Главная > Документ


Подготовка учащихся к итоговой аттестации по физике (ЕГЭ)

В свете модернизации системы образования и введения ЕГЭ, прослеживается необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к ЕГЭ в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. С этой целью осуществлена попытка, разработать единую систему по подготовке к ЕГЭ по физике для старшеклассников.

Организация информационной работы (информационная деятельность)

С обучающимися

Изучение нормативно – правовых документов ЕГЭ:

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования по физике;

  • Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике;

  • Кодификатор ЕГЭ по физике;

  • Спецификация ЕГЭ по физике;

  • Форма бланков ответа;

  • Форма, сроки и продолжительность ЕГЭ;

Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

Организация формирования предметной готовности (методическая деятельность)

С обучающимися

  • Составление учебно – методического плана консультаций;

  • Составление учебно – методического плана повторения материала;

  • Более активное включение тестовых заданий в учебный процесс;

  • Классно-обобщающий контроль (владение учащимися программным материалом);

  • Контрольные срезы (по плану) в разных формах (контрольная работа, тест и др.).

  • Составление «листа самоконтроля» по каждому ученику на основании выполненных работ ;

  • Проведение пробного экзамена;

  • Контроль текущих оценок по физике;

  • Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки;

  • Индивидуальные консультации.

Организация психологической готовности

С обучающимися

  • Познакомить с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ, выработать индивидуальный стиль.

  • Познакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

  • Отработать навыки уверенного поведения.

  • Развивать чувство эмпатии, внимания к себе и доверие к окружающим.

  • Развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

  • Помочь в осознании собственной ответственности за поступки, анализе своих установок.

  • Обучать навыкам конструктивного взаимодействия.

Самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.

Специальная подготовка к Единому Государственному экзамену делится на 4 этапа:

Первый этап подготовки заключается в интенсивном повторении материала, который учащиеся изучали в седьмом, восьмом, девятом, десятом классах. Каждую неделю в течение 2-х часов учащиеся занимаются решение задач по тестам. Материал для тестирования подбирается из дидактических материалов. Например: А. Е. Марон Е. А. Марон Учебно-методическое пособие, Дрофа, Москва, 2007 Физик 8,9,10,11, Дрофа, Москва, 2007 И. А. Иродова Физика 10-11 класс. Сборник заданий и тестов. Москва Владос, 2001

Второй этап подготовки заключается в работе с тренировочными материалами для подготовки к ЕГЭ. Весь материал разбит на различные тематические блоки, например: ";Кинематика";, ";Динамика";, ";Законы сохранения";, ";Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика";, ";Электродинамика";, ";Квантовая физика";.

Работа с тематическими блоками ведется до того раздела курса физики, который еще не пройден в 11-м классе. Каждый тематический блок содержит 20-25 заданий – тестов. В данной работе используются следующая литература: Орлов В. А., Ханамов М. К., Фадеева А. А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика ";Интеллект центр";, Москва, 2003-2004 Орлов В. А., Демидов М. Ю., Никифоров Г. Г., Ханамов М. К. ЕГЭ 2007 физика, учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. ";Интеллект центр";, 2007.

На данном этапе также используются контрольно-измерительные материалы, изданные в 2002 году, издательство ";Просвещение";, авторы-составители: В. А. Орлов, М. К. Ханамов. В данном издании имеются тематические подборки контрольно-измерительных материалов по различным разделам курса физики. Имеются задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

Третий этап подготовки заключается в том, чтобы тренировать учащихся в работе с тестами, которые были в прошлые годы на ЕГЭ по различным разделам. Берется несколько вариантов тестов, из каждого варианта выбираются задания по определенной теме, например: ";Механика";, ";Молекулярная физика"; и т.д.

