Главная > Основная образовательная программа

1

Смотреть полностью

Утверждено

Ректор МАИ А.Н. Геращенко

______________________

«____» _________ 2010 г.

Примерная

основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

161700 - «Баллистика и гидроаэродинамика»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Нормативный срок освоения программы - 4 года

1.Требования к результатам освоения основной образовательной

программы

Выпускник по направлению подготовки 161700 «Баллистика и гидроаэродинамика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями.

Компетенции:

а)общекультурные (ОК) :

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умеет логически верно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-4);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-6);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7),

- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-8);

- имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9);

- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-10);

б) профессиональные (ПК):

- обладает и готов использовать фундаментальные научные знания в качестве основы инженерной деятельности (ПК-1);

- готов формулировать, анализировать и решать инженерные задачи в области баллистики и гидроаэродинамики, механики движения и управления движением на основе профессиональных знаний (ПК-2);

- умеет получать, собирать, систематизировать и анализировать информацию в области профессиональной деятельности (ПК-3);

- способен осваивать и использовать передовой опыт техники при определении и формализации задач, проведении расчетов, исследованиях и прогнозировании баллистических, гидроаэродинамических параметров, параметров и характеристик механики движения и управления движением объектов по специальности (ПК-4);

- умеет выполнить техническое и технико-экономическое обоснование принимаемых решений, владеет методами технической экспертизы проекта (ПК-5);

- владеет методами разработки облика летательных аппаратов различного назначения, кораблей, гидроаппаратов, транспортных средств и других устройств в соответствии с техническим заданием на основе системного подхода к проектированию и современных информационных технологий с использованием средств автоматизации проектно-конструкторских работ (ПК-6);

- умеет разрабатывать рабочую техническую документацию и обеспечивать оформление законченных проектных и исследовательских работ. (ПК-7);

- имеет навыки в общении с нормативно-технической документацией и владеет методами контроля соответствия разрабатываемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам. (ПК-8);

- обладает знаниями информационно-технического обеспечения проектов, умеет создавать и сопровождать документацию, необходимую для поддержки всех этапов жизненного цикла разрабатываемой конструкции (ПК-9);

- понимает необходимость постоянного профессионального совершенствования и готов к систематическому пополнению и обновлению профессиональных знаний и навыков (ПК-10);

- готов к ведению инженерной деятельности с соблюдением этических норм

- готов к изменению вида и характера профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (ПК-12);

- готов нести ответственность за принятие инженерных решений в части профессиональной деятельности, понимает последствия принимаемых инженерных решений в социальном контексте (ПК-13);

- понимает необходимость соблюдения правовых норм в профессиональной деятельности (ПК-14);

умеет давать математическое описание баллистических и гидроаэродинамических параметров и характеристик объектов, параметров и характеристик механики движения и управления движением объектов, выполнять математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов исследований и методик (ПК-15);

- готов к проведению физических и численных экспериментов, других научных исследований, испытаний опытных образцов объектов по заданным методикам (ПК-16);

- умеет выполнять измерения и проводить наблюдения, составлять описания исследований, обрабатывать и анализировать полученные результаты исследований, составлять по ним технические отчёты и оперативные документы, технические справки и другие сведения, готовить данные и материалы для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-17);

- имеет навыки разработки и проектирования экспериментального оборудования и стендов для проведения исследований (ПК-18).

- готов осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); готовить информационные обзоры, рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию в области баллистики, гидроаэродинамики, механики движения и управления движением объектов (ПК-19);

научно-педагогическая деятельность

- готов участвовать в довузовской подготовке и профориентационной работе, направленной на привлечение наиболее подготовленных выпускников школ и других средних учебных заведений к получению высшего образования в области баллистики и гидроаэродинамики (ПК-20);

технологическая деятельность

- имеет навыки проектирования средств испытаний и контроля, оснастки, лабораторных моделей и макетов, а также контроля их изготовления (ПК-21);

- готов к участию в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых объектов (ПК-22);

- готов к участию в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы (ПК-23);

- обладает знаниями и готов к организации рабочих мест, их техническому оснащению и размещению технологического оборудования (ПК-24);

- понимает необходимость и готов к контролю соблюдения технологической дисциплины (ПК-25);

- готов к использованию стандартов и типовых методов контроля и оценки качества выпускаемой продукции (ПК-26);

- имеет знания и готов к разработке документации по менеджменту качества выполнения расчетных работ и исследований и технологических процессов на производственных участках (ПК-27);

- обладает знаниями и готов к контролю соблюдения экологической безопасности (ПК-28).

научно-инновационная деятельность

- готов и способен участвовать во внедрении результатов научно-технических и проектно-конструкторских разработок в реальный сектор экономики (ПК-29);

- готов к составлению технической документации, включая установленную отчетность (ПК-30);

- имеет знания и готов к выполнению работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, устройств, систем и оборудования для экспериментальных исследований в области баллистики, гидроаэродинамики, механики движения и управления движением объектов (ПК-31);

- готов к организации работы малых коллективов исполнителей; планированию работы персонала; обоснованию научно-технических и организационных решений, проведению анализа результатов деятельности малых коллективов (ПК-32);

- умеет организовать коллективную работу при проведении расчетных и исследовательских работ (ПК-33);

- готов участвовать в подготовке документации для создания системы менеджмента качества продукции (ПК-34).

