Главная > Программа


Также существует проблема сокращения объемов библиотечных фондов, что обусловлено рядом факторов: превышением выбытия библиотечных экземпляров над их поступлением, недостаточным финансированием процесса их комплектования. Значительная часть фондов государственных и муниципальных библиотек физически изношена и морально устарела. Это напрямую сказывается на качестве оказываемых услуг.

  1. Низкая коммерческая эффективность учреждений культуры. Государственные расходы на деятельность учреждений культуры могут быть оптимизированы за счет эффективного управления и продажи услуг данных учреждений.

Учреждения культуры (театры, музеи) содержат в себе высокий коммерческий потенциал. Извлекаемость данного потенциала затруднена структурными и управленческими ограничениями, которые возможно снять при разработке программы развития сектора.

  1. Недостаточное количество культурно-массовых мероприятий. Развитие культурного потенциала Иркутской области возможно посредством увеличения событийности, увеличении количества фестивалей и мероприятий.

Цели и задачи сферы культуры и искусства

Основная цель – развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

Задачи:

  1. Повышение эффективности работы учреждений культуры

  1. Внедрение эффективной системы финансового стимулирования учреждений культуры, в том числе посредством составления рейтинга театров и разработка системы и критериев поощрения лучших учреждений, составления рейтинга музеев и разработка системы и критериев поощрения лучших учреждений.

  2. Развитие информационных ресурсов библиотек и их интеграция на основе внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий (электронные библиотеки).

  3. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры.

  1. Создание условий для развития сферы культуры как самодостаточного сектора экономики

  1. Развитие культурных индустрий, в том числе создание условий для развития сектора искусства, дизайна и прочих секторов занятости в сфере культуры, но при условии их коммерческой самодостаточности.

  2. Совершенствование нормативно-правовой базы развития коммерческих секторов сферы культуры.

  1. Повышение количества культурно-массовых мероприятий

  1. Разработка событийной карты и стратегии культурно-массовых мероприятий в сфере культуры, включающей крупные международные и межрегиональные имиджевые мероприятия («Звезды Байкала», «Человек и природа» и т.д.), мероприятия коммерческого и социального характера.

  2. Разработка событийной карты мероприятий локального уровня.

Социальная поддержка населения

В целях осуществления социального обслуживания жителей Иркутской области по состоянию на 1 января 2010 года действовало 103 учреждения, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в том числе оказывающих социальные услуги:

  • гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

  1. 25 центров социального обслуживания, в том числе 18 комплексных;

  2. 2 центра социальной адаптации;

  3. 20 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

  4. 1 геронтологический центр;

  5. 6 психоневрологических интернатов.

  • семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам.

  1. 1 центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

  2. 22 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;

  3. 9 социальных приютов для детей и подростков;

  4. 4 детских дома-интерната для умственно отсталых детей;

  5. 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;

  6. 6 центров социальной помощи семье и детям;

  7. 11 отделений различного профиля.

Предоставление социальной поддержки и социальных услуг осуществляется областными государственными учреждениями социального обслуживания в стационарной, полустационарной и нестационарной форме. Ежегодно социальные услуги получают более 85 тыс. человек.

В Иркутской области продолжается рост объема средств, предусмотренных на социальную защиту населения. Объем средств увеличен с 14 % в 2006 году до 20 % в 2009 году от общего объема расходов областного бюджета

На территории Иркутской области остро стоит вопрос по снижению очередности в дома-интернаты для умственно-отсталых детей, психоневрологические интернаты и дома-интернаты общего типа.

Для работы по предоставлению мер социальной поддержки используются программные комплексы социальных выплат и компенсаций, которые включены в «Социальный регистр населения», насчитывающий более 1,1 млн. человек.

Основные проблемы социальной поддержки населения

  1. Неэффективное функционирование сектора социальной поддержки (устаревшая материально-техническая база, невысокий уровень качества услуг, несоответствие бюджетного финансирования потребностям сектора).

