Главная > Статья


Пока эта сфера деятельности у коллекторов не слишком популярна - в совокупном портфеле коллекторских агентств долги по ЖКХ составляют всего 5%. Одна из основных причин, почему коллекторам этот бизнес пока не по зубам, - правовая. Пока не принят закон о коллекторской деятельности, права коллекторов взыскивать долги в сфере ЖКХ, мягко говоря, не совсем законны. В первую очередь потому, что эта деятельность не вписывается в нынешний вариант закона о персональных данных. Согласно нему человек сам должен дать разрешение на передачу своих персональных данных. В случае с банковскими долгами такое разрешение заранее вписывается в кредитный договор. А в случае с коммунальными долгами та же управляющая компания, перед тем как передать задолженность в разработку коллекторам, должна спросить разрешение у должника. Ответ в этом случае совершенно ясен. То есть никаких разрешений на работу с персональными данными, даже у тех коллекторов, которые сейчас уже работают в этом бизнесе, понятное дело, нет.

Кстати, к 1 июля в Госдуме должны быть рассмотрены поправки в Закон ";О персональных данных";. И здесь возможны любые варианты. Хотя вряд ли поправки коснутся коллекторов - слишком непопулярное это будет решение.

Вероятнее всего, коллекторам придется дожидаться принятия закона о коллекторской деятельности.

Его не могут подготовить четыре года. Очередной вариант, который сейчас называется ";О деятельности по взысканию просроченной задолженности";, находится на рассмотрении в минэкономразвития. Если он будет принят в нынешнем виде - коммунальным должникам не поздоровится. Платить придется сразу, поскольку один из пунктов законопроекта о правах субъектов коллекторской деятельности гласит: ";Требовать от должника возмещения своих расходов, понесенных в связи с осуществлением деятельности по взысканию просроченной задолженности";. Нынешний вариант законопроекта обязывает взыскивать долги без применения сил и устрашающих средств: ";Взыскатель не вправе осуществлять взыскание просроченной задолженности в период с 23 до 8 часов по времени места нахождения должника"; и ";взыскатель в своей деятельности не может использовать запрещенные законом методы взыскания задолженности, в том числе причиняющие вред жизни или здоровью должника, его репутации...";.

На самом деле профессиональные коллекторские агентства сами заинтересованы в установлении доверительных партнерских отношений с должником. ";Необходимо создать правила, которым будут все подчиняться";, - говорит Александр Морозов, президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). По его словам, за последние четыре года появлялись различные версии законопроекта. Очередной вариант - результат совместного творчества НАПКА, Ассоциации российских банков (АРБ) и Ассоциации региональных банков России.

Согласно новому законопроекту коллекторское агентство должно гарантировать защиту кредиторов и должников от возможных нарушений их прав и законных интересов, правила игры должны быть едиными и прозрачными. Любыми же незаконными методами взыскания коллекторскому агентству будет запрещено пользоваться.

По мнению экспертов, принятие закона будет не только способствовать созданию цивилизованного рынка коллекторских услуг, но и приведет к уходу с него недобросовестных коллекторов, позволит дать четкое определение самой коллекторской деятельности, сформулировать требования к участникам рынка (кто может заниматься данной деятельностью, а кто нет), обозначит стандарты и принципы работы, определит права и обязанности сторон, защитит права должников. ";В основном это закон о работе коллекторов, и главное, в законопроекте необходимо установить, не что могут коллекторские агентства, а то, что ни при каких обстоятельствах они не могут";, - сказал ";РБГ"; вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов. - Представляться сотрудниками государственных органов, использовать недобросовестные практики";.

Исполнительный вице-президент по правовым вопросам Ассоциации российских банков Андрей Емелин отметил, что закон регулирует работу с ";плохими"; долгами не только коллекторов, но и банков. ";Закон нужен однозначно. У коллекторов долгое время возникают проблемы со своей релятивностью и с клиентами. Без закона этот вопрос не решить";, - считает он. Сначала был законопроект ";О коллекторской деятельности";, потом он превратился в проект закона ";О деятельности по взысканию просроченной задолженности";.

