Главная > Урок


Урок 89. Подведение итогов за III четверть

Цели: закрепить основные понятия модулей «Информационная систе­ма» и «Глобальная сен, Интернет»; систематизировать знания по пройден­ному материалу; обобщить учебный материал за четверть.

Компьютерное тестирование

1. Понятие «информационная система» включает в себя...

а) совокупность БД и комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимо­действия с пользователем;

б) совокупность определенным образом организованных (структу­рированных) данных на определенную тему, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера;

в) совокупность файлов, хранящихся во внешней памяти;

г) система управления базами данных;

д) систематизированная совокупность файлов, объединенная в ка­талоги.

2. База данных - это...

а) совокупность БД и комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимо­действия с пользователем;

б) совокупность определенным образом организованных (структу­рированных) данных на определенную тему, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера;

в) совокупность файлов, хранящихся во внешней памяти;

г) система управления базами данных;

д) систематизированная совокупность файлов, объединенная в ка­талоги

3. Какая форма организации данных используется в реляционной базе данных?

а) табличная; б) иерархическая;

в) сетевая; г) линейная;

д) схематическая.

4. Строка в базе данных называется...

а) ячейкой; б) записью;

в) полем; г) ключом;

д) атрибутом.

5. Множество значений, задаваемое конкретному полю называют...

а) видом; б) формой;

в) типом; г) ключом;

д) атрибутом.

6. Тип поля влияет на...

а) задаваемую ширину поля;

б) возможные действия, осуществляемые над значениями полей;

в) возможность изменения значений записи;

г) возможность изменения значений поля;

д) возможность объединения разных баз данных.

7. На каком из этапов формируется структура таблицы?

а) проектирования;

б) создания на компьютере;

в) редактирования;

г) манипулирования;

д) выбора объекта описания.

8. Какой вид запроса позволяет изменять исходные значения таблиц?

а) обновления; г) удаления;

б) выборки данных; д) фильтрации.

в) добавления;

9. Какой вид запроса не изменяет исходные значения таблиц?

а) обновления; г) удаления;

б) выборки данных; д) фильтрации.

в) добавления;

10. Что общего между фильтром и запросом?

а) в способах выборки;

б) в назначении;

в) возможностью оперирования данными из разных таблиц;

г) способом сохранения выбранных данных;

д) результатами полученных данных.

11. Совокупность компьютеров, соединенных между собой при этом они специальной аппаратуры, обеспечивающей обмен информации между компьютерами данной группы называют...

а) связью; г) приемов информации;

б) передачей информации;

в) обменом; д) сетью.

12. В зависимости от удаленности компьютеров друг от друга сети различают по типам, как...

а) локальные и глобальные;

б) локальные, корпоративные, глобальные;

в) локальные и региональные;

г) региональные и корпоративные;

д) региональные и глобальные.

13. Какая сеть переводится как «международная сеть»? а) Рунет; б) Фидонет;

в) Апранет; г) Интернет;

д) Интранет.

14. Какая из служб сети Интернет позволяет взаимодействовать с уда ленным пользователем в реальном времени?

а) форум; г) электронная доска;

б) чат; д) электронная почта.

в) гостевая книга;

15. Для выхода в сеть Интернет достаточно иметь следующие аппаратные средства:

а) телефон и компьютер;

б) компьютер и модем;

в) компьютера модем и телефонную сеть;

г) компьютер и радиотелефон;

д) компьютер, модем и телефон.

Ответы к тесту:

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

+

+

+

+

+

б

+

+

+

+

+

+

в

+

+

г

+

+

д

Урок 90. Знакомство с языком разметки гипертекстовых документов HTML

Цели: научиться разрабатывать документы, предназначенные для пуб­ликации в Интернет; отработать навыки редактирования веб-страниц в кодах HTML.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Какие возможности предоставляет процесс создания веб-страниц? При создании веб-ресурса мы учимся анализировать информацию, которую необходимо качественно представить на сайте. Учимся определять информационные потребности потенциальных потре­бителей ресурса. Способы внешнего оформления позволяют струк­турировать и наглядно представлять любую информацию.

