Главная > Программа


Оснащение учреждений здравоохранения современным оборудованием.

  • Решение проблем кадрового дефицита системы здравоохранения.

    1. Снижение уровня заболеваемости населения

    1. Создание условий для принципиального улучшения ситуации по наиболее значимым направлениям развития системы здравоохранения (снижение заболеваниями болезнями системы кровообращения, новообразованиями, ВИЧ-инфекцией, наркоманией), а также по улучшению здоровья молодежи.

    2. Планомерное снижение заболеваемости населения другими социально значимыми болезнями.

    3. Повысить качество проводимых мероприятий по профилактике болезней.

    Физическая культура и спорт

    В настоящее время Иркутская область располагает 3 305 спортивными сооружениями разных форм собственности, в том числе 1 222 спортивными залами, 69 плавательными бассейнами, 1 658 плоскостными сооружениями. Уровень обеспеченности данными спортивными сооружениями от социального норматива составляет 55,8 %, 7,4 %, 17,8 % соответственно.

    Физической культурой и спортом в Иркутской области на регулярной основе занимаются 259,6 тыс. человек, что составляет 10,4 % от общего числа жителей. В среднем по Российской Федерации этот показатель составляет 17,3 %. Охват детей и подростков в возрасте 6-15 лет массовым спортом в Иркутской области – 47,2 %, в том числе занимающихся в детско-юношеских спортивных школах – 14,5 % (46,3 тыс. человек).

    Основные проблемы в сфере физической культуры и спорта

    1. Недостаточный уровень доступности занятий физической культурой и спортом.

    1. Дефицит инфраструктуры для занятий массовым спортом и физической культурой в образовательных учреждениях.

    2. Недостаточный уровень развитости системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.

    1. Низкий уровень вовлеченности людей в регулярные занятия спортом и физической культурой.

    Удельный вес численности занимающихся в спортивных секциях и группах физкультурно-оздоровительного направления составил в 2009 году 10,4%.

    Охват детей и подростков массовым спортом составил 47,2%.

    1. Потребность увеличения числа и повышения качества проводимых спортивных массовых мероприятий.

    2. Потребность развития общедоступной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом различных слоев и возрастных категорий населения.

    3. Наличие ограничений для занятий физической культурой и спортом инвалидов, детей с ослабленным здоровьем и людей старшего поколения.

    4. Низкий уровень информированности и знания населения о пользе здорового образа жизни и возможностях регулярных занятий спортом и физической культурой.

    5. Неиспользованный потенциал коммерциализации отдельных направлений физической культуры и спорта и отсутствие скоординированности различных отраслевых программ. В том числе отмечается острый дефицит документов, синхронизирующих мероприятия государственной политики в сфере здравоохранения и спорта.

    1. Недостаточный уровень подготовки в спорте высших достижений.

    1. Кадровый дефицит в секторе.

    2. Недостаток объектов специализированной подготовки по приоритетным олимпийским видам спорта.

    3. Ограниченный инструментарий развития спорта высших достижений, в том числе дефицит современных технологий подготовки и механизмов привлечения дополнительных финансовых средств в сектор.

    Цели и задачи сектора

    Основная цель – создание благоприятных условий для увеличения охвата населения спортом и физической культурой и улучшение имиджа региона по отдельным видам спорта высших достижений.

    Задачи:

    1. Развитие физической культуры и массового спорта в образовательных учреждениях

    1. Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом и физической культурой в образовательных учреждениях.

    2. Развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, детско-юношеских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов по месту жительства и учебы для детей и подростков.

    1. Развитие физической культуры и спорта для всех возрастных и социальных категорий населения

    1. Совершенствование системы проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий среди различных возрастных и социальных категорий населения.

    2. Развитие сбалансированной инфраструктуры для занятий оздоровительной физической культурой и спортом по месту жительства.

    3. Создание условий для реабилитации и занятий оздоровительной физической культурой и спортом инвалидов, детей с ослабленным здоровьем и людей старшего поколения.

