Главная > Методические рекомендации


Анализ внешней среды ресурсного центра

Любая организация находится в тесном взаимодействии с её внешним окружением. Причем именно внешняя среда организации прежде всего и определяет ее миссию и (или) долгосрочные цели.

Внешняя среда определяет количественные и качественные параметры спроса на образовательные услуги; регулирует деятельность органов и организаций, обеспечивающих и производящих эти услуги; служит источником материальных и людских ресурсов; потребляет конечную продукцию.

Анализ внутренней среды ресурсного центра

Анализ внутренней среды обычно проводится для сравнения с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации). Основная задача анализа должна заключаться в том, чтобы развивать внутренние ресурсы и компетенции, которые позволили бы завоевать преимущества перед конкурентами.

Существует множество рекомендуемых наборов факторов, по которым следует проводить анализ внутренней среды. Наиболее рациональный путь – анализ различных «срезов» или групп показателей деятельности ресурсного центра. Например,

  • анализ ресурсного обеспечения:

- государственных стандартов (содержания образования);

- финансовых условий;

- потенциала педагогических кадров;

- материально-технической базы;

  • анализ организационной системы:

- управления ресурсным центром;

- учебно-производственной деятельности;

- образовательного процесса;

- воспитательного процесса;

- методической работы;

  • анализ результатов (эффективности) деятельности ресурсного центра:

- трудоустройство выпускников, их карьерный рост;

- экономические показатели.

Анализ ожиданий заинтересованных сторон

Анализ ожиданий заинтересованных сторон касается как внешней среды ресурсного центра, так и его внутренней среды - студентов, преподавателей, мастеров производственного обучения, администрации. Цель анализа - поиск баланса интересов лиц, непосредственно или опосредованно связанных с развитием ресурсного центра, прогнозирование и сведение до минимума противоречий, возникающих между участниками образовательного процесса.

Важно понять, что произойдет, если ресурсный центр будет игнорировать интересы того или иного партнера. Например, без взаимодействия с работодателями ресурсный центр очень быстро погибнет, т.к. не сможет обеспечить ни реализацию государственного стандарта, ни трудоустройство выпускников.

Желательно, чтобы все группы заинтересованных сторон находились под постоянным вниманием руководства ресурсного центра. Из их представителей можно формировать попечительские советы, их можно привлекать для лучшей организации учебного и воспитательного процесса, и, конечно, для стратегического планирования деятельности ресурсного центра, для рецензирования разработанных планов и их корректировки.

SWOT-анализ как инструмент для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды ресурсного центра

Одним из наиболее широко применяемых методов стратегического анализа является метод SWOT-анализа, который сводится к заполнению матрицы из четырех квадрантов (см. табл. 2).

SWOT-анализ получил своё название от английской аббревиатуры следующих слов:

S – (strengths) – сильные стороны внутренней среды деловой организации;

W – (weakness) – слабые стороны внутренней среды;

O – (opportunities) – возможности, заложенные во внешней среде организации;

T – (threats) – угрозы, опасности, исходящие из внешней среды.

Для проведения SWOT-анализа исследуют факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность организации. Таких факторов может быть огромное количество. Но из них необходимо выбрать лишь те, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность ресурсного центра. Просчеты при анализе или недооценка любой из составляющих могут в дальнейшем «сорвать» реализацию всего плана. Например, даже высококвалифицированный персонал при отсутствии четкого последовательного управления не сможет достичь запланированных результатов, а слабая материальная база будет тормозить реализацию даже самых продуманных программ.

Сила - это то, в чем организация преуспела, или какая-то особенность, придающая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают ресурсному центру преимущества на рынке (например, более качественная подготовка специалистов, востребованность их на рынке труда, прогрессивные производственные и педагогические технологии). Сила также может являться результатом успешного сотрудничества с другим учреждением, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности на рынке профессиональных образовательных услуг.

