Главная > Основная образовательная программа
Основная образовательная программа
начального общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения лицей №3
на период 2011 – 2015 годы
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………….3
Планируемые результаты освоения
обучающимися основной общеобразовательной
программы начального общего образования……………………………………..27
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
у обучающихся на ступени начального общего образования…………………..29
Программы учебных предмеов……………………………………………………37
Учебный план начального общего образования МОУ лицей №3........................58
Программа духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования…………………………………………………..126
Программа формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни…………………………………………….141
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы
начального общего образования…………………………………………………….148
Условия, обеспечивающие реализацию ООП НОО
в 1 – 4 классах МОУ лицей №3……………………………………………………..160
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом начальной школы МОУ лицей №3 г. Воронежас привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования, особенностей образовательного учреждения (муниципальное), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, отражённых в концепции развития школы на 2008 – 2013 гг. «Школа личностного роста» и концептуальных положений УМК «Школа России», «Перспективная начальная школа», системы Занкова, реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования, опираясь на следующие документы:
- Закон «Об образовании»;
- Приказ №373 от 6.10.2009 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312»
- приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 20.05.2011 «441 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области. Реализующих программы общего образования, в новой редакции»
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756 - р);
- Примерная программа ООП;
- Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;
- Базисный учебный план.
- Концептуальные положения УМК «Перспективная начальная школа», «Школа России», системы Занкова.
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ лицей №3 г.Воронежа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Миссия лицея заключается в том,чтобы создать такое образовательное пространство школы, которое позволит обеспечить личностный рост обучающегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационногопространства. Школа создает условия и стимулы для получения качественного образования и развития ключевых компетенций.
Реализация миссии лицеянаправлена на то, чтобы лицей стал школой личностного роста, центром духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Стратегические направления работы лицея:
Создание условий для эффективного перехода на обучение по новым государственным образовательным стандартам (ФГОС):
Реализация комплексно-целевой программы повышения квалификации педагогов.
- Организация работы областной экспериментальной площадки по теме: «Билингвальное обучение младших школьников»
2.Обновление воспитательной системы в соответствии с проектом «Наша новая школа»:
Реализация программы «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся»
3. Создание системы поддержки талантливых детей:
Реализация комплексно - целевой программы «Одаренные дети».
4.Создание школьной системы мониторинга оценки качества образования в соответствии с требованием новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).
5. Развитие школьной инфраструктуры в свете требований проекта «Наша новая школа».
6.Построение здоровьесберегающей среды в школе:
Реализация комплексно - целевой программы «Здоровье».
Ежегодный план реализации концепции развития школы через комплексно-целевые программы:
программа инновационной деятельности школы;
план методической работы;
комплексно - целевые программы по воспитательной деятельности
план работы по внедрению новых ФГОС (на всех ступенях образования);
комплексно - целевая программа «Создание условий для выявления и поддержки одарённости в образовательном пространстве массовой общеобразовательной школы»;
программа мониторинга;
и через основную образовательную программу начального общего образования (далее: ООП НОО).
Цель ООП НОО: Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.
Задачи ООП НОО:
1. Спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта.
2. Обеспечивать целостность образовательного процесса обучающихся путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы.
3. Осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы в соответствии с планируемыми результатами.
4. Поддерживать становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
5. Готовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироватьсяв мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
Основные подходык формированию ООП НОО
В основе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Общая характеристика ООП НОО
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются следующие характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.
Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность.
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
• закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
• формируются универсальные учебные действия;
• развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.), которые подробно отражены в целевых комплексных программах школы:
Воспитательные программы, реализуемые в школе:
Программа |
«Интенсивная профилактика безнадзорности, правонарушений, алкогольных и наркотических заболеваний среди несовершеннолетних» |
«Память» |
«Здоровье и развитие молодежи» |
«Школа светофорных наук» |
«Учимся жить вместе» |
«Полезные привычки» (профилактическая) |
«Полезные навыки» (профилактическая) |
«Здоровье» |
«Люби и знай свой город и край» |
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми и, самое важное,эффективным.
Воспитательная работа строит стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д
Специфика и технологии обучения
Основная образовательная программа предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) в начальной школе педагог руководствуется возрастными особенностями и возможностями младших школьников и обеспечивает с учетом этих факторов:
расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;
организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, широкое использование всех видов коммуникации, в том числе с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;
использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке;
использование во всех классах (годах обучения) начальной школы оценочной системы, ориентированной на обучение детей само - и взаимооцениванию (выбор конкретной технологии оценивания осуществляется ОУ).
При выборе применяемых образовательных технологий учитывается что все технологии, используемые в школьном образовании решают задачи образования данной возрастной группы учащихся и обеспечивают преемственность и плавность перехода учащихся от одной ступени образования к другой
Технологии деятельностного типа:
Информационные технологии;
Развивающего и проблемного обучения;
Проектно-исследовательские;
Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Условия реализации ООП НОО
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
В ОУ соблюдены нормативы максимальной учебной аудиторной нагрузки обучающихся, определенные БУПом и СанПиНом; определен объем обязательных домашних заданий с учетом требований СанПиНа; утверждены локальные нормативы текущей и итоговой аттестации; в календарном планировании определены Дни здоровья в ОУ.
Похожие документы:
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы п каменники
Основная образовательная программа... ______________ 2011г. СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете «______» ____________ 2011г. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011-2015годы п.Каменники, 2011год ...Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы
Основная образовательная программа... № 3 г. Гусева ___________________ «______» ____________ 2011годаОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011-2015годы г. Гусев 2011 Содержание Раздел 1.Целевой раздел: 1. Пояснительная ...Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (5)
Основная образовательная программа... ____________ 2011года «Согласовано» Председатель Управляющего Совета __________ (______________) «___» ____________ 2011годаОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011-2015годы Разработали ...Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г
Основная образовательная программа... . Приказ №______от «___» _______ 2011г. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011-2015 г. г. Рассмотрена и принята Управляющим советом МБОУ ...Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 – 2015 гг п агириш
Основная образовательная программа... июня 2011г. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011 – 2015 гг. п. Агириш 2011 Раздел I. Целевой Пояснительная записка Основнаяобразовательнаяпрограмма муниципального общеобразовательного ...Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (3)
Основная образовательная программа... 2011г. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011-2015годы Киров 2011 Оглавление Страницы 1. Пояснительная записка 4 1.1. Общая характеристика основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...