Главная > Лекция


Концепции современного естествознания

Часть 1

(состоит из 2 частей)

www.optimum-site.ru – создание и оптимизация сайтов. Курсы по созданию сайтов.

www.hotel-biz.ru – сравнение сайтов конкурентов и другие виды анализа

– создание и оптимизация сайтов. Курсы по созданию сайтов. 1

Введение 1

Методология современного естественнонаучного 21

исследования 21

Лекция 3 42

ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР 42

– создание и оптимизация сайтов. Курсы по созданию сайтов. 107

Лекция 1

Введение

Развитие цивилизации как непрерывный процесс взаимодействия человека и природы.

Цивилизация [< лат. civilis гражданский] 1) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутых данной общественно-экономической формацией; 2) современная мировая культура.

Человечество вступает в удивительную и очень трудную эпоху, которая потребует от всех людей нашей планеты беспрецедентной ломки традиционных взглядов и ценностных шкал. Все эти трудности глобального характера не обошли стороной и наше государство. То, что произошло в нашей стране, ─ лишь фрагмент общей перестройки мировой системы и, прежде всего, ее экономической составляющей. Перестройка планетарной экономической системы началась в послевоенные десятилетия, она стала заметна уже в 60-е годы ХХ в. и происходит с тех пор все с нарастающей скоростью. Мир вступает в постиндустриальный период своего развития. Постиндустриальное общество тем отличается от предыдущего этапа его развития, от общества индустриального, что уровень жизни растет быстрее развития производительных сил.

Самое существенное из того, что происходит в современной экономической организации планетарного общества: новые технологии, отличающиеся резким повышением сложности реализации, предъявляющие сверхжесткие требования к технологической дисциплине, нуждаются в качественно новом уровне образованности и дисциплины работников. Они уже не укладываются в старые организационные рамки и нуждаются в новых структурах организации человеческой деятельности, их перестройке, носящей действительно революционный и общепланетарный характер. Последнее особенно существенно и влечет перестройку самой структуры общества, меняет природу и взаимоотношение социальных групп.

Исходной пружиной послевоенного развития являются беспримерные успехи в науке и технических достижениях. Это, прежде всего, компьютеризация всех сфер жизни и широкое распространение энергосберегающих технологий. Благодаря им, термин «научно=техническая революция» стал архаизмом: темпы развития техники и технологий, а главное – их внедрение в производство превратили техническую революцию в естественный процесс. А благодаря развитию коммуникаций и росту образованности персонала все ноу-хау становятся практически сразу общепланетарным достоянием. Технологические секреты очень быстро перестают быть секретами.

Но самое важное случилось все-таки в общественной сфере, в перестройке ее экономической основы. Локальные, национальные экономики постепенно стали терять потенцию саморазвития, они стали интегрироваться в единый общепланетарный экономический организм с универсальной системой регулирования, которую по инерции называют рыночной или системой свободного предпринимательства. Решающую роль в определении характера дальнейшего развития стали играть транснациональные корпорации (ТНК): произошла транснационализация капитала. Мир ТНК возник сам по себе, в результате естественного процесса самоорганизации.

На этой основе рынок приобрел вселенский характер, в котором определяющим фактором успеха стала общественная производительность труда. И страны достаточно легко разделились на группу быстро прогрессирующих, производительность труда которых выше средней общепланетарной, и отсталые страны с производительностью ниже среднего уровня. Но рынок остается рынком, поэтому он стал беспощадно расправляться в промышленностью тех стран, производительность труда которых не смогла подняться выше среднего уровня. И закрутился для многих стран и народов смертельный маховик

Мировой характер экономической системы означает, в частности, что локальные экономики стали открытыми, капиталы (и не только капиталы) теперь легко перетекают из одной страны в другую, не зная никаких преград. И они концентрируются в тех странах, где общественная производительность труда более высокая, где вкладывать деньги элементарно выгодней. Заметим, что этот процесс касается не только денег, но и «мозгов»: наиболее энергичные и талантливые люди тоже начинают эмигрировать в страны «золотого миллиарда», которые становятся насосом, откачивающим из отсталых стран все то лучшее, что они имеют.

