Главная > Методические рекомендации


В 2008 - 2009 учебном году в отдельных школах республики будет вестись преподавание по учебникам нового поколения: «История России», 11 кл. (под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В.; издательство «Просвещение») и «Обществознание», 11 кл. (авторы: Поляков Л.В., Федоров В.В., Симонов К.В.; издательство «Просвещение»).

***Полный Федеральный перечень учебников помещен в сборнике «Вестник образования России» (№ 2 , январь 2008 года).

*** Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» (№ 3, 2008 год).

При подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме тестирования следует обратить внимание на следующее:

обществознание:

• необходимо уделять более пристальное внимание сложным теоретическим вопросам и составляющим курса, недостаточно отражённым в учебниках для старшей школы, используя при этом различные материалы учебно-методического комплекта;

• изменить традиционные методики и формы подачи материала школьного курса: материал неэффективно излагать исключительно на теоретическом уровне, гораздо выше уровень его освоения и понимания при рассмотрении конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни;

• обратить внимание на усвоение знаний на высоком уровне теоретического обобщения, отработку ведущих понятий, их признаков и характерных черт, обучение мысленно моделировать типичные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их конкретными примерами; тематические составляющие курса, представленные в стандартах 2004 г. и включаемые и УМК, издаваемые в последние годы;

• расширить возможности использовать источники социальной информации в различных частях экзаменационной работы;

• усложнить задания второй части и привести их к фактически повышенному уровню сложности в соответствии со спецификацией;

• создать новые типы и формы заданий на операции с ключевыми обществоведческими понятиями, проверку осознанности знаний;

история России:

Болыпинство выпускников достигают показателей базового уровня подготовки, они овладели основными элементами содержания этого периода и умениями по многим типам заданий. Неплохо выполняются и задания по XIX в., однако в среднем они уступают показателям выполнения заданий базового уровня по периоду VIII - XVIII вв. Улучшились результаты выполнения заданий по периоду первой половины XX в.: выпускники стали лучше отвечать на вопросы, связанные со знанием дат, причин и следствий событий. Позитивны тенденции и в овладении умениями поиска информации в источнике, установления соответствия (дат, событий и др.), группировки, систематизации фактов, понятий, анализа версий и оценок. Наибольшие трудности вызывают задания по второй половине XX века.

• При изучении школьного курса отечественной истории следует больше внимания уделить XX - началу XXI в., вопросам культуры и быта России на всех этапах её развития, истории общественной мысли, политических партий и движений;

• развивать в процессе обучения межкурсовые (мировая и отечественная история) и межпредметные связи (литература, обществознание);

• шире использовать проблемный подход в освещении социально-экономической, общественно-политической и культурологической тематики;

• особое внимание обращать на овладение общенаучными методами познания и умениями.

3. Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ.

В 2008 году для использования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в качестве пособий для подготовки к ЕГЭ по истории Федеральным институтом педагогических измерений допущены издания:

1. Кишенкова О.В. Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля. История России. Основная школа / под ред. А.О. Татура. - М: Интелект-Центр, 2006.

Единый государственный экзамен. 2007. История: Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / авт.-сост.: Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина, В.В. Соловьев. - М.: Интелект-Центр, 2007.

2. Гевуркова Е.А., Соловьев В.В. ЕГЭ. История: Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2006 (Серия «ЕГЭ: типовые тестовые задания»).

3. Соловьев В.В., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И. Единый государственный экзамен. История: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия. - М.: Вентана-Граф. 1М, 2006.

4. Соловьев В.В., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И. Единый государственный экзамен. История: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия. - М. Вентана-Граф.2М, 2006.

5. Соловьев В.В., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И. Единый государственный экзамен. История: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия. - М.: Вентана-Граф.3М, 2007.

6. Соловьев В.В., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И. Единый государственный экзамен. История: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия. - М.: Вентана-Граф.4М, 2007.

7. Соловьев В.В., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И. Единый государственный экзамен. История: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия. - М.: Вентана-Граф.5М, 2007.