  2. Проблемы в области защиты прав несовершеннолетних. В области существует высокая необходимость в эффективной работе с детьми и подростками, важным является вопрос оказания услуг детям-сиротам.

  3. Низкое качество жизни отдельных категорий граждан.

Цели и задачи социальной поддержки населения

Основная цель – улучшение качества жизни социально незащищенных групп населения.

Задачи:

  1. Повышение эффективности работы сектора

  1. Оптимизация бюджетных расходов на содержание учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении Иркутской области;

  2. Координация действий с министерствами образования и здравоохранения в смежных вопросах;

  3. Модернизация системы предоставления социальных услуг;

  4. Развитие доступной среды жизнедеятельности, создание оптимальных условий и возможностей для самообслуживания инвалидов;

  5. Снижение очередности в учреждения социального обслуживания;

  6. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания.

  1. Повышение уровня социальной стабильности в области защиты прав несовершеннолетних

  1. Снижение уровня социального сиротства и ранняя профилактика семейного неблагополучия;

  2. Развитие форм семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение численности детей-сирот, устраиваемых на семейные формы воспитания; сокращение числа возврата детей от опекунов/попечителей/усыновителей;

  3. Обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилыми помещениями.

  1. Повышение качества жизни отдельных категорий граждан

  1. Предоставление социальных услуг отдельным категориям гражданам;

  2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  3. Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Иркутской области.

Рынок труда

Развитие рынка труда формируется под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте, а также дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в профессиональном и территориальном разрезах.

В профессиональном составе вакантных рабочих мест преобладают рабочие специальности – 85 % от общего числа вакансий. Но лишь 42 % обратившихся в службу занятости Иркутской области ранее имели рабочую профессию.

В целях рационального использования профессионального потенциала трудовых ресурсов организованы профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (далее – профессиональное обучение) безработных граждан. С 2006 по 2009 годы на профессиональное обучение направлено 44 499 безработных граждан. Из них завершили обучение 44 018 человек. Из всех завершивших обучение получили профессиональную подготовку 18 883 человека, прошли переподготовку 16 763 человека, повысили квалификацию 8 372 человека.

Профессиональное обучение осуществляется более чем по 200 специальностям, востребованным на рынке труда, из них более 72 % составляют рабочие специальности. Профессиональное обучение по рабочим профессиям проходят от 77,3 % до 81,2 % от всех завершающих обучение.

Основные проблемы развития рынка труда

  1. Дисбаланс на рынке труда

В настоящее время количество вакансий не соответствует количеству безработных. Наиболее высокий уровень безработицы в Катангском, Качугском, Нижнеудинском, Тулунском, Усть-Илимском, Чунском районах (более 5%). На 11 территориях области коэффициент напряженности на рынке труда больше 10 (Балаганский район, Зиминский район, Катангский район, Тулун и Тулунский район в целом, Свирск и Черемховский район, Баяндаевский район, Боханский район, Осинский район, Эхирит-Булагатский район).

В условиях происходящей технологизации производств (в том числе и в сельском хозяйстве), занятость в старопромышленных секторах будет снижаться за счет роста удельной производительности труда. Значение данной проблемы будет постепенно возрастать.

  1. Несоответствие потребностей рынка труда и предложения, в частности территориальное несоответствие потребностей рынка труда и соискателей

Следует отметить, что в Иркутске, Иркутском районе, Ангарске, Бодайбо количество заявок от работодателей превышает количество неработающего населения. В частности, в Иркутске требования соискателей к работодателям выше, чем по области.

  1. Несоответствие профессиональной образовательной подготовки (вузы, НПО, СПО) потребностям рынка труда

Обновление программы по переподготовке и повышению квалификации безработных происходит каждый год, часто обучение происходит под конкретные рабочие места. Но в целом ситуацию с трудоустройством выпускников это не решает, на рынок труда выходят люди, имеющие неактуальные для экономики региона специальности.

Цели и задачи развития рынка труда

Основная цель – устранение дисбаланса на рынке труда.