- Как вы думаете, есть ли необходимость всем знать способы сайтостроения? (Если процесс сайтостроения рассматривать как один из вариантов решения информационной задачи, то есть необходи­мость. Разработка сайта - это хорошая процедура отработки на­выков работы с информацией.)

- Чем отличаются обучающие ресурсы от обучающих систем? (В пер­вом случае речь идет лишь об информационном наполнении сайта по определенной тематике, а система включает не только спра­вочную информацию, но и процедуры отработки знаний и навыков, и процесс контроля полученных знаний.)

III. Теоретический материал урока

Использование инструментальных средств создания веб-страниц не­достаточно, если мы хотим создавать качественные по стилю и содержа­нию документы, предназначенные для публикации в сети Интернет. Часто приходится форматировать введенные данные непосредственно в Блокно­те, где представлена программа языка гипертекстовой разметки HTML (Hyper Text Markup Language). Если даже нет необходимости создавать страницы на языке HTML надо знать основные тэги для внесения необхо­димых изменений в уже готовую программу.

Для работы с HTML документом необходимо пройти подготовитель­ный этап:

1. Создать персональную папку, где обязательным требованием явля­ется использование для имени папки английские буквы;

2. Создать текстовый документ Блокнот;

3. Открыть документ и сохранить его под новым именем с расширением html или htm.

4. Закрыть документ;

5. Открыть html-документ;

6. Открыть Блокнот, выполнив команду Вид/в виде html. В папке должны находиться два документа:

Текстовый файл можно будет удалить после создания html-документа. Основными элементами документа являются тэги (или дескрипторы). Ка­ждый тэг ограничен угловыми скобками, и технология предполагает ис­пользование открытых и закрытых тэгов, указывающих на начало и конец форматирования определенного блока.

Программа состоит из двух частей. В первой части задается заголовок страницы, которая отображается в заголовке окна и первая загружается, при просмотре страницы. Выбор названия заголовка имеет большое значе­ние, т. к. именно по заголовку индексируется страница в поисковых систе­мах. Название заголовка должно отражать суть информационного напол­нения страницы.

Общий вид программы

Moя персональная страница<ДШе> </head></P><P ALIGN=JUSTIFY> <body bgcolor=ffffff text=003300> Моя страница </body> </html></P><P ALIGN=JUSTIFY> Основное содержание программы помещается между тэгами <body></body>. Рассмотрим основные тэги.</P><P ALIGN=JUSTIFY> Таблица основных тегов языка HTML</P><TABLE><COL WIDTH=117><COL WIDTH=389><TR VALIGN=TOP><TD WIDTH=117 HEIGHT=11 BGCOLOR="#ffffff" STYLE="border-top: 0.75pt solid #000000; border-bottom: 0.75pt solid #000000; border-left: 0.75pt solid #000000; border-right: none;"><P ALIGN=JUSTIFY>Тэги</P></TD><TD WIDTH=389 BGCOLOR="#ffffff" STYLE="border: 0.75pt solid #000000; padding: 0in 0.03in"><P ALIGN=JUSTIFY>Назначение</P></TD></TR><TR VALIGN=TOP><TD WIDTH=117 HEIGHT=23 BGCOLOR="#ffffff" STYLE="border-top: 0.75pt solid #000000; border-bottom: 0.75pt solid #000000; border-left: 0.75pt solid #000000; border-right: none;"><P ALIGN=JUSTIFY><html></html></P></TD><TD WIDTH=389 BGCOLOR="#ffffff" STYLE="border: 0.75pt solid #000000; padding: 0in 0.03in"><P ALIGN=JUSTIFY>Указывает программе просмотра страниц, что это HTML документ. Данные тэги обрамляют документ</P></TD></TR><TR VALIGN=TOP><TD WIDTH=117 HEIGHT=33 BGCOLOR="#ffffff" STYLE="border-top: 0.75pt solid #000000; border-bottom: 0.75pt solid #000000; border-left: 0.75pt solid #000000; border-right: none;"><P ALIGN=JUSTIFY><head></head></P></TD><TD WIDTH=389 BGCOLOR="#ffffff" STYLE="border: 0.75pt solid #000000; padding: 0in 0.03in"><P ALIGN=JUSTIFY>Определяет место, где помещается различная информа­ция, не отображаемая в теле документа. Здесь располагается тег названия документа и теги для поисковых машин</P></TD></TR><TR VALIGN=TOP><TD WIDTH=117 HEIGHT=23 BGCOLOR="#ffffff" STYLE="border-top: 0.75pt solid #000000; border-bottom: 0.75pt solid #000000; border-left: 0.75pt solid #000000; border-right: none;"><P ALIGN=JUSTIFY><title>