Слабость -это отсутствие чего-то важного для функционирования организации, то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, нерациональном распределении обязанностей заместителей и т.д. Слабая сторона, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать ресурсный центр уязвимым.

Возможности определяются как внешние факторы, дающие ресурсному центру дополнительные шансы для преодоления слабостей и укрепления сильных сторон.

Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в выборе дополнительного сегмента рынка потребителей, строительстве нового предприятия рядом с образовательным учреждением.

Угроза - это внешние факторы, которые могут нанести ущерб ресурсному центру, лишить его имеющихся преимуществ. Угрозы могут состоять в появлении новых конкурентов, осложнении демографической ситуации, спаде промышленного производства и т.п.

Таблица 2 предлагает в качестве примера (условного) SWOT-анализ ресурсного центра.

Таблица 2

SWOT-анализ РЦ

Внутренняя среда

Сильные стороны:

- статус государственного ресурсного центра;

- наличие необходимых лицензий и аккредитации;

- высококвалифицированные сотрудники;

- сильные международные связи;

- хорошие традиции и имидж

Слабые стороны:

- устаревшие образовательные программы;

- слабые связи с социальными партнерами;

- устаревшая система управления;

- недостаток учебников;

- неадекватная система помощи в трудоустройстве студентов

Внешняя среда

Возможности:

- хорошее местоположение;

- рост интереса к профессиональному образованию;

- позитивные для РЦ изменения в российском законодательстве

Угрозы:

- недостаточное финансирование со стороны государства;

- нестабильная социально-экономическая обстановка;

- изменение демографической ситуации

Проведение SWOT-анализа является основой для выработки стратегии развития ресурсного центра в целом, отдельных его подразделений, отдельных направлений деятельности.

В основе стратегии развития ресурсного центра профессионального образования должны лежать не возможности ресурсного центра, а потребности заинтересованных сторон, т.к. без их удовлетворения ресурсный центр не будет существовать. Например, даже если у ресурсного центра профессионального образования есть возможность производить какую-либо реальную продукцию с целью ее реализации, это не может лежать в основе стратегии развития ресурсного центра, так как противоречит устремлениям заинтересованных сторон. Этот вид деятельности, тем не менее, имеет право на существование, если способствует развитию материально-технической базы ресурсного центра и является второстепенным по отношению к основному виду деятельности - предоставлению качественных образовательных услуг.

Разрабатывая стратегию развития ресурсного центра на основе SWOT-анализа, необходимо стремиться к тому, чтобы за счёт ликвидации или уменьшения «слабых сторон» и максимального использования «возможностей» укрепить «сильные стороны» и постараться ослабить внешние «угрозы».

Инновационная программа развития в системе

начального профессионального образования:

предпосылки, цели и основные направления

Н.Ф. Фомина, методист кафедры управления и

начального профессионального образования

Инновационная программа развития профессионального образовательного учреждения должна являться основным официальным документом, определяющим, каким быть начальному профессиональному образованию в училище или лицее, на какие цели должны быть направлены усилия, человеческие, материальные и финансовые ресурсы, какие задачи должны быть решены, чтобы начальное профессиональное образование стало по-настоящему современным, сотрудничало и конкурировало с другими уровнями образования.

Исходная проблемная ситуация, побудившая учреждения начального профессионального образования поставить вопрос о необходимости разработки программы развития, определялась сложившимися потребностями, возможностями и противоречиями.

В российском обществе буквально на глазах менялись и продолжают меняться все социальные институты и структуры - экономические, государственно-политические, правовые, финансовые, культурные. Это повлекло за собой обучение новым практическим профессиональным знаниям и специальностям. Стало понятно, что в ближайшей перспективе изменится структура спроса на профессиональное образование. Уже очевидна характерная как для России, так и для Мордовии диспропорция между избыточным количеством выпускников вузов и недостатком квалифицированных специалистов-практиков, на которых держится любая здоровая экономика и без которых не может нормально работать никакое достаточно крупное и развивающееся предприятие или организация.