Правда, по нынешнему варианту закона коллекторы получают слишком много полномочий. ";В отношении коллекторских агентств проектом не предлагается введение каких-либо ограничений. Нет никаких требований к квалификации их руководителей и сотрудников, обеспеченности активами, отчетности, аудиту. Проект предлагает наделить коллекторов специальными профессиональными правами по сбору необходимой информации у органов власти, общественных объединений и т.д., причем, по сути, законопроект не ограничивают ни перечень органов и организаций, у которых может быть запрошена такая информация, ни даже перечень и характер такой информации. Предоставление таких прав требует создание специального надзора, установление серьезных требований к коллекторам, ответственности за их несоблюдение. Законопроект ничего из этого не предлагает";, - отмечают в коллегии адвокатов ";Муранов, Черняков и партнеры";.

Хотя за право получать персональные данные коллекторам придется побороться. Начальник отдела правового обеспечения в сфере защиты прав субъектов персональных данных и административной деятельности правового управления Роскомнадзора Юлия Забудько рассказала, что разрешение на обработку персональных данных может стать краеугольным камнем. ";Иногда берется много лишней информации по персональным данным, а на самом деле для передачи дел в суд такой необходимости нет";, - считают в Роскомнадзоре.

Обнадеживает одно: по мнению экспертов, вряд ли закону о коллекторах сейчас дадут зеленый свет. Олег Иванов считает, что до марта следующего года пугающие граждан законы приниматься не будут. Так что еще год коммунальные должники могут спать спокойно.

Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2011 г. N 127-ФЗ ";О внесении изменений в статьи 5.43 и 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";

Опубликовано 6 июня 2011 г. Вступает в силу 17 июня 2011 г.

Принят Государственной Думой 13 мая 2011 года

Одобрен Советом Федерации 25 мая 2011 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4007; 2009, N 19, ст. 2276; 2011, N 17, ст. 2310) следующие изменения:

1) в абзаце втором статьи 5.43 слова ";трехсот до пятисот"; заменить словами ";трех тысяч до пяти тысяч";, слова ";трех тысяч до пяти тысяч"; заменить словами ";тридцати тысяч до пятидесяти тысяч";;

2) абзац второй части 2 статьи 12.19 изложить в следующей редакции:

";влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.";.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

Федеральный закон Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ ";О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности";

Опубликовано 6 июня 2011 г. Вступает в силу 17 июня 2011 г.

Принят Государственной Думой 10 мая 2011 года

Одобрен Советом Федерации 25 мая 2011 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 25, 29; N 7, ст. 840; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 10, ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 4.5 после слов ";на розничных рынках,"; дополнить словами ";о пожарной безопасности,";;

2) абзац второй статьи 11.16 изложить в следующей редакции:

";влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.";;

3) статью 19.5 дополнить частями 12 - 14 следующего содержания:

";12. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

13. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.";;

4) абзац второй статьи 19.6 изложить в следующей редакции:

";влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.";;

5) в абзаце первом части 2 статьи 19.19 слова ";статьями 20.4,"; заменить словом ";статьей";;

6) статью 20.4 изложить в следующей редакции:

";Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.";;

7) в статье 23.1:

а) в части 1 слова ";частью 1 статьи 19.5"; заменить словами ";частями 1, 12 - 14 статьи 19.5";;

б) в части 2 слова ";частью 1 статьи 20.4"; заменить словами ";частью 5 статьи 20.4";;

8) в части 2 статьи 28.3:

а) в пункте 1 слова ";частью 6 статьи 20.4"; заменить словами ";частью 8 статьи 20.4";;

б) в пункте 39 слова ";частями 1 - 3 статьи 20.4"; заменить словами ";частями 1 - 6 статьи 20.4";;

в) в пункте 42 слова ";частью 1 статьи 19.5"; заменить словами ";частями 12 - 14 статьи 19.5";.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

Федеральный закон Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 119-ФЗ ";О внесении изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации";

Опубликовано 6 июня 2011 г. Вступает в силу 17 июня 2011 г.

Принят Государственной Думой 10 мая 2011 года

Одобрен Советом Федерации 25 мая 2011 года

Статья 1

Внести в часть вторую статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 24, ст. 2830, 2833; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6248; 2009, N 11, ст. 1267; N 44, ст. 5170; 2010, N 1, ст. 4; N 15, ст. 1756; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3431; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412; 2011, N 1, ст. 16) следующие изменения:

1) в подпункте ";а"; пункта 1 цифры ";131 - 133,"; заменить цифрами ";131 - 135,";;

2) в пункте 3 цифры ";134, 135,"; исключить.