2. Профили

подготовки бакалавров по направлению

161700 - «Баллистика и гидроаэродинамика»

1. Гидроаэродинамика

2. Динамика полета и управление полетом пилотируемых летательных аппаратов

3. Динамика полета и управление движением ракет и космических аппаратов

4. Баллистика ракет и снарядов

5 Аэродинамика летательных аппаратов.

6. Управление аэродинамическими характеристиками летательных аппаратов

7. Гидроаэродинамика морских объектов

8. Механика движения морских объектов

9. Моделирование и управление космическими комплексами и системами

10. Проектная баллистика космических комплексов и систем

11. Аэродинамика космических транспортных систем и ракет-носителей

12. Применение результатов космической деятельности в области дистанционного зондирования Земли спутниковой связи и навигации

*) Введение новых профилей подготовки бакалавров осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации

3. Примерный учебный план

подготовки бакалавра по направлению

161700 «Баллистика и гидроаэродинамика»

п/п

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

Трудоёмкость

Примерное распределение по семестрам

Зачётные единицы

Часы

1

сем

2

сем

3

сем

4

сем

5

сем

6

сем

7

сем

8

сем

Форма промежуточной аттестации

Количество недель

18

17

18

17

18

17

18

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

27-37

1152

Базовая часть

12-22

612

1

История России

3

108

Х

Э

2

Философия

4

144

Х

Х

Э

3

Иностранный язык

10

360

Х

Х

Х

Х

Х

Э

Вариативная часть

15

540

4

Экономика

3

108

Х

Э

5

Основы менеджмента

4

144

Х

Х

Э

6

Управление качеством

2

72

Х

Зч

7

Дисциплины по выбору студента

6

216

Х

Х

Х

Б.2 Математический и естественнонаучный цикл

60-70

2340

Базовая часть

43-53

1728

1

Математика

22

792

Х

Х

Х

Э

2

Информационные технологии

7

252

Х

Х

Э

3

Физика

10

360

Х

Х

Х

Э

4

Теоретическая механика

7

252

Х

Х

Э

5

Экология

2

72

Х

Зч

Вариативная часть

19

684

6

Теория вероятностей и математическая статистика

3

108

Х

Зч

7

Численные методы

3

108

Х

Э

8

Специальные главы математики

4

144

Х

Э

9

Дисциплины по выбору студента

7

252

Х

Х

Б.3 Профессиональный цикл

106-116

3996

Базовая часть

29-39

1224

1

Начертательная геометрия

2

72

Х

Зч

2

Инженерная и компьютерная графика

4

144

Х

Х

Зч

3

Материаловедение и технология конструкционных материалов

2,5

90

Х

Зч

4

Сопротивление материалов

2,5

90

Х

Э

5

Детали машин и основы конструирования

2,5

90

Х

Э

6

Метрология, стандартизация и сертификация

4

144

Х

Х

Зч

7

Аэрогидродинамика

7

252

Х

Х

Э

8

Динамика движения тел в жидкостях и газах

5

180

Х

Х

Э

9

Общая электротехника и электроника

2

72

Х

Зч

10

Безопасность жизнедеятельности

2,5

90

Х

Зч

Вариативная часть

22

792

11

Прочность конструкций

2

72

Х

Э

12

Технология производства

2,5

90

Х

Зч

13

Устройство, конструирование и проектирование объектов

6

216

Х

Х

Э

14

Силовые установки объектов

2,5

90

Х

Зч

15

Оборудование объектов движения

2

72

Зч

16

Экономика и организация промышленности

3

108

Х

Х

Зч

17

Дисциплины по выбору студента

4

144

Профиль 1: « Гидроаэродинамика»

55

1980

1

Введение в специальность

2

72

Х

Зч

2

Термодинамика и теплопередача

2

72

Х

Зч

3

Динамика вязкой жидкости, газа и струй

6

216

Х

Э

4

Экспериментальная гидроаэромеханика

6

216

Х

Х

Э

5

Численное моделирование в гидроаэродинамике

4

144

Х

Э

6

Гидроаэродинамика объектов

7

252

Х

Х

Х

Х

Э

7

Практическая гидроаэродинамика

6

216

Х

Х

Э

8

Дисциплины по выбору студента

22

900

Х

Х

Х

Х

Х

Профиль 2 «Динамика и управление полетом пилотируемых летательных аппаратов»

55

1980

Профиль 3 «Динамика полета и управление движением ракет и космических аппаратов»

55

1980

Профиль 4 «Баллистика ракет и снарядов»

55

1980

Профиль 5 «Аэродинамика летательных аппаратов»

55

1980

Профиль 6 «Управление аэродинамическими характеристиками летательных аппаратов»

55

1980

Профиль 7«Механика движения морских объектов»

55

1980

Профиль 8 «Гидроаэродинамика морских объектов»

55

1980

Профиль 9 «Моделирование и управление космическими комплексами и системами»

