Главная > Закон


Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

О преподавании физики

в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области

в 2011-2012 учебном году

Методическое письмо

Школьный курс физики  основной компонент естественнонаучного образования школьников. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся единой физической картины Мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.

При организации учебного процесса по физике в общеобразовательных учреждениях следует руководствоваться следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями) ()

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004,- №№ 12, 13, 14);

  • Приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г.№322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

(//Вестник образования, 2004, - №№ 13, 14);

  • Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» (с изменениями)

  • Федеральные перечни учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе, в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год. Сайт Минобразования и науки РФ /). (см. приложения 1,2)

Об использовании базисного учебного плана 2004 года

Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в VIIIX классах основной школы по 2 часа в неделю (210 часов на 3 года) из них 61 лабораторная работа. На старшей ступени обучения на базовом уровне для изучения физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов на 2 года) из них 16 лабораторных работ; на профильном уровне – 5 часов в неделю (350 часов на 2 года) их них 22 лабораторные работы и 40 часов- физический практикум.

Изучение физики на профильном уровне должно осуществляться в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей.

Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также при организации обучения в универсальных классах.

В классах социально- экономического, социально- гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, оборонно - спортивного профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного предмета «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю. Стандарт по естествознанию разработан и утвержден, созданы учебники, соответствующие требованиям стандарта, опубликована примерная программа (см. «Естествознание в школе», №3, 2004; Информационный бюллетень: Официальные документы в образовании, №26, сентябрь, 2004).

При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике, школа может увеличить число часов на изучение физики путём предоставления возможности выбора элективных предметов по физике.

О рабочих программах по физике

Основным документом для учителя является рабочая программа, которая составляется непосредственно самим учителем с учетом специфики класса, школы, контингента обучающихся, количества часов, отводимых на изучение предмета на данном этапе обучения.

В качестве основы для составления рабочей программы должна использоваться примерная программа общего образования для данной ступени обучения.

Возможно использование авторских программ, но только при условии, что выбранная программа соответствует БУП и стандарту 2004 года. Авторские программы опубликованы в следующих сборниках:

• Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009.

• Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.

• Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

• Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

• Физика. Естествознание. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Примерная структура рабочей программы включает следующие компоненты:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- учебно-тематический план;

- содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины;

- формы и средства контроля;

- перечень учебно-методических средств обучения;

- Списки литературы (включая электронные ресурсы) для учителя и учащихся;

- календарно-тематическое планирование.

О составлении календарно-тематического

планирования с учетом подготовки к ЕГЭ и ГИА

В связи с тем, что многие выпускники школы выбирают ЕГЭ по физике, учителю рекомендуется осуществлять систематическую подготовку школьников для выполнения различного уровня тестовых заданий теоретического и практического характера, образцы которых приведены в различных сборниках учебно-тренировочных материалов для подготовки учащихся к экзамену. В содержании учебного материала, изучаемого на уроках в 10 -11 классах необходимо особо обращать внимание учащихся на соответствие изучаемых вопросов кодификатору ЕГЭ по физике.

В аналитическом отчёте по результатам ЕГЭ по физике в 2009 г., опубликованном в журнале «Физика в школе. 2010, №1» приводится подробный анализ результатов выполнения экзаменационной работы. Подробные рекомендации по составлению календарно-тематического планирования с учётом подготовки к ЕГЭ и ГИА расположены на сайте БелРИПКППС в разделе «Виртуальный методический кабинет. Физика».

Рекомендуется при проведении контрольных работ использовать материалы, опубликованные на официальном информационном портале . На уроках физики и при выполнении домашних заданий по каждой теме, изучаемой в 10 или 11 классах, полезно использовать открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, размещённый на сайте ФИПИ (), и материалы пособий для подготовки к ГИА и ЕГЭ:

- ЕГЭ: 2011: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

- ГИА – 2011: экзамен в новой форме: 9 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М.Ю.Демидова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

Об организации практической работы учащихся по физике

В учебном процессе по физике могут использоваться следующие формы практической деятельности: фронтальный эксперимент, эксперимент, проводимый учащимися, практическая работа, лабораторная работа.

