Главная > Основная образовательная программа
студентами фундаментальными основами знаний теории и практики экспериментальных исследований в области гидроаэромеханики и подготовка их к решению комплекса задач, связанных с подготовкой и проведением модельного эксперимента в аэродинамических трубах (АДТ).
Задачами дисциплины являются:
приобретение студентами практических навыков, необходимых для правильной постановки модельного эксперимента в АДТ;
выработка способностей к анализу и оценке достоверности результатов испытаний, пониманию возможностей обобщения данных модельного эксперимента на натные условия
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Эта дисциплина из профессионального цикла направления подготовки «Гидроаэродинамика и баллистика» и профиля « Гидроаэродинамика»
Дисциплина «Экспериментальная аэрогидродинамика» логически и содержательно-методически связана с предшествующими дисциплинами, такими как «Физика», «Термодинамика и теплопередача», «Прочность конструкций».
Одновременно с дисциплиной «Экспериментальная аэрогидродинамика» изучаются дисциплины «Метрология, стандартизация» и «Устройство, конструирование и проектирование объектов» .
Знания и умения ,полученные изучением курса «Экспериментальная аэрогидродинамика» используются при изучении дисциплин «Динамика вязкой жидкости, газа и струй», «Силовые установки объектов» и «Гидроаэродинамика объектов»
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ ), ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) знать:
- основные положения теории подобия;
- основные методы определения параметров потока, интегральных и распределительных аэродинамических нагрузок;
- алгоритмы обработки опытных данных, методы внесения поправок, приемы
экстраполяции результатов модельного эксперимента в АДТ на натурные условия;
- устройство современных аэродинамических труб и газодинамических установок;
- проблемы, стоящие перед авиационной и ракетно-космической техникой,
различными отраслями промышленности, требующих проведения экспериментальных исследований в АДТ.
( ПК-1,ПК-3).
2) уметь:
- разрабатывать предварительную программу экспериментальных исследований и
определять состав экспериментального оборудования;
- анализировать результаты экспериментальных исследований и проводить сравнения с
данными теории и летным экспериментом;
(ПК-2 ПК-3, ПК-4,ПК-16-19).
3) владеть основными методами эксперимента в аэродинамических трубах, методами введения поправок в результаты испытаний, связанными с поддерживающими устройствами, границами потока, особенностями данной экспериментальной установки, методами пересчета результатов исследований в аэродинамических трубах на натурные условия, продемонстрировать свои знания в подготовки и проведения реального эксперимента в аэродинамических установках
( ПК-1 ПК-4 ПК-16-19).
Компетенции:
№ | Обозначение | Содержание |
1 | ПК-1 | Обладает и готов использовать фундаментальные научные знания в качестве основы инженерной деятельности |
2 | ПК-3 | Умеет получать, собирать, систематизировать и анализировать информацию в области профессиональной деятельности |
3 | ПК-4 | Способен осваивать и использовать передовой опыт техники при определении и формализации задач, проведении расчетов, исследованиях и прогнозировании баллистических, гидроаэродинамических параметров, параметров и характеристик механики движения и управления движением объектов по специальности |
4 | ПК-16 | Готов к проведению физических и численных экспериментов, других научных исследований, испытаний опытных образцов объектов по заданным методикам |
5 | ПК-17 | Умеет выполнять измерения и проводить наблюдения, составлять описания исследований, обрабатывать и анализировать полученные результаты исследований, составлять по ним технические отчёты и оперативные документы, технические справки и другие сведения, готовить данные и материалы для составления обзоров, отчетов и научных публикаций |
6 | ПК-18 | Имеет навыки разработки и проектирования экспериментального оборудования и стендов для проведения исследований |
7 | ПК-19 | Готов осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); готовить информационные обзоры, рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию в области баллистики, гидроаэродинамики, механики движения и управления движением объектов |
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ( МОДУЛЯ)