Задачи:

  1. Снижение уровня безработицы в регионе.

  1. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, включающие в себя:

  • Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

  • Оказание государственных услуг в области содействия занятости населения;

  • Формирование предложений по квоте на привлечение иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности на территории Иркутской области.

  1. Организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан;

  2. Развитие самозанятости населения, в том числе реализация мероприятий по повышению предпринимательской активности населения, созданию инфраструктуры для самозанятости (организация центра промышленного дизайна в сфере деревообработки и машиностроения и других) и проч.

  1. Совершенствование системы прогнозирования рынка труда и внедрение мягких инструментов развития рынка труда

  1. Внедрение эффективных инструментов мониторинга и прогнозирования рынка труда, в том числе: составление сводного баланса трудовых ресурсов Иркутской области, предоставление в Службу занятости населения Иркутской области данных о крупных инвестиционных проектах на территории области на будущие 3-5 лет и их корректировок, мониторинг рынка труда региона, выявление секторов перспективного роста и потребностей экономики в специальностях высшего, среднего, начального профессионального образования.

  2. Актуализация образовательных мероприятий вузов, в том числе:

    • развитие программ грантовой поддержки студенческих инициатив в инновационной сфере, имеющих коммерческую и некоммерческую направленность;

    • развитие сетевых профессиональных сообществ вузов и организация физической и виртуальной инфраструктуры для включения студенческих сообществ в глобальную инновационную инфраструктуру и систему занятости (в том числе организация коворкинг-центров, содействие развитию инновационого брокериджа, виртуальной бирже труда и проч. – см. раздел «Молодежная политика»).

  3. Содействие развитию самозанятости населения, включая предоставление консультационных услуг в сфере выбора специализации, создания и развития бизнеса.

Уровень жизни населения

За период 2005 - 2009 гг. в доходах населения Иркутской области в целом наблюдалась положительная динамика.

Среднедушевой денежный доход в 2009 году составил 13 619,2 и увеличился на 5,7% по отношению к уровню 2008 г. В целом за пять лет (2005-2009 гг.) среднедушевые доходы выросли в 1,95 раза. Величина прожиточного минимума в 2009 г. достигла 5163 руб.

Заработная плата является основным источником доходов большинства трудоспособного населения и составляет две трети структуры доходов всего населения. Поэтому ситуация, складывающаяся на рынке труда, оказывает доминирующее влияние на масштабы распространения бедности и социальной напряженности в обществе. Средняя номинальная начисленная заработная плата работающего в Иркутской области в 2009 году составила 18192,9 руб.

Индекс номинальной заработной платы в 2009 году к соответствующему периоду предыдущего года составил 106,5 %.

Наибольший уровень средней заработной платы сохраняется в финансовой деятельности – 36304,7 руб., наименьший - в производстве обуви – 5145,4 руб. Дифференциация в уровнях среднемесячной заработной платы работников различных видов экономической деятельности области составила 7,05 раза.

В структуре потребительских расходов населения в 2009 году преобладали расходы на покупку непродовольственных товаров (39,7%).

Экономическое развитие

Иркутская область – промышленно развитый регион восточной части Сибирского федерального округа. Территория Иркутской области богата природными ресурсами: полезными ископаемыми (золото, уголь, железная руда, газ, нефть и пр.).

Иркутская область - одна из наиболее экономически развитых районов на востоке страны. Особенно выделяется алюминиевая промышленность области. Интенсивно развивается лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство целлюлозы и бумаги. Иркутская область является монополистом в России по производству карбида кальция, сульфатной целлюлозы и поливинилхлоридной смолы.

Важнейшей специализацией Иркутской области является лесная промышленность, отрасли которой широко здесь представлены: лесозаготовки древесины, производство продукции глубокой переработки (пиломатериалов, ДВП, ДСП, фанеры), целлюлозно-бумажная промышленность.

На территории Иркутской области развита электроэнергетика. Здесь действуют одни из крупнейших российских ГЭС: Братская, Усть-Илимская и Иркутская (р.Ангара); Мамаканская (р.Мамакан).