Фронтальный эксперимент проводится на учительском столе с целью наглядной демонстрации изучаемого процесса или явления с использованием специального демонстрационного оборудования.

Ученический эксперимент проводится на специально оборудованных ученических столах с целью формирования и закрепления у учащихся практических умений с использованием лабораторного ученического оборудования по комплекту на каждого ученика или пару учащихся, с обязательным инструктажем по технике безопасности. По времени такая форма работы занимает лишь некоторую часть урока, а отметка за нее может выставляться с целью поощрения наиболее активных учащихся по усмотрению учителя.

Практическая работа, как правило, не требует специального оборудования и может проводиться учащимися как в классе под руководством учителя, так и дома самостоятельно, при условии безопасности используемых материалов. На проведение практической работы на уроке рекомендуется отводить не более 30 минут. Оценивать практические работы учитель может выборочно и по своему усмотрению.

Лабораторная работа должна проводиться в кабинете физики на специально оборудованных столах и с использованием лабораторного оборудования. При этом не допускается использование неисправного или нестандартного оборудования. При проведении инструктажа перед выполнением лабораторных работ обязательно делается запись в журнале. Время проведения лабораторной работы составляет 45 минут, однако в некоторых случаях оно может быть увеличено до 90 минут. Отметка за лабораторную работу выставляются обязательно всем учащимся в клетку журнала с датой фактического выполнения работы.

Об оснащении кабинета физики оборудованием, необходимым для реализации общеобразовательных программ на базовом и профильном уровнях по предметам инвариантной части учебного плана.

В соответствии с Законом об образовании (2008 г.) «Федеральные государственные образовательные стандарты … включают в себя требования к: …2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе … материально-техническим и иным условиям». Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и его развития в Стандарте общего образования второго поколения (Материалы РАО. ). Они представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по физике.

Требования содержат 3 раздела.

В первом разделе представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике.

Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования.

Первый раздел рекомендаций позволяет сформировать в образовательном учреждении целостную систему оптимальных условий для работы учителя физики на базе библиотечных фондов, общешкольной системы современных технических средств и др.

В настоящее время вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий.

Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

При возможности желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Однако главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование.

Практика показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем недостаточна.. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является разработка программ обновления материально-технической базы. Рекомендуется использовать сайт: /doc.asp?ob_no=54697

О преподавании физики на второй ступени общего образования

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования предполагает изучение физики на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни, обуславливая тем самым достижение результатов изучения школьного курса «Физика», приведенных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» основной школы.

Таким образом, для составления рабочих программ и организации учебного процесса по физике для классов второй ступени общего образования учителю предлагаются следующие рекомендации:

  • при обучении физике реализовывать феноменологический подход, который заключается в «разворачивании» перед учащимися всего спектра природных явлений и процессов. Основной задачей при этом становится формирование у учащихся представлений о многообразии природных явлений, физических величинах как качественных и количественных характеристиках этих явлений, способах описания явлений и процессов с помощью физических законов, о наблюдениях и эксперименте как главных источниках физических знаний, способах представления и интерпретации информации. Для решения данной задачи необходимо организовывать на уроках самостоятельную поисковую деятельность учащихся, результатами которой должны быть: выявление физических зависимостей, закономерностей, «открытие» физических законов, разрешение проблемных ситуаций. Для такой организации занятий необходимо отказаться от традиционного математического вывода формул и свести к минимуму объяснение материала учителем.

  • Одним из требований стандарта по физике является формирование практических умений и в частности - решение физических задач. Для достижения этого требования необходимо сократить количество расчетных задач с числовыми данными, так как вычисления времязатратны и малополезны для развития физического мышления учащихся, вместо них лучше решать задачи в общем виде, ответом которых является рабочая формула. Это должно способствовать формированию понимания универсальности физических законов. Качественные задачи с этой точки зрения, лучше формулировать как проблемные вопросы или ситуации. Данный подход должен способствовать более глубокому пониманию физики. Так же следует обратить внимание на использование заданий с различной формой представления информации: текстовые, графические, с использованием рисунков, диаграмм и т. д., что будет способствовать лучшей подготовке учащихся к итоговой аттестации.