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Лабораторные занятия | Курсовая работа | ||||||
1 | Введение | 5 | 1 | 4 | беседа | |||
2 | Общие принципы и законы моделирования | 5 | 2-4 | 8 | 16 | опрос, допуск к лаб. раб. | ||
3 | Методы и средства диагностики параметров потока | 5 | 5-9 | 16 | 16 | опрос, допуск к лаб. раб. | ||
4 | Экспериментальные методы изучения структуры обтекания и определения интегральных и распределенных аэродинамических нагрузок | 5 | 10-14 | 14 | 16 | опрос, допуск к лаб. раб. | ||
5 | Обработка результатов модельного эксперимента | 5 | 15-18 | 8 | 16 | зачет | ||
6 | Разработка объекта испытаний и поддерживающего устройства | 6 | 1-5 | 20 | 10 | опрос | ||
7 | . Методы и задачи моделирования стационарных и нестационарных режимов полета Л.А. | 6 | 6-11 | 22 | 10 | тестирование | ||
8 | Общие вопросы модельного эксперимента в АДТ | 6 | 12-17 | 22 | 10 | защита К.Р экзамен |
Практическая работа студента
4.1. Лабораторный практикум
1. | Параметры потока. Визуализация обтекания (темы 3-4.1). |
2. | Распределение давления по крылу (тема 4.2). |
3. | Поляра крыла (тема 4.3). |
4. | Метод импульсов (тема 4.3). |
5. | Загромождение рабочей части АДТ (тема 5.2). |
6. | Эффект подъемной силы (тема 5.2). |
7. | Скос потока в рабочей части АДТ (тема 5.1). |
8. | Интенсивность турбулентности в АДТ (тема 5.1). |
9. | Поддерживающие устройства (тема 6.2). |
10. | Продольное демпфирование модели (тема 7.2). |
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекции, демонстрации видеозаписей промышленных экспериментов, проведение учебных экспериментов, обсуждение результатов.
Студенты проходят производственную практику в ЦАГИ, по программе дисциплины. Они распределяются по экспериментальным лабораториям, участвуют в подготовке моделей к эксперименту, написании программы эксперимента, в эксперименте в аэродинамической трубе, в обработке и анализе результатов эксперимента. Студенты знакомятся с промышленными аэродинамическими трубами ЦАГИ, с производством аэродинамических моделей, с основными типами эксперимента.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Курсовой проект (работа)
1.
Выбор АДТ и П.У. (тема 1-6.2).
2.
Определение параметров модели(тема 6.1).
3.
Разработка конструкции модели(тема 6.1).
4.
Установка модели в АДТ(тема 6.2).
6.2 Вопросы тестирования
МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
“УТВЕРЖДАЮ” | “УТВЕРЖДАЮ” |
Проректор по учебной работе ______________ М. Ю. Куприков | Заместитель председателя cовета УМО АРК ______________ А.Ю. Сидоров |
“__”___________2007 г. | “__”___________2007 г. |
Контрольные тестовые задания по дисциплине «Экспериментальная аэрогидродинамика»
для самопроверки остаточных знаний бакалавров
направление “Гидроаэродинамика” 161700
профиль “Аэродинамика”
Утверждено на заседании кафедры №105 Протокол № 44 от 06.11.2007 |
1 | Аэродинамическая труба это | 1.- установка для создания равномерного прямолинейного потока заданной скорости в рабочей части 2. -установка для создания ускоренного потока в рабочей части 3. -установка для торможения потока в рабочей части 4. -установка для очистки воздуха в рабочей части |
2 | Принцип обращения движения, это принцип согласно которому | 1.-движение летательного аппарата не зависит от угла атаки 2.-структура потока и силовое взаимодействие одинаково в прямом и обращенном движении 3. -движение летательного аппарата не зависит от угла скольжения 4. -структура потока и силовое взаимодействие не зависит от направления скорости |
3 | Критерии подобия имеют размерность | 1. 1/м 2. н 3. н/м 4. не имеет размерности |
4 | Число Маха это | 1.-отношение скорости потока к скорости звука 2.-полуугол раствора конуса Маха в градусах 3. -полуугол раствора конуса Маха в радианах 4. -отношение скорости звука к скорости потока |
5 | Физический смысл числа Маха | 1.-отношение сил вязкости к силам инерции 2. -угол полураствора конуса Маха в радианах 3.-отношение сил инерции к силам давления 4.-нет смысла |
6 | Методом перепада статических давлений в разных сечениях аэродинамических труб определяется | 1. - коэффициент давления 2.-угол атаки 3. скорость невозмущенного потока в аэродинамических трубах 4.-сопротивление модели |
7 | В сверхзвуковых аэродинамических трубах скорость невозмущенного потока может определяться | 1.-дозвуковым приемником давлений 2.-методом перепада давлений 3 -с помощью весов 4. –распределением давления |
