Главная > Документ


Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации

Предисловие

Процесс автомобилизации страны наряду с огромным значением для социально-экономического развития общества имеет и отрицательные стороны. Главная из них - аварийность на автомобильном транспорте. Только в 2004 г. в России зарегистрировано около 209 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 34,5 тыс. и ранены более 252 тыс. человек. Число ДТП, не подлежащих государственному статистическому учету (в которых нет пострадавших участников дорожного движения), в несколько раз больше. Всего за 10 лет в ДТП погибли 320 тыс. человек. Практически 1/3 погибших в ДТП составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Около 20% пострадавших стали инвалидами.

По сравнению с европейскими странами аварийность в Российской Федерации характеризуется одним из самых высоких уровней гибели, а также тяжестью последствий. Относительный показатель числа людей, пострадавших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств, в России в три-пять раз выше, чем в европейских странах; относительный показатель количества погибших лиц на 100 тыс. населения в 1,7-2 раза больше, чем в странах развитой автомобилизации; число погибших в ДТП на 10 тыс. попавших в аварию автомобилей у нас в 10 раз выше, чем в европейских странах. Из каждых 100 пострадавших в ДТП людей в России погибают 15, тогда как в США и Германии - только двое, в Италии и Швейцарии - трое.

Дорожно-транспортная аварийность наносит экономике России колоссальный ущерб. Только прямой ущерб от ДТП ежегодно составляет порядка 325 млрд. руб., в том числе от гибели и ранения людей - не менее 210 млрд. руб. (хотя потери человеческих жизней в полной мере оценить невозможно). При этом темп прироста экономического ущерба от ДТП составляет 5-7% в год. Косвенные же виды ущерба, связанные с ограниченной потерей трудоспособности и психологическими травмами лиц, попавших в ДТП, а также рядом других факторов, вообще не учитываются.

Основными причинами ДТП являются нарушения Правил дорожного движения. За последние 10 лет в стране ежегодно наказывается от 37-40 до 50-52 млн. таких нарушений, из которых 70-85% совершают водители транспортных средств. Это официально зарегистрированные данные. Как показывают исследования, нарушений Правил дорожного движения в действительности выявляется в 2-2,5 раза больше. Часть из них в силу ряда обстоятельств вообще никак не наказываются, а во многих случаях участники дорожного движения ";откупаются"; неофициально. Реально можно говорить не менее чем о 70-85 млн. ежегодно выявленных нарушений Правил дорожного движения. К тому же следует учитывать их огромную латентность: выявляется не более 5-6% совершенных нарушений, а зачастую еще меньше. По оценкам экспертов, число нарушений Правил дорожного движения достигает в России 1,2-1,7 млрд. в год.

Сопоставление даже официально зарегистрированных нарушений Правил дорожного движения с численностью автомобильного парка России показывает, что водитель каждого транспортного средства ежегодно совершает 1-1,3 нарушения в год. С точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения это крайне плохой показатель (для сравнения: в Германии на семь водителей приходится только одно нарушение). Поскольку надзор за дорожным движением в странах развитой автомобилизации, в частности в Германии, осуществляется существенно эффективнее, чем в России, неудивительно, что реальный относительный показатель нарушений на российских дорогах (в расчете на 1 млн. транспортных средств) еще хуже. По оценкам экспертов, он в 25-30 раз больше, чем в странах развитой автомобилизации (другими словами, водитель каждого транспортного средства ежегодно в среднем совершает до пяти-шести нарушений), что во многом и обусловливает высокую аварийность дорожного движения в России.

При этом особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, по существующей мировой закономерности, при количестве автомобилей, приближающемся к 250-300 автомобилей на 1000 жителей, отмечается обострение всех проблем, связанных с автомобилизацией, в том числе резкое снижение безопасности дорожного движения. В настоящее время в России на 1000 жителей приходится порядка 230 автомобилей. По прогнозу, к 2010 г. данный показатель достигнет значения 240-280 единиц. С точки зрения дальнейшего роста аварийности на автомобильном транспорте страна находится в крайне опасном состоянии.

Дополнительно на ухудшение ситуации с безопасностью дорожного движения влияет и то обстоятельство, что на процессе дорожного движения, имеющем социальную природу, четко отражаются все негативные явления, происходящие в обществе и государстве. В условиях нестабильной социально-экономической обстановки, финансово-экономических проблем в стране работа по предупреждению ДТП, снижению тяжести их последствий существенно осложняется.

