Главная > Автореферат диссертации
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В. Н. ПОПКОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОМСК 2007
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор В. И. Разумов,
доктор педагогических наук, профессор И. Т. Лысаковский,
доктор биологических наук, профессор Д. А. Дятлов.
Попков, В. Н. Научно-исследовательская деятельность : учебное пособие / В. Н. Попков. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2007. – 332 с.
Пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов физкультурных высших учебных заведений и носит обзорный характер. В нем кратко рассматривается история возникновения и развития науки и методологии научного познания, раскрываются содержание, структура и закономерности развития научного знания. Значительное место уделено анализу научной деятельности, методам научных исследований, используемым в области физической культуры и спорта, а также рекомендациям по оформлению результатов научной работы.
Изложенный в пособии материал предназначен для самостоятельного изучения и подготовлен с целью помочь читателю составить обобщенное представление о содержании, особенностях и взаимосвязи основных этапов научно-исследовательской работы.
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета
© Сибирский государственный университет
физической культуры и спорта, 2007
© В. Н. Попков, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………… | ||||||
ГЛАВА I ПОЗНАНИЕ. НАУКА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ 1.1 Научное познание. Наука…………………………………………………… | ||||||
1.1.1 | Процесс познания. Чувственное и рациональное познание. Обыденное и научное познание. Научное знание. Вненаучные знания.......... | |||||
1.1.2 | Наука. Классификации наук. Основные направления науки о физическом воспитании и спорте…………………………………. | |||||
1.1.3 | Связь науки и практики. Наука и образование. Научная и методическая деятельность. Подготовка научных кадров. Управление научными исследованиями. Наука и государство………… | |||||
1.2 Возникновение и развитие науки……………………………………. | ||||||
1.2.1 | Предпосылки возникновения науки…………………………. | |||||
1.2.2 | Средневековая наука. Схоластика. Первые университеты. Наука в эпоху возрождения.……………………………….……… | |||||
1.2.3 | Классическая наука. Этап механистического естествознания. Зарождение и формирование эволюционных идей…………… | |||||
1.2.4 | Современная наука. Дифференциация и интеграция наук. Углубление математизации и компьютеризации. Ускоренное развитие науки. Рост научной информации. Возрастание количества ученых…………………………………………………. | |||||
1.3 Возникновение и развитие науки о физической культуре и спорте……… | ||||||
1.3.1 | Зарождение знаний о физическом воспитании в Древнем Мире…… | |||||
1.3.2 | Средневековое физическое воспитание. Педагогические идеи и физическое воспитание эпохи возрождения……………………… | |||||
1.3.3 | Идейно-теоретические основы физической культуры в первый период нового времени. Разработка гимнастических систем в Европе… | |||||
1.3.4 | Возникновение научных основ спорта…………………………… | |||||
1.3.5 | Развитие научных и теоретических основ советской системы физического воспитания…………………………………………… | |||||
1.3.6 | Основные научные направления и проблемы российской науки о физическом воспитании и спорте в начале XXI века……………. | |||||
Глава II МЕТОДОЛОГИЯ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……… | ||||||
2.1 | Методология науки………………………………………………… | |||||
2.1.1 | Развитие методологии научного познания………………………… | |||||
2.1.2 | Научные революции………………………………………………… | |||||
2.2 | Современная структура методологического знания и методов исследования……………………………………………… | |||||
2.2.1 | Всеобщие методы исследования. Методология диалектического материализма………………………………………………………… | |||||
2.2.2 | Общие методы исследования. Методологические подходы. Циклический подход. Системный подход. Синергетический подход………………………………………………………………… | |||||
2.3 Основные элементы научного знания ………………………………. | ||||||
2.3.1 | Научная картина мира…………………………………… | |||||
2.3.2 | Научные факты……………………………………………………… | |||||
2.3.3 | Проблема…………………………………………………………… | |||||
2.3.4 | Гипотеза……………………………………………………… | |||||
2.3.5 | Теория………………………………………………………………… | |||||