Помещает название документа в оглавление программы просмотра страниц

Определяет видимую.часть документа

Устанавливает цвет фона документа, используя значение цвета в виде RRGGBB - пример: FF0000 - красный цвет

Устанавливает цвет текста документа, используя значение цвета в виде RRGGBB - пример: 000000 - черный цвет

Устанавливает цвет гиперссылок, используя значение цвета в виде RRGGBB - пример: 00FF00 - зеленый цвел

Устанавливает цвет гиперссылок на которых вы уже по бывали, используя значение цвета в виде RRGGBB при мер: ими серый цвет

Устанавливает цвет гиперссылок при нажатии

Для создания своей первой страницы недостаточно знать основные тэ­ги. Необходимо научиться форматировать текст соответствующим обра­зом. Для этого используются тэги для форматирования текста. Они пред­ставлены в следующей таблице:

Таблица тэгов для форматирования текста

Тэги

Назначение

Задает размер заголовка

Обрамляет предварительно отформатированный текст

Жирное начертание шрифта

Начертание Курсив

Имитация стиля печатной машинки

Используется для цитат, обычно наклонный текст

Используется для выделения наиболее важных частей текста (наклонный или жирный текст)

Устанавливает размер текста в пределах от 1 до 7

Устанавливает цвет текста, используя значение цвета в виде RRGGBB

Начало нового абзаца

Выравнивает абзац относительно одной из сторон до­кумента, значения: left, right, или center


Вставляет перевод строки

Создает отступы с обеих сторон текста.

    Создает нумерованный список

  1. Определяет каждый элемент списка и присваивает номер

      Создает ненумерованный список

    • Предваряет каждый элемент списка и добавляет кружок или квадратик

      Создает гиперссылку на другие документы или часть текущего документа

      Тэги состоят из ключевых слов и могут быть дополнены атрибутами, разделенными пробелами. Описание атрибутов без использования ключе­вых слов не допускается.

      IV. Выполнение практического задания

      Разработать страницу «Мое хобби» с использованием лишь тэгов для форматирования текста.

      V. Подведение итогов урока

      Урок 91. Использование различных приемов форматирования

      Цели: освоить возможности форматирования информационных блоков для создания наглядной и удобной для использования страницы; иметь представление о таблице как способе форматирования.

      Ход урока

      I. Организационный момент

      П. Актуализация знаний

      - Расшифруйте аббревиатуру HTML. (HTML означает Hyper Text Markup Language или язык гипертекстовой разметки. HTML не является языком программирования в полном смысле данного слова, он просто задает параметры форматирования введенному тексту. Поэтому для программирования используются дополнитель­ные средства, такие как Java, скрипты.

      - Что такое тэги? (Тэги являются основными элементами html документа, представляющие собой определенные последовательно сти символов, заключенные между знаками о, где символ означает начало тэга, а символ конец тэга.)

      III. Теоретический материал урока

      Описанные способы форматирования не являются единственно возможными способами представления информационных блоков. Для созда­ния веб-страниц используются еще таблицы, для представления табличных данных и для общего форматирования всей страницы. Рассмотрим использование таблицы для представления табличных данных. Таблица формируется тэгами

      и
      , для выделения строк и столбцов используются тэги и соответственно. Если есть необходимость выделения ячейки заголовков, тогда воспользуемся .