Статья 2

1. Положения подпункта ";а"; пункта 1 и пункта 3 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. По уголовным делам, находящимся в производстве органа предварительного следствия на день вступления в силу настоящего Федерального закона, производство предварительного расследования оканчивается тем органом предварительного следствия, в производстве которого они находились до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

";Российская Бизнес-газета"; №801 (19) от 07.06.2011г. Статья «Не доросли до медиации. Детские болезни новой процедуры»:

Валерий Лисицын, профессор кафедры гражданского права Российской академии правосудия

Сегодня власть активно призывает бизнес не обращаться в суды, а использовать альтернативную процедуру - медиацию. Это достаточно новый институт для России, поэтому предприимчивые соотечественники, пока суд да дело, пытаются быстро заработать. Особенно активно в этом направлении развивается деятельность разного рода центров по обучению будущих медиаторов. В соответствии с законом о медиации осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов.

Цены на обучение профессиональных медиаторов сегодня в России колеблются в среднем от 30 до 150 тысяч рублей. И хорошо еще, если будущий медиатор попадает на учебу в известный среди специалистов центр. В тот, который располагает штатом профессионально подготовленных преподавателей, владеющих современными методиками обучения и, что не менее важно, реальным опытом работы по специальности. Наиболее известные среди них - это центры, которые давно и успешно работают в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и Воронеже. Намного хуже, если диплом есть, а знания и элементарные профессиональные навыки приобрести не удалось.

А что делать тем, кто образование уже получил, а работы по специальности ";профессиональная медиация"; как не было, так и нет? Не лишним будет таким напомнить, что вопреки целому ряду конструктивных предложений, направленных на оптимизацию вышеупомянутого закона, парламент нашей страны остановил свой выбор на ";коммерческой"; модели медиации. Это модель добровольной и, как правило, платной медиации. Она рассчитана на страну с высокоразвитой и высокотехнологичной экономикой, которой соответствует определенный тип и уровень правосознания населения. Особенностью данного типа правосознания, как известно, является психологическая готовность к компромиссу при урегулировании конфликта.

Правосознание россиян иное. О готовности к компромиссу здесь можно пока только мечтать. Поэтому к услугам объединений российских медиаторов, уже созданных по западному образцу, обращаются немногие наши сограждане. И после принятия закона о медиации большинство из них для улаживания конфликта по-прежнему идут в суды, к знакомым из силовых структур или криминальных сообществ, а не к обученным по западным стандартам платным медиаторам. Да и зачем туда идти отечественному предпринимателю, если на поверку хорошо знакомое ему и, в общем-то, достаточно предсказуемое арбитражное правосудие оказывается еще и значительно дешевле.

Так, по расчетам, произведенным судьей Свердловского арбитражного суда С.В. Лазаревым, стоимость услуг сертифицированных российских медиаторов по коммерческому спору оказалась в полтора раза дороже, чем издержки в ходе судебной процедуры.

Чтобы не утратить полученные в ходе обучения знания, можно порекомендовать ";безработным медиаторам"; принять активное участие в реализации комплекса социальных программ. Сегодня, и это признак хорошего тона, целый ряд известных российских юристов уже включились в работу бесплатных правовых консультаций и юридических клиник.

Для обеспечения функционирования таких проектов нужно (и здесь опять трудно обойтись без помощи государства и местных органов власти) создать целую систему учебных центров по подготовке непрофессиональных и бесплатных примирителей для обслуживания школ, вузов, пенитенциарных учреждений, микрорайонов и.т.д. Только такой подход способен привести к изменению правосознания наших сограждан, к интеграции в общемировую культуру урегулирования возникающих конфликтов при помощи посредника.

Также необходимо как можно скорее развернуть массовое волонтерское движение по воспитанию и развитию культуры медиации у наших соотечественников. Напомним, что в США - стране, которую у нас называют ";первооткрывателем современной медиации";, медиация активно развивалась благодаря постоянной и абсолютно безвозмездной деятельности ряда волонтерских организаций.

Пока волонтерское движение медиаторов в нашей стране весьма немногочисленно. В Санкт-Петербурге существует общественная правозащитная организация ";Гражданский контроль";, которая в числе прочих проектов занимается организацией пилотной службы медиации в мировых судах Санкт-Петербурга. При Уральской государственной юридической академии создан Центр правовых технологий и примирительных процедур (медиации). Там безвозмездно помогают гражданам и предпринимателям миром урегулировать сложные правовые конфликты.