2.3.6 | Закон…………………………………………………………………… | |||||
Глава III НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………………………. | ||||||
3.1 | Эмпирический и теоретический уровни исследования. Взаимосвязь эмпирических и теоретических исследований. Фундаментальные и прикладные исследования. Научные разработки………………………………………………………… | |||||
3.2 | Основные этапы научного исследования…………………… | |||||
3.2.1 | Выбор научного направления и темы исследования…………… | |||||
3.2.2 | Определение объекта и предмета исследования………………… | |||||
3.2.3 | Постановка проблемы………………………………………… | |||||
3.2.4 | Изучение состояния проблемы……………………………………… | |||||
3.2.5 | Определение цели исследования…………………………………… | |||||
3.2.6 | Выдвижение гипотезы……………………………………………… | |||||
3.2.7 | Постановка задач исследования…………………………………… | |||||
3.2.8 | Выбор методов исследования……………………………………… | |||||
3.2.9 | Разработка методики и рабочего плана исследования…………… | |||||
3.2.10 | Сбор фактического материала…………………………………… | |||||
3.2.11 | Анализ результатов исследования………………………………… | |||||
Глава IV МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА | ||||||
4.1 Работа с литературными источниками……………………………… | ||||||
4.1.1 | Значение работы над литературой……………………… | |||||
4.1.2 | Поиск необходимой литературы, предварительное ознакомление и работа с литературными источниками…………………………… | |||||
4.1.3 | Систематизация и использование литературного материала…… | |||||
4.2 Работа с документальными источниками………………………………… | ||||||
4.2.1 | Анализ документальных материалов……………………………… | |||||
4.2.2 | Опросные методы…………………………………………… | |||||
4.3 Наблюдение……………………………………………………………………. | ||||||
4.3.1 | Наблюдение как метод педагогического исследования………… | |||||
4.3.2 | Применение наблюдения в спортивно-педагогических исследованиях... | |||||
4.3.3 | Виды наблюдений…………………………………………………… | |||||
4.3.4 | Подготовка к проведению наблюдения………………………… | |||||
4.4 Эксперимент………………………………………………………… | ||||||
4.4.1 | Роль эксперимента в процессе познания…………………………… | |||||
4.4.2 | Факторы, изучаемые в эксперименте……………………………… | |||||
4.4.3 | Виды экспериментов………………………………………………… | |||||
4.4.4 | Комплектование экспериментальных групп……………………… | |||||
4.4.5 | Недостатки эксперимента как метода исследования….……… | |||||
4.5 Инструментальные методы исследования в физической культуре и спорте... | ||||||
4.5.1 | Значение инструментальных методов исследования и общие требования к ним………………………………………………… | |||||
4.5.2 | Состав измерительной системы……………………………… | |||||
4.5.3 | Механоэлектрические методы…………………………………. | |||||
4.5.4 | Телеметрические методы…………………………………………… | |||||
4.5.5 | Оптические и оптикоэлектронные методы…………………… | |||||
4.5.6 | Эргометрические методы………………… | |||||
4.5.7 | Регистрация результатов измерений…………………………… | |||||
4.6 Измерения………………………………………………………….………… | ||||||
4.6.1 | Понятие «измерение». Шкалы измерений. Единицы измерений. Система СИ……………………………………………… | |||||
4.6.2 | Погрешности измерений. Систематические и случайные погрешности измерений и способы их оценки………………… | |||||
4.6.3 | Способы выявления погрешностей. Пути повышения точности измерений…………………………………………………… | |||||
4.6.4 | Выбор измерительного средства. Эксплуатация измерительных приборов………………………………………………………… | |||||
4.6.5 | Точность вычислений и записи результатов измерений… | |||||
4.6.6 | Человек как объект измерений……………………………………… | |||||
4.7 Тестирование……………………………………………………………… | ||||||
4.7.1 | Тесты и их применение………………………………………… | |||||
4.7.2 | Классификация тестов…………………………………………… | |||||
4.7.3 | Комплексы (батареи) тестов…………………………………… | |||||
4.7.4 | Критерии пригодности тестов………………………………… | |||||
4.7.5 | Надёжность теста………………………………………………… | |||||
4.7.6 | Информативность теста……………………………………………… | |||||
4.7.7 | Методические принципы тестирования…………………………… | |||||
4.8 Оценивание…………………… | ||||||
4.8.1 | Проблема оценивания……………………………………………… | |||||
4.8.2 | Понятие «оценка». Задачи оценивания. Процедура оценивания…… | |||||
4.8.3 | Шкалы оценок и их разновидности. Критерии эквивалент- ности шкал. Критерии пригодности шкал. Нормы………………. | |||||
4.8.4 | Методы количественной оценки качественных показателей…… | |||||
