Главная > Программа


ПРОГРАММА

воспитания школьников

муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 3 г. Маркса Саратовской области на 2008-2011 гг.

Структура программы

I Анализ работы МОУ СОШ № 3 г. Маркса Саратовской области и приоритеты воспитания на предстоящий период

II Концепция воспитательной деятельности МОУ СОШ № 3 г. Маркса Саратовской области

III Принципы воспитательного взаимодействия участников педагогического процесса.

IV Проектирование желаемого результата.

V Этапы реализации программы воспитания.

VI Основные направления воспитательной деятельности

VII.Содержание и формы воспитательной деятельности по реализации целевых программ:

  • Программа № 1 «Я и Мир знаний»

  • Программа №2 «Я - Гражданин»

  • Программа №3 «Я - Человек»

  • Программа №4 «Земля - наш общий дом»

  • Программа №5 «Родительский дом - начало начал»

  • Программа №6 «Мир моих прав»

  • Программа №7 «Мы выбираем жизнь!»

  • Программа №8 «Путь к успеху»

  1. Профилактическая работа с детьми группы риска и организация работы по месту жительства.

  2. Деятельность классных руководителей.

  3. Развитие ученического самоуправления в детской общевенной организациии МОУ СОШ № 3 г. Маркса «Большая перемена»

  4. Организационное, информационное и методическое сопровождение

воспитательной деятельности.

Приложение 1

Раздел I

Анализ работы МОУ СОШ № 3 г. Маркса Саратовской области и приоритеты воспитания на предстоящий период

Характеристика воспитательного потенциала социального окружения

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Маркса, расположена в спальном микрорайоне. Нa территории района имеется конноспортивная школа, детская поликлиника. Замкнутость социального пространства, удаленность от культурных центров города, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации воспитательной работы в школе.

При формировании воспитательной системы школа сотрудничает и взаимодействует с рядом предприятий и организаций:

• управление образования Марксовского муниципального образования – оказание методической помощи школе, проведение совместных мероприятий;

• районный отдел по делам молодежи – организация и проведение совместных мероприятий;

• Центр внешкольной работы – организация дополнительного образования детей (кружки), совместные мероприятия;

• Детская юношеская спортивная школа – организация дополнительного образования детей (секции), совместные мероприятия;

• Детская школа искусств №1,2 – организация дополнительного образования детей, совместные мероприятия;

• Конноспортивная школа – организация дополнительного образования детей;

• КЗК «Кристалл», ЦДК – организация дополнительного образования детей (кружки), проведение совместных мероприятий;

• Центр детского творчества «Радуга» – организация дополнительного образования детей (кружки), проведение совместных мероприятий;

• Центральная, городская, детская библиотеки – совместные мероприятия;

• Городской краеведческий музей – совместные мероприятия;

• Центры по работе с молодой семьей и планирования семьи – совместные мероприятия;

• Детская поликлиника – проведение совместных мероприятий по здоровому образу жизни учащихся (беседы, классные часы), беседы с медработниками о состоянии здоровья детей, лекторий для родителей;

• Комиссия по делам несовершеннолетних – наблюдение и контроль учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН.

Со всеми вышеперечисленными учреждениями и организациями установлена прочная связь, ведется регулярная работа.

Взаимодействие является эффективным, результатом чего служат показатели: учащиеся школы регулярно участвуют в районных соревнованиях, конкурсах и мероприятиях, становятся победителями. Наблюдается снижение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете; состояние здоровья учащихся носит положительную динамику; родители учащихся активно помогают в делах школы.

Сотворчество детей, родителей, учителей, вышеперечисленных учреждений – благодатная почва для развития личности ребенка, всех его гуманных, интеллектуальных и нравственных качеств. Только в совместной деятельности ребенок раскрывает себя, проявляет свои личностные качества, инициативу, ответственность,трудолюбие, смекалку, выдержку, волю. В такой деятельности зарождаются и проявляются организаторские способности детей.