Разработку инновационной программы следует вести по следующим направлениям:

- разработка новой формы учебного планирования, основанной на принципах непрерывного образования, модульной организации предметного содержания образовательных программ и перехода к интенсивным формам учебных занятий;

- разработка новых учебно-методических пособий, методических материалов и информационно-образовательных ресурсов;

- осуществление подготовки и повышения квалификации ИПР и обеспечение учебного процесса на основе новых технологий;

- разработка новых форм организации образования и управления им на основе мониторинга;

- планирование новых форм сотрудничества с базовыми предприятиями;

- организация ресурсных центров.

Переход на инновационные образовательные программы позволит:

- повысить практическую ориентацию НПО;

- обеспечить возможность перехода к эффективным формам обучения с применением современных образовательных технологий;

- создать возможность более глубокого и оптимального прохождения образовательных программ;

- перейти к более осознанной специализации при обучении специальностям, учитывая потребности рынка труда;

- выделить отдельные модули для программ дополнительного образования различного уровня, разработать комплексные многоуровневые программы;

- обеспечить более тесную связь учебного заведения и базовых предприятий с целью подготовки высококвалифицированных специалистов.

Инновационная программа развития должна разрабатываться и реализовываться на основе действующей нормативной базы начального профессионального образования, установленной Законом РФ «Об образовании»:

1. Закон Республики Мордовия от 30.11.1998 г. № 48-3 «Об образовании в Республике Мордовия».

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.

4. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.

5. Конвенция о правах ребенка (1989).

6. Инструкционно-методическое письмо Рособрнауки и МО РМ.

7. Постановление Правительства РФ от 21.07.97 № 908 «О концепции реформирования системы начального профессионального образования».

8. Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом РФ от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ.

9. Приоритетные направления реализации государственной образовательной политики, рекомендуемые для использования при планировании и реализации программ развития образования субъектов Российской Федерации на 2004 год (материалы коллегии Министерства образования РФ от 20.05.03 года).

10. Устав профессионального лицея.

Кафедра управления и НПО МРИО предлагает примерную схему работы над инновационной программой развития:

1. Паспорт программы развития ГУ НПО «Профессионального училища № ...».

2. Нормативная база для разработки программы профессионального лицея.

3. Сроки реализации программы.

4. Этапы реализации программы (аналитический, основной, обобщающий).

5. Ожидаемые конечные результаты.

6. Качественный состав педагогического коллектива (проанализировать в количественном и процентном варианте состав ИПР за последние три года. Сделать вывод о способности ИПР к подготовке кадров, соответствующих требованиям рынка труда).

7. Анализ современного состояния профессиональной и учебно-воспитательной деятельности в ПУ.

8. Финансирование.

9. Актуальность разработки Программы.

10. Анализ внешней и внутренней ситуации, ее влияние на результаты деятельности.

12. Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния учебного заведения.

13. Определить миссию учебного заведения.

Исходя из миссии учебного заведения, определить основные задачи своей работы на следующие 5 лет:

1. Разработать модель выпускника профессионального лицея как главный целевой ориентир в учебно-производственной, учебно-воспитательной работе.

2. Провести анализ процесса производственного обучения, учебно-воспитательной работы (что делается на данный момент и что планируется).

3. Определить цели и задачи на перспективу.

4. Определить цели и задачи методической службы.

5. Выстроить модель методической службы учебного заведения.

6. Определить пути совершенствования системы управления учебным заведением.

7. Разработать систему мониторинга новой модели образовательного учреждения.

8. Усовершенствовать информационное пространство лицея и его управление.

9. Разработать плануправления реализацией программы.

