Главная > Методические рекомендации


- Примерное положение о конфликтной комиссии.

В подготовительный период Министерством образования Республики Мордовия разработаны инструкции для участников государственной (итоговой) аттестации в новой форме за курс основной школы:

- Инструкция по процедуре проведения письменного экзамена по русскому языку в новой форме в 9 классах общеобразовательных учреждений в 2007 году;

- Инструкция по процедуре проведения письменного экзамена по алгебре в новой форме в 9 классах общеобразовательных учреждений в 2007 году;

- Инструкции для членов муниципальных предметных комиссий по проверке экзаменационных работ учащихся IX классов.

Инструктивный материал по оцениванию экзаменационных работ, содержащий критерии оценивания и ключи к тестовым заданиям, предоставлялся муниципальным органам управления в день проведения экзаменов.

Экзаменационные работы выпускников 9 классов, принимавших участие в государственной аттестации в новой форме, оценивали эксперты, входящие в состав муниципальных предметных комиссий. В проверке работ участвовало 228 человек, большинство из которых - педагоги высшей квалификационной категории.

Члены муниципальных предметных комиссий предварительно прошли обучение методике оценивания экзаменационных работ на республиканском и муниципальном уровнях, были ознакомлены с нормативными и инструктивными документами, регламентирующими работу предметных комиссий. По результатам проверки экзаменационных работ председателями муниципальных предметных комиссий составлены аналитические отчеты.

В 2007 - 2008 учебном году государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 классов в новой форме будут проходить 7013 выпускников из 345 общеобразовательных учреждений, т.е. в два раза больше, чем в прошлом учебном году.

Федеральные документы, регламентирующие организацию и проведение государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме, в т.ч. и утвержденные демоверсии 2008 года по русскому языку, алгебре, биологии и географии, представлены на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (e-mail: ).

Министерством образования Республики Мордовия издан приказ «О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2007/2008 учебном году» № 88 от 26.02.2008 г., которым утверждены:

- Перечень предметов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме: математика (письменно), русский язык (письменно), биология и география (по выбору обучающихся);

- Перечень общеобразовательных учреждений, участвующих в 2008 году в эксперименте по независимой системе оценки качества образования (это те общеобразовательные учреждения, которые работают по БУП-2004);

- План-график работ Министерства образования Республики Мордовия по апробации государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме на 2007 - 2008 учебный год;

- Состав рабочей группы по организации и проведению в 2008 году государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Мордовия в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования.

Рекомендации по использованию ИКТ в УВП ОУ

С.И. Карпов, методист

информационно-методического центра

Создание и использование презентаций.

Практически все учителя республики на данный момент прошли 72-часовые курсы повышения квалификации в области ИКТ, в том числе и при МРИО, в программе которых было отведено немалое количество учебных занятий как на изучение технологии создания слайдов к уроку посредством Microsoft Office PowerPoint, так и на методику использования презентаций на уроке. Поэтому сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что педагогической ИКТ-компетентностью, по крайней мере, на теоретическом и начальном практическом уровне обладает подавляющее большинство учителей региона.

Знания такого рода без практического их применения очень быстро забываются. А при разовом или использовании «время от времени» абсолютно неэффективны и бессмысленны. В ИКТ необходимо «упражняться» системно, только тогда можно испытать в полной мере все их преимущества над «чистым» традиционным подходом в обучении.

Что значит «системно»? К сожалению, у нас принято считать системным подходом, когда учитель создает две-три презентации и из года в год демонстрирует их на открытых уроках; их же он представляет и на аттестации как доказательство «системности» своего подхода в использовании новых информационных технологий. Этот подход можно назвать системным только в том, что он позволяет систематически ставить галочки напротив своей фамилии в отчетах об использовании ИКТ в УВП ОУ. На самом же деле он называется эпизодическим. Эти регулярные, но эпизоды обращения к помощи компьютера повсеместно создают иллюзию активной деятельности. Но почивать на лаврах рановато. Системной в данной области можно считать работу педагога, имеющего и/или постоянно создающего, использующего электронные разработки по всем тематическим блокам своей учебной программы (в которых они востребованы спецификой объясняемого материала). При этом ведется мониторинг эффективности обучения именно этими средствами, и его статистика является неоспоримым доказательством того, что педагог работает в правильном направлении. Кроме того, учитель не замыкается в себе, а регулярно транслирует свой опыт коллегам на семинарах, «круглых столах» и т.п. не только в своем ОУ, но и на курсах повышения квалификации в институте образования.