Массовость нарушений Правил дорожного движения свидетельствует о недостаточном уровне подготовки водителей транспортных средств; слабом знании ими Правил; неумении оценивать реальную дорожную обстановку и реализовывать в конкретных условиях положения Правил дорожного движения; невысоком правосознании и общей низкой дорожно-транспортной культуре водителей и пешеходов; неэффективности применения к ним мер административной ответственности; несоответствии законодательства в этой сфере потребностям времени.

В свою очередь преподаватели учебных заведений по подготовке водителей, специалисты по безопасности дорожного движения автотранспортных предприятий и хозяйств, работники дорожно-эксплуатационных организаций, сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, иных органов, наделенных контрольно-надзорными полномочиями в этой сфере, судьи также далеко не всегда в должной степени разбираются в тонкостях Правил дорожного движения РФ, других нормативных актов, регламентирующих дорожно-транспортную деятельность, в вопросах административной ответственности за их нарушение. Особую сложность вызывает правильная квалификация нарушений Правил дорожного движения РФ судьями и сотрудниками ГИБДД.

Настоящее издание представляет собой развернутый комментарий к Правилам дорожного движения РФ, Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Кодексу РФ об административных правонарушениях, ряду других законов и подзаконных актов, регулирующих эту сферу. Анализируются нормы, регламентирующие общественные отношения, которые возникают в процессе движения транспортных средств по улицам городов и автомобильным дорогам, требования к участникам дорожного движения и лицам, ответственным за содержание дорог, других дорожных сооружений, эксплуатацию транспортных средств. Значительное внимание уделяется вопросам квалификации совершаемых ими правонарушений.

Авторы надеются, что данная работа будет способствовать снижению числа нарушений Правил дорожного движения, совершенствованию правоприменительной деятельности судей, сотрудников ГИБДД, других государственных органов, наделенных соответствующими юрисдикционными полномочиями, уменьшению нарушений законности в этой сфере и, как следствие, повышению правопорядка на улицах городов и автомобильных дорогах, сокращению ДТП, числа погибших и раненых участников дорожного движения.

Б.В. Российский,

доктор юридических

наук,

профессор

Часть 1. Правила дорожного движения

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движения*(1) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им*(2).

В 1909 г. Парижская конвенция по автомобильному движению впервые регламентировала движение транспортных средств на международном уровне. Она утвердила четыре дорожных знака. Следующие две Конвенции (1926 и 1931 гг.) довели количество дорожных знаков до 26.

На международных конференциях в Женеве (1949 г.) и в Вене (1968 г.) были приняты Конвенции о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах. Для успешной реализации положений конвенций в 1971 г. были приняты дополнительные Соглашения.

В СССР единые Правила дорожного движения были приняты в 1940 г. С тех пор в СССР, а затем в Российской Федерации Правила неоднократно изменялись, дополнялись и совершенствовались (1957, 1961, 1965, 1973, 1975, 1976, 1979, 1984, 1987, 1993, 1996, 1997, 1998, 2000, 2001 и 2002-2004 гг.).

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

";Автомагистраль"; - дорога, обозначенная знаком 5.1*(3).

Автомагистрали - высококачественные дороги, по которым возможно движение транспортных средств с высокими скоростями. Наивысший скоростной предел установлен для легковых автомобилей, а также грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т. На данных трассах они могут двигаться со скоростью до 110 км/ч включительно. Автомагистрали имеют не меньше двух полос для движения в одном направлении, встречные потоки обязательно отделяются друг от друга разделительной полосой, все пересечения с другими дорогами выполнены в виде развязок на разных уровнях (эстакады, тоннели и т.д.).

Водитель может судить о том, что дорога является автомагистралью только по наличию информационно-указательного знака 5.1 ";Автомагистраль"; (рис. 1).

";Рис. 1";

Требования к движению по автомагистралям приведены в разделе 16 Правил, а предельные разрешенные скорости движения на них регламентированы разделом 10 Правил.

