Главная > Программа


Реализация инвестиционных проектов по строительству объектов туристкой инфраструктуры.

  1. Повышение качества предоставляемых туристских услуг

  1. Сертификация гостиниц и других средств размещения согласно международной системе классификации;

  2. Содействие развитию региональной системы подготовки кадров для туристско-рекреационной отрасли:

  • Проведение лекций в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров в сфере туризма;

  • Организация проведения и участие в семинарах, конференциях, круглых столов, совещаниях, презентаций и т. д., посвященных актуальным проблемам развития туризма и рекреации.

  1. Формирование земельной политики в регионе

  1. Принятие схемы территориального развития Иркутской области;

  2. Разработка концепций и планов планировки рекреационных территорий (первоначально на территории Слюдянского, Иркутского, Ольхонского районов);

  3. Формирование предложений по дальнейшему развитию земельной политики.

Научно-техническая и инновационная деятельность

Научный потенциал области включает 9 академических институтов Иркутского научного центра СО РАН, 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, 3 научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов.

В составе этих учреждений работают 6 академиков и 7 членов-корреспондентов РАН, 2 академика и 4 члена-корреспондента РАМН, десятки членов общественных академий, свыше 600 докторов и 3500 кандидатов наук.

В научной отрасли Иркутской области занято около 5 000 человек. Общий объем выполненных научно-исследовательских работ в 2008 году составил около 3,4 млрд. рублей (0,7 % валового регионального продукта). 52 % выполненных научных работ (это одна из особенностей научного комплекса Иркутской области) приходится на фундаментальные исследования. В 2008 году представителям научного комплекса Иркутской области выдано более 300 патентов.

В Иркутской области подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 34 образовательных учреждения, в том числе 11 государственных вузов, 16 филиалов государственных вузов, 7 негосударственных вузов и филиалов негосударственных вузов. Общая численность студентов на всех формах обучения в 2009 году составила более 128 тыс. человек. Подготовка специалистов в вузах Иркутской области осуществляется по более чем 200 специальностям технического, экономического, естественно-научного и гуманитарного профилей.

Показатель численности студентов на 10 тыс. чел. населения, введенный ЮНЕСКО, в Иркутской области превышает среднероссийский (497): в Иркутской области он составляет 512. Численность профессорско-преподавательского состава государственных вузов составляет 5 тыс. человек.

В 2009 году Иркутский государственный технический университет принял участие в конкурсе Министерства образования и науки Российской Федерации на присвоение статуса «национальный исследовательский университет» и вошел в число 15 победителей конкурса. На финансирование программ развития вуза из федерального бюджета будет выделено до 1,8 млрд. рублей. 20 % от этой суммы вуз должен привлечь из внебюджетных источников.

Инновационные предприятия

На территории Иркутской области инновационной деятельностью занималось 33 крупных предприятия. Это акционерные общества «Ангарская нефтехимическая компания», «Иркутскэнерго», «Иркутский релейный завод», «Ангарский завод катализаторов и органического синтеза», «Иркутскэнергоремонт», «Саянскхимпласт», «Усть-Илимский ЛПК», Иркутский авиационный завод, ООО Нитол и другие. Также на территории Иркутской области функционируют более 60 инновационных предприятий малого и среднего бизнеса.

Инфраструктура инновационной деятельности

Инфраструктура инновационной деятельности Иркутской области включает 15 элементов. Основные элементы инфраструктуры инновационной деятельности являются:

  • Технопарк Иркутского государственного технического университета, включающий 22 малых предприятия (коммерциализация наукоемких технологий).

  • Центр коллективного пользования научным оборудованием и приборами Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук;

  • Центр трансфера технологий Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук;

  • Иркутский инновационный бизнес-инкубатор.

Наибольшая инновационная активность наблюдается в муниципальных образованиях Иркутской области, обладающих развитой научно-образовательной и производственной базой, в их числе г. Иркутск, г. Ангарск, г. Братск, г. Усолье-Сибирское, г. Усть-Илимск, Иркутский район.

Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной предприятиями продукции на 2009 год оценивается в 3,0 %. За последние 4 года доля инновационной продукции стабильно росла с 0,6 % (2005 год) до 2,9 %(2008 год).

Основные проблемы развития научно-технической и инновационной деятельности

  1. Невысокое использование научно-технологического потенциала области. Высокая стоимость, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости технологических новинок являются ограничением развития сферы инноваций в регионе.

Также структурными ограничениями развития инновационного потенциала области являются недостаток собственных средств предприятий, занимающихся инновационной деятельностью и отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей вузам и научно-исследовательским институтам создавать предприятия для коммерциализации разработок.

  1. Недостаточное развитие конкурентной среды в инновационном секторе. Высокий уровень расходной части бюджета региона создает трудности в разработке финансовых инструментов поддержки инноваций.

Для повышения эффективности выделяемых бюджетных средств необходимо разрабатывать механизмы повышения конкуренции в сфере инноваций.

Цели и задачи развития научно-технической и инновационной деятельности

Основная цель – повышение конкурентоспособности экономики области за счет определения отраслевой специализации на рынках инновационных товаров и услуг и увеличения реализации инновационной продукции, технологий и научных разработок.

Задачи:

  1. Повышение эффективности использование научно-технологического потенциала

  1. Развитие сетевых структур инновационной деятельности по всему региону (открытие дополнительных бизнес-инкубаторов, представительств Иркутского технопарка в Братске, Ангарске и др.).

  2. Повышение престижа инновационной и научно-технической деятельности, в том числе и в молодежной среде (координация мероприятий с министерством молодежной политики).

  3. Разработка и совершенствование областной нормативной правовой базы, регулирующей и стимулирующей развитие научно-технической и инновационной деятельности.

  4. Создание условий для развития фундаментальной науки в регионе (содействие реализации соответствующих направлений федеральной политики в этой сфере), в том числе повышение значимости Иркутской области в международном научном пространстве, как одного из крупнейших научно-исследовательских центров. А также определение перспективного позиционирования научных институтов Иркутской области по отдельным направлениям науки в мировом масштабе (Глобальный исследовательский центр наук о земле и другие).

  1. Повышение конкурентной среды в инновационной сфере региона

  1. Проведение областных конкурсов на лучшие инновационные проекты, на лучшую инновационную деятельность по показателям эффективности внедрения технологичных решений и инноваций среди предприятий малого и среднего бизнеса.

  2. Организация проведения технологического аудита инновационных проектов и разработок.

  3. Определение состава приоритетных для Иркутской области научных исследований, разработок и проектов и организация их выполнения.

Малое предпринимательство

Уровень развития малого предпринимательства в Иркутской области отстает от среднего по России. Количество малых предприятий на тысячу населения в среднем по России составило в 2008 году – 7,8ед., в СФО – 2,3 ед., в Иркутской области -1,4 ед.

Рост объема отгруженной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 23,8%, что обусловлено изменениями структуры производства по видам экономической деятельности, роста неторгового сектора (обрабатывающие производства, строительство). В 2009 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малыми предприятиями на 80 979 млн. руб.

Рост доли численности работников, занятых в малом бизнесе в общей численности работников в 2009 году относительно 2008 года составил 15,4%.

Основные проблемы развития малого предпринимательства

Высокий уровень структурных ограничений для развития малого предпринимательства. Структурные ограничения делятся на ряд подпроблем:

  1. Отсутствие возможности доступа малого бизнеса к финансовым источникам,

  2. Административные барьеры, выраженные в проведении плановых и неплановых проверок предприятий надзорными органами, а также ограничении доступа к офисной и производственной недвижимости, объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре,

  3. Высокий уровень издержек, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности,

  4. Низкий уровень доступа вновь создаваемых малых предприятий к бесплатной информационной поддержке.

Цели и задачи развития малого предпринимательства

Основная цель – создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства.