Каждый учитель, занимающийся ИКТ, должен нарабатывать личную библиотеку каталогов тематически структурированного электронного наглядного материала, с помощью которого можно объяснить любую тему школьной программы по своему предмету (подробнее см. /p11aa1.php). Это могут быть рисунки, фотографии, видеофайлы, аудиофайлы, анимации, текстовые блоки, шаблоны заголовков, фонов, сечений, графических построений, каталоги ссылок на образовательные ресурсы Интернета и пр. – все то, из чего всегда можно подготовить слайды к уроку и другие дидактические материалы, не озабочиваясь вопросами поиска необходимой информации. Она не создается одномоментно, а является плодом сознательного творческого поиска и отбора информации.

Кроме того, объективно требуется привести в систему уже готовые презентации, которые можно неоднократно использовать и в дальнейшем, дорабатывая их в случае изменения программы обучения и совершенствуя по мере наработки опыта ведения занятий с помощью ИКТ.

Поскольку этот материал будет очень ценным, не лишним будет создавать его архивные копии, записанные на компакт-диски, чтобы в случае «падения» системы или повреждения винчестера не потерять то, над чем трудились месяцами, а то и годами.

ИКТ не стоят на месте. Знания в этой сфере быстро «устаревают». Вообще повышение квалификации в области ИКТ не может быть привязано к определенному количеству курсов за определенный срок. Поэтому необходимо непрерывное их обновление, которое можно обеспечить, сотрудничая с методистами ИМЦ МРИО, делясь опытом с коллегами, занимаясь самообразованием в этой области, благо нет дефицита соответствующей литературы и в продаже, и в Интернете.

Однако уже сегодня назрела необходимость использования ИКТ не только в одиночку, самим педагогом, но и создания творческих коллективов учителей для этих целей. Это должно быть сообщество не только учителей-практиков и вовсе не обязательно из одного педагогического коллектива образовательного учреждения, увлеченных информатизацией учебного процесса, но и обязательно методистов ИМЦ МРИО. Методическая поддержка крайне необходима, поскольку, как показывает опыт, большинство создаваемых в одиночку ресурсов не соответствует требованиям оформления, законам подачи информации на мультимедийный экран и восприятия информации аудиторией с экрана, а подчас и СанПин. Иными словами, подобные презентации либо приносят больше вреда, чем пользы образовательному процессу, а также здоровью детей, либо, в лучшем случае, не задействуют все доступные возможности как программы по созданию слайдов, так и методики проведения занятий с помощью ИКТ.

Многие учителя не идут на контакт по поводу качества своих работ, поскольку опасаются критики или просто не хотят делиться идеями. Их устраивает вариться в собственном соку, однако злоупотребление этим рано или поздно скажется на эффективности обучения, поскольку у нас нет пока контроля за качеством создаваемых учителями презентаций, и низкокачественные продукты продолжают использоваться в образовательном процессе. Такое отношение неприемлемо, и оно автоматически устраняется в условиях коллективной работы, когда разработкой ресурсов, и не обязательно только презентаций, занимаются несколько человек под контролем методиста.

Использование ЦОР.

Любой учитель, имеющий даже начальные знания в области использования ИКТ в образовательном процессе, может самостоятельно создавать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) как с помощью Microsoft Office или Open , так и иных специализированных программ, лицензионных или бесплатных. Даже если это касается создания анимированных моделей каких-либо изучаемых процессов, сделать это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Достаточно немного почитать дополнительной литературы или обратиться за помощью к методистам или более «продвинутым», как это принято сейчас называть, коллегам. С другой стороны, зачем заново изобретать велосипед, если кто-то уже сделал как раз тот ЦОР, который в данный момент необходим учителю? Не сложно его сначала поискать в Сети. В любом случае, создавать самому, во-первых, очень увлекательно, во-вторых, учитель всегда представляет конечный результат и осознанно стремится к нему. Когда используются уже готовые ЦОРы, педагог практически всегда лишен возможности вносить в их содержание коррективы согласно собственному видению проблемы или особенностям используемой учебной программы.