      Атрибуты таблицы

      Атрибут

      Назначение

      Align

      Выравнивание таблицы по горизонтали (left, center, right)

      Bgcolor

      Задает фон внутри таблицы (можно задавать различный фон в каждой ячейке отдельно)

      Border

      Определяет ширину бордюра

      Bordercolor

      Задает цвет бордюра

      width

      Задает ширину таблицы (либо в процентном соотношении, либо в пикселях)

      день недели

      Погода

      понедельник

      солнечная

      вторник

      солнечная

      среда

      дождливая

      Представим в виде таблицы информацию о погоде по дням недели. Основное тело npoграммы будет иметь вид:

      День неделиПогода
      вторник
      cpeдa дoждливaя

      Использование данного тэги приучает школьников к аккуратности, т. к. для правильного описания таблицы необходимо прописать все тэги, как видно даже из данного маленького блока.)

      Использование табличной структуры не ограничивается представлени­ем данных. Для общего форматирования таблица является основным сред­ством форматирования информационных блоков на странице.

      Например:

      Здесь представлены часто используемые виды формата Интернет-страниц. На странице табличная структура скрыта, т. к. нет видимого бор­дюра. При создании страниц, необходимо задать border=0.

      IV. Выполнение практического задания

      Подумайте, какие возможны виды формата с использованием таблич­ной структуры.

      V. Подведение итогов урока

      Урок 92. Использование графических элементов на веб-страницах

      Цели: освоить способы представления графической информации на web-страницах; закрепить навыки преобразования графических форматов; научиться работать с техническими устройствами по работе с графикой.

      Ход урока

      I. Организационный момент

      II. Актуализация знаний

      - Для чего используются таблицы? (Таблицы могут использоваться как для представления табличных данных, так и для форматиро­ванных данных на странице.)

      - Пропишите последовательность тэгов для создания таблицы, со­стоящей из одной строки и двух столбцов. (Сначала идет обрамле­ние таблицы, затем строки и двух столбцов'.

      . j

      III. Теоретический материал урока

      Для повышения наглядности страницы используют способы графиче­ского оформления, которые могут использоваться для:

      1) иллюстрации информационных блоков;

      2) интеграции фотографий, графиков, карт;

      3) условного обозначения с использованием пиктограмм и т. д.

      Основными графическими форматами используемыми в сети являются форматы gif и jpeg. Для первого формата характерно использование не­большого количества цветов. Картинки с данным расширением не могут обеспечить фотографического качества. Размер графического файла сильно зависит от содержимого рисунка. При преобладании больших одно цветных областей рисунка размер файла будет невелик, в противном ел у чае, размер многократно увеличивается.

      Таблица тэгов для графических элементов

      Тэги

      Назначение

      Добавляет изображение в HTML документ

      Выравнивает изображение к одной из сторон документа, принимает значения: left, right

      Устанавливает толщину рамки вокруг изображения


      Добавляет в HTML документ горизонтальную линию


      Устанавливает высоту (толщину) линии


      Устанавливает ширину линии, можно указать ширину в пикселях или процентах


      Создает линию без тени


      Задает линии определенный цвет

      Jpeg специально разработан для передачи иллюстраций фотографического качества. Изменение размера файла существенно влияет на качество изображения. Графический файл должен быть обработан в любом графи­ческом редакторе, а затем интегрирован в html-документ.

      Графический файл может находиться в одном каталоге с доку мотом или в другом каталоге, но на одном сервере, или на другом сервере. В первом случае прописывается только имя файла, во втором - необходимо ука­зывать имя папки. А при обращении к другому серверу необходимо про писать URL-адрес.