  • В состав контрольных и проверочных работ необходимо включать задания, проверяющие не только знания и умения по предмету, но и надпредметные умения. Как правило, это задания межпредметного характера и задания на проверку сформированности мыслительных действий, таких как анализ, синтез, сравнение и др.

Учебно-методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

Информация об учебно-методических комплектах по физике для 7-9 классов, рекомендуемых для использования в общеобразовательных учреждениях области представлена ниже.

Изучение физики в основной школе может быть реализовано в области на основе использования следующих УМК.

Линия А.В. Пёрышкина :

- Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2011 гг.

- Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2011 гг

- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2011 гг.

Этим учебникам соответствует авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина, опубликованная на стр. 104 – 115 в сборнике:

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

В помощь учителю для каждого класса разработано тематическое и поурочное планирование, дидактические карточки-задания, дидактические материалы, тесты и рабочие тетради. Информацию об этих пособиях можно получить на сайте www.drofa.ru.

Линия А. В. Грачева:

- Грачев А. В. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

- Грачев А. В. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, Е. А. Вишнякова - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

- Грачев А.В. Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, П. Ю. Боков.- М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

• Грачев А. В. Физика. Программы: 7-9 классы, 10-11 классы/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ 2007.

В помощь учителю для каждого класса разработано тематическое и поурочное планирование, дидактические карточки-задания, дидактические материалы, тесты и рабочие тетради. Информацию об этих пособиях можно получить на сайте www.vgf.ru.

Линия Генденштейна Л. Э.

- Генденштейн Л. Э. Физика 7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников под ред. Орлова В. А., Ройзена И. И. – М.: Мнемозина, 2009-2011 гг.

- Генденштейн Л. Э. Физика 8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников под ред. Орлова В. А., Ройзена И. И. – М.: Мнемозина, 2009-2011 гг.

- Генденштейн Л. Э. Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников под ред. Орлова В. А., Ройзена И. И. – М.: Мнемозина, 2009-2011 гг.

• Программа курса физики и поурочное планирование. 7 – 9 классы / сост. С. А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007.

Компоненты УМК представлены на сайте www. mnemozina. ru.

Линия Н.М. Шахмаева:

- Шахмаев Н.М. и др. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Дика. – М.: Мнемозина, 2008-2011 гг

- Шахмаев Н.М. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук – М.: Мнемозина, 2008-2011 гг

- Шахмаев Н.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук. – М.: Мнемозина, 2008-2011 гг.

Этим учебникам соответствует программа (автор В.А. Коровин), опубликованная на стр. 53 – 61 в сборнике:

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

Тематическое и поурочное планирования к учебникам Шахмаева Н.М. и др. имеются в пособии:

• Программа курса физики и поурочное планирование. 7 – 9 классы / сост. С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 7 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, Ю.И. Дика, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 8 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 9 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

Компоненты УМК представлены на сайте www. mnemozina. ru.

Линия Пинского А. А.

- Пинский А.А. Физика 7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик и др. под ред. Пинского А. А., Разумовского В. Г. – М.: Просвещение, 2008-2011 гг.

- Пинский А.А., Физика 8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик и др. под ред. Пинского А. А., Разумовского В. Г. – М.: Просвещение, 2008-21 гг.

- Пинский А.А., Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик и др. под ред. Пинского А. А., Разумовского В. Г. – М.: Просвещение, 2008-2011 гг.

Линия С. В. Громова:

- Громов С В., Родина Н.А. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ С В Громов., Н.А Родина – М.: Просвещение, 2009-2011 гг.

- Громов СВ., Родина Н.А. Физика-8-: учебник для общеобразовательных учреждений/ С В Громов., Н.А Родина – М.: Просвещение, 2009-2011 гг.

- Громов СВ., Родина Н.А. Физика-9-: учебник для общеобразовательных учреждений/ С В Громов., Н.А Родина – М.: Просвещение, 2009-2011 гг.

• Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.

• Волков В. А. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина и С. В. Громова, Н. А. Родиной, 7 класс/ В. А. Волков, С. Е. Полянский – М.: ВАКО, 2005-2009 гг.

• Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина и С. В. Громова, Н. А. Родиной, 8 класс/ С. Е. Полянский – М.: ВАКО, 2005-2009 гг.

