Главная > Методические рекомендации


Формирование системы мониторинга образовательного процесса с целью оценки состояния и динамики развития республиканской системы общего образования

И.В. Ванисова, зав. отделом

мониторинговых исследований

Современное управление образованием представляет собой целостную систему, которая, с одной стороны, призвана обеспечить сохранение педагогических норм, традиций и социокультурных основ общества, с другой - преобразуя жизнедеятельность педагогической реальности, является одним из мощных источников ее потенциального развития и составляет основу целенаправленных изменений и нововведений.

Однако существующая в отечественном образовании система управления не позволяет обеспечить предстоящие стратегические преобразования в силу недостаточной опоры на его научную теорию, согласно которой управление любой системой возможно на основе сбора, обработки и анализа соответствующей достоверной информации. В результате этих интеллектуальных операций с информацией создаются знания о текущем состоянии системы, которые, в свою очередь, выступают базисом для принятия управленческих решений.

Решение проблемы управления образованием связано с поиском средств сбора, обработки и анализа управленческой информации. Таким механизмом для подготовки, принятия, реализации управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса в соответствии с прогнозируемыми результатами является педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг качества обучения – это отслеживание состояния учебного процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития обучающихся.

Цель педагогического мониторинга – получение, упорядочение и систематизация информации о деятельности образовательного учреждения, поступающей из различных источников.

Важнейшими задачами педагогического мониторинга являются экспертное оценивание качества образования, его соответствия государственному образовательному стандарту, исследование уровня профессионально-педагогической квалификации педагогов.

Отдел мониторинговых исследований, созданный в январе 2007 года, приступая к формированию системы мониторинга образовательного процесса, начал свою работу с исследования кадрового потенциала общеобразовательных учреждений РМ. С этой целью специалистами отдела была апробирована и скорректирована электронная картотека программы «КАДРЫ». Анализ полученных данных позволяет сделать следующий вывод: увеличивается доля педагогов, имеющих специальность, не связанную с преподаваемым предметом. Так, 20% учителей, работающих в должности «учитель начальных классов», не имеют соответствующей специальности; 9,4% учителей, работающих в должности «учитель русского языка и литературы», имеют специальности, не связанные с преподаваемым предметом. Среди учителей, работающих в должности «учитель математики», 15% педагогов не имеют специальности, связанной с математикой.

Ситуация с учителями, преподающими тот или иной предмет, выглядит следующим образом. Например, среди учителей, преподающих математику, только 77% педагогов имеют специальность «математика» или дополнительную специальность «математика», специальность 23% педагогов, преподающих данный предмет, не связана с математикой, из них 8% учителей ведут математику по совместительству, не имея специального образования. Математику преподают люди, имеющие специальности: филология, физика, химия-биология, иностранный язык, география, психология, история, дошкольное воспитание, черчение, бухучет, лесоинженерное дело, военная политика, зооинженерия, инженер-механик, инженер-электрик и т.д. Среди учителей информатики только 40% педагогов имеют специальность «информатика», специальность 60% учителей, ведущих информатику, не связана с информатикой. Информатику преподают люди, имеющие специальности: физика, математика, инженер, филология, химия-биология, иностранный язык, география, психология, история, дошкольное воспитание, бухучет, физическое воспитание, агрономия, музыка, художник-модельер.

Данные факты предполагают проведение анализа состояния качества преподавания предметов математического цикла. Об этом же говорят результаты мониторинга олимпиады, проведенного в 2007 - 2008 учебном году. По результатам регионального этапа олимпиады по математике, участник 9 класса, занявший 1 место, набрал 23% от максимально возможного балла; участник 10 класса - 52% от максимально возможного балла, 11-классник - 45% от максимально возможного балла, а 92 % участников 10 и 11 классов набрали менее 25% от максимально возможного балла.

Результаты олимпиады по информатике: 10 класс: 1 место - 39% от максимально возможного балла, 90 % участников набрали менее 25% от максимально возможного балла; 11 класс: 1 место - 11% от максимально возможного балла. При этом только 33% участников олимпиады по математике и 50% участников по информатике готовились к олимпиаде в школе. Результаты олимпиады по русскому языку значительно лучше: учащиеся, занявшие первые места в 9, 10, и 11 классах, набрали, соответственно, 69, 68 и 83 процента от максимально возможного балла. Сравнивая результаты олимпиады по математике и по русскому языку и кадровый состав учителей по данным предметам, можно сделать определенные выводы в пользу подготовки школьников по русскому языку и литературе.