Главная задача сегодня - сделать все, чтобы изменить воспаленное конфликтами правосознание наших сограждан. Конечно, для этого потребуется серьезная помощь и заинтересованность государства.

Не менее важный вопрос: путем срочного изменения законодательства и внедрения на практике судебной модели медиации наглядно показать населению, что итоги судебно-правовой реформы могут быть успешными. Это позволит разгрузить судебную систему и уменьшить привлекательность европейского правосудия. Нужно всем доказать, что свои судебно-правовые проблемы мы можем решать эффективно и самостоятельно. Напомню, что законопроект, предполагающий инкорпорирование судебной медиации в арбитражный процесс, два года назад разработан Высшим арбитражным судом РФ. После публикации проект был подвергнут широкой общественной экспертизе, подтвердившей целесообразность его принятия. Он получил ряд положительных отзывов от ведущих специалистов в рассматриваемой области, однако по непонятным для юридической общественности причинам до сих пор не внесен в российский парламент.

Кроме того, нам следует отказаться от навязанной нам практики повсеместной ";коммерциализации"; медиации.

";Российская газета"; - Федеральный выпуск №5497 (121) от 07.06.2011г. Статья «Чиновников построят. По рейтингу. Минюст предлагает ввести надбавки госслужащим за выслугу лет »:

Минюст разработал масштабную программу, как сделать наших чиновников грамотней, честней и расторопней.

Авторы идеи предлагают подстегнуть чиновников с помощью ";рейтингов успешности";, конкурсов ";лучший специалист"; и даже программ индивидуального роста. Но путь к сердцу государственного человека легче найти, наверное, через надбавки за выслугу лет. Они тоже записаны в проектах.

Как стало известно ";РГ";, правоведы подготовили проект указа президента об эксперименте по стимулированию госслужащих к повышению качества государственных услуг. Эту научную работу заказывал минюст.

Свежесть идеи в том, что столоначальника попытаются в первую очередь заинтересовать службой, как бы неожиданно это ни звучало. Когда глаза горят, взятки к рукам почти не прилипают.

Список новаций широк: разработано несколько проектов в рамках общей программы повышения качества госслужбы. Но заинтересовать человека в работе, пожалуй, главное. Сегодня чиновнику скучно помогать простому человеку, отсюда многие беды.

Изменить ситуацию поможет эксперимент, предложенный минюстом. Планируется, он пройдет в этом году, а в 2012 году будут сформированы предложения по внедрению здоровых стимулов в жизнь. Кстати, некоторые инициативы уже проходят обкатку в службе судебных приставов, подведомственной минюсту.

Вероятно, скептикам задача может показаться безнадежной, учитывая запущенность проблемы. Однако ведомство подвело научную базу под старую истину: ";кадры решают все";. Еще в прошлом году был проведен конкурс на выполнение научно-исследовательских работ на эту тему. Было проведено 8 научно-исследовательских работ.

Отдельный и очень больной вопрос - коррупция. Предлагается ввести специализированные образовательные антикоррупционные программы для чиновников. За парты планируется посадить в первую очередь служащих, занимающихся профилактикой коррупции. В программе есть психологические тренинги, технологии формирования антикоррупционного поведения. Однако знания - еще не вся сила в борьбе с коррупцией. Учеными разработана программа введения антикоррупционных стандартов на государственной и муниципальной службе, включающая единую систему запретов, ограничений и обязанностей.

Среди идей - премировать чиновников за сообщения о подкупающих предложениях. Недавно вступил в силу закон о кратных штрафах за взятки, а почему бы не ввести и кратные премии? Отказался от тысячи, получи десять. Впрочем, такой расчет вряд ли покажется привлекательным минфину. Можно, конечно, подумать, чтобы формировать премиальный фонд антивзяточников из штрафных поступлений от осужденных мздоимцев. Но это пока теории, обсуждаемые правоведами в кулуарах.

На практике премия может быть равна взятке или чуть меньше. Как бы то ни было, программа проходила обкатку в службе судебных приставов и принесла хорошие результаты. Люди отказывались даже от крупных подношений - в несколько сотен тысяч. Зачем рисковать, когда за честность доплачивают? Ученые считают, что подобные подходы уместны в любом ведомстве.

Отзвуки других разработок уже появились в некоторых законопроектах. Например, недавно Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект, разрешающий, в частности, увольнять чиновника, который знал о коррупции и не доложил.

Во всех госструктурах должны появиться антикоррупционные службы при отделах кадров. Они станут в том числе проверять декларации, и смогут запрашивать информацию о банковских счетах чиновников, счетах их супругов и детей.