8. Ворожейкина Н.И., Гевуркова Е.А. и др. ЕГЭ -2007: История: Сборник заданий. - М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

В 2008 году для использования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в качестве пособий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Федеральным институтом педагогических измерений допущены издания:

1. Сборник текстовых заданий для тематического и итогового планирования контроля. Обществознание. Основная школа/ О.В. Кишенкова, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006.

2. Единый государственный экзамен. 2007. обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ; авт.-сост.: Е.Л. Рутковская, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2007.

3. ЕГЭ. обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. – М.: Экзамен, 2006. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»).

4. Единый государственный экзамен: Обществознание: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия 1/ Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. - М.: Вентана-Граф, 2006.

5. Единый государственный экзамен: Обществознание: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия 2/ Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. - М.: Вентана-Граф, 2006.

6. Единый государственный экзамен: Обществознание: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3/ Е.С. Рутковская. - М.: Вентана-Граф, 2007.

7. Единый государственный экзамен: Обществознание: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия 4/ Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. - М.:Вентана-Граф, 2007.

8. Обществозание: Сб. заданий/ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

К целостной системе гражданского образования

в Республике Мордовия

Н.А. Ануфриева, руководитель Центра

гражданского образования, член-кор. МАНПО,

доцент кафедры исторического и

обществоведческого образования МРИО

Гражданское образование существует практически во всех странах. Государственный заказ на воспитание социально зрелой личности, формирование ее гражданственности определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетном национальном проекте «Образование», государственных программах по патриотическому воспитанию граждан РФ на 2001 - 2005 и 2006 - 2010 гг. и др.

За последнее десятилетие Министерством образования РФ был принят в этом плане ряд нормативно-рекомендательных документов [1, с. 17], инструктивное методическое письмо «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ» № 13-51-08/13 от 15.01.2003 [1, с. 8 - 14].

Главная цель гражданского образования – воспитание гражданина, гражданской компетентности личности. Гражданин – это не только следствие, но и важнейшая предпосылка решения одной из самых значимых задач в современной России – формирования дееспособного гражданского общества и демократического правового государства: «Ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, - подчеркнул В.В. Путин, - мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества» [2].

Гражданское образование представляет собою единый комплекс, системообразующим стержнем которого является его нацеленность на формирование у обучаемых нравственной, правовой, политической культуры, патриотизма и гражданственности. Мы разделяем точку зрения, что гражданское образование должно быть ориентировано прежде всего на нравственное воспитание, формирование ценностных отношений к миру [3]. Это чрезвычайно актуально в современных условиях, когда в процессе либерализации общества основополагающей стала потребительская психология, «освобождение» от традиционных норм и ценностей, что способствует росту отклоняющегося, саморазрушающего поведения подростков да и взрослых. Нравственность личности – это основа правовой культуры. «Исследованиями установлено: для того, чтобы сообщаемые учащимся юридические знания вызывали у школьников позитивные и правовое чувства и способствовали становлению у них социально полезной жизненной позиции, они должны опираться на прочный фундамент нравственных ценностных ориентиров личности» [3].

При Мордовском РИО с 2004 года функционирует созданный приказом ректора научно-методический Центр гражданского образования, основное направление деятельности которого – подготовка преподавателей на курсах повышения квалификации в сфере гражданского образования, его учебно-методическое оснащение.

С тем, чтобы сделать работу по гражданскому образованию более конкретной и адресной, предстоит в 2008 - 2009 учебном году перейти к следующему ее этапу – к разработке программ гражданского образования на уровне образовательных учреждений, муниципальных районов, г.о. Саранск, что будет способствовать формированию в РМ целостной и эффективной системы гражданского образования, как функционируют они в других регионах.

В содержании программ необходимо предусмотреть федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Важно при этом использовать государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 гг.» и республиканскую целевую программу «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории РМ, на 2007 - 2010 гг.».

В образовательных учреждениях должны быть созданы целостная система гражданского образования с учетом возрастных особенностей обучаемых [1, с. 9 - 10], охватывающая как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися, и главное, направления реализации намеченного в жизни.