Состав образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу № 3 г. Маркса посещают 646 учащихся:

1-4 классы – начальная школа;

5-8 классы – средняя школа;

9-11 классы – старшая школа.

В нашей школе самый большой (по сравнению с городом) коллектив учащихся, в состав которого входят дети, находящиеся во временном пребывании в социальном приюте “Вера”. Для учащихся созданы благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. В таком коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей.. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками.

Среди учащихся школы выделяются стабильные группы по интересам. Так, учащиеся посещают кружки и секции по следующим направлениям: физкультурно-спортивное (97 человек), художественно-эстетическое (68 человек), художественно-прикладное (56 человек), познавательное (96 человек), военно-патриотическое (40 человек).

В микрорайоне проживают семьи с разным социальным положением и достатком. Основная масса обучающихся из благополучных семей. На внутришкольном учете состоят всего 6 неблагополучных семей. Педагогически запущенных детей 10, из них на внутришкольном учете состоят 3. Всего на внутришкольном учете состоят 8 учащихся с девиантным поведением. На учете в ПДН состоят 10 человек, преобладающий характер их правонарушений-распитие спиртных напитков (пива) в общественных местах.

Самоуправление в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Маркса – это город «Содружество», в котором живут учащиеся, их родители, учителя и техперсонал. Координирует и направляет работу коллектива Управляющий совет школы, в который входят старшеклассники (2 человека), родители (6 человек) и учителя (3 человека), представитель учредителя и работник школы. Ребята принимают активное участие в обсуждении и принятии решений по вопросам работы школы.

Создана и функционирует детская общественная организация «Большая перемена», объединяющая идея которой - “Люби свою школу, преумножай ее славу, береги школьные традиции”. Управляющим органом этой организации являются президент и совет министров. Члены организации чтят свои права, обязанности и законы.

Педагогическая характеристика воспитанников

Ведущие потребности и интересы детей, посещающих школу, - получить знания и с пользой провести внеурочное время. В школе организовано много факультативов, элективных курсов, кружков и секций, которые учащиеся с удовольствием посещают. После занятий проводятся досуговые мероприятия.

Дети всегда переживают неудачи своего коллектива и стараются исправить положение, помогая друг другу. К дезорганизаторам дети относятся отрицательно, осуждают таких детей, не хотят принимать в коллектив. Общественное мнение педагога является действенным, дети стараются следовать их мнениям.

Культурно-образовательные запросы учащихся:

  • обеспеить духовно-нравственное становление каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению;

  • формировапние у детей гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

  • формирование представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщения к системе культурных ценностей;

  • воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии;

  • формирование экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

  • формирование умения выражать себя в различных, доступных для ребенка, видах творческой деятельности;

  • формирование активной зизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков;

  • воспитание физической культуры и навыков здорового образа жизни.

Характеристика воспитательного потенциала образовательного учреждения.

Направления воспитательной работы и основные традиционные мероприятия:

Направления

Основные традиционные мероприятия

Воспитание патриотизма и гражданственности

Урок мужества

Вахта памяти

Встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн

Мероприятия к Дню защитника Отечества

Смотр строя и песни

Восптание человыка высокой эстетической культуры

Спектакли школьной студии «Шанс»

«Осенний бал»

Выставка поделок из природного материала

«Новогодний маскарад»

Литературная гостиная

Воспитание здорового образа жизни

День здоровья

Веселые старты

Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»

Декада «Зеленая волна»

Воспитание личности, способной к саморазвитию и самоопределению

День самоуправления

Предметные недели

Школьная научно-практическая конференция «Мои первые открытия»

Воспитание экологической культуры

Экологические десанты

Выставка поделок «Вторая жизнь ненужных вещей»

День птиц

Экологическая акция «Один день без мусора»

Развитие коллектива через участие в КТД класса и школы

Дедь рождения класса

День именинника

«Осенний бал»

«Новогодний маскарад»

День знаний

Вечер встречи с выпускниками

День детства

Последний звонок

Выпускной вечер

Профилактика преступлений и правонарушений

Месячник правовых знаний

Родительский всеобуч

В работ е используются следующие воспитательный технологии:

  • технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П.Иванова;

  • технология личностно-ориентированного КТД С.Д.Полякова;

  • технология педагогической поддержки О.Г.Гаумана;

  • групповые технологии;

  • ролевая игра;

  • тренинг общения;

  • создание ситуации успеха.