Кто не хочет идти этим путем, а привык перемещаться по проложенным рельсам, может воспользоваться ссылкой на сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования (/).

Здесь можно найти огромное количество ЦОРов по всем предметам и классам.

Кроме того, в МРИО в этом году в рамках программы НФПК поступил набор из нескольких десятков компакт-дисков, на которых тоже немало ЦОР. Единственная сложность, что все они в виде rar-архивов расположены в корневой папке диска (на некоторых дисках их больше 200), а по именам архивов невозможно определить их содержимое. Системы поиска нужного файла на CD нет. Единственным ориентиром служит название диска - предмет и класс. Поэтому чтобы найти нужный ЦОР требуется разархивировать и просматривать каждый файл.

ЦОРы рекомендуется использовать не только сами по себе, но и интегрировать в слайды презентаций, где их можно гармонично совместить с другими средствами обучения при изучении конкретной темы.

Использование Интернет-технологий.

Интернет в образовательном процессе может использоваться не только в качестве поиска необходимой для урока информации, размещения на личном сайте каких-либо образовательных ресурсов, информирования родителей об успехах учащихся и новостях школьной жизни, но также для реализации процесса обучения в дистанционной и иных формах, впрочем, тем же целям может служить и локальная сеть учебного заведения, основанная на типологии «клиент - сервер», только, разумеется, с менее масштабным охватом аудитории.

Дистанционное образование.

Для осуществления этого вида обучения необходимо наличие интернет-соединения у всех участников процесса, сайта ДО, на котором выложена программа курса, есть возможность регистрации учащихся и обратной связи.

Аудиторией могут выступать как дети с ограниченными возможностями, так и любой человек, заинтересовавшийся программой обучения.

Процесс обучения начинается после регистрации на сайте (в зависимости от сложности сайта может быть автоматически создана личная страничка учащегося, на которой и будет происходить обратная связь с преподавателем), получения и формирования учебных групп. Всю информацию, структурированную поурочно, слушатель получает на сайте. Результаты контрольных заданий и тестов по окончании разделов курсов преподаватель может разместить на личной странице ученика (если она есть), либо отправить по электронной почте. Для консультаций в реальном времени преподаватель может в заранее определенные часы находиться на соответствующем форуме или чате сайта.

В принципе, такой сайт ДО может организовать любая школа, поскольку все ОУ республики подключены к интернету. Разумеется, если в нем возникла острая необходимость, например, большое количество учащихся в силу разных причин не может какое-то время посещать занятия, или учителя ОУ разработали некую инновационную программу обучения, на которую возник огромный спрос как в регионе, так и за его пределами.

Интернет-урок.

Сложность создания интернет-уроков состоит в том, что учитель должен сам иметь четкое представление о web-программировании, знать язык разметки HTML, языки написания сценариев PHP, JavaScript и пр., уметь подготавливать весь необходимый к уроку графический материал для размещения в Интернете. В противном случае, ему необходимо объединяться со специалистом или заказывать сайт за наличные. Учитывая стоимость подобного вида работ (от 3-5000 рублей и выше), большого роста количества интернет-уроков не ожидается. Чтобы изучить языки программирования на достаточном уровне потребуется не менее двух лет напряженной учебы.

Принцип проведения интернет-уроков практически тот же самый, что и в дистанционных формах обучения. Специфика состоит в том, что учитель, находящийся в классе, для раскрытия темы предлагает ученикам ссылки на соответствующие ресурсы Сети, которые сам заранее нашел или подготовил. Учащимся предоставляется возможность решать задачи обучения более интересным способом, нежели слушать объяснение учителя: ответы на вопросы они находят в Сети самостоятельно, переходя по гиперссылкам. Учитель лишь руководит процессом познания, обобщая в конце урока полученное учащимися знание.

Примеры демонстрационных интернет-уроков можно посмотреть на сайте: /

On-line-урок.

Данная форма организации обучения характеризуется тем, что преподаватель физически может и не находиться во всех участвующих в процессе аудиториях, связь с ним может осуществляться посредством веб-камеры или иного устройства. В зависимости от характера затрагиваемой темы и от технического обеспечения on-line-урок может перерастать в телеконференцию.