55

1980

Профиль 10 «Проектная баллистика космических комплексов и систем»

55

1980

Профиль 11 «Аэродинамика космических транспортных систем и ракет-носителей»

55

1980

Профиль 12 « Применение результатов космической деятельности в области дистанционного зондирования Земли спутниковой связи и навигации»

55

1980

Б.4 Физическая культура

2

400

Б.5 Учебная и производственная практики

13-23

Б.6 Итоговая государственная аттестация

12

Всего:

240

8640
(+328)


Бюджет времени, в неделях

Курсы

Теоретическое обучение

Экзаменационная сессия

Учебная практика

Производственная практика

Итоговая государствен

ная аттестация

Канику

лы

Всего

I

35

6

4

-

-

7

52

II

35

6

-

4

-

7

52

III

35

6

-

4

-

7

52

IV

29

5

8

10

52

Итого:

134

23

4

8

8

31

208

Учебная практика

(разделом практики может быть. НИР)

2 семестр

Производственная практика

4, 6 семестры

Итоговая государственная аттестация:

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы

8 семестр

Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах):

Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии -210

Практики (в том числе научно-исследовательская работа) - 18

Итоговая государственная аттестация - 12

Итого: - 240 зачетных единиц

Настоящий учебный план составлен, исходя из следующих данных:
1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель. Он включает в себя:
  • теоретическое обучение, в том числе, научно-исследовательскую работу студентов и лабораторные практикумы - 134 недели;
  • экзаменационные сессии - 23 недели;
  • практику - 12 недель;
  • период квалификационных испытаний - 8 недель;
  • каникулы - 31 неделю (включая 8 недель последипломного отпуска).

2. Максимальный объем учебной работы студента устанавливается 54 академических часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

3. Одна зачетная единица эквивалентна 36 часам всех видов учебной работы студента с округлением до 0,5. При проектировании программы обучения по Физической культуре – одна зачетная единица эквивалентна 200 часам учебной работы студента.

4. Трудоемкость основной образовательной программы бакалавра за учебный год – 60 зачетных единиц.

5. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения бакалавра не должен превышать в среднем за период обучения 27 часов в неделю.

6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

4. Примерныепрограммыдисциплин

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

Б.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл

1152

Базовая часть

612

1

История России

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. . Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991г. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

108

2

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

144

3

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, офици­альная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официцально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

360

Вариативная часть

328

4

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенной конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

108

5

Основы менеджмента

Управленческая деятельность в менеджменте. Системы управления, принятие решений, информационная база, инновационный бизнес.

Менеджмент исследований и разработок.

144

6

Управление качеством

Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Планирование деятельности. Делегирование полномочий. Внутренний аудит. Управление несоответствиями. Анализ со стороны руководства. Управление улучшениями. Управление документацией, записями, ресурсами, персоналом.

72

7

Дисциплины по выбору студента

История авиации и космонавтики

История науки

Русский язык.

Культурология.

216

Б.2

Математические и естественнонаучные дисциплины

2340

Базовая часть

1728

1

Математика

Алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, теория матриц, системы линейных уравнений;

геометрия: аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологии, тензорный анализ;

математический анализ: дифференциальное и интегральное исчисление, элементы теории функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения, операционное исчисление.

792

2

Информационные технологии

Понятие информации;

общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов;

устройство, принципы действия компьютеров различной архитектуры, операционные системы и операционные оболочки;

модели решения функциональных и вычислительных задач;

алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня;

базы данных и базы знаний; программное обеспечение и технология программирования;

локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации;

компьютерный практикум.

252

3

Физика

Физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов;

электричество и магнетизм: электростатика и магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике;

физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики;

квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, природа химической связи;

статистическая физика и термодинамика: три начала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кинетические явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние.

физический практикум.

360

4

Теоретическая механика

Статика; кинематика точки; кинематика твердого тела; сложное движение точки и твердого тела; динамика материальной точки; общие теоремы динамики;

элементы аналитической механики; устойчивость равновесия и малые колебания.

252

5

Экология

Биосфера и человек, глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы;

основы экономики природопользования;

экозащитная техника и технологии;

основы экологического права, профессиональная ответственность;

международное сотрудничество в области окружающей среды.

72

Вариативная часть

684

6

Теория вероятностей и математическая статистика

Вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории вероятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максимального правдоподобия, статистические методы обработки экспериментальных данных.

108

7

Численные методы

Численные методы математического моделирования на компьютерах: сети точек, аппроксимация, численное дифференцирование и интегрирование, метод Монте-Карло, решение инженерных задач на компьютерах.

108

8

Специальные главы математики

Начала дифференциальной геометрии.

Дифференциальные и интегральные уравнения математической физики.

144

9

Дисциплины по выбору студента

Химия

Измерение физических величин

Математические методы построения геометрических образов и сеток

Теория автоматического регулирования

Теория автоматического управления

Программные комплексы для расчета пространственных течений.

252

Б.3 Профессиональный цикл

3996

Базовая часть

1224

1

Начертательная геометрия.