Итак, заработал некий «дьявольский насос», и пока существует установившийся порядок – это общий неотвратимый процесс, выкачивающий из отсталых стран капиталы, ресурсы и таланты!

Отличительной чертой текущего момента является исключительная взаимосвязь современного мира, когда наиболее насущные проблемы современности не могут быть решены в рамках какого-либо отдельного государства. Поэтому глобальная ситуация в мире во многом будет определять дальнейшее развитие и нашей страны, в том числе существующие и перспективные угрозы ей.

Развитие современной цивилизации определяет глобальный кризис, в основе которого лежит противоречие между ростом производства─потребления и возможностями экосистемы Земли. Выход из этого кризиса возможен только за счет устранения противоречия, породившего его. Тут одно из двух: либо сокращение численности потребителей с сохранением и дальнейшим ростом всех видов потребления у оставшихся, либо изменение образа жизни, когда ценность человека (если хотите, его «престиж») будет определяться уровнем его личного развития, в первую очередь, духовного, во всем его многообразии, а не наличием материальных богатств.

Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания...

Ж.Б. Ламарк

Человеку в процессе взаимодействия с природой необходимо суметь опровергнуть мнение Ламарка – оно не должно превратиться в пророчество. Для этого человечеству нужна такая организация общества, которая смогла бы найти альтернативу современному бегу к пропасти, ибо однажды непрерывно растущие потребности людей уже не сможет удовлетворить планета Земля и ее вполне ограниченными ресурсами.

Самое главное – научить человека мыслить.

Б. Брехт

Концепции современного естествознания(КСЕ) – это новая интегративная учебная дисциплина, введенная в образовательный стандарт РФ с 1995 г. и ставшая с этого времени обязательной для всех специальностей гуманитарного, технического и естественнонаучного профиля. Интегративность дисциплины определяется ее поли- или мультидисциплинарностью: объединением многих естественнонаучных дисциплин. В названии предмета два ключевых слова: концепция и естествознание.

Концепция [лат. conceptio] имеет 2 дефиниции:

  1. система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов;

  2. единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда.

Естествознание – это система наук о природе, одна из трех основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении, теоретическая основа многих областей производства и естественнонаучный фундамент философии. Объектом естествознания является природа. Под природой в широком смысле слова (Природа) – подразумевается весь материальный, энергетический и информационный мир Вселенной. Природа в узком смысле слова – совокупность естественных условий существования и жизнедеятельности человека. В системе охраны окружающей среды выделяют три природы:

  1. природа «первая» – естественные экосистемы Земли;

  2. природа «вторая» – преобразованные человеком экосистемы – поля, сады, пруды, виноградники и т.п.;

  3. природа «третья» – искусственно созданные системы окружающей человека сферы – урбокомплексы, внутриквартирная среда, производственные интерьеры, промышленная и бытовая техника.

К определению предмета естествознания существует два подхода. Согласно первому из них предметом естествознания является изучение различных форм движения материи. 30 мая 1873 г. Ф. Энгельс писал К. Марксу: «…Тела неотделимы от движения; их формы и виды можно познавать только в движении, о телах вне движения, вне всякого отношения к другим телам, ничего нельзя сказать. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть. Поэтому естествознание познает тела, только рассматривая их в отношении друг к другу в движении». Философы выделяют пять форм движения материи (ФДМ):

    1. Механическая ФДМ с подформами и видами: прямолинейное, криволинейное, вращательное, равномерное – неравномерное, равномерно ускоренное (положительное и отрицательное).

    2. Физическая ФДМ: тепловая (исследуется термодинамикой), электромагнитная (теорией электромагнетизма), внутриатомная (квантовой механикой).

    3. Химическая ФДМ: реакции неорганических соединений, реакции органических соединений, реакции комплексных соединений.

    4. Биологическая ФДМ: процессы, протекающие в растительном мире, процессы, протекающие в животном мире, ассимиляция и диссимиляция, питание, пищеварение, торможение и возбуждение нервной деятельности и т.п.