10. Разработать конкретный план действий по реализации программы:

- для совершенствования структуры управления;

- для внедрения системы управления качеством образования;

- для развития инициативы и творчества преподавателей, стимулирования их инновационной педагогической деятельности;

- для совершенствования материально-технической и учебно-методической базы учебного заведения;

- для успешного прохождения процедуры лицензирования и аттестации учебного заведения;

- для повышения квалификации ИПР;

- для совершенствования системы воспитательной работы;

- для разработки модели специалиста – выпускника учебного заведения, отвечающего требованиям современного рынка труда;

- для расширения сотрудничества с организациями, предприятиями и малым бизнесом.

Инновационная программа развития должна представлять собой стройную и четкую систему организации учебного процесса в подготовке специалистов, что позволит целостно и многоаспектно представить образовательный процесс, установить приоритетные зоны его развития и наладить эффективную систему контроля и управления.

Разрабатывая данную программу, анализируя ее, необходимо учитывать создание и развитие системы социального партнерства между образовательным учреждением, работодателями, общественными организациями, органами по труду и занятости, нацеленной на оптимальное согласование и реализацию интересов всех участников сотрудничества.

Рейтинговая система оценки качества

подготовки специалиста

В.Ф. Стройкина, методист кафедры управления и

начального профессионального образования

В настоящее время на современном рынке труда России наступает переходный этап от одного состояния занятости к другому, связанный с начавшимся оживлением экономики. Это повышает требования к качеству рабочей силы, её квалификации, уровню образования. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти достойное рабочее место.

Существующая пятибалльная система контроля знаний не способствует развитию инициативы, предприимчивости, самостоятельности обучающихся и не всегда отвечает качеству выпускника, т.е. является субъективной, а не объективной.

Наиболее современной системой контроля, позволяющей индивидуально повышать уровень качества знаний, развивать самостоятельную деятельность студента, является рейтинговая система контроля подготовки студента к профессиональной работе. В систему входят контроль качества знаний, подготовленность студента к самостоятельной работе, отношение к своим обязанностям.

Рейтинг – это суммарный показатель в баллах качеств личности в профессиональном направлении. Это оценка товара в баллах по различным показателям.

Рейтинг - это индивидуальный числовой показатель знаний, это система баллов, набранная обучающимися в ходе обучения. Она должна накапливаться по модулям и блокам по профессиональным показателям.

Рейтинговая оценка – суммарная (накопительная) оценка, характеризующая знания, умения, учитывающая систематичность, самостоятельность и творческое начало в учебной работе обучающихся.

Преимущества рейтинговой системы контроля знаний:

- Повышается активность учащихся, так как только самостоятельная работа даёт желаемый результат.

- Проявляется самостоятельность и индивидуальность обучающихся в выборе вопросов для определения уровня качества знаний.

- Стимулируется деятельность преподавателя по повышению квалификации, так как всегда существует связь преподаватель – студент.

- Отсутствует субъективность в оценке знаний, так как всегда есть письменный ответ студента, а в содержании программы рейтинга есть точный ответ.

- Повышается мотивация, и у студентов появляется возможность совершенствования качества знаний.

Основным недостатком этой системы является большая работа педагога по подготовке рейтинговой системы контроля качества знаний, а также время, необходимое на проверку ответов.

Рейтинговую систему контроля знаний лучше внедрять в целом по специальности, профессии, тогда общий рейтинг можно представить в виде суммы баллов по трём показателям:

1) качество знаний и умений;

2) способность обучаемого к самостоятельной работе;

3) прилежание (отношение к своим обязанностям, т.е. к своей деятельности).

Качество знаний (первый показатель рейтинга) - это сумма баллов оценки качества знаний по дисциплинам, блокам, модулям или курсам.

В учебном заведении должна быть разработана общая рейтинговая система оценки знаний для каждой специальности.

Рейтинг теоретической подготовки по дисциплинам состоит из:

- входного контроля;

- текущего контроля;

- рубежного контроля.

Весь объём часов разбит на блоки, дисциплины, модули.

Блок складывается из отдельных разделов, а следовательно, и рубежных проверок.