Основные способы получения обратимых изображений;

обзор основных геометрических фигур и их задание на чертеже;

задачи на принадлежность;

основные способы преобразования чертежа; теория и алгоритмы решения основных позиционных и метрических задач.

72

2

Инженерная и компьютерная графика.

Изображения - виды, разрезы, сечения, выносные элементы;

геометрические основы форм деталей;

аксонометрические чертежи и технические рисунки;

изображение соединений деталей;

чертежи и эскизы деталей и сборочных единиц;

элементы компьютерной графики;

нормативно-техническая документация.

144

3

Материаловедение и технология конструкционных материалов

Строение металлических, неметаллических и композиционных материалов;

поведение материалов при различных условиях внешних воздействий;

основы технологии обработки конструкционных материалов.

90

4

Сопротивление материалов

Основные гипотезы, принципы, законы. Растяжение и сжатие; законы Гука и Пуассона. Статически определимые и неопределимые системы. Методы расчета. Сдвиг, кручение, изгиб. Сложное напряженное состояние; устойчивость стержней; продольно-поперечный изгиб; определение частот и форм собственных колебаний, вынужденные колебания; резонанс; расчет движущихся элементов конструкций.

90

5

Детали машин и приборов, основы конструирования

основы расчета деталей машин и механизмов: критерии работоспособности, надежность и долговечность, основы теории трения и износа;

технологические требования к деталям машин и механизмов;

передаточные механизмы и их детали и узлы;

соединения деталей машин и механизмов.

90

6

Метрология, стандартизация и сертификация

Стандартизация и взаимозаменяемость;

методы контроля поверхностей; нормирование отклонений формы, расположения и шероховатостей поверхностей;

метрологическое обеспечение, основы метрологии и прикладной статистики;

государственная и международная системы стандартизации сертификации; система сертификации приборов и систем

144

7

Аэрогидродинамика

Основные физические закономерности течений газов и жидкостей; аэрогидродинамические силы, моменты и тепловые потоки;

характерные условия движения объектов;

основы кинематики сплошной среды; динамика сплошной среды; основы аэрогидростатики; гидроаэродинамика объектов; понятие о методах расчета гидроаэродинамических характеристик объектов.

252

8

Динамика движения тел в жидкостях и газах

Уравнения движения летательных аппаратов (ЛА); исходные данные для расчета траекторий ЛА; маневренные свойства ЛА; установившийся и квазиустановившийся режимы полета ЛА; расчет неустановившегося движения, заданного программой полета; траектории наведения ЛА различных типов; общие уравнения возмущенного движения ЛА; свободное и вынужденное движение ЛА; динамические свойства ЛА в особых случаях.

180

9

Общая электротехника и электроника

Теоретические основы электротехники;

общая электротехника: электрические и магнитные цепи; анализ и расчет электрических и магнитных цепей; электромагнитные устройства и машины;

основы электроники: элементная база современных электронных устройств; основы цифровой электроники; микропроцессорные средства; электрические измерения и приборы.

72

10

Безопасность жизнедеятельности

Безопасность труда как составная часть антропогенной экологии; человек - основной объект в системе обеспечения безопасной жизнедеятельности (БЖД);

среда обитания человека;

условия его обитания в производственной среде, опасные, вредные и поражающие факторы, их классификация и характеристики; принципы классификации и возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС);

организация и проведение защитных мер при ЧС; социально-экономическая оценка последствий ЧС; методы и средства обеспечения БЖД и ЧС;

основы обеспечения безопасности технологических процессов; правовые и социально-экономические аспекты обеспечения БЖД и ЧС в промышленности; основы управления обеспечением БЖД, международное сотрудничество в данной области.

90

Вариативная часть

792

11

Прочность конструкций

Определение нагрузок в элементах силовых конструкций;

выбор расчетных схем; построение математических моделей;

расчет напряженно-деформированного состояния;

определение запасов прочности.

72

12

Технология производства

Основы производства конструкций и моделей;

процессы изготовления деталей конструкций и моделей, обработки и нанесения защитных покрытий;

сборочные и монтажные работы при производстве различных конструкций и моделей;

технологическая подготовка производства

90

13

Устройство, конструирование и проектирование объектов

Устройство и функционирование объектов различного назначения; оценка конструктивно-компоновочных схем объектов;

основы конструирования объектов: принципы конструирования деталей, узлов и агрегатов объектов, проектировочные расчеты основных элементов конструкций и агрегатов объектов, конструирование различных элементов объектов с учетом технологических и эксплуатационных требований;

основы проектирования объектов: предэскизны, эскизный и рабочий проекты, решаемые задачи и критерии оценки результатов проектирования; энергетические установки объектов, основы устройства и конструирования энергетических установок; анализ и выбор характеристик объектов с различными типами двигательных установок.

216

14

Силовые установки объектов

Силовые установки для дозвуковых и сверхзвуковых самолетов. Основные характеристики.

90

15

Оборудование объектов движения

Гидросистемы, системы жизнеобеспечения и спасения.

Радиооборудование и оборудование навигации.