";Автопоезд"; - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

К автопоездам относятся автомобили (тягачи), т.е. механические транспортные средства*(4), с полуприцепом, одним или несколькими прицепами, присоединяемыми тягово-сцепными или опорно-седельными устройствами. Чаще всего прицепные звенья имеют общие с автомобилем тормозную систему и электрооборудование.

Опознавательный знак ";Автопоезд"; - в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм, - должен быть установлен на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах. Этот знак должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки и стоянки (п. 19.8 Правил).

Управление автопоездом, по сравнению с управлением одиночным транспортным средством, имеет определенные особенности. Они обусловливают повышенные требования к квалификации водителя. При движении в составе автопоезда необходимо учитывать увеличение габаритных размеров и веса, а соответственно изменение динамических характеристик (снижение скорости разгона и увеличение пути разгона и тормозного пути), затрудненность маневрирования. На характер движения автопоезда влияют число его звеньев, давление в шинах, величина зазора в тягово-сцепном устройстве, скорость движения, характер загрузки, а также дорожные условия.

На величину динамического коридора автопоезда влияют возможные отклонения от необходимой траектории движения, возникающие из-за значительных поперечных колебаний его звеньев, а также из-за эффекта ";складывания";, возникающего при торможении. Кроме того, динамический коридор существенно расширяется при значительной загрузке прицепа (особенно в задней части), при одновременной недостаточной загрузке платформы тягача.

";Велосипед"; - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Слово ";велосипед"; - французское, а произошло оно от двух латинских слов: ";быстрый"; и ";ноги";.

Его изобретателем чаще всего называют русского крепостного мастера Ефима Артамонова. Он сделал велосипед из железа и дерева и в 1801 году сумел проехать на нем от Урала до Петербурга и обратно. Изобретатель назвал свое творение самокатом. Велосипед называли и ";быстроногом";, и ";костотрясом";, и ";бициклом";. Свое нынешнее название он получил только через 50 лет после создания.

В связи с отсутствием двигателя велосипеды не относятся к механическим транспортным средствам.

Требования к движению велосипедов изложены в п. 24.1-24.4 Правил. Кроме того, велосипедистам адресован ряд дорожных знаков и светофоров.

";Водитель"; - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

В системе ";водитель-автомобиль-дорога"; основным звеном является водитель. Его деятельность во многом схожа с работой оператора. Управляя транспортным средством, водитель воспринимает и перерабатывает поступающую случайным образом информацию и на основе ее анализа принимает решение и реализует его. Водитель получает информацию, непосредственно наблюдая за дорожной обстановкой, а также за контрольно-измерительными приборами. Следует иметь в виду, что в зависимости от конкретной дорожно-транспортной обстановки количество и значимость указанной информации непрерывно меняется.

В этих условиях основой надежности водителя является его квалификация. Например, в условиях интенсивного движения начинающий водитель не всегда своевременно и точно успевает отреагировать на внезапное изменение обстановки и принять правильное решение.

Исследованиями установлено, что в ситуациях, когда даже опытному водителю приходится выполнять значительное количество управляющих манипуляций, часть из них оказываются неверными.

Было подсчитано, что водители городских автобусов и маршрутных такси на протяжении 8-часового рабочего дня в условиях интенсивного движения совершают почти 6 тыс. управляющих манипуляций, из которых почти пятая часть являются неверными. Такие ошибки, как правило, возникают в связи с дефицитом времени на принятие решения.

Надежность водителя находится в прямой зависимости от его профессиональной пригодности и подготовленности. Пригодность определяется психофизиологическими и личностными особенностями водителя, а также состоянием его здоровья. Подготовленность водителя характеризуется его профессиональными знаниями и навыками.

";Вынужденная остановка"; - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Здесь речь идет о непреднамеренном прекращении движения, поскольку во всех перечисленных в определении случаях водитель будет вынужден прекратить движение даже в тех местах, где согласно Правилам остановка запрещена.

При таком незапланированном прекращении движения в местах, где остановка запрещена, водитель в соответствии с п. 7.1 и 7.2 ПДД обязан включить на транспортном средстве аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.

";Главная дорога"; - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.3 или 5.1 (рис. 2), по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой (рис. 3, 4), либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Вышеизложенное определение помогает установить общий порядок проезда нерегулируемых перекрестков. Водители транспортных средств, находящихся на главной дороге, имеют преимущество, находящиеся на второстепенной дороге - уступают.