Первый рубежный контроль – 30 баллов.

Второй рубежный контроль - 32 балла.

Третий рубежный контроль – 32 балла.

Четвёртый рубежный контроль - 40 баллов.

Пятый рубежный контроль - 42 балла.

Вопросы по контролю составляются не менее чем в двух вариантах и вывешиваются в каждом кабинете и лаборатории. Обучающиеся знакомятся с ними в начале года.

Оценка в журнале определяется так:

«5» - если сумма набранных баллов 80 - 100;

«4» - если сумма набранных баллов 89 - 70;

«3» - если сумма набранных баллов 69 - 60;

«2» - если сумма набранных баллов ниже 60.

Рейтинговый контроль повышает мотивацию учащихся к обучению, заставляет педагога вести занятия на научной и профессиональной основе. Общий рейтинг качества подготовки обучающихся хорошо сочетается с модульно-блочными планами. Модуль в педагогической литературе – это порция учебного материала, для учебного плана модуль является завершённым циклом определённого уровня, заканчивающегося присвоением определённой квалификации по профессии или специальности.

В каждом учебном заведении выбирают свою рейтинговую систему контроля.

Проведение новой формы

государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений

Республики Мордовия

И.М. Иконникова, ведущий специалист отдела

дошкольного, общего и дополнительного

образования Министерства образования

Республики Мордовия

Выпускники 9 классов Республики Мордовия третий год участвуют в апробации государственной аттестации в новой форме. С 2005 года – по русскому языку и алгебре, в 2007 - 2008 учебном году количество предметов увеличено до четырех: русский язык (письменно), алгебра (письменно), биология и география (по выбору учащихся).

Интерес со стороны муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования (далее – МОУО), к новой форме государственной аттестации выпускников 9 классов значительно возрос по сравнению с 2005 годом. Если в 2005 году в аттестации выпускников 9 классов в новой форме участвовало всего 7 МОУО, в 2006 году – 21, то в этом учебном году – все 23 МОУО республики.

В 2007 году в государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, проводимой муниципальными экзаменационными комиссиями, приняли участие 3450 выпускников 9 классов из 71 общеобразовательного учреждения.

В ходе экзаменов были задействованы 71 образовательное учреждение (пункты проведения экзаменов), 21 муниципальный координатор, 228 членов муниципальных предметных комиссий.

Нормативной базой проведения новой формы государственной аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Республики Мордовия явились нормативно-правовые документы, разработанные и утвержденные Министерством образования Республики Мордовия:

- Приказ Министерства образования «Об организации апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации в IX классах образовательных учреждений в 2006 - 2007 учебном году»;

- Примерное положение о муниципальной предметной комиссии;

- Примерное положение о муниципальной экзаменационной комиссии;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2010 - 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... ___________________А.Н. Шегуренков Сборникметодическихматериаловпопреподаваниюучебныхпредметов в 2010 – 2011 учебномгодуМетодические рекомендации Составитель: В.А. Орехова, проректор поучебно-методической работе МРИО ...
  2. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... социологического исследования) 141 Сборникметодическихматериаловпопреподаваниюучебныхпредметов в 2009 – 2010 учебномгодуМетодические рекомендации Составители: В.А. Орехова, проректор поучебно-методической работе МРИО ...
  3. Учебно-методический комплекс (354)

    Литература
    ... внеклассной работе попредмету. Принципы отбора, содержания и организации учебного материала. Методика преподавания русского языка ... учебныхматериалов для учащихся, проектирование уроков и пр.); семинарские занятия (изучение основных методических ...
  4. Преподавание предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации

    Обзор
    Преподаваниепредмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебномгоду должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ... октября 2009года ... учебных планов, учебных программ, учебно-методическихматериалов ... предмета «Физическая культура». В преподавании ... учебных занятий по всем изучаемым предметам. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы ...

Другие похожие документы..