72

16

Экономика и организация промышленности

Основные понятия о предприятии и предпринимательской деятельности, ресурсы предприятия;

производственные процессы создания гидроаппаратов и летательных аппаратов и других технических изделий, способы их организации;

принципы и методы менеджмента;

технология и методы принятия управленческих решений, планирование НИОКР;

технико-экономический анализ инженерных решений; основы маркетинга, методы изучения спроса, управление закупками и сбытом продукции;

юридические основы деятельности предприятия.

108

17

Дисциплины по выбору студента

Гидравлика

Аэроупругость

144

Профиль 1: – Гидроаэродинамика

1980

2

Термодинамика и теплопередача

Законы термодинамики Термодинамика газовых потоков. Теплопередача . Теория подобия. Теплообмен.

72

3

Динамика вязкой жидкости, газа и струй

Уравнения Навье-Стокса, простейшие течения вязкой среды, численные решения; ламинарный пограничный слой; методы решения уравнений ламинарного пограничного слоя;

ламинарный пограничный слой на осесимметричных и трехмерных телах;

возникновение турбулентности, переход, развитый турбулентный пограничный слой, уравнения Рейнольдса, структура турбулентного пограничного слоя, модели турбулентности, методы расчета турбулентного пограничного слоя;

отрывные течения: понятие отрыва, типы и критерии отрыва, отрыв под воздействием различных факторов, взаимодействие вязкого и невязкого потоков, отрыв на плохообтекаемых телах, методы расчета отрывных течений; струйные течения: типы течений, расчетные и нерасчетные струи; ламинарные и турбулентные струи.

216

4

Экспериментальная гидроаэромеханика

Основные понятия и определения; подобие; основы метрологического обеспечения эксперимента; погрешности эксперимента; методы моделирования;

техническое обеспечение эксперимента (установки и стенды для проведения эксперимента, объекты испытаний и поддерживающие устройства, средства и системы измерений параметров потока, измерительные системы и комплексы);

экспериментальные методы изучения обтекания и силового воздействия потока на тело; методы, подготовка, планирование, организация и проведение эксперимента;

обработка результатов эксперимента, внесение поправок; автоматизация экспериментальных исследований.

216

5

Численное моделирование в гидроаэродинамике

Вычислительный практикум по специальности;

основы численного моделирования в механике жидкости и газа;

основные уравнения вычислительной гидроаэромеханики;

конечно-разностные методы, методы решения разностных уравнений, разностные схемы для многомерных задач, методы установления, с искусственной вязкостью, распада разрывов, характеристик, крупных частиц; другие методы

144

6

Гидроаэродинамика объектов

Гидро- и аэродинамические характеристики объектов различного назначения при установившемся и неустановившемся обтекании;

гидроаэродинамика упругих объектов и объектов вблизи границы сплошных сред;

аналитические, численные и инженерные методы расчета гидро- и(или) аэродинамических характеристик объектов различного назначения;

методы синтеза и оптимизации облика летательных аппаратов, кораблей, гидроаппаратов, транспортных средств, элементов других конструкций

252

7

Практическая гидроаэродинамика

Основы алгоритмизации и принципов построения программ на АЯП «Фортран», простейшие численные методы для решения задач специальности, практические навыки использования стандартных прикладных модулей математической библиотеки IMSL

216

8

Дисциплины по выбору студента

Теория плоских и пространственных потенциальных течений в несжимаемой среде

Плоские и пространственные течения газа с малыми и большими возмущениями.

Промышленная аэродинамика.

900

Б.4

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

400

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор института

_______________ А.Н. Геращенко

« » _________ 2009 года

г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экспериментальная гидроаэродинамика»

Направление подготовки - «Гидроаэродинамика и баллистика»

Профиль подготовки - « Гидроаэродинамика»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная

2009 год

Выпускающие

Обслуживающие

Факультеты

1

1

Кафедры

105

105

Факультет

Курс

Семестр

Аудиторные занятия,ч

Самостоятельная работа студентов, ч

Вид контроля

Итого, ч

Лекции

ЛР

ПЗ, семинары

Проработка

лекций

Подготовка к ЛР, ПЗ

Подготовка к ПЗ, сем

Выполнение

КП, КР

Выполнение РР, ГР, РЕФ

Экзамен

Зачет

Аудиторные занятия

СРС

1

4

4

5

6

36

32

22

32

З

68

54

34

30

30

Э

34

60

Итого:

70

32

52

32

30

Всего:

98

114

изучения дисциплины

Факультет

Семе-стр

Вид

занятий

Количество часов по неделям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17-18

1

5

Лекции

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2-2

ЛР

4

4

4

4

4

4

4

4

ПЗ, сем.

КП, КР

5

Лекции

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ЛР

ПЗ, сем.

КП, КР

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Лекции

ЛР

ПЗ, сем.

КП, КР

Лекции

ЛР

ПЗ, сем.

КП, КР

  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Целями освоения учебной дисциплины (модуля)«Экспериментальная аэрогидродинамика» являются овладение

студентами фундаментальными основами знаний теории и практики экспериментальных исследований в области гидроаэромеханики и подготовка их к решению комплекса задач, связанных с подготовкой и проведением модельного эксперимента в аэродинамических трубах (АДТ).