Относительно дешевая электроэнергия повлияла на структуру промышленности области – высокий удельный вес в промышленном производстве приходится на алюминиевую промышленность.

Среди других отраслей промышленности следует отметить машиностроение, нефтехимию, а также горнодобывающую промышленность, топливную, пищевую промышленность. Важным фактором развития промышленности являются минерально-сырьевые ресурсы области.

На долю сельскохозяйственного сектора приходится около 8% валового регионального продукта. Имеющая ярко выраженную промышленную направленность экономики и к тому же расположенная в зоне рискованного земледелия, Иркутская область испытывает недостаток собственного продовольствия.

На территории Иркутской области находится озеро Байкал – уникальный объект природы, обладающий значительным, но пока слабо использованным потенциалом.

Макроэкономика

Валовой региональный продукт (далее – ВРП) в 2008 году составил 456 705,8 млн. руб. в рыночных ценах, что в 11 раз больше, чем в 1996 г. и в 3,3 раза выше уровня 2002 г.

В 2008 г. удельный вес Иркутской области в валовом региональном продукте Сибирского федерального округа составил 13% (4 место после Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей). По объему ВРП в пересчете на душу населения Иркутская область среди регионов СФО занимает 4 место, уступая Красноярскому краю, Томской и Кемеровской областям. ВРП на душу населения в Иркутской области в 2008 г. составил 182199,4 руб.

За 2005-2008 годы в структуре валового регионального продукта растет доля производства услуг, удельный вес производства товаров также растет.

В с 2005 по 2008 гг. средние темпы роста ВРП превышали 8%. Наибольший вклад в прирост ВРП вносят промышленность и розничная торговля. Структура ВРП в 2008 году выглядит следующим образом:

  • Промышленность – 26,3%,

  • Транспорт – 20,6%;

  • Торговля – 13,1%;

  • Сельское хозяйство – 7,5%

  • Строительство – 7,5%

Индекс физического объема валового регионального продукта Иркутской области в 2008 году составил 103,7%.

Промышленность

В структуре промышленного производства Иркутской области наибольшей долей обладают экспортоориентированные отрасли: добыча полезных ископаемых, цветная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение.

Объём отгруженной продукции промышленными предприятиями Иркутской области составил 300,2 млрд. рублей. Индекс промышленного производства в 2009 году равнялся 96,3%.

Перерабатывающая промышленность представлена производством полупродуктов с небольшой добавленной стоимостью, вывозимых на пределы Иркутской области для конечных стадий переработки: алюминий (34 % производимого в Российской Федерации), целлюлоза (30 %), синтетические смолы и пластмассы (53 %), круглый лес (17 %) и пиломатериалы (10 %).

Определяющую роль в экономике Иркутской области играют предприятия, входящие в вертикально-интегрированные структуры. Предприятия регионального бизнеса работают в основном в отраслях, ориентированных на внутренний рынок (легкая и пищевая промышленность).

Значительное снижение объемов производства произошло в обрабатывающих отраслях (94,6 %), в большей степени за счет деятельности предприятий машиностроительного комплекса (в различных отраслях на 30-50 %), в отраслях лесоперерабатывающего, химического комплекса, производстве строительных материалов (80-90 %).

Добыча топливно-энергетических ископаемых

По существующим оценкам начальные суммарные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья Иркутской области составляют: нефть – 2,26 млрд. тонн, газ – 8,34 трлн. м³. Предварительно оцененные извлекаемые запасы месторождений Иркутской области составляют: нефть – 55 млн. тонн, газ – 2,1 трлн. м³. Степень разведанности ресурсной базы углеводородов еще незначительна и составляет: по нефти – 8 %, по газу – 20 %.

Объёмы добычи нефти в 2009 году составили 1 592,1 тыс. тонн, по отношению к 2006 году добыча возросла в 8,7 раза, объемы добычи газа за 2009 год равнялись 397,3 млн. м3, что на 85% больше чем в 2006 году.