• Волков В. А. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина и С. В. Громова, Н. А. Родиной, 9 класс/ В. А. Волков – М.: ВАКО, 2005-2009 гг.

Линия Пурышевой Н. С.

- Пурышева Н.С. Физика 7: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.С Пурышева, Н.Е.. Важеевская – М.: Дрофа, 2008-2011 гг.

- Пурышева Н.С. Физика 8: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2011 гг

- Пурышева Н.С. Физика 9: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.С Пурышева, Н.Е.. Важеевская, В.М Чаругин – М.: Дрофа, 2008-2011 гг.

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

Линия Разумовского В. Г., Орлова В. А.

- Разумовский В.Г. Физика 7: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Г Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И Дик и др. – М.: ВЛАДОС, 2009-2011 гг.

- Разумовский В.Г. Физика 8: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Г Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И Дик и др. – М.: ВЛАДОС, 2009-2011 гг.

- Разумовский В.Г. Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Г Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И Дик и др. – М.: ВЛАДОС, 2009-2011 гг.

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

Линия Фадеевой А. А.

- Фадеева А. А. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А Фадеева., А. В. Засов., Д. Ф. Киселев – М.: Просвещение, 2009-2011 гг.

- Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А Фадеева., А. В. Засов., Д. Ф. Киселев – М.: Просвещение, 2009-2011 гг.

- Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А Фадеева., А. В. Засов., Д. Ф. Киселев – М.: Просвещение, 2009-2011 гг.

• Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.

Линия Гуревича А. Е.

- Гуревич А.Е. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Е. Гуревич - М.: Дрофа, 2009-2011 гг

- Гуревич А.Е. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Е. Гуревич - М.: Дрофа, 2009-2011 гг

- Гуревич А.Е. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Е. Гуревич - М.: Дрофа, 2009-2011 гг

Линия Степановой Г. Н.

- Степанова, Г. Н. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Н. Степанова - М.: Русское слово, 2011 гг

- Степанова, Г. Н. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Н. Степанова - М.: Русское слово, 2011 гг

- Степанова, Г. Н. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Н. Степанова - М.: Русское слово, 2011 гг

Линия Изергина Э. Т.

- Изергин, Э. Т. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Э. Т. Изергин - М.: Русское слово, 2011 гг

- Изергин, Э. Т. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Э. Т. Изергин - М.: Русское слово, 2011 гг

- Изергин, Э. Т. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Э. Т. Изергин - М.: Русское слово, 2011 гг

Линия Белага В.В., Ломаченкова И. А.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О преподавании физики в 2011-2012 учебном году методическое письмо

    Закон
    ... преподаваниифизики в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2011-2012учебномгодуМетодическоеписьмо Школьный курс физики ... Вербум-М, 2005. О методической поддержке учителей физики В 2011-2012учебномгоду на базе КРИПКиПРО проводятся ...
  2. О преподавании физики в 2011-2012 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    ... с одного учебно-методического комплекта на другой, в этот период недопустим. Преподаваниеучебного предмета «Физика» в 2011-2012учебномгоду в основной и средней ...
  3. Методическое письмо в 2011 – 2012 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    ... 2011/2012учебныйгод; Методическиеписьма «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2005 (2007 – 2009) года в преподавании ... обучения литература изучается на базовом (физико-математический, химико-биологический, социально- ...
  4. Учебный план на 2011-2012 учебный год

    Расписание
    ... 2011/2012учебныйгод» Рекомендательное письмо Министерства ... года № 1. Инструктивно-методическиеписьма Министерства образования Московской области о преподавании ... Обществознание 1 1 География География 2 2 ФизикаФизика 2 2 Химия Химия 2 Биология ...
  5. Публичный отчет за 2011-2012 учебный год гбоу сош с углубленным изучением английского языка №1289 общая характеристика учреждения

    Публичный отчет
    ... Биологию – 7 учащихся; Химию – 3 учащихся; Физику – 9 учащихся; Историю – 16 учащихся; Обществознание ... стол Роянцева С.А.. 4 Знакомство с методическимписьмом о преподавании математики в 2011-2012учебномгоду Обсуждение Замула И.Ю., учителя 6 Ведение ...

Другие похожие документы..