    4. Разработка межотраслевой программы «Индустрия здоровья и спорта Иркутской области» (см. раздел «Демографическое развитие»).

    1. Развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов

    1. Кадровое обеспечение сферы физической культуры и спорта.

    2. Развитие инфраструктуры региональных центров спортивной подготовки по приоритетным олимпийским видам спорта, обеспечение их деятельности в соответствии с современными требованиями.

    3. Внедрение новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд региона.

    4. Формирование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся спортсменам и их тренерам.

    5. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни. Создание единой региональной системы информационно-образовательного обеспечения в сфере физической культуры и спорта.

    Молодежная политика

    Общая численность молодежи, т.е. лиц от 14 до 30 лет, в Иркутской области составляет 710,2 тыс. чел. или 28,3% от общей численности населения Иркутской области.

    Средний возраст населения Иркутской области составляет 36,4 года, в целом население моложе, чем население Сибирского федерального округа, где средний возраст составляет 37,3 года, и населения Российской Федерации – 38,8 лет.

    Одной из значимых проблем социального и экономического развития Иркутской области является миграционный отток молодежи за пределы региона. Анализ миграционных процессов показывает, что в 2008 году доля молодежи в числе прибывших составила 47,4% (17 715 человек). В числе выбывших доля молодежи составила 46,4% (19 337 человек). Таким образом, абсолютные потери молодежи составили 1 622 человека. Отток молодежи фактически означает утрату трудоспособного потенциала области и снижение возможностей для перспективного экономического развития.

    Второй по значимости проблемой является снижение качества человеческого потенциала, в том числе ухудшение здоровья молодежи.

    Основные проблемы молодежной политики

    1. Миграционный отток молодежи за пределы Иркутской области

    Миграционный отток молодежи вызван несколькими причинами, среди них: дефицит рабочих мест и несоответствие подготовки кадров в вузах региона реальным возможностям экономики, низкое качество городской среды и другие.

    Безработных молодых людей, обратившихся в органы службы занятости населения Иркутской области в 2008 году – 80,6 тысяч человек, за I полугодие 2009 года – 50,8 тысяч человек. Удельный вес молодых людей среди безработных в Иркутской области составляет 32,5 %.

    Помимо структурных диспропорций на рынке труда отмечается фактическое отсутствие институциональных форм работы с молодежью. К таким формам могут быть отнесены специализированные бизнес-инкубаторы и коворкинг-центры, программы развития самозанятости населения, программы развития внешних связей молодежных сообществ, масштабные международные и общероссийские мероприятия и проч.

    Таким образом, дальнейшая реализация молодежной политики в рамках решения обозначенной проблемы должно быть направлено на устранение следующих подпроблем:

    1. Дефицит институциональной работы, направленной на создание экономических условий для развития молодежи.

    2. Слабый уровень интеграции молодежного сообщества Иркутской области с сообществами за пределами региона.

    3. Безработица среди молодежи.

    1. Негативные социальные явления в молодежной среде.

    К негативным социальным явлениям следует отнести:

    1. Распространение наркомании: в 2009 году в Иркутской области заболеваемость наркоманией составила 25,5 случаев на 100 тыс. чел. населения;

    2. Проявление экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышения агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии: по результатам проведенных исследований на территории региона 27,1% респондентов оценили вероятность возникновения конфликтов на национальной почве между коренными жителями и мигрантами разной национальности как высокую;

    3. Низкая социальная активность и слабая включенность молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую деятельность: активно интересуются политическими проблемами, следят за развитием политической ситуации только 15,1% молодых людей в регионе;

    4. Рост преступности: в 2008 году более половины (59 %) граждан, совершивших преступления, имело возраст моложе 30 лет.

    Цели и задачи молодежной политики

    Основная цель – создание благоприятных условий для жизни и занятости молодежи на территории Иркутской области.