На каждую тему дается примерно 20-24 задания, выбранных из 3 вариантов полных тестов. Для этого используется следующая литература: Физика. Реальные тесты и ответы, Фолио, 2005 Федеральный центр педагогических измерений. Физика ЕГЭ-2007. Реальные варианты, АСТ, Москва, 2007 О. И. Громцева Физика. Практикум по выполнению тестовых заданий ЕГЭ, Экзамен, Москва, 2006 В. К. Сподорец Типовые тестовые задания экзамена, Москва, 2007 Контрольно-измерительные материалы Физика 2002, Просвещение Сборник заданий Физика 2006, ЭКСМО

В данном разделе используются материалы, взятые в Челябинских изданиях ЧИПКРО, например:

Физика. Сборник аналитических материалов. Единый Государственный Экзамен. Челябинск, 2004

Физика. Сборник аналитических материалов. Единый Государственный Экзамен, Челябинск, 2006

Важнейшей частью 3-го этапа подготовки является работа с заданиями Тип Б и Тип С. Задания Тип В1 и Тип С1 – это задания из раздела ";Механика";. Задания Тип В2 и Тип С2 – это задания из раздела ";Молекулярная физика";. Задания Тип В3 и Тип С3 – задания из раздела ";Электродинамика";. Задания Тип В4 и Тип С4 – задания из раздела ";Геометрическая и физическая оптика";. Задания Тип С5 – задания комбинированные, в большинстве своем объединяющие темы ";Квантовая теория"; и ";Электродинамика";. Самое сложные задания Тип С6 – задания комбинированные, включающие самые различные разделы курса физики.

При повторении этой части необходима строгая система, объединяющая каждый выделенный раздел. Задания типа В1 и С1 объединяются в одну систему и ведется планомерное прорешивание этого вида задач. То же самое необходимо делать по всем перечисленным разделам. Задания берутся из сборников ЕГЭ предыдущих лет и группируются по 10-15 задач и прорешиваются.

Последний, 4-й этап подготовки к Единому Государственному Экзамену заключается в том, чтобы учащиеся работали непосредственно с тестами, которые предлагались в предыдущие годы. Большое значение имеет демонстрационные варианты заданий ЕГЭ с 2002 по 2006 годы. Для этого используется следующая литература:

Физика 2003-2004 ";Новые варианты с ответами";, Просвещение, Москва, 2004

Методическое пособие для подготовки. Контрольно-измерительные материалы 2006, Экзамен, Москва

Наиболее ценной в этом отношении является ";Физика. Контрольно-измерительные материалы";, Москва, Просвещение, 2007. В данном пособии авторы заданий – ведущие ученые, преподаватели, методисты, сотрудники региональных образовательных центров, принимавшие непосредственное участие в разработке материалов Единого Государственного Экзамена по основным разделам школьной физики.

Чтобы учащийся смог выработать собственную стратегию на экзамене, необходимо в процессе подготовки по отдельным заданиям зафиксировать время решения задач, определить среднее время выполнения каждого здания и сделать вывод о реальности получения предусмотренных за данное задание баллов. Следовательно, подготовка к ЕГЭ включает в себя повторение и систематизацию теоретического материала, решение задач разного уровня сложности, решение вариантов ЕГЭ и выработка стратегии выполнения заданий на экзамене.

Таким образом, подобный подход к подготовке к Единому Государственному Экзамену должен способствовать успешной сдаче Единого Государственного Экзамена по физике.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате егэ »

    Документ
    ... системыподготовки школьников к итоговойаттестациипофизике в форме ЕГЭ, которая включает в себя следующие компоненты: А) Целеполагание – формирование готовности учащихся к ЕГЭ ...
  2. Егэ по физике

    Задача
    ... : «Требования к уровню подготовки выпускников». В светемодернизациисистемыобразования и введенияЕГЭ прослеживается необходимость в специальной дополнительной подготовкеучащихся к ЕГЭ в режиме тестирования. Безусловно ...
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... обеспечение функционирования и модернизациисистемыобразования» и в соответствии ... введения. Формирование метапредметного содержания образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения. Методика подготовкиучащихся к итоговойаттестациипофизике ...
  4. Центр гражданско-правового образования «восхождение» (4)

    Книга
    ... , разработать свою систему преподавания. В светемодернизациисистемыобразования и введенияЕГЭ прослеживается необходимость в специальной подготовкеучащихся к ЕГЭ в режиме тестирования. Безусловно ...
  5. «областной центр мониторинга образования» государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений

    Сборник статей
    ... об итоговойаттестацииучащихся и завершением эксперимента повведениюЕГЭ в Российской Федерации. Рис. 1 Количество выпускников НСО, выбравших ЕГЭпофизике ...

Другие похожие документы..