4.9 Методы исследования тренировочного и соревновательного процесса. Подготовленность спортсменов…………………………………… | ||||||
4.9.1 | Характеристики тренировочных и соревновательных нагрузок…. | |||||
4.9.2 | Характеристики подготовленности спортсменов…………………. | |||||
4.9.3 | Характеристики физической подготовленности…………………. | |||||
4.9.4 | Характеристики технической подготовленности ………………… | |||||
4.9.5 | Характеристики тактической подготовленности ………………… | |||||
4.10 Медико-биологические и физиологические методы……………… | ||||||
4.10.1 | Методы оценки физического развития…………………………… | |||||
4.10.2 | Методы исследования функционального состояния вегетативной нервной системы……………………………………… | |||||
4.10.3 | Методы исследования нервно-мышечного аппарата………… | |||||
4.10.4 | Методы оценки состояния кардиореспираторной системы……… | |||||
4.10.5 | Методы исследования физической работоспособности…………… | |||||
4.11 Психологические методы……………………………………………. | ||||||
4.11.1 | Психологические методы, используемые в исследованиях проблем физической культуры и спорта и их классификация…… | |||||
4.11.2 | Диагностика свойств личности…………………………………… | |||||
4.11.3 | Исследование мотивации…………………………………………… | |||||
4.11.4 | Изучение психического состояния………………………………. | |||||
4.11.5 | Исследование личности в системе общественных отношений (социометрия)………………………………………………………. | |||||
4.11.6 | Исследование психомоторных процессов ……….…………… | |||||
4.11.7 | Общие требования к проведению психодиагностических исследований…………………………… | |||||
4.12 Статистические методы ……………………………………………………… | ||||||
4.12.1 | Роль статистических методов в эмпирических исследованиях…. | |||||
4.12.2 | Выбор метода ………………………………………………………. | |||||
4.12.3 | Определение необходимого объема выборки ……………………. | |||||
4.12.4 | Интерпретация результатов статистической обработки результатов исследования………………………………………………… | |||||
4.12.5 | Статистическая достоверность и практическая значимость результатов исследования………………………………………. | |||||
Глава V ПУБЛИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИХ В ПРАКТИКУ………………………………………… | ||||||
5.1 | Публикация результатов исследования………… | |||||
5.1.1 | Структура рукописи ……………………………………… | |||||
5.1.2 | Требования к оформлению рукописи……………………… | |||||
5.1.3 | Технология описания результатов исследования………… | |||||
5.2 | Защита выпускной квалификационной работы… | |||||
5.3 | Внедрение результатов исследования в практику…… | |||||
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ…………………………………………… | ||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
Похожие документы:
О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции
Доклад... доцент, г. Омск 27. Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной ... физическойкультуре и спорту, повышения информационной культуры самих преподавателей что требует решения многих организационных, управленческих и научно-исследовательских ...Пасюков научных исследований и организация научной деятельности в сфере физической культуры и спорта на сахалине
Документ... . Региональная направленность исследовательской работы, в т. ч. в рамках курса «Основы научно-методической деятельности в сфере физическойкультуры и спорта», улучшает восприятие ...Физическая культура здравоохранение и образование материалы всероссийской научно-практической конференции
Документ... навыков исследовательскойдеятельности. Особый ... физическойкультуре и спорту в российских вузах дисциплины, изучающей законотворческую деятельность сферы физическойкультуры и спорта. Посредством изучения правовых основ физическойкультуры и спорта ...Основная образовательная программа 034300 62 физическая культура
Основная образовательная программа... (от 01.12.2007 № 309); «О ... научно-исследовательскаядеятельность: выявлять актуальные вопросы в сфере физическойкультуры и спорта; проводить научные ... спорт, 1987. - 240с. Зданович И.А. Спортивно-оздоровительный туризм. - изд. 2-е, пере-раб.и доп. - Омск ...Алтайского края управление алтайского края по физической культуре и спорту
Документ... спортивной деятельности и физкультурно-оздоровительных услуг; Федеральному агентству по физическойкультуре и спорту совместно ... данных по физическойкультуре и спорту за 2006-2007 г.г. №/П Основные показатели физическойкультуры и спорта 2006 2007 + - ...