Задачами дисциплины являются:

приобретение студентами практических навыков, необходимых для правильной постановки модельного эксперимента в АДТ;

выработка способностей к анализу и оценке достоверности результатов испытаний, пониманию возможностей обобщения данных модельного эксперимента на натные условия

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Эта дисциплина из профессионального цикла направления подготовки «Гидроаэродинамика и баллистика» и профиля « Гидроаэродинамика»

Дисциплина «Экспериментальная аэрогидродинамика» логически и содержательно-методически связана с предшествующими дисциплинами, такими как «Физика», «Термодинамика и теплопередача», «Прочность конструкций».

Одновременно с дисциплиной «Экспериментальная аэрогидродинамика» изучаются дисциплины «Метрология, стандартизация» и «Устройство, конструирование и проектирование объектов» .

Знания и умения ,полученные изучением курса «Экспериментальная аэрогидродинамика» используются при изучении дисциплин «Динамика вязкой жидкости, газа и струй», «Силовые установки объектов» и «Гидроаэродинамика объектов»

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ ), ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

- основные положения теории подобия;

- основные методы определения параметров потока, интегральных и распределительных аэродинамических нагрузок;

- алгоритмы обработки опытных данных, методы внесения поправок, приемы

экстраполяции результатов модельного эксперимента в АДТ на натурные условия;

- устройство современных аэродинамических труб и газодинамических установок;

- проблемы, стоящие перед авиационной и ракетно-космической техникой,

различными отраслями промышленности, требующих проведения экспериментальных исследований в АДТ.

( ПК-1,ПК-3).

2) уметь:

- разрабатывать предварительную программу экспериментальных исследований и

определять состав экспериментального оборудования;

- анализировать результаты экспериментальных исследований и проводить сравнения с

данными теории и летным экспериментом;

(ПК-2 ПК-3, ПК-4,ПК-16-19).

3) владеть основными методами эксперимента в аэродинамических трубах, методами введения поправок в результаты испытаний, связанными с поддерживающими устройствами, границами потока, особенностями данной экспериментальной установки, методами пересчета результатов исследований в аэродинамических трубах на натурные условия, продемонстрировать свои знания в подготовки и проведения реального эксперимента в аэродинамических установках

( ПК-1 ПК-4 ПК-16-19).

Компетенции:

Обозначение

Содержание

1

ПК-1

Обладает и готов использовать фундаментальные научные знания в качестве основы инженерной деятельности

2

ПК-3

Умеет получать, собирать, систематизировать и анализировать информацию в области профессиональной деятельности

3

ПК-4

Способен осваивать и использовать передовой опыт техники при определении и формализации задач, проведении расчетов, исследованиях и прогнозировании баллистических, гидроаэродинамических параметров, параметров и характеристик механики движения и управления движением объектов по специальности

4

ПК-16

Готов к проведению физических и численных экспериментов, других научных исследований, испытаний опытных образцов объектов по заданным методикам

5

ПК-17

Умеет выполнять измерения и проводить наблюдения, составлять описания исследований, обрабатывать и анализировать полученные результаты исследований, составлять по ним технические отчёты и оперативные документы, технические справки и другие сведения, готовить данные и материалы для составления обзоров, отчетов и научных публикаций

6

ПК-18

Имеет навыки разработки и проектирования экспериментального оборудования и стендов для проведения исследований

7

ПК-19

Готов осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); готовить информационные обзоры, рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию в области баллистики, гидроаэродинамики, механики движения и управления движением объектов

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ( МОДУЛЯ)

№ п/п

Раздел учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Лабораторные занятия

Курсовая работа

1

Введение

5

1

4

беседа

2

Общие принципы и законы моделирования

5

2-4

8

16

опрос,

допуск к лаб. раб.

3

Методы и средства диагностики параметров потока

5

5-9

16

16

опрос,

допуск к лаб. раб.

4

Экспериментальные методы изучения структуры обтекания и определения интегральных и распределенных аэродинамических нагрузок

5

10-14

14

16

опрос,

допуск к лаб. раб.

5

Обработка результатов модельного эксперимента

5

15-18

8

16

зачет

6

Разработка объекта испытаний и поддерживающего устройства

6

1-5

20

10

опрос

7

. Методы и задачи моделирования стационарных и нестационарных режимов полета Л.А.

6

6-11

22

10

тестирование

8

Общие вопросы модельного эксперимента в АДТ

6

12-17

22

10

защита К.Р

экзамен

Практическая работа студента

4.1. Лабораторный практикум

1.

Параметры потока. Визуализация обтекания (темы 3-4.1).

2.

Распределение давления по крылу (тема 4.2).

3.

Поляра крыла (тема 4.3).

4.

Метод импульсов (тема 4.3).

5.

Загромождение рабочей части АДТ (тема 5.2).

6.

Эффект подъемной силы (тема 5.2).

7.

Скос потока в рабочей части АДТ (тема 5.1).

8.

Интенсивность турбулентности в АДТ (тема 5.1).

9.

Поддерживающие устройства (тема 6.2).

10.

Продольное демпфирование модели (тема 7.2).

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекции, демонстрации видеозаписей промышленных экспериментов, проведение учебных экспериментов, обсуждение результатов.