Специфика гражданского образования в том, что субъектами его реализации являются преподаватели всех учебных дисциплин и дополнительного образования, учащиеся, родители. Это позволяет реализовывать его в различных формах, моделях:

- предметной, основу которой составляют предметы этико-правовой тематики, обществознание;

- межпредметной: использование потенциала гражданского образования всех общеобразовательных дисциплин - истории, литературы, иностранного языка, предметов естественно-математического и художественно-эстетического циклов, ОБЖ, физкультуры и др.;

- проектной, осуществляемой как на уроках, так и во внеурочной деятельности;

- институциональной, направленной на создание демократического уклада школьной жизни, на развитие различных форм школьного самоуправления;

- этнорегиональной: изучение истории и культуры родного края, жизни и деятельности знаменитых земляков, основ регионального законодательства, Конституции РМ, государственных символов.

Наиболее целесообразен комплексный подход, при котором сочетаются все вышеперечисленные формы.

Решение проблем гражданского образования, становления социальной зрелости учащихся непосредственно связаны с интерактивными методами и современными формами организации учебно-воспитательного процесса [7], с деятельностным подходом, индивидуализацией образовательного процесса, одним из средств осуществления которого является его организация на основе индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих учащимся позиции субъектов выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями и родителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [9].

Масштабы и значимость этико-правового и патриотического воспитания граждан все более возрастают, что вызывает необходимость его дальнейшего совершенствования. Необходимо использовать потенциал гражданского образования, содержащийся в рекомендациях республиканской научно-практической конференции, посвященной 63-й годовщине Победы в ВОВ.

Рекомендации

республиканской научно-практической конференции

«Войны священные страницы навеки в памяти людской»,

посвященной 63-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

9 мая 2008 года – священный праздник, праздник мира и торжества народного подвига, 63-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

Героические события Великой Отечественной войны, Отечественной истории создают прочную основу для актуализации духовно-нравственного потенциала личности, воспитания гражданина, патриота, полноценного, свободного, ответственного члена общества, что приобретает особую значимость в условиях глобальных вызовов, реализации приоритетного национального проекта «Образование». Его главное содержание: от конкурентоспособного образования – к конкурентоспособности России.

Война оставила неизгладимый след в истории и судьбе нашего народа, проявившего примеры мужества и героизма на полях сражений Второй мировой войны, в тылу. Представители этого славного поколения, непосредственные участники и свидетели военных и суровых послевоенных лет – ветераны войны, вооруженных сил, труженики тыла – сегодня присутствуют на нашей конференции. Именно так и осуществляется связь времен, преемственность поколений, формируется историческая память народа, воспитываются гражданственность и патриотизм. Это особенно актуально в современных условиях, когда еще сказываются последствия структурного кризиса 90-х годов, не сформировалась полностью система воспитания подрастающего поколения.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники конференции рекомендуют:

- совершенствовать процесс патриотического воспитания молодого поколения на основе приобщения его к героическому опыту предшествующих поколений, истории Отечества с целью консолидации общества, поддержания общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов;

- разработать систему мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы»;

- активизировать гражданское, патриотическое воспитание, формирование у молодежи гражданского долга, любви к родному краю, Отечеству, готовности и умения защищать Родину, способности выполнять свои обязанности в гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств;

- акцентировать внимание на практической реализации республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 200 7- 2010 годы», перечня запланированных в ней мероприятий;

- проведение юбилейных мероприятий, посвященных:

15-летию Конституции РФ;

70-летию событий на озере Хасан;

200-летию Отечественной войны 1812 года;

300-летию Полтавской битвы;

- уделить особое внимание военно-патриотическому воспитанию учащихся, придать системность этой работе, разнообразить формы и методы ее проведения, используя исторические материалы о подвигах наших земляков в годы ВОВ;

- в городах и селах Мордовии увековечивать память Героев Советского Союза – уроженцев Мордовии в названиях улиц, площадей, школ, библиотек и т.д.;