Это идеальное решение в случаях, когда аудитория разбросана по регионам и не может быть собрана в одном месте для проведения очного обучения.

Вообще же все эти виды интернет-технологий тесно взаимосвязаны друг с другом и часто нельзя выделить их в чистом виде.

Диагностика и мониторинг воспитанности учащихся

Компьютерная обработка данных

Г.А. Костерина, методист

информационно-методического центра

Чтобы воспитать человека

во всех отношениях, нужно

знать его во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении (и о воспитательной системе его), обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

Педагогический мониторинг как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, вносит коррективы, отслеживает его результаты на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с результатами. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

  • конкретизировать цели воспитательной работы;

  • дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

  • обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

  • обосновать выбор содержания и методов воспитания;

  • соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным;

  • видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:

- определение цели и задач изучения;

- подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;

- выбор методик изучения;

- подготовка диагностического инструментария;

- исследование испытуемых;

- обработка и интерпретация результатов исследования;

- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

    • Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

    • Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

    • Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

    • Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

- Отношение к учению.

- Отношение к людям.

- Отношение к самому себе.

- Отношение к природе.

- Отношение к труду.

- Отношение к действительности.

Мониторинг воспитанности детей – это постоянное наблюдение за детьми в их индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирование и анализ их поступков, отношений, позиций и мотивов; это отслеживание эмоционального состояния ребенка, которым окрашена та или иная его деятельность. Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.

Критерий и показатели эффективности воспитательного процесса могут быть разработаны в школах, лицеях с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Каждое учебное заведение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс в данной школе.

Для диагностики воспитанности учащихся использована методика Шиловой М.И., д.п.н., члена-корреспондента РАО, зав. кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета. Компьютерная поддержка к методике разработана в информационно-методическом центре (ИМЦ) МРИО. Проведена апробация на базе средних общеобразовательных школ № 8, 11, 18, 24 г.о. Саранск.

Компьютерная обработка данных позволяет:

- оптимизировать процесс диагностики уровня воспитанности учащихся;

- повысить эффективность воспитательной работы образовательного учреждения;

- сделать наглядными мониторинговые исследования;

- повысить уровень психолого-педагогической и информационно-коммуникационной компетентности педагогов;

- активизировать исследовательскую деятельность педагогов.

По всем вопросам, связанным с использованием методики изучения воспитанности учащихся 1 - 11 классов, обращаться в ИМЦ МРИО.

Литература

1. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

2. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания //Классный руководитель. - 2000. - № 6.

Организация дистанционного обучения в системе

повышения квалификации работников образования

Л.Д. Кокорева, директор МРЦДО

Одна из задач системы образования в современном обществе – обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей.

В настоящее время в образовательной среде получает распространение новая форма образования - дистанционная, которая объединяет в себе потребности современного общества, новейшие достижения педагогики и психологии, преимущества применения ИКТ, признает личность главным субъектом образования и общение как основное средство обмена информацией. И потому эту форму образования необходимо интегрировать в существующее образовательное пространство с целью его преобразования и усовершенствования. Она имеет цель и принципы, которые целиком совпадают с задачами общества в дальнейшем развитии.

Цель дистанционного обучения – предоставить человеку возможность получить знания, умения, навыки, в том числе и профессиональные, на таком уровне, чтобы он смог самостоятельно и творчески совершенствоваться на протяжении всей жизни, то есть чтобы наполнение индивидуального информационного пространства было гибким, продолжительным и постоянным.

За счет дистанционных технологий возможно решить задачу, поставленную И.И. Калиной, заместителем министра образования и науки, перед системой ПК - «обеспечить профессиональный патронаж развития не эпизодическим повышением квалификации раз в пять или в три года, а постоянной, четко организованной, методической поддержкой» и «удовлетворить индивидуальные потребности учителя в непрерывном повышении квалификации».

В прошедшем учебном году педагоги нашей республики имели возможность повысить свою квалификацию через курсы в дистанционной форме на базе центра дистанционного образования МРИО. Для этого преподавателями и методистами института были разработаны учебно-методические комплексы (УМК), обеспечивающие повышение квалификации учителей без отрыва от учебного школьного процесса. Было выставлено 10 курсов, из которых три для руководителей ОУ и специалистов МОУО и семь для учителей различных профилей (информация обо всех курсах находится на сайте Мордовского регионального центра дистанционного образования /). Программы всех курсов сертифицированы. С уверенностью можно сказать, что большинство курсов имеют актуальность и востребованы педагогами республики. Особенно хорошие отзывы о курсах «Содержание и методика преподавания курса ";Естествознание"; в 10 - 11 классах профилей гуманитарной специализации», «Совершенствование профессионального мастерства учителя», «Самообобщение передового педагогического опыта в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование”».

