Главная > Учебно-методический комплекс


Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра экономики и менеджмента сервиса

Одобрено

Учебно-методической

комиссией БГУЭП

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«концепции современного естествознания»

Программа и методические указания по изучению курса

Специальность 030301 Психология

Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин; федеральный компонент

Иркутск

Издательство БГУЭП

2009

УДК5(075.8)

ББК2я7

У 91

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры экономики и менеджмента сервиса (протокол № 3 от 27.10.2009 г.)

Составитель канд. экон. наук, ст. преп. И.Ю. Моисеева

Рецензент д-р экон. наук, проф. Т.Д. Бурменко

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета д-р экон. наук, проф. В.Г. Былков

29 октября 2009 г.

Начальник УМУ канд. физ.-мат. наук, проф. Н.В. Деренко

2 ноября 2009 г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030301 Психология/ сост. И.Ю. Моисеева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 20 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 030301 Психология, утвержденного 17 марта 2000 г.

Содержит учебную программу, методические указания по изучению курса.

Предназначен для студентов заочной формы обучения.

ББК

© Издательство БГУЭП, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

I. Учебная программа дисциплины

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи изучения дисциплины

3.Требования к уровню освоения дисциплины

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах

4.2. Содержание разделов и тем

5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний

5.1. Форма итогового контроля

5.2. Перечень вопросов к зачету

II. Методические указания по изучению дисциплины

1. Методические указания по организации самостоятельной работы

2. Список рекомендуемой литературы

2.1. Основная литература

2.2. Дополнительная литература

2.3. Ресурсы Интернет

I. Учебная программа дисциплины

1. Пояснительная записка

В соответствии с ГОС ВПО специальности 030301 Психология дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин федерального компонента.

Выписка из ГОС ВПО:

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро- макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близколействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Учебный курс «Концепции современного естествознания» по своему содержанию является междисциплинарным комплексом на основе историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. Современная тенденция к гармоничному синтезу гуманитарного и естественнонаучного знания обусловлена потребностями общества в целостном мировосприятии и подчеркивает актуальность данной дисциплины.

Потребность в изучении данного курса обусловлена еще и тем обстоятельством, что на протяжении двух последних десятилетий в нашем обществе все более широкое распространение получают различные виды иррационального знания ­ мистицизм, астрология, оккультизм, магия, спиритизм и т.п. Постепенно и последовательно они пытаются вытеснить из общественного сознания научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. В создавшихся условиях особую значимость приобретают: утверждение научно-рационального отношения к действительности, целостное представление о живой и неживой природе, понимание содержания и возможностей современных методов научного познания, а также умение их применять в профессиональной деятельности психолога, преподавателя психологии, экономиста.

2. Цели и задачи изучения дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО: ознакомление студентов, обучающихся гуманитарным специальностям с дополнительным для них важнейшим компонентом единой культуры ­естествознанием. Изучение в рамках курса методологических и мировоззренческих проблем научного познания природы способствует формированию у студентов научного мировоззрения и теоретического мышления, способности методологически применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности экономиста, управленца, социолога, психолога, преподавателя психологии.

При изучении дисциплины необходимо показать студентам возможности рационального естественнонаучного метода, его ограниченность и необходимость воссоединения гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры на основе целостного взгляда на окружающий мир, раскрыть проблемы экологии и общества в их связи с основными концепциями и законами естествознания, дать им возможность осознать законы универсального эволюционизма и синергетики как диалектические принципы развития в приложении к живой и неживой природе, человеку и обществу.

3.Требования к уровню освоения дисциплины

Высококвалифицированный профессионал, востребованный на рынке труда, должен обладать широким кругозором, навыками самостоятельного приобретения новых знаний и их критического осмысления. Кроме того, он должен иметь представление об основных научных концепциях, объясняющих пространственно-временные отношения объективного мира, процессы самоорганизации в сложных системах, каковыми является живая и неживая природа, взаимоотношения человека с окружающей природной средой и место человека во Вселенной.

С этой целью дисциплина «Концепции современного естествознания», призвана сформировать у студентов широкие мировоззренческие ориентации и установки, помочь им овладеть научной картиной мира. Основное внимание уделено рассмотрению тех концепций современного естествознания, которые имеют наиболее важное мировоззренческое и методологическое значение для понимания и анализа социальных явлений.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» базируется на естественнонаучных дисциплинах: физике, химии, астрономии, биологии и экологии в пределах школьной программы.

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах

Вид учебной работы

Количество часов по заочной форме обучения

№№ триместров

1.1

Аудиторные занятия:

6

лекции

6

практические и семинарские занятия

-

Самостоятельная работа

54

ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

60

Итоговый контроль

Зачет – 1.1

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Названия разделов и тем

Всего

часов по учебному плану

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары

Раздел 1.Естествознание как отрасль научного познания

1.Введение в курс, цели и задачи.

3

1

2

2.Естественнонаучная картина мира как необходимая составляющая культуры.

3

1

2

3. Уровни и методы естественно-научного знания

3

1

2

Раздел 2. Панорама современного естествознания

4. Естественно-научная картина мира.

2

2

  1. Механическая картина мира.

2

2

6.Квантово-полевая картина мира.

2

2

7.Структурные уровни материи.

3

1

2

8.Элементарные частицы, фундаментальные частицы и частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий.

6

6

9.Мегамир, основные представления.

4

4

10.Звезды, их характеристики.

4

4

11.Антропный принцип в естествознании.

5

1

4

12.Современные химические представления о мире.

6

6

13.Современная биологическая картина мира.