Одна из научных разработок предлагает меры, как привлечь на госслужбу молодых, современно мыслящих людей. Есть идея создавать, как сказано в программе, ";коллегиальные молодежные совещательные органы в федеральных органах исполнительной власти";. Проще говоря, молодежные советы. Молодой специалист должен чувствовать, что его голос что-нибудь да значит, это всегда приятно. Предусматривается формирование карьерной стратегии молодого специалиста. Человек, вступая на службу, будет видеть свои перспективы. 20 лет на скромной должности и маленькой зарплате - это не стратегия, а страшилка для амбициозного выпускника вуза. Поэтому ведомство, заинтересованное в человеке, предложит ему личную программу роста, чтобы он видел дальние горизонты.

Еще планируется законодательно закрепить наставничество, в этом году должен начаться эксперимент по организации наставничества в территориальных подразделениях минюста.

Некоторые рецензенты программы обратили внимание на тонкий нюанс: а как реализовать профессиональный рост тем специалистам, которые не хотят быть руководителями? Карьера у нас прочно ассоциируется с высокими постами. Стереотип жесток: не стал начальником, ты - неудачник. А если человек просто хочет заниматься интересным делом, ведь бывает же и такое?

Проблему, кстати, подметил еще Салтыков-Щедрин, написавший, что карьера чиновника заканчивается в тот момент, когда начальство начинает чувствовать его незаменимость. Огромная масса высоких профессионалов, бесценных специалистов умерла на непрестижных должностях. Поэтому профессионализм вреден, хорошая карьера, писал классик, требует известной легкости и поверхностности. Так было около полутора веков лет назад. Сегодня минюст, бесспорно, добивается другого эффекта. Интересно, что скажет по этому поводу наука?

- Справедливости ради надо отметить, что авторы исследования постарались раскрыть все возможные формы профессионального развития госслужащих, которые предусматривает законодательство, - написал один из научных рецензентов.

Заинтересовать человека долгой службой призваны и надбавки чиновникам за выслугу лет, которые предлагают ввести научные программы минюста. В теории, человек может оставаться на одном месте, а его зарплата все равно будет расти. Это хорошо, но, наверное, все же недостаточно, чтобы сделать привлекательным вечное бытие на маленьких постах. Нужно что-то еще.

Другая разработка предлагает механизмы стимулирования чиновников ";к повышению качества государственных услуг";. Ученые заметили, что в законе сегодня нет термина ";качество государственной услуги";, поэтому не ясно, что считать хорошей работой ведомства и его сотрудников, что плохой. Наука полагает, что приоритетным при оценке должно быть мнение граждан.

";РГ"; - Федеральный выпуск №5498 от 8 июня 2011 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г N 225-ФЗ " О соглашениях о разделе продукции" Глава I Общие положения

    Закон
    ... , организуют выпуск рекламных изданий ... с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ ... газете", "Российскойгазете" или "Собрании законодательства Российской Федерации" (п. 1 ст. 4). Первоначальный текст Федерального ... . N 48. Ст. 5493. *(106) СЗ РФ. ...
  2. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т эмитента эмиссионных ценных бумаг за i квартал 2003 г открытое акционерное общество " сибирьтелеком"

    Документ
    ... Наименование: Российская Федерация в лице Российского Фонда Федерального имущества Место ... % ПРОТИВ 6 117 259 635 61 ... Х Х Прочие 5493 151353 Итого дебиторская ... газетах “Ведомости” и/или “Известия” и/или “Коммерсант” о государственной регистрации выпуска ...
  3. К 1945 г - времени прекращения серийного производства - было построено 6784 ДБ-3/Ил-4

    Документ
    ... “Грейф” и газеты “Кенигсбергише Альгемайне Цайтунг ... 3766 5493 4347 ... to quit and try ... 117. Для сопровождения серийного выпуска двигателей ... . Директор по международным и российским связям (2002 г.)- В.Н. ... району (г. Росток), федеральной земле Саксонии, ...
  4. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния р 03112194-0376-98 1 общие положения

    Документ
    ... Федеральный закон Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской ... 5493,0 6.7 июль 13341,0 18220,0 - 11145,0 5493,0 ... 117 ... V6 Quad.Oro 1987 ... Дата выпуска _____________________________________ Пробег ... данным газет, журналов ...

Другие похожие документы..