    Задачи:

    1. Снижение миграционного оттока молодежи

    1. Формирование благоприятной среды для развития молодежи, в том числе разработка Программы управления талантами в Иркутской области, реализация городских программ развития креативных индустрий и содействия реализации творческого потенциала молодежи.

    2. Увеличение числа международных и общероссийских мероприятий, направленных на расширение сетевых экономических и социальных связей молодежи Иркутской области и повышения качества социального капитала региона. Повышение открытости и международной активности молодежных сообществ региона.

    3. Развитие инфраструктуры поддержки молодежных инициатив, в том числе физической (сети объектов и учреждений по поддержке молодежных бизнес-проектов и содействию молодежной занятости) и организационной (центры консультирования молодежи, виртуальные биржи занятости и проч.).

    1. Уменьшение числа негативных социальных явлений в молодежной среде и формирование условий для духовного, нравственного, патриотического, гражданского воспитания и физического развития молодежи

    1. Формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации по профилактике социально-негативных явлений.

    2. Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Иркутской области высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, профилактика экстремизма в молодежной среде.

    3. Подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении, активизация участия молодежи в реформировании экономики, социальных отношений, развитии деловой активности и подъеме производства.

    Система образования

    Система образования является одной из базовых отраслей социального сектора. Поддержка сектора и его дальнейшее развитие (повышение качества и расширение объема предоставляемых услуг, совершенствование системы финансирования и управления) является важным направлением социально-экономического развития Иркутской области.

    Система образования Иркутской области представлена учреждениями, реализующими общеобразовательные и профессиональные программы (основные и дополнительные).

    В 1 160 общеобразовательных учреждениях обучается 257,773 тыс. обучающихся. В Иркутской области 912 дошкольных образовательных учреждений и 63 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, их посещает 105 тыс. детей.

    Система среднего профессионального образования Иркутской области включает 32 областных государственных образовательных учреждения, из них в ведении министерства образования Иркутской области находятся 16 учреждений. В 2009 году число студентов областных учреждений среднего профессионального образования составило 10 855 человек. Выпуск специалистов в 2009 году - 2 537 человек. Подготовка кадров в областных учреждениях среднего профессионального образования осуществляется по очной, заочной и вечерней формам обучения по 34 специальностям среднего профессионального образования и 29 профессиям начального профессионального образования.

    В целом сфера образования, подведомственная министерству образования Иркутской области, включает 144 областных государственных образовательных учреждения, из них 48 учреждений начального профессионального образования, 5 учреждений начального профессионального образования федерального уровня, 16 учреждений среднего профессионального образования, 8 учреждений дополнительного образования, 37 школ-интернатов, 9 специальных коррекционных школ, 21 детский дом.

    Основные проблемы системы образования Иркутской области:

    1. Необеспеченность учреждениями образования

    Необеспеченность учреждениями образования особо остро стоит в секторе дошкольного образования и общего образования.

    В секторе дошкольного образования ежегодно увеличивается спрос населения, что связано с ростом рождаемости в Иркутской области (в 2006 году в области родилось 30,5 тысячи детей, в 2009 – 38,0). Принимаемые меры по открытию дополнительных групп в действующих детских садах, строительству к ним пристроев, реконструкции ранее закрытых детских садов и введению вариативных форм дошкольного образования не решают проблему удовлетворения спроса. Охват детей различными формами дошкольного образования – 59 % – в возрасте от 1 до 7 лет. На учёте по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения числится 39 тысяч детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе 14,5 тысячи детей – в возрасте от 3 до 7 лет.

    В секторе общего образования высока доля школ, работающих в две смены от общего числа школ – 33,1%, не смотря на снижение этого показателя в 2009 году, проблема остается актуальной для 20,4% учащихся, обучающихся во вторую смену. Также в связи с существующей демографической ситуацией, в течение двух последних лет растет число первоклассников (2008 г. – на 963, 2009 г. – на 1195 детей), учитывая рост рождаемости можно рассчитывать на их дальнейшее увеличение.