      Различают физический и логический размер графического файла К и на экране отображается рисунок маленьких размеров, это не означает, ЧГП

      рисунок имеет такие размеры. Реальный (физический) размер рисунка можно увидеть в среде графического редактора. Многие начинающие пользователи не уменьшая физический размер рисунка, помещают файл в сети. Рассмотрим на примере фотографии А.П. Ершова. Физический раз­мер можем увидеть в среде графического редактора. При вложении графи­ческого файла в текстовый документ, получаем изображение № 2. Как видно на рисунке рисунок получился маленьким. Если вытянуть границы рисунка, то получим изображение №3. Так как файл имел достаточно большой размер, то при вытягивании рисунка мы не потеряли четкости изображения.

      IV. Выполнение практического задания

      Подготовить иллюстративный материал, обработать любыми техниче­скими и/или программными средствами и внедрить в свою страницу «Мое хобби».

      V. Подведение итогов урока

      Урок 93. Разработка и утверждение проекта

      Цель: уметь выделять приоритеты своей информационной деятельности.

      Ход урока

      I. Организационный момент

      II. Актуализация знаний

      - Для чего используются графические объекты на веб-странице? (Ис­пользование графических объектов позволяет повысить нагляд­ность страницы, большую привлекательность, что способствует привлечению потенциальных пользователей ресурса.)

      - Какие графические форматы используются для представления графики в сети? Наиболее популярными форматами являются gif и jpeg. - Hа что нужно обращать внимание при подготовке графического файла для html-страницы? Самое главное для помещаемых в сети объек­тов - это маленький размер файла, чтобы обеспечить быструю загрузку в сети.

      III. Теоретический материал урока

      Понятие проект стали часто использовать в практической деятельно­сти, из-за чего достаточно трудно определить, каковы характерные осо­бенности проекта в отличие от плана, программы и т.д. Мы будем исполь­зовать понятие «образовательный проект», так как для нас интересен не только конечный продукт, но и сам процесс работы над проектом. Обра­зовательный проект - это форма организации занятий, предусматриваю­щая комплексный характер деятельности всех его участников по получе­нию образовательной продукции за определенный промежуток времени. В качестве продукта у нас будет учебный веб-ресурс. Основной целью ор­ганизации проектной деятельности на уроке является с одной стороны раз­витие критического отношения к информации, с другой - закрепление на­выков работы с информацией: отбор необходимых данных, анализ, систе­матизирование и обобщение полученных данных, выявление проблем, вы­движение обоснованных гипотез их решения, постановка экспериментов, статистическая обработка данных, генерирование идей, работа в коллекти­ве, владение культурой общения.

      Рассмотрим типологию проектов по различным основаниям.

      Основание типологии

      Типы проектов

      1

      По доминирующему типу дея­тельности

      •исследовательские

      •творческие

      •ролевые, игровые

      •прикладные

      • информационные

      2

      По предметно-содержательной области

      •монопроект

      •межпредметные

      • надпредметные

      3

      По количественному составу

      •личностные

      •парные

      • групповые

      4

      По продолжительности

      •краткосрочные

      •средней продолжительности

      •долгосрочные

      Структура проекта

      1. Формулировка темы.

      2. Постановка проблемы.

      3. Анализ исходной ситуации.

      4. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта:

      а) организационные;

      б) учебные;

      в) мотивационные.

      5. Этапы реализации проекта.

      6. Возможные критерии оценивания уровня реализация проекта.

      IV. Практическое задание

      Необходимо разработать и реализовать проект по любому учебному предмету. Учебный веб-ресурс должен быть разработан качественно, что­бы иметь возможность для использования в учебном процессе школы.

      Уроки 94-101. Работа над проектом

      В течение этих занятий учащиеся самостоятельно разрабатывают свой проект. Учитель оказывает консультационные услуги. При такой организации ясно прослеживаются способность учащихся мобилизовать свои интеллекту­альные и волевые качества. Некоторым учащимся, оказывается, достаточно сложно проектировать собственную деятельность и последовательно выпол­нять протяженную во времени работу. Как правило, учащиеся получают большое удовлетворение от конечных результатов своей деятельности.

      Для оценки результатов деятельности по проекту можно предъявить следующие требования:

      • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

      • корректность используемых методов исследования и методов обра­ботки получаемых результатов;

      • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

      • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

      • эстетика оформления результатов выполненного проекта.