Ресурсы ископаемых углей составляют 46 млрд. тонн, из них разведанные по промышленным категориям запасы – 8,1 млрд. тонн, предварительно оцененные – 8,5 млрд. тонн. В 2006-2009 годах объемы добычи угля установились в пределах 11-12 млн. тонн. Добычу в 2009 году вели восемь угледобывающих предприятий.

Ограничениями в добывающей отрасли региона является зависимость сектора от политики вертикально интегрированных компаний и формирование политики недропользования федеральными властями.

Нефтеперерабатывающая промышленность

Нефтеперерабатывающая промышленность Иркутской области представлена ОАО «Ангарская нефтехимическая компания». По типу и сложности схем переработки нефти ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» относится к наиболее высокому - III классу сложных производств топливно-масляно-нефтехимического профиля.

В экономике Иркутской области на долю нефтеперерабатывающей промышленности приходится около 5 % объема промышленного производства. Доля Иркутской области в объеме переработки нефти в Российской Федерации составляет 4 % (9 место), в Сибирском федеральном округе – 28 % (1 место). Глубина переработки нефти – 75,5 % (10 место по Российской Федерации).

В 2009 году уровень переработки нефти остался на уровне 2008 года при снижении индекса промышленного производства до 96,3 %.

Ограничениями в нефтеперерабатывающей промышленности региона является зависимость сектора от политики вертикально интегрированных компаний в области добычи и переработки.

Химическая промышленность

Химический комплекс Иркутской области является многоотраслевым, включающим нефтехимию, полимерную и хлорную химию, производство удобрений, химикатов и химико-фармацевтических субстанций, кремнийорганику, микробиологию и занимает около 8 % объема промышленного производства Иркутской области. Потребителями химической продукции являются практически все отрасли экономики.

Химическое производство Иркутской области представлено продукцией низкой и средней степени технологического передела, которые поставляются для переработки в другие субъекты Российской Федерации и на экспорт. Иркутская область является крупнейшим в Российской Федерации производителем поливинилхлоридной смолы – 45,4 % всего отечественного производства поливинилхлорида.

Снижение в 2007 году объемов производства обусловлено введением ограничительных мер на мировом рынке в отношении поставок российской нефтехимической и химической продукции. В 2009 году индекс промышленного производства составил 100,4% к предыдущему году.

Ограничениями развития химического комплекса региона выступают высокий уровень загрязнения окружающей среды производствами, отсутствие подготовленных площадок для переноса или открытия новых производств.

Металлургический комплекс


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы

    Программа
    ... района на2011-2015годы Приложение № 4 Показатели экономическогоразвития Амурского муниципального района на2011-2015годы Краткий Паспорт Программы Наименование программыПрограммасоциально-экономическогоразвития Амурского ...
  2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ Уфа 2010 год Содержание

    Программа
    ... эффективности и влияния насоциально-экономическоеразвитие района. Мониторинг комплексной инвестиционной программысоциально-экономическогоразвития района на2011-2015годы (далее – программы) – это регулярный ...
  3. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

    Программа
    ... в промышленности, запланированные Программойсоциально-экономическогоразвитияна 2005−2009 годы, будут выполнены. Достигнут ... Удмуртской Республики на20112015годы» республиканской целевой программы «Социальноеразвитие села до 2015года». 9. ...
  4. Об утверждении программы социально-экономического развития города орши города барани и городского поселка болбасово на 2011–2015 годы

    Решение
    ... 1 к Программесоциально-экономическогоразвития города Орши, города Барани и городского поселка Болбасово на20112015годы Основные показатели социально-экономическогоразвития региона на20112015годы ...
  5. Закон о программе социально-экономического развития (2)

    Закон
    ... Программесоциально-экономическогоразвития Курской области на2011 - 2015годы"ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА2011 - 2015ГОДЫ ПАСПОРТ Программысоциально-экономическогоразвития Курской области на2011 - 2015годы ...

Другие похожие документы..