Главная > Программа


Высокий уровень энергоемкости экономики.

В условиях холодного климата с большим потреблением энергоресурсов энергосбережение имеет высокую социальную и экономическую значимость. Продолжается старение, растет износ оборудования и теплопроводов, имеет место низкая управляемость энергетических систем, снижается экономическая доступность энергоресурсов для потребителей. Все это приводит к большим потерям материальных и энергетических ресурсов, снижению эффективности энергетических систем, росту цен и тарифов на энергоресурсы и в целом увеличению финансовой нагрузки на потребителей.

Активное проведение энергосберегающей политики позволит повысить технический уровень энергетического комплекса Иркутской области и осуществить модернизацию не только объектов топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК), но и действующих производств, а также, при сохранении комфортных условий у конечных потребителей, снизить финансовую нагрузку, связанную с энергоресурсопотреблением, на бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и население. Модернизация и повышение энергоэффективности экономики Иркутской области являются основными механизмами для снижения энергоемкости внутреннего валового продукта, повышения конкурентоспособности конечной продукции, выпускаемой товаропроизводителями и обеспечения доступности энергоснабжения для потребителей.

К негативным социальным явлениям следует отнести:

  1. Высокая энергоемкость промышленности.

  2. Высокая энергоемкость жилищно-коммунального хозяйства.

  3. Неиспользованный потенциал энергосбережения в сфере транспорта.

Цели и задачи развития энергетики

Основная цель – повышение энергетической безопасности и конкурентоспособности региона.

Задачи:

  1. Снижение числа энергодефицитных территорий Иркутской области

  1. Решение вопросов обеспечения энергией территорий перспективного промышленного освоения.

  2. Решение вопросов обеспечения энергией депрессивных территорий.

  1. Создание условий для формирование сбалансированного топливно-энергетического баланса

  1. Реализация программы газификации Иркутской области.

  2. Реализация локальных решений по использованию местных видов топлива.

  3. Развитие возобновляемой энергетики.

  1. Снижение энергоемкости экономики

  1. Снижение энергоемкости промышленности.

  2. Снижение энергоемкости жилищно-коммунального хозяйства.

  3. Снижение энергоемкости транспорта.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство – сложный многосоставной сектор экономики Иркутской области. Он включает в себя системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сбора и обращения с отходами и проч.

Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выработке средне- и долгосрочных планов развития. К ним относятся: (1) значительная дифференциация территорий по природно-климатическим условиям, (2) наличие географических изолированных территорий с развитыми системами жизнеобеспечения, (3) наличие больших территорий с пониженными показателями платежеспособного спроса и другие.

Ниже представлена инвентаризация основных проблем развития жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области, которая необходима для постановки целей и задач развития сектора и составления перечня мероприятий программы.

Основные проблемы ЖКХ

  1. Неудовлетворительное техническое состояние систем ЖКХ

Одной из наиболее значимых проблем жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области является высокий износ сетевого хозяйства. Так, по данным ФСГС «Иркутскстат» совокупный уровень износа водопроводных сетей, рассчитанный для всей территории Иркутской области, не снижался ниже 40%, тепловых сетей – ниже 30%, канализационных сетей – ниже 27%.

В отдельных случаях имеет место неэффективная конфигурация систем жизнеобеспечения (вследствие изменения демографической ситуации на территории после строительства систем ЖКХ в прошлом либо по другим причинам), а также моральное устаревание используемых технологических схем поставки жилищно-коммунальных услуг (вследствие использования устаревшего неэкономичного оборудования, отсутствии внедрения автоматизированных систем поставки услуг и иных устаревших технических решений).

Неудовлетворительное состояние сетей ведет к неэффективному функционированию сектора и повышает риски возникновения нештатных ситуаций. Так, в период с 2006 по 2009 годы количество сбоев в теплоснабжении выросло в 1,8 раза, аварий – в 10 раз, в водоснабжении и водоотведении – сбоев в 3 раза, аварий в 2,5 раза и т.д. В дальнейшем недофинансирование сектора и может привести к ухудшению ситуации и повышению социальных рисков на значительной территории региона.