6

6

14.Генетика и молекулярная биология.

6

6

15.Биосфера. Ноосфера.

3

1

2

Раздел 3. Человек как предмет естественно-научного познания

16.Основные идеи антропологии.

2

2

ИТОГО:

60

6

-

54

4.2. Содержание разделов и тем

Раздел 1. Естествознание как отрасль научного познания

Тема 1.Введение в курс, цели и задачи

Содержание естествознания как науки. Естествознание и ценностные ориентиры общества. Соотношение основных разделов естествознания. Происхождение естествознания и его взаимосвязь с физикой, химией, биологией и математикой. Закономерности и тенденции развития естествознания. Понятие парадигмы ­ господствующего теоретического представления в системе науки или научной дисциплины. Характер научных революций как смена парадигм. Панорама современного естествознания и его незавершенность.

Контрольные вопросы по теме

  1. Что такое научная революция?

  2. Чем отличаются законы природы и законы, устанавливаемые государством?

  3. Как связаны между собой науки о природе и обществе? Как соотносятся наука и религия, вера и знание?

  4. В каких сферах деятельности человека проявился кризис цивилизации на рубеже второго и третьего тысячелетий?

Тема 2.Естественнонаучная картина мира как необходимая составляющая культуры

Гуманитарная культура – исследование различных сторон духовной жизни человека. Роль гуманитарной культуры в становлении личности. Источники противоречий естественнонаучной и гуманитарной культур, их взаимный антагонизм в истории человечества. Проблема «двух культур», приоритет духовной гуманитарной культуры в настоящее время. Естественнонаучная картина мира как необходимая составляющая культуры.

Контрольные вопросы по теме

  1. Охарактеризуйте естественно-научную и гуманитарную культуру.

  2. В чем заключается проблема двух культур?

  3. Что представляет собой дифференциация и интеграция знаний?

Тема 3.Уровни и методы естественно-научного знания

Развитие личности и потребности в гармонии. Наука как особый вид интеллектуальной деятельности людей. Научный метод причины возникновения, возможности, ограничения. Специфика естественнонаучной методологии. Уровни и формы знаний. Гипотезы и опыт. Научные теории.

Контрольные вопросы по теме

  1. Каковы основные характерные черты современного естествознания?

  2. Перечислите общенаучные методы.

  3. Опишите процесс научного познания.

  4. Как вы понимаете утверждение, что современная наука утратила веру в простоту окружающего мира?

Раздел 2. Панорама современного естествознания

Тема 4.Естественно-научная картина мира

История естествознания. Этапы развития естественнонаучного мышления и смена типов научной рациональности. Античность, классика, три основных периода научно-технического прогресса. Развитие естествознания до начала ХХ века. Научно-техническая революция и противоречия современной науки. Основные открытия ХХ века, приведшие к формированию современной естественнонаучной картины мира. Будущее естествознания. Закономерности развития естествознания. Синергетика и принцип гармонии. Структурная динамика и прогноз в экономике, экологии, культуре.

Контрольные вопросы по теме

  1. Что такое парадигма?

  2. Обозначьте эволюционную последовательность основных физических картин мира.

  3. Дайте характеристику современной естственно-научной картине мира.

Тема5.Механическая картина мира

Научная революция XVII–XVIII вв. Разработка математических основ классической механики и теории гравитации И. Ньютоном. Новые идеи в динамике Солнечной системы. Корпускулярная теория света и космология И. Ньютона. Проблема движения — основа науки. Открытие универсальной силы — гравитации. Гравитационная и инертная масса. Кажущееся единство действия законов механики в микро- и макромире. Взаимодействие в механике Ньютона — концепция дальнодействия. Закон всемирного тяготения и малые тела солнечной системы. Энергия в гравитационном поле и сила тяжести на Земле. Триумф ньютоновской астрономии в Солнечной системе и первая брешь в ней.

Контрольные вопросы по теме

  1. На каких принципах основана механическая картина мира?

  2. В чем состоит заслуга Г. Галилея, И. Ньютона и Р. Декарта в формировании механистической картины мира?

  3. Раскройте содержание и значение закона сохранения и превращения энергии.

  4. Назовите основные причины и последствия крушения механистической картины мира.

  5. Что такое научная революция, какие научные революции в истории человечества вам известны?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания»

    Учебно-методический комплекс
    ... записка Учебно-методическийкомплексподисциплине «Концепциисовременногоестествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подисциплине «Концепциисовременного ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» (3)

    Учебно-методический комплекс
    ... и менеджмента сервиса Одобрено Учебно-методической комиссией БГУЭП Учебно-методическийкомплексподисциплине «концепциисовременногоестествознания» Программа и методические указания по изучению курса Специальность ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... Кафедра физики Учебно-методическийкомплексподисциплине «КОНЦЕПЦИИСОВРЕМЕННОГОЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Для специальностей ... подпись дата Состав учебно-методическогокомплексадисциплины «Концепциисовременногоестествознания» для специальностей ПИЭ ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания

    Учебно-методический комплекс
    ... 2011 Автор-составитель: Евдокимов В.В., к.с-х.н., доцент Учебно-методическийкомплексподисциплине «Концепциисовременногоестествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного ...
  5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» для специальностей 080107 – Налоги и налогообложение 080105 – Финансы и кредит 080502 – Экономика и управление на предприятии 080111 – Маркетинг

    Рабочая программа
    ... , низкий уровень культуры исполнения заданий. Учебно-методическийкомплексподисциплине «Концепциисовремен-ного естествознания» предназначен для студентов, обучающихся ...

Другие похожие документы..