Главная > Календарно-тематическое планирование


Календарно-тематическое планирование

уроков по окружающему миру

1 класс

Образовательная программа - Школа России (под редакцией Плешакова),

«Окружающий мир» Автор А.А.Плешаков

«Мир вокруг нас» учебник Плешаков А. А., М. Просвещение, 2007

«Мир вокруг нас» рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса Плешаков А.А., М.,Просвещение,2009

Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано»

«Мир вокруг нас» поурочные разработки 1 кл., Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина, М.Просвещение,2006

Пояснительная записка

«Окружающий мир» Плешаков. Государственная учебная программа базового уровня, утверждённая Министерством образования РФ.

Рабочая программа по Окружающему миру в 1 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № «6»октября 2009 г. № 373.

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год.

  4. Областной базисный учебный план Челябинской области: Приказ /МО ИН Челябинской области №

  5. Образовательная программа образовательного учреждения.

  6. Учебный план образовательного учреждения на 2011 – 2012 учебный год.

  7. Программа «Окружающий мир» Плешаков А. А.

  8. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» Пособие для учителя А. Г. Асмолов и др.; под редакцией А. Г. Асмолова.

  9. Планируемые результаты начального общего образования Л. Л. Алексеева и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой – М.

  10. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2009

  11. Школа России: Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2005.

  12. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа». В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010

  13. Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  14. Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  15. Письмо министерства образования РФ от 20.02.2004г.№ 0351101403 «О ведении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  16. Приказ министерства образования РФ от 09.08.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программ общего образования»

Основные цели и задачи предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даѐт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;

—духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Используя для осмысления личного опыта ребѐнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своѐ место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нѐм заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даѐт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своѐ место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своѐ личное, так и социальное благополучие.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества, как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаѐт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Окружающий мир» в первом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66часов (33 учебные недели). Расхождений между учебным планом и программой нет.

Раздел

Количество часов

1

Введение

3

2

Кто и что

22

3

Как, откуда и куда

13

4

Где и когда

9

5

Почему и зачем

19

Итого

66

Обоснование тематики содержания национально-регионального компонента

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 03 августа 2009 года № 103\3431 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011 – 2012 учебном году», национально-региональный компонент реализуется в соответствии с ОБУП и составляет 6 часов. Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариативной частью ОБУП. Содержание НРК, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны. Тема НРК (РК) в классном журнале не фиксируется, остаются только пометки НРК (РК), а содержание работы включается учителем в тематическое планирование.

Основными целями внедрения национально-регионального компонента

в учебный процесс являются:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;

  • обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;

  • развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;

  • применение знаний, умений в повседневной жизни;

Национальный региональный компонент на уроках

«Окружающий мир» 1 класс

урока по теме

Тема урока

Дата

Региональный компонент

10

Что это за листья?

Лиственные деревья Челябинской области

13

Кто такие насекомые?

Насекомые Челябинской области

14

Кто такие рыбы?

Рыбы водоёмов Озёрска

15

Кто такие птицы?

Птицы Челябинской области

16

Кто такие звери?

Животные Челябинской области

22

Что мы знаем о нашей стране

и о своём городе?

Наш любимый город

26

Куда текут реки?

Реки нашей местности

33

Как зимой помочь птицам?

Зимующие птицы Челябинской области

54

Почему не нужно ловить бабочек и рвать цветы?

«Красная книга» Челябинской области

Методическое и дидактическое обеспечение

содержания национально-регионального компонента

  • Литовская М. А. Созина Е. К. Хрестоматия по литературе Урала для начальной школы

  • Горская А. Б. , Капитонова Н. А. Хрестоматия по литературе родного края Челябинск изд. Центр «Взгляд», 2007

  • Шувалов Н. И. «От Берлина до Парижа по карте Челябинской области», Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1998 г.

  • Верзаков Н. В., Черноземцев В. А. «У Таганай горы: история в историях и картинках», Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1990 г.

  • Тюмасева А. Ю. «Мир вокруг в красках», Челябинск, ЮУКИ, 2—3 г.

  • «Земля Уральская» энциклопедия для детей, ЮУКИ, 2004 г.

  • Кириллова И. А. «Легенды Южного Урала», Челябинск: Аркаим, 2009

  • Евстафьева Н. А. «Наши зимующие птицы» информационное пособие для учителей начальной школы, Челябинск, изд. Центр «Взгляд», 2005 г.