Кроме того, существует проблема избыточной энергоемкости жилищно-коммунального хозяйства, что обусловлено повышенным потреблением электроэнергии (характерно для систем теплоснабжения и водоснабжения)и использованием неэффективных видов топлива (характерно для котельных). Решение проблем энергосбережения является важным инструментом в повышении эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Оценочно потенциал энергосбережения в системах теплоснабжения составляет до 15-20%, в системах водоснабжения – до 30%. За счет реализации энергосберегающих мероприятий в потребительском секторе совокупный уровень экономии энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве может составить 25%.

Таким образом, дальнейшее развитие жилищно-коммунального хозяйства в рамках решения обозначенной проблемы должно быть направлено на устранение следующих подпроблем:

  1. Высокий износ объектов систем жизнеобеспечения и неэффективная конфигурация систем жилищно-коммунального хозяйства на отдельных территориях.

  2. Моральное устаревание используемых оборудования и технологий, технически ограничивающих повышение эффективности функционирования систем ЖКХ.

  3. Дефицит объектов жизнеобеспечения, в том числе водоочистных сооружений, объектов для утилизации и захоронения мусора (полигонов или замещающих их заводов по переработке или сжиганию мусора), объектов теплоснабжения и проч.

  4. Высокая энергоемкость секторов жилищно-коммунального хозяйства.

  1. Низкое качество предоставляемых услуг ЖКХ

Вследствие высокой физической и моральной изношенности объектов жилищно-коммунального хозяйства в Иркутской области не обеспечивается необходимый уровень качества предоставляемых услуг. Так, например, в сельских населенных пунктах Иркутской области 30 - 40% теплоисточников работают без соблюдения температурного графика, что иногда приводит к снижению температуры в отапливаемом жилом фонде до 10 - 12°C. Фактически такая ситуация обусловлена отсутствием возможности достижения необходимого уровня температур или из-за конструктивных особенностей котлов, характеризующихся низкой энергетической эффективностью, или из-за технологических ограничений в работе всей системы, или из-за отсутствия топлива и квалифицированного, ответственного персонала.

К проблемам невысокого качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг следует отнести также проблемы очистки питьевой воды, проблемы невысокого качества очистки сточных вод и проч.

Более того, отсутствует единая система оценки качества предоставляемых услуг – каждый раз оценка производится точечно на основе сопоставления полученной информации с нормативами предоставления услуг вне зависимости от использования на конкретной территории технологий домостроения, реальных потребностей потребителей услуг, фактической динамики погодных условий и прочих факторов.

Ограничения для развития сектора имеются также и в сфере потребления услуг. В настоящее время отмечается нерациональное расходование потребляемых ресурсов. В особенности это относится к потреблению питьевой воды и электроэнергии в больших городах Иркутской области с повышенным уровнем потребления.

В части повышения качества предоставляемых услуг значительным препятствием для преодоления обозначенных проблем является дефицит мотивирующих факторов для предприятий жилищно-коммунальной сферы в части внедрения современных технологий, особенно для тех из них, которые являются муниципальными предприятиями. Это связано с отсутствием механизмов стимулирования технологической модернизации сектора и ограничениями платежеспособности спроса.

Таким образом, дальнейшее развитие жилищно-коммунального хозяйства в рамках решения обозначенной проблемы должно быть направлено на устранение следующих подпроблем:

  1. Наличие несоответствия качества предоставляемых услуг нормативных требованиям и мировым стандартам качества жизни.

  2. Дефицит мотивирующих факторов для внедрения современных технологий в ЖКХ и несоответствие сложившейся нормативной правовой базы передовым стандартам качества предоставления услуг.

  3. Низкий уровень культуры потребления жилищно-коммунальных услуг и ресурсов.

  1. Низкий уровень инвестиционной привлекательности сектора

Жилищно-коммунальное хозяйство не обладает финансовой самодостаточностью, что обусловлено убыточностью значительной части предприятий сектора, дефицитом мотивирующих факторов для улучшения финансовых показателей муниципальных предприятий, низкой эффективностью расходов предприятий и другими причинами. Однако вследствие наличия социальных рисков финансовые проблемы предприятий жилищно-коммунального комплекса перекладываются на бюджетную систему, для которой соответствующие расходные статьи становятся избыточными в условиях кризисных явлений в экономике.