- активизировать внеклассную работу: систематически проводить уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн, с родителями героев, павших на полях сражений; конкурсы военно-патриотической песни, стихов, литературно-музыкальных композиций патриотической направленности, военно-спортивные игры для детей и юношества;

- школьным библиотекам и музеям разрабатывать и создавать тематико-экспозиционый комплекс, посвященный веховым датам в истории Отечества, регулярно организовывать тематические выставки и научно-исследовательскую работу с учащимися;

- активизировать поисковую и поисково-исследовательскую работу учащихся, разработать Положение о проведении ежегодного регионального конкурса социальных проектов с целью формирования у школьников активной гражданской позиции;

- вместе со средствами массовой информации подготавливать программы, циклы телерадиопередач по гражданско-патриотическому воспитанию;

- активизировать и разнообразить совместную деятельность светской власти и различных конфессий по гражданскому, патриотическому воспитанию, укреплению физического, психического, нравственного здоровья населения, молодого поколения;

- ежегодно широко и торжественно отмечать День Победы.

Литература

1. Гражданское образование: Учебно-методическое пособие/Сост.: Н.А. Ануфриева, Т.П. Лунина, Н.Н. Пивкина. – Саранск, 2004.

2. Путин В.В. Время неопределенности и тревожных ожиданий прошло. Программное выступление перед доверенными лицами 12.02.04// АиФ. – 2004. - № 7. - С.6 – 9.

3. Программа этико-правового курса «Я и мой мир» для 1 - 3 (4) классов общеобразовательных школ //Воспитание гражданских свойств личности на уроках обществоведческих дисциплин: Школьные учебные программы по этике, праву, граждановедению и обществознанию (1 - 11 кл.). - СПб: Союз, 2005.

4. Киселева Н.Б. Нравственное воспитание на уроках обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - № 8. - с. 15 – 20.

5. Войны священные страницы навеки в памяти людской /Под ред.Н.А. Ануфриевой; МО РМ, МРИО. – Саранск, 2008.

6. Ахметова И.Ф. и др. Гражданское образование и социальное проектирование: Пособие для преподавателей. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.

7. Общая методика преподавания обществознания в школе/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Дрофа, 2008.

8. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. «Книга ресурсов»: Учебное пособие. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.

9. Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута /Сост. С.С. Чагин. - М.: АПКиПРО, 2004.

География. Краеведение. Экономика

В.А. Учаева, методист кафедры

исторического и обществоведческого

образования

Преподавание географии в новом 2008 - 2009 учебном году так же, как и в предыдущие годы, будет вестись на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089). Кроме того, учитель может руководствоваться обязательным минимумом содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 №1236) и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 № 56). В этих документах сформулированы требования к уровню подготовки выпускников.

Требования стандарта к уровню подготовки выпускников по географии относятся к трем основным видам деятельности: воспроизведение знаний и умений, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной или новой ситуации.

Преподавание географии в новом учебном году должно вестись по учебникам одной содержательной линии, включенных в Федеральный перечень и имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2010 - 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... ___________________А.Н. Шегуренков Сборникметодическихматериаловпопреподаваниюучебныхпредметов в 2010 – 2011 учебномгодуМетодические рекомендации Составитель: В.А. Орехова, проректор поучебно-методической работе МРИО ...
  2. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... социологического исследования) 141 Сборникметодическихматериаловпопреподаваниюучебныхпредметов в 2009 – 2010 учебномгодуМетодические рекомендации Составители: В.А. Орехова, проректор поучебно-методической работе МРИО ...
  3. Учебно-методический комплекс (354)

    Литература
    ... внеклассной работе попредмету. Принципы отбора, содержания и организации учебного материала. Методика преподавания русского языка ... учебныхматериалов для учащихся, проектирование уроков и пр.); семинарские занятия (изучение основных методических ...
  4. Преподавание предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации

    Обзор
    Преподаваниепредмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебномгоду должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ... октября 2009года ... учебных планов, учебных программ, учебно-методическихматериалов ... предмета «Физическая культура». В преподавании ... учебных занятий по всем изучаемым предметам. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы ...

Другие похожие документы..