. Д. Кондратьева в отечественную и мировую экономическую науку

  63. Экономико-математическая школа и ее основные направления.

  64. Дискуссии и поиски в экономической науке в 50-90-е гг.

  65. Переходная экономика и ее теоретические проблемы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ

«История экономических учений»

Студент получает зачет если он:

  • усвоил в полном объеме программный материал, изучил первоисточники и дополнительную литературу;

  • свободно ориентируется в основных этапах и направлениях экономической теории, знает отличительные их особенности, умеет устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между ними, критически их оценивает;

  • умеет анализировать альтернативные объяснения экономических явлений и их использование на практике в виде определенных мер экономической политики;

  • использует различные теоретические объяснения при решении задач и конкретных ситуаций.

  • стремится самостоятельно пополнять и обновлять свои знания.

Не зачтено выставляется, если студент:

показал пробелы в знаниях основного учебного материала, не может дать четкого определения основным школам и направлениям современной экономической мысли, назвать основные этапы ее эволюции;

  • не умеет решать практические задачи и не может разобраться в конкретной ситуации;

  • не способен продолжать свое обучение в связи с неудовлетворительным объемом знаний и полнейшим нежеланием их иметь.

Содержание

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «История экономических учений» …………………...

Методические указания к изучению истории экономических учений…….....

Раздел 1. Введение в историю экономической науки

  1. Предмет, методология и структура курса истории экономических учений………………………………………………………………………….…

2. Возникновение и становление экономической теории как науки………...

Раздел 2. Генезис основных направлений современной экономической мысли

3. Становление и эволюция классической политэкономии…………….…….

4. Экономические аспекты социалистических учений…………………..…..

5. Маржинализм и возникновение неоклассического направления……….....

Раздел 3. Главные направления современной экономической мысли

6. Кейнсианство………………………………………………..…………….….

7. Социально-институциональное направление…………………..……...…..

8. Эволюция неоклассических идей……………………………………….…. Развитие отечественной экономической науки в ХХ веке………………

Вопросы к зачету………………………………………………………………

Критерии оценки знаний ………………………………..……………………



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель книг поступивших в библиотеку (8)

    Библиографический указатель
    ... /060810/Историяэкономическихучений/4/Доп; Э/01/080102/Историяэкономическихучений/4/Доп; Э/01/080105/Историяэкономическихучений/4/Доп; Э/01/080507/Историяэкономическихучений ...
  2. Грнти руб

    Документ
    ... примеры решения задач и даны упражнения ... экономических отношений в рамках ГА АТ/ВТО. Рассматриваются цели и история ... торговля -- валютный курс -- мировое хозяйство -- экономический рост -- безработица ... написан коллективом ученых Финансовой академии ...
  3. Грнти руб

    Документ
    ... примеры решения задач и даны упражнения ... экономических отношений в рамках ГА АТ/ВТО. Рассматриваются цели и история ... торговля -- валютный курс -- мировое хозяйство -- экономический рост -- безработица ... написан коллективом ученых Финансовой академии ...
  4. Список книг из собрания алексея федоровича лосева

    Документ
    ... с. Цицерон. Речь в защиту М. Целия. (M. Tullius Cicero. Pro M. ... в школе. История, задачи и методика преподавания. (Методическое пособие к курсу «LINGUA LATINA. ... Мордухович, Лев Матвеевич. Очерки историиэкономическихучений. (От античных мыслителей до ...
  5. Список книг из собрания алексея федоровича лосева

    Документ
    ... с. Цицерон. Речь в защиту М. Целия. (M. Tullius Cicero. Pro M. ... в школе. История, задачи и методика преподавания. (Методическое пособие к курсу «LINGUA LATINA. ... Мордухович, Лев Матвеевич. Очерки историиэкономическихучений. (От античных мыслителей до ...
  6. Периодические издания поступившие в центр правовой информации в 2009 – 2010 гг

    Бюллетень
    ... : цели, задачи, ... истории и генезисе права______________________________________________________________________ 35 Историяучений ... курса «Документология»: история. Современное состояние, ближайшие перспективы…………..35 Чарная И.В. Экономическое ...

Другие похожие документы..