Данные электронной картотеки программы «Кадры» позволяют также провести анализ кадрового потенциала как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне муниципального района, что является необходимым условием оценки состояния и динамики развития общего среднего образования в республике.

В апреле - мае 2007 года отделом мониторинговых исследований было проведено исследование общественного мнения старшеклассников и родителей по поводу качества образовательных услуг, предоставляемых школой. Результаты данного исследования позволяют сделать вывод о том, что предметы математического цикла востребованы учащимися. Хотели бы учиться в школе с углубленным изучением информатики - 31% опрошенных учащихся, иностранного языка - 27%; углубленное изучение математики и русского языка выбрали по 22% учащихся. На вопрос «Что хотелось бы Вам изменить в процессе Вашего обучения в школе?» - почти половина старшеклассников (46,6%) выразила желание ликвидировать свои пробелы в знаниях. Чаще всего назывались такие предметы: математика (18,1%), физика (16,2%), химия (10,4%), иностранный язык (9,4%), русский язык (7,1%), информатика (10%) (особенно учащиеся сельских школ).

При построении системы мониторинга образовательного процесса большое внимание уделяется диагностике обученности (или учебных достижений). Диагностика учебных достижений включает в себя контроль (выявление и измерение), учет (накопление статистических данных), а также анализ статистических данных. Исходным, и в этом смысле базовым, этапом диагностики является контроль, его систематичность существенно повышает эффективность диагностики и является основой образовательного мониторинга, понимаемого как система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической среды, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Для проведения систематического контроля учебных достижений учащихся в Республике Мордовия готовится к использованию программа «АИС ТЕСТ», разработанная московскими коллегами из ООО «ДИАВЕР». Данная программа предназначена для проведения тестирования разного уровня подчинения в дистанционном режиме.

Важное значение в данной ситуации приобретает проблема установления критериев, разработка диагностического инструментария для комплексного проведения педагогического мониторинга уровня учебных достижений учащихся по всем учебным дисциплинам. К разработке банка тестовых заданий для проведения тестирования привлекаются творчески работающие педагоги, учителя-грантополучатели, методисты. Из предложенных по определенной теме заданий будет автоматизировано генерироваться индивидуальный тест для каждого учащегося. Принять участие в разработке банка тестовых заданий может каждый педагог республики. Форма представления заданий выставлена на сайте отдела мониторинговых исследований: omi.edurm.ru.

За последние годы в республике накоплен некоторый пакет диагностических методик и прежде всего всевозможных тестов, которые ориентированы на работу учителей-предметников по выявлению результатов обучения учащихся, а также деятельность социально-психологической службы по изучению индивидуально-личностных качеств подрастающего поколения.

С 2007 года в республике проводится мониторинг уровня обученности учащихся школ РМ в два этапа.

В марте 2006 - 2007 учебного года отделом мониторинговых исследований с целью фиксации и анализа состояния учебной подготовки учащихся на различных ступенях обучения и выявления тенденций ее изменения, получения объективной информации о качестве образования, необходимой для принятия управленческих решений, проводился первый этап мониторинга уровня обученности учащихся школ Республики Мордовия по русскому языку и математике в 4-х, 8-х, 10-х классах. Объектами мониторинга являлись 3027 учащихся: 876 учащихся 4-х классов, 1107 учащихся 8 классов, 1044 учащихся 10 классов. Диагностические исследования проводились среди школьников 78 образовательных учреждений из 10 районов Республики Мордовия.

В октябре 2007 - 2008 учебного года отделом мониторинговых исследований проводился второй этап мониторинга уровня обученности учащихся школ Республики Мордовия по русскому языку и математике в 5-х , 9-х, 11-х классах.Объектами мониторинга являлись 4742 учащихся: 1352 учащихся 5-х классов, 1688 учащихся 9 классов, 1702 учащихся 11 классов. Диагностические исследования проводились среди школьников 114 образовательных учреждений из 15 районов Республики Мордовия. Полученные результаты на протяжении этапов вносились в единые листы анализа, представлялись в виде таблиц, отражающих процентные показатели по уровню обученности, качеству обученности и рейтингу учебных достижений (среднему баллу) по классу, также анализировались типичные ошибки, допущенные учащимися. По результатам первого и второго этапов мониторинга были подготовлены аналитические отчеты. Материалы отчета включают показатели уровня обученности, качества обученности и средний балл по русскому языку и математике, рассчитанные в среднем по образовательному учреждению, муниципальному району и Республике Мордовия. Аналитический отчет предназначен для широкого круга лиц: представителей органов управления регионального и муниципального уровня; специалистов, занимающихся проблемами мониторинга учебных достижений школьников; специалистов в области школьного математического и филологического образования. Результаты исследования и отчеты представлены на сайте: .