    5. Социальная ФДМ: производственная, общественно-политическая, научная.

Вторым подходом предмет естествознания определяется как совокупность естественнонаучных направлений (математика, астрономия, география, физика, геология, биология, экология), включающих около 2 000 дисциплин (по другим подсчетам 17 000).

Предмет естествознания – факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого – обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты опыта, эмпирического обобщения и теории, которые формулируют законы науки. Явления, например, тяготение, непосредственно даны в опыте; законы науки, например, закон всемирного тяготения – варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.

Методом естествознания является методология современного естественнонаучного исследования. Под методологией научного познания понимается учение о научных методах познания.

Введение курса КСЕ преследует три цели:

  1. раскрытие современной естественнонаучной картины мира;

  2. формирование и развитие концептуального мышления личности;

  3. синтез в системе знаний в единое целое гуманитарной и естественнонаучной культур.

Содержание естественнонаучной картины мира составляют следующие вопросы:

► Как устроен окружающий нас мир?

► Каким образом он произошел и какова его дальнейшая судьба?

► Каковы его «самые простейшие кирпичики» и чем заканчивается иерархия его материальных форм при переходе из глубокого микромира в далекий космос (мегамир)?

► Можно ли познать мир «до конца» и построить единую, всеобъемлющую теорию, которая бы объяснила и в принципе позволила бы рассчитать любое физическое явление природы?

Таким образом, естественнонаучная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, которая возникает в результате анализа и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.

Механическая картина мира (МКМ), созданная трудами Галилея, Кеплера, Гюйгенса, Ньютона, основывалась на следующих принципах: связь теории с практикой; использование математики; эксперимент реальный и мысленный; критический анализ и проверка данных. Главное – тенденция свести все виды движения к механическому.

Электромагнитная картина мира (ЭКМ) основана на идее динамического атомизма, концептуальном понимании материи и связанном с ним понятии близкодействия, которое внес М. Фарадей. Уравнения Максвелла отразили эти идеи и привели к понятию поля без построения механических корпускулярных моделей.

Квантово-полевая картина мира (КПКМ) отразила открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязью вещества и энергии. Изменились представления о причинности, роли наблюдателя, самой материи, времени и пространстве.

Современная, эволюционная картина мира отражает появление междисциплинарных подходов и технические возможности описания состояний и движений сложных систем, позволившие рассматривать единообразие явления живой и неживой природы.

В основе концептуального мышления лежат три концепции:

  1. системного подхода,

  2. эволюции,

  3. самоорганизации.

Системный подход, получивший широкое распространение в современном научном познании, ориентирует исследователя на системный целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и тем самым ограждает его от односторонности и неполноты результатов. Концепция эволюции – рассматривает одну из форм развития в природе и обществе: непрерывное, постепенное количественное изменение, в отличие от революции – быстрого, коренного, качественного изменения – и вносит в познание требование учета непрерывной изменяемости процессов, явлений как в предшествующем историческом развитии (в ретроспективе), так и на будущее (на перспективу). Концепция самоорганизации раскрывает внутренние механизмы эволюции.

Таким образом, системный или синергетический подход ориентируется на исследование процессов изменения и развития. Принцип самоорганизации позволил изучать процессы возникновения и формирования новых, более сложно организованных систем. Поэтому, современная картина мира включает естественнонаучное и гуманитарное знание.

Современная научная картина мира отличается сложностью рассматриваемых систем. Так, с помощью ЭВМ решаются задачи, которые не могли быть решены четверть века назад. Оказалось, что в сложных системах вдали от равновесия могут возникать из хаоса упорядоченные состояния. Хаос стал выступать созидательным началом, конструктивным и обязательным механизмом эволюции. В настоящее время обществу необходимо решать сложные задачи выхода из многочисленных кризисов, причем пути выхода не должны быть катастрофическими, фактически – это задачи балансировки между рисками и безопасностью. Проблемы выбора стратегии связывают с нелинейной динамикой, разработавшей различные пути перехода от хаоса к порядку. Явления самоорганизации начали изучаться в естествознании, экологии, экономике. Поэтому будущие специалисты во многих областях должны получить представление о современной научной картине мира.