Задачи:

  1. Повысить качество институциональной среды для развития малого предпринимательства:

  • Снижение административных барьеров для развития малого предпринимательства

  • Модернизация законодательства, регулирующего деятельность малого бизнеса.

  • Развитие системы информационной поддержки субъектов малого предпринимательства (создание консультационного центра, проведение информационных семинаров, разработка информационно-методических пособий).

  • Создание института «обратной связи» между малым бизнесом и органами власти.

  1. Создать условия для отраслевой диверсификации малого предпринимательства

  • Содействие развитию культурных индустрий (см. раздел «Культурная политика)

  • Содействие развитию малого предпринимательства в промышленности

  • Содействие развитию инновационного малого бизнеса и создание необходимой инфраструктуры (см. раздел «Инновационная политика»).

Потребительский рынок

Сеть объектов потребительского рынка по состоянию на 1 января 2010 года составила 16,6 тыс. единиц. Услуги общественного питания оказывают более 3,5 тыс. организаций. На территории Иркутской области действует 72 розничных рынка, в т.ч. 51 универсальный и 21 специализированный.

Оборот розничной торговли в 2009 г. составил 196 307,2 млн. рублей, оборот общественного питания в 2009 г. составил 7 399,5 млн. рублей. Оборот розничной торговли в большей части формировался за счет продажи товаров организациями торговли с применением современных форм обслуживания населения. За 2006-2009 годы доля продаж в организациях торговли увеличилась на 7,5 процентных пункта. Доля неорганизованной торговли снизилась с 17,9 % в 2006 году до 10,4 % в 2009 году.

За 2009 год 3,5 % оборота розничной торговли формировалось субъектами среднего предпринимательства, 32,9 % – малыми предприятиями, 34,8 % – индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка и ярмарок.

Объем бытовых услуг в 2009 г. составил 4 814,0 млн. рублей. На долю малого и индивидуального предпринимательства в общем объеме бытовых услуг приходится более 90 %. Оказание бытовых услуг населению занимает значимое место в структуре объемов платных услуг. Их удельный вес в 2009 году в объеме платных услуг составил 8,6 %.

Особое место в удовлетворении потребительского спроса сельских жителей занимает потребительская кооперация. Организации потребительской кооперации обслуживают более 200 тысяч человек на территориях 440 населенных пунктов, в том числе 90 населенных пунктов, где проживает менее 100 человек. Среднегодовой темп роста оборота розничной торговли и общественного питания за 2006-2009 годы в системе потребительской кооперации составил 107,9 % в сопоставимых ценах.

Основные проблемы развития потребительского рынка Иркутской области:

  1. Неравномерность развития потребительского рынка

Ввиду неравномерности развития потребительского рынка, в частности на северных территориях, существует проблема отсутствия конкуренции на некоторых территориях. Предприятия потребительского рынка, работающие в районах крайнего севера и приравненных к ним, являются убыточными. Ввиду данной ситуации единственным объектом, работающим на данной территории, является потребительская кооперация в лице Иркутскоблпотребсоюза.

  1. Отсутствие достаточной инфраструктуры потребительского рынка. Неполное соответствие с действующим законодательством деятельности розничных рынков и в целом торговой деятельности.

Цели и задачи потребительского рынка Иркутской области

Основная цель – обеспечение устойчивого развития потребительского рынка Иркутской области.

Задачи:

  1. Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципальных районов, расположенных на территориях, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, поселений, находящихся на территориях островов, продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости.

  1. Заключение соглашений о взаимоотношениях между Правительством Иркутской области и Иркутским областным союз потребительским обществом;

  2. Предоставление в установленном законодательством порядке средств областного бюджета на частичное возмещение транспортных расходов организаций, осуществляющих доставку товаров первой необходимости в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, поселения, находящихся на территориях островов.

  1. Развитие и совершенствование инфраструктуры потребительского рынка.

  1. Приведение в соответствие с действующим законодательством деятельность розничных рынков;

  2. Регулирование торговой деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Инфраструктурное и пространственное развитие области

Транспорт и связь

Транспортный комплекс Иркутской области представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, внутренним водным, электрическим городским, сетью автомобильных и железных дорог.