";Рис. 2";

";Рис. 3";

";Рис. 4";

В данной ситуации речь идет только о нерегулируемых перекрестках. Однако на перекрестках движением часто управляют светофоры или в некоторых случаях регулировщики (регулируемые перекрестки).

В местах, где порядок проезда перекрестка водители определяют по сигналам светофора или регулировщика (регулируемые перекрестки), понятия главной и второстепенной дороги не используются, даже если там установлены перечисленные знаки.

Пересечение дорог, имеющих твердое покрытие, либо пересечение, образованное дорогами, имеющими только грунтовое покрытие, при отсутствии на них знаков 2.1, 2.3.1-2.3.3 или 5.1, считается равнозначным (рис. 5).

";Рис. 5";

";Дорога"; - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (рис. 6 и 7).

";Рис. 6";

";Рис. 7";

Данное определение сформулировано в соответствии с Федеральным законом ";О безопасности дорожного движения";*(5).

Основное назначение дороги - обеспечить движение транспортных средств, хотя в большинстве случаев дорогой могут пользоваться и пешеходы. К дорогам относятся улицы, проспекты, магистрали, а также грунтовые, лесные, полевые пути и даже те, которые могут быть использованы для движения транспорта только зимой; к основным элементам дорог - проезжие части, полосы движения, разделительные полосы, тротуары.

Автомобильные дороги разделены на пять категорий.

К дорогам I и II категорий отнесены дороги, имеющие капитальное основание и усовершенствованное покрытие (асфальто- или цементобетон), обеспечивающие движение по ним колесных транспортных средств с осевой нагрузкой до 10 т. Такие дороги имеют широкие полосы движения (3,75 м), ограниченные продольные уклоны (3-4%), увеличенные радиусы поворотов и широкие обочины. Они обеспечивают высокую пропускную способность, а также круглосуточное и круглогодичное движение. К дорогам I и II категорий отнесены автомагистрали с несколькими полосами движения в каждом направлении, а также двухполосные дороги с одной полосой для движения в данном направлении.

Для дорог I категории, проходящих по равнинной местности, расчетная скорость движения - 150 км/ч, для дорог II категории - 120 км/ч. В связи с этим часто по автомагистралям допускается движение с наиболее высокими скоростями, а на отдельных участках дорог (по решению органов власти) - движение с более высокой скоростью, чем предусмотрено Правилами.

К дорогам III категории причислены дороги с облегченным усовершенствованным покрытием (дегтебетон, битумоминеральные смеси), предназначенные для движения по ним всех колесных транспортных средств с осевой нагрузкой до 10 т, но с меньшей интенсивностью. Ширина полосы движения может быть заужена до 3,5 м, допускаются уклоны до 5%, радиусы кривых в плане могут быть уменьшены до 400 м.

Расчетная скорость для дорог III категории, проходящих по равнинной местности, составляет 100 км/ч, а для дорог, проходящих по пересеченной местности, - 80 км/ч.

Дороги IV категории - дороги, имеющие основание, легко размягчаемое грунтовыми водами, и неусовершенствованное твердое покрытие (булыжник, гравий), рассчитанное на осевую нагрузку до 6 т. Ширина полосы движения не превышает 3 м, величина максимальных продольных уклонов может составлять 6%, а минимальные радиусы поворотов - всего 250 м. На таких дорогах зимой даже после уборки допускается наличие слоев снега и льда. На рассматриваемых дорогах в весеннюю распутицу могут быть установлены ограничения на движение определенных категорий транспортных средств.

Расчетная скорость для дорог IV категории, проходящих по равнинной местности, составляет 80 км/ч, а для дорог, проходящих по пересеченной местности, - 60 км/ч.

Дороги V категории - дороги без покрытия, проложенные по естественному грунту. В период дождей и снегопадов эти дороги чаще всего превращаются в непроезжие.

Реально устанавливаемая скорость движения на многих дорогах III и IV категорий должна быть меньше указанных значений расчетной скорости и меньше верхнего предела скорости, установленного Правилами. Для этого используются запрещающие знаки 3.24 ";Ограничение максимальной скорости";.

С 1 января 1995 г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов распространяется ГОСТ Р 50597-93 ";Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";.