  • Виноградов Н. Б. «Страницы древней истории Южного Урала», Челябинск, ЮУКИ, 1997

  • Кузнецова Я. А. «Край мой родной Южный Урал» сборник учебных заданий по школьному краеведению, Челябинск: лаборатория начального образования ИДПОПР, 2002

  • Большаков В. Н., Богданов В. Д., Госькова О. А. «Рыбы Южного Урала» справочник – определитель, Челябинск, ЮУКИ,2009

  • Беркутенко А. Н., Семенин А. Ф. «Травянистые дикорастущие растения Южного Урала» справочник – определитель, Челябинск, ЮУКИ, 2009

  • Большаков В. Н., Бердюгина К. Н. «Млекопитающие Южного Урала» справочник – определитель, Челябинск, ЮУКИ, 2009

  • «Тайны Сороковки»

  • Кузнецова М. А. «Сказания о лекарственных растениях», М.: Высшая школа, 1992 г.

  • Буторина Л. А. «Ильменский заповедник», ЮУКИ, 1991 г.

  • Евстафиеева Н. А. «Кое – что о птицах Южного Урала», Издательство «Взгляд», 2002 г.

  • Заславский Ю. Б. «История края, в котором живём», 1987 г.

  • Кнушевицкая Н. А. «Стихи и речевые упражнения по теме «Птицы», М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007

  • Рожнова П. К. «Русский народный календарь», М. : Дружба народов, 1992

  • Рощин А. Н. «Сам себе синоптик», Киев, 1990

  • Кругляшова В. П. «Предания и легенды Урала», Свердловск, 1991

Дополнительная литература

1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

5. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

6. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Литература для подготовки к урокам:

1. Барков А. Голоса весеннего леса. М., Малыш, 1969г.

2. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. М., Просвещение, 1985г

4. Горощенко В.П. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. 1971г.

5. Гусев В.Г. Наши питомцы: Альбом. М., Лесная промышленность, 1986г

6. Дацкевич В. Цветные плавнички. М., Детская литература, 1972г

8. Дорохов А. Про тебя самого. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1980г.

9. Зотов В.В. Лесная мозаика. М., Просвещение, 1993г.

11. Муковникова О. Г. Природоведение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004

15. Плешаков А. 100 и еще14 заданий по природоведению. Тетрадь для учащихся. – М.: « Вита Пресс», 1996

16. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей начальных классов. М., Просвещение, 1981г.

17. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья: Альбом. М., Лесная промышленность, 1990г.

18. Фефилова Е. П. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО

19. Флинт В. Птицы в нашем лесу. М., Детская литература, 1976г.

21. Юдин Г. Главное чудо света. М., Педагогика – Пресс, 1992г.

22. Географический атлас. Мир и человек. М., 1988г.

23. Наш край родной. Книга для чтения по природе и истории родного края. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1988г.

24. Справочное пособие. Полный школьный курс. СПб, 2002.

25. Николаенкова Е. И. «Я иду на урок в начальную школу»: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

26. Мошнина Р. Ш. «Материалы для проведения контрольных и проверочных работ по «окружающему миру», изд. АСТ – апрель Москва 2001 г.

27. Кузнецова Я. А. «Край мой родной Южный Урал» (школьное краеведение), Челябинск, 2002 г.

28. «Познай свой край» (Челябинская область), изд. АБРИС, Челябинск 2001 г.

29. Вестник Челябинского общества краеведов, изд. ЧГПУ, Челябинск, 2001 г.

30. Дементьев А. И. «Зелёный шум» Рассказы о природе.

31. Андреева М. А. ,Маркова А. С. «География Челябинской области»

ЦОР, ресурсы Интернета

  1. School.edu.ru. Фотоматериалы для использования на уроках «Окружающего мира» на темы – природа, город, натюрморт.

  2. http://www.deti.religiousbook.org.ua/ Удивительное путешествие по живой земеле: детская страничка. Коллекция познавательных материалов для детей по темам – Вселенная, планета Земля, растения и животные (статьи, фотографии живой природы, голоса птиц и т.д.)

  3. http://www.sakhaohota.ru/ohotnichii.jivotnje/1page-ohot_zhivot/htmЖивотные Севера. Информация о видах животных Севера – фильмы, тексты и т.д.

  4. http:www.solneet.eeДетский портал «Солнышко»

  5. http:www.president-school.ruПрезидентская школа

  6. http://www. School-collechion.edu.ruЕдиная коллекция образовательных ресурсов проектов «ИСО»

  7. http://www.edu.ru/Список ресурсов по природоведению

  8. http://max-foto.info/Подборки фотографий, растений, птиц и животных

  9. www.gnpbu/RuЭлектронные библиотеки

  10. uchitel.3dn/ruМатериалы для уроков, тесты, презентации, тематические ссылки по школьным предметам.