Для чего же нужно изучать современное естествознание? Во-первых, для того, чтобы стать культурным человеком, надо знать, что такое теория относительности, генетика, синергетика, социобиология, экология, этология и другие науки. Во-вторых, это важно и потому, что многое в нашей жизни строится в соответствии с научной методологией. Хотя человечеству далеко до научной организации труда, тем не менее, научные принципы лежат в основе многих видов деятельности, и их надо знать, чтобы использовать. В-третьих, потому, что знания, необходимые любому специалисту, так или иначе, связаны и в какой-то степени основаны на научных данных.

Этих причин достаточно для обоснования важности нового курса КСЕ.

Что такое наука в целом, какова ее история, структура, динамика?

Наука – [лат. scientia, от scire, «знать»] - это термин, используемый в самом широком смысле для обозначения обобщаемого и систематизируемого знания в любой области.

Современное понятие науки включает четыре ипостаси этого феномена:

  1. воспроизводство новых знаний;

  2. хранение, систематизацию и «уплотнение» имеющихся знаний;

  3. передачу знаний грядущим поколениям;

  4. актуализацию научных знаний в непосредственную производительную силу.

Объективно воспроизводство новых знаний началось с зарождения человеческой культуры. Надежный механизм хранения информации и ее передачи имели уже египетская и шумерская цивилизации. Наука как система подготовки кадров возникает с появлением университетов, самым первым из которых был Болонский, основанный в 1088 г., и достигает совершенства в XIX веке. Бэкон Френсис (1561─1626) рождает крылатую фразу «знание ─ сила», но по-настоящему непосредственной производительной силой наука становится со второй половины ХХ в.

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

ФРАГМЕНТАРНОСТЬ – изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины. Вообще, понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ – получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки – однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ – ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ – наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ – хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – новые знания определенным образом и но строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

КРИТИЧНОСТЬ – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты.

ДОСТОВЕРНОСТЬ – научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

ВНЕМОРАЛЬНОСТЬ – научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получения знания (этика ученого требует от него интеллектуальности честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

ЧУВСТВЕННОСТЬ – научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанных пар: универсальность – фрагментарность, общезначимость – обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность ─ критичность, достоверность – внеморальность, рациональность – чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Отличие науки от других отраслей культуры. От других отраслей культуры сфер человеческой деятельности науку отличает целый ряд признаков.

Так, от ИСКУССТВА наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

В отличие от ТЕХНИКИ наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

По сравнению с ИДЕОЛОГИЕЙ научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

От ФИЛОСОФИИ науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос “почему?”, а на вопрос “как?”, “каким образом?”

Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеет большее значение, чем вера.

В отличие от МИФИЛОГИИ наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

Отличие науки от МИСТИКИ заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.

Именно теоретическим освоением действительности наука отличается от обыденного сознания.

Становление науки. Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI – XVII вв.

Немецкий философ К. Ясперс в книге “Смысл и назначение истории” говорит о двух этапах становления науки:

этап I – “становление логически и методически осознанной науки – греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии”;

этап II – “возникновение современной науки, вырастающей с конца средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в.” (М., 1994).

Именно в XVII в. произошло то, что дало основания говорить о научной революции, - радикальная смена основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижение новых принципов познания, категорий и методов.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для удовлетворения этих потребностей и понадобилась наука в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались ученые древности.

Зарождение науки. Природная гармония разума – античность, Возрождение.