      Урок 102. Защита проекта

      Цели: подвести итоги работы над проектом; отработать навыки пред­ставления собственного интеллектуального продукта; обобщить общие представления об информатике и информационных технологиях.

      Ход урока

      Во время защиты учебного проекта необходимо ответить на следую­щие вопросы:

      - Назначение веб-ресурса.

      - Какими средствами (аппаратными, программными) вы пользова­лись?

      - Каковы возможности использования вашего учебного продукта?

      - С какими проблемами столкнулись при работе над проектом?

      - Какие положительные моменты можете выделить при работе над учебным веб-ресурсом?

      В конце учебного года мы имеем возможность подвести итоги. Проведем небольшое анкетирование, поставив уровень соответствия в нужной колонке:

      Вопросы

      В большей степени

      В меньшей

      1

      Насколько совпали ваши ожидания по курсу информатика?

      2

      Оцените насколько повлияли уроки информатики на ваше представление об окружающем мире.

      3

      Изменилось ли ваше отношение к информационной деятельности человека?

      4

      Изменилось ли отношение к результатам интеллектуального труда?

      5

      Хорошо ли вы овладели информационными и коммуникационными техноло­гиями?

      Рассмотрим уроки информатики несколько под другим углом. Станов­ление информационного общества, основными чертами которой являются возможность широкого доступа к любой имеющейся информации, ставит новые задачи перед нами. Людям, которые будут жить в новом, в развитом информационном обществе необходимо овладеть информационными, тех­нологическими и техническими инструментами и средствами обработки и обмена информацией на более высоком уровне, чем владеем мы.

      Как мы уже отмечали, этот процесс называют информатизацией, являющийся важнейшим фактором устойчивого развития личности, общест­ва, государства. С одной стороны, данная сфера является весьма затратной, но опыт западных стран показывает, что финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг имеют рекордные темпы окупаемо­сти. Наибольший экономический и социальный успех достигается там, где активно используются современные средства коммуникаций, информаци­онных технологий и их сетевых приложений. Отметим такие возможности,

      как электронная почта, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализация и моделирование реальных процессов и явлений, компьютерная графика, медицинская теледиагностика и многое другое.

      Использование информационных и коммуникационных технологий

      предполагает изменения не только в производственной сфере, но и взаимоотношений человека-человека, человека и общества. А это в первую очередь влечет изменения в мышлении человека, общих представление об информационной деятельности человека в целом. Насколько мы сумеем перестроить свое мышление, настолько мы сумеем адаптироваться изменяющимся условиям жизни. Очень надеемся, что уроки информатики способствовали формированию у вас именно этих необходимых качеств.



      Скачать документ

      Похожие документы:

      1. 8 класс учебный модуль предмет и задачи школьного курса информатики основное содержание модуля

        Урок
        8 класс. Учебный модуль ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИШКОЛЬНОГОКУРСАИНФОРМАТИКИ Основное содержание модуля История становления информатики и пути ее развития ...
      2. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

        Урок
        ... разработки по базовому курсуинформатики..47 8 класс....................................................................................................51 Учебный модуль «Предмет и задачишкольногокурсаинформатики». 51 Учебный ...
      3. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

        Урок
        ... разработки по базовому курсуинформатики..47 8 класс....................................................................................................51 Учебный модуль «Предмет и задачишкольногокурсаинформатики». 51 Учебный ...
      4. Моу «наголенская средняя преподавание основ алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики и икт

        архив
        ... основ алгоритмизации и программирования в школьномкурсе «Информатики и ИКТ». В некоторых случаях ... наиболее эффективную программу. Задача создания универсального языка ... физикой, математикой и другими предметами. Информатика – не исключение. Хорошо ...
      5. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ (2)

        Научно-методический журнал
        ... предметовшкольной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к запросам общества. В широком понимании, задачашкольногокурсаинформатики ... не только в преподавании курсаинформатики, но и других предметов базисного учебного плана, ...

      Другие похожие документы..