Решением проблем недофинансирования сектора может стать привлечение частных инвестиций. Однако в настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство не обладает достаточным уровнем инвестиционной привлекательности. Это связано с рядом причин, среди них: наличие сложных объектов на депрессивных территориях с ограниченной платежеспособностью спроса, низкий уровень финансовой и информационной прозрачности сектора, наличие законодательных ограничений.

Таким образом, дальнейшее развитие жилищно-коммунального хозяйства в рамках решения обозначенной проблемы должно быть направлено на устранение следующих подпроблем:

  1. Законодательные ограничения в сфере тарифного регулирования, повышающие риски возврата инвестиций для инвестора.

  2. Невысокий уровень платежеспособного спроса, в том числе наличие депрессивных территорий с низкими показателями доходов населения.

  3. Наличие большого числа убыточных производств и низкая эффективность расходов предприятий.

  4. Низкий уровень финансовой прозрачности и в целом низкий уровень информационной открытости сектора.

Цели и задачи сектора

Основная цель – повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Задачи:

  1. Модернизация систем жилищно-коммунального хозяйства

  1. Реализация комплексных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию жилищно-коммунального комплекса области. Строительство новых объектов жизнеобеспечения (водоочистных сооружений, полигонов ТБО и проч.).

  2. Снижение энергоемкости ЖКХ: реализация мероприятий по развитию энергосбережения, в том числе разработка программы развития энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе.

  1. Повышение качества предоставляемых услуг ЖКХ

  1. Провести аудит качества предоставляемых услуг, особенностей функционирования секторов и систем управления.

  2. Разработать и внедрить стандарты качества предоставления услуг, учитывающие территориальные природно-климатические и иные условия, и внедрить систему финансового стимулирования, направленную на повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

  3. Повысить информированность граждан и предприятий по возможностям рационального использования ресурсов и эффективного потребления жилищно-коммунальных услуг. Реализовать демонстрационные проекты по внедрению эффективных механизмов стимулирования рационального использования ресурсов на двух выбранных территориях – в городе и сельском поселении.

  1. Повысить инвестиционную привлекательность секторов жилищно-коммунального комплекса

  1. Реализация мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включая финансовый аудит предприятий, разработке проектов привлечения инвестиций и реструктуризации долгового бремени предприятий.

  2. Разработка и реализация программы модернизации и развития объектов жилищно-коммунального хозяйства на депрессивных и труднодоступных территориях. Программа должна включать внедрение специальных инструментов финансирования мероприятий и особых условий привлечения инвестиций с учетом ограничений платежеспособного спроса и иных особенностей территорий.

  3. Разработка и внедрение современной системы мониторинга и контроля за выработкой, распределением и потреблением ресурсов и услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе путем использования современных информационных технологий (smart-metering и других).

Действующие меры

В настоящее время на развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области направлена реализация ряда государственных и муниципальных программ и внепрограммных мероприятий.

Начиная с 2002 года реализованы областные государственные целевые программы развития коммунальной инфраструктуры, которые положили начало внедрению системного подхода при решении задачи повышения надежности систем коммунальной инфраструктуры городов и населенных пунктов Иркутской области, заложили основу рыночных отношений в этой сфере. К ним относится областная государственная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2007-2010 гг.», которая прекращает свое действие в 2010 году и будет продлена анна последующие периоды.

Общий объем средств областного бюджета на реализацию программ в жилищно-коммунальной сфере составил 1219,2 млн. руб. Несмотря на уже выполненные проекты, из-за недостатка финансовых средств и недостаточной эффективности отдельных программных мероприятий, полученный в ходе реализации областных государственных целевых программ эффект невозможно охарактеризовать как максимально достижимый.

В связи с этим в настоящее время ведется подготовка новых мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве Иркутской области, основные из которых вошли в текст настоящей программы социально-экономического развития Иркутской области.