В соответствии с ним автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы:

группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;

группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения;

группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям указанного стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

Проезжая часть дорог и улиц городов и других населенных пунктов, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов.

Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами скоростью.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 80 см и глубине - 5 см.

Коэффициент сцепления покрытия, измеренный прибором ПКРС-2 (ТУ 78.1.003-83) должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора.

На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части должен быть убран в лотки или на разделительную полосу и сформирован в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м.

После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.

Формирование снежных валов не допускается:

- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;

- ближе 5 м от пешеходного перехода;

- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;

- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;

- на тротуарах.

Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.

Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.

Дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008.

Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.

Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 ч.

Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03. Ограждения должны быть окрашены в соответствии с ГОСТ 13508. Не требуют окраски оцинкованные поверхности ограждений. Поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение пяти суток после обнаружения дефектов.

Не допускаются к эксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, сколами бетона до арматуры, а деревянные и металлические стойки и балки - с механическими повреждениями или уменьшенным расчетным поперечным сечением.

Отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см. Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.

";Дорожное движение"; - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Данное определение сформулировано в соответствии с Федеральным законом ";О безопасности дорожного движения";*(6).

К началу XXI в. в мире зарегистрировано около 500 млн. легковых автомобилей, а также 200 млн. автобусов и грузовых автомобилей. Весь этот транспорт в течение одного года перевозит свыше 100 млн. т груза. Дорожная сеть планеты составляет более 20 млн. км. На мировом автомобильном транспорте занято около 100 млн. человек.

";Дорожно-транспортное происшествие"; - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Все дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) в зависимости от механизма возникновения подразделяются на девять видов:

1) столкновение;

2) опрокидывание;

3) наезд на стоящее транспортное средство;

4) наезд на препятствие;

5) наезд на пешехода;

6) наезд на велосипедиста;

7) наезд на гужевой транспорт;

8) наезд на животных;

9) прочие происшествия.

ДТП с особо тяжкими последствиями - это ДТП с числом погибших 5 и более или пострадавших 10 и более человек.

Рассматривая механизм возникновения, совершения и ликвидации последствий ДТП, можно выделить три фазы - предаварийную, аварийную и послеаварийную.

Предаварийная фаза ДТП - период времени до момента нарушения нормального механического движения, т.е. момента начала ударных или иных разрушительных воздействий.

Аварийная фаза - период времени от начала столкновения, опрокидывания, ударных воздействий до момента прекращения механического разрушительного контакта либо прекращения движения транспортных средств.

Послеаварийная фаза - период времени, затрачиваемого для проведения спасательных работ, устранения опасностей для участников движения в месте совершения ДТП*(7).

";Железнодорожный переезд"; - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений В рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного

    Методические рекомендации
    ... Предисловие 4 Раздел 1. Организация и содержание образовательного процесса по основам безопасности дорожногодвижения ... — Каменск-Уральский: Калан, 1997. Комментарий к ПравиламдорожногодвиженияРоссийскойФедерации (Подобщей ред. В.А. Федорова. — М.: ...
  2. Д-р техн наук профессор

    Краткое содержание
    ... повышения квалификации специалистов по безопасности движения Содержание Предисловие 5 Глава 1. Опасности ... работников и преподавателей вузов. 10. Комментарии к ПравиламдорожногодвиженияРоссийскойФедерации и к Основным положениям по допуску ...
  3. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ

    Документ
    ... коррекции. ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Предисловие………………………………………………………... 5 ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ... дорожногодвижения в РоссийскойФедерации" // Российская газета. - 2003. - 11 сентября. 308 Комментарий к ПравиламдорожногодвиженияРоссийскойФедерации ...
  4. Федеральный закон кодекс российской федерации об административных правонарушениях *о)

    Закон
    ... - 2009. Предисловие к комментарию. Раздел I. ... Правиламидорожногодвижения, в связи с дорожно- ... дорожногодвижения водителем транспортного средства Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, внутренних войск Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации ...
  5. При правительстве российской федерации комментарий к земельному кодексу российской федерации

    Документ
    ... России - предисловие (в соавт. с Мининой Е.Л.); ст. 9 - 11 гл. I; гл. XVIII; комментарий к ... безопасности дорожногодвижения Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации Госархстройнадзор России - Государственный комитет РоссийскойФедерации по ...

Другие похожие документы..