    Основные подпроблемы:

    1. Необеспеченность дошкольными образовательными учреждениями;

    2. Необеспеченность учреждениями общего образования.

    1. Устаревание материально-технической базы

    Проблема развития материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными потребностями является одной из наиболее значимых для Иркутской области. Так обеспеченность основных и средних школ компьютерными классами нового поколения в 2009 году составила 62,7%. Так в 2009 г. наблюдается некоторое сокращение условного числа обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, с 26,97 в 2007 году до 25,64.

    В связи с увеличением спроса с целью создания условий получения качественного образования, сохранения и укрепления здоровья школьников в 2009-2010 учебном году 50 % школ осуществляют образовательный процесс в режиме продленного дня. Следует отметить, что в данном случае важную роль играет состояние и укомплектованность медицинских кабинетов и школьных столовых.

    Таким образом, для материально-технической базы характерно: неудовлетворительная материально-техническая база образовательных учреждений; недоукомплектованность образовательных учреждений современным учебным оборудованием и пособиями; дефицит транспортных средств для организации ежедневного подвоза школьников в сельских районах области.

    1. Дефицит кадров в секторе

    Общая численность педагогических работников в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, детских домах и школах-интернатах составила более 52,8 тыс. человек. Удельный вес учителей в дневных общеобразовательных учреждениях, имеющих высшее образование, в 2009 г. составляет 72,9%

    В общеобразовательных школах области работают 23,153 тыс. учителей. Обеспеченность педагогическими кадрами общеобразовательных школ по состоянию на 2010 год составляет – 99,4%. Тем не менее, около 20% педагогического состава являются сотрудниками пенсионного возраста.

    1. Низкий уровень востребованности выпускников вузов и ссузов и отсутствие системы управления талантами

    В настоящее время на рынке труда отмечается наличие несоответствия спроса и предложения. Это связано, в том числе, с несоответствием кадровой подготовки в регионе с реальной потребностью предприятий.

    Имеется проблема актуализации программ высших и средних специальных учебных заведений, отмечается дефицит позиционирования учреждений науки и образования на федеральном и международном уровнях.

    Отсутствует единая системы управления талантами, которая в настоящее время представлена фрагментарно – преимущественно отдельными конкурсами вузов и государственных органов исполнительной власти на инновационные проекты.

    Цели и задачи системы образования Иркутской области

    Основная цель – создание условий получения доступного и качественного образования.

    Задачи:

    1. Обеспечение государственных гарантий доступности образования.

    1. Развитие сети дошкольных образовательных учреждений, возможно за счет реконструкции имеющихся помещений;

    2. Развитие сети учреждений общего образования, возможно за счет реконструкции имеющихся помещений.

    1. Модернизация материально-технической базы учреждений образования.

    1. Развитие современной учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений. Развитие современной учебно-материальной базы учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов, интернатов и коррекционных школ;

    2. Создание условий здоровьесберегающего, безопасного образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;

    3. Реализация областного инвестиционного проекта «Школьный автобус».

    1. Повешение профессионального уровня работников системы образования, а также привлечение молодых кадров.

    1. Привлечение новых кадров (молодых) в систему образования;

    2. Повышение профессионального уровня учителей;

    3. Повышение профессионального уровня педагогов и мастеров производственного обучения.

    1. Приведение объемов и направлений профессиональной подготовки и переподготовки в соответствие с кадровыми потребностями экономики.

    1. Проведение ежегодного мониторинга кадровых потребностей региона.

    2. Формирование списка специальностей профессионального образования на следующий учебный год, согласно проведенному мониторингу.

    3. Внедрение единой системы управления талантами:

      • Разработка и реализация программы управления талантами в Иркутской области, охватывающая областные интеллектуальные и творческие олимпиады, конференции, конкурсы, соревнования; проведение конкурса на получение высшего образования среди одаренных детей и талантливой молодёжи; проведение конкурсов ";Студент года";, ";Лучший по профессии"; и другие мероприятия.