  11. viki.rdf.ruДетские презентации. Темы детских презентаций. Окружающий мир.

  12. www.rusedu.ruАрхив учебных программ и презентаций

  13. http://catalog.iot.ruБолее 650 Интернет-ресурсов по образованию

  14. : Географическая энциклопедия

  15. - Народы мира

  16. - Животные

  17. - Птицы

  18. invertebrates. - Насекомые

  19. plant. - Растения

  20. forestru.geoman.ru - Лесная энциклопедия

  21. Historic.Ru:Всемирная история

  22. uchitel.3dn.ruМатериалы для уроков, тесты, презентации, тематические ссылки по школьным предметам.

Учебно-методическое обеспечение по предмету «Окружающий мир» в 1 классе

Учебно-дидактический и методический комплекс, рекомендованный для применения при обучении учащихся по данной программе. Используется в полном объёме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала. Сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» учебник для 1 класса начальной школы

Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 1- 4 кл. программа и тематическое планирование для начальной школы.

Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 - 4 класса «Мир вокруг нас»

Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас.1класс». - М.:Просвещение,2009г 13.

Плешаков А. А. «От земли до неба» Атлас – определитель для учащихся начальной школы

Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1,2,3,4 кл.

Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3,4 классы;

Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006.

Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004

Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005

Левитан Е.П. Путешествие по Вселенной. Книга для чтения.

Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1,2,3,4 класса. – М.: Вита-Пресс, 2010

Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 1-4 класса.- М.Вита- Пресс 2007.

Планируемые результаты

«Человек и природа

Выпускник научится:

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать различные чтения (поисковое, изучающее)м естественнонаучных текстов с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации;

  • использовать для поиска необходимой информации различные справочные издания 9словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) и популярную литературу о природе для младшего школьного возратста;

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать (характеризовать) на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать и проводить простейшую классификацию объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

«Человек и общество»

Выпускник научится:

различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить дополнительную информацию о России, странах и народах мира в справочных изданиях и научно-популярной литературе;

осознавать и оценивать характер, особенности и правила взаимоотношений человека с многочисленными социальными группами и сообществами (семья, школа, земляки, сограждане, народы России и мира, люди разных профессий и т.д.)

 соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих; понимать необходимость здорового образа жизни в трёх его компонентах (здоровье физическое; здоровье психическое; здоровье социально-нравственное);

 осознанно различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, определять продолжительность исторических отрезков: век, тысячелетие, соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком или тысячелетием;

 находить доступные дополнительные источники информации; понимать необходимость здорового образа жизни в трёх его компонентах(на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов и слухов.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать себя как существо социальное, осмысливать свою неразрывную связь с многочисленными окружающими его социальными группами; устанавливать некоторые особенности социальных взаимоотношений внутри отдельных сообществ;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторического пространства и времени;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны, народов России и мира;

демонстрировать уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила, в том числе и правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Основные требования к уровню подготовки по окружающему миру, оканчивающих 1 класс

раздела

Тема

(содержание)

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Введение

Знакомство с одноклассниками, школой. Правилами поведения.

3 ч

Познакомиться с одноклассниками и учителем, познакомиться с правилами поведения в школе и обсудить их. моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах. Различать допустимые и недопустимые формы поведения. Выбирать оптимальные формы поведения и взаимоотношения с одноклассниками и взрослыми.

Личностные УУД:

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

-действие смыслообразования;

-нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли;

-разрешение конфликтов, постановка вопросов;

-управление поведением партнёра: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

-целеполагание;

-волевая саморегуляция;

-коррекция;

-оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

-общеучебные;

-умение структурировать знания;

-смысловое чтение;

-знаково-символическое моделирование;

-выделение и формулирование учебной цели.

Логические УУД:

-анализ объектов;

-синтез, как составление целого из частей;

-классификация объектов;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-построение логической цепи рассуждения.

2

Что и кто

Небесные тела, природные объекты, разнообразие растительного и животного мира.

22 ч

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных. Группировать объекты природы по признакам. Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Различать лиственные и хвойные растения.

3

Как откуда и куда

Движение воды, охрана водоёмов, свойства воды, электричество, уход за растениями и животными, охрана природы.

13 ч

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, движение воды. анализировать влияние человека на природу. моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Применять простейшие навыки ухода за комнатными растениями. Анализировать ситуации об оказании помощи окружающим.