В школе работает 31 классный руководитель, большая часть которых имеет высше образование, 1 и высшую квалификационную категорию.

Материально-техническая база для воспитательной работы

  • Актовый зал

  • 2 спортивных зала, стадион, спортивная площадка

  • Компьютерный класс, локальная сеть, интернет

  • Аудио, видео аппаратура

  • Наличие необходимой методической литературы

Источники финансирования

Бюджетные средства и спонсорская помощь.

Перпективы воспитательной деятельности образователного учреждения.

Но наряду с положительным в школе существуют недостатки. Так, перед школой стоит проблема совершенствования воспитательного процесса и применяемых педагогических технологий, т.к. воспитательные проблемы, которыми занималась школа, ушли в прошлое. Но появились новые. Не в полной мере сформирована открытая воспитательная система. Существует проблема материально-финансового обеспечения воспитательного процесса. Требует улучшения система идейно-нравственного, гражданского воспитания. Часто наблюдается недифференцированный подход к учащимся, предъявление одинаковых требований, независимо от особенностей их индивидуального развития. У учащихся недостаточно сформирована доминанта саморазвития и самосовершенствования личности. Эти проблемы проявляются у учащихся в следующих ситуациях: дети не всегда самостоятельны, и не всегда наблюдается желание саморазвиваться, самосовершенствоваться, не всегда умеют решать жизненные проблемы.

Инновационные изменения в сложившейся воспитательной работе необходимы, их диктует само время, само общество.

Раздел II

Концепция воспитательной деятельности.

«Создание воспитательной системы школы - это «клич», который может помочь педагогическому коллективу школы и родителям в решении основной воспитательной цели образовательного учреждения – максимальное развитие личности в разумно организованной обществе» (С. Френе), под которым понимается школьное общество как сотрудничество детей и взрослых, связанных едиными задачами деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями.

В настоящее время воспитание может и должно быть понято как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, что требует обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам. Это поиск личностью (самостоятельно и с помощью взрослого наставника) способов построния нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной oснове, что сопряжено с ответами на вопросы: Кто Я? Как Я живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться? Цель воспитания в таком случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественнополитической жизни, коммуникации, не потерять при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. При этом важным становится:

• ощущение времени;

• взаимодействие;

• связь с прошлым;

• наличие культурной, исторической, национальной памяти;

• устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества;

• полноценная жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям в ограниченных для себя, индивидуальных формах.

Таким образом, в воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоорганизации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.. Отсюда вытекает проблема, над которой работает педагогический коллектив.

Развитие у учащихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.

Цель воспитания: Развитие гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Задачи воспитательного процесса:

• Создание условий для роста инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через развитие системы ученического самоуправления

• Воспитание творческой, образованной личности с максимально развитыми способностями к учению.

• Воспитание семьянина, человека, осваивающего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к роли семьянина.

• Воспитание человека, владеющего культурой общения, бесконфликтными формами поведения, обладающего организаторскими навыками.

• Воспитание человека, способного к освоению городского пространства, патриота своего Отечества.

• Воспитание россиянина, человека, способного к использованию гражданских прав и добросовестному выполнению гражданских обязанностей.

Представляется, что наш воспитанник, живущий в современном мире, и готовый к самореализации в социальной сфере, это:

• семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

• член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, построенных на раритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения;

• ученик, воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, со спецификой ее образовательной системы, развивающий ее традиции, активно участвующий в определении перспектив ее развития, владеющий культурой умственного труда;

• человек, с любовью относящийся к городу, в котором он живет, знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции, прилагающий силы к его развитию и процветанию;

• россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества;

• человек, ощущающий себя гражданином мира, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в 21 веке, носитель глобального мышления.