      • Создание благоприятной институциональной среды для развития профессионального образования, в том числе организация работы Областного студенческого Совета среднего профессионального образования.

      • Создание инфраструктурных возможностей для внедрения единой системы управления талантами (см. раздел «Молодежная политика»).

    Культура и искусство

    В Иркутской области функционируют 5 государственных и 801 муниципальная библиотека, 814 культурно-досуговых учреждений, 38 муниципальных и 5 областных музеев, а также парки культуры и отдыха и учреждения кино.

    Библиотечная сеть Иркутской области постепенно сокращается: с 2005 г. численность библиотек сократилась на 23 единицы. Книгообеспеченность жителей Иркутской области в 2009 г. составила 20,2 экземпляров на душу населения. Совокупный фонд библиотек области за последние четыре года уменьшился на 588,5 тыс. экз. и в 2009 году составил 13370 тыс. единиц хранения.

    В 2009 году в Иркутской области работало 43 музея. На 1 музей в области пришлось около 20,74 тыс. человек посетителей. Было проведено 925 выставок и свыше 14,5 тыс. экскурсий.

    В Иркутской области работают пять профессиональных театров: Академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова, Музыкальный театр, Театр юного зрителя, Областной театр кукол и Театр народной драмы. Количество спектаклей в областных и муниципальных театрах Иркутской области за 2009 г. составило 2793 спектакля.

    Численность работающих в областных учреждениях культуры с учетом аппарата за 2009 год составила 14 677 человек. В 2009 г. средняя заработная плата одного работника областных учреждений культуры составила 9 025 рублей. В сопоставлении с 2006 годом средняя заработная плата работников областных учреждений культуры увеличилась на 35%.

    Целью развития сферы культуры является постепенное преобразование в самодостаточный сектор экономики, предоставляющий широкие возможности для увеличения занятости населения (высвобождающегося в связи с оптимизацией численности предприятий или по причинам кризисных явлений в экономике), формирующей значительный бюджетный и экономический потенциал региона в целом и отдельных его частей, а также формирующей бренд-образ региона на федеральном и международном уровнях.

    Основные проблемы сферы культуры и искусства

    1. Неэффективность подведомственных учреждений культуры. Количество учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Иркутской области, в целом соответствует нормативам. При этом требуется повышение эффективности управления данными учреждениями и повышение качества предоставляемых услуг.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы

      Программа
      ... района на2011-2015годы Приложение № 4 Показатели экономическогоразвития Амурского муниципального района на2011-2015годы Краткий Паспорт Программы Наименование программыПрограммасоциально-экономическогоразвития Амурского ...
    2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ Уфа 2010 год Содержание

      Программа
      ... эффективности и влияния насоциально-экономическоеразвитие района. Мониторинг комплексной инвестиционной программысоциально-экономическогоразвития района на2011-2015годы (далее – программы) – это регулярный ...
    3. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

      Программа
      ... в промышленности, запланированные Программойсоциально-экономическогоразвитияна 2005−2009 годы, будут выполнены. Достигнут ... Удмуртской Республики на20112015годы» республиканской целевой программы «Социальноеразвитие села до 2015года». 9. ...
    4. Об утверждении программы социально-экономического развития города орши города барани и городского поселка болбасово на 2011–2015 годы

      Решение
      ... 1 к Программесоциально-экономическогоразвития города Орши, города Барани и городского поселка Болбасово на20112015годы Основные показатели социально-экономическогоразвития региона на20112015годы ...
    5. Закон о программе социально-экономического развития (2)

      Закон
      ... Программесоциально-экономическогоразвития Курской области на2011 - 2015годы"ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА2011 - 2015ГОДЫ ПАСПОРТ Программысоциально-экономическогоразвития Курской области на2011 - 2015годы ...

    Другие похожие документы..