Студенты проходят производственную практику в ЦАГИ, по программе дисциплины. Они распределяются по экспериментальным лабораториям, участвуют в подготовке моделей к эксперименту, написании программы эксперимента, в эксперименте в аэродинамической трубе, в обработке и анализе результатов эксперимента. Студенты знакомятся с промышленными аэродинамическими трубами ЦАГИ, с производством аэродинамических моделей, с основными типами эксперимента.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1 Курсовой проект (работа)

1.

Выбор АДТ и П.У. (тема 1-6.2).

2.

Определение параметров модели(тема 6.1).

3.

Разработка конструкции модели(тема 6.1).

4.

Установка модели в АДТ(тема 6.2).

6.2 Вопросы тестирования

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

“УТВЕРЖДАЮ

“УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________ М. Ю. Куприков

Заместитель председателя cовета УМО АРК

______________ А.Ю. Сидоров

“__”___________2007 г.

“__”___________2007 г.

Контрольные тестовые задания по дисциплине «Экспериментальная аэрогидродинамика»

для самопроверки остаточных знаний бакалавров

направление “Гидроаэродинамика” 161700

профиль “Аэродинамика”

Утверждено на заседании кафедры №105

Протокол № 44 от 06.11.2007

1

Аэродинамическая труба это

1.- установка для создания равномерного прямолинейного потока заданной скорости в рабочей части

2. -установка для создания ускоренного потока в рабочей части

3. -установка для торможения потока в рабочей части

4. -установка для очистки воздуха в рабочей части

2

Принцип обращения движения, это принцип согласно которому

1.-движение летательного аппарата не зависит от угла атаки

2.-структура потока и силовое взаимодействие одинаково в прямом и обращенном движении

3. -движение летательного аппарата не зависит от угла скольжения

4. -структура потока и силовое взаимодействие не зависит от направления скорости

3

Критерии подобия имеют размерность

1. 1/м

2. н

3. н/м

4. не имеет размерности

4

Число Маха это

1.-отношение скорости потока к скорости звука

2.-полуугол раствора конуса Маха в градусах

3. -полуугол раствора конуса Маха в радианах

4. -отношение скорости звука

к скорости потока

5

Физический смысл числа Маха

1.-отношение сил вязкости к силам инерции

2. -угол полураствора конуса Маха в радианах

3.-отношение сил инерции к силам давления

4.-нет смысла

6

Методом перепада статических давлений в разных сечениях аэродинамических труб

определяется

1. - коэффициент давления

2.-угол атаки

3. скорость невозмущенного потока в аэродинамических трубах

4.-сопротивление модели

7

В сверхзвуковых аэродинамических трубах скорость невозмущенного потока может определяться

1.-дозвуковым приемником давлений

2.-методом перепада давлений

3 -с помощью весов

4. –распределением давления

8

Структуру течений на малых дозвуковых скоростях можно наблюдать методом

1.-перепада давлений

2.-импульсов

3.- визуализации течений

4.-весовым методом

9

Теневой метод позволяет установить

1-только число Маха

2-структуру течений сжимаемого газа

3.-только значения давлений в потоке

4.-только плотность в потоке

10

Зная распределение коэффициента давления по профилю (Cp())

1.-можно определить подъемную силу и сопротивление

2. -можно определить подъемную силу и критическое число Маха

3. -можно определить аэродинамическое качество

4 -можно определить скорость невозмущенного потока

11

Аэродинамические весы предназначены для измерения

1.-суммарных аэродинамических сил и моментов

2.-углов атаки

3.-сопротивления подвески

4.-распределенных аэродинамических нагрузок

12

Коэффициент поля трубы определяется

1.-отношением скоростей

2. -отношением длин

3. -отношением диаметров

4. -отношением скоростных напоров

13

Форкамера аэродинамической трубы необходима для

1.-создания равномерного прямолинейного потока

2.-установки модели

3.-определения скорости

4.-торможения потока

14

Для увеличения скорости дозвукового потока его надо

1.-расширить

2.-поджать

3. -поджать и расширить

4. -расширить и поджать

15

Для увеличения скорости сверхзвукового потока его надо

1.- расширить

2.-поджать

3..-поджать и расширить

4. -расширить и поджать

16

В критическом сечении сопла Лаваля

скорость потока равна

1.-нулю

2.-бесконечности

3.-скорости звука

4.-скорости невозмущенного потока

17

В сопле Лаваля поток

1.-разгоняется от дозвуковой скорости до сверхзвуковой

2.-тормозится от сверхзвуковой до дозвуковой скорости

3.-не ускоряется

4.-сверхзвуковой поток разгоняется до гиперзвукового

18

Метод шелковинок позволяет установить

1.-скорости потока

2.-давления

3.-подъемную силу

4.-поведение поверхностных линий тока

19

Полное давление измеряется в

1.-точке торможения потока

2. -точке, где скорости потока наибольшие

3.-на поверхности аэродинамической трубы

4.-сопле

20

Определение скорости методом приемника воздушного давления основано на уравнении

1.-Навье-Стокса

2.-Эйлера

3.-Бернули

4.-неразрывности

21

Дренированные модели предназначены для

1. - исследования распределения трения по поверхности

2.-исследования распределения давления по поверхности

3. .- исследования распределения плотности воздуха у поверхности

4.- исследования распределения температуры по поверхности

22

Метод зеркального отражения используется для моделирования движение

1..-при входе в «штопор»