Над территорией Иркутской области проходят внутренние и международные линии воздушного сообщения, имеется сеть аэропортов, способных принимать все типы воздушного транспорта, организовано регулярное судоходство по оз. Байкал, р. Ангаре и р. Лене.

Базовой транспортной инфраструктурой выступают железные дороги региона, выполняющих системообразующую функцию по отношению к региональному и макрорегиональному каркасу системы расселения.

Объем услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, постоянно растет. С 2006 по 2009 годы он увеличился в 3,1 раза с 46,1 до 144,5 млрд руб.

Основные проблемы транспортного сектора

  1. Потребность дальнейшего развития железнодорожного транспорта, в том числе в части обеспечения перспективных районов сырьевого освоения.

  2. Проблемы развития авиасообщения:

  • Несоответствие аэропорта главного транспортного узла Иркутской области – Иркутска требованиям безопасности полетов. Потребность строительства нового аэропорта.

  • Низкий уровень развития внутрирегионального авиасообщения.

  1. Низкий уровень развития логистического комплекса, в том числе дефицит сертифицированных складов.

  2. Дефицит инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

  3. Высокий уровень информационных барьеров для инновационного развития региона, включая низкий уровень проникновения современных средств связи и проч.

Цели и задачи реформирования бюджетной сферы

Основная цель – повышение эффективности и платежеспособности бюджетной системы Иркутской области.

Задачи:

  1. Содействие развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также реконструкция вокзальных комплексов и иных объектов железных дорог в крупных промышленных центрах.

  2. Развитие сети местных аэропортов (Бодайбо, Братск, Киренск, Усть-Кут и других).

  3. Развитие логистического комплекса Иркутской области, в том числе разработка Программы логистического комплекса региона, подготовка площадок для размещения объектов логистики, развитие пассажирской логистики и проч.

  4. Обеспечение безопасности судоходства, включая реконструкцию объектов инфраструктуры и навигационных систем.

  5. Развитие информационных технологий.

  • Развитие телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства на территории городских и сельских поселений.

  • Переход на цифровое телевидение и радиовещание и расширение зоны уверенного приема государственных и региональных телерадиопрограмм.

Энергетика

В настоящее время Иркутская область является энергоизбыточным регионом с большим природным энергетическим потенциалом. Основным источником генерации электроэнергии является гидроэнрегетика. Кроме того, в регионе имеются большие запасы углеводородов и угля.

Доля электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС, составляет более трех четвертей всей производимой электроэнергии – в 2009 году из 57,8 на ГЭС выработано 46,2 млрд. кВт*ч. Собственное потребление составляет 52,5 млрд. кВт*ч, остальные 10% уходят по перетокам в соседние субъекты РФ – Красноярский край и Республику Бурятия. При этом следует отметить, что в регионе имеется неиспользованный потенциал подключения к другим региональным энергосистемам.

Несмотря на в целом эффективную работу энергосистемы и привлекательные условия ведения бизнеса, обусловленные относительно низкой стоимостью электроэнергии, в дальнейшем при отсутствии соответствующих мероприятий ситуация может измениться.

Основные риски для ухудшения ситуации в энергетике региона связаны с высокой энергоемкостью секторов экономики (промышленности, жилищно-коммунальной сферы), потенциальной энергодефицитностью региона в связи с возможной реализацией крупных инвестиционных проектов (в алюминиевой промышленности, горнометаллургическом комплексе и проч.) и другими причинами.

В то же время, несмотря на региональную энергоизбыточность, в пределах Иркутской области существуют места, где из-за неразвитой сетевой инфраструктуры наблюдаются проблемы с энергообеспечением.

Основные проблемы энергетики

  1. Наличие энергодефицитных территорий

Наиболее ярким примером является Бодайбинский район, который по природному потенциалу может обеспечить добычу золота до 60 тонн в год. Однако существующие сети не позволяют передать в район необходимые для этого мощности (до 150 МВт), а собственной генерации Мамаканской ГЭС недостаточно.