4

Где и когда

Смена времён года, разнообразие природы Земли, прошлые времена.

9 ч

Пересказывать и понимать тектсы о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать на основе наблюдений связь жизнедеятельности растений, животных и времени года.

5

Почему и зачем

Свойства и разнообразие звёзд, явления природы, гигиена,

транспорт, экология

19 ч

Применять правила личной гигиены. Описывать на основе наблюдений различные явления природы. Применять правила поведения в транспорте. классифицировать транспорт по назначению. Понимать значение слова «экология». Анализировать ситуации с точки зрения экологии.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Специфика содержания предметов, составляющих образовательную область ";Окружающий мир";, влияет на содержание и форму контроля. Основная цель контроля - проверка знания фак­тов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные су­ждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области исполь­зуются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, кото­рые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опроспроводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - про­верка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора та­ких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т. п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т. п.

Индивидуальный устный опростакже имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуаль­ного опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание.Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных при­знаков объекта, логичность изложения, передача собственного отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести примеры из своего жиз­ненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстриро­ванного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение.Проверяется умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем; таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформи­рованности логического мышления, воображения, связанной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческо­го направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоя­тельного ответа в связи с недостаточными возможностями письменной речи младших школьни­ков. Поэтому целесообразны тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Большое значение имеют работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Такие зада­ния целесообразно дифференцировать, это позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересна письменная форма контроля сформированности представлений об окружающем мире - графические работы. Учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменно­го) опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представле­ния детей. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятель­но практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

• неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несу­щественной;

• нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она явля­ется существенной,

• неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

• ошибочное сравнение объектов, неверная классификация по группам на основании сущест­венных признаков;

• незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтвер­ждающие высказанное суждение;

• неумение выполнить рисунок, схему, правильно заполнить таблицу, подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

• ошибочная постановка опыта, приводящая к неправильному результату;

• неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение при показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

• преобладание при описании объекта его несущественных признаков;

• неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на резуль­тат работы; отсутствие обозначений и подписей;

• отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не влекущие неправильного результата;

• неточности в определении назначения прибора, способность применить его только после наводящих вопросов;

• неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

";5"; (";отлично";) - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения материла.

";4"; (";хорошо";) - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение собственного отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использова­ние нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении ма­териала.

";3"; (";удовлетворительно";) - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учеб­ному материалу; не более 3-5 ошибок или 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

";2"; (";плохо";) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному ма­териалу; нарушение логики изложения материала; неполнота, нераскрытость обсуждаемого во­проса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка - краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Такая форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью сло­весной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация ус­пешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться лич­ностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу рабо­ты, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устране­ния недочетов и ошибок.

15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа мкоу «желанновская сош» начальная школа

    Основная образовательная программа
    ... программапоокружающемумиру разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного ... М.: Первое сентября, 2004 Календарно-тематическоепланированиеуроков «Окружающиймир» в 1 классе в УМК «ШколаРоссии» № Тема Подготовительный период ...
  2. Образовательная программа начального общего

    Основная образовательная программа
    ... . 4 класс: Хр./ Подредакцией Чураковой Н.А. ... России в мировой истории и культуры. Рабочая программапоОкружающемумиру 1 класс УМК "Перспективная начальная школа" Общая характеристика В 1-м классе ... Календарно-тематическоепланирование № Тема урока ...
  3. Маоу «гимназия № 10» образовательная программа начального общего образования в контексте фгос ноо для 1 классов на 2011 – 2012 учебный год (по умс «перспектива»)

    Основная образовательная программа
    ... год Предмет: окружающиймир. 1 класс. Учитель: Русинова И.А. Программа: Перспектива. Окружающиймир. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Примерные программыпо начальной школе. М.: «Просвещение» ...
  4. Образовательная программа начального общего образования (13)

    Программа
    ... разработки поокружающемумиру: 1 класс. – М.: ВАКО Целоусова Т. Ю. и др. Поурочные разработки поокружающемумиру: 4 класс. – М.: ВАКО Я иду на урок в начальную школу ...
  5. Образовательная программа «малоимышская средняя

    Основная образовательная программа
    ... 3 Окружающиймир . Булгакова Л.В., учитель начальных классов. Рабочая программапоокружающемумиру. 3 класс /Сост. на основе программы А.А.Плешакова. ПрограммаОкружающиймирМир вокруг нас»). 3 класс». (ШколаРоссии. Концепция и программы ...

Другие похожие документы..