8 | Структуру течений на малых дозвуковых скоростях можно наблюдать методом | 1.-перепада давлений 2.-импульсов 3.- визуализации течений 4.-весовым методом |
9 | Теневой метод позволяет установить | 1-только число Маха 2-структуру течений сжимаемого газа 3.-только значения давлений в потоке 4.-только плотность в потоке |
10 | Зная распределение коэффициента давления по профилю (Cp( | 1.-можно определить подъемную силу и сопротивление 2. -можно определить подъемную силу и критическое число Маха 3. -можно определить аэродинамическое качество 4 -можно определить скорость невозмущенного потока |
11 | Аэродинамические весы предназначены для измерения | 1.-суммарных аэродинамических сил и моментов 2.-углов атаки 3.-сопротивления подвески 4.-распределенных аэродинамических нагрузок |
12 | Коэффициент поля трубы определяется | 1.-отношением скоростей 2. -отношением длин 3. -отношением диаметров 4. -отношением скоростных напоров |
13 | Форкамера аэродинамической трубы необходима для | 1.-создания равномерного прямолинейного потока 2.-установки модели 3.-определения скорости 4.-торможения потока |
14 | Для увеличения скорости дозвукового потока его надо | 1.-расширить 2.-поджать 3. -поджать и расширить 4. -расширить и поджать |
15 | Для увеличения скорости сверхзвукового потока его надо | 1.- расширить 2.-поджать 3..-поджать и расширить 4. -расширить и поджать |
16 | В критическом сечении сопла Лаваля скорость потока равна | 1.-нулю 2.-бесконечности 3.-скорости звука 4.-скорости невозмущенного потока |
17 | В сопле Лаваля поток | 1.-разгоняется от дозвуковой скорости до сверхзвуковой 2.-тормозится от сверхзвуковой до дозвуковой скорости 3.-не ускоряется 4.-сверхзвуковой поток разгоняется до гиперзвукового |
18 | Метод шелковинок позволяет установить | 1.-скорости потока 2.-давления 3.-подъемную силу 4.-поведение поверхностных линий тока |
19 | Полное давление измеряется в | 1.-точке торможения потока 2. -точке, где скорости потока наибольшие 3.-на поверхности аэродинамической трубы 4.-сопле |
20 | Определение скорости методом приемника воздушного давления основано на уравнении | 1.-Навье-Стокса 2.-Эйлера 3.-Бернули 4.-неразрывности |
21 | Дренированные модели предназначены для | 1. - исследования распределения трения по поверхности 2.-исследования распределения давления по поверхности 3. .- исследования распределения плотности воздуха у поверхности 4.- исследования распределения температуры по поверхности |
22 | Метод зеркального отражения используется для моделирования движение | 1..-при входе в «штопор» 2.-на больших высотах 3.-вблизи поверхности 4.-движение группы самолетов |
23 | Аэродинамический гистерезис наблюдается при | 1.-при неустановившемся движении на больших углах атаки 2.-на установившемся движении 3.-в точке торможения 4.-при разгоне потока |
24 | Размер моделей для испытания при околозвуковых скоростях с жесткими границами выбирается | 1.-как ¼ от максимального размера рабочей части 2.-из учета скоростей 3.-из условий минимизации возмущений SMOD/F<0.01 4.-минимальным |
25 | В рабочей части трубы поток в области расположения модели обычно | 1.- заторможенный 2.-завихренный 3.-равномерный и прямолинейный 4..-неравномерный и прямолинейный |
26 | Групповой регистрирующий манометр применяется | 1.-для измерения давления 2.-для определения углов атаки 3. -для определения углов полураствора конуса Маха 4. -для измерения температуры |
27 | Физический смысл числа Рейнольдса | 1.-отношение сил инерции к силам вязкости 2. отношение сил вязкости к силам инерции 3.-отношение сил инерции к силам сжатия 4.-нет смысла |
28 | Методом импульсов можно определить | 1.-лобовое сопротивление 2.-подъемную силу 3.-момент тангажа 4.-боковую силу |
29 | Ленточная подвеска используется | 1. -в эксперименте при верхнем расположении весов 2. -в эксперименте с хвостовой державкой 3. -в эксперименте при нижнем расположении весов 4. -в эксперименте с подфюзеляжной стойкой |
30 | Испытания на штопор проводятся | 1 -в трансзвуковой аэродинамической трубе 2. -в вертикальной дозвуковой аэродинамической трубе 3. -. в сверхзвуковой аэродинамической трубе 4.-в ударной трубе |
Составитель доцент, к.т.н. В.А.Песецкий
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
а) основная литература
А.Н. Радциг Экспериментальная аэродинамика М.: Изд-во МАИ, 2004 г.,294 стр.