Кроме того, на территории области имеется 73 населенных пункта на территории 14 районов, где электроснабжение осуществляется от автономных (дизельных) электростанций и население получает электроэнергию в среднем по 12 часов в сутки.

За счет внутреннего инвестиционного ресурса региона в 2010 году количество подобных энергоизолированных сел и деревень сократится на 6 единиц на территории двух районов (Киренский и Черемховский районы). Следует отметить, что комплекс принимаемых мер в данном случае приносит исключительный социальный эффект, но является очень дорогостоящим.

Таким образом, дальнейшее развитие энергетического комплекса в рамках решения обозначенной проблемы должно быть направлено на устранение следующих подпроблем:

  1. Наличие энергодефицитных территорий с большим потенциалом промышленного развития.

  2. Угроза роста социальных рисков в связи с наличием энергодефицитных территорий с низким уровнем платежеспособного спроса.

  1. Неиспользованный потенциал местной сырьевой базы.

Уровень газификации в области природным газом на 01.01.2009 составил 8,2% (в целом по России 62,4%), в том числе в городах и п.г.т. – 10,1%(67,3%) и сельской местности – 0%(44,9%).

На сегодняшний день по уровню газификации Иркутская область существенно отстает от среднероссийского показателя. Обладая уникальными запасами углеводородов, Иркутская область по уровню использования газа в топливно-энергетическом балансе уступает другим субъектам Российской Федерации. Это является причиной формирования условий для негативного воздействия на окружающую среду существующими объектами энергетики, снижает уровень и качество жизни населения Иркутской области.

Инфраструктурные ограничения не позволяют эффективно использовать экономический потенциал Иркутской области. Сдерживается освоение северных территорий Иркутской области, богатых полезными ископаемыми.

Кроме того, имеется потенциал расширения использования других природных ресурсов: угля, возобновляемых источников энергии, древесного топлива и других. Возможности использования этих ресурсов недооценены, хотя они имеют большое значение для отдельных территорий (например, потенциал использования местных углей в Черемховском районе и проч.).

К негативным социальным явлениям следует отнести:

  1. Неиспользованный потенциал газификации жилищно-коммунального хозяйства и отдельных секторов промышленности, в том числе по причине неразвитой газовой инфраструктуры.

  2. Неиспользованные возможности по дальнейшему расширению использования местных видов топлива.

  3. Нереализованный потенциал по использованию возобновляемых источников энергии, способных играть балансирующую роль для отдельных территорий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы

    Программа
    ... района на2011-2015годы Приложение № 4 Показатели экономическогоразвития Амурского муниципального района на2011-2015годы Краткий Паспорт Программы Наименование программыПрограммасоциально-экономическогоразвития Амурского ...
  2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ Уфа 2010 год Содержание

    Программа
    ... эффективности и влияния насоциально-экономическоеразвитие района. Мониторинг комплексной инвестиционной программысоциально-экономическогоразвития района на2011-2015годы (далее – программы) – это регулярный ...
  3. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

    Программа
    ... в промышленности, запланированные Программойсоциально-экономическогоразвитияна 2005−2009 годы, будут выполнены. Достигнут ... Удмуртской Республики на20112015годы» республиканской целевой программы «Социальноеразвитие села до 2015года». 9. ...
  4. Об утверждении программы социально-экономического развития города орши города барани и городского поселка болбасово на 2011–2015 годы

    Решение
    ... 1 к Программесоциально-экономическогоразвития города Орши, города Барани и городского поселка Болбасово на20112015годы Основные показатели социально-экономическогоразвития региона на20112015годы ...
  5. Закон о программе социально-экономического развития (2)

    Закон
    ... Программесоциально-экономическогоразвития Курской области на2011 - 2015годы"ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА2011 - 2015ГОДЫ ПАСПОРТ Программысоциально-экономическогоразвития Курской области на2011 - 2015годы ...

Другие похожие документы..