В настоящее время (на август 2010 года) Правительством Иркутской области подготовлен проект концепции долгосрочной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2011-2020 годы». Проект разработан в рамках реализации концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года № 102-р.

Готовится ряд других нормативно-правовых актов, в том числе в стадии согласования находится Концепция долгосрочной целевой программы Иркутской области «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Иркутской области на 2011-2015 годы».

Следует отметить, что скорость принятия и реализации ряда мероприятий в жилищно-коммунальной сфере, в том числе в части совершенствования нормативно-правовой базы, ограничена невысокой скоростью принятия решений на федеральном уровне, в том числе по таким направлениям, как:

  • принятие федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы»;

  • принятие федерального закона «О Федеральном и региональных фондах капитального ремонта многоквартирных домов», а также принятие решения о продлении деятельности государственной корпорации «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях продолжения и развития системы финансирования капитального ремонта, реконструкции и модернизации многоквартирных домов;

  • принятие федерального закона «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами, а также об обеспечении прав собственников помещений в многоквартирном доме».

Строительство

В Иркутской области на начало 2010 года насчитывается более 2 000 крупных и средних строительных организаций различных форм собственности, занимающихся как промышленным, так и гражданским строительством.

По объему жилищного строительства Иркутская область занимает пятое место в Сибирском федеральном округе после Алтайского края, Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей. В расчете на душу населения Иркутская область находится на 8 месте из 12 субъектов Сибирского федерального округа. Удельный вес в объеме подрядных работ Российской Федерации составляет чуть более 1 %.

В строительных организациях Иркутской области работает около 6 % занятых в экономике. В строительном комплексе сосредоточен 1 % производственных фондов. Преобладающая часть фондов крупных и средних строительных организаций (92 %) – фонды основного вида деятельности.

Ведущее место в строительном комплексе области занимают организации, осуществляющие общестроительные работы по возведению зданий и сооружений. Они выполняют более 42 % всего объема строительных работ.

Гражданское строительство осуществляется такими крупными организациями, как ООО ЖСК «Востсибстрой», ОАО «Ангарское управление строительства», ЗАО «Иркутское жилищное строительство», ЗАО «Иркутсклесстрой», ОАО «Сибавиастрой» и др.

Жилищное строительство

Ввод жилья в 2009 году составил 602,2 тыс. м. кв., что в 1,82 раза больше чем в 2006 году. В целом в течение последних лет наблюдается положительная тенденция роста жилого строительства в Иркутской области. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» составил 46 322,7 млн. руб.

Рынок жилищного строительства Иркутской области, как и большинства субъектов Российской Федерации в настоящее время перестраивается под государственный заказ. Строительными организациями, чьи проекты находятся в стадии готовности не более 70 %, ведется корректировка планировочных решений до требуемых государственным заказчиком площадей, а также, совместно с Правительством Иркутской области, формируется подход к разработке проекта программы развития малоэтажного жилищного строительства.

Рынок строительных материалов

В Иркутской области существует дисбаланс между наращиванием объемов строительства в целом и объемами производства основных видов строительных материалов.

Иркутская область может самостоятельно обеспечивать себя основными видами строительных материалов, обладая огромными запасами ресурсов. Так, Иркутская область имеет устойчивую сырьевую базу гипса – это Лево-Ангарская гипсоносная провинция площадью около 1 800 км². Разведено 6 месторождений облицовочного камня. В Иркутской области расположены обширные запасы песков, магнезитов и известняков.

Дорожное хозяйство

В государственной собственности Иркутской области находится 12 655 км автомобильных дорог общего пользования (далее – автомобильные дороги), из них: автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее – региональные дороги) – 3 500 км, автомобильные дороги общего пользования местного значения (далее – местные дороги) – 9 155 км.

Плотность автомобильных дорог в Иркутской области составляет 16,33 км в расчете на
1 000 км² территории.

В Иркутской области уровень обеспеченности автомобильными дорогами составляет 42 % от расчетного показателя в потребности дорожной сети, уровень обеспеченности северных районов не превышает 33 % от расчетного, центральных - 40,7 % и южных районов – 60 %.