Курсовую подготовку в дистанционном режиме прошли 195 учителей, руководителей ОУ и специалистов МОУО.

Дистанционное обучение наиболее актуально для педагогов, проживающих в отдалённых районах республики, поскольку позволяют учителю использовать интерактивные технологии для повышения своего профессионального уровня.

Бесспорно, что сегодня большое значение для педагога имеет не только вопрос приобретения знаний как таковых (это не обсуждается, это аксиома), но и вопрос временных затрат. Учителю в современном ритме трудно найти место и время для системного повышения своей квалификации. Дистанционные курсы дают возможность разгрузить время учителя, но при этом он получает достаточно информации для рефлексии своей профессиональной деятельности. Проводимый мониторинг показывает, что педагоги положительно отзываются о дистанционной форме обучения: «Обучаться на курсах повышения квалификации в дистанционном режиме мне очень понравилось. Можно спокойно работать над лекцией и выполнять задания и тесты в удобное время. Самостоятельное изучение лекции гораздо результативнее, можно вернуться, перечитать еще раз, остановиться, чтобы подумать. Темы лекций актуальны и интересны. Особенно понравилось то, что они не дают ответы на все вопросы, а, ставя их, создают мотив для самостоятельного поиска ответов. За время обучения я закрепила и усовершенствовала свои навыки работы с компьютером»; «Дистанционные курсы поломали мои старые представления о прохождении курсов. В течение двух с половиной месяцев я чувствовала себя настоящей студенткой. Ценно то, что все лекции остались у меня, а это такой богатый материал, который может пригодиться в дальнейшей работе. У меня очень мало свободного времени, поэтому при такой форме обучения могла изучать лекции в удобное время».

В новом учебном году также планируются курсы в дистанционном режиме. Полная информация о них появится на сайте МРЦДО в августе 2008 года. Каждый педагог может познакомиться с этой информацией и выбрать КПК в дистанционном режиме. Муниципальные отделы управления образования имеют возможность сформировать группы педагогов своего района для обучения по конкретной тематике КПК.

Дистанционные технологии находят активное применение и в школьной образовательной среде:

- широкие перспективы в использовании дистанционных технологий открываются при реализации профильных программ на старшей ступени обучения;

- в таких формах получения образования, как семейная, экстернат, очно-заочная;

- в обучении одарённых детей и детей с ослабленным здоровьем.

Мы приглашаем творчески работающих учителей к сотрудничеству по разработке элективных дистанционных курсов и их проведению для учащихся не только своего района, но и всей республики.

Технологии и формы обобщения

передового педагогического опыта учителя

Т.В. Самсонова, проректор по научно-

методической работе, к.п.н.

В.Д. Маркеева, методист научно-

методического отдела



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2010 - 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... ___________________А.Н. Шегуренков Сборникметодическихматериаловпопреподаваниюучебныхпредметов в 2010 – 2011 учебномгодуМетодические рекомендации Составитель: В.А. Орехова, проректор поучебно-методической работе МРИО ...
  2. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... социологического исследования) 141 Сборникметодическихматериаловпопреподаваниюучебныхпредметов в 2009 – 2010 учебномгодуМетодические рекомендации Составители: В.А. Орехова, проректор поучебно-методической работе МРИО ...
  3. Учебно-методический комплекс (354)

    Литература
    ... внеклассной работе попредмету. Принципы отбора, содержания и организации учебного материала. Методика преподавания русского языка ... учебныхматериалов для учащихся, проектирование уроков и пр.); семинарские занятия (изучение основных методических ...
  4. Преподавание предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации

    Обзор
    Преподаваниепредмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебномгоду должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ... октября 2009года ... учебных планов, учебных программ, учебно-методическихматериалов ... предмета «Физическая культура». В преподавании ... учебных занятий по всем изучаемым предметам. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы ...

Другие похожие документы..