В марте 2008 года начался следующий цикл исследований, которые будут проходить в два этапа: 1 - март 2008 года; 2 - октябрь 2008 года. Специалистами отдела мониторинговых исследований были разработаны электронные формы отчета, позволяющие более оперативно проводить обработку и анализ данных, полученных в результате исследования, подготовку отчета на муниципальном и региональном уровнях. Расширяется круг предметов, по которым проводится исследование уровня обученности. Кроме математики и русского языка, востребованы такие предметы, как физика, география, биология, история.

Таким образом, учащиеся получают накопительную систему отметок, участвуя в исследовании в 8, 9, 10, 11 классах.

Итоги проведенных в 2007 г. мониторинговых исследований позволяют констатировать, что результаты учебной деятельности учащихся по математике и русскому языку в основном отвечают требованиям учебных программ. Результаты второго этапа мониторингового исследования уровня обученности учащихся школ Республики Мордовия показали, что в большинстве образовательных учреждений, принявших участие в исследовании (в 82% - по математике и в 80% - по русскому языку), реализуется государственный стандарт общего образования.

Учащиеся 5-х классов показали снижение уровня обученности по русскому языку и математике по сравнению с первым этапом мониторинга, что говорит об испытываемых затруднениях при адаптации в основной школе. Проведенный анализ результатов второго этапа исследования также выявил тенденцию снижения учебных достижений учащихся средней и старшей ступени по сравнению с результатами первого этапа.

В ходе мониторинга изучаются также типичные недостатки и трудности учащихся в усвоении содержания образования по математике. Анализ предметной части выявил, что учащиеся испытывают некоторые затруднения по математике:

в 5 классах - при нахождении площади и периметра четырехугольников, при решении текстовых и логических задач, при решении комбинированных уравнений, при выполнении действий с именованными числами;

в 9 классах - при решении задач на составление уравнений, при работе с графиком функции (построение, исследование);

в 11 классах - при решении неравенств методом интервалов, при нахождении области определения функции.

По русскому языку наиболее типичными для учащихся всех параллелей остаются следующие орфографические ошибки: безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые гласные, согласные в корне слова. К типичным пунктуационным ошибкам можно отнести знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания в сложных предложениях, знаки препинания при вводных словах.

Все выявленные недостатки необходимо обсудить на заседаниях районных и школьных методических объединений, спланировать работу по их исправлению.

По результатам исследования были получены средние показатели уровня обученности, качества обученности и средний балл по математике и русскому языку по Республике Мордовия.

Показатели

Математика

Русский язык

5 класс

9 класс

11 класс

5 класс

9 класс

11 класс

Уровень обученности

78,68

78,2

86,27

79,56

76,01

87,3

Уровень качества

45,72

40,28

50,56

47,84

45,81

59,33

Средний балл

3,4

3,3

3,6

3,3

3,3

3,6

Результаты мониторинговых исследований позволяют определить в качестве основных следующие направления повышения качества образования учащихся по вышеуказанным учебным предметам:

- развитие у учащихся интереса к изучению предмета; по результатам федерального мониторинга, в среднем 20% девятиклассников и 24% одиннадцатиклассников математика, физика и химия, как учебные предметы неинтересны;

- использование современных образовательных технологий, которые позволяют реализовать личностно-деятельностный подход к обучению, при котором будут максимально учтены индивидуальные познавательные возможности учащихся и большая часть нового учебного материала будет усваиваться учащимися на уроке в ходе активной познавательной деятельности; по результатам федерального мониторинга, 19% девятиклассников и 15% одиннадцатиклассников указали, что большую часть нового учебного материала по указанным предметам почти всегда приходится усваивать дома самостоятельно;

- целенаправленное формирование общеучебных умений учащихся; по результатам мониторинга, только 12% девятиклассников и 23% одиннадцатиклассников в достаточной степени владеют умением организовывать свой учебный труд; 19% учащихся 9 класса и 28% учащихся 11 класса в достаточной степени владеют рефлексивными умениями; пятая часть девятиклассников (20%) и треть одиннадцатиклассников (38%) умеют работать с различными источниками информации по предмету;

- повышение качества учебных пособий; по результатам республиканского социологического исследования «Школа глазами выпускников», 31 % выпускников общеобразовательных учреждений - студентов первых курсов высших учебных заведений Республики Мордовия связывает свои недостаточные успехи в школе с качеством учебников.

