Главная > Основная образовательная программа


Основная образовательная программа начального общего образования

Муниципального общеобразовательного

Учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа №9»

2011-2015 год

Оглавление

Раздел

Стр.

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования

_________

3. Базисный учебный план начального общего образования

4. Программа формирования универсальных учебных действий у

обучающихся на ступени начального общего образования

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа

Жизни

8. Программа коррекционной работы

9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования

Используемые понятия, обозначения и сокращения

Приложениеразделу №

Примерная форма договора о предоставлении

общего образования муниципальными и

государственными общеобразовательными учреждениями

Приложение к разделу №

Тематическое планирование

Приложение к разделу №

Программа внеурочной деятельности

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения»1 и с учётом образовательной системы «Школа 2100»2.

Программа разработана членами Совета и членами рабочей группы по введению ФГОС НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»:

  • Пояснительная записка – Афанасьева М.А;

  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования - Кулешова И.А.;

  • Учебный план начального общего образования – Кулешова И.А.;

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – Пригоровская Ю.В.;

  • Программы отдельных учебных предметов, курсов – Пригоровская Ю.В.;

  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования – Гурьякова О.А.;

  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни- Гурьякова О.А.;.

  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования -

Афанасьева М.А;

  • Программы коррекционной работы- Барвинко И.Н.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

С 2006 года обучение в начальных классах ведётся образовательным программам: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI век» С 2011 года планируется постепенный переход всех начальных классов на программу «Школа 2100»:

УМК образовательной системы «Школа 2100» реализует непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения, включает набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.

При разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главнойцельюОбразовательнойсистемы «Школа 2100»: создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

Программа опираетсяна развивающую парадигму:

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования— развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» (лицензия № 65908, выданная Департаментом образования Московской области на срок с «06» декабря 2010 г. до «06» декабря 2015г., свидетельство о государственной аккредитации №0512, выданное Департаментом образования Московской области на срок с «05» мая 2010г. до «05» мая 2015 г.) – многопрофильное ОУ.

Всего в 2011-2012 гг. обучается 443 человека, из них 193 обучающиеся начальной школы. Общее количество классов –19, из них 8 – начальные. По наполняемости классы соответствуют требованиям. СанПин 2.4.2.2.2821-10";Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";(зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г) и Типового положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ). В ОУ работают 2 группы продлённого дня для обучающихся 1-4 классов.

Обучение в ОУ организовано в одну смену (начало первого урока в 8:30 часов.). Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели.

Продолжительность урока:

  • в 1 классе — 35 минут;

  • во 2–4 классах — 45 минут.

Продолжительность учебного года:

  • в 1 классе — 33 учебные недели; дополнительные каникулы для 1 -х классов в середине 3 четверти.

  • во 2–4 классах — 34 учебные недели.

Во второй половине дня начинает работу блок дополнительного образования, а так же проведение мероприятий развивающе-воспитательного цикла. Организовано двухразовое питание, питание осуществляется за счет средств муниципального бюджета и родителей в школьной столовой.

Учебно-воспитательный процесс строится в основном на традиционной классно-урочной системе.

Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам четвертей по пятибалльной системе оценок.

Кадровый состав:

  • количество:

учителя начальных классов – 8 ч.,

воспитатели ГПД – 2 ч.;

  • образование:

высшее – 4 ч.,

среднеспециальное – 5ч.;

  • квалификационная категория:

высшая категория – 3 ч.,

первая категория – 3 ч.,

вторая категория – 3 ч.,

  • стаж педагогической работы:

5-10 лет – 2 ч.,

10 -20 лет -4 ч.,

более 20 лет 3 ч.

Традиции ОУ: день знаний, день здоровья, праздник осени, день учителя, посвящение в первоклассники, день матери, день открытых дверей, новый год, предметные недели, спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья», день Победы, прощание с начальной школой, торжественное собрание–концерт, походы, экскурсии и поездки, летний оздоровительный лагерь.

Таким образом, в школе созданы условия для достижения обучающимися как базового образования, так и возможность развиваться в соответствии с наклонностями и способностями, работать над совершенствованием здоровья, над адаптацией их к социально-экономическим условиям.

В соответствии с требованиями ФГОС-2 с 2011-2012 учебного года и далее в объёме 10 часов в неделю организуется внеурочная деятельностьпо разным направлениям развития личности.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное.

  2. Научно – познавательное.

  3. Художественно – эстетическое.

  4. Духовно- нравственное

  5. Общественно-полезная деятельность

  6. Проектная деятельность

  7. Гражданско- патриотическое

Воспитательная система школы – это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей и где в конкретных социальных условиях обеспечивается реализация задач воспитания.

Целевой установкой воспитательной работы школы является создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития учащихся на основе общечеловеческих нравственных ценностей. В соответствии с целью была разработана программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  • программы коррекционной работы

Разработанная основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в учреждении;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре3, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

Планируемые результаты

·обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов

освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфик и обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

·являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

·определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

·определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

·выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих

предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационно-аналитическая карта (паспорт) раздел i 1 общие сведения об общеобразовательном учреждении (3)

    Документ
    ... основнойобщеобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Количество выпускников, успеваемость, качество знаний по реализуемой образовательнойпрограмме 2008/2009 учебный год ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования маоу «сош № 2» мо «лмр» рт лениногорск 2011 год

    Основная образовательная программа
    ... учреждение «Средняяобщеобразовательнаяшкола №2» муниципальногообразования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования МАОУ «СОШ № 2» МО «ЛМР» РТ Лениногорск 2011год ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (10)

    Основная образовательная программа
    Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение «Идрицкая средняяобщеобразовательнаяшкола»Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования на 2010 – 2014 годы. п.Идрица 2010 год Раздел 1. Пояснительная записка Образовательная ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (110)

    Основная образовательная программа
    Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение «Идрицкая средняяобщеобразовательнаяшкола»Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования на 2010 – 2014 годы. п.Идрица 2010 год Раздел 1. Пояснительная записка Образовательная ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (2)

    Пояснительная записка
    Муниципальноеобщеобразовательноеучреждение «Средняяобщеобразовательнаяшкола №70 ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Введение Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщего ...

Другие похожие документы..