Главная > Документ


Велиев В.М., Иванов В.А., Поделинская Т.Т.

Информационная система «Единое информационное пространство» как решение для автоматизации работы ВУЗа

Автоматизация управленческой и научной деятельностей, учебного процесса университета исторически были приоритетной задачей Вычислительного центра. Тенденции в развитии инфраструктуры современного университета, широкое распространение IT-технологий определили необходимость в выработке иного, чем было ранее подхода к решению проблемы автоматизации вуза.

При планировании и реализации проектов по автоматизации производственного и учебных процессов вуза достаточно много усилий в первую очередь уходит на определение требований и постановку задачи разработчикам программного обеспечения. Чем сложнее и многограннее предметная область, тем более длительный промежуток времени может занять данный этап. Основными из особенностей делопроизводства современного ВУЗа являются большие потоки информации, проходящей через подразделения, постоянно меняющиеся формы отчетности и, в основном, отсутствие центрального и единого хранилища данных. Первое обусловлено масштабами университета, второе – высокой динамикой законодательства, третье – сложностью потоков информации. Хроническое недостаточное внутривузовское финансирование работ по информационному направлению, кадровый «голод» с одной стороны, и стабильное сопровождение финансово-бухгалтерских информационных систем в университете, с другой стороны, предопределили концепцию единого информационного пространства [1]. Опыт программной реализации в 2008-2011 годах в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского основных идей единого информационного пространства позволяет подчеркнуть следующие особенности реализации:

  1. Регулярная актуализация информационного наполнения баз данных осуществляется ответственными сотрудниками соответствующих подразделений в соответствии с регламентом работ;

  2. Информационная система развивается строго по модульному принципу: каждый модуль создается как автономная программная единица, привязанная к общим базам данных – первичным источникам информации. Модули разрабатываются только под конкретного заказчика и конкретную задачу в университете.

  3. Унифицированность среды разработки. В целях преемственности, оперативности и надежности разработок, модификации и сопровождения программных единиц используется один и тот же набор программных средств и приемов.

С учетом выше сказанного был выбран следующий принцип архитектуры приложения: создано ядро приложения и модули, обращающиеся к нему. Под ядром приложения в более широком смысле (не только на уровне исходного кода) подразумевается также и единое хранилище данных, единая точка входа пользователей. Схематично данную структуру можно изобразить следующим образом:

Рис 1. Общая структура системы

Так как требования к функциям системы и реализуемым задачам достаточно сильно меняются с течением времени (даже в рамках одного модуля), созданное приложение должно иметь архитектуру, позволяющую в короткие сроки вносить функциональные изменения и не “переписывать” модуль. Для этого была введена объектная модель данных, она упростила процессы добавления новой информации в систему и назначения прав пользователям. Во всей массе информации были выделены наиболее часто и повсеместно используемые объекты: подразделения, сотрудники, студенты и аспиранты. Для каждого объекта существовал набор заполненных полей из центрального первоисточника данных (в нашем случае в качестве источника использовалась информационная система 1С). На основе такой схемы пользователь может получить права нескольких классов:

  • Права на модуль системы, соответственно, права совершать некий набор операций над объектами (в основном пополнять информацию об объекте)

  • Права непосредственно на объект. Пользователь в модулях работает с ограниченным набором объектов, который зависит от служебных обязанностей.

  • Права на атрибуты объекта. Ограничиваются либо уровнем доступа пользователя (его должностью), либо функциональными возможностями всего модуля, в котором работает пользователь.

Такая система прав позволяет неограниченно расширять набор информации об объектах, не меняя общий подход к интерпретации набора прав. Единственным недостатком можно считать отсутствие понятия ролей, как набора прав на модули, объекты и атрибуты.

Роль вводиться только в рамках целого модуля и отражает его специфику, т.к. одинаковые служебные обязанности, а соответственно, и одинаковый набор прав встречается достаточно редко, поэтому понятие абстрактной роли только отягощает систему прав. Для назначения прав был создан отдельный комплексный модуль, включающий в себя приложение для назначения прав пользователям и сервис, получающий идентификационные данные (логин, пароль) по протоколу LDAP из Active Directory основного домена ВУЗа. Доменная авторизация была выбрана для упрощения работы пользователей и процесса выдачи (учета) логинов пользователей.

На данный момент разработаны следующие модули:

  • Поиск подразделений: отображение древовидной структуры подчинения подразделений ВУЗа, поиск по подстроке, просмотр списка сотрудников, экспорт списка подразделений в файлы формата *.xls

  • Поиск сотрудников

  • Поиск студентов

  • Поиск аспирантов

  • Дни рождения. Формирование списков сотрудников, дата рождения которых выпадает на указанный день

  • Пропуска. Формирование и печать пропусков. Учет действий, совершаемых над пропуском

  • Модуль НИЧ. Централизованный сбор информации о научных трудах сотрудников ВУЗа, формирование разнообразной статистики

  • Модуль ЦПУ. Автоматизация работы по оформлению правоохранительных документов на результаты интелеектуального труда

  • Реестры НИУ. Ведение отчетности по деятельности ВУЗа в рамках реализации программы развития национального исследовательского университета (НИУ), сбор данных с других модулей

  • Командировки. Формирование приказов и документации по командировкам.

Каждый модуль может существовать автономно, тем самым не ограничивая работу пользователей. Исключением является модуль НИУ, предназначенный для сбора статистики о работе подразделений ВУЗа. Он представляет собой набор реестров, информация для которых собирается через все остальные модули. Это позволяет контролировать качество и актуальность вводимой пользователями информации, но и усложняет процесс внедрения данного модуля, с учетом роста количества пользователей.

  1. Иванов В.А., Соловьев В.М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского комплекса. Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч. Тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – с. 52-56.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационные системы в экономике учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    ... и задач автоматизации управления предприятием; работа всех программных модулей системы в единоминформационномпространстве с предоставлением возможности локальной работы отдельных ...
  2. Библиотечно-информационная деятельность (1)

    Автореферат диссертации
    ... информационные барьеры. Задание для самостоятельной работы. На примере научной библиотеки вуза объясните как преодолеваются информационные барьеры в системе ...
  3. Библиотечно-информационная деятельность (3)

    Автореферат диссертации
    ... информационные барьеры. Задание для самостоятельной работы. На примере научной библиотеки вуза объясните как преодолеваются информационные барьеры в системе ...
  4. Раздаточные материалы по курсу

    Документ
    ... Интернет, выделение дискового пространствадля хранения и обеспечения работы сайтов (хостинг), поддержка ... системы управления продажами DSS — единыесистемарешения корпоративных задач EIS - информационныесистемыдля руководителей MES - системы ...
  5. Научный редактор рецензенты (1)

    Учебно-методическое пособие
    ... работе с аналитическими запросами. Тема 2.5. Библиотека какинформационно-поисковая система. Технология информационного самообслуживания Структура библиотеки какинформационно-поисковой системы ...

Другие похожие документы..