Выстраивая систему мониторинга образовательного процесса в республиканской образовательной системе, отдел мониторинговых исследований планирует работу в 2008 - 2009 учебном году по следующим приоритетным направлениям:

  • Создание и сопровождение интегрированных банков данных.

  • Разработка и апробация системы мониторинга эффективности курсовой подготовки на базе МРИО.

  • Реализация направления «Комплексная модернизация системы образования Республики Мордовия» приоритетного национального проекта «Образование».

  • Проведение мониторинговых исследований по различным направлениям.

  • Установка и апробация программы «АИС ТЕСТ».

  • Разработка и апробация автоматизированной программы сбора данных об образовательной системе республики.

Отдел мониторинговых исследований приглашает к сотрудничеству в области мониторинга качества образования всех заинтересованных лиц и организации для построения эффективной системы мониторинга, действующей на принципах открытости, разноуровневости и субъектности образования и его результатов, позволяющей оценить состояние и динамику развития общего среднего образования в республике, организовать эффективное управление качеством образования.

Подготовка к стратегическому планированию

деятельности ресурсного центра

А.С. Ферцев, зав. кафедрой управления и

начального профессионального образования

1. Определение миссии ресурсного центра

профессионального образования

Каждый ресурсный центр (РЦ) имеет свою специфику, свое лицо, свой имидж. Именно эти особенности и могут быть сформулированы в миссии ресурсного центра. Миссия рассматривается как особенное предназначение образовательного учреждения и важнейшее основание, позволяющее ему предъявить образовательные услуги, отличные от уже имеющихся.

Миссию можно описать как:

- совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для конкретной организации;

- предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных;

- сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация.

Разработка миссии является начальной точкой разработки любого стратегического плана. Определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная цель ресурсного центра на стратегическую перспективу и всю деятельность ресурсного центра подчинить ее достижению.

Миссия предназначена для решения следующих задач:

- представить в явном виде то, для чего существует ресурсный центр профессионального образования, и установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей;

- определить, чем ресурсный центр отличается от всех других образовательных учреждений, действующих в данном регионе;

- создать критерии для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых в ресурсном центре;

- согласовать интересы всех лиц, связанных с ресурсным центром (учредителя, администрации, работников, студентов, родителей и т.д.);

- способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.

Ответ на вопрос «Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?» определит курс, который должен взять ресурсный центр профессионального образования, и поможет выработать сильную сторону ресурсного центра. То, что ресурсный центр собирается делать и чем он хочет стать, в общем смысле является предназначением (миссией) ресурсного центра. Очень важно при определении миссии помнить о том, какие задачи ставит перед ресурсным центром профессионального образования учредитель.

До формулировки миссии необходимо изучить нормативные федеральные и региональные документы, касающиеся развития системы профессионального образования, а также экономические планы развития региона. В противном случае миссия ресурсного центра может оказаться нереальной, «висящей в воздухе» и не соответствующей потребностям общества. Миссию не стоит формулировать в общих выражениях. Утверждение типа ";высокое качество образования"; слишком туманно, чтобы им можно было руководствоваться при принятии решений в учреждении.

Исходя из функции базового профессионального образования, определенной Типовыми положениями об учреждениях начального и среднего профессионального образования, расшифровка поставленного выше вопроса может быть следующей:

«Для кого?» - характеристика целевых групп обучаемых;

«Какие услуги?» - характеристика образовательных программ РЦ;

«Как?» - каким образом реализуются образовательные программы.

Для ответа на первые два вопроса можно использовать данные таблицы 1, в которых приводится перечень основных целевых групп в сфере базового профессионального образования и характеризуются соответствующие им образовательные программы.

Таблица 1

Специфика целевых групп обучающихся и образовательных

программ сферы базового профессионального образования

Целевая группа

обучающихся

Характеристика образовательных программ

учебного заведения

Учащиеся общеобразовательных школ

Допрофессиональная подготовка и профессиональная подготовка

Выпускники 9-х классов общеобразовательных школ

Начальное или среднее профессиональное образование с получением среднего (полного) общего образования, начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования

Выпускники 11-х классов общеобразовательных школ

Начальное или среднее профессиональное образование по профессиям и специальностям, требующим более высокого базового образования

Подростки группы риска (подростки, не имеющие основного образования или не способные освоить программы среднего (полного) общего образования)

Профессиональная подготовка по профессиям ЕТКС

Подростки с отклонениями в развитии

Профессиональная подготовка по профессиям ЕТКС

Незанятое население

Профессиональная подготовка по профессиям и специальностям ЕТКС, переподготовка, повышение квалификации

Работники предприятий и организаций

Повышение квалификации

Каждый ресурсный центр профессионального образования может иметь одну и более миссий в зависимости от места расположения ресурсного центра, его филиалов и имеющихся возможностей. Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления, в котором отражаются все аспекты согласования интересов клиентов, работников учреждения, администрации региона и основные характеристики РЦ.

Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством работников учреждения. Поэтому желательно в процесс разработки миссии вовлечь всех ключевых работников: администрацию, руководителей структурных подразделений, председателей методических комиссий, ведущих преподавателей и мастеров производственного обучения. Кроме того, в определении миссии желательно участие представителей учредителей, учащихся и их родителей.

Хорошая миссия должна отвечать следующим параметрам:

- быть одобренной обществом (внешнее окружение);

- выполняться руководством;

- быть одобренной сотрудниками;

- быть лишённой внутренних противоречий;

- направлять повседневную деятельность;

- являться индикатором «хороших» решений.

В процессе формирования миссии можно выделить три основных этапа: подготовка, формулирование и развитие (пересмотр). Эти стадии повторяются, так как по прошествии времени возникает необходимость в уточнении задач, основанная на опыте или изменениях внешней среды ресурсного центра.

Миссия – это нечто такое, к чему необходимо регулярно возвращаться. Тогда, с одной стороны, развитие ресурсного центра (или отсутствие такового) можно сверять с миссией, с другой - можно увидеть, сохраняет ли миссия свою актуальность, или ее нужно адаптировать к изменившейся ситуации.

Миссия РЦ является основой для разработки стратегических целей и задач развития. Миссию требуется преобразовать в конкретные задачи и действия. Для этого требуется планирование. В то же время развитие служит импульсом для коррекции формулировки миссии.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Какова, на Ваш взгляд, должна быть последовательность действий при формулировке миссии Вашего РЦ?

2. Какие факторы необходимо учитывать при разработке миссии?

3. Почему к выработке миссии необходимо привлекать как можно больше работников РЦ?

4. Какая взаимосвязь существует между миссией и стратегией развития ресурсного центра?

2. Анализ и оценка внутренней и внешней среды

ресурсного центра

Используя сформулированную миссию ресурсного центра, руководство РЦ может приступить к непосредственной разработке стратегического плана развития. В начале этого довольно продолжительного и трудоёмкого процесса предстоит сделать анализ внутренней и внешней среды ресурсного центра.

Без такого анализа трудно получить объективную картину сильных и слабых сторон в деятельности ресурсного центра, а также возможностей и угроз, которые исходят извне. Имея же объективную картину, разработчики могут довольно просто определить основные проблемы, которые надо решить для обеспечения продвижения к осуществлению миссии ресурсного центра.

Стратегический анализ может рассматриваться как компас управления учреждением. «Среда» или «окружение» организации — совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этой организации. Соответственно различают внешнюю и внутреннюю среду организации.

Внешняя среда - совокупность «факторов влияния» вне ресурсного центра. Эти факторы неподконтрольны руководству ресурсного центра.

Внутренняя среда - совокупность «факторов влияния» внутри ресурсного центра. Эти факторы непосредственно подконтрольны руководству ресурсного центра.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2010 - 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... ___________________А.Н. Шегуренков Сборникметодическихматериаловпопреподаваниюучебныхпредметов в 2010 – 2011 учебномгодуМетодические рекомендации Составитель: В.А. Орехова, проректор поучебно-методической работе МРИО ...
  2. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... социологического исследования) 141 Сборникметодическихматериаловпопреподаваниюучебныхпредметов в 2009 – 2010 учебномгодуМетодические рекомендации Составители: В.А. Орехова, проректор поучебно-методической работе МРИО ...
  3. Учебно-методический комплекс (354)

    Литература
    ... внеклассной работе попредмету. Принципы отбора, содержания и организации учебного материала. Методика преподавания русского языка ... учебныхматериалов для учащихся, проектирование уроков и пр.); семинарские занятия (изучение основных методических ...
  4. Преподавание предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации

    Обзор
    Преподаваниепредмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебномгоду должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ... октября 2009года ... учебных планов, учебных программ, учебно-методическихматериалов ... предмета «Физическая культура». В преподавании ... учебных занятий по всем изучаемым предметам. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы ...

Другие похожие документы..