Зарождение науки в контексте всей культуры происходит в Древней Греции в VII─VI вв. до н.э. в форме научных программ. Первой научной программой стала математическая программа, сформулированная Пифагором Самосским (VI в. до н.э.) и позднее развитая в философии и физике. Она представляет собой набор умозрительных рассуждений о связи строения вещества с геометрическими фигурами. Эта программа заложила основы развития естествознания, опираясь не на материальные структуры вещества, а на числовые закономерности, на законы бытия. Второй научной программой античности, оказавшей влияние на последующее развитие науки, стал атомизм Демокрита (р. ок. 470 или 460 г. до н.э.), в основе которого лежала идея начала всего сущего в форме неделимых частиц – атомов и пустоты. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие – провозглашали атомисты; возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе – на атомы. Третьей научной программой античности стала программа Аристотеля (384 – 322 до н.э.), созданная на основе систематизации накопленного до него научного знания. Возражая и Платону (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) и Демокриту, Аристотель в поисках истины отказывается признать как существование идей или математических объектов независимо от вещей, так и построение вещей из атомов. Им предложены четыре причины бытия: формальная, материальная, действующая и целевая. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в самом себе. Предметом науки, считал Аристотель, должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Перу Аристотеля принадлежит «Органон» ─ трактат по логике, послуживший и методологическим фундаментом исследования.

Средневековая наука. В эпоху раннего Средневековья наука о природе сдала позиции, занимаемые ею в античности, теологам. Однако постепенно представления о соотношении веры и разума в картине мира менялись: сначала они стали признаваться равноправными, а в эпоху Возрождения разум становится выше откровения. Николай Коперник (1473–1543) и Джордано Бруно (1548─1600) дают миру гелиоцентризм и идею бесконечности Вселенной. Галилео Галилей (1564─1642), изобретший линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр, дал начало европейскому экспериментальному и математическому естествознанию, разработал динамику – науку о движении тел под воздействием приложенных сил, а также сформулировал методологические принципы, которые легли в основу развития науки Нового времени. Именно Галилеем впервые в истории человеческой мысли было сформулировано понятие физического закона в современном значении. Исаак Ньютон (1643─1727) завершает научную революцию XVI─XVII вв., соединив механическую философию Декарта (1596─1650), законы Иоганна Кеплера (1571─1630) о движении планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую всеобъемлющую теорию. В 1687 г. Исааком Ньютоном было создано основное его произведение «Математические начала натуральной философии», содержащее три закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия), из которых выводится большое число следствий, образующих фундамент классической механики и классической физики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Www optimum - site ru – создание и оптимизация сайтов Курсы по созданию сайтов (7)

    Документ
    ... , скорее всего, контрпродуктивны. www.optimum-site.ruсоздание и оптимизациясайтов. Курсыпосозданиюсайтов. www.hotel-biz.ru – сравнение сайтов конкурентов и другие виды анализа ...
  2. Www optimum - site ru – создание и оптимизация сайтов Курсы по созданию сайтов (5)

    Документ
    ... -во стандартов, 1992. www.optimum-site.ruсоздание и оптимизациясайтов. Курсыпосозданиюсайтов. www.hotel-biz.ru – сравнение сайтов конкурентов и другие виды анализа ...
  3. Www optimum - site ru – создание и оптимизация сайтов Курсы по созданию сайтов (1)

    Документ
    ... Краткий курс лекций для заочной формы обучения www.optimum-site.ruсоздание и оптимизациясайтов. Курсыпосозданиюсайтов. www.hotel-biz.ru – сравнение сайтов конкурентов ...
  4. Www optimum - site ru – создание и оптимизация сайтов Курсы по созданию сайтов (6)

    Руководство
    ... проблемы менеджмента www.optimum-site.ruсоздание и оптимизациясайтов. Курсыпосозданиюсайтов. www.hotel-biz.ru – сравнение сайтов конкурентов и другие виды анализа – создание и оптимизациясайтов. Курсыпосозданиюсайтов. 1 Определение ...
  5. Www optimum - site ru – создание и оптимизация сайтов Курсы по созданию сайтов

    Документ
    ... и экономическая преступность Часть 4 www.optimum-site.ruсоздание и оптимизациясайтов. Курсыпосозданиюсайтов. www.hotel-biz.ru – сравнение сайтов конкурентов и другие виды анализа ...

Другие похожие документы..