2.-на больших высотах

3.-вблизи поверхности

4.-движение группы самолетов

23

Аэродинамический гистерезис наблюдается при

1.-при неустановившемся движении на больших углах атаки

2.-на установившемся движении

3.-в точке торможения

4.-при разгоне потока

24

Размер моделей для испытания при околозвуковых скоростях с жесткими границами выбирается

1.-как ¼ от максимального размера рабочей части

2.-из учета скоростей

3.-из условий минимизации возмущений SMOD/F<0.01

4.-минимальным

25

В рабочей части трубы поток в области расположения модели обычно

1.- заторможенный

2.-завихренный

3.-равномерный и прямолинейный

4..-неравномерный и прямолинейный

26

Групповой регистрирующий манометр применяется

1.-для измерения давления

2.-для определения углов атаки

3. -для определения углов полураствора конуса Маха

4. -для измерения температуры

27

Физический смысл числа Рейнольдса

1.-отношение сил инерции к силам вязкости

2. отношение сил вязкости к силам инерции

3.-отношение сил инерции к силам сжатия

4.-нет смысла

28

Методом импульсов можно определить

1.-лобовое сопротивление

2.-подъемную силу

3.-момент тангажа

4.-боковую силу

29

Ленточная подвеска используется

1. -в эксперименте при верхнем расположении весов

2. -в эксперименте с хвостовой державкой

3. -в эксперименте при нижнем расположении весов

4. -в эксперименте с подфюзеляжной стойкой

30

Испытания на штопор проводятся

1 -в трансзвуковой аэродинамической трубе

2. -в вертикальной дозвуковой аэродинамической трубе

3. -. в сверхзвуковой аэродинамической трубе

4.-в ударной трубе

Составитель доцент, к.т.н. В.А.Песецкий

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

а) основная литература

А.Н. Радциг Экспериментальная аэродинамика М.: Изд-во МАИ, 2004 г.,294 стр.

А.Н. Радциг, Н.В. Семенчиков, Г.Ф. Чернов О. В. Яковлевский Лабораторный практикум по экспериментальной аэрогидромеханике. М.: Изд-во МАИ, 2005 г. , 86 стр.

Е.Л. Бедржицкий, Б.С. Дубов, А.Н. Радциг. Теория и практика аэродинамического эксперимента. Учебник для студентов авиационных специальностей вузов. М.: Изд-во МАИ, 1990г., 211 стр.

А.Н. Радциг, Н.В. Семенчиков. Модельный эксперимент в аэродинамических трубах. Учебное пособие. М.: Изд-во МАИ, 1998г., 70 стр.

б) дополнительная литература

А.П. Красильщиков, Л.П. Гурьяшкин Экспериментальные исследования тел вращения в гиперзвуковых потоках М. ФИЗМАТЛИТ 2007 г.,206 стр.

А.Н. Петунин Методы и приборы для измерения давления и определения скорости газовых потоков. М.: Изд-во МАИ, 1980 г,78 стр.

А.К. Мартынов. Экспериментальная аэродинамика. М.: Оборонгиз, 1958г., 348 стр.

Д.С. Горшенин, А.К. Мартынов. Методы и задачи практической аэродинамики. М.: Машиностроение. 1977г., 235 стр.

А.Н. Радциг, Н.В. Семенчиков, Г.Ф. Чернов. Лабораторные работы по курсу «Теория и практика аэродинамического эксперимента». Учебное пособие. М.: Изд-во МАИ, 1992г., 65 стр.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Лекции проводятся с использованием видео материалов по основным аэродинамическим центрам мира (NASA, ONERA, DERA), по аэродинамике существующих и разрабатываемых самолетов.

Набор демонстрационных установок, макетов, приборов и стендов. дозвуковые и сверхзвуковые АДТ кафедры

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки

Автор(ы) доцент, к.т.н. В.А.Песецкий,

зам. зав. каф. по уч. работе, ст преп Н.Н. Песецкая

Рецензент(ы)

Программа одобрена на заседании

УМК АРК (Ученого Совета МАИ)

От ____________________года, протокол №________________________________

5. Список разработчиков ПрООП, экспертов

Разработчики:

МАИ кафедра 105 Зам. зав. каф. по учебной работе, ст. преп. Н.Н Песецкая .----------------

МАИ кафедра 106 - Зам. зав. каф.,--доцент------------------А.В. Чернышев

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки менеджмент (профиль «производственный менеджмент»)

    Основная образовательная программа
    ... министра _________________ «____»__________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент» ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «инновационный менеджмент»

    Основная образовательная программа
    ... подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (1)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОЕКТ Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Социология ... исследований в соответствии с основнойобразовательнойпрограммойподготовки социолога в системе классического ...
  6. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (5)

    Основная образовательная программа
    ... ______________Федоров М.П. «___»____________ 2010 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 222000 «инноватика» утверждено приказом ...

Другие похожие документы..