Будучи потенциальным носителем перечисленных социальных ролей, он является неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности, имеющим равное с другими право эффективно выступать в каждой из социальных сфер.

Направления развития воспитания

Первое. Целостный учебно-воспитательный процесс в школе. Воспитание и обучение - две неразрывных составляющих этого процесса. Повышение воспитывающей характера обучения и обучающего эффекта воспитания.

Второе. Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, что означает включение в традиционные предметы человековедческого материала, который помогает детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения с окружающими, проектировать свою жизнь; изменение форм и методов учебной работы для преодоления пассивности учащихся, раскрепощения личности школьника в учебном процессе, освобождение его от страха перед ошибкой, создание ситуации свободного выбора.

Третье. Ориентация детей на вечные, абсолютные ценности - Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.

Четвертое. Организация такой жизни образовательного учреждения, которая позволила бы сформировать у учащихся чувство патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью к самостоятельному выбору.

Пятое. Организация детского школьного самоуправления и деятельности различных детских объединений по интересам, воспитывающих учеников в духе свободы, уважения личного достоинства и демократизма.

Раздел III

Принципы воспитательного взаимодействия участников педагогического процесса

Личностно-ориентированный - признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.

Деятельностный - предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

Принцип сотрудничества - взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т. е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество.

Гуманизация воспитания - поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка, гуманизация максимальных отношений.

Природосообразность воспитания - предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся; построение воспитательного процесса на основе тендерного подхода.

Культуросообразность воспитания - предполагает опору в воспитании на национальные традиции, на национальное своеобразие.

Принцип открытости - участие в процессе воспитания всех социальных институтов.

Дифференцированный - отбор содержания, форм, методов c учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельном.

Средовый - учет, использование в процессе воспитания среды (семьи как главного воспитателя, ответственного за экологию детей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика).

Человековедческий - не только во внеурочной работе, но и в традиционные предметы включать материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь, т. е. помогать ученику в создании «Я - Концепции».

Эмоциональный - опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

Отношенческий - разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: объекта - субъекта, коллективности - индивидуальности, традиции - новации, общения - обособления, поощрения - наказания, управления - самоуправления, воспитания - самовоспитания.

Диалогический - выход на определенном этапе совместной деятельности на субъект - субъектные отношения.

В настоящее время идет этап становления воспитательной системы, когда формируются целевые установки, вырабатываются главные ориентиры в организации образовательного процесса, создается воспитательный коллектив в школе, складывается управленческая система с опорой на диагностико-аналитическую деятельност



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа средней общеобразовательной школы №327

    Основная образовательная программа
    ... к условиям обучения школьников в различных видах ... последующего освоения профессиональных образовательных программ. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения ... .) Мир углерода 1 г. (9 кл.) Структура органических веществ 1 г. (10 кл.) ...
  2. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы viii вида «мировая художественная культура»

    Программа
    ... ПРОГРАММЫ - ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ СТРУКТУРАПРОГРАММЫ: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАССА. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАССА. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ...
  3. ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (6)

    Документ
    ... 60 4.3. Наличие административной структуры, функционально ответственной за ... программы: Программа «Здоровый образ жизни» 1 - 11 классы Программа «Одаренные дети» 1- 4 классы Программа ... на повышение уровня воспитанностишкольников, стало введение ...
  4. О бразовательная программа на 2011 – 2012 учебный год с клименково 2011

    архив
    ... программ, обеспечивающих развитие, воспитание и социализацию школьников. 3.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Программа духовно-нравственного развития и воспитания ... устройстве и социальной структуре российского общества, ...
  5. Рассмотрено91919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919191919

    архив
    ... программ, обеспечивающих развитие, воспитание и социализацию школьников. 4.1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Программа духовно-нравственного развития и воспитания ... и социальной структуре российского общества, ...

Другие похожие документы..