А.Н. Радциг, Н.В. Семенчиков, Г.Ф. Чернов О. В. Яковлевский Лабораторный практикум по экспериментальной аэрогидромеханике. М.: Изд-во МАИ, 2005 г. , 86 стр.
Е.Л. Бедржицкий, Б.С. Дубов, А.Н. Радциг. Теория и практика аэродинамического эксперимента. Учебник для студентов авиационных специальностей вузов. М.: Изд-во МАИ, 1990г., 211 стр.
А.Н. Радциг, Н.В. Семенчиков. Модельный эксперимент в аэродинамических трубах. Учебное пособие. М.: Изд-во МАИ, 1998г., 70 стр.
б) дополнительная литература
А.П. Красильщиков, Л.П. Гурьяшкин Экспериментальные исследования тел вращения в гиперзвуковых потоках М. ФИЗМАТЛИТ 2007 г.,206 стр.
А.Н. Петунин Методы и приборы для измерения давления и определения скорости газовых потоков. М.: Изд-во МАИ, 1980 г,78 стр.
А.К. Мартынов. Экспериментальная аэродинамика. М.: Оборонгиз, 1958г., 348 стр.
Д.С. Горшенин, А.К. Мартынов. Методы и задачи практической аэродинамики. М.: Машиностроение. 1977г., 235 стр.
А.Н. Радциг, Н.В. Семенчиков, Г.Ф. Чернов. Лабораторные работы по курсу «Теория и практика аэродинамического эксперимента». Учебное пособие. М.: Изд-во МАИ, 1992г., 65 стр.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции проводятся с использованием видео материалов по основным аэродинамическим центрам мира (NASA, ONERA, DERA), по аэродинамике существующих и разрабатываемых самолетов.
Набор демонстрационных установок, макетов, приборов и стендов. дозвуковые и сверхзвуковые АДТ кафедры
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки
Автор(ы) доцент, к.т.н. В.А.Песецкий,
зам. зав. каф. по уч. работе, ст преп Н.Н. Песецкая
Рецензент(ы)
Программа одобрена на заседании
УМК АРК (Ученого Совета МАИ)
От ____________________года, протокол №________________________________
5. Список разработчиков ПрООП, экспертов
Разработчики:
МАИ кафедра 105 Зам. зав. каф. по учебной работе, ст. преп. Н.Н Песецкая .----------------
МАИ кафедра 106 - Зам. зав. каф.,--доцент------------------А.В. Чернышев
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Похожие документы:
Примерная основная образовательная программа направление подготовки менеджмент (профиль «производственный менеджмент»)
Основная образовательная программа... министра _________________ «____»__________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент» ...Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «инновационный менеджмент»
Основная образовательная программа... подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки ...Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств
Основная образовательная программа... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств
Основная образовательная программа... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...Примерная основная образовательная программа направление подготовки (1)
Основная образовательная программа... ПРОЕКТ Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Социология ... исследований в соответствии с основнойобразовательнойпрограммойподготовки социолога в системе классического ...Примерная основная образовательная программа направление подготовки (5)
Основная образовательная программа... ______________Федоров М.П. «___»____________ 2010 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 222000 «инноватика» утверждено приказом ...