Основные проблемы строительного сектора

  1. Рост расходов на стройматериалы при возведении новых объектов строительства (жилая, коммерческая, промышленная недвижимость).

Большая часть материалов завозится из других субъектов РФ: Москвы, Красноярска, Новосибирска и т. д., а также Китая, что приводит к увеличению сроков ввода в эксплуатацию и стоимости строительства объектов как промышленного, так и гражданского назначения.

  1. Ухудшение качества жилищного фонда и объектов социального назначения.

Также на качество жилья влияет высокая сейсмичность Иркутской области. Значительная часть жилой застройки по разным причинам имеет фактическую сейсмостойкость ниже нормативных требований. Более 15 районов Иркутской области находятся в сейсмоопасных зонах, подверженных воздействию разрушительных землетрясений. Из общей численности населения Иркутской области в сейсмических районах проживает 63 % жителей, в т.ч. в 7-бальных районах – 594 тыс. человек, в 8-бальных районах – 971 тыс. человек и в 9-бальных районах – 75 тыс. человек. Жилищный фонд в городах и населенных пунктах сейсмоопасной зоны оценивается в 32 млн. м² общей площади.

  1. Низкое качество автомобильных дорог и инфраструктур.

Доля протяженности автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляет: региональных дорог – 63 %, местных дорог – 80 %.

Значительная часть автомобильных дорог имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог превышали темпы восстановления и развития, ежегодно увеличивается недоремонт.

Отсутствует круглогодичная автодорожная связь Мамско-Чуйского, Катангского, Киренского, Бодайбинского районов с дорогами общего пользования и с областным центром. На автомобильных дорогах Киренск-Казачинское, Тайшет-Чуна-Братск, Жигалово-Казачинское, Бодайбо-Мама существуют грунтовые разрывы.

Цели и задачи строительного сектора

Основная цель – формирование рынка доступного жилья, развитие инфраструктурной обеспеченности области.

Задачи:

  1. Развитие современных производств строительных материалов

  1. Разработка программы по развитию сектора строительных материалов.

  2. Формирование площадок для организация новых производств стройматериалов (в рамках сетевого индустриального парка).

  1. Повышение качества жилищного фонда и других объектов, развитие строительного сектора

  1. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

  2. Обеспечение приемлемого уровня сейсмической безопасности, повышение устойчивости жилых домов и объектов жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений.

  3. Строительство объектов социального назначения государственной и муниципальной собственности.

  4. Развитие малоэтажного строительства.

  1. Повышение качества автомобильных дорог и инфраструктур

  1. Обеспечение сохранности автомобильных дорог путем выполнения эксплуатационных и ремонтных мероприятий.

  2. Увеличение протяженности региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям (капитального ремонта, строительства, реконструкции).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы

    Программа
    ... района на2011-2015годы Приложение № 4 Показатели экономическогоразвития Амурского муниципального района на2011-2015годы Краткий Паспорт Программы Наименование программыПрограммасоциально-экономическогоразвития Амурского ...
  2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ Уфа 2010 год Содержание

    Программа
    ... эффективности и влияния насоциально-экономическоеразвитие района. Мониторинг комплексной инвестиционной программысоциально-экономическогоразвития района на2011-2015годы (далее – программы) – это регулярный ...
  3. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

    Программа
    ... в промышленности, запланированные Программойсоциально-экономическогоразвитияна 2005−2009 годы, будут выполнены. Достигнут ... Удмуртской Республики на20112015годы» республиканской целевой программы «Социальноеразвитие села до 2015года». 9. ...
  4. Об утверждении программы социально-экономического развития города орши города барани и городского поселка болбасово на 2011–2015 годы

    Решение
    ... 1 к Программесоциально-экономическогоразвития города Орши, города Барани и городского поселка Болбасово на20112015годы Основные показатели социально-экономическогоразвития региона на20112015годы ...
  5. Закон о программе социально-экономического развития (2)

    Закон
    ... Программесоциально-экономическогоразвития Курской области на2011 - 2015годы"ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА2011 - 2015ГОДЫ ПАСПОРТ Программысоциально-экономическогоразвития Курской области на2011 